ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|

|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
54893-2012
|
ВАГОНЫ
ПАССАЖИРСКИЕ
ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
И МОТОРВАГОННЫЙ
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Требования
к лакокрасочным покрытиям
и противокоррозионной защите

|
Москва
Стандартинформ
2013
|
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о
стандарте
1
РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт
железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный
транспорт»
3
УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 26 марта 2012 г. № 29-ст
4
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2013 г.
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в
ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 54893-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ
ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
И МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Требования к
лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите
Passenger
cars on locomotive traction and motor-cars.
Lacquer and antirust coating requirements
|
Дата введения - 2012-10-01
Настоящий
стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги и
моторвагонный подвижной состав, вновь изготавливаемые и подвергающиеся
капитальному, деповскому и текущему ремонту.
Настоящий
стандарт устанавливает требования к лакокрасочным и защитным покрытиям на
цельнометаллических пассажирских вагонах локомотивной тяги (далее -
пассажирские вагоны) и на всех видах моторвагонного подвижного состава (далее -
МВПС), а также на их деталях и сборочных единицах климатического исполнения У,
УХЛ категорий размещения 1, 2, 3 по ГОСТ
15150, эксплуатируемых на железнодорожных путях общего и необщего
пользования шириной колеи 1520 мм.
Настоящий
стандарт не распространяется на специальные вагоны пассажирского типа.
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и
своды правил:
ГОСТ
Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений.
Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ
Р 12.3.047-98 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность
технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
ГОСТ
Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные,
знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.
Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р
52753-2007 (ИСО 1524:2000) Материалы лакокрасочные. Метод определения
степени перетира
ГОСТ
Р 54612-2011 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный
подвижной состав. Требования к обмывке и очистке
ГОСТ
3.1120-83 Единая система технологической документации. Общие правила
отражения и оформления требований безопасности труда в технологической
документации
ГОСТ
9.010-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Воздух сжатый для
распыления лакокрасочных материалов. Технические требования и методы контроля
ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ
9.072-77 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Термины и определения
ГОСТ
9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ
9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ
9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида
ГОСТ
12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения
безопасности труда. Общие положения.
ГОСТ
12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования
безопасности
ГОСТ
12.3.005-75 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие
требования безопасности
ГОСТ
12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для
защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ
2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ
3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и
древесных материалов. Общие технические условия
ГОСТ
7313-75 Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия
ГОСТ
8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости
ГОСТ
9109-81 Грунтовки ФЛ-03К и ФЛ-03Ж. Технические условия
ГОСТ 9980.3-86
Материалы лакокрасочные. Упаковка
ГОСТ 9980.4-2002
Материалы лакокрасочные. Маркировка
ГОСТ
10597-87 Кисти и щетки малярные. Технические условия
ГОСТ 10831-87
Валики малярные. Технические условия
ГОСТ 12707-77
Грунтовки фосфатирующие. Технические условия
ГОСТ
15140-78 Материалы лакокрасочные. Метод определения адгезии
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для
различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ
19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени
высыхания
ГОСТ 23143-83
Эмали ЭП-773. Технические условия
ГОСТ
23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным
свойствам
ГОСТ 24709-81
Эмали ЭП-140. Технические условия
ГОСТ
25718-83 Грунтовки АК-069 и АК-070. Технические условия
ГОСТ
27271-87 Материалы лакокрасочные. Метод контроля срока годности
СП
5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной
сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП
12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок
по взрывопожарной и пожарной опасности
СП 44.13330.2011
Административные и бытовые здания
СП
52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение
СП 56.13330.2011
Производственные здания
Примечание -
При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю
«Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего
года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям,
опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт (свод правил) заменен
(изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться
заменяющим (измененным) стандартом (сводом правил). Если ссылочный стандарт
(свод правил) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В
настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1
безвоздушное распыление: Распыление лакокрасочного материала без участия
сжатого воздуха под высоким давлением.
3.2
внешний слой покрытия: Слой покрытия,
поверхность которого соприкасается с окружающей средой.
[ГОСТ
9.008-82, статья 2]
3.3
герметик: Высоковязкий материал, изготовленный на основе полимеров и предназначенный
для уплотнения и герметизации стыков и щелей между сборными элементами узлов и
конструкций.
3.4
грунтование: Нанесение промежуточных слоев
лакокрасочного материала, обладающего хорошей адгезией к окрашиваемой
поверхности и следующему слою лакокрасочного покрытия и предназначенного для
повышения защитных свойств системы покрытия.
[ГОСТ
9.072-77, статья 5а]
3.5
грунтовка: Лакокрасочный материал, образующий при
нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное или прозрачное однородное
лакокрасочное покрытие с хорошей адгезией к окрашиваемой поверхности и
покрывным слоям и предназначенный для улучшения свойств лакокрасочной системы.
[ГОСТ
28246-2006, статья 12]
3.6
грунтовочное покрытие: Лакокрасочное покрытие, нанесенное
непосредственно на окрашиваемую поверхность.
3.7
деповской ремонт пассажирских вагонов (далее - ДР): Плановый ремонт
вагонов для восстановления их работоспособности с заменой или ремонтом
отдельных составных частей, а также модернизации отдельных узлов.
3.8
долговечность лакокрасочного покрытия: Способность
лакокрасочного покрытия сохранять заданные свойства в течение заданного срока.
[ГОСТ
9.072-77, статья 14]
3.9
жизнеспособность лакокрасочного материала: Максимальное
время, в течение которого лакокрасочный материал, выпускаемый в виде отдельных
компонентов, может быть использован после смешения компонентов.
