ПостановлениеПравительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП
О Концепции освоения подземногопространства и основных направлениях развития подземной урбанизации городаМосквы
(сизменениями от 25 декабря 2007 г.)
На современном этапеградостроительного развития Москвы в условиях сокращения территориальныхрезервов для создания и развития благоприятной среды жизнедеятельности в целяхустойчивого развития города необходимы опережающие темпы освоения подземногопространства.
Вместе с тем, толькоменее трети строящихся в городе объектов различного назначения имеют подземнуючасть, и доля подземных сооружений в общей площади объектов, введенных вэксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
Возможности использованияподземного пространства города Москвы ограничиваются сложнымиинженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием ужепостроенных и эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующихзданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженернойинфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию строительства.
В результатевоздействия этих факторов площадь подземных сооружений, ежегодно вводимых вэксплуатацию в последние годы, в среднем не превышает 700 тыс.кв.м, и вдействующем Генеральном плане развития города Москвы освоение подземногопространства как отдельное направление градостроительного развития городаМосквы отсутствует.
Вместе с тем, анализранее принятых проектных решений показывает, что в большинстве случаев отказ отосвоения подземного пространства негативно влияет на формируемую планировочнуюи архитектурно-пространственную структуру города.
В целях созданияблагоприятной среды для жизнедеятельности и устойчивого развития города за счетмаксимального использования градостроительного потенциала подземногопространства Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепциюосвоения подземного пространства и основные направления развития подземнойурбанизации города Москвы (далее - Концепция) согласно приложениюк настоящему постановлению.
2. Департаменту градостроительнойполитики, развития и реконструкции города Москвы:
2.1. Выступитьгосударственным заказчиком по разработке Городской целевой среднесрочнойпрограммы освоения подземного пространства на период 2008-2010 гг. (далее -Программа) и основных направлений развития подземной урбанизации города Москвына последующие годы.
ПостановлениемПравительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N1127-ПП в пункт 2.2 настоящего постановления внесены изменения
2.2. Совместно сМоскомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "Московскийцентр освоения резервных территорий", ГУП "Мосгоргеотрест",Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы в III квартале 2008 г.на основании Концепции разработать и представить на утверждение ПравительстваМосквы Городскую целевую среднесрочную программу освоения подземногопространства на период 2008-2010 гг. и основные направления развития подземнойурбанизации города Москвы на последующие годы.
Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г.
N1127-ПП
впункт 2.3 настоящего постановления внесены изменения
2.3.Обеспечить на конкурсной основе разработку:
2.3.1. Совместно сУправлением государственного строительного надзора Ростехнадзора в III квартале2008 г. - методики районирования территорий города по условиям освоенияподземных пространств в зависимости от различных природных и техногенныхфакторов.
2.3.2. В III квартале 2008г. - схемы районирования территорий города по условиям реализацииинвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости отразличных природных и техногенных факторов и методики расчета нормативнойстоимости строительства различных типов подземных сооружений в условиях влияниянегативных природных и техногенных процессов и явлений.
2.3.3. Утратилсилу.
2.4. Осуществитьфинансирование разработки Программы и мероприятий, предусмотренных пунктом2.3 настоящего постановления, за счет средств, выделенных Департаментуградостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы на 2007 годв рамках Адреснойинвестиционной программы.
2.5. До 15 ноября 2007г. представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы прогнозобеспечения финансовыми средствами предполагаемых основных мероприятийПрограммы на 2008 год и последующие годы.
2.6. Совместно сУправлением государственного строительного надзора Ростехнадзора,Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "Московскийцентр освоения резервных территорий", ГУП "Мосгоргеотрест",префектурами административных округов города Москвы и другимиспециализированными организациями в целях формирования единой базы данных оподземных объектах на территории города Москвы организовать систему учетасуществующих, вводимых в эксплуатацию и проектируемых подземных сооружений.
3. СоздатьКоординационный совет при Правительстве Москвы по вопросам освоения подземногопространства города Москвы (далее - Координационный совет) подпредседательством первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы,руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкциигорода Москвы Ресина В.И.
