Концепция с одной стороны, направлена на достижение главной для всех особо охраняемых природных территорий (ООПТ) цели - сохранение природных сообществ со свойственной им флорой и фауной (биологического разнообразия) как необходимого условия для обеспечения экологической безопасности города Москвы и высокого качества жизни горожан. С другой стороны, городские ООПТ имеют свои специфические задачи и призваны снизить негативное воздействие антропогенных факторов городской среды на условия труда и отдыха населения. Необходимо применять компромиссные формы и методы содержания ООПТ, учитывающие потребности охраны природы в городе, всецело способствовать внедрению комплексных методов природопользования, приобщению населения к познанию местной природы.
Обозначение: | Постановление 1219-ПП |
Название рус.: | О Концепции целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг. |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 08.10.2010 |
Дата добавления в базу: | 08.10.2010 |
Дата введения в действие: | 10.11.2009 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (10.11.2009) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 66 2009 |
Постановление Правительства Москвы от 10ноября 2009 г. N 1219-ПП
О Концепции целевой программы сохраненияи развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг.
В соответствии сзаконами города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемыхприродных территориях в городе Москве", от 6 июля 2005 г. N 37 "Осхеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городеМоскве", постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемымиприродными территориями в городе Москве", а также в целях сохранения иразвития системы особо охраняемых природных территорий в городе МосквеПравительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепциюцелевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорийгорода Москвы на 2011-2013 гг. (далее - Концепция) согласно приложению1 к настоящему постановлению.
2. Определитьследующие приоритетные направления развития особо охраняемых природныхтерриторий города Москвы (далее - ООПТ) на период до 2013 года:
2.1. Поддержание ивосстановление средозащитной функции экосистем ООПТ, обеспечение экологическойи территориальной целостности природного комплекса, сохранение единого сприлегающими природными территориями ближнего Подмосковьяприродно-экологического каркаса.
2.2. Сохранение ивосстановление биологического разнообразия на ООПТ, в том числе инвентаризацияобъектов животного и растительного мира, ведение Красной книги города Москвы.
2.3. Повышение качестваи расширение спектра эколого-просветительских, рекреационных,физкультурно-оздоровительных и информационных услуг, предоставляемых населениюна ООПТ, а также обеспечение доступности услуг для населения с ограниченнымифизическими возможностями.
2.4. Повышениеэффективности мероприятий, направленных на соблюдение установленного режимаохраны и обеспечение безопасности населения на ООПТ.
2.5. Развитиемеханизмов частно-государственного партнерства, создание благоприятного климатадля развития экологически ориентированного малого и среднего бизнеса ипривлечение инвестиций на ООПТ для создания объектов инфраструктуры(обустройство пляжей, зон отдыха, создание велодорожек иэколого-просветительских центров, развитие пунктов проката), развитиеблаготворительности и опеки.
3. Возложить наДепартамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы функциикоординатора и государственного заказчика по разработке целевой программысохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на2011-2013 гг. (далее - Программа).
4. Органамисполнительной власти города Москвы до 25 января 2010 г. подготовить инаправить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды городаМосквы предложения для включения в Программу по следующим направлениям:
4.1. Департаментужилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - поиспользованию в рекреационных целях водных объектов, находящихся на балансеподведомственных организаций и расположенных в границах ООПТ.
4.2. Департаменту экономическойполитики и развития города Москвы - по расширению использования инвестиционногопотенциала ООПТ и подготовке распорядительных документов в данной сфере, в томчисле по применению механизмов частно-государственного партнерства для развитияи сохранения ООПТ.
4.3. Москомархитектуре- по разработке схем размещения некапитальных рекреационных,физкультурно-оздоровительных, спортивных и эколого-просветительских объектов вграницах ООПТ, совершенствованию нормативных документов города Москвы в части документациипо планировке территорий и ограничениям хозяйственной деятельности на ООПТ.
4.4. Департаментуобразования города Москвы - по расширению использования ООПТ в образовательномпроцессе в школах и при проведении внешкольных мероприятий.
4.5. Департаментупотребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурамиадминистративных округов города Москвы - по упорядочению и совершенствованиюорганизации работы объектов торговли, общественного питания и других услуг наООПТ.
4.6. Департаментутопливно-энергетического хозяйства города Москвы - по использованиюальтернативных источников энергии для освещения и функционирования объектовинфраструктуры на ООПТ.
5. Внести изменения впостановление Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемымиприродными территориями в городе Москве", изложив приложение кпостановлению в редакции согласно приложению2 к настоящему постановлению.
6. Проситьнижеперечисленные государственные органы исполнительной власти РоссийскойФедерации по городу Москве до 25 декабря 2009 г. подготовить и направить вДепартамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвыпредложения для включения в Программу:
6.1. Главноеуправление внутренних дел по городу Москве - по усилению мер обеспеченияправопорядка на ООПТ, в том числе совершенствованию деятельности подразделенияпо борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды.
6.2. Главноеуправление МЧС России по г. Москве совместно с Управлением по обеспечениюмероприятий гражданской защиты города Москвы - по предупреждению чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, повышению эффективностиреагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечению безопасности населения наООПТ.
7. Департаментуприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы в I квартале 2010г.:
7.1. Обеспечить ввод вгосударственный кадастр ООПТ информации по существующим ООПТ в соответствии сактуализированными требованиями постановления Правительства Москвы от 7 октября2003 г. N 824-ПП "Об утверждении Организационно-технического регламентаполучения, хранения, обновления и предоставления пользователям кадастровойинформации об особо охраняемых природных территориях и объектах города Москвы".
7.2. Разработать ипредставить Программу в установленном порядке на утверждение ПравительстваМосквы.
8. Контроль завыполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства МосквыБочина Л.А.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Концепция целевойпрограммы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий городаМосквы на 2011-2013 гг. (далее - Концепция) разработана во исполнениепостановлений Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемымиприродными территориями в городе Москве", от 17 января 2006 г. N 33-ПП"О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходомреализации городских целевых программ в городе Москве", от 4 октября 2005г. N 760-ПП"Об Экологической доктрине города Москвы".
Концепция основываетсяна положениях следующих законов города Москвы:
- от 26 сентября 2001г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
- от 6 июля 2005 г. N37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий вгороде Москве";
- от 27 апреля 2005 г.N14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направленияградостроительного развития города Москвы)";
- от 25 июня 2008 г. N 28"Градостроительный кодекс города Москвы".
В настоящей Концепцииприменен современный подход к охране природных территорий в городах развитыхстран, признающий необходимость их сохранения в местах проживания людей.Существующие и создаваемые в пределах крупных городов особо охраняемыеприродные территории (далее - ООПТ) определяют необходимость созданияспециальной нормативной базы их функционирования, основанной на нормах ипринципах федерального законодательства.
Таким образом,Концепция с одной стороны, направлена на достижение главной для всех ООПТ цели- сохранение природных сообществ со свойственной им флорой и фауной(биологического разнообразия) как необходимого условия для обеспеченияэкологической безопасности города Москвы и высокого качества жизни горожан. Сдругой стороны, городские ООПТ имеют свои специфические задачи и призваныснизить негативное воздействие антропогенных факторов городской среды на условиятруда и отдыха населения. Необходимо применять компромиссные формы и методысодержания ООПТ, учитывающие потребности охраны природы в городе, всецелоспособствовать внедрению комплексных методов природопользования, приобщениюнаселения к познанию местной природы.
Наиболее эффективнопоставленные цели могут быть реализованы в масштабах всего Московского региона,однако достигнутые Правительством Москвы в данном направлении результатыпоказывают, что и на уровне города возможно предотвратить трансформацию иухудшение состояния природной среды, сохранить зональные типы растительныхсообществ, редкие виды растений и животных. Принимая во внимание местоположениеООПТ внутри многомиллионного города, важнейшей их функцией является организацияоздоровительного и просветительского отдыха горожан в природном окружении и безущерба для особо ценных охраняемых природных объектов.
Правительство Москвыболее 10 лет целенаправленно проводит политику сохранения в границах городалесных и других природных и природно-антропогенных ландшафтов путем придания имстатуса ООПТ регионального значения. Градостроительным кодексом города Москвыопределено место и значение ООПТ в системе города, установленыградостроительные требования к их планированию и использованию, ориентированныена сохранение природного своеобразия города Москвы, проведено разграничениеприродных и озелененных территорий. Законом города Москвы от 10 декабря 2008 г.N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 и плановый период 2010-2011годов" отдельной строкой предусмотрена статья расходов "Мероприятияпо содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий городаМосквы".