[ГОСТ
28246-2006, статья 46]
3.10
заказчик железнодорожного подвижного состава: Предприятие или
организация, или их объединение, по заявке и договору с которым осуществляются
разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава
и/или его составных частей, а также их ремонт с включением окрашивания.
3.11
защитное лакокрасочное покрытие: Покрытие,
предназначенное для защиты окрашиваемой поверхности от воздействия факторов
внешней среды.
[ГОСТ
9.072-77, статья 39]
3.12
капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (далее -
КВР): Ремонт пассажирских вагонов с использованием восстановленных существующих
конструкций кузовов и тележек, обновлением внутреннего оборудования и созданием
современного интерьера.
3.13
капитальные ремонты МВПС (далее - КР-1 и КР-2): Ремонт, выполняемый для
восстановления эксплуатационных характеристик, исправности МВПС и его ресурса,
близкого к полному.
3.14
капитальный ремонт пассажирских вагонов (далее - КР-1): Плановый ремонт
вагонов для восстановления исправности и ресурса пассажирских вагонов путем
замены или ремонта изношенных и поврежденных узлов и деталей, а также
модернизации.
3.15
капитальный ремонт пассажирских вагонов (далее - КР-2): Плановый ремонт
для восстановления исправности и ресурса пассажирских вагонов с частичным
вскрытием кузова до металла с заменой теплоизоляции и электропроводки.
3.16
капитальный ремонт пассажирских вагонов повышенного объема с модернизацией (далее
- КРМ): Капитальный ремонт для продления срока службы пассажирского вагона,
включает в себя контроль технического состояния всех несущих элементов
конструкции пассажирского вагона с восстановлением их назначенного ресурса,
замену или восстановление любых его составных частей, включая базовые, и
проведение комплекса работ по модернизации пассажирского вагона, включая
обновление внутреннего оборудования и интерьера.
3.17
краска: Жидкий или пастообразный
пигментированный лакокрасочный материал, имеющий в качестве пленкообразующего
вещества олифу различных марок или водную дисперсию синтетических полимеров и
образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное
покрытие.
[ГОСТ
28246-2006, статья 8]
3.18
комбинированное распыление: Смешанное распыление или безвоздушное
распыление с воздушным формированием факела.
3.19
лак: Лакокрасочный материал, образующий при
нанесении на окрашиваемую поверхность прозрачное лакокрасочное покрытие.
[ГОСТ
28246-2006, статья 11]
3.20
лакокрасочное покрытие: Сплошное
покрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоев
лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.
[ГОСТ
28246-2006, статья 6]
3.21
лакокрасочный материал: Жидкий,
пастообразный или порошковый материал, образующий при нанесении на окрашиваемую
поверхность лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративными или
специальными техническими свойствами.
[ГОСТ
28246-2006, статья 1]
3.22 локальный ремонт: Восстановление лакокрасочного
покрытия на поврежденной поверхности, занимающей до 25 % ее площади.
3.23 малярная позиция: Позиция на которой созданы
необходимые условия и обеспеченная оборудованием для проведения окрасочных
работ.
3.24
моторвагонный подвижной состав: Моторные и
немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда,
автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы,
предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
[Технический
регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного
состава», статья 2]
3.25
окрашивание: Нанесение лакокрасочного материала на
окрашиваемую поверхность.
[ГОСТ
9.072-77, статья 5]
3.26
пассажирские вагоны: Вагоны,
предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений,
а также почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные,
клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные
вагоны пассажирского типа.
[Технический
регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного
состава», статья 2]
3.27
пневматическое распыление: Распыление лакокрасочного материала путем
дробления его струей сжатого воздуха и нанесения его в виде тонкой дисперсии на
поверхность.
3.28
пневмоэлектростатическое распыление: Распыление лакокрасочного материала
под воздействием потока сжатого воздуха в электростатическом поле.
3.29
получение лакокрасочного покрытия: Технологический
процесс, включающий операции подготовки окрашиваемой поверхности, окрашивания и
сушки.
[ГОСТ
9.072-77, статья 4]
3.30
порошковый лакокрасочный материал: Лакокрасочный
материал в порошкообразной форме, не содержащий растворителя, образующий при
нанесении на окрашиваемую поверхность после расплавления и отверждения сплошное
лакокрасочное покрытие.
[ГОСТ
28246-2006, статья 14]
3.31
противокоррозионное покрытие: Покрытие, предназначенное для защиты
поверхности от коррозии при взаимодействии с окружающей средой и от воздействия
агрессивных сред.
3.32
разбавитель лакокрасочного материала: Одно- или
многокомпонентная летучая жидкость, которая, не являясь растворителем
лакокрасочного материала, может быть использована в сочетании с растворителем,
не оказывая вредного воздействия на свойства лакокрасочного материала и
лакокрасочного покрытия.
[ГОСТ
28246-2006, статья 17]
3.33
растворитель лакокрасочного материала: Одно- или
многокомпонентная жидкость, испаряющаяся при определенных условиях сушки и
полностью растворяющая пленкообразующее вещество лакокрасочного материала.
[ГОСТ
28246-2006, статья 16]
3.34
система лакокрасочного покрытия: Многослойное
покрытие, в котором каждый слой выполняет определенную функцию.
[ГОСТ
9.072-77, статья 2а]
3.35
сошлифовка: Снятие верхнего декоративного финишного слоя покрытия.
3.36
срок службы лакокрасочного покрытия: Срок, в течение
которого лакокрасочное покрытие сохраняет заданные свойства.
