Обозначение: | Постановление 1471-ПП |
Название рус.: | О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 гг. |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 08.10.2010 |
Дата добавления в базу: | 08.10.2010 |
Дата введения в действие: | 29.12.2009 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (29.12.2009) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 3 2010 |
В соответствии сФедеральным законом от 24 июля 2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации", законами города Москвы от 26 ноября 2008 г. N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства вгороде Москве" и от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационнойдеятельности в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 2сентября 2008 г. N781-ПП "О Городской целевой комплексной программе созданияинновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг." и от 4 августа2009 г. N724-ПП "О Городской целевой программе развития и поддержки малого исреднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.", в целяхсоздания благоприятных условий для деятельности малых и средних инновационныхпредприятий Правительство Москвы постановляет:
1. Определить основнойцелью реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднегопредпринимательства в инновационной сфере в 2010-2012 гг. создание условий дляускорения внедрения результатов научно-технической деятельности, достигнутыхсубъектами малого и среднего предпринимательства, и стимулирования сбытаинновационной продукции.
2. Утвердить следующиеосновные направления деятельности по поддержке субъектов малого и среднегопредпринимательства в инновационной среде:
- расширение иоблегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства винновационной сфере к финансовым ресурсам, включая субсидии и внебюджетныеисточники финансирования различных стадий реализации инновационных проектовсубъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействиясубъектам малого и среднего предпринимательства в защите интеллектуальнойсобственности, сертификации продукции (работ, услуг) по международным ироссийским стандартам качества, проведении необходимых испытаний для полученияразрешительной документации путем предоставления субсидий в установленномпорядке;
- стимулированиеспроса на инновационную продукцию субъектов малого и среднегопредпринимательства и оказание содействия предприятиям в продвижении ихпродукции в Российской Федерации;
- стимулирование экспортногопотенциала малых и средних инновационных предприятий;
- содействие созданиюсовместных проектов малых и средних промышленных и инновационных предприятий,организация взаимодействия крупных, средних и малых промышленных иинновационных предприятий;
- имущественнаяподдержка инновационной деятельности субъектов малого и среднегопредпринимательства;
- развитиеинфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства;
- популяризацияинновационной деятельности, в том числе в молодежной сфере.
3.Утвердить план мероприятий по поддержке субъектов малого и среднегопредпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг. (приложение).
4. Установить, чтореализация плана мероприятий (п. 3) осуществляется в рамках выполнения Городскойцелевой программы развития и поддержки малого и среднегопредпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.
5. Установить, чтофинансирование плана мероприятий по поддержке субъектов малого и среднегопредпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг. осуществляется засчет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий пп. 1.1.2, 1.1.4,1.1.5, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.12, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4,2.3.5, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.6.1, 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4, 2.7.7, 3.1.5Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднегопредпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг., утвержденнойпостановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N724-ПП.
6. Возложить наДепартамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городаМосквы и Департамент науки и промышленной политики города Москвы функциюкоординатора мероприятий по поддержке малых и средних предприятий винновационной сфере на территории города Москвы.
7. Департаментуподдержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы:
7.1. Обеспечить вустановленных федеральными законами и законами города Москвы формахпервоочередную поддержку деятельности малых и средних предприятий по следующимнаправлениям:
- технологииэнергосбережения и возобновляемая энергетика;
- медицинская техникаи материалы, биотехнологии, новые лекарственные средства;
- IT-услуги,телекоммуникационные и навигационные технологии;
- новые строительныематериалы, конструкции и технологии;
- новые технологии всфере капитального и текущего ремонта жилищного фонда и при эксплуатацииобъектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
- сохранениеокружающей среды, в том числе переработка отходов производства и потребления,внедрение технологий производства продукции из вторичных ресурсов, водоочисткаи водопотребление;
- электроника, точноемашиностроение, приборостроение;
- нанотехнологии инаноматериалы;
- новые промышленныетехнологии, материалы, оборудование.
7.2. Ежегодно до 1июля проводить мониторинг состояния сектора инновационного малого и среднегопредпринимательства и по результатам представлять Мэру Москвы доклад осостоянии малого и среднего инновационного предпринимательства в городе Москве.
7.3. Ежегоднопредусматривать в составе сводного плана реализации мероприятий Городскойцелевой программы развития и поддержки малого и среднегопредпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. реализацию мероприятий,предусмотренных пунктом 3 настоящегопостановления.
7.4. Совместно сДепартаментом науки и промышленной политики города Москвы до 1 июня 2010 г.разработать и представить на утверждение Правительства Москвы положение ореестре инновационной продукции субъектов малого и среднегопредпринимательства, определяющее порядок формирования реестра, предусмотревсовместимость с реестром продукции, поставляемой по государственному заказу городаМосквы.
7.5. До 1 ноября 2010г. создать реестр инновационной продукции субъектов малого и среднегопредпринимательства.
7.6. Ежегодно:
7.6.1. До 30 мартаактуализировать информацию, содержащуюся в реестре инновационной продукциисубъектов малого и среднего предпринимательства.
7.6.2. Осуществлятьорганизационные мероприятия по созданию и развитию совместных проектов малых исредних инновационных предприятий по приоритетным направлениям в инновационнойсфере (п. 7.1) в рамках реализации плана мероприятий (п. 3).
7.6.3. ПроводитьМосковский венчурный форум с привлечением всех заинтересованных организаций сцелью популяризации идей венчурного финансирования и инновационногопредпринимательства.
7.7. Совместно с Департаментомсемейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом науки ипромышленной политики города Москвы, при участии Министерства образования инауки Российской Федерации (по согласованию), Министерства экономическогоразвития Российской Федерации (по согласованию) и Совета ректоров вузов Москвыи Московской области до 1 июля 2010 г. разработать и представить Мэру Москвыпредложения по порядку осуществления государственной поддержки малых и среднихпредприятий, созданных высшими учебными заведениями и научно-исследовательскимиинститутами, с учетом положений Федерального закона от 2 августа 2009 г. N217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениямихозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатовинтеллектуальной деятельности".
7.8. Совместно сДепартаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департаментом капитального ремонта жилищного фонда города Москвы, Департаментомтранспорта и связи города Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы,Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаментомгородского строительства города Москвы, Департаментом дорожно-мостового иинженерного строительства города Москвы, Департаментом городского заказакапитального строительства города Москвы, Департаментом образования городаМосквы, Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Департаментомприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаментомпродовольственных ресурсов города Москвы ежегодно проводить выставку-конкурс"Инновационные решения малого бизнеса для экономики города" в целяхдемонстрации достижений в области инновационной деятельности и их использованияв городе Москве.