По состоянию на 1 июля2009 г. в городе Москве созданы 18 ООПТ категорий "национальныйпарк", "природный парк", "природно-исторический парк""природный заказник" и 95 памятников природы общей площадью 17526,6га, что составляет 17% от территории города. Из них 14045,1 га составляют 17ООПТ регионального значения подведомственных государственным природоохраннымучреждениям Департамента природопользования и охраны окружающие среды.Завершается реформирование организационной структуры системы управления ООПТ поадминистративно-территориальному принципу, создаются государственныеприродоохранные бюджетные учреждения города Москвы, осуществляющие охрану исодержание ООПТ.
В ходе реализацииЦелевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы,утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N219-ПП, существенно расширена нормативная правовая база в области ООПТ ирешены отдельные проблемы их организации и функционирования.
Внесены изменения вЗакон города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемыхприродных территориях в городе Москве" в части усиления ответственности занарушение режимов охраны и использования ООПТ, наделения государственныхинспекторов по охране ООПТ полномочиями по составлению протоколов обадминистративных правонарушениях, выделения физкультурно-оздоровительных испортивных зон и установления критериев, определяющих возможность размещения наООПТ объектов спорта, уточнены понятия "резервирование земель" и "земельногои градостроительного кадастров".
Образовано 33 новыхООПТ: 3 природно-исторических парка ("Сокольники","Косинский" и "Кузьминки-Люблино"), 2 ландшафтных заказника("Тропаревский", "Долина реки Сходни в районеМолжаниновский"), 28 памятников природы. Кроме того, разработаны материалыпо образованию природно-исторического парка "Нескучный сад", 24заказников и 5 памятников природы. Утверждена постановлениями ПравительстваМосквы документация по планированию (территориальные схемы, схемы планировок)на 14 NNOR. Большая часть утвержденных схем планировок реализована, в том числепо ландшафтным заказникам "Долина реки Сходни в Куркино","Долина реки Сходни в районе Молжаниновский" (постановленияПравительства Москвы от 26 ноября 2002 г. N 979-ПП и от 18 декабря 2007 г. N1088-ПП соответственно), природно-историческим паркам "Царицыно","Покровское-Стрешнево", "Кузьминки-Люблино","Тушинский" (постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г.N 957-ПП, от 21 сентября 2004 г. N 633-ПП, от 26 марта 2002 г. N 209-ПП, от 1ноября 2005 г. N 863-ПП) и другие ООПТ. По природно-историческим паркам"Измайлово" и "Сокольники" утверждены сроки выполнениемероприятий, предусмотренных постановлениями Правительства Москвы от 16 июня2009 г. N 559-ПП и от 28 апреля 2009 г. N 367-ПП до конца 2010 года.
Организованы ипроводятся работы по инвентаризации сторонних пользователей, расположенных вграницах ООПТ, активно осуществляются мероприятия по выводу предприятий иорганизаций, расположенных в границах природно-исторических парков"Москворецкий" и "Битцевский лес". Выполнены первоочередныеработы по благоустройству и формированию рекреационной инфраструктурытерриторий ООПТ: обустроены экологические тропы, площадки для пикников и 24тысячи мест отдыха, установлены информационные стенды, организованы пунктыпроката спортивного и туристского инвентаря.
Создано и обустроено 9экологических троп и маршрутов: в природном заказнике "Воробьевыгоры", комплексном заказнике "Петровско-Разумовское",природно-историческом парке "Битцевский лес", ландшафтном заказнике"Долина реки Сходни в Куркино", на территории памятника природы"Серебряный Бор".
Несмотря на то, чтоработы по обеспечению документацией по планированию находятся в завершающейстадии выполнения, 71% площадей ООПТ имеют утвержденную документацию и набольшинство ООПТ разработана градостроительная документация; сохраняютсяпроблемы в части обеспечения документацией ряда ООПТ, в том числеприродно-исторических парков "Москворецкий", "Кусково".
За последнее времявыявилась основная проблема по данному вопросу, которая связана с тем, чтобольшинство крупных природных территорий в Москве, имеющих статус ООПТ,одновременно обременены вторым статусом - объекты культурного наследия (усадьбаИзмайлово, усадьба Кусково, усадьба Перово, усадьба Фили-Кунцево, усадьбаЛианозово, усадьба Грачевка, усадьба Знаменское-Садки, усадьба Ясенево).Учитывая двойной статус части крупных территорий (природоохранный и памятникасадово-паркового искусства), разработка проектов планировок являетсянеобходимостью, но с обязательным соблюдением как природоохранногозаконодательства, так и законодательства в области охраны культурного наследия.
Во исполнениепостановления Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 116-ПП "Омероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличениючисленности редких животных на особо охраняемых природных территориях городаМосквы" на ООПТ созданы: демонстрационные участки растений, занесенных вКрасную книгу города Москвы, аптекарские огороды, более 100 подкормочныхплощадок.
Выполнены работы повосстановлению травянистой растительности в поймах малых рек; по формированиюхвойных насаждений; созданию 12 демонстрационных вольерных комплексов длясодержания декоративных и редких птиц. Реализованы мероприятия по реинтродукциии адаптации к городским условиям диких млекопитающих и птиц, занесенных вКрасную книгу города Москвы (кроты, ежи, пустельга, ушастые совы).
В целях повышениюэффективности экологического просвещения в городе Москве ежегодно на ООПТпроходят практику студенты, работают кружки, секции и экологические детскиелагеря. Проводится более 1000 экологических экскурсий, около 500 экологическихпраздников, фестивалей, соревнований. Действуют 5 экологических информационныхцентров, 20 постоянных выставочных экспозиций и музеев природы.
Проводятся ежегодныеэкологические праздники и общественные природоохранные акции, в том числе"Международный день воды", "Международный день птиц","Марш парков", "Международный день Земли","Международный день биоразнообразия", "Всемирный день охраныокружающей среды". В эколого-просветительских мероприятиях принимаютучастие более 150 тыс. человек.
Вместе с тем, не вполной мере осуществлена реализация запланированных мероприятий. Темпыобразования новых ООПТ отстают от запланированных в связи с задержками присогласовании проектов на образование ООПТ. В соответствии с постановлениямиПравительства Москвы от 19 февраля 2002 г. N 139-ПП "Об утвержденииПоложения о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемыхприродных территорий г. Москвы" и 7 октября 2003 г. N 824-ПП "Обутверждении организационно-технического регламента получения, хранения,обновления и предоставления пользователям кадастровой информации об особоохраняемых природных территориях и объектах города Москвы" разработанаавтоматизированная информационная система "Кадастр особо охраняемойприродной территории". Однако, своевременно государственным учреждением"Московское городское управление лесами" работа по внесениюинформации, полученной в процессе инвентаризации и мониторинга объектов ООПТ непроведена.
В 2009-2010 гг. ипоследующие годы предстоит продолжить решение задач по развитию сети ООПТ,поставленных и не решенных в полной мере при реализации Целевой среднесрочнойэкологической программы города Москвы на 2006-2008 годы.
Во исполнение Законагорода Москвы "О схеме развития и размещения особо охраняемых природныхтерриторий в городе Москве" до 2013 года будут образованы:природно-исторический парк, 2 экологических парка, 48 природных заказниковразличных профилей, 124 памятника природы и 44 заповедных участка. При этом помере выявления новых особо ценных природных объектов, прежде всего - местобитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгугорода Москвы видов животных и растений, число новых памятников природы изаповедных участков может увеличиваться. В результате общая площадь ООПТпревысит 20000 га, что составит немногим более 20% территории города.
Формирование сети ООПТв условиях такого крупного мегаполиса как город Москва - важное явление дляобеспечения экологической безопасности столицы. Для города Москвы, занимающейсвыше 1000 кв. км и окруженной постоянно расширяющимся поясом подмосковныхгородов, поселков и других урбанизированных пространств, исключительно важныеэкологическое, экономическое и социальное значения имеет сохранение в его чертене просто зеленых насаждений, а отличающихся максимальной средозащитнойэффективностью и особой рекреационной привлекательностью лесов, лугов и другихприродных ландшафтов с естественной растительностью и чистыми водоемами. Этазадача становится особенно актуальной в ситуации, когда вокруг столицысуществует угроза интенсивной застройки лесопаркового защитного пояса,защищенного еще первым Генеральным планом реконструкции города Москвы,утвержденным постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 10июля 1935 г. N 1435 "О Генеральном плане реконструкции городаМосквы".
