ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
53620-2009
|
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ
Общие положения

|
Москва
Стандартинформ
2011
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 г. «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения».
Сведения
о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением
высшего профессионального образования Московским государственным
технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых
информационных технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. №
956-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст
изменений и поправок- в ежемесячно издаваемых информационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего
пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов
«Информационно- коммуникационные технологии в образовании».
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере
образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых
форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа
широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам
преимущественно на основе сети Интернет.
Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным
образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в
информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления
образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления
обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др.
ГОСТ Р
53620-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2011-01-01
1
Область применения
Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным
образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в сфере образования для
реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных
технологий.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
- организациями, разрабатывающими и поставляющими
информационно-образовательные среды и ЭОР;
- организациями, выполняющими функции оператора
информационно-образовательных сред;
- организациями, осуществляющими образовательную
деятельность на основе дистанционных образовательных технологий и ЭОР;
- организациями-заказчиками ЭОР;
- индивидуальными пользователями для эффективного поиска и
выбора ЭОР, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;
- органами по сертификации и испытательными лабораториями в
целях подтверждения соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения
ГОСТ
Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных
ресурсов
ГОСТ
Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение,
образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики.
Часть 1. Общий подход
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования
к качеству и тестирование
ГОСТ
Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с
использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к
визуальному отображению информации
ГОСТ
Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с
использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к
отображаемым цветам
ГОСТ
7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно
проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной
системе общего пользования - на официальном сайте национального органа
Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ
Р 52653, ГОСТ
Р 52657, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:
3.1
информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств
и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности
на основе информационно-коммуникационных технологий.
Примечание - Информационно-образовательные среды в обобщенном
виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих
реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных
технологий.
3.2
электронный
образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в
электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание
и метаданные о них
[ГОСТ
Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2]
Примечания
1 Структура,
предметное содержание, методы и средства разработки и применения ЭОР
определяются его функциональным назначением и спецификой применения в
конкретных ИОС.
2 ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку,
имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде,
является электронным изданием (ГОСТ Р 7.83).
3.3 систематизация
ЭОР: Деятельность, направленная на обеспечение эффективного применения ЭОР
в интересах системы образования.
Примечания
1.
Эффективность применения ЭОР может рассматриваться в рамках функционирования
российской системы образования в целом, ее региональных или корпоративных
компонентов, конкретных информационно-образовательных сред или образовательных
учреждений.
2. Систематизация ЭОР должна выполняться с учетом их
идентификации и рубрикации (ГОСТ Р 52657,
подразделы 3.1 и 3.2).
3.4 качество
ЭОР: Степень соответствия совокупности характеристик, присущих ЭОР,
требованиям.
Примечание - Характеристики качества, присущие ЭОР как виду
продукции, должны соответствовать требованиям.
3.5 электронный
учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР,
содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для
совместного применения в образовательном процессе.
Примечания
1 Структура
и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования,
требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими
документами.
2 ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения
отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для
реализации образовательных программ в целом.
3.6 метаданные
ЭОР: Структурированные данные, предназначенные для описания характеристик
ЭОР.
Примечание - Определение и использование базовой информационной
модели метаданных ЭОР обеспечивает интероперабельность
информационно-образовательных сред в сфере образования.
3.7 профиль
метаданных ЭОР: Согласованная совокупность стандартов и
нормативно-технических документов, регламентирующих создание, представление,
обработку, хранение и использование метаданных ЭОР в
информационно-образовательных средах.
3.8 жизненный
цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его
создание и развитие.
Примечание - Сведения о жизненном цикле ЭОР являются одним из
элементов базовой информационной модели, характеризующей свойства ЭОР.
4 Общие положения
4.1 Функциональное назначение
4.1.1 ЭОР
является основополагающим компонентом ИОС, ориентированным на реализацию
образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и
на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное
обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное
обучение.
4.1.2 Структура,
предметное содержание и метаданные ЭОР должны соответствовать их назначению в
образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования
в ИОС.
4.1.3
Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в
значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как
интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных
материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа,
применением компьютерного моделирования для исследования образовательных
объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ.
4.1.4 Применение
ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и
управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:
- организацию самостоятельной когнитивной деятельности
учащихся;
- организацию индивидуальной образовательной поддержки
учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
- организацию групповой учебной деятельности с применением
средств информационно-коммуникационных технологий.