[ГОСТ
9.072-77, статья 13]
3.37
стойкость лакокрасочного покрытия: Способность
лакокрасочного покрытия сохранять заданные свойства.
[ГОСТ
9.072-77, статья 12]
3.38
сушка лакокрасочного покрытия: Формирование
лакокрасочного покрытия.
[ГОСТ
9.072-77, статья 30]
3.39
текущий ремонт МВПС (далее - ТР-3): Текущий ремонт для восстановления
основных эксплуатационных характеристик, исправности и ресурса (срока службы)
электропоездов путем ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей и
агрегатов с обязательной проверкой состояния остальных составных частей с
устранением обнаруженных неисправностей.
3.40
шпатлевание: Выравнивание окрашиваемой или окрашенной
поверхности с помощью шпатлевки.
[ГОСТ
9.072-77, статья 56]
3.41
шпатлевка: Пастообразный или жидкий лакокрасочный
материал, который наносят на окрашиваемую поверхность перед окрашиванием для
выравнивания незначительных неровностей и/или получения гладкой ровной
поверхности.
[ГОСТ
28246-2006, статья 13]
3.42
шпатлевочное покрытие: Лакокрасочное
покрытие, предназначенное для заполнения неровностей и сглаживания окрашиваемой
поверхности.
[ГОСТ
9.072-77, статья 38]
3.43
эмаль: Жидкий или пастообразный
пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде
раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях и образующий
при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие.
[ГОСТ
28246-2006, статья 7]
4.1.1
Все работы по окрашиванию, включая подготовку поверхности, а также выдержку
окрашенного вагона, должны быть проведены в специализированных помещениях
(малярный цех, участок, окрасочно-сушильная камера, дробеструйная камера) при
температуре окружающей среды не ниже 15 °C, влажности воздуха не выше 80 %.
Окрашивание
двухкомпонентными лакокрасочными материалами повышенной долговечности должны
проводить только в окрасочно-сушильных камерах. Локальный ремонт лакокрасочного
покрытия возможен на малярных позициях при условии соблюдения требований к
нанесению лакокрасочных материалов.
Допускается
по согласованию организации или предприятиям, осуществляющим окраску с
заказчиком, производить выдержку окрашенного вагона на крытых позициях вне
малярного помещения при соблюдении требований в части температуры и влажности.
4.1.2
Температура кузова вагона, подготовленного к окрашиванию, должна быть на 3 °C
выше точки росы. Определение точки росы в зависимости от температуры окружающей
среды и относительной влажности воздуха приведено в приложении А.
4.1.3.
Требования к окрашиванию деталей и сборочных единиц, не предусмотренные
настоящим стандартом, устанавливают в технической документации, согласованной с
заказчиком.
4.1.4.
Последовательность и содержание выполнения операций окрашивания определяется
технологической документацией, а также технической документацией на применяемые
материалы.
4.2.1.1
Металлические поверхности пассажирских вагонов и МВПС, их деталей, сборочных
единиц, подготовленные к окрашиванию, должны быть очищены от ржавчины, окалины,
сварочных брызг, формовочной
земли, заусенцев, старого лакокрасочного покрытия, масложировых и сажевых
загрязнений в соответствии с ГОСТ
9.402 механическим или абразивоструйным способом.
4.2.1.2
Период времени между окончанием абразивоструйной обработки и следующей
операцией грунтования не должен превышать 2 ч.
4.2.1.3
Для абразивоструйной очистки должны быть использованы:
а)
для поверхностей из углеродистой стали:
1) стальная
закаленная дробь размером от 0,2 до 1,0 мм;
2) металлический
песок или купершлак размером от 0,2 до 2,5 мм;
3) электрокорунд
размером от 0,2 до 1,0 мм;
б)
для поверхностей из нержавеющей стали:
1) нержавеющая
дробь размером от 0,2 до 1,0 мм;
2) фруктовая
косточка размером от 0,2 до 1,0 мм;
3) электрокорунд
размером от 0,2 до 1,0 мм.
4.2.1.4
Подготовленные к окрашиванию кузова пассажирских вагонов и МВПС, детали и
сборочные единицы должны быть по ГОСТ
9.402 сухими и обдутыми сжатым воздухом по ГОСТ
9.010.
4.2.1.5
Внешний вид подготовленных поверхностей вагонов должен соответствовать ГОСТ
9.032.
4.2.2.1
Качество обезжиривания поверхности перед очисткой должно соответствовать второй
степени по ГОСТ
9.402.
4.2.2.2
Наружные и внутренние поверхности кузовов пассажирских вагонов и МВПС (кроме
настила пола снизу кузова и подвагонного оборудования) перед окрашиванием
должны быть подвергнуты абразивоструйной обработке с последующим обеспыливанием
по ГОСТ
9.402.
Допускается
подготовку поверхности настила пола снизу кузова и подвагонного оборудования
выполнять в соответствии с ГОСТ
9.402 методом пароструйного обезжиривания.
4.2.2.3
Степень очистки для вновь изготавливаемых вагонов по ГОСТ
9.402 должна быть:
-
для наружных поверхностей кузовов вагонов - 1 или 2;
-
для внутренних поверхностей вагонов - 2;
-
для тележек и подвагонного оборудования - 3.
4.2.2.4
Шероховатость поверхности для вновь изготавливаемых вагонов после
абразивоструйной очистки должна быть не более Rz 40 и не менее Rz 20 по ГОСТ
2789.