Существующие ипроектируемые ООПТ имеют для города Москвы важные природоохранное,средозащитное, историко-культурное, социальное (в том числе рекреационное иоздоровительное), экономическое, градостроительное, научное и просветительскоезначения.
Природоохранное исредозащитное значение ООПТ заключается в поддержании в городе благоприятногомикроклимата, снижении уровня загрязнения окружающей среды и защите от вредныхтехногенных воздействий (загазованность, пыль, шум и др.), а также в выполнениифункций по поддержанию гидрологического режима, сохранению типичных иуникальных экосистем, животных и растений.
Социальное значениеООПТ заключается в повышении комфортности городской среды и, соответственно,качества жизни горожан, предоставлении им возможности повседневного отдыха вприродном окружении, не выезжая из города, улучшении здоровья и снижениизаболеваемости населения. Важное социальное значение ООПТ имеют для москвичейкак "школа охраны природы", разработке и апробации различных методовсохранения и восстановления биологического разнообразия в сильноурбанизированных районах, нахождении путей гармоничного сосуществованиясовременного города и живой природы, необходимых для их экологическойбезопасности.
Проблемы сохранения иразвития ООПТ обусловлены, прежде всего, условиями функционированиямногомиллионного города, где природа неизбежно подвергается воздействиюградостроительных, техногенных, рекреационных и других антропогенных факторов.
Среди этих проблем напервый план выступают следующие:
1. Угроза утратытерриториальной связи городских ООПТ с загородными природными ландшафтамивследствие постепенной застройки лесопарковой зоны города Москвы.
2. Усиливающаясявследствие уплотнения городской застройки фрагментация природных и озелененныхтерриторий, которая ведет к разрушению экологических связей и обеднениюбиологического разнообразия.
3. Дальнейшаяурбанизация и нарушение территориальной целостности природных сообществ приразмещении в их границах отдельных объектов строительства, а также проведениипаркового благоустройства.
4. Загрязнение водныхобъектов, в том числе малых рек, сильно загрязненными ливневыми стоками,неочищенными стоками промышленных предприятий, осуществляющих сброс по рельефуместности, а также отсутствие необходимого количества гидротехническихсооружений и несвоевременная их реконструкция.
5. Рост количестванарушений установленного режима ООПТ, в том числе принявший массовый характернерегулируемый пикниковый отдых с кострами вне установленных мест, замусориваниеучастков ООПТ посетителями.
6. Содержаниеприродных и природно-антропогенных ландшафтов ООПТ на основе традиционных длягородских озелененных территорий подходов, направленных на созданиедекоративного эффекта, но не обеспечивающих сохранение естественной флоры ифауны в городе, что приводит к нарушению природных процессов саморегуляции вприродных сообществах на ООПТ.
7. Отсутствие илинедостаток специальной нормативной правовой и инструктивно-методическойдокументации для проектирования и выполнения специфических для ООПТприродоохранных и природовосстановительных работ; отсутствие экологическихкритериев оценки эффективности и расценок на работы по благоустройству иозеленению на ООПТ, а также недостаточное развитие специализированных природоохранныхпроектных организаций.
8. Неурегулированностьвопросов, связанных с функционированием объектов культурного наследия вграницах ООПТ, в том числе в части подготовки нормативных и распорядительныхдокументов, а также порядка подготовки проектов реставрации на объектахкультурного наследия в границах ООПТ, что затрудняет принятие решений иприводит к конфликтам, в том числе вызывая жалобы и протесты населения приреализации проектов.
9. Недостаточныйуровень квалификации работников ООПТ, в том числе, в сфере биологическихзнаний, нехватка специалистов, способных решать природоохранные задачи всоответствии с современными принципами и требованиями к сохранениюбиологического и ландшафтного разнообразия.
10. Несовершенствосистемы сбора, хранения и предоставления информации государственного кадастраООПТ, которое не позволяет в оперативном режиме фиксировать изменения врегиональных ООПТ, оценивать состояние их природных сообществ и эффективностьиспользования ООПТ, предоставлять информацию органам государственной власти, атакже повышать эффективность государственного контроля за соблюдением режимаохраны и использования ООПТ.
Также следует отметитьотсутствие данных об ООПТ в государственном кадастре недвижимости инеобходимость внесения и уточнения данных об ООПТ в градостроительный кадастр.Отсутствие согласованной информации в государственном кадастре ООПТ,градостроительном кадастре города Москвы и государственном кадастренедвижимости негативно отражается на эффективности принятия управленческих, градостроительныхи иных решений.
Целевая программасохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на2011-2013 гг. (далее - Программа) будет являться инструментом реализациигосударственной политики в сфере управления ООПТ. Основные задачи развитиягорода Москвы определяются целями последовательного повышения качествагородской среды, устойчивости городского развития и эффективности выполнениягородом Москвой функций столицы Российской Федерации.
Обеспечениеобщественных интересов и социальных гарантий в части экологической,санитарно-эпидемиологической и технической безопасности городской среды,сохранности объектов природного и культурного наследия, доступности территорийобщего пользования, относятся к приоритетным направлениям развития городаМосквы.
Существующие ООПТпредставляют собой наиболее важные элементы природно-экологического каркасагорода, включающего всю совокупность незапечатанных земель, занятых зеленыминасаждениями или потенциально пригодных для озеленения, и обеспечивающегоустойчивое развитие города Москвы в условиях развития урбанизации.
Экологические проблемыи вопросы состояния природных территорий города остро воспринимаются обществоми занимают в настоящее время приоритетное место в системе оценки им успешностисоциально-экономического развития города в целом. Поэтому проблема сохранения иразвития ООПТ - одна из важнейших задач общества, которая имеет свое отражениев Генеральном плане города Москвы и планах градостроительного развитияадминистративных округов. Решение задачи повышения качества жизни населения доуровня, соответствующего мировым тенденциям и стандартам, учитывалось также ипри подготовке данной Концепции. Таким образом, Концепция полностью согласуетсяс основными направлениями устойчивого развития города Москвы и направлена наповышение качества жизни и безопасности москвичей за счет увеличения площадитерритории со статусом ООПТ, повышения качества и эффективности охраны,содержания и использования ООПТ в соответствии с прогрессивным международнымопытом.
В 2005 г. утвержденасхема развития и размещения ООПТ в городе Москве. Однако до сих пор отсутствуетпрограмма, обеспечивающая комплексность и координацию проводимых мероприятий пообразованию и развитию ООПТ. Решение многих вопросов развития ООПТ (например,вывод сторонних землепользователей, обеспечение соблюдения режима использованияи охраны ООПТ, развитие экологического просвещения и др.) крайне затруднено безкоординации органов исполнительной власти города Москвы и организаций. Многиепрактические задачи имеют многоотраслевой характер, например озеленение и благоустройство,развитие рекреационного использования территорий, в связи с чем в целяхповышения эффективности мероприятий целесообразно межотраслевое согласованиеразработанных программ и планов мероприятий, проводимых на ООПТ.
Применениепрограммно-целевого метода при решении задач сохранения и развития ООПТ вусловиях возрастающей численности населения города Москвы, уплотнениязастройки, в том числе в связи с планами по строительству дорожной сети иувеличению количества автотранспорта в городе Москве позволит согласовать целис необходимыми для их достижения ресурсами.
Таким образом,Программа позволит реализовать весь комплекс задач по образованию, охране,содержанию и использованию ООПТ во взаимосвязи с работой органовгосударственной власти, коммерческих и некоммерческих негосударственныхорганизаций как на уровне отдельных ООПТ, так и всей системы ООПТ.
При подготовкеКонцепции рассмотрено два основных варианта сохранения и развития ООПТ.
Первый вариант -традиционный для городской практики способ решения задач охраны, содержания ииспользования ООПТ через применение устоявшихся лесохозяйственных подходов влесопарках и принципов городского озеленения и садово-парковой архитектуры наиных озелененных территориях. Обеспечение санитарного состояния не включено всистему и основано на периодических работах по заказу подрядным организациямили проведению субботников, привлечению волонтеров (добровольцев).Экскурсионная деятельность и предоставление рекреационных испортивно-оздоровительных услуг населению на ООПТ осуществляетсяпреимущественно городскими природоохранными учреждениями, осуществляющимиуправление ООПТ.
Преимущества вариантасостоят в следующем:
1. Для сохранения иразвития ООПТ не требуется разработка принципиально новой нормативно-методическойдокументации, существуют отработанные методы и технологии создания и содержаниягородских зеленых насаждений.