4.1.5
Функциональная структура ЭУМК и входящих в его состав функциональных элементов
(ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и
специфике уровней образования и изучаемых дисциплин (предметов).
Примечание - Типовая структура ЭУМК по дисциплине для
обеспечения изучения дисциплин образовательной программы высшего
профессионального образования включает следующие основные системные элементы:
а) учебная программа по изучаемой дисциплине;
б) электронный курс лекций;
в) электронный учебник;
г) лабораторный практикум удаленного доступа;
д) учебные пакеты прикладных программ;
е) система контроля знаний.
4.1.6 Структура
ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих
собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические
иллюстрации, элементы гипермедиа, программы). Размещение совместно используемых
объектов содержания в сетевых депозитариях обеспечивает их многократное
применение для создания новых ЭОР методом агрегации.
4.2 Классификация
4.2.1 ЭОР могут
быть классифицированы последующим признакам:
а) способу применения в образовательном процессе;
б) целевому уровню и ступени образования;
в) форме обучения;
г) тематике;
д) целевой аудитории;
е) типу ЭОР;
ж) целевому назначению;
з) функции, выполняемой в образовательном процессе;
и) степени дидактического обеспечения специальности;
к) виду образовательной деятельности;
л) характеру представления информации;
м) степени интерактивности;
н) степени соответствия действующим государственным
образовательным стандартам.
4.2.2 По способу
применения в образовательном процессе ЭОР могут быть классифицированы как:
- распределенные ЭОР, размещенные в различных ИОС (порталы,
электронные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и
используемые в режиме удаленного доступа на основе Интернет-технологий;
- ЭОР для применения в локальных сетях образовательных
учреждений и организаций;
- однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно
для использования на персональных компьютерах (для данной группы характерно
использование носителей CD и/или DVD).
4.2.3 Рубрикация
ЭОР в соответствии с их классификационными признаками применительно к
образовательным Интернет-порталам федерального уровня определена ГОСТ
Р 52657.
4.3 Метаданные
4.3.1 Метаданные
представляют собой структурированные данные, предназначенные для описания
характеристик образовательных ресурсов (ЭУМК, ЭОР, объектов контента).
4.3.2
Использование метаданных в ИОС обеспечивает эффективный поиск и компоновку
объектов контента при создании новых ЭОР.
4.3.3
Использование базовой информационной модели метаданных, содержащей
упорядоченный набор элементов для описания основных характеристик ЭОР,
обеспечивает интероперабельность метаданных в различных ИОС.
4.3.4 Разработка
профиля метаданных ЭОР, представляющего собой совокупность стандартов и
нормативно-технических документов (в том числе классификаторов, словарей),
позволяет регламентировать процессы создания, представления, обработки, хранения
и использования метаданных ЭОР в ИОС.
4.3.5 ЭОР,
являющиеся электронными изданиями, могут содержать библиографическое описание и
выходные сведения по ГОСТ Р 7.83.
4.4 Комплекс свойств
4.4.1 ЭОР
являются продуктом, создаваемым на основе знаний о предметной области с
использованием педагогических методов, дидактических подходов и средств
информационно-коммуникационных технологий.
4.4.2 Комплекс
отличительных свойств, определяющих присущие ЭОР характеристики качества, может
быть условно разделен на три основные группы:
а) отличительные свойства, характеризующие соответствие
структуры и содержания ЭОР требованиям федеральных образовательных стандартов,
образовательных программ, нормативных и учебно-методических документов;
б) отличительные свойства, характеризующие ЭОР с точки
зрения педагогических, дидактических и психологических аспектов его
использования в образовательном процессе;
в) отличительные свойства, характеризующие ЭОР как продукт
информационно-коммуникационных технологий с учетом специфики его использования
в ИОС.
4.4.3 Оценка
характеристик качества ЭОР как продукта информационно-коммуникационных
технологий должна выполняться на основе требований стандартов ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12119, ГОСТ
Р ИСО 9241-3 и ГОСТ
Р ИСО 9241-8.
4.4.4 Оценка характеристик качества ЭОР с учетом специфики
его использования в составе ИОР должна выполняться в соответствии с
требованиями стандарта ГОСТ
Р 53625 на основе эталонных критериев качества.
Ключевые
слова: информационно-коммуникационные технологии в образовании, электронные
образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, метаданные,
информационно-образовательная среда