4.2.3.1
Наружные поверхности кузовов (за исключением пола кузова снизу) пассажирских
вагонов при КР-2, КРМ, КВР и МВПС при КР-2 должны быть очищены от старого
покрытия абразивоструйным способом.
4.2.3.2
Степень очистки пассажирских вагонов при КР-2, КРМ, КВР и МВПС при КР-2 по ГОСТ
9.402 должна быть:
-
для наружных поверхностей кузовов вагонов - 1 или 2;
-
для тележек и подвагонного оборудования - 3.
4.2.3.3
Наружные поверхности кузовов подвижного состава очищаются полностью до металла,
если:
-
разрушение лакокрасочного покрытия превышает 25 % общей площади кузова
(определяется визуально); или
-
общая толщина имеющегося комплексного покрытия превышает 2000 мкм (включая
шпатлевку, грунтовку и эмаль) и 250 мкм (исключая шпатлевку); или
-
адгезия старого покрытия (исключая шпатлевку) более 2 баллов по ГОСТ
15140.
Очистка
старого покрытия до металла пассажирских вагонов при КР-1, ДР и МВПС при ТР-3
должна производиться до степени 1 или 2 по ГОСТ
9.402 абразивоструйным способом.
4.2.3.4
Наружные поверхности пассажирских вагонов при КР-1, ДР и МВПС при ТР-3 со
старым частично разрушившимся покрытием должны быть очищены в местах
разрушившегося покрытия до металла механическим или абразивоструйным способом.
4.2.3.5
Наружные поверхности пассажирских вагонов при КР-1, ДР и МВПС при ТР-3 с
сохранившимся покрытием должны быть очищены от дефектов предыдущего окрашивания
(потеков, наплывов и утолщений) с использованием механизированного инструмента.
4.2.3.6
Внутренние поверхности кузова пассажирских вагонов при КВР (крыша, пол, боковые
и торцевые стены) должны быть расчищены от разрушившегося покрытия (отслоения,
вспучивания, растрескивания и т.д.) ручным и механизированным инструментом до
степени очистки 3 или 4 по ГОСТ
9.402.
4.2.3.7
Внутренние вскрытые поверхности кузова пассажирских вагонов при КР-1, КР-2, КРМ
и МВПС при КР-1, КР-2, имеющие повреждения защитного покрытия (отслоения,
вспучивания, растрескивания и т.д.), должны быть расчищены ручным и
механизированным инструментом до степени очистки 3 или 4 по ГОСТ
9.402.
4.2.3.8
При выявлении поврежденных участков (сквозных, коррозионных) металлических кузовов
пассажирских вагонов при КВР, КРМ, КР-2, КР-1 и МВПС при КР-1, КР-2 они должны
подвергаться замене и восстановлению:
-
сваркой с последующей зачисткой сварных швов пневмо- или электроинструментом и
фосфатированием грунтовками ВЛ-02 или ВЛ-023 под однокомпонентные материалы или
двухкомпонентными грунтовками с последующим окрашиванием отремонтированных
участков в соответствии с выбранными схемами;
-
методом клеевой технологии с применением клеевых материалов с последующим
окрашиванием отремонтированных участков.
4.2.3.9
Внутренние, вновь вваренные поверхности кузова пассажирских вагонов при КР-1,
КР-2, КРМ и МВПС при КР-1, КР-2 включая стойки, лотки, фальшборты, листы
подоконного пояса и пола, должны быть очищены абразивным способом или
механизированным инструментом до степени очистки 2 по ГОСТ
9.402.
4.2.3.10
Раму вагонов и тележек следует очищать от продуктов коррозии и разрушившегося
лакокрасочного покрытия абразивоструйным способом.
Допускаются
другие способы подготовки поверхности, обеспечивающие требования ГОСТ
9.402 и сроки службы покрытий в соответствии с 4.9.
4.2.3.11
На наружных поверхностях вагонов, окрашенных двухкомпонентными долговечными
материалами, после шести лет эксплуатации должен быть сошлифован верхний финишный слой до грунта-выравнивателя.
4.2.3.12
Наружные поверхности вагонов, окрашенных двухкомпонентными долговечными
материалами после 12 лет эксплуатации, должны быть очищены абразивоструйным
способом полностью до металла, до степени очистки 1 или 2 с последующим
обеспыливанием по ГОСТ
9.402.
4.2.3.13
Шероховатость поверхности после абразивоструйной очистки, используемой при всех
видах ремонта, должна быть не более Rz 55 и не менее Rz 20 по ГОСТ
2789.
4.2.3.14
Поверхности вагонов, подвергнутые очистке ручным или механизированным
электропневмо-инструментом, должны быть обезжирены. Качество обезжиривания
перед окрашиванием должно соответствовать второй степени по ГОСТ
9.402.
4.3.1
Все лакокрасочные и защитные материалы, применяемые для окрашивания и
противокоррозионной защиты, должны иметь свидетельство о государственной
регистрации, внесенное в Реестр свидетельств о государственной регистрации (см.
[1] и [2]).
4.3.2
Системы лакокрасочных покрытий (грунтовки, шпатлевки, мастики, эмали и лаки)
для окрашивания вновь изготавливаемых вагонов, деталей и сборочных единиц,
число слоев грунтовок, эмалей, лаков, толщины лакокрасочных покрытий шпатлевки
и мастики приведены в таблицах Б.1 - Б.2 приложения Б и Д.1 - Д.2 приложения Д.