2. Имеются:
-материально-техническая база, в том числе необходимый посадочный материал длявыполнения указанных работ;
- подготовленный инженерно-техническийи рабочий персонал;
- расценки и иныенормативы на выполнение конкретных видов и объемов работ по озеленению,благоустройству и содержанию озелененных территорий, критерии оценки такихработ и формы отчетности об их выполнении.
3. Быстро достигаетсявнешний эффект, результаты работ проявляются в эстетическом внешнем виденасаждений.
4. Обеспечиваетсянеобходимый минимум предоставления рекреационных и физкультурно-оздоровительныхи спортивных услуг населению на ООПТ.
Риски реализации данноговарианта сохранения и развития ООПТ заключаются в высокой вероятности утратыряда природных сообществ, многих редких и типичных для природной зоны видовживотных и растений, естественных почв и невозможности их восстановления вусловиях города Москвы.
Научные данныепоказывают, что в процессе интенсивного ухода, ориентированного на достижениедекоративного эффекта посредством преобразования лесных, луговых и других типовприродных сообществ в объекты городского озеленения, происходит обеднениевидового состава флоры и фауны, снижаются способности сообществ ксамовосстановлению. Прямым следствием благоустройства участков занятыхприродными сообществами с применением правил и норм, установленных длягородских озелененных территорий является постоянное возрастание финансовыхпотребностей на поддержание зеленых насаждений.
При значительномснижении средозащитной эффективности ООПТ, замене сложной по составу иструктуре природной растительности искусственными зелеными насаждениями сконтролируемым в процессе ухода объемом продуцирующей биомассы и низкимприродным видовым разнообразия происходит полная утрата трансформированнымиприродными сообществами способности к самостоятельному развитию ивосстановлению. Снижение способности к естественному самовозобновлению утрансформированных сообществ потребует увеличения финансовых затрат наподдержание сообществ на ООПТ в ущерб иным их функциям.
Значительно понизитсяэколого-просветительский и образовательный потенциал ООПТ и их оздоровительнаяэффективность. При ограниченном финансировании крайне замедлится развитие сферырекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Таким образом,сохранение традиционного подхода к зеленым насаждениям в применении к задачамфункционирования ООПТ потребует постоянного роста финансовых затрат насодержание зеленых насаждений по мере утраты ими природных свойств. В условияхфинансового кризиса такой подход отличается наибольшими рисками.
Второй вариант,примененный в данной Концепции, основан на современных принципах охраны природыв городах. В качестве приоритетной задачи признано сохранение и восстановление,где это возможно, естественных природных сообществ и биологическогоразнообразия, выполняющих первостепенную средозащитную и средоформирующую роль.
Задача решается посредствомфункционального зонирования ООПТ с выделением, в том числе, заповедных зон,создания постоянных или временных заповедных участков, проведения специальныхрегуляционных мероприятий, а также выполнения работ по содержанию иэксплуатации водных объектов, входящих в состав ООПТ, своевременнойреконструкции гидротехнических сооружений и реабилитации водных объектов,проведения на участках рекреационного назначения благоустройства,обеспечивающего его долговременное целевое использование при сохраненииохраняемого ландшафта. Данный подход обеспечит эффективное использованиесредств городского бюджета при одновременном повышении эффективностифункционирования ООПТ. При этом следует стремиться к тому, чтобы методамиградостроительного планирования обеспечить вписывание городской застройки вприродно-экологический каркас города, большая часть которого имеет статус ООПТ.
Таким образом,сохранение и развитие ООПТ обеспечивается за счет максимального расширения сетиООПТ, повышения эффективности содержания ООПТ за счет использования свойствсаморегуляции экосистем без существенного увеличения расходов городскогобюджета. Преимущества 2-го варианта состоят в следующем.
1. Достигается иподдерживается максимально возможная в условиях города средозащитная функцияприродных территорий, что является одним из важнейших факторов обеспеченияэкологической безопасности города.
2. Создаются реальныевозможности для сохранения и восстановления на территории города Москвыбиологического разнообразия, обеспечивающего стабильное функционирование,динамичное развитие и самовосстановление природных и природно-антропогенныхландшафтов и ассоциаций, которые могут использоваться в качестве наиболееобъективных индикаторов состояния окружающей среды и качества жизни москвичей.
Обеспечиваются условиядля поставленной Правительством Москвы задачи сохранения и восстановления встолице объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгугорода Москвы.
3. Значительноснижаются затраты на проектирование и содержание ООПТ за счет отказа от рядадорогостоящих работ, виды и объемы которых привнесены на ООПТ из практикисодержания озелененных территорий общего пользования, имеющих иноефункциональное назначение.
4. Удовлетворяютсяпотребности горожан, прежде всего - наименее защищенных групп населения: детей,людей старшего возраста и людей с ограниченными возможностями в наиболеевостребованном в условиях современной Москвы оздоровительном отдыхе в природномокружении.
5. Предоставляютсяширокие возможности для осуществления экологического просвещения иприродоохранного воспитания различных групп населения, прежде всего - детей иучащейся молодежи, что имеет важное значение для формирования бережногоотношения к природе и личной ответственности за экологическое благополучие родногогорода.
6. Создаютсяпредпосылки для включения ООПТ в сферу экологического туризма, включаяиностранный, с демонстрацией достижений в области сохранения "дикой"природы в сложнейших условиях городского окружения.
7. Повышается престижгорода Москвы - субъекта Российской Федерации и столицы России - какмегаполиса, который сумел сохранить на своей территории разнообразные природныеландшафты и сообщества, редкие виды растений и животных, успешно проводитпрогрессивную природоохранную политику в экстремальных для живой природыусловиях городской среды.
Данный подходнаправлен на значительное снижение экологических рисков, связанных с утратойнаиболее эффективных в средозащитном отношении природных сообществ ипреобразованием их в парковые насаждения. Восстановление природных свойствландшафтов в городе Москве будет значительно сложнее и дороже, чемпредотвратить их утрату методами градостроительного проектирования и применениюэкологических подходов к содержанию ООПТ.
Наибольшие рискисвязаны с отсутствием опыта применения подхода в практике городского хозяйствагорода Москвы. Реализация нового подхода потребует пересмотраинструктивно-методической базы функционирования ООПТ, подготовки специалистовэкологического профиля. Для преодоления инерционности мышления работающих наООПТ специалистов потребуются затраты на переподготовку и переобучение кадров.
Однако безиспользования программно-целевого метода планирования возникают рискиреализации, связанные с несогласованностью подходов различных ведомств, что можетпривести к повышенным финансовым затратам и дублированию функций и, в конечномсчете, поставленные цели не будут реализованы.
Цель Программы -сохранение и развитие ООПТ за счет расширения сети ООПТ, обеспечения ееэкологической и территориальной целостности, а также повышения эффективности икачества охраны, содержания и использования ООПТ. Цель достигается посредствомприменения на ООПТ существующих в мире современных подходов к охране природы вурбанизированных регионах для обеспечения максимально возможной в городскихусловиях способности экосистем стабилизировать и улучшать среду жизни горожан.Цель направлена на обеспечение конституционного права на благоприятнуюокружающую среду для всех граждан, находящихся в городе Москве.
Программа должна статьпродолжением реализации государственной политики города в области экологии ибудет сформирована на следующих принципах:
- обеспечениефункциональной и пространственной взаимосвязи всех элементов городскогокомплекса природных и озелененных территорий;
- обеспечениенеукоснительного соблюдения природоохранного законодательства при ведениихозяйственной деятельности на ООПТ;
- участие граждан,общественных организаций и объединений, органов исполнительной власти иместного самоуправления в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решенийпо образованию, охране, содержанию и использованию ООПТ;
- открытость ООПТ дляэкологического просвещения и образования, рекреации, занятий физическойкультурой и спортом;
- полнота идоступность информации о текущем состоянии и планируемых мероприятиях на ООПТ;
- научнаяобоснованность мероприятий по охране, содержанию и использованию ООПТ;
- использованиевозможностей ООПТ для содействия развитию гражданского общества, в том числедетских, молодежных природоохранных движений и волонтерства (добровольчества);
- участие субъектовмалого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций иобщественных объединений и населения в практической деятельности по охране,содержанию и использованию ООПТ;
- гарантированностиобеспечения выполнения мероприятий по охране и содержанию природных комплексовза счет бюджета города Москвы.