4. ПредседателюКоординационного совета в месячный срок представить на утверждениеПравительства Москвы положение о Координационном совете и его состав.
5. Москомархитектуре:
5.1. Совместно сУправлением государственного строительного надзора Ростехнадзора в III квартале2007 г. подготовить план мероприятий по разработке и совершенствованиюнормативной правовой базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
5.2. При актуализацииГенерального плана развития города Москвы, разработке других видовградостроительной, нормативно-правовой документации и проектов законов города Москвы,регламентирующих градостроительную деятельность, предусматривать разработкуразделов, обеспечивающих освоение подземного пространства.
6. Департаментуимущества города Москвы до 30 августа 2007 г. подготовить и представить дляучета при разработке Программы в Департамент градостроительной политики,развития и реконструкции города Москвы предложения по внесению дополнений иизменений в нормативные правовые акты, касающиеся вопросов имущественныхотношений при освоении подземного пространства.
7. Контроль завыполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя МэраМосквы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
Концепция освоения подземногопространства и основные направления развития подземной урбанизации городаМосквы
В соответствии сПорядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализациигородских целевых программ в городе Москве, утвержденным постановлениемПравительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП, на основании представленнойКонцепции освоения подземного пространства и основных направлений развитияподземной урбанизации города Москвы (далее - Концепция) предполагаетсяразработать Городскую целевую среднесрочную программу освоения подземногопространства на 2008-2010 гг. (далее - Целевая программа) и основныенаправления развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
Концепция содержитследующие основные разделы:
I. Обоснованиесоответствия целей и решаемой Целевой программой проблемы приоритетным задачамсоциально-экономического развития города Москвы.
II. Обоснованиецелесообразности решения проблемы программно целевым методом.
III. Возможныеварианты реализации Целевой программы.
IV. Основные цели,задачи и мероприятия Целевой программы, ожидаемые результаты.
V. Основные показателиреализации Целевой программы.
VI. Финансовоеобеспечение Целевой программы.
VII. Основныеисполнители Целевой программы.
VIII. Государственныйзаказчик и разработчики Целевой программы.
IX. Управление иконтроль за реализацией Целевой программы.
На современном этапесоциально-экономического развития Москвы создание благоприятной среды дляжизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города в значительнойстепени возможно за счет максимального использования градостроительногопотенциала подземных пространств, который в настоящее время используется внедостаточной степени. Реализация Целевой программы и разработка основныхнаправлений развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годыпозволит резко увеличить ввод подземных объектов различного назначения доуровня, соответствующего современным требованиям к городской среде и необходимогодля решения следующих приоритетных задач социально-экономического развитиягорода:
- размещение нанаиболее градостроительно значимых и инвестиционно привлекательных территорияхгорода крупных многофункциональных комплексов, строительство которых в связи сосложившейся застройкой возможно только путем освоения подземных пространств;
- повышение уровнякомфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки сразмещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торговогои другого назначения в пределах пешеходной доступности;
- обеспечение вводаподземных объектов в объемах, необходимых для реализации городскихградостроительных программ;
- сокращение площадигородских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно вподземном пространстве;
- увеличение уровняобеспеченности жителей города местами организованного хранения автотранспорта иобъектами социально-культурного назначения;
- снижение избыточнойпарковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счетразмещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений пристроительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административныхзданий, предприятий торговли. Увеличение пропускной способности улично-дорожнойсети;
- увеличение доходнойчасти бюджета города Москвы за счет налоговых и неналоговых поступлений отдеятельности предприятий и организаций, которые будут размещены на объектах,созданных в подземном пространстве.
Реализация основныхнаправлений градостроительного развития Москвы, предусмотренных Генеральнымпланом развития города Москвы, осуществляется в условиях постоянного сокращениятерриториальных ресурсов.
