ПостановлениемПравительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N1320-ПП в заголовок и текст настоящего постановления внесены изменения
Постановление Правительства Москвы от 21апреля 2009 г. N 344-ПП
О Концепции Городской целевой программыпо повышению надежности электроснабжения объектов городского хозяйства Москвына 2012-2014 гг.
(сизменениями от 1 декабря 2009 г.)
Достигнутыйположительный баланс электрической мощности в московской энергосистеме требуетусиления схемы электроснабжения мегаполиса путем увеличения пропускной способностираспределительных электрических сетей и повышения надежности электроснабженияжизненно важных объектов города Москвы.
В целях повышениянадежности электроснабжения объектов городского хозяйства Москвы, обеспечениятребуемого уровня резервирования систем электроснабжения, эффективногорасходования бюджетных средств, снижения эксплуатационных затратспециализированных организаций и системной подготовки эксплуатационногоперсонала Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить КонцепциюГородской целевой программы по повышению надежности электроснабжения объектовгородского хозяйства Москвы на 2012-2014 гг. (приложение).
2. Возложить наДепартамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы функциигосударственного заказчика на разработку Городской целевой программы поповышению надежности электроснабжения объектов городского хозяйства Москвы на 2012-2014гг. (далее - Программа). Государственных заказчиков на реализацию мероприятийопределить Программой.
3. Департаментутопливно-энергетического хозяйства города Москвы:
3.1. Определитьисполнителя по разработке Программы в соответствии с требованиями Федеральногозакона от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3.2. До 1 августа 2011г. обеспечить разработку Программы и представить ее в установленном порядке нарассмотрение Правительства Москвы.
3.3. В соответствии спунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд" заказчиками на выполнениемероприятий Программы на объектах Московского метрополитена, городскогоназемного пассажирского электрифицированного транспорта, водоподготовки иводоотведения, газового хозяйства города Москвы назначить ГУП "Московскийметрополитен", ГУП "Мосгортранс", МГУП "Мосводоканал",ГУП "Мосгаз" соответственно.
3.4. Предусмотретьотдельным разделом Программы мероприятия по повышению квалификации действующегои подготовке дополнительного эксплуатационного персонала предприятий городскогохозяйства Москвы, в том числе инженерных специальностей.
4. Департаментутопливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаменту транспорта исвязи города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства иблагоустройства города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, ГУП"Мосгаз", ГУП "Моссвет", ГУП "Московский метрополитен",ГУП "Мосгортранс", МГУП "Мосводоканал", ГУП"Москоллектор", ГУП "Гормост", ГУП "ЭВАЖД"обеспечить представление исполнителю по разработке Программы необходимойинформации.
5. Просить ОАО"МОЭК" и ОАО "Московская теплосетевая компания" представитьисполнителю по разработке Программы информацию для подготовки соответствующихразделов.
6. Департаментуэкономической политики и развития города Москвы в 2011 и последующие годы позаявкам государственного заказчика предусмотреть в адресных инвестиционных программахгорода Москвы в пределах средств, выделенных государственному заказчику насоответствующий период:
- средства наразработку Программы;
- средства наразработку проектно-сметной документации (п. 10).
7. Установить, что:
- финансированиемероприятий Программы в части объектов, являющихся собственностью города Москвыи переданных в оперативное управление, осуществляется за счет средств бюджетагорода Москвы;
- затраты нареализацию мероприятий Программы в части балансовой принадлежности акционерныхобществ будут учитываться в тарифном регулировании 2012 и последующих годов.
8. РекомендоватьРегиональной энергетической комиссии города Москвы при рассмотрении тарифовресурсоснабжающих организаций на 2012 и последующие годы учитывать затраты,связанные с проведением мероприятий по повышению надежности электроснабженияобъектов.
9. Департаментутопливно-энергетического хозяйства города Москвы:
9.1. До 15 мая 2011 г.представить по согласованию с Департаментом экономической политики и развитиягорода Москвы на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в ПравительствеМосквы, руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы план первоочередныхмероприятий Программы, предусмотрев в нем проектно-изыскательские работы.
9.2. В планепервоочередных мероприятий определить государственного заказчика.
10. Учитываязначимость выполнения мероприятий Программы для безаварийной работы предприятийгородского хозяйства Москвы, разрешить государственному заказчику дорассмотрения Программы на заседании Правительства Москвы приступить кподготовке проектной документации по плану первоочередных мероприятий после егоутверждения первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы,руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы.
11. Департаментутопливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с руководителямипредприятий Комплекса городского хозяйства Москвы определить потребность иобеспечить направление сотрудников на курсы повышения квалификации в профильныхучебных заведениях за счет средств этих предприятий.
12. РуководителюКомплекса городского хозяйства Москвы совместно с Комплексом экономическойполитики и развития города Москвы при разработке Программы внести нарассмотрение Правительства Москвы предложения по изменению штатной численности сотрудниковДепартамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы в целях созданияУправления по надежности электроснабжения объектов городского хозяйства Москвыдля выполнения функций координации и реализации мероприятий Программы.
13. Контроль завыполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя МэраМосквы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г.
N 1320-ПП
в заголовок настоящего приложениявнесены изменения
Приложение
Концепция Городской целевой программы поповышению надежности электроснабжения объектов городского хозяйства Москвы на2012-2014 гг.
Постановлением Правительства Москвы от 1декабря 2009 г.
N1320-ПП
в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Обоснование соответствиярешаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачамсоциально-экономического развития города Москвы
Одним из приоритетныхнаправлений социально-экономического развития города Москвы является повышениеуровня комфортности проживания москвичей, который обеспечивается бесперебойнойработой систем жизнеобеспечения городского хозяйства: транспорта, систем тепло-,газо-, водо- и электроснабжения жилищного фонда, наружного освещения улиц имагистралей города.