4.3.3
Системы лакокрасочных покрытий для окрашивания пассажирских вагонов при КР-2,
КРМ, КВР и МВПС при КР-2 деталей и сборочных единиц, количество слоев
грунтовок, эмалей, лаков, толщины лакокрасочных покрытий шпатлевки и мастики
изложены в таблицах В.1 - В.3 приложения В и Д.1 - Д.2 приложения Д.
4.3.4
Системы лакокрасочных покрытий для окрашивания пассажирских вагонов при КР-1,
ДР и МВПС при КР-1, ТР-3, число слоев грунтовок, эмалей, лаков, толщины лакокрасочных покрытий приведены в таблицах Г.1 - Г.2
приложения Г и Д.1 - Д.2
приложения Д.
Допускается
применение других лакокрасочных материалов, не предусмотренных в приложении Д, обеспечивающих повышенные
декоративные и защитные свойства комплексного покрытия и имеющих свидетельство
о государственной регистрации, внесенное в Реестр свидетельств о
государственной регистрации (см. [1]
и [2]) для применения на железнодорожном
транспорте.
4.3.5
Системы лакокрасочных и защитных покрытий выбирают применительно к видам
окрашиваемой поверхности для вновь изготавливаемых пассажирских вагонов и МВПС
или при КВР, КРМ, КР-2, КР-1, ДР пассажирских вагонов и при КР-2, КР-1, ТР-3
МВПС, ее подготовке к окрашиванию с обязательным учетом типов ранее применяемых
покрытий, указанных в паспорте вагона или поезда. Не допускается замена типа
покрытия на иное без очистки кузова вагона до металла.
4.3.6
Перечень лакокрасочных, защитных и вспомогательных материалов для окрашивания и
противокоррозионной защиты кузовов пассажирских вагонов и МВПС, деталей и
сборочных единиц приведен в приложении Е.
4.4.1
Для противокоррозионной защиты внутренней поверхности кузовов должны
применяться материалы (грунтовки, мастики и составы), обладающие комплексом
защитных, гидроизоляционных, виброшумопоглащающих и технологических свойств.
4.4.2
На вновь изготавливаемых вагонах должны применяться водно-дисперсионные мастики
и составы, нанесенные по двухкомпонентным грунтовкам.
4.4.3
При капитальном ремонте должны использоваться пенетрирующие мастики и составы.
Наносить пенетрирующие составы на разрушенное и нерасчищенное покрытие запрещается.
4.4.4
Сварные швы вновь вваренного металла при ремонте должны быть обработаны
фосфатирующими грунтовками с последующим нанесением на них различного типа грунтовок, за исключением грунтовок
на эпоксидной основе.
4.4.5
Последовательность выполнения операций и применяемые материалы для
противокоррозионной защиты при всех видах ремонта приведены в таблицах В.2 - В.3
приложения В и Г.2 приложения Г.
4.5.1
Камеры абразивоструйной очистки, используемые при подготовке поверхности к
окрашиванию вновь изготавливаемых вагонов и полного снятия покрытия при
ремонте, должны быть обеспечены системами вентиляции, с
минимальным 60-кратным обменом воздуха в соответствии с предельно
допустимыми концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
населенных мест [3] и ориентировочными
безопасными уровнями воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
[4].
4.5.2
При частичном снятии покрытия допускаются к использованию портативные мобильные
аппараты абразивной очистки или механизированный электропневмоинструмент.
4.5.3
Окрасочно-сушильные камеры для грунтования, шпатлевания, шлифования, нанесения
финишных слоев должны быть обеспечены системами вентиляции со 120-кратным
обменом воздуха в соответствии с ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест [3] и ориентировочными безопасными уровнями воздействия
вредных веществ в воздухе рабочей зоны [4].
Рабочие
площадки должны быть обеспечены системами приточно-вытяжной вентиляции.
4.5.4
Установки пневматического, безвоздушного, комбинированного,
пневмоэлектростатического методов распыления для нанесения грунтовок, эмалей,
красок, лаков должны быть обеспечены устройствами регулирования давления
воздуха и изменения формы факела при окраске поверхностей разных размеров и
достижения максимальной производительности работ, шлангами для подачи
лакокрасочных материалов, стойкими к действию растворителей.
4.5.5
Ручной инструмент, используемый при окрашивании поверхности, должен
соответствовать ГОСТ 10597 (кисти и
щетки), ГОСТ
10831 (валики).
4.6.1
Нанесение грунтовочных материалов производят с применением установок
безвоздушного, пневматического, комбинированного или пневмоэлектростатического
распыления.
Нанесение
финишных покрытий производят с применением установок пневматического,
комбинированного или пневмоэлектростатического распыления.
Нанесение
мастичных высоковязких материалов производят механизированными установками,
защитных составов - агрегатами безвоздушного распыления.
Допускается
окрашивание однокомпонентными лакокрасочными материалами кистями и валиками
поверхностей салонов внутри вагона, а также при восстановлении механических
повреждений на наружных поверхностях кузовов.
4.6.2
Сжатый воздух, подаваемый к краскораспылительному оборудованию, должен быть
очищен от влаги, пыли и масла в соответствии с ГОСТ
9.010.
4.6.3
Давление воздуха на входе в краскораспылитель должно быть в соответствии с
технической документацией на материал.
4.7.1
Лакокрасочные и защитные противокоррозионные покрытия, нанесенные на
поверхности вагонов, их деталей и сборочных единиц, следует подвергать горячей
или естественной сушке до степени 3 по ГОСТ
19007.
Допускается
нанесение слоев лакокрасочных материалов по недосушенным предыдущим слоям, если
это предусмотрено технической документацией на материалы.