Одновременновозрастают требования по обеспеченности местами организованного храненияавтомобилей, объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Значительная частьэтих объектов может быть размещена в подземном пространстве города и впоследние годы темпы освоения подземного пространства постоянно увеличиваютсяпо двум основным направлениям:
- массовоестроительство объектов, в составе которых имеются подземные сооружения;
- уникальные объектыобщегородского значения, такие как торговый центр на Манежной площади, тоннельТретьего транспортного кольца, подземный участок Звенигородского проспекта.
Вместе с тем,особенности геологического строения территории, на которой расположен городМосква, гидрогеологические условия, а также сложившаяся наземная застройка исуществующие подземные объекты значительно осложняют освоение подземныхпространств города.
Как следствие этого,менее 30% строящихся в городе объектов различного назначения имеют подземнуючасть, в результате доля подземных сооружений в общей площади объектов,введенных в эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
Изучение зарубежногоопыта показывает, что оптимальные условия для обеспечения устойчивого развитияи комфортного проживания в городских агломерациях, схожих с Москвой по такимпоказателям, как общая площадь, численность населения, соотношение историческойи современной застройки, достигаются при доле подземных сооружений от общейплощади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
Анализ хода реализацииГенерального плана развития города Москвы до 2020 года показывает, что основныенегативные факторы, сдерживающие развитие подземной урбанизации в городеМоскве, следующие:
- при планированииразвития города в недостаточной степени используются в качестве обосновывающихматериалов объективные характеристики градостроительного потенциала подземныхпространств города; как следствие этого, при планировании наземногостроительства возможности размещения объектов в подземном пространствеиспользуются в недостаточной степени;
- до настоящеговремени в городе не разработана единая методика оценки экономическойцелесообразности подземного строительства, учитывающая влияние подземныхобъектов на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В связис этим в результате недостаточного стимулирования строительства подземныхсооружений значительные городские территории застраиваются объектами, которыемогут быть размещены в подземном пространстве;
- отсутствует единаяобщегородская система нормативно-правового и технического регулированияосвоения подземного пространства. Вместе с тем, анализ существующей нормативнойбазы показывает, что в условиях изменяющегося федерального законодательства ипри необходимости значительного увеличения объемов подземного строительстванормативное обеспечение подземной урбанизации Москвы необходимо осуществлятьопережающими темпами;
- одно из основныхпреимуществ подземного строительства в условиях сложившейся застройки -возможность размещения подземных сооружений под объектами природного комплексаи культурного наследия используется крайне редко - как правило, пристроительстве уникальных объектов транспортной инфраструктуры.
С учетом изложенного,эффективно решать поставленные задачи и существующие проблемы возможно толькопрограммно-целевым методом.
Варианты реализацииЦелевой программы определены на основании предложений по размещению объектовподземного строительства на 2008-2010 гг., подготовленных ГУП "НИиПИ ГенпланаМосквы" при участии Департамента градостроительной политики, развития иреконструкции города Москвы, Москомархитектуры и префектур административныхокругов, а также с учетом показателей, утвержденных Среднесрочнойпрограммой жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг.и заданий до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступноеи комфортное жилье - гражданам России" и Целевой программы строительствагаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.
Строительствоподземных сооружений в объеме 1 млн. 800 тыс.кв.м в период с 2008 по 2010 годпо расчетам, выполненным ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", соответствуетминимальному варианту реализации Целевой программы и обеспечивает подземнымиобъектами утвержденные городские градостроительные программы.
Вместе с тем, привыполнении Целевой программы по минимальному варианту такие важнейшиепоказатели качества городской среды, как обеспеченность местами организованногохранения автотранспорта и пропускная способность улично-дорожной сети за счетподземного строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
Максимальный вариантреализации Целевой программы предусматривает предельный объем ввода подземныхсооружений в 2008-2010 гг. на уровне 3,0 млн.кв.м.
В значительной степенивозможность реализации этого варианта зависит от темпов строительства и сроковввода в эксплуатацию крупных многофункциональных комплексов, в составе которыхдоля подземных сооружений, как правило, не превышает 30%.