В соответствии сзаконодательством Российской Федерации и города Москвы, Экологической доктринойгорода Москвы, утвержденной постановлением Правительства города Москвы от 4 октября2005 г. N760-ПП, и задачами социально-экономического развития города Москвыустановлены основные направления сохранения и развития системы ООПТ:
1. Развитие сети ООПТ.
2. Охрана и содержаниеООПТ.
3. Сохранение ивосстановление биологического разнообразия на ООПТ.
4. Совершенствованиедеятельности по использованию ООПТ для развития экологического образования ипросвещения, рекреации, занятий физической культурой и спортом.
5.2.1. Задача "Создание новыхООПТ"
Для выполнения задачив течение 2011-2013 гг. планируется продолжить разработку документации,подготовку нормативных правовых актов Правительства Москвы по созданию новыхООПТ в соответствии со схемой развития и размещения ООПТ в городе Москве. Послесоздания новых ООПТ необходимо принятие первоочередных мер по закреплению правапостоянного бессрочного пользования земельными участками вновь созданных ООПТза сформированными по территориально-административному принципу в течение2009-2010 гг. государственными природоохранными учреждениями Департаментаприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
За счет реорганизациисистемы управления ООПТ создание новых ООПТ не потребует организации новыхгосударственных природоохранных бюджетных учреждений и не приведет кзначительному увеличению бюджетных затрат. Учитывая динамично изменяющуюсяградостроительную ситуацию Концепция предусматривает в рамках программныхмероприятий завершить до 2015 года формирование сети ООПТ.
При подготовкеобоснований по утверждению границ и созданию новых ООПТ в соответствии сприложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N878-ПП "О ходе реализации Схемы сохранения и развития территорийприродного комплекса города Москвы" при реализации Программы должно бытьпредусмотрено проведение инвентаризации сторонних пользователей и утверждениесписков землепользователей, подлежащих выводу и сохранению в границах ООПТ.
Для ускорения процессасогласования границ будущей ООПТ целесообразно создание согласительных комиссийв административных округах города Москвы на организационной базе окружныхприродоохранных учреждений.
5.2.2.Задача "Обеспечение территориальной целостности ООПТ, их связи друг сдругом, а также с природными ландшафтами ближнего Подмосковья"
Решение указаннойзадачи необходимо для поддержания устойчивости природных комплексов исохранения его биологического разнообразия за счет обеспечения непрерывностиозелененных территорий в городе Москве и ближнем Подмосковье. В рамках еерешения планируется постоянное участие Департамента природопользования и охраныокружающей среды города Москвы в планировании, в том числе разработкелесохозяйственных регламентов, организации и проведении работ по содержаниюлесов и поддержанию иных природных экосистем в границах лесопарковой зоныгорода Москвы в состоянии, необходимом для выполнения его природоохранных ирекреационных функций.
Для обеспечениясохранения биоразнообразия, организации отдыха и экологического просвещениянаселения важную роль играет сохранение всех малонарушенных природныхкомплексов и содержание в соответствии с требуемыми современными стандартами, втом числе и на земельных участках, находящихся в ведении федеральных органоввласти (Россельхознадзора и Минприроды России). Особое значение для сохранениябиоразнообразия, природной целостности и организации отдыха граждан имееттерритория национального парка "Лосиный остров".
В целях сохраненияприроды и организации отдыха граждан планируется сотрудничество и координациядеятельности подведомственных Департаменту природопользования и охраныокружающей среды города Москвы государственных природоохранных учреждений сНациональным парком "Лосиный остров".
5.2.3. Задача "Обеспечениеэкологической целостности и целевого использования земель ООПТ"
Для реализацииуказанной задачи, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30сентября 2008 г. N878-ПП "О ходе реализации схемы сохранения и развития территорийприродного комплекса города Москвы" Департаменту природопользования иохраны окружающей среды города Москвы совместно с префектурами административныхокругов города Москвы необходимо завершить инвентаризацию стороннихпользователей в границах ООПТ, составить и утвердить списки стороннихземлепользователей (или землевладельцев) на ООПТ по каждому административномуокругу с указанием сроков реализации мероприятий по:
- выводу с ООПТ илиперепрофилированию землепользователей, деятельность которых не соответствуетрежиму ООПТ;
- заключению охранногообязательства для землепользователей, подлежащих сохранению на ООПТ.
По результатампроведенной инвентаризации Программой будут предусмотрены комплексы мероприятийпо следующим основным направлениям:
- оформление земельныхотношений на все свободные от прав третьих лиц земельные участки ООПТ спередачей их в постоянное бессрочное пользование сформированным по окружномупринципу государственным природоохранным учреждениям;
- заключение охранныхобязательств с пользователями земельных участков и хозяйствующими субъектами наООПТ, деятельность которых не противоречит целевому использованию ООПТ;
- реформированию илиперепрофилированию хозяйствующих субъектов, имеющих оформленные права наземельные участки в границах ООПТ, текущая деятельность которых противоречитрежиму ООПТ;
- продолжение работ повыводу с территорий ООПТ землепользователей и землевладельцев, деятельностькоторых противоречит требованиям к режиму ООПТ, не имеющих оформленных прав наземельные участки и не поддающихся реформированию или перепрофилированию;
- проведениеэкологической реабилитации нарушенных территорий с восстановлением на нихестественных растительных сообществ.
Для реализации задачразвития сети ООПТ потребуется совершенствование нормативной правовой илиинструктивно-методической базы по следующим направлениям:
- разработкадетализированных требований к материалам об образовании новых ООПТ,установлению порядка согласования предпроектной и проектной документации наобразование новых ООПТ;
- разработка ипринятие распорядительных документов Правительства Москвы об образовании новыхООПТ;
- реабилитациянарушенных земельных участков в границах ООПТ;
- согласованиелесохозяйственных регламентов и иных документов по использованию лесовлесопарковой зоны Москвы;
- взаимодействиеДепартамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы иуполномоченных в сфере охраны окружающей среды федеральных органовисполнительной власти при планировании мероприятий на территории Национальногопарка "Лосиный остров".
5.3.1. Задача "Повышениеэффективности борьбы с нарушениями законодательства на ООПТ"
Программа будетпредусматривать усиление мер по обеспечению правопорядка и соблюдениюзаконодательства на ООПТ города Москвы, совершенствованию деятельности службыохраны ООПТ, а также координации с подразделениями Главного управлениявнутренних дел по городу Москве по борьбе с правонарушениями в области охраныокружающей природной среды и обеспечению общественного правопорядка. ВПрограмму будут включены мероприятия по:
- совершенствованиюорганизации работы службы охраны ООПТ;
- координациидеятельности по обеспечению общественного правопорядка и природоохранногорежима на ООПТ с участием работников органов внутренних дел и государственнойземельной инспекции города Москвы;
- совершенствованиюработы экологической милиции на ООПТ;
- созданиюобщественных инспекций по охране ООПТ;
- техническомуоснащению охраны, в том числе организации видеонаблюдения на отдельныхучастках;
- обеспечению пожарнойбезопасности ООПТ, в том числе по борьбе с неконтролируемыми весенними палами;
- ограждению отдельныхучастков для обеспечения мер по ограничению въезда автотранспорта (заисключением служебных целей) на ООПТ;
- созданиюавтомобильных парковок перед входами в ООПТ;
- развитиеэлектромобильного транспорта.
5.3.2. Задача "Улучшение санитарногосостояния ООПТ"
Для улучшениясанитарного состояния ООПТ в Программу будут включены мероприятия по:
- совершенствованиюсбора бытового мусора на рекреационных участках и внедрение системы раздельногосбора мусора;
- лесопатологическомумониторингу и защите древесно-кустарниковой растительности;
- обеспечениюсодержания природных территорий в местах интенсивной рекреации на основесовременных подходов, в том числе с использованием малогабаритнойспециализированной техники;
- внедрениюсовременных методов использования древесины, образующейся в ходе работ по уходуза зелеными насаждениями на ООПТ;
- внедрениюальтернативных источников энергии для освещения и функционирования объектовинфраструктуры на ООПТ;
- разработкерегламентов и типовых контрактов уходных работ для лесных территорий,предусматривающих специфику ООПТ и решение задач сохранения биоразнообразия наоснове передового российского и зарубежного опыта;
- содержанию иэксплуатации водных объектов, входящих в состав ООПТ, своевременнойреконструкции гидротехнических сооружений и реабилитации водных объектов.