7.9. Совместно сДепартаментом науки и промышленной политики города Москвы:
7.9.1. В первомполугодии 2010 г. разработать и представить на утверждение Правительства Москвыположение о порядке организации и проведении общегородского конкурса-смотрасреди государственных заказчиков города Москвы по использованию инновационнойпродукции малых и средних предприятий в своей деятельности.
7.9.2. Организоватьпроведение общегородского конкурса-смотра среди государственных заказчиковгорода Москвы по использованию инновационной продукции малых и среднихпредприятий в своей деятельности.
7.10. Ежегодно врамках реализации Городскойцелевой программы развития и поддержки малого и среднегопредпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. обеспечивать размещениегосударственного заказа на обучение по управлению инновациями и технологическомуменеджменту руководителей и специалистов субъектов малого и среднегопредпринимательства, предусматривая формирование разноуровневых учебныхпрограмм.
7.11. Совместно сУправлением государственной службы и кадров Правительства Москвы в I квартале2010 г. разработать программу курса краткосрочного повышения квалификациисотрудников органов исполнительной власти города Москвы, являющихсягосударственными заказчиками города Москвы по инновационной тематике, дляорганизации в дальнейшем целевого обучения заинтересованных лиц в системедополнительного образования кадров.
7.12. Совместно сДепартаментом науки и промышленной политики города Москвы, Департаментомэкономической политики и развития города Москвы обобщить предложения постимулированию использования инновационной продукции субъектов малого исреднего предпринимательства городскими организациями, полученные в рамкахреализации пунктов 9.1и 11 настоящего постановления, и во IIквартале 2010 г. представить предложения Мэру Москвы.
7.13. Обеспечитьвзаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации:
- на предмет получениясубсидий из федерального бюджета в целях реализации на территории города Москвыплана мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательствав инновационной сфере на 2010-2012 гг. (п. 3);
- по разработкекомплекса мер по стимулированию использования инновационной продукции субъектовмалого и среднего предпринимательства.
7.14. Ежегодно до 15марта представлять в установленном порядке в Департамент экономической политикии развития города Москвы отчет о реализации плана мероприятий по поддержкесубъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на2010-2012 гг. в составе сводного отчета о реализации Городскойцелевой программы развития и поддержки малого и среднегопредпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.
8. Департаменту наукии промышленной политики города Москвы предусмотреть в рамках реализацииПрограммы прикладных научных исследований и проектов в интересах города на2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10 марта2009 г. N 186-ПП, размещение от 10 до 20 процентов от объемов государственногозаказа на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторскихразработок среди субъектов малого и среднего предпринимательства путеморганизации и проведения специализированных торгов с учетом положенийпостановления Правительства Москвы от 12 мая 2009 г. N429-ПП "О дополнительных мерах по обеспечению размещениягосударственного заказа в городе Москве среди субъектов малогопредпринимательства".
9. Департаментужилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаментукапитального ремонта жилищного фонда города Москвы, Департаменту транспорта исвязи города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаментутопливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаменту городскогостроительства города Москвы, Департаменту дорожно-мостового и инженерногостроительства города Москвы, Департаменту городского заказа капитальногостроительства города Москвы, Департаменту образования города Москвы,Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаментуприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаментупродовольственных ресурсов города Москвы:
9.1.Проанализировать спектр закупаемой продукции и в I квартале 2010 г. представитьв Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городаМосквы информацию об использовании в своей деятельности и деятельностиподведомственных организаций инновационной продукции малых и средних предприятийи предложения по стимулированию использования инновационной продукциигородскими организациями и увеличению ее доли в общем объеме закупаемой имипродукции.
9.2. Принять участие вформировании и ежегодной актуализации реестра инновационной продукции субъектовмалого и среднего предпринимательства с учетом норм, содержащихся в Положении ореестре инновационной продукции.
10. Органамисполнительной власти города Москвы, выполняющим функции государственныхзаказчиков города Москвы, а также имеющим подведомственные организации,осуществляющие закупки товаров (работ, услуг), ежегодно начиная с 2011 годапредусматривать объявление о размещении государственного заказа путемпроведения торгов на закупку продукции, входящей в реестр инновационнойпродукции малого и среднего предпринимательства, в объеме не менее 10 процентовот общей стоимости всех объявленных в течение года конкурсов при наличиивозможности использования продукции, входящей в указанный реестр, ипредставлять соответствующую информацию в Департамент поддержки и развитиямалого и среднего предпринимательства города Москвы.
11. Первомузаместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплексагородского хозяйства Москвы, первому заместителю Мэра Москвы в ПравительствеМосквы, руководителю Комплекса градостроительной политики и строительствагорода Москвы и первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы,руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы проанализироватьнормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты города Москвы,содержащие требования к закупаемой продукции в части ее инновационности ииспользования результатов научно-технической деятельности и технологическихразработок, и направить в первом полугодии 2010 г. в Департамент поддержки и развитиямалого и среднего предпринимательства города Москвы предложения о внесенииизменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые актыгорода Москвы.
12. Департаментуподдержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвысовместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы,Департаментом экономической политики и развития города Москвы в первомполугодии 2010 г. разработать критерии оценки социально-экономическойэффективности мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности натерритории города Москвы.
13. Комитету поархитектуре и градостроительству города Москвы ежегодно представлять информациюв Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городаМосквы о технопарках и бизнес-инкубаторах, размещение которых предусматриваетсяпроектами планировок территорий, в целях проведения анализа обеспеченностималых и средних инновационных предприятий нежилыми помещениями.
14. Установить, чтопроведение конкурентных процедур, предусмотренных в том числе пунктом 10настоящего постановления, осуществляется с использованием инфраструктуры Единойторговой площадки города Москвы с размещением в удаленном доступе информации оконкурентной процедуре в обязательном порядке на официальном сайте городаМосквы в сети Интернет www.tender.mos.ru для размещения органами исполнительнойвласти города Москвы информации о проведении всех видов конкурентных процедур вгороде Москве не позднее чем за 30 дней до начала проведения конкурентной процедурыв соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 марта 2009 г. N146-ПП "О размещении органами исполнительной власти города Москвыинформации о проведении конкурентных процедур в городе Москве".