4.7.2
Сушку покрытий следует обеспечивать соблюдением режимов сушки, установленных в
технической документации на конкретную марку материалов.
4.8.1
Требования к толщине лакокрасочных покрытий
4.8.1.1
Толщина лакокрасочных покрытий на наружных и внутренних поверхностях всех видов
вагонов указана в приложениях Б,
В, Г.
4.8.2
Требования к внешнему виду лакокрасочных покрытий
4.8.2.1
Загрунтованная наружная поверхность должна быть ровной, без наплывов и
неприкрашенных мест в соответствии с ГОСТ
9.407.
4.8.2.2
Цвет лакокрасочного покрытия выбирают по международной цветовой картотеке RAL в соответствии
с ГОСТ
23852 и дизайн-проектом на вагоны, согласованным с заказчиком.
4.8.2.3
Внешний вид наружных окрашенных поверхностей вагонов должен соответствовать
следующим классам по ГОСТ
9.032:
- IV классу -
боковые стены;
- V классу -
торцевые стены, скаты крыши, боковых стен почтовых и багажных вагонов;
- VII классу -
средняя часть крыши, ходовая часть, подвагонное оборудование.
4.9 Требования
к сроку службы (долговечности) лакокрасочных покрытий
Срок
службы (долговечность) покрытий, указанных в настоящем стандарте, по защитным
свойствам при соблюдении правил эксплуатации и ремонта должен быть не менее:
а)
на наружных поверхностях кузовов:
1) 12 лет - при
использовании двухкомпонентных долговечных материалов;
2) шесть лет -
при использовании однокомпонентных материалов (в том числе модифицированных
алкидных, водно-дисперсионных);
б)
на внутренних поверхностях кузова вагона:
1) 18 лет - для
вновь изготавливаемых вагонов;
2) 10 лет - на
ремонтируемых вагонах;
в)
на ходовых частях всех видов вагонов - три года.
По
истечении срока службы покрытие должно быть удалено полностью до металла с
последующим окрашиванием в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
В
условиях эксплуатации и ремонта вагонов должны соблюдаться следующие требования:
-
своевременный уход за окрашенной поверхностью (обмывка и очистка) и отсутствие
граффити в соответствии с ГОСТ
Р 54612;
-
своевременный (не реже одного раза в год) ремонт механических повреждений,
который должен выполняться по решению заказчика в целях предупреждения коррозии
цельнометаллической обшивки кузова после выявления их на комиссионном осмотре с
последующим устранением с применением технологии локального ремонта.
5.1
При выполнении работ по подготовке поверхностей к окрашиванию пассажирских
вагонов, МВПС и их деталей на работников воздействуют вредные и опасные факторы
в соответствии с ГОСТ
12.3.005.
5.2
Уровни опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах не должны
превышать значений, установленных:
-
по содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны - гигиеническими
нормативами [5];
-
по уровням шума - ГОСТ
12.1.003;
-
по уровням вибраций - санитарными нормами [6];
-
по освещенности рабочих мест - СП 52.13330;
-
по показателям микроклимата - санитарными правилами и нормами [7].
5.3
К работе по подготовке поверхностей и к нанесению лакокрасочных и защитных
материалов допускаются лица, достигшие восемнадцати лет, прошедшие при
поступлении на работу предварительный медицинский осмотр (в процессе работы -
периодический медицинский осмотр [8]),
вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обучение, проверку знаний и
стажировку (в процессе работы - инструктажи и проверку знаний по охране труда и
пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ
12.0.004).
5.4
Категории помещений краскозаготовительных отделений, малярных цехов и участков
по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливают с учетом видов
используемых в помещениях горючих веществ и материалов, их числа и
пожароопасных свойств, а также особенностей технологических процессов в
соответствии с требованиями СП
12.13130.
5.5
Санитарно-бытовые помещения для работников, выполняющих работы по подготовке
поверхности и нанесению лакокрасочных материалов, необходимо оборудовать в
соответствии с группой производственных процессов 36 по СП 44.13330. Работники должны
быть обеспечены гардеробными помещениями для специальной одежды расширенного
состава с искусственной вентиляцией шкафов, душевыми,
респираторными, ингаляториями, помещениями и устройствами для отдыха работников
и помещениями для обеспыливания специальной одежды и специальной обуви.
5.6
Выбор электрооборудования для краскозаготовительных отделений, малярных цехов и
участков должен производиться в соответствии с классом взрывоопасных и
пожароопасных зон, определяемых по правилам [9].
Общеобменная
механическая приточно-вытяжная вентиляция, электроосветительная арматура и
другое электрооборудование должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении
[13].
5.7
При выполнении работ по подготовке поверхностей к нанесению лакокрасочных и
защитных противокоррозионных материалов, окрашиванию пассажирских вагонов и
МВПС необходимо соблюдать требования ГОСТ
12.3.005, санитарно-эпидемиологических правил [10], правил по охране труда [11] и санитарных правил [12], а также требования пожарной безопасности в
соответствии с ГОСТ
Р 12.3.047, правилами пожарной безопасности в Российской Федерации [13] и правилами пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте [14].
5.8
При изложении требований безопасности в технологической документации на
отдельные виды работ по подготовке поверхностей к нанесению лакокрасочных и
защитных противокоррозионных материалов, окрашиванию пассажирских вагонов и
МВПС необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ
3.1120.
5.9
Помещения и площадки на территории депо и ремонтных заводов для работы с
лакокрасочными материалами должны быть обеспечены установками пожарной
сигнализации, пожаротушения и первичными средствами пожаротушения в
соответствии с требованиями ГОСТ
12.4.009 и сводом правил СП
5.13130.