5.3.3. Задача "Проведениекомплексной инвентаризации и паспортизации ООПТ"
Для повышенияэффективности функционирования ООПТ необходимо накопление и систематизацияданных о существующих и перспективных ООПТ через проведение комплекснойинвентаризации ООПТ в рамках ведения государственного кадастра ООПТ ипроведения регулярной инвентаризации зеленых насаждений. Материалы комплекснойинвентаризации и мониторинга используются при разработке планов экономическогои социального развития территорий, схем землеустройства и районной планировки,градостроительной документации, при проведении государственной экологическойэкспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к ООПТ. Припроведении инвентаризации ООПТ необходимо в соответствии со схемой ихразмещения обеспечить отражение границ ООПТ в правилах землепользования изастройки в городе Москве.
В Программупланируется включить мероприятия по проведению инвентаризационных работ понаправлениям:
- инвентаризациязеленых насаждений на ООПТ города Москвы;
- паспортизация ООПТ;
- проведениеинвентаризации и паспортизации почв на ООПТ;
- инвентаризацияобъектов животного и растительного мира на ООПТ, в том числе редких иисчезающих видов, включенных в Красную книгу города Москвы;
- совершенствованиеведения государственного кадастра ООПТ, регулярная актуализация информации;
- создание в сети Интернетоткрытого доступа населения к информации об ООПТ на базе геоинформационнойсистемы и организации видеомониторинга в режиме реального времени.
В соответствии спостановлением Правительства Москвы от 13 мая 2008 г. N379-ПП "О ходе работ по созданию Реестра зеленых насаждений городаМосквы и мерах по совершенствованию порядка инвентаризации озелененныхтерриторий города Москвы" в 2009-2010 гг. будут разработаны и внедреныпорядок и методика проведения инвентаризации зеленых насаждений на ООПТ, что позволитза плановый период завершить полную инвентаризацию растительности на всех ООПТ.
По результатампроведенной инвентаризации будут организованы систематические работы по ведениюреестра зеленых насаждений на ООПТ.
Ведение мониторингаживотного и растительного мира на ООПТ планируется осуществлять через активноепривлечение населения и общественных организаций к сбору информации о животныхи растениях на ООПТ. Система мониторинга объектов животного и растительногомира на основе вовлечения граждан, юридических лиц и общественных объединенийстанет информационной основой и для ведения Красной книги города Москвы. Приэтом особое внимание будет уделено сотрудничеству с научными, общественными инекоммерческими природоохранными организациями.
Для реализации задачсовершенствования системы охраны и содержания ООПТ потребуется принятиенормативных правовых актов или инструктивно-методических документов последующим направлениям:
- ужесточениеответственности по нарушениям природоохранного законодательства на ООПТ, в томчисле связанных с незаконным захватом и не целевым использованием их территорийхозяйствующими субъектами;
- права и полномочияслужбы охраны ООПТ;
- порядок въезда иорганизации движения автотранспорта в границах ООПТ;
- проведениеинвентаризации и мониторинга объектов животного и растительного мира на ООПТ;
- обеспечение доступанаселения к информации о природных объектах на ООПТ через Интернет и иныесредства массовой информации без ущерба для сохранения природных объектов.
5.4.1. Задача "Сохранение иподдержание в естественном виде малонарушенных лесных, луговых, болотных,водных и других природных сообществ с присущим им природным биологическимразнообразием"
При выполнениипоставленной задачи основная деятельность будет сконцентрирована на измененииподходов к содержанию зеленых насаждений на ООПТ, внедрении методов,обеспечивающих сохранение лесных, луговых, болотных, водных экосистем в близкомк естественному состоянию, а также совершенствованию градостроительногопроектирования.
Планируется дальнейшееувеличение площади еловых, сосновых и широколиственных насаждений, проведениеспециальных мероприятий по сохранению луговых и болотных ассоциаций.
Для сохраненияприродных режимов лугов и полян применимо сенокошение по специальноразработанному регламенту мозаичного выкашивания в режиме не более 2-х раз вгод.
На озелененныхтерриториях в пределах парковой части интенсивного рекреационного использованияООПТ целесообразно внедрять разнотравный газон, предусмотренный Правиламисоздания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы (утвержденныепостановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП), предусматривающийналичие травостоя и видовое разнообразие растений. Потребуется провести работыпо экологической рекультивации и экологической реставрации отдельных зеленыхнасаждений.
5.4.2. Задача "Сохранение ивосстановление природного биологического разнообразия на ООПТ"
Для обеспечениярешения задачи планируется использовать интенсивные методы, направленные как насоздание оптимальных условий для размножения видов диких животных, так и наулучшение их кормовой базы или защитных условий среды обитания, в том числе:
- организация зимнейподкормки птиц и млекопитающих (белки, зайцы);
- устройствоискусственных гнездовий для обычных видов птиц-дуплогнездников и редких видов;
- создание ремиз(небольших полян) для улучшения кормовой базы и укрытий за счет мозаичности иразвития подлеска;
- создание иустройство временных (сезонных) или долговременных заповедных участков, в томчисле в границах существующих ООПТ в местах гнездования птиц и выведенияпотомства в весенне-летний сезон, в том числе локальное огораживание.
Потребуется проведениеи иных специальных мероприятий (биотехнических мероприятий) по привлечению иулучшению условий обитания редких и исчезающих видов животных на ООПТ.
Проведениеприродоохранных мероприятий планируется при непосредственном участии населения,в том числе в проведении традиционной зимней подкормке птиц с ноября по апрельна всех ООПТ города, развешиванию в весенний период искусственных гнездовий дляптиц.
Одновременно ссозданием оптимальных условий обитания и размножения видов диких животных,необходимо осуществление комплекса мероприятий по регулированию численностиряда синантропных диких видов животных (серая ворона, крыса), бездомных собак,а также предотвращения проникновения чуждых видов растений в природныесообщества.
Внедрение"чуждых" видов (борщевик Сосновского, люпин, ратан-головешка и др.)приводит к изменению естественного состава сообществ и "выпадению"многих аборигенных видов. Опасность проникновения "чуждых" видовсчитается одной из основных угроз природным сообществам. Для обеспечениявозможности выживания дикой фауны на ООПТ потребуется обеспечить снижениеколичества бездомных собак и кошек, а также численности ворон.
Важное место отводитсявосстановлению естественного биоразнообразия за счет реинтродукции исчезнувшихили редких видов животных и растений, в том числе через их вольерное(плантационное) разведение и выпуск (пересадку) в природу. Перспективнымнаправлением работы станет также развитие питомников для передержки больных ираненых животных, главным образом птиц. В вольерных комплексах будутсодержаться для последующего выпуска млекопитающие (зайцы, белки), хищныептицы, земноводные и другие животные. В ряде ООПТ уже закладываются плантациидля разведения редких для города видов растений (например, в природно-историческомпарке "Битцевский лес") для последующего их высаживания в пригодныхместообитаниях.
Подкормка и вольерноеразведение позволит поддерживать высокую плотность ряда видов птиц имлекопитающих, "приблизить" их к человеку (например, синицы, свиристели,водоплавающие птицы, белки, зайцы и др.).
Для реализации задачсохранения и восстановления биологического разнообразия на ООПТ потребуетсяпринятие нормативных правовых актов или инструктивно-методических документов последующим направлениям:
- содержание природныхи озелененных территорий на ООПТ;
- создание иутверждение списка редких и исчезающих типов растительных сообществ(ассоциаций), требующих особой охраны;
- зонирование ООПТ сучетом необходимости сохранения особо ценных природных объектов, созданиязащитных и особо охраняемых участков, а также изменившихся условийфункционирования ООПТ;
- регулированиечисленности отдельных видов животных и предотвращение проникновения"чуждых" видов растений и животных в природные сообщества.
Развитиеэкологического просвещения и образования, повышение качества рекреационных,физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению на ООПТ имеет важноезначение для социального развития города. Решение поставленных задач должнообеспечить возможности каждодневного полноценного здорового отдыха горожан вприродном окружении. Особо значимо это для наименее социально защищенных слоевнаселения, живущих в городе постоянно. Значительное внимание будет уделенолюдям с ограниченными физическими возможностями для предоставления имвозможности для отдыха и знакомства с объектами природы на ООПТ.
5.5.1. Задача "Развитиеэкологического просвещения и образования на ООПТ"
Практически всярекреационная деятельность на ООПТ должна быть связана с разными формамиэкологического просвещения. Основные задачи экологического просвещения -демонстрация роли живой, родной природы в обеспечении благоприятных условийжизни в городе, а также активизация практического участия горожан в сохраненииприроды. При подготовке Программы будет сохранен и актуализирован весь комплексмероприятий, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 12 июля 2005г. N 492-ПП "О мероприятиях по повышению эффективности экологическогопросвещения в городе Москве".