15. Внести изменения идополнения в постановление Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 818-ПП"Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджетагорода Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержкемалого и среднего предпринимательства в городе Москве" (в редакциипостановлений Правительства Москвы от 17 марта 2009 г. N 201-ПП, от 28 июля2009 г. N 711-ПП, от 4 августа 2009 г. N724-ПП):
15.1. Дополнить пункт1.2.5 приложения к постановлению после слов "высокотехнологичныепроекты" словами ", в том числе субъекты малого и среднегопредпринимательства, осуществляющие инновационную и производственную деятельность,реализующие совместные проекты,".
15.2. Дополнить пункт1.2.6 приложения к постановлению абзацем в следующей редакции:
"Организация по развитиюсовместных проектов - юридическое лицо, коммерческая или некоммерческаяорганизация, которая создана, осуществляет свою деятельность или привлечена вкачестве исполнителя в целях реализации федеральной или региональной программыразвития субъектов малого и среднего предпринимательства для координациидеятельности по совместным проектам и содействия его участникам в осуществлениидеятельности, направленной на достижение общих целей участников совместногопроекта, включенная в установленном порядке в перечень организацийинфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.".
15.3. Дополнитьприложение к постановлению пунктом 4.5 в следующей редакции:
"4.5. Субсидииорганизациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднегопредпринимательства города Москвы на реализацию совместных проектов предоставляютсяв следующих целях:
- создание и развитиекомплексной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры передачитехнологий, центры коллективного использования оборудования, промышленные паркии др.);
- создание новых видовинновационной продукции предприятий-участников совместных проектов (анализрынка технологий, приобретение патентов и лицензий, проведениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовкапроизводства и др.);
- информационное имаркетинговое продвижение продукции, произведенной в рамках реализациисовместных проектов, в том числе на региональных и зарубежных рынках (созданиеинформационных ресурсов, участие в выставках, проведение маркетинговыхисследований, разработка и продвижение коллективного бренда совместногопроекта, информирование государственных заказчиков о преимуществах примененияинновационной продукции, созданной в рамках реализации совместных проектов, идр.);
- иные необходимые дляразвития совместных проектов мероприятия.
Субсидии на реализациюсовместных проектов предоставляются в размере, определенном проектами,предусматривающими финансирование мероприятий при условии вложения участникамив проект собственных средств в размере не менее 30 процентов от общей стоимостипроекта, в соответствии с условиями конкурсного отбора проектов.".
16. Признатьутратившими силу пункты 3, 4, 5, 7, 8 постановления и приложение 2 кпостановлению Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. N 1038-ПП "Оподдержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательстваМосквы".
17. Пресс-службе Мэраи Правительства Москвы оказать содействие Департаменту поддержки и развитиямалого и среднего предпринимательства города Москвы в информированииобщественности о мерах, принимаемых Правительством Москвы по поддержкеинновационного предпринимательства.
18. Контроль завыполнением настоящего постановления возложить на министра ПравительстваМосквы, руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднегопредпринимательства города Москвы Вышегородцева М.М.
Ежегодно во IIквартале, начиная с 2011 года, докладывать Мэру Москвы о ходе выполненияпостановления.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 декабря 2009 г. N1471-ПП
1. Основные понятия и определения 2. Оценка сложившейся ситуации 3. Основные цели и задачи мероприятий 4. Основные направления реализации мероприятий
|
Малое инновационное предприятие- субъект малого предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельностьв научно-технической сфере, в том числе разработку и внедрение технических илитехнологических инноваций.
Малое производственное предприятие- субъект малого предпринимательства, осуществляющий производственную(промышленную) деятельность.
Среднее инновационное предприятие- субъект среднего предпринимательства, осуществляющий инновационнуюдеятельность в научно-технической сфере, в том числе разработку и внедрениетехнических или технологических инноваций.
Среднее производственное предприятие- субъект среднего предпринимательства, осуществляющий производственную(промышленную) деятельность.
Инновационная деятельность- деятельность, направленная на внедрение научно-технических илинаучно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованныетовары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках.
Производственная деятельность- вид экономической деятельности, направленный на создание материальных благ,посредством преобразования ресурсов в продукцию, классифицированный Общероссийскимклассификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Инновационная продукция - внедренныйрезультат научно-технической деятельности, имеющий качественнойхарактеристикой, абсолютную или относительную научно-техническую новизнувыходящую за пределы усвоенных традиций в прикладной области его использованияи имеющий экономическую эффективность реализации, превышающую среднерыночныйуровень, в том числе для имеющихся аналогов. Отличительные признакиинновационной высокотехнологичной продукции:
1. При созданиипродукции использовались результаты научно-исследовательских илиопытно-конструкторских работ (в том числе в форме ноу-хау, патента илиавторского права, принадлежащих заявителю), соответствующий мировому уровнюразвитию науки и техники.
2. В основереализуемой продукции заложены принципиально новые решения, в том числесозданные на основе технологичных платформ, имеющие прикладное значение и (или)существенно улучшающее имеющиеся аналоги, а также полезные модификацииизвестных технических решений, обеспечивающие качественное улучшениефункциональных и (или) эксплуатационных характеристик аналогичной продукции.
3. Основные показателиэкономической эффективности реализации продукта существенно превышаютсреднерыночный уровень (включая аналоги при наличии таковых).
Город Москва по правуотносится к лидерам регионального развития малого предпринимательства. В маломбизнесе города Москвы заняты более одной трети всего экономически активногонаселения. По состоянию на начало 2009 г. в городе насчитывалось более 218 тыс.малых предприятий, на которых было занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс.индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий - более 1500.При этом вклад московского малого бизнеса в экономику составляет значительнуючасть от общероссийского показателя в этом секторе. Так, по имеющимся на данныймомент официальным данным органов государственной статистики, оборот московскихмалых предприятий в 2007 г. превысил 30 процентов оборота всех малыхпредприятий России. Однако уровень развития малого и среднегопредпринимательства в научно-технической и производственной сферах остается всееще на недостаточно высоком уровне. По экспертным оценкам количество субъектовмалого и среднего предпринимательства в инновационной сфере не превышает 4000предприятий, что составляет около 5 процентов от общего числа малых и среднихпредприятий.
Результатом сплошногообследования малых инновационных предприятий города Москвы, проведенного в 2008году Московским центром развития предпринимательства по заказу Департаментаподдержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы,стало, что средние показатели, характеризующие деятельность малых предприятий умалых инновационных предприятий выше (кроме средней выручки). Особое вниманиезаслуживает тот факт, что средняя сумма активов приходящихся на одно малое инновационноепредприятие, выше, чем у одного малого предприятия в промышленности или простоу одного малого предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что предприятия,осуществляющие инновационную деятельность крайне заинтересованы в поддержкеПравительства Москвы на всех стадиях реализации инновационного проекта.