5.10
Все помещения, предназначенные для окрашивания и камеры абразивоструйной
очистки, должны быть оборудованы самостоятельными механическими
приточно-вытяжными системами вентиляции, которые не должны объединяться между
собой и вентиляционными системами других помещений.
Местные
вентиляционные системы от производственного оборудования и рабочих мест не
должны объединяться между собой и с вентиляционными системами помещений, в том
числе с помещениями для работы с красками.
Окрасочные
камеры и напольные решетки должны быть оборудованы местными отсосами,
обеспечивающими объем удаляемого воздуха в зависимости от метода окрашивания, способа вентиляции и класса опасности
применяемого лакокрасочного материала.
5.11
Естественное и искусственное освещение в краскозаготовительных отделениях,
малярных цехах и участках должно соответствовать требованиям СП 52.13330.
5.12
Лакокрасочные материалы следует хранить только в исправной, небьющейся,
герметически закрытой таре, на которой должна быть надпись или бирка на русском
языке с названием лакокрасочного материала, номером партии, датой изготовления,
наименованием организации-изготовителя и сроком хранения. Лакокрасочные
материалы следует хранить в штабелях, на стеллажах или в шкафах, выполненных из
несгораемых материалов. Емкости, содержащие вредные и взрывоопасные вещества, должны иметь предупреждающую окраску в соответствии
с требованиями ГОСТ
Р 12.4.026.
5.13
Устройство, оборудование и эксплуатация складских помещений должны
соответствовать требованиям СП 56.13330.
5.14
Работники, выполняющие работы по окрашиванию пассажирских вагонов и МВПС,
должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с
типовыми нормами [15], смывающие и
обезвреживающие средства по нормам [16],
имеющие сертификат соответствия и (или) декларацию о соответствии.
5.15
Помещения и площадки для работы с лакокрасочными материалами должны быть
обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ
Р 12.4.026.
6.1
При применении лакокрасочных материалов следует соблюдать экологические
требования для предупреждения нанесения вреда окружающей среде и здоровью
человека в соответствии с гигиеническими нормативами [3].
6.2
При проведении работ по окрашиванию вагонов должны выполняться мероприятия по
охране окружающей среды, обеспечивающие защиту атмосферы, поверхностных и
грунтовых вод, почвы от загрязнения вредными пылевыми и газовыми выбросами,
сточными жидкостями и твердыми отходами, утвержденные на каждом предприятии.
6.3
В камерах абразивоструйной очистки отвод запыленного воздуха должен
осуществляться через каналы вместе с отработанной дробью. Выбрасываемый в
атмосферу воздух должен очищаться от пыли до установленных нормативов, согласно
гигиеническим нормам [3], с помощью
рукавных или патронных фильтров или пылеуловителей.
6.4
Система приточно-вытяжной вентиляции окрасочных цехов (участков) должна быть
оснащена оборудованием, обеспечивающим содержание пыли и паров органических
растворителей в выбросах в атмосферу и воздухе рабочей зоны ниже ПДК,
установленной в соответствии с требованиями ПДК вредных веществ в воздухе
рабочей зоны [5] и ПДК загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе населенных мест
[3].
6.5
Вентиляционный воздух в окрасочную камеру должен подаваться сверху вниз через
потолочный распределительный и пылеулавливающий волокнистый фильтр при
120-кратном воздухообмене.
6.6
Выброс загрязненного воздуха, содержащего пары органических растворителей,
должен обеспечивать ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
согласно гигиеническим нормам [4].
6.7
Жидкие и твердые отходы, образовавшиеся после очистных и окрасочных работ, в
том числе от промывания оборудования и коммуникаций, должны быть собраны,
утилизированы или захоронены. Накопление, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов проводят в соответствии с
санитарными правилами [17].
7.1
Контролю подлежат:
-
температура окрашиваемой поверхности;
-
температура и влажность воздуха в окрасочном помещении;
-
соответствие лакокрасочных материалов стандартам, техническим условиям,
техническим спецификациям;
-
подготовка поверхности к окрашиванию;
-
количество слоев нанесенных материалов;
-
степень высыхания каждого слоя;
-
толщина комплексных лакокрасочных и защитных покрытий на металлических
поверхностях вагонов;
-
внешний вид лакокрасочных покрытий.
Проверку
качества выполнения работ по окрашиванию и противокоррозионной защите, начиная
с подготовки поверхности и до их окончания, следует проводить на каждом вагоне
пооперационно и на готовом изделии.
7.2
Входной контроль качества лакокрасочных материалов и покрытий должны
осуществляться по показателям, указанным в стандартах и технической
документации (технических условиях и технических спецификациях) на каждый
материал:
-
исходная вязкость материала;
-
однородность материала;
-
степень перетира материала;
-
время высыхания материала;
-
жизнеспособность (для двухкомпонентных материалов);
-
адгезия покрытия;
-
внешний вид и цвет покрытия.
Показатели
(входного контроля) при строительстве вагонов должны проверяться в каждой
поступившей партии материалов.
7.3
Входной контроль лакокрасочных материалов при ремонте должен осуществляться по
необходимости. Входной контроль может осуществляться предприятием, оказывающим
услуги по окраске, либо централизованно, либо на объектах оказания услуг.
7.4
Упаковка лакокрасочных материалов должна соответствовать ГОСТ 9980.3 а их маркировка - ГОСТ 9980.4.