Для выполненияпоставленной задачи необходимо создать следующие основные элементыинфраструктуры:
- систему выставочныхэкспозиций ООПТ под открытым небом;
- смотровые обзорныеплощадки и убежища для проведения посетителями наблюдений за дикими птицами идругими животными;
- экологические тропы,площадки с сопутствующими эколого-просветительскими информационными программами,в том числе технически и информационно приспособленные для лиц с ограниченнымивозможностями;
- хозяйственные дворы,на которых посетители смогут ознакомиться с некоторыми приемами традиционноговедения сельского хозяйства, в частности содержания коз, пчеловодства иогородничества;
- дендросады иботанические экспозиции;
- экологическиеинформационные центры в каждом административном округе города Москвы.
Также планируетсяпроведение следующих организационных мероприятий:
- регулярноепроведение выставок, ярмарок, фестивалей и иных массовых природоохранных акций;
- на постоянной основепроведение экскурсионного и лекционного обслуживания посетителей;
- информированиенаселения о природных особенностях и проблемах охраны ООПТ, в том числе черезрегулярную подготовку материалов для средств массовой информации иИнтернет-сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды городаМосквы;
- разработкапрограммных модулей и подготовка предложений по включению их в программысредней школы в качестве элективных, дополнительных внеклассных илиобязательных элементов школьных программ;
- проведение занятий иэкскурсий со школьниками в пределах административного округа на ООПТ спосещением учебных троп и музеев;
- привлечениешкольников к практической деятельности на ООПТ - содержанию учебных троп,участию в посадках леса и иных восстановительных работах;
- содействие развитиювнешкольного биологического и экологического образования;
- подготовкаэколого-просветительских программ и информационных материалов, адаптированныхдля лиц с ограниченными возможностями;
- расширение спектра иувеличение общего тиража эколого-просветительских публикаций об ООПТ;
- подготовкапросветительских публикаций по практическим вопросам охраны природы, в томчисле проведению зимней подкормки птиц, изготовлению и установке искусственныхгнездовий, охране земноводных, насекомых и других групп животных и растений.
Потребуется тесноевзаимодействие с Департаментом образования города Москвы для совместнойразработки и реализации программ экологического образования школьников, а такжедля разработки методических пособий для учителей города Москвы по преподаваниюбиологии, экологии и краеведения с использованием возможностей ООПТ.
5.5.2. Задача "Развитиерекреационной, познавательной, физкультурно-оздоровительной и спортивнойинфраструктуры на ООПТ"
Использование ООПТ врекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях позволит внестивесьма существенный вклад в пропаганду здорового образа жизни и оздоровлениеграждан. Для выполнения поставленной задачи в Программу будет включено созданиепреимущественно за счет привлеченных дополнительных источников финансированияследующих некапитальных рекреационных объектов инфраструктуры:
- обустроенныхвелодорожек, аллей, троп, в том числе экологических;
- некапитальныесооружения, в том числе лыжные трассы, физкультурно-спортивные площадки и др.;
- станции лодочногопроката;
- детские площадки;
- пункты прокатаспортивного инвентаря и иные некапитальные объекты обслуживания посетителей всоответствии с зонированием ООПТ и природными особенностями.
В целях реализациирешений Правительства Москвы о развитии физической культуры и массового спорта,обеспечения возможности размещения объектов спортивной инфраструктуры вграницах ООПТ и обеспечения реконструкции и дальнейшего функционированияспортивных объектов на ООПТ потребуется разработка проектов нормативныхправовых актов, в том числе, предусматривающих внесение изменений взаконодательство города Москвы в области организации, охраны и использованияООПТ.
В границах каждогоприродно-исторического парка и природного заказника необходимо предусмотретьвыделение физкультурно-оздоровительных и спортивных зон для размещенияспортивных сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации игорода Москвы.
Планируется развитиеновых возможностей для организации отдыха горожан в природном окружении безнегативных последствий для ценных природных сообществ, такие как:рыборазведение в прудах, в том числе для любительского рыболовства; созданиепикниковых точек, развитие электромобильного транспорта на ООПТ.
Разработанные иобустроенные туристические маршруты по ООПТ необходимо включить в объектыроссийского и международного экологического туризма.
Создание объектовинфраструктуры и непосредственное предоставление услуг посетителям будетосуществляться, преимущественно, через привлечение малого и среднего бизнеса,физкультурно-спортивных организаций.
Основным механизмомпривлечения предпринимательства в сферу обслуживания и развития инфраструктурыпредлагается организация частно-государственного партнерства, в том числе черезсоздание концессий. В ходе разработки и реализации Программы потребуетсясоздание и утверждение по всем ООПТ документации по планировке территории сучетом их природоохранной ценности, различных статусов включенных участков(например, объектов культурного наследия), функциональных назначений (например,спортивных объектов в границах спортивных зон) и иных установленных ограниченийи требований. При подготовке правил землепользования и застройки в городе Москвенеобходимо обеспечить отражение границ ООПТ.
Утвержденные проектыпланировок и территориальные схемы сохранения и развития ООПТ, подготовленные сучетом всех особенностей ООПТ, обеспечат правовую основу для развития рынкаправ на инвестиции в вовлекаемые в концессионные отношения участки ООПТ.
Таким образом,развитие рынка прав на инвестиции на ООПТ дополнительно приведет к повышениютребований к схемам планировки, а также развитию специализированных проектныхорганизаций.
В проектах планировокнеобходимо определить участки с объектами культурного наследия в составе зоныохраны историко-культурных объектов. На земельные участки историко-культурныхобъектов в установленных границах данной функциональной зоны потребуетсяразработка проектов комплексной реставрации. На оставшихся частяхприродоохранных территорий градостроительная документация будет разрабатыватьсяс учетом требований законодательствав области охраны окружающей среды со всеми вытекающими из данного статусадопустимыми видами использования и обременениями.
Для реализации задачразвития экологического образования и просвещения, повышения качестварекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению наООПТ потребуется совершенствование нормативной правовой иинструктивно-методической базы ООПТ по следующим вопросам:
1. Установлениепорядка утверждения разработанных проектов планировок на ООПТ,предусматривающего:
- проведение публичныхслушаний по разработанным проектам планировок;
- выделение в составеразработанных проектов планировок административно-хозяйственных зон, культовыхобъектов, сторонних пользователей и зон физкультурно-оздоровительного испортивного назначения с указанием параметров предусматриваемых в этих зонахобъектов (капитальное/некапитальное сооружение, площадь застройки, назначениеобъекта) в соответствии с природоохранными ограничениями.
2. Разработкудокументации по ООПТ (проекты планировок и территориальных схем), в том числена объекты культурного наследия в составе зон охраны историко-культурныхобъектов, с внесением необходимых изменения в нормативные правовые актыПравительства Москвы о разработке проектов планировок.
3. Разработкупредложений по совершенствованию нормативной правовой базы создания, реконструкциии функционирования спортивных сооружений на ООПТ.
4. Внедрениеконцессионных отношений в части использования участков ООПТ для развитияпроката инвентаря, инфраструктуры физкультурно-оздоровительных, спортивных ирекреационных услуг при установлении запрета в типовом концессионном соглашениина ограничение доступа населения на территорию, вовлекаемую в концессионныеотношения.
5. Установлениепорядка взаимодействия государственных природоохранных учреждений по охране исодержанию ООПТ с коммерческими организациями малого и среднего бизнеса,физкультурно-спортивными организациями в части оказание торговых, рекреационныхи иных услуг населению через заключение договоров с установлением обязанностейи ответственности сторон.
6. Организацияспонсорской помощи и попечительства на ООПТ.
В соответствие спостановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемымиприродными территориями в городе Москве" при реорганизации управления ООПТпо административно-территориальному принципу создаются природоохранныеучреждения для осуществления управления в ООПТ по каждому административномуокругу города Москвы за счет слияния существующих 16 природоохранныхучреждений, созданных для управления отдельными ООПТ. При укрупненииприродоохранных учреждений появится возможность для модернизации и оптимизациипроизводственной базы, замены устаревшей техники на современныеспециализированные малогабаритные средства, отдавая приоритет экологическибезопасным.