Оказание мергосударственной поддержки малому предпринимательству осуществляется в городеМоскве на протяжении уже многих лет, при этом с 1994 г. эта поддержкаоказывается на комплексной программной основе. Ежегодно на развитие и поддержкумалого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходовгородского бюджета. Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса сталиодним из факторов, позволивших московским предпринимателям этого секторасущественно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г.финансово-экономического кризиса. На середину мая 2009 г. по данныммониторинга, проводимого Департаментом поддержки и развития малого и среднегопредпринимательства города Москвы, отмечается снижение оборотов малыхпредприятий и их прибыльности, в сравнении с ноябрем 2008 г. эти показателиупали более чем на 31 процент. Мониторинг показал, что за период с ноября 2008г. по середину мая 2009 г. частота оценки предпринимателями экономическойситуации как кризисной возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в ответахреспондентов, еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной.Ухудшения в 2009 г. условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнесаожидают 50 процентов опрошенных. Негативное влияние финансовый кризис оказал ина сектор малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, началу реализацииплана мероприятий предшествует общее нарастание негативных тенденций в маломпредпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономическогокризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска ипредоставления, новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но инепосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактическискладывающихся условий.
Правительством Москвыуже с ноября 2008 года в рамках действующей Комплекснойцелевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на2007-2009 гг. реализуется план антикризисных мероприятий по поддержке малого предпринимательства,решающий двойную задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работниковв сфере малого предпринимательства, и создание условий для интеграции в малыйбизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики.
Вместе с тем, натерритории города Москвы по прежнему реализуется значительное число программ,направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационнойдеятельности.
Департаментомподдержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвыобеспечено получение малыми инновационными предприятиями необходимых финансовыхресурсов фактически всех видов.
На этапе формированияи становления малое предприятие нуждается в субсидировании своих расходов. ВДепартаменте поддержке и развития малого и среднего предпринимательства городаМосквы в настоящее время малое инновационное предприятие может получитьнесколько видов субсидий.
За 2006-2009 годы былорассмотрено около 200 инновационных проектов малых и средних предприятий. Свыше60 проектов получили финансовую поддержку в виде субсидий общим объемом около30 млн. рублей. Эти средства были использованы на патентование, созданиеопытных образцов, участие в мероприятиях по продвижению. Объем привлеченныхвнебюджетных средств на реализацию данных проектов превысил 25 млн. рублей.
При непосредственномучастии Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательствагорода Москвы было сформировано два частно-государственных венчурных фондаобщим объемом 1,6 млрд. рублей. На 1 рубль, выделенный из бюджета города, былопривлечено 2 рубля средств частных инвесторов и 1 рубль из федеральногобюджета. На сегодняшний день 600 млн. рублей инвестированы в инновационныемалые предприятия, которые занимаются разработкой и выпуском наукоемкой продукции.
На территории городадействуют 7 частно-государственных венчурных фондов, созданных с участием ОАО"Российская венчурная компания". Общий объем средств созданных фондовсоставляет 18,983 млрд. рублей. Однако только ЗАО "ВТБ Управление Активами"в 2008 году инвестировал средства в малые предприятия на территории городаМосквы.
В 2008 году натерритории города Москвы осуществляли свою деятельность частные венчурные фондыи объединения бизнес-ангелов. Примерный объем привлеченных инвестиций в малыепредприятия города Москвы составил 2-2,5 млрд. рублей (примерно 10 процентов отобъема прямых инвестиций в России).
Важное значение длямалого инновационного предприятия имеет возможность получения кредитов. С цельюразвития системы гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательствабыл создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Активно на территориигорода работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере (по согласованию). Фонд содействия реализует более 20программ, которые направлены на решение различных задач государственнойинновационной политики. Общий объем финансирования Фондом московских малыхинновационных предприятий в 2008 г. составил более 200 млн.руб.
Департаментом науки ипромышленной политики города Москвы осуществлялось размещение заказов средималых и средних инновационных предприятий на выполнениенаучно-исследовательских и опытноконструкторских разработок. Общее количествозаявок субъектов малого предпринимательства, поданных для участия в открытыхконкурсах на право заключения государственного контракта на выполнениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 2008 году - 95(30,9 процентов от общего количества заявок). Количество заявок субъектовмалого предпринимательства, выигравших открытые конкурсы на право заключениягосударственного контракта на выполнение научно-исследовательских иопытно-конструкторских разработок, в 2008 году - 64 (26,2 процента от общегоколичества выигравших заявок). Количество заключенных государственныхконтрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихразработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 64 (26,2процента от общего количества заключенных государственных контрактов). Общаястоимость заключенных контрактов на выполнение научно-исследовательских иопытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в2008 году - 343317,4 тыс.руб. (25,1 процент от стоимости всех заключенныхконтрактов).
Большое значениеуделяется вопросам финансовой поддержки. В Москве действуют около 20технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных по инициативе органовисполнительной власти города Москвы. Общая площадь, предназначенных дляразмещения малых и средних предприятий, составляет более 62000 кв.м. Количествопредприятий, расположенных на этих площадях, составляет 180. Однако, вбольшинстве случаев речь идет о рыночных условиях размещения.
При этом необходимоотметить, что данные технопарки в недостаточной степени реализуют комплекс мерпо имущественной и организационной поддержке малого инновационногопредпринимательства, предоставляемый в развитых странах. Отсутствует единаяполитика предоставления технопарками услуг малым инновационным предприятиям,поскольку, в большинстве случаев, они действуют как самостоятельные субъекты иимеют свои программы развития, правила привлечения и работы с малымиинновационными предприятиями. Отсутствует система контроля деятельноститехнопарков: не определены ключевые параметры оценки их деятельности, а самаинформация о результатах работы технопарков сильно рассредоточена и неподвергается системной централизованной обработке.
В рамках реализации Комплекснойцелевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городеМоскве на 2007-2009 гг. в 2008 году в Москве были созданы два технопарка вСтрогино и Зеленограде, предоставляющие помещения субъектам малого предпринимательствана льготных условиях. На данный момент в Строгино размещены 52 фирмы-резидента,идет отбор инновационных компаний для размещения в бизнес-инкубаторе"Зеленоград".
В рамках реализации Комплекснойпрограммы поддержки и развития малого предпринимательства ведетсяпостоянная работа по повышению квалификации руководителей и сотрудников малых исредних инновационных предприятий.