Опыт реализации такихпроектов в городе Москве в последние годы показывает, что одним из важнейшихфакторов, влияющих на сроки строительства, является обеспеченность инженерной итранспортной инфраструктурой, в первую очередь, электроснабжением.
В связи с этим присравнении максимального и единого оптимистического варианта реализации Целевойпрограммы, предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,550 млн.кв.м сучетом имеющего и планируемого уровня развития городской инженерной итранспортной инфраструктуры, в целях безусловного выполнения мероприятийЦелевой программы в установленные сроки предлагается оптимистический вариантреализации Целевой программы.
Указанный вариантпредусматривает ввод объектов Целевой программы, увязанный с развитиеминженерной и транспортной инфраструктуры города, и обеспечивает утвержденныеградостроительные программы необходимыми объемами подземного строительства.
Кроме того, приреализации этого варианта Целевой программы и одновременно с нарастающим вводомподземных сооружений в необходимом объеме будет обеспечен задел на последующиегоды за счет значительного увеличения количества объектов, по которым в период2008-2010 гг. планируется разработка проектно-сметной документации.
Целевая программаосвоения подземного пространства города Москвы будет разработана с цельюсоздания благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивогоразвития города за счет максимального использования градостроительного потенциалаподземных пространств.
Для достижения целейЦелевой программы необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечитьмаксимальное использование подземного пространства для формирования современнойпланировочной и архитектурно-пространственной структуры города.
2. Разработатьосновные направления освоения подземного пространства города Москвы.
3. Создать системустимулирования освоения подземного пространства города Москвы.
4. Повыситьнадежность, энерго-эффективность и долговечность подземных сооружений,обеспечить безопасность эксплуатации подземных сооружений в расчетных условияхэксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.
В соответствии суказанными целями и задачами программы предлагается выполнить следующиемероприятия:
1. Мероприятия,направленные на обеспечение максимального использования подземного пространствадля формирования современной планировочной и архитектурно-пространственнойструктуры города Москвы:
1.1. Сбор и систематизацияинформации по существующим, проектируемым и строящимся подземным сооружениям.
1.2. Подготовкапредложений по размещению подземных сооружений при выполнении городскихградостроительных программ.
1.3. Формированиебазовых адресных перечней объектов подземного строительства.
1.4. Разработкапредпроектной и конкурсной документации, предусматривающей в условиях конкурсавозврат в бюджет города Москвы средств на предпроектные проработки и разработкуконкурсной документации.
1.5. Подготовкапредложений по уточнению показателей финансового обеспечения Целевой программыпри формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программыгорода Москвы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровнякомфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки сразмещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного,торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности.
2. Обеспечение вводаподземных объектов в объемах, необходимых для реализации городскихградостроительных программ.
3. Сокращение площадигородских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно вподземном пространстве.
4. Увеличение уровняобеспеченности жителей города местами организованного хранения автотранспорта иобъектами социально-культурного назначения.
5. Снижение избыточнойпарковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счетразмещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений пристроительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административныхзданий; предприятий торговли.
6. Создание единойобщегородской системы разработки и реализации предпроектной и проектнойдокументации по освоению подземного пространства.
7. Увеличениеколичества конкурсов на выполнение функций инвестора по строительству подземныхобъектов.
8. Увеличениепропускной способности улично-дорожной сети.
9. Сохранение объектовкультурного наследия.
10. Сохранение иразвитие озелененных территорий.
11. Разработка системыконтроля за использованием и складированием грунтов при создании подземныхсооружений.
2. Мероприятия поразработке основных направлений освоения подземного пространства города Москвы.
2.1. Разработкаметодики районирования территорий города по условиям освоения подземныхпространств в зависимости от различных природных и техногенных факторов.
2.2. Разработкаметодики расчета нормативной стоимости строительства различных типов подземныхсооружений в условиях влияния негативных природных и техногенных процессов иявлений.
2.3 Разработкаметодики расчета нормативных показателей по проектированию размещения объектовпотребительского рынка и услуг, расположенных в подземных пространствах, порайонам города Москвы с учетом действующих градостроительных нормативов.