Территориальнаяорганизация управления ООПТ усилит координацию деятельности природоохранныхучреждений города Москвы с префектурами административных округов города Москвыи органами местного самоуправления.
Реорганизацияуправления ООПТ позволит более эффективно использовать ресурсы окружныхприродоохранных учреждений для усиления охраны, укомплектования штатовспециалистами-экологами, обучения и повышения профессиональной квалификацииспециалистов, работающих в системе ООПТ, в первую очередь в области сохранениябиологического разнообразия, организации рекреации, взаимодействия собщественностью.
Потребуется включить вПрограмму следующие мероприятия:
- разработка ивнедрение программы обучения и повышения квалификации различных категорийработников ООПТ;
- повышениеквалификации руководителей государственных природоохранных учреждений ООПТ, втом числе в части обучения методам работы с малым и средним бизнесом,организации привлечения волонтеров (добровольцев).
- расширениевозможности для международного обмена опытом работников ООПТ, в том числе спроведением международных семинаров и конференций по актуальным проблемамфункционирования ООПТ, двух и многосторонних обменов;
- внедрение современнойсистемы экологического менеджмента в соответствии с международными стандартамии требованиями экологической сертификации;
- разработкасреднесрочных планов управления для каждой ООПТ, предусматривающих планмероприятий по реализации поставленных в Программе задач и режим содержанияотдельных участков ООПТ в соответствии с зонированием;
- привлечениевыпускников ВУЗов и осуществление государственного заказа на подготовку кадроввысшего и среднего специального образования для системы управления ООПТ и природнымкомплексом Москвы в целом.
Реализация задачпотребует пересмотра инструктивно-методической базы деятельностигосударственных природоохранных учреждений ООПТ по всем направлениям основнойдеятельности, в том числе:
- в системепланирования и отчетности о деятельности учреждений;
- по осуществлениюохраны территории и профилактике правонарушений на ООПТ;
- организацииэкологического просвещения и образования;
- ведениюэкологического мониторинга и прикладных научных исследований;
- организации рекреационныхи физкультурно-оздоровительных услуг;
- программе обучения иповышения квалификации работников ООПТ различных специальностей.
Повышение требований ккадровому обеспечению ООПТ, в том числе специалистов подрядных организаций,потребует ежегодного государственного заказа на подготовку требуемыхспециалистов-экологов.
Ряд ООПТ имеет своиспецифические задачи управления, в частности по сохранению историко-культурныхкомплексов, выполнению научно-исследовательских работ и опытныхэкспериментальных разработок, восстановлению нарушенных ландшафтов иисторико-культурных комплексов и объектов. Эти задачи должны быть учтены приразработке планов управления по отдельным ООПТ.
В соответствии свыделенными разделами и установленными задачами предлагаются следующиепоказатели, позволяющие проводить мониторинг и контроль реализации Программы:
- увеличение общейплощади сети ООПТ (тыс. га);
- повышениецелостности ООПТ, определяемой как снижение земель хозяйствующих субъектов в границахООПТ, деятельность которых не соответствует режиму ООПТ (в % от общей площадиООПТ);
- показатели состояниябиологического разнообразия являются численность индикаторных видов (илигрупп), например, численность и количество зимующих и гнездящихся видовводоплавающих, количество соловьев как индикатора состояния кустарниковых,луговых и околоводных экосистем (количество особей выделенных видов иколичество видов);
- увеличение площадилуговых и болотных природных сообществ в составе ООПТ не менее, чем на 10% (в %от площади);
- доляинвентаризированных зеленых насаждений на ООПТ - 100% от общей площади зеленыхнасаждений на ООПТ;
- разработанныепроекты планировок на ООПТ (100%);
- объем рекреационныхуслуг, оказанных населению на ООПТ увеличится не менее, чем на 50% от уровня2009 года (млн. руб.);
- количество граждан,воспользовавшихся эколого-просветительскими и физкультурно-оздоровительнымиуслугами, предоставленными на ООПТ (как сумма участников различных мероприятийи количество предоставленных услуг/человек);
- доля работниковгосударственных природоохранных учреждений, прошедших обучение или повышениепрофессиональной квалификации (%).
В Программе будетпредусмотрено смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование мероприятий.
При определенииисточников финансирования необходимо учитывать, какие задачи выполняются засчет средств бюджета города Москвы, а для решения каких привлекаются частныеинвестиции.
Общий предлагаемыйподход в решении данного вопроса следующий: из городского бюджетаосуществляется финансирование создания и содержания ООПТ, восстановления исохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения охраныприродного комплекса и объектов, а также создания объектов экологическогопросвещения и образования, объектов показа, формирующих экскурсионный поток, нокоммерчески не привлекательных. Финансирование из бюджета города Москвыпредусматривается также для таких мероприятий, как реконструкция/реставрацияобъектов показа, создание и проведение массовых природоохранных акций иэколого-просветительских мероприятий.
Частные инвесторы наконкурсной основе финансируют создание и функционирование объектовэколого-просветительского, рекреационного и физкультурно-оздоровительногообслуживания посетителей.
Источникамивнебюджетных средств государственных природоохранных учреждений, осуществляющихуправление ООПТ, должны быть доходы от собственной деятельности по обслуживаниюпосетителей, производства сувениров, товаров природоохранного назначения,благотворительные пожертвования и иные привлеченные средства.
Таким образом,Концепция предусматривает следующие основные источники финансированияПрограммы:
- средства бюджетагорода Москвы;
- доходы отинформационно-консультативной, эколого-просветительской итуристско-экскурсионной деятельности дирекций ООПТ;
- добровольныепожертвования и благотворительные взносы населения и организаций, в том числегранты фондов и других финансовых институтов, международных организаций и программ.
Координация и контрольдеятельности организаций - исполнителей работ по привлечению и использованиюсредств внебюджетных источников будет осуществляться государственным заказчиком- Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
На перспективныйпериод не планируется существенного увеличения затрат городского бюджета насодержание ООПТ к уровню 2009 года.
В формировании иреализации Программы предполагается участие:
- Департаментаприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы - в части общейкоординации работ, разработке предложений и выполнении основного комплексамероприятий по сохранению развитию ООПТ в городе Москве;
- Департаментажилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - по вопросаммероприятий по реабилитации водных объектов, эксплуатации и приспособлению длярекреационных целей водных объектов, находящихся на балансе подведомственныхорганизаций и расположенных в границах ООПТ;
- Департаментаэкономической политики и развития города Москвы - по расширению использованияинвестиционного потенциала ООПТ и подготовке распорядительных документов вданной сфере, в том числе по применению механизмов частно-государственногопартнерства на ООПТ;
- Москомархитектуры -по разработке схем размещения некапитальных рекреационных,физкультурно-оздоровительных, спортивных и эколого-просветительских объектов вграницах ООПТ, совершенствованию нормативных документов города Москвы в частидокументации по планировке и ограничениям хозяйственной деятельности на ООПТ;
- Департаментаобразования города Москвы - по использованию потенциала ООПТ в образовательномпроцессе в школах и при проведении внешкольных мероприятий;
- Департаментапотребительского рынка и услуг города Москвы - по упорядочиванию исовершенствованию организации работы объектов торговли, общественного питания идругих услуг на ООПТ;
- Департаментатопливно-энергетического хозяйства города Москвы - по использованиюальтернативных источников энергии для освещения и функционирования объектовинфраструктуры на ООПТ;
- Департаментаземельных ресурсов города Москвы - в части завершения межевания и оформленияземель в постоянное бессрочное пользование за государственными природоохраннымиучреждениями;
- Департаментафизической культуры и спорта города Москвы - в части организации и проведенияфизкультурных и спортивных мероприятий;
- Комитета по туризмугорода Москвы - в части возможности использования ООПТ для развитиятуристической деятельности;
- префектурадминистративных округов города Москвы в части участия в решении земельныхвопросов при согласовании границ ООПТ, проведения благоустроительных работ иорганизации отдыха граждан на территории зон отдыха, расположенных натерритории административных округов в границах ООПТ.
Функциягосударственного заказчика Программы возлагается на Департаментприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Разработчикиопределяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и города Москвы.
Формы и методыуправления реализацией Программы будут организованы в соответствии стребованиями постановления Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП"О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходомреализации городских целевых программ в городе Москве".
Текущее управлениереализацией Программы будет осуществляться Государственным заказчиком -координатором программы.
При формировании иреализации Программы предусматривается:
- общий контроль зареализацией мероприятий Программы будет осуществлять Правительство Москвы;
- Правительство Москвыназначает персонального руководителя Программы