Действующая системаподготовки кадров имеет ярко выраженную многоуровневую структуру.
С целью кадровойподдержки малых и средних инновационных предприятий города Москвы в 2007-2009гг. был организован ряд учебных проектов различных уровней обучения:
1. Профессиональнаяпереподготовка по программам "Инновационный менеджмент и управлениерисками инновационных проектов", "Управление инновационнымипроектами", в ходе которых было подготовлено 60 руководителей и специалистовмалого и среднего предпринимательства, получивших компетенции по следующимнаправлениям: инновационное предпринимательство (коммерциализация инноваций);правовое регулирование инновационной деятельности; защита интеллектуальнойсобственности предприятия (патентоведение); инвестиции и промышленное освоениеинноваций.
2. Повышениеквалификации по программам "Инновационный менеджмент и управление рискамиинновационных проектов", "Разработка и реализация инновационныхпроектов (методы и практика)", "Управление инновационнымипроектами", "Обучение инновационному менеджменту участников конкурсовпо инновационным проектам учащейся молодежи города Москвы","Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов",по завершении которых было обучено 278 руководителей и специалистов малого исреднего предпринимательства, а также 150 начинающих предпринимателей из числаучащейся молодежи.
3. Экспресс - семинарыпо тематикам "Привлечение внебюджетных финансовых ресурсов при реализацииинновационных проектов" и "Защита интеллектуальной собственности приреализации инновационных проектов" помогли 80 руководителям и специалистаммалого и среднего предпринимательства получить знания и навыки в области оценкикоммерческой привлекательности разработки или новой бизнес - идеи,коммерциализации инноваций, патентоведения интеллектуальной собственностипредприятия.
Следует также отметитьпрограммы "Стратегическое управление и инновационноепредпринимательство" и "Инновационный и проектный менеджмент",которые стартовали с конца 2008 года и действуют до конца 2009 года. Данныепрограммы обучения рассчитаны исключительно на руководителей и специалистовмалого и среднего предпринимательства, имеющих высшее профессиональноеобразование и стаж практической работы не менее 2 лет. Общее количествообучаемых слушателей по данным программам составляет 40 человек.
Объем средств,использованный для реализации учебных программ инновационной тематики по итогам2007-2009 гг., составит свыше 25 миллионов рублей.
Активное участиеМосквы на мировом и региональных рынках высоких технологий в свою очередьозначает обеспечение паритетного уровня доступа городской высокотехнологичнойпродукции на эти рынки. С этой целью организации инфраструктуры поддержки иразвития инновационного предпринимательства, ежегодно организуют и принимаютактивное участие в московских, региональных и зарубежных выставках иконгрессах, в рамках которых осуществляется активная деятельность попродвижению продукции инновационных предприятий города Москвы.
В рамках реализации Комплекснойцелевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городеМоскве на 2007-2009 гг. малые инновационные предприятия могли принять участие ввыставках на льготных условиях. Всего в выставках приняли участие около 90московских инновационных предприятий. Кроме того, инновационные предприятиямогли принять участие в деловых миссиях, организованных Департаментом поддержкии развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.
Консультационнаяподдержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляетсяорганизациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднегопредпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднегопредпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций,организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иныхмероприятий.
Однако остаетсянерешенным целый ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднегопредпринимательства в инновационной сфере. Можно отметить следующие:
- отсутствие спроса наинновационную продукцию со стороны государства и крупных промышленных предприятий;
- недостаток объемовфинансовых ресурсов и адекватных инвестиционных механизмов в виде посевных ивенчурных фондов, для финансирования инновационных компаний ранних стадий;
- слабое развитиеимущественной и технологической базы для осуществления инновационнойдеятельности малыми и средними предприятиями;
- отсутствие стимуловзаниматься инновационной деятельностью;
- недостаточнаяинформированность коллективов разработчиков, особенно в молодежной среде, овозможностях государственной поддержки инновационной деятельности;
- слабая координацияпрограмм поддержки инновационной деятельности, реализуемых различнымиведомствами между собой;
- низкая популярностьэтой сферы деятельности у молодежной аудитории.
Основной цельюреализации мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства винновационной сфере в 2010-2012 годах является создание условий для ускорениявнедрения результатов научно-технической деятельности, субъектов малого исреднего предпринимательства и стимулирование сбыта инновационной продукции.
Для достижения даннойцели предусмотрено решение следующих задач:
1. Обеспечениекоординации деятельности всех организаций, имеющих отношение к деятельностималых и средних инновационных предприятий;
2. Обеспечениекоординации мероприятий по поддержке малого и среднего инновационногопредпринимательства, с мероприятиями по поддержке науки и промышленности вгороде;
3. Создание механизмовстимулирования спроса на инновационную продукцию и стимулов для государственныхзаказчиков города Москвы использовать инновационную продукцию;
4. Формированиемеханизмов продвижения продукции инновационных предприятий на региональные иэкспортные рынки;
5. Созданиесовременных информационных систем, содержащих информацию об инновационнойпродукции малых и средних предприятий;
6. Обеспечениесовершенствования существующих и активное формирование новых механизмовфинансовой поддержки инновационной сферы, включая посевное и венчурноеинвестирование;
7. Обеспечение совершенствованиясуществующих и формирование недостающих механизмов имущественной поддержкиинновационного предпринимательства;
8. Обеспечение высокойэффективности механизмов организационного сопровождения инновационного проектана всех стадиях;
9. Формированиесистемы технологической поддержки инновационного предпринимательства;
10. Совершенствованиесистемы кадрового обеспечения инновационного предпринимательства;
11. Обеспечениевысокой эффективности процессов трансфера технологий.
План мероприятийпредставляет собой комплекс правовых, экономических, социальных,информационных, консультационных, образовательных, организационных и иныхмероприятий, которые группируются по следующим направлениям:
1. Созданиеблагоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднегопредпринимательства инновационной деятельности;
2. Предоставлениесубъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сферефинансовой, имущественной и прочей поддержки;
3. Развитиеинфраструктуры поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднегопредпринимательства.
В целях созданияблагоприятных условий для осуществления инновационной деятельности субъектамималого и среднего предпринимательства предполагается активное участие вразработке нормативно-правовых актов федерального уровня и подготовкапредложений по внесению изменений в городскую нормативно-правовую базу. Крометого, предполагается регулярное осуществление мониторинга сектора инновационногопредпринимательства с целью выявления факторов, оказывающих негативное действиена осуществление инновационной деятельности. Также предполагается реализацияцелого комплекса мероприятий по стимулированию использования инновационнойпродукции, выпускаемой малыми и средними инновационными предприятиями,городскими организациями. В настоящее время органы исполнительной власти городаМосквы, осуществляющие функции государственных заказчиков, не заинтересованы виспользовании инновационной продукции. План мероприятий предусматривает целыйкомплекс мер, направленных на увеличение доли инновационной продукции,приобретаемой в рамках государственного заказа.