8.1
Степень очистки от окалины, ржавчины и старого покрытия, а также качество
обезжиривания поверхности контролируют в соответствии с ГОСТ
9.402 (раздел 6). Шероховатость поверхности контролируют в соответствии с ГОСТ
2789.
8.2
Контроль качества подготовки деревянной поверхности проводят визуально,
относительную влажность проверяют измерителем влажности или индикатором
влажности для древесины по ГОСТ
3191.
8.3
Степень высыхания при контроле качества окрашивания и входном контроле
контролируют по ГОСТ
19007 на контрольных образцах-свидетелях, режимы сушки проверяют средствами
измерения, установленными в специально отведенных местах сушильных камер,
малярных цехов и участков.
8.4
Внешний вид окрашенных поверхностей при контроле качества окрашивания и входном
контроле определяют в соответствии с ГОСТ
9.032.
8.5
При контроле качества окрашивания необходимо проверять:
-
температуру и влажность воздуха в процессе окрашивания, которые контролируют
термометрами, психрометрами, гигрометрами, термогигрометрами на всех этапах
получения лакокрасочных и защитных покрытий;
-
число наносимых слоев, которое контролируется визуально;
-
толщину лакокрасочных покрытий на стальных поверхностях (кроме нержавеющей
стали), которая проверяется методами неразрушающего контроля с помощью
магнитных и индукционных толщиномеров утвержденного типа. Контрольные измерения толщины покрытия необходимо выполнять в
13 - 16 точках на всей наружной поверхности кузова. Для контрольных измерений
толщины необходимо выбирать точки на свесах крыши, верхней, средней и нижней
частях кузова.
8.6
При входном контроле контролируется:
-
вязкость по ГОСТ 8420,
однородность материала - визуально на отсутствие расслоений;
-
степень перетира материала по ГОСТ Р
52753;
-
жизнеспособность двухкомпонентных материалов по ГОСТ 27271;
-
адгезия покрытия по ГОСТ 15140.
8.7
При проведении испытаний лакокрасочных материалов и покрытий следует применять
средства измерений утвержденных типов и поверенные согласно правилам [18], а испытательное оборудование -
аттестованное по ГОСТ
Р 8.568.
9.1
Предприятие, оказывающее услуги по окраске вагонов, должно гарантировать
соответствие лакокрасочных покрытий на окрашенных поверхностях вагонов
требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, а также
при отсутствии механических повреждений и воздействия химических веществ, не
предусмотренного штатной эксплуатацией подвижного состава.
9.2
Гарантийный срок сохранности защитных свойств лакокрасочных и защитных покрытий
устанавливают в технических условиях или стандартах на изделие, или по
согласованию с заказчиком.
К
моменту истечения гарантийного срока состояние защитных свойств лакокрасочных
покрытий на наружных поверхностях кузовов вагонов должно соответствовать баллу
А31, а декоративных свойств - баллу АД2 по ГОСТ
9.407.
Определение
точки росы в зависимости от температуры окружающей среды и
относительной влажности воздуха для окрашивания пассажирских вагонов
локомотивной тяги и МВПС
Таблица А.1 - Определение
точки росы в зависимости от температуры окружающей среды и относительной
влажности воздуха
Температура воздуха,
°C
|
Точка росы при разных
значениях относительной влажности воздуха, °C
|
50 %
|
55 %
|
60 %
|
65 %
|
70 %
|
75 %
|
10
|
0,1
|
1,3
|
2,6
|
3,7
|
4,7
|
5,7
|
11
|
1,0
|
2,3
|
3,5
|
4,6
|
5,6
|
6,7
|
12
|
1,9
|
3,2
|
4,5
|
5,6
|
6,6
|
7,7
|
13
|
2,8
|
4,2
|
5,4
|
6,6
|
7,6
|
8,6
|
14
|
3,7
|
5,1
|
6,4
|
7,5
|
8,6
|
9,6
|
15
|
4,7
|
6,1
|
7,3
|
8,5
|
9,5
|
10,6
|
16
|
5,6
|
7,0
|
8,3
|
9,5
|
10,5
|
11,6
|
17
|
6,5
|
7,9
|
9,2
|
10,4
|
11,5
|
12,5
|
18
|
7,4
|
8,8
|
10,2
|
11,4
|
12,4
|
13,5
|
19
|
8,3
|
9,7
|
11,1
|
12,3
|
13,4
|
14,5
|
20
|
9,3
|
10,7
|
12,0
|
13,3
|
14,4
|
15,4
|
21
|
10,2
|
11,6
|
12,9
|
14,2
|
15,3
|
16,4
|
22
|
11,1
|
12,5
|
13,8
|
15,2
|
16,3
|
17,4
|
23
|
12,0
|
13,5
|
14,8
|
16,1
|
17,2
|
18,4
|
24
|
12,9
|
14,4
|
15,7
|
17,0
|
18,2
|
19,3
|
25
|
13,8
|
15,3
|
16,7
|
17,9
|
19,1
|
20,3
|
26
|
14,8
|
16,2
|
17,6
|
18,8
|
20,1
|
21,2
|
27
|
15,7
|
17,2
|
18,6
|
19,8
|
21,1
|
22,2
|
28
|
16,6
|
18,1
|
19,5
|
20,8
|
22,0
|
23,2
|
29
|
17,5
|
19,1
|
20,5
|
21,7
|
22,9
|
24,1
|
30
|
18,4
|
20,0
|
21,4
|
22,7
|
23,9
|
25,1
|
Приложение Б
(обязательное)
Система
лакокрасочных и защитных покрытий для окрашивания пассажирских
вагонов локомотивной тяги и МВПС при строительстве