2.4. Разработка схемырайонирования территорий города по условиям освоения подземных пространств взависимости от различных природных, техногенных и экономических факторов.
2.5. Разработкаосновных направлений развития подземной урбанизации, соответствующих разделовГенерального плана развития города Москвы и другой градостроительнойдокументации.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличениеэффективности использования градостроительного потенциала подземных пространствгорода.
2. Определение объемови видов подземного строительства, которое возможно на территории города Москвыс учетом действия негативных природных и техногенных процессов и явлений, атакже экономических и других факторов, влияющих на условия освоения подземногопространства.
3. Повышение качестваи сокращение сроков разработки предпроектной и проектной документации пообъектам подземного строительства.
4. Создание системымониторинга реализации градостроительной документации по освоению подземныхпространств города и подготовки обосновывающих материалов для актуализацииуказанной документации.
3. Мероприятия посозданию системы стимулирования освоения подземного пространства города Москвы:
3.1. Проведениеанализа экономических условий реализации проектов строительства подземныхсооружений в городе Москве.
3.2. Выполнение оценкивлияния природных и техногенных факторов на стоимость строительства подземныхсооружений.
3.3. Разработкаметодики экономического стимулирования строительства подземных объектов,предусматривающей следующие основные положения:
3.3.1. Разработаннаяметодика обеспечит возможность проведения анализа потенциальных коммерческих(финансовых) результатов строительства подземных объектов, а также подготовкипредварительных заключений по возможным поступлениям в бюджет города приреализации проектов подземного строительства за счет средств инвесторов с цельюстимулирования инвестиционной активности при освоении подземных пространствгорода Москвы.
3.3.2. Методикунеобходимо разработать в соответствии со сложившейся практикой инвестиционнойдеятельности в городе Москве.
3.3.3. Методикапредусматривает возможность расчета максимально допустимого размера обремененийпри строительстве подземных объектов с учетом приемлемой рентабельностиинвестиционного проекта для инвестора.
3.3.4. При разработкеметодики необходимо учесть сложившийся уровень рыночных цен и экономическуюэффективность строительства различных объектов для различных районов Москвы.
3.3.5. В результатеразработки и утверждения методики необходимо обеспечить учет влияния следующихприродных и техногенных факторов на себестоимость строительства подземныхсооружений:
-инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
- археологическиеданные;
- негативные природныеи природно-техногенные процессы и явления (суффозия, изменение уровня грунтовыхвод, вибрационные воздействия, магнитные поля и др.);
- существующие либопланируемые к строительству подземные сооружения, в том числе подземные частиили фундаменты наземных сооружений;
- наличие объектовприродного комплекса;
- существующиебиоценозы и прогноз их развития.
3.3.6. Кроме того, вметодике необходимо предусмотреть следующие планировочные и иные ограничения, атакже мероприятия, направленные на максимальное использованиеградостроительного потенциала подземного пространства:
- требования побезопасности;
- требования поресурсо- и энергосбережению;
- функциональноеназначение объектов (отдельно для многофункциональных комплексов);
- размеры сооружений;
- вид сооружения:отдельно стоящие либо в составе объекта, имеющего наземную и подземную часть;
- плотностьсуществующей застройки (возможность ведения работ с поверхности либо щитовойпроходкой);
- требования кподземным сооружениям, определяемые существующей либо планируемой наземнойзастройкой;
- необходимость строительстваобъектов ГО;
- условияприсоединения к наружным сетям;
- необходимостьстроительства автономных источников электро-, теплои водоснабжения;
- возможностьразмещения муниципальных объектов;
- целесообразность финансированиястроительства (в том числе частичного) из средств бюджета города;
- форму возвратавложенных средств: продажа, аренда, концессия, прочее;
- разработкунормативно-правовой и градостроительной документации, обеспечивающейэффективное использование подземного пространства.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение объемовстроительства подземных сооружений.