В целях развитияинфраструктуры поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднегопредпринимательства план мероприятий предусматривает повышение эффективностикоординации деятельности организаций, оказывающих те или иные услуги малым исредним инновационным предприятиям. Повышение степени согласованности действийвсех заинтересованных организаций приведет к повышению эффективностидеятельности по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства.
Основной блок планамероприятий направлен на усиление рыночных позиций субъектов малого и среднегопредпринимательства в инновационной сфере и предполагает оказание им широкогоспектра услуг по различным направлениям:
- финансоваяподдержка,
- имущественная итехнологическая поддержка,
- информационнаяподдержка,
- консультационнаяподдержка,
- образовательнаяподдержка,
- поддержка впродвижении продукции.
Недостаточная степеньразвития инновационной деятельности субъектов малого и среднегопредпринимательства обусловлена неопределенностью спроса на серийную продукцию,произведенную с использованием результатов научно-технической деятельности,неопределенностью экономического эффекта от применения инновационной продукции,отсутствием инвестиционных финансовых ресурсов, которые могли бы бытьпредоставлены предприятию на срок более 5 лет.
Недостаток финансовыхсредств - проблема для любого малого и среднего предприятия. Для инновационногомалого и среднего предприятия эта проблема стоит особенно остро. Необходимо,чтобы малый инновационный бизнес имел доступ ко всем видам финансирования:грантам, инвестиционным ресурсам и заемным средствам. При этом необходиморазделять государственные и негосударственные механизмы финансированияинновационной деятельности, а также выделять механизмы, действующие наразличных стадиях реализации инновационного проекта.
Планом мероприятийпредусмотрена организация взаимодействия между заинтересованными организациямив целях создания системы, позволяющей обеспечить финансирование субъектовмалого и среднего предпринимательства за счет бюджетных и внебюджетныхисточников при реализации инновационных проектов на всех стадиях.
Создание новойинновационной технологии или продукта представляет собой сложныймногоступенчатый процесс, ранние стадии которого характеризуются высокойстепенью рисков и неопределенностью возможности коммерциализации конечногорезультата. Опыт ведущих стран лидеров рынка высоких технологий показывает, чтотолько жесткость и прозрачность механизмов финансового обеспечения развитияинновационной деятельности позволяет достигнуть качественных результатовтехнического и инновационного развития.
Планом мероприятийпредусмотрен обмен информацией на постоянной основе между всеми организациями,занимающимися финансовой поддержкой малых и средних инновационных предприятий,включая посевные и венчурные фонды. Это позволит повысить эффективностьпредоставления субсидий и обеспечить сопровождение реализации инновационногопроекта на всех его стадиях. Кроме того, предполагается активизировать процесспредоставления субсидий, и провести организационные мероприятия по созданиюфонда посевных инвестиций.
Развитиеинновационного предпринимательства невозможно без построения эффективнойсистемы имущественной поддержки. Каждое малое и среднее предприятиесталкивается с проблемой своего размещения, поиска производственных площадей.Опыт ведущих стран лидеров мирового рынка высоких технологий показывает, чтонаиболее эффективным методом имущественной поддержки инновационногопредпринимательства является система технопарков и бизнес-инкубаторов.Располагаясь поблизости от промышленных предприятий илинаучно-исследовательских центров, технопарки и бизнес-инкубаторы на льготныхусловиях размещают у себя малые и средние инновационные предприятия,одновременно предоставляя им доступ к научно-технической и производственнойбазам соответственно. В развитых странах технопарки и бизнес-инкубаторыобеспечивают малые и средние предприятия целым комплексом дополнительных услуг,таких как логистика, бухгалтерское, юридическое и маркетинговое сопровождение.Малые и средние предприятия размещаются в таких зонах лишь на ограниченныйпериод времени, требуемый для их становления.
Планом мероприятийпредусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание и развитиеимущественной базы для деятельности малых и средних инновационных предприятий.
План мероприятийпредусматривает разработку комплекса нормативных документов и реализациюорганизационных мероприятий, позволяющей создать и обеспечить деятельность бизнес-инкубаторови технопарков на территориях высших учебных заведений.
Кроме того, необходимоактивное привлечение частных структур к созданию инфраструктуры имущественнойподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационнойсфере. Использование принципов частно-государственного партнерства позволитсоздать сеть технопарков и бизнес-инкубаторов, работающую на единых принципах.
Залогом успешнойреализации любого инновационного проекта является наличие профессиональнойкоманды. К сожалению, зачастую у истоков создания малого и среднего инновационногопредприятия стоят люди, не обладающие достаточными знаниями в бизнесе иэкономике, и для успешного ведения дел им необходимо повысить свою квалификациюв этой области. Поэтому постоянное совершенствование системы кадровой поддержкиявляется обязательным пунктом программы развития малого и среднегоинновационного предпринимательства. Необходим постоянный мониторинг программобразования, как на стадии их подготовки, так и на стадии оценкирезультативности. Необходимо активно восполнять пробелы в образовательныхпрограммах, выявленные в ходе мониторинга мнений предпринимателей инновационнойсферы. Для этого необходимо четко выявлять потребности предпринимателей ивозможности высших учебных заведений.
Вместе с темнеобходимо дальнейшее развитие системы подготовки кадров для инновационнойсферы. Предполагается активное привлечение к образовательному процессуспециалистов-практиков (предпринимателей, инвесторов, консультантов и т.д.),силами которых намечено проведение тренингов для начинающих предпринимателей поповышению компетентности и приобретению практических навыков в создании иразвитии малого инновационного бизнеса.
Получаемые в ходеразработок новые технологии получают свое окончательное оформление в видепроцессов или продуктов на этапах внедрения и производства продукции. Практикапоследних десятилетий показывает, что конкурентоспособность высокотехнологичныхпроизводств достигается исключительно в рамках тесного взаимодействия научных,инфраструктурных, производственных, финансовых и маркетинговых организаций,обеспечивающих в рамках узкой специализации высокую эффективность производства,на фоне мобильности обновления производственных возможностей и товарного ряда.Наиболее рациональной формой такого единения являются объединения малых исредних предприятий реализующие совместные проекты, объединяющие все видыуказанных выше организаций в единый организм с целью производства конкретнойвысокотехнологичной продукции.