Основным условиембесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения городского хозяйстваявляется их надежное и бесперебойное электроснабжение.
Анализ статистическихданных последних лет показывает рост количества технологических нарушений всистемах электроснабжения объектов городского хозяйства Москвы. Например,
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
МГУП "Мосводоканал" | 108 | 110 | 121 | 78 |
ГУП "Московский метрополитен" | 65 | 81 | 73 | 73 |
ОАО "Московская теплосетевая компания" | 4 | 4 | 2 | 19 |
ПроведенныйДепартаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы анализ состоянияраспределительных сетей и электроустановок напряжением 10 (6) и 0,4 кВ,находящихся в хозяйственном ведении предприятий городского хозяйства,показывает, что более 70% оборудования эксплуатируется со сроком, превышающимнормативный (от 30 лет и более), не отвечают современным требованиям пообеспечению надежности электроснабжения, морально и физически устарели.
В соответствии сСоглашением о взаимодействии Правительства Москвы и ОАО РАО "ЕЭСРоссии" при реализации инвестиционных программ по строительству и реконструкцииэлектроэнергетических объектов для недопущения дефицита мощности и повышениянадежности электроснабжения потребителей Москвы, утвержденным постановлениемПравительства Москвы от 27.12.2006 N 1050-ПП, выполнение первоочередныхмероприятий по строительству генерирующих мощностей, электроподстанций высокогонапряжения, кабельных и воздушных линий 110, 220 кВ позволило к 2008 годудостигнуть положительного баланса производства и потребления электрическоймощности.
Таким образом, насегодняшний день сложилась благоприятная ситуация для выполнения работ поповышению надежности электроснабжения объектов городского хозяйства сдоведением их соответствия современным нормам и правилам, что приобретает всебольшую актуальность для города и способствует дальнейшемусоциально-экономическому развитию и повышению уровня комфортности проживания вМоскве.
Целью Городскойцелевой программы по повышению надежности электроснабжения объектов городскогохозяйства Москвы на 2012-2014 гг. (далее - Программа) является повышениенадежности электроснабжения и сокращение числа обесточений жизненно важныхобъектов города: подведомственных учреждений Департамента здравоохранениягорода Москвы, МГУП "Мосводоканал", ГУП "Московскийметрополитен", ГУП "Мосгортранс", ГУП "Мосгаз", ГУП"Москоллектор", ГУП "Моссвет", ГУП "Гормост", ГУП"ЭВАЖД", а также ОАО "МОЭК" и ОАО "Московскаятеплосетевая компания".
Реализация мероприятийПрограммы позволит достигнуть следующих результатов:
- привести всоответствие современным нормам надежность электроснабжения городских объектов,обеспечивающих тепло-, газо-, водоснабжение городских потребителей;
- увеличить пропускнуюспособность распределительных электрических сетей, обеспечив возможностьдальнейшего перспективного развития предприятий городского хозяйства;
- снизить затратыэксплуатационных служб города;
- обеспечитьбесперебойное электроснабжение объектов здравоохранения города Москвы;
- сократить времяпростоя городского электрифицированного транспорта (метрополитен, троллейбус,трамвай);
- создать единуюсистему диспетчерского управления на объектах городского хозяйства;
- экономить 5-15% отпотребляемой объектами городского хозяйства электроэнергии на собственныенужды, в том числе за счет сокращения потерь в распределительной сети.
Целесообразностьрешения проблемы программно-целевым методом обусловлена необходимостьюреализации комплексного подхода к построению схем электроснабжения, исключенияих влияния на энергоснабжение иных объектов города.
Недостаточностьфинансирования в течение длительного периода времени городских эксплуатирующихорганизаций, а также сокращение числа предприятий, производящихэлектротехническую продукцию специального назначения, в сочетании с ростомстоимости оборудования не позволило, обеспечить поддержание на соответствующемуровне систем электроснабжения, и, как следствие, привело к их физическому иморальному старению.
В компаниях,обеспечивающих работу городского хозяйства, процесс обновления сетей носитисключительно локальный, точечный характер и значительного влияния нанадежность оказать не может.
В этой связи, решениепоставленной задачи по повышению надежности электроснабжения объектовгородского хозяйства Москвы только за счет собственных средств эксплуатирующихорганизаций не представляется возможным.
Кроме того, Программойбудет предусмотрено выполнение мероприятий, которые не охваченыпроизводственной деятельностью городских организаций, что, при отсутствиицелевого подхода, делает ее реализацию невозможным.
Достижениепоставленной цели Программы возможно путем реализации следующих задач:
- повышения категориинадежности электроснабжения потребителей электроэнергии в целях обеспечениярезервирования и исключения влияния технологических нарушений в сетях 220, 110,10 (6) и 0,4 кВ на работу объектов городского хозяйства;
- усиления схемраспределительных сетей 10 и 0,4 кВ посредством замены существующих и прокладкидополнительных кабельных линий для увеличения их пропускной способности;
- реконструкциираспределительных и трансформаторных подстанций с установкой современногомикропроцессорного оборудования;
- перевода сетей 10(6) кВ на напряжение 20 кВ;
- модернизацииоборудования тягово-понизительных подстанций, водонасосных, насосно-перекачивающихи тепловых станций;
- установки устройствавтоматического ввода резерва, быстродействующих АВР для автоматическогоперевода на резервные источники электроснабжения с сокращением временипереключений;
- установкисовременных систем защиты и коммутации, телемеханики в целях обеспеченияоперативности управления энергетическим оборудованием;
- установки устройствкомпенсации реактивной мощности.
Применениепрограммно-целевого метода позволит обеспечить реализацию комплексного подходак реконструкции электрических сетей и оборудования, находящихся в ведениигородских организаций и электроснабжающих компаний.