2. Увеличение долиподземных сооружений в общем объеме строительства (в том числе за счетразмещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры).
3. Сокращениенеэффективно используемых подземных пространств города.
4. Повышениеинвестиционной привлекательности строительства подземных сооружений.
5. Увеличениепоступлений в бюджет города Москвы при реализации инвестиционных проектов.
6. Увеличение объемоввнебюджетного финансирования строительства подземных сооружений.
4. Мероприятия,направленные на повышение надежности, энерго-эффективности и долговечностиподземных сооружений, обеспечение безопасности эксплуатации подземныхсооружений в расчетных условиях эксплуатации, а также в условиях чрезвычайныхситуаций:
4.1. Разработкатехнической и нормативно-правовой документации по освоению подземныхпространств.
4.2. Разработкатехнической и нормативно-правовой документации по эксплуатации и ремонтуподземных сооружений.
4.3. Разработканормативно-правовой документации, обеспечивающей стимулирование внедрения приосвоении подземных пространств передовых отечественных и зарубежных проектных,технологических и организационных решений.
4.4. Разработкаметодики мониторинга состояния подземных сооружений.
4.5. Изучение ивнедрение передового отечественного и зарубежного опыта при освоении подземныхпространств, а также инновационных технологий.
4.6. Разработкапрогноза влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений наподземные сооружения.
4.7. Разработканормативно-правовой документации в целях повышения безопасности эксплуатацииподземных сооружений.
4.8. Разработка ивнедрение проектных решений, направленных на повышение безопасности эксплуатациисуществующих и строящихся подземных сооружений.
Ожидаемые результаты:
1. Повышениенадежности, энерго-эффективности, долговечности и безопасности подземныхсооружений.
2. Улучшениеэксплуатационных характеристик подземных сооружений.
3. Повышение качестваобъемно-планировочных решений подземных объектов.
4. Увеличение сроковэксплуатации подземных сооружений без текущего и капитального ремонта.
5. Снижениеэксплуатационных затрат подземных сооружений.
6. Снижение затрат натекущий и капитальный ремонт подземных сооружений.
7. Обеспечениепроектирования и строительства в городе Москве технической инормативно-правовой документацией, соответствующей современным требованиям кнадежности, энерго-эффективности и долговечности подземных сооружений.
Основные показателиЦелевой программы определены в соответствии с планируемыми объемамистроительства подземных сооружений по годам реализации программы.
Предусмотреноувеличение ввода подземных объектов на 150 тыс.кв.м в год начиная с 2008 года идоведение этого показателя до 1 млн.кв.м в 2010 году.
Указанное увеличениебудет обеспечено за счет того, что в целях совершенствования планировочной иархитектурно-пространственной структуры города Концепцией намечено существенное- до 15% - увеличение доли подземных сооружений в общем вводе жилищной иадминистративно-деловой застройки по городу.
Выполнение этихпоказателей обеспечит достижение ожидаемых результатов выполнения мероприятийпрограммы, таких как:
- повышение уровнякомфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки сразмещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного,торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности;
- обеспечение вводаподземных объектов в объемах, необходимых для реализации городскихградостроительных программ;
- сокращение площадигородских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно вподземном пространстве;
- увеличение уровняобеспеченности жителей города местами организованного хранения автотранспорта иобъектами социально-культурного назначения;
- снижение избыточнойпарковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счетразмещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений пристроительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административныхзданий; предприятий торговли;
- увеличение объемовстроительства подземных сооружений, в том числе "закрытым способом";
- увеличение долиподземных сооружений в общем объеме строительства;
- увеличениепропускной способности улично-дорожной сети.
Сводные показатели Целевой программыосвоения подземного пространства города Москвы
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общая площадь объектов подземного строительства, тыс.кв.м | 700 | 850 | 1000 |
Доля подземных сооружений в общем вводе жилищной и административно-деловой застройки (%) | 10 | 12 | 15 |
Источниками финансированиямероприятий Целевой программы являются средства бюджета города Москвы (навозвратной основе при проведении конкурсов по подбору инвесторов напроектирование и строительство подземных объектов).