Отсутствие спроса наинновационную продукцию фактор, оказывающий негативное воздействие на развитиемалого и среднего предпринимательства в инновационной среде. В настоящее время,действующее законодательство не стимулирует государственных заказчиковиспользовать инновационную продукцию. Основным критерием является цена, а некачество или технические характеристики продукции. Сложившаяся ситуацияприводит к тому, что государственные заказчики не заинтересованы в приобретениикачественной инновационной продукции, которая позволила бы в долгосрочнойперспективе добиться значительного экономического эффекта.
Важное значение имеетрешение вопроса с продвижением инновационной продукции. Завоевание и удержаниедоли на ведущих мировых экспортных и региональных рынках представляет собойкомплексную задачу, требующую для своего решения значительной концентрацииусилий высокотехнологичных предприятий. Планом мероприятий предусмотренареализация целого комплекса мероприятий по стимулированию спроса наинновационную продукцию со стороны государственных заказчиков города Москвы.Предполагается создание реестра инновационной продукции, проведение общегородскогоконкурса-смотра на лучшую инновационно-ориентированную организацию и многоедругое. Кроме того, предусмотрена реализация мероприятий по продвижениюпродукции на внешние рынки. У городских организаций, выполняющих функциигосударственных заказчиков, должен появиться стимул использовать инновационнуюпродукцию.
Планом мероприятийпредусмотрено дальнейшее совершенствование порядка предоставления консультацийсубъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере по всемаспектам организации и ведения бизнеса:
- предоставлениегосударственной поддержки;
- правовые аспектыведения бизнеса;
- продвижениепродукции на новые рынки;
- налогообложение иорганизация бухгалтерского учета;
- экспортно-импортныеоперации;
- привлечениефинансовых ресурсов;
- аренда иприобретение в собственность помещений;
- защитаинтеллектуальной собственности;
- участие в тендерахна получение государственного заказа города Москвы;
- субконтрактация;
- информационныетехнологии.
Кроме того,предусмотрено дальнейшее развитие системы "одного окна" дляколлективов разработчиков и инновационных предприятий, когда заинтересованноелицо, придя в одно место, может получить всю необходимую первичную информацию.Эту систему предполагается развивать на базе Некоммерческого партнерства"Агентство по развитию инновационного предпринимательства".
Успех инновационнойполитики города невозможен в отсутствие у потенциальных предпринимателейжелания открывать свой бизнес и развивать свое дело. Таким образом, важнейшейзадачей реализации инновационной политики города является всемернаяпопуляризация инновационного предпринимательства. План мероприятийпредусматривает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных наформирование положительного имиджа инновационной деятельности в глазахобщественности.
Мероприятие | Исполнитель | Срок реализации |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок | ||
1.1. Осуществление взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и общественными объединениями предпринимателей по подготовке изменений в федеральные законы и иные правовые акты: Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и технические регламенты (введение системы требований по использованию в производстве продукции инновационных технологий). Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (совершенствование системы статистического учета инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации для оперативного доступа к информации, размещаемой на официальных интернет-страницах региональных статистических служб). | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (стимулирование развития малого инновационного предпринимательства). Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации системы конкурсного отбора исполнителей на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; упрощения процедур привлечения патентных поверенных для патентного закрепления результатов научно-технической деятельности, учета специфики научной продукции и услуг как товарной продукции, а также совершенствования формы отчета о проведенных патентных исследованиях с обоснованием конкурентоспособности ожидаемых результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и рентабельности их дальнейшего использования в гражданском обороте; введения обязательного условия об оформлении прав на результаты научно-технической деятельности; учета особенностей выполнения научно-исследовательских и опытно - конструкторских разработок, имеющих длительный цикл разработки, особенно в сфере ракетно-космических исследований). Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по принятию и реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов на конкурсной основе. |
|
|
1.2. Осуществление взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством Экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и общественными объединениями предпринимателей по подготовке проектов федеральных законов: - Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации (об инновационной инфраструктуре, национальной инновационной системе). - О нематериальных активах. - О венчурном инвестировании инновационной деятельности. О технопарках (создание правовых условий для модернизации промышленнопроизводственной базы с учетом специфики технопарков). "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (законопроект N 111730-5). - О государственной компании по содействию международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на российские результаты научно-технической деятельности. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
1.3. Организация взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и общественными объединениями предпринимателей по подготовке проектов нормативных актов о предоставлении налоговых льгот малым и средним инновационным предприятиям, в том числе в части внесения изменений в действующее налоговое законодательство в части ускорения амортизации отдельных видов нематериальных активов, важных для технологического и инновационного развития предприятий; освобождения от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования; недопущения роста налоговой нагрузки в результате упразднения единого социального налога и введение страховых взносов на предприятия, имеющие льготы по единому социальному налогу в качестве резидентов технико-внедренческих особых экономических зон; снижения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий сектора информационных технологий и инжиниринговых компаний; отмены взимания НДС с программных продуктов, продаваемых в "коробочном" исполнении. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010 г. |
1.4. Подготовка предложений по внесению изменений в городскую нормативно-правовую базу в части установления обязательных требований к инновационности используемой продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2011 г. |
1.5. Организация взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации по совершенствованию законодательной базы в сфере корпоративного и договорного права в части повышения гибкости корпоративного управления в инновационных малых и средних предприятиях и распределения объема прав между их участниками, а также регулирования сделок, заключаемых под условием, и механизмов гарантий и заверений, предоставляемых участниками инновационных проектов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
2. Обеспечение доступа малых и средних инновационных предприятий к финансовым ресурсам | ||
2.1. Оказание поддержки в привлечении инвестиций в установленных законодательством формах малым и средним инновационным предприятиям. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010 г. |
2.2. Содействие развитию малых и средних инновационных предприятий путем отбора с целью предоставления субсидий на патентование, создание опытного образца, участие в мероприятиях по продвижению инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.3. Предоставление гарантий малым и средним инновационным предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.4. Размещение государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок среди субъектов малого и среднего предпринимательства. | Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.5. Компенсация процентной ставки по кредитам, полученных малыми и средними инновационными предприятиями в коммерческих банках. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.6. Организация и проведение презентационных сессий инновационных проектов малых и средних предприятий для потенциальных инвесторов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.7. Предоставление малым и средним предприятиям субсидий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента в соответствии с требованиями международных и российских стандартов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.8. Разработка предложений по возможным способам привлечения внебюджетных инвестиций, в инновационные проекты, включая проведение IPO инновационных компаний. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010 г. |