Достигнутыйположительный баланс электрической мощности в Московской энергосистеме приожидаемой до 2010 года нагрузке по Московскому региону свыше 20 тыс.МВт требуетусиления схемы энергоснабжения мегаполиса путем увеличения пропускнойспособности распределительных электрических сетей и повышения надежностиэлектроснабжения объектов городского хозяйства Москвы.
Вместе с тем,значителен износ электрооборудования распределительных сетей напряжением 10 (6)и 0,4 кВ:
- из 113 учрежденийздравоохранения в 53 необходимо произвести замену внутренней электропроводки,вводно-распределительных устройств с установкой автоматики ввода резерва. Свыше120 распределительных и трансформаторных подстанций энергоснабжающейорганизации, обеспечивающих электроснабжение объектов здравоохранения, подлежатреконструкции с заменой питающих кабельных линий и оборудования;
- схемаэлектроснабжения 12 (более 30%) из 32 объектов МГУП "Мосводоканал"(станции водоподготовки, канализационно-насосные станции, очистные сооружения)не соответствует требуемой категории надежности электроснабжения;
- 80% тяговых,совмещенных тягово-понизительных и понизительных подстанций ГУП"Московский метрополитен" нуждаются в замене отдельных элементов:понизительных трансформаторов, выпрямительных агрегатов, распределительныхустройств, кабельных линий питающей и распределительной сети, аккумуляторныхбатарей. Учитывая перспективы развития подземного вида транспорта, приоритетнымявляется направление по интеграции в электроустановки современных систем управления,сигнализации и диспетчеризации;
- значительная частьустановок энергохозяйства ГУП "Мосгортранс" эксплуатируется сосроками, существенно превышающими нормативные. Доля такого оборудованиясоставляет по электротяговым подстанциям до 72%, по контактной сети до 65%, покабельной сети до 82,5%, по элементам инфраструктуры- 98-100%;
- на 267газораспределительных пунктах ГУП "Мосгаз" необходимо повыситьнадежность электроснабжения контрольно-измерительной аппаратуры;
- 6 коллекторов ГУП"Москоллектор" нуждаются в повышении категории надежностиэлектроснабжения, в связи с чем, необходимо выполнить их подключение кдополнительным центрам питания и установить устройства автоматики (ЩАП) повводу резервного электроснабжения насосных установок, средств сигнализации,дымоудаления и пожаротушения. Срок эксплуатации 63 вводно-распределительныхустройств более 30 лет;
- существующаяоднолучевая схема высоковольтной сети ГУП "Моссвет" не удовлетворяеттребованиям, диктуемым современным развитием Москвы в части наружногоосвещения. Больше, чем у 50% электроустановок наружного освещения и освещенияподземных переходов срок службы превышает установленный;
- 147 (90%) из 163электроустановок подземных переходов, находящихся на балансе ГУП"Гормост", требуют замены и установки устройств автоматики. Болеетого, 9 подземных переходов подключены к электрощитовым частных компаний и присмене владельца подобная практика может привести к прекращению подачиэлектроэнергии;
- 40 центральных(индивидуальных) тепловых пунктов ГУП "ЭВАЖД" не соответствуюттребуемой категории надежности, из 179 многоэтажных жилых домов в 72 (40%)требуется установка устройств автоматического ввода резерва;
- в ОАО"Московская теплосетевая компания" распределительные подстанции,включая питающие кабельные линии, 15 из 26 насосно-перекачивающих станций (НПС)эксплуатируются со сроком, превышающим нормативный. 4 НПС снабжаютсяэлектроэнергией от одного питающего центра. Устройства телемеханики подлежатмодернизации;
- в ОАО"МОЭК" на 14 районных (квартальных) тепловых станциях требуетсяповысить категорию надежности электроснабжения, 25 объектов нуждаются вреконструкции распределительных подстанций.
По оценке Департаментатопливно-энергетического хозяйства города Москвы, основанной на комплексноманализе схемы построения внешних (распределительных) и внутренних сетей,индивидуальном подходе к каждому объекту городского хозяйства, перспективахразвития городского объекта, анализе состояния и износа электрооборудования, атакже проведенных обследованиях на 3850 объектах по 11 отраслям городскогохозяйства, число отказов в работе систем электроснабжения городскихспециализированных организаций увеличится, что будет приводить к авариямтехногенного характера, затраты от ликвидации которых превысят необходимые объемыфинансирования для реализации мероприятий Программы.
Возможны следующиеварианты решения поставленной задачи:
1. Пессимистический -выполнение работ силами и средствами соответствующего предприятия городскогохозяйства в пределах средств, предусмотренных хозяйственной деятельностью.
В виду значительногообъема работ, необходимых к выполнению, сроки реализации задачи растянутся надесятки лет, что соизмеримо со сроками службы электротехнического оборудования.
Кроме того, такоерешение не позволит обеспечить реализацию комплексного подхода к реконструкциираспределительных электрических сетей и оборудования.
2. Рекомендуемый -разработка и реализация Программы на основе разработанного Департаментомтопливно-энергетического хозяйства города Москвы поадресного плана мероприятийпо 11 отраслям городского хозяйства, обеспечивающего комплексный подход крешению задачи по повышению надежности электроснабжения жизненно важных длягорода объектов.
Такой подход позволитсущественно обновить энергетические фонды городских специализированныхорганизаций, снизить число отключений, сократить простои электрифицированноготранспорта и эксплуатационные затраты городских организаций, снизитьэнергопотребление на собственные нужды, повысить капитализацию компаний и ихинвестиционную привлекательность.
Программа будетсостоять из 11 подпрограмм по следующим объектам городского хозяйства: МГУП"Мосводоканал", ГУП "Московский метрополитен", ГУП"Мосгортранс", ГУП "Мосгаз", ГУП "Москоллектор",ГУП "Моссвет", ГУП "Гормост", ГУП "ЭВАЖД", ОАО"МОЭК" и ОАО "Московская теплосетевая компания", а такжеучреждениям здравоохранения города Москвы.
Мероприятия,направленные на повышение надежности электроснабжения объектов городскогохозяйства, будут включать:
- анализ схемныхрешений и выработку рекомендаций по обеспечению требуемого уровня надежностиэлектроснабжения;
- замену и прокладкуновых кабельных линий в целях организации резервирования от независимых центровэлектроснабжения и повышения пропускной способности;
- реконструкцию имонтаж нового оборудования распределительных трансформаторных подстанций сустановкой микропроцессорного оборудования и систем управления;
- реконструкцию имонтаж нового оборудования на трансформаторных подстанциях и центрах питанияОАО "МОЭСК";
- анализ потребленияобъектами городского хозяйства реактивной мощности, выбор способа и объема еекомпенсации;
- подготовкувысококвалифицированных кадров для обеспечения эксплуатации современныхмикропроцессорных устройств.
Надежность работысистем электроснабжения объектов городского хозяйства зависит от надежностиработы ее отдельных элементов. При этом отказ в работе одного элемента недолжен приводить к прекращению работоспособности всей системы, что можетповлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб,дисбаланс сложного технологического процесса, нарушение функционирования особоважных элементов коммунального хозяйства.
Важным фактором вобеспечении бесперебойного электроснабжения энергообъектов городскихорганизаций является наличие технической возможности перевода электрическихнагрузок на резервный источник питания в случае повреждения на основном вводе.
Резервированиеосуществляется обеспечением электроэнергией от двух и более независимых взаимнорезервирующих источников электроснабжения в соответствии с требованиями Правилустройства электроустановок и установкой устройств автоматического вводарезерва.
Например,электроснабжение 7 насосных станций МГУП "Мосводоканал", нарушение вработе которых может повлечь прекращение водоснабжения и водоотведения,возникновение гидравлических ударов и разрушение трубопроводных систем,осуществляется от одного центра питания.
Для исключениянарушений необходимо проложить резервные кабельные линии с присоединением их кнезависимому центру электроснабжения ОАО "МОЭСК".
Вопрос резервированияэлектрических нагрузок необходимо рассматривать с учетом построения схемывысоковольтной сети в целях исключения возможности присоединения к двумисточникам питания, подключенным к одной транзитной линии электропередачи 110,220 кВ.
Обследование тяговых,совмещенных тягово-понизительных и понизительных подстанций ГУП"Московский метрополитен" показало, что имеют место различные подходык организации схем электроснабжения подстанций и не рациональное использованиеячеек в распредустройствах на подстанциях ОАО "МОЭСК".
В результате, тяговыеподстанции имеют различную категорию надежности и неравномерное распределениевнутренних связей.
Ряд тяговых подстанцийобеспечивается электроснабжением от соседних подстанций по внутренним связямбез присоединения к городским электрическим сетям. Такая схема крайне ненадежнаи необходимо выполнить присоединение новыми кабельными линиями к подстанциямОАО "МОЭСК".
Имеет местоприсоединение двух соседних тяговых подстанций к одному питающему центру, чтоне обеспечивает требуемую надежность, так как нарушение электроснабжения состороны центра питания может привести к полному обесточению двух тяговыхподстанций. В подобных случаях достаточно изменить последовательностьприсоединения соседних тяговых подстанций, исключая необходимость в прокладке иподключении кабельных линий к дополнительным ячейкам на подстанции ОАО"МОЭСК", что позволит равномерно распределить существующие мощностина центрах питания ОАО "МОЭСК", обеспечить единую категориюнадежности электроснабжения и одновременно создать разветвленную сеть резервныхсвязей во внутренней сети.
Аналогичный подходдолжен быть реализован в контактной сети ГУП "Московскийметрополитен".
Существующая схемаэлектроснабжения объектов ГУП "Мосгортранс" с присоединением тяговыхподстанций по однолучевой схеме к городским трансформаторным подстанциям необеспечивает требуемой надежности.
Усиление схемы за счетпрокладки резервных кабельных линий и присоединения к дополнительным ячейкамгородской распределительной сети каждой тяговой подстанции не обеспечиттребуемую надежность и потребует значительных финансовых затрат.
Необходимо созданиеизолированной сети распределительных подстанций с присоединением их к питающимцентрам ОАО "МОЭСК".
Такая схема позволитобеспечить требуемое резервирование тяговых подстанций, высвободить ячейки дляобъектов нового строительства, исключить влияние на электрическую сетьназемного электрифицированного транспорта городских потребителей, а такжеэксплуатировать и управлять режимами системы электроснабжения силами энергослужбГУП "Мосгортранс".
Кроме того,сокращается число взаимодействующих организаций в вопросах энергообеспечениятяговых подстанций до одной - ОАО "МОЭСК".
По остальным объектамгородского хозяйства должен реализовываться аналогичный вышеперечисленнымподход.
В тоже время, вопросрезервирования в системах электроснабжения предприятий городского хозяйствадолжен рассматриваться в совокупности с возможностью технологическогорезервирования процессов основной деятельности на основаниитехнико-экономических обоснований.
Предлагаемые креализации мероприятия Программы потребуют повышения уровня квалификацииэксплуатационного персонала, как рабочих специальностей, так и ИТР.
В нынешних условияхпроцесс текущей эксплуатации энергоустановок не требует специальных знаний инавыков. Вручную производятся работы по замене предохранителей, обслуживаниюворонок маслопропитанных кабелей, контакторных станций и трансформаторов.
По мере реализацииПрограммы будут внедрены:
- одножильные кабелииз сшитого полиэтилена, не требующие эксплуатации;
- микропроцессорныесистемы управления, позволяющие в автоматическом режиме обеспечивать контрольпараметров кабельных линий, проводить автоматические переключения на резервныенаправления в считанные секунды, дистанционно управлять энергообъектами;
- автоматизированныесистемы учета потребленной электроэнергии, позволяющие осуществлятьдистанционный съем показаний.
Фактически доляслесарного труда в процессе эксплуатации снизится до минимума, а потребность винженерно-программном обслуживании многократно возрастет одновременно сувеличением сроков межповерочного обслуживания оборудования и сетей.
Анализ, проведенныйКомплексом городского хозяйства Москвы в целях выполнения мероприятий Городскойцелевой программы развития начального и среднего профессионального образованияв городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы, утвержденнойпостановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1036-ПП, определяетследующую потребность в специализированном персонале:
Предприятие | Дефицит в рабочих кадрах в 2008 году, чел. |
ГУП "Моссвет" | 101 |
ГУП "Мосгаз" | 130 |
ОАО "ОЭК" | 35 |
ОАО "Московская теплосетевая компания" | 83 |
ОАО "МОЭК" | 707 |
ОАО "МОЭСК" | 42 |
МКС - филиал ОАО "МОЭСК" | 40 |
ОАО "Мосэнерго" | 181 |
Итого: | 1319 |
Подготовка и повышениеквалификации эксплуатационного и инженерно-технического персонала такихорганизаций, как МГУП "Мосводоканал", ГУП "Московскийметрополитен", ГУП "Мосгортранс", ГУП "Мосгаз", атакже ОАО "МОЭК", ОАО "Московская теплосетевая компания" иОАО "МОЭСК" проводится на базе собственных учебных центров(комбинатов) и/или учреждений высшего и среднего профессионального образования.Например, за 2008 год на базе этих учреждений прошли переподготовку поспециальностям инженер по режиму и расчетам электрической сети; монтажу,наладке и эксплуатации оборудования распределительных устройств напряжением 20,10 (6) и 0,4 кВ, релейной защите и автоматике, электрическим испытаниям иизмерениям, охране труда и др. свыше 2000 специалистов.
Средняяпродолжительность курса составляет 360 часов.
Вместе с тем,особенности применения, монтажа и эксплуатации в реальных условиях техническисложного электрооборудования зарубежного и отечественного производства требуетот обслуживающего персонала дополнительных знаний применительно к конкретнойпродукции определенного завода-изготовителя.
Более 15 лет назад набазе завода "ЭЗОИС" было организовано производство блочныхтрансформаторных подстанций по лицензии французской электротехнической компанииSchneider Electric. В настоящее время заводом изготавливается все внедряемое вновом строительстве города Москвы электрооборудование напряжением 20, 10 и 0,4кВ.
На базе Московскогоэнергетического института (технического университета) совместно с компаниейSchneider Electric создан учебный центр, в котором ежегодно проходятпереподготовку более 460 специалистов.
В 2004 году подписаноСоглашение о сотрудничестве между Департаментом топливно-энергетическогохозяйства города Москвы и компанией Schneider Electric, в рамках реализациикоторого на базе имеющегося учебного центра ГОУВПО "МЭИ (ТУ)" ипроизводственной базы завода "ЭЗОИС" будут проходить переподготовку400 специалистов в год от предприятий Комплекса городского хозяйства Москвы.
Помимо подготовкикадров эксплуатационного персонала целесообразно повышение квалификациируководящего состава предприятий по вопросам эффективности управления иэлектробезопасности. Для чего Московским институтом энергобезопасности иэнергосбережения совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйствагорода Москвы с сентября 2009 года будет организован учебный процесс.
Повышение уровняподготовки специалистов предприятий городского хозяйства Москвы в сочетании синтеграцией современного высокотехнологичного оборудования в городскиеэлектрические сети и установки, позволят повысить надежность работы системэлектроснабжения жизненно важных объектов, достичь требуемого уровнярезервирования, сократить эксплуатационные затраты, а также снизить уровеньэлектротравматизма за счет применения безопасного оборудования и повышенияуровня подготовки эксплуатирующего персонала.
Для устойчивой инадежной работы любой электрической сети должно соблюдаться равенство междугенерацией и потреблением активной и реактивной мощности. При этом в отличие отбаланса активной мощности необходимо, чтобы обеспечивался баланс и резервреактивной мощности не только в целом в энергосистеме города, но и в отдельныхеe узлах, к которым подключены городские потребители.
Реактивнаясоставляющая полной мощности повышает загрузку линий электропередачи итрансформаторов, приводит к увеличению потерь активной и реактивной мощности,влияет на уровни напряжения у потребителя. Так, при снижении напряжения нашинах трансформаторных подстанций ниже уровня критического значения происходитрезкое повышение потребления реактивной мощности, приводящее к увеличениюпотерь напряжения, дальнейшему падению напряжения и быстроразвивающемусяпроцессу лавинного характера, что вызывает остановку систем генерацииэлектроэнергии и полное обесточение потребителей.
За последние годыотмечается рост потоков реактивной мощности по системообразующим ираспределительным сетям к узлам нагрузок, что приводит к ограничению пропускнойспособности линий по активной мощности и росту потерь электроэнергии.
Следствием увеличенияреактивной составляющей является увеличение значения полной мощности, котораяиспользуется в расчетах при выборе сечения проводника. Поэтому припроектировании сечение кабельной линии выбирается на одну и более ступенейвыше, чем в случае применения устройств компенсации реактивной мощности. Какследствие, увеличиваются капитальные затраты на строительство электрическойсети, которые превышают стоимость устройств компенсации реактивных нагрузок.
Изменение напряженияотносительно номинального значения оказывает неблагоприятное воздействие нарежимы работы электрооборудования, производительность и технико-экономическиепоказатели всех элементов электрической системы.
Устройства компенсацииреактивной мощности позволяют поддерживать необходимое значение напряжения, темсамым, исключая возможность технологических нарушений в работе электрическихсистем потребителя, вызванных отклонением напряжения от допустимых значений.
Существуют различныеспособы компенсации реактивной мощности: установка синхронных компенсаторов,регулирование системы возбуждения синхронных машин, применение статическихтиристорных компенсаторов и конденсаторных установок.
Последние получилинаиболее широкое распространение благодаря низкой стоимости и простотеобслуживания.
Срок окупаемости такихустройств только за счет экономии электрической энергии составляет от двух допяти лет при сроке эксплуатации более 15 лет.
Вместе с тем, выборспособа и объема компенсации реактивной мощности для каждого объекта городскогохозяйства должен проводиться индивидуально на основании анализа схемыэлектроснабжения, количества потребления реактивной мощности, составатехнологического оборудования и технико-экономического обоснования.
Компенсация реактивныхнагрузок позволит:
- разгрузить отреактивного тока распределительные сети и установки напряжением 10 (20) и 0,4кВ городских предприятий и ОАО "МОЭСК", увеличить пропускнуюспособность оборудования на 5-15%;
- минимизироватьпотери мощности в элементах системы электроснабжения;
- повысить статическуюи динамическую устойчивость в узлах нагрузки;
- сократить перетокиреактивной мощности в элементах сложнозамкнутой электрической сети;
- сократить расходы напотребляемую на собственные нужды электроэнергию 5-15%.
В мероприятияхПрограммы в рамках реконструкции существующих электроустановок при демонтажеоборудования предусматривается утилизация:
- кабельных линий,содержащих цветные металлы - алюминий и медь;
- распределительногоэлектрооборудования, содержащего черные и цветные металлы;
- масляныхтрансформаторов, содержащих черные и цветные металлы, а также минеральноготрансформаторного масла;
- промасленногокартона и бумаги;
- и др.
Не пригодное к повторномуприменению (как подменный фонд) оборудование подлежит утилизации через сетьлицензированных в области сбора, использования, обезвреживания, транспортировкии размещения опасных отходов организаций.
Утилизациядемонтируемого оборудования производится на возмездной основе и являетсяисточником частичной компенсации затрат предприятий.
В мероприятияхПрограммы при проведении реконструкций и новом строительстве предусматриваетсяприменение сухих силовых трансформаторов и исключается использование трансформаторовс маслами на синтетической основе.
В программныхмероприятиях планируется разработка Положения по обращению с отходами(демонтируемым оборудованием) с последующим утверждением в установленномпорядке.
Преимущества передачии распределения электрической энергии повышенным напряжением вытекают изосновных законов электротехники и способствуют снижению потерь мощности вэлектрических сетях и установках, увеличению пропускной способности оборудования,сокращению потребляемой электрической энергии.
Рост количествапотребителей электрической энергии, основная часть которых энергоемкиеустановки, приводит к значительному увеличению количества распределительных итрансформаторных подстанций на территории города Москвы.
При этом ростэлектрических нагрузок отмечается не только в местах новой застройки, но и всложившихся районах города, где строительство подстанций не представляетсявозможным.
Современные мировыетенденции в развитии электрических сетей свидетельствуют о стремлении многихразвитых стран к внедрению более высоких классов напряжения.
Перевод электрическихсетей среднего напряжения с 10 на 20 кВ позволит перейти на более высокийуровень электроснабжения городских потребителей, увеличить пропускнуюспособность распределительных сетей как минимум в 2-2,5 раза в пределах той жеплощади территории, сократить количество трансформаторных мощностей, повыситькачество электрической энергии и надежность функционирования системэлектроснабжения.
Вместе с тем, в рамкахреализации Программы процесс перевода электрических сетей на напряжение 20 кВпри всех своих преимуществах требует выборочного подхода. Основной причинойявляется, прежде всего, наличие на ближайших электроподстанциях оборудования исетей напряжением 20 кВ.
Кроме того, реализациямероприятий по переводу на 20 кВ конкретных электроустановок предприятийгородского хозяйства потребует выполнение работ по реконструкции на связанных сними энергообъектах, что значительно увеличит объемы выполняемых работ.
В сложившейся ситуациивопрос перевода на повышенное напряжение 20 кВ наиболее актуален при созданииизолированной сети ГУП "Мосгортранс".
В иных случаяхэкономически целесообразно в процессе реализации мероприятий обеспечитьприменение оборудования и материалов, позволяющих работать в двух уровняхнапряжения 10 и 20 кВ.
В последствии, послепроведения всего комплекса работ по реконструкции, в том числе, по связанным среконструированными энергообъектами сетям, осуществлять перевод на повышенноенапряжение с одновременной переналадкой оборудования.
Социально значимым длягорода вопросом является надежное электроснабжение объектов здравоохранения.
План мероприятий поучреждениям здравоохранения будет предусматривать реализацию следующихмероприятий:
- прокладка в 8учреждениях дополнительных кабельных линий с присоединением их к подстанциямМКС - филиала ОАО "МОЭСК" для осуществления резервирования системэлектроснабжения;
- заменавводно-распределительных устройств и электрощитовых в 51 учреждении;
- установка ввводно-распределительные устройства систем ввода резерва для обеспеченияавтоматического перевода электроснабжения на резервные кабельные линииэлектропередачи - 78 учреждений;
- реконструкция 120трансформаторных и распределительных подстанций МКС - филиала ОАО"МОЭСК" с заменой питающих и распределительных кабельных линий.
МГУП"Мосводоканал" является наиболее ответственным потребителем,нарушение электроснабжения которого может привести к авариям техногенногохарактера с причинением значительного материального ущерба и длительнымнарушениям работоспособности систем водоподготовки и водоотведения.
План мероприятий будетвключать:
- корректировку схемвнешнего электроснабжения 7 из 32 насосных станций с прокладкой дополнительныхрезервных кабельных линий от независимых центров питания ОАО "МОЭСК";
- реконструкциюраспредустройств 8 объектов МГУП "Мосводоканал" с установкоймикропроцессорных систем управления;
- на 3 станцияхустановку быстродействующих устройств автоматического ввода резерва.
Необходимо такжеосуществлять перевод оборудования с 6 на 10, 20 кВ, провести реконструкциюраспредустройств на электроподстанциях 110, 220 кВ ОАО "МОЭСК" вчасти обеспечения селективности срабатывания автоматики ввода резерва.
Для обеспечениянадежной работы столичного подземного транспорта требуется бесперебойноеэлектроснабжения тяговых, совмещенных тягово-понизительных и понизительныхподстанций.
Для повышениянадежности электроснабжения предлагается выполнить следующие мероприятия:
- заменить питающиекабельные линии на 183 подстанциях с увеличением их пропускной способности;
- провести анализ ипри необходимости выполнить мероприятия по усилению существующих кабельныхперемычек - 61 тяговой подстанции;
- провести анализ ипри необходимости проложить резервные кабельные линии к контактной сети - 44подстанции;
- провестиреконструкцию отдельных элементов 172 тяговых, совмещенных тягово-понизительныхи понизительных подстанций;
- заменитьаккумуляторные батареи на 120 подстанциях для обеспечения бесперебойной работыоперативных цепей управления;
- провести установкуи/или модернизацию существующих систем телемеханики на 195 объектах ГУП"Московский метрополитен".
Учитывая различныеподходы в энергообеспечении объектов ГУП "Московский метрополитен",отсутствие единых типовых решений целесообразно разработать комплексную схемувнешнего электроснабжения с целью равномерного распределения существующихмощностей на центрах питания ОАО "МОЭСК", обеспечения единой категориинадежности и одновременное создание разветвленной сети резервных связей.
Это позволит преждевсего повысить оперативность реагирования обслуживающего персонала ГУП"Московский метрополитен" по проведению переключений во внештатныхситуациях.
Обязательнойсоставляющей подпрограммы является анализ и реализация мероприятий покомпенсации реактивной мощности, выбор способа и объема ее компенсации.
Мероприятия Городскойцелевой программы по повышению надежности энергоснабжения наземного городскогопассажирского электрифицированного транспорта в городе Москве на 2010-2012 гг.,утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1283-ПП,предусматривают выполнением работ по реконструкции внутренних электрическихсетей и установок ГУП "Мосгортранс".
В рамках предлагаемойк разработке подпрограммы рассматриваются мероприятия по повышению надежностисхемы электроснабжения внешней сети, к которой присоединены тяговые подстанцииГУП "Мосгортранс", а именно: создание изолированной от иныхпотребителей сети распределительных и трансформаторных подстанций с установкойсовременного оборудования с микропроцессорным управлением и присоединением их кпитающим центрам ОАО "МОЭСК".
Это позволитобеспечить требуемое резервирование электротяговых подстанций, исключитьвлияние на электрическую сеть наземного электрифицированного транспортагородских потребителей, а также эксплуатировать и управлять режимами системыэлектроснабжения силами энергослужб ГУП "Мосгортранс".
Также необходимопровести анализ потребления энергообъектами ГУП "Мосгортранс"реактивной мощности и выполнить работы по ее компенсации.
Подпрограмма будетпредусматривать повышение надежности электроснабжения 267 газораспределительныхпунктов для обеспечения бесперебойной работы контрольно-измерительнойаппаратуры путем создания требуемого технологического резервированияэлектрических нагрузок и установки источников бесперебойного питания.
В коллекторах городаМосквы, находящихся в хозяйственном ведении ГУП "Москоллектор",проложены: трубопроводы теплосети, паропроводы; высоковольтные кабельные линии;кабели связи и сигнализации.
Подпрограммой будетпредусмотрено выполнение мероприятий по:
- повышению категориинадежности 6 коллекторов, электроснабжение которых осуществляется по однойпитающей кабельной линии;
- реконструкции 63вводно-распределительных устройств с установкой устройств АВР;
- замене (установке)33 шкафов автоматического переключения на резервный ввод для обеспеченияэлектроэнергией насосных установок, средств сигнализации, дымоудаления ипожаротушения при исчезновении напряжения на основном вводе.
Существующаяоднолучевая схема высоковольтной сети ГУП "Моссвет" не удовлетворяеттребованиям современного развития Москвы в части наружного освещения, требуетусиления и модернизации, путем прокладки резервных кабельных линий сподключением их к дополнительным центрам питания ОАО "МОЭСК",реконструкции однотрансформаторных подстанций в двухтрансформаторные сустановкой систем автоматики ввода резерва и телемеханики.
В частиэлектроустановок пешеходных переходов и наружного освещения предлагаетсявыполнить реконструкцию вводно-распределительных шкафов освещения и усилениераспределительных кабельных линий.
План мероприятий по объектамГУП "Гормост" будет включать мероприятия по анализу и выработкерешений по повышению надежности электроснабжения установок, обеспечивающихфункционирование транспортных тоннелей города, а также по присоединению кдополнительным центрам питания 9 подземных переходов и замене в 138 переходахвводных шкафов с установкой в них устройств автоматического включения резерва.
В соответствии стребованиями к системе электроснабжения и эксплуатации высотных домовподпрограмма будет предусматривать установку 97 устройств автоматическоговключения резерва, замену 109 вводно-распределительных устройств и увеличениемощности для надежной работы электроустановок, в том числе систем вентиляции,пожаротушения и дымоудаления.
Для повышениянадежности электроснабжения 21 индивидуального (центрального) теплового пункта,находящегося на балансе ГУП "ЭВАЖД", предлагается выполнить работы поустановке систем включения резерва для обеспечения автоматического переключенияна резервные кабельные линии.
В целях надежногообеспечения электрооборудования районных и квартальных тепловых станцийпредлагается повышение категории надежности электроснабжения 14 РТС (КТС) засчет прокладки резервных кабельных линий с присоединением к подстанциям ОАО"МОЭСК", проведения реконструкции с увеличением пропускнойспособности кабельных линий 25 распределительных подстанций, находящихся набалансе ОАО "МОЭК" и ОАО "МОЭСК".
Кроме того,подпрограмма будет предусматривать анализ и реализацию мероприятий покомпенсации реактивной мощности, выбор способа и объема ее компенсации.
Надежная работамагистральных теплосетей города обеспечивается 25 насосно-перекачивающимисястанциями ОАО "Московская теплосетевая компания".
Необходимо осуществитьприсоединение 4 насосных станций, не соответствующих требуемой категориинадежности, к дополнительным питающим центрам ОАО "МОЭСК" и выполнитьработы по реконструкции электрооборудования 10 распределительных подстанций иустановке современных регулирующих систем управления насосами.
Также необходимопровести анализ потребления насосно-перекачивающими станциями реактивноймощности и выполнить работы по ее компенсации.
Целевыми показателямиПрограммы предлагается считать:
- при заменесуществующих и/или прокладке новых кабельных линий количество проложенногокабеля, в километрах;
- при реконструкции(модернизации) трансформаторных подстанций количество реконструированныхподстанций;
- при установкеустройств компенсации реактивной мощности - объем скомпенсированной реактивноймощности, в кВАр;
- при подготовкеэлектротехнического персонала - количество персонала предприятий Комплексагородского хозяйства, прошедшего курсы повышения квалификации.
Целевым индикаторомвыполнения работ предлагается считать:
- количество отказов всистеме электроснабжения объектов городского хозяйства;
- время простояэлектрифицированного транспорта;
- количествосэкономленной за год городскими организациями электроэнергии на собственныенужды.
Предложенные квыполнению мероприятия Программы являются дополнительными к производственнымпрограммам предприятий Комплекса городского хозяйства Москвы.
С учетом ихзатратности выполнение мероприятий Программы только за счет средствведомственных организаций не представляется возможным.
В этом случае срокиреализации Программы будут соизмеримы со сроками службы внедряемогооборудования, что не позволит достичь требуемого результата по обеспечениюнеобходимого уровня резервирования систем электроснабжения для надежной работыжизненно важных для города объектов.
Учитывая мнениеДепартамента экономической политики и развития города Москвы, предлагается:
1. РазработкуПрограммы провести в пределах средств, выделенных государственному заказчику насоответствующий период в адресных инвестиционных программах города Москвы.
2. Финансированиевыполнения мероприятий Программы в части объектов, являющихся собственностьюгорода и переданных в оперативное управление, осуществить за счет средств бюджетагорода Москвы.
3. По предприятияминой формы собственности выполнение мероприятий Программы осуществить черезтариф на основную деятельность. Постановлением Правительства Москвы даетсясоответствующее поручение Региональной энергетической комиссии города Москвы.
Кроме того, в целяхбезусловного выполнения столь важной для города Москвы задачи надежного ибесперебойного электроснабжения объектов городского хозяйства необходимоприступить к определению в установленном порядке организаций - исполнителей наразработку проектно-сметной документации (ПСД) по первоочередным мероприятиямдо утверждения Программы.
Финансирование работпо разработке ПСД предлагается выполнить в пределах средств, выделенныхгосударственному заказчику на соответствующий период в адресных инвестиционныхпрограммах города Москвы.
Разработку Программыосуществляет Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы приучастии департаментов города Москвы, согласно ведомственной подчиненностисоответствующих государственных унитарных предприятий города Москвы.
Функциигосударственного заказчика по разработке мероприятий Программы предлагаетсявозложить на Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
Государственныйзаказчик по реализации мероприятий определяется Программой.
Учитывая масштабностьи значительные объемы планируемых к выполнению работ, предлагается создатьсистему Заказчиков, ответственных за выполнение мероприятий Программы понаправлениям. А именно, поручить МГУП "Мосводоканал", ГУП"Московский метрополитен", ГУП "Мосгортранс", ГУП "Мосгаз"выполнение мероприятий по профильным направлениям.
Формы и методыуправления реализацией Программы будут организованы в соответствии стребованиями постановления Правительства Москвы от 17.01.2006 N 33-ПП "ОПорядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализациигородских целевых программ в городе Москве".
Государственныйзаказчик:
- готовит исходноезадание на формирование Программы, координирует действия исполнителей иосуществляет контроль выполнения всех этапов Программы;
- организует отбор вустановленном порядке исполнителей на разработку и выполнение Программы;
- проводитсогласование проектной документации планируемых к выполнению работ;
- согласовывает срокивыполнения работ и источники финансирования;
- отслеживаетотклонения фактических показателей (натуральных и стоимостных) при реализацииПрограммы от утвержденных, устанавливает причины отклонения и готовитпредложения по корректировке целевых показателей, механизму реализации Программыи составу исполнителей.
Реализация Программыосуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку ипоставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственнымзаказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий, отобранными вустановленном порядке в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации и города Москвы.
При необходимостигосударственный заказчик вносит в Правительство Москвы предложения о продлениисрока реализации Программы, который истекает в текущем году.
Для обеспечениямониторинга хода реализации Программы государственный заказчик представляет вДепартамент экономической политики и развития города Москвы дважды в годобобщенные отчеты о ходе выполнения программных мероприятий:
- 1 марта - заотчетный год;
- 15 ноября - отчет за9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.