Стоимость выполнениямероприятий определяется при разработке лотовой документации для проведенияконкурсов по подбору исполнителей.
Объем финансовыхсредств городского бюджета, необходимых для реализации Целевой программы,представлен в таблице.
Мероприятия | Объемы финансирования за счет городского бюджета, млн.руб. |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего 2008-2010 гг. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мероприятия, направленные на обеспечение максимального использования подземного пространства, для формирования современной планировочной и архитектурно-пространственной структуры города Москвы | 50,0 | 30,0 | 30,0 | 110,0 |
Мероприятия по разработке основных направлений освоения подземного пространства города Москвы | 41,7 | 20,0 | 20,0 | 81,7 |
Мероприятия по созданию системы стимулирования освоения подземного пространства города Москвы | 23,0 | 12,0 | 10,0 | 45,0 |
Мероприятия, направленные на повышение надежности, энерго-эффективности и долговечности подземных сооружений, обеспечение безопасности эксплуатации подземных сооружений в расчетных условиях эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций | 14,0 | 10,0 | 8,0 | 32,0 |
Итого | 128,7 | 72,0 | 68,0 | 268,7 |
Реализация всех мероприятийдолжна происходить на конкурсной основе. В условиях конкурса должен бытьпредусмотрен возврат средств, затраченных на предпроектные проработки иразработку конкурсной документации, в бюджет города Москвы. Стартовые цены дляпроведения конкурса должны быть рассчитаны на основании соответствующихрасчетов по трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены Департаментомэкономической политики и развития города Москвы. Указанные объемыфинансирования мероприятий Целевой программы корректируются и уточняются приформировании бюджета и адресной инвестиционной программы Правительства Москвына соответствующий год.
Департаментградостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы
Департамент экономическойполитики и развития города Москвы
Департамент земельныхресурсов города Москвы
Департамент науки ипромышленной политики города Москвы
Департаментпотребительского рынка и услуг города Москвы
Москомархитектура
Префектуры административныхокругов города Москвы
ГУП "НИиПИГенплана Москвы"
ГУП "МЦОРТ"
ГУП"Мосгоргеотрест"
Государственныйзаказчик и координатор Целевой программы - Департамент градостроительной политики,развития и реконструкции города Москвы.
Разработчики Целевойпрограммы - Департамент градостроительной политики, развития и реконструкциигорода Москвы, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "МЦОРТ",Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
Управление реализациейЦелевой программы осуществляется Департаментом градостроительной политики,развития и реконструкции города Москвы в соответствии с Законом города Москвыот 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городеМоскве" и постановлениями Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N1030-ПП "О совершенствовании порядка размещения государственногозаказа", от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практикиразработки и реализации городских целевых программ в городе Москве", от 17января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансированияи контроля за ходом реализации городских целевых программ в городеМоскве".
Координациядеятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализациимероприятий Целевой программы осуществляется Координационным советом приПравительстве Москвы по вопросам освоения подземного пространства городаМосквы, в состав которого входят представители Комплекса городского хозяйстваМосквы, Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции городаМосквы, Комплекса экономической политики и развития города Москвы.
Контроль за ходомвыполнения мероприятий Целевой программы осуществляется Правительством Москвы вустановленном порядке. Государственный заказчик Целевой программы несет всюполноту ответственности за реализацию Целевой программы, осуществление в установленныесроки мероприятий Целевой программы и целевое использование выделенных нареализацию средств бюджета города Москвы.
В целях осуществленияконтроля за выполнением мероприятий Целевой программы государственный заказчикобеспечивает:
- разработку и утверждениегодовых планов реализации Целевой программы;
- сбор данных отисполнителей Целевой программы о выполнении целевых показателей;
- сбор данных обосвоении денежных средств, предусмотренных на выполнение мероприятий Целевойпрограммы;
- на основании отчетовисполнителей мероприятий подготовку ежегодного отчета о ходе выполнения Целевойпрограммы.