2.9. Предоставление финансовой поддержки малым и средним инновационным предприятиям, созданным высшими учебными заведениями и научными учреждениями. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
2.10. Организация и проведение Московского венчурного форума. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно |
3. Имущественная поддержка | ||
3.1. Создание на территориях занимаемых бизнес-инкубаторами зон краткосрочного размещения коллективов разработчиков. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2011 г. |
3.2. Предоставление субсидий для компенсации расходов вновь созданных малых и средних инновационных предприятий при размещении в технопарках и бизнес-инкубаторах. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
3.3. Создание специализированных центров прототипирования и промышленного дизайна для малого предпринимательства. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2011 г. |
3.4. Предоставление субсидий для компенсации расходов на оснащение технопарков и бизнес-инкубаторов специализированным оборудованием. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
4. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малых и средних инновационных предприятий | ||
4.1. Формирование сводного плана мероприятий по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов, малых и средних инновационных предприятий. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно |
4.2. Организация стажировок руководителей и сотрудников, малых и средних инновационных предприятий. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
4.3. Организация постоянно действующих тренингов для предпринимателей по повышению компетентности и приобретению практических навыков в создании и развитии малого и среднего инновационного бизнеса, нацеленных на ускоренную подготовку проекта к инвестированию (бизнес-акселерация). | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
4.4. Организация обучения руководителей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере управления инновациями и технологическим менеджментом. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
4.5. Организация учебно-подготовительных площадок для инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, менеджеров по инновациям и других специалистов с целью реализации инновационных проектов. | Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Совет ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области | Ежегодно |
5. Информационная и консультационная поддержка | ||
5.1. Информирование о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ малых и средних предприятий. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | Ежегодно |
5.2. Развитие системы "одного окна" для предпринимателей, работающих в инновационной сфере. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010 г. |
5.3. Предоставление консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
5.4. Проведение экспертизы инновационных проектов, претендующих на получение поддержки. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
5.5. Осуществление сопровождения инновационных проектов, получивших финансовую поддержку от города. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
5.6. Организация и проведение деловых мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
6. Стимулирование сбыта инновационной продукции малых и средних предприятий | ||
6.1. Проведение регулярного общегородского выставки-конкурса "Инновации малого и среднего бизнеса для города", направленной на решение технических задач силами малых и средних инновационных предприятий. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы, префектуры административных округов города Москвы | 2010-2012 гг. |
6.2. Формирование перечня проблем, к решению которых возможно привлечение малых и средних предприятий, занимающихся выпуском инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы | 2010-2012 гг. |
6.3. Организация демонстраций инновационных разработок малых и средних предприятий для потенциальных потребителей инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы | Ежегодно |
6.4. Организация и проведение общегородского конкурса-смотра среди государственных заказчиков города Москвы по использованию инновационной продукции малых и средних предприятий в своей деятельности. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы | 2010-2012 гг. |
6.5. Проведение деловых миссий малых и средних предприятий, выпускающих инновационную продукцию в регионах Российской Федерации. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно |
6.6. Проведение анализа выпускаемой малыми и средними предприятиями продукции в сфере здравоохранения с целью формирования реестра инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы | 2010 г. |
6.7. Проведение анализа выпускаемой малыми и средними предприятиями продукции в сфере ЖКХ с целью формирования реестра инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | 2010 г. |
6.8. Проведение анализа выпускаемой малыми и средними предприятиями продукции в строительной сфере с целью формирования реестра инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы | 2010 г. |
6.9. Проведение анализа выпускаемой малыми и средними предприятиями продукции в сфере энергосбережения и возобновляемой энергетики с целью формирования реестра инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент топливноэнергетического хозяйства города Москвы | 2010 г. |
6.10. Подготовка и выпуск отраслевых бюллетеней инновационной продукции. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | Ежегодно |
6.11. Доведение информации о продукции содержащейся в реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства до государственных заказчиков города Москвы и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно |
6.12. Формирование реестра инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010 г. |
6.13. Актуализация реестра инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно в срок до 30 марта |
6.14. Реализация мероприятий по поддержке экспортно-ориентированной инновационной продукции малых и средних предприятий, в том числе с использованием информационных порталов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | Ежегодно |
6.15. Выполнение мероприятий по созданию и сопровождению биржи инновационных идей и проектов. | Департамент науки и промышленной политики города Москвы | Ежегодно |
7. Организационная поддержка реализации плана мероприятий | ||
7.1. Организация взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей, работающих в инновационной сфере. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
7.2. Осуществление координации деятельности государственных организаций и коммерческих структур при осуществлении деятельности по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
7.3. Формирование ежегодного сводного плана мероприятий по поддержке малых и средних инновационных предприятий. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы | Ежегодно |
8. Популяризация инновационного предпринимательства | ||
8.1. Организация серии встреч студентов и молодых предпринимателей с известными предпринимателями, работающими в инновационной сфере. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы | 2010-2012 гг. |
8.2. Создание цикла передач на радио и телевидении, популяризующих инновационное предпринимательство. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
8.3. Поддержка сайтов и иных информационных ресурсов, посвященных инновационной тематике. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
8.4. Организация и проведение информационной компании в средствах массовой информации, направленной на популяризацию инновационного предпринимательства. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010-2012 гг. |
9. Аналитическое обеспечение деятельности по развитию малого и среднего инновационного предпринимательства | ||
9.1. Проведение мониторинга состояния сектора малого и среднего инновационного предпринимательства. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно |
9.2. Разработка критериев оценки социально-экономической эффективности мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности. | Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. | 2010 г. |
9.3. Проведение социологических опросов руководителей и сотрудников малых и средних инновационных предприятий. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | Ежегодно |
10. Поддержка инновационно-производственных совместных проектов малых и средних предприятий | ||
10.1. Исследовательские мероприятия по выявлению перспективных направлений для реализации совместных проектов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2010 г. |
10.2. Поддержка самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации совместных проектов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2011-2012 гг. |
10.3. Предоставление субсидий для реализации комплексных совместных проектов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2011-2012 гг. |
10.4. Создание информационной инфраструктуры для реализации совместных проектов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2011-2012 гг. |
10.5. Поддержка в вопросах маркетингового продвижения инновационной продукции созданной в рамках реализации совместных проектов. | Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | 2011-2012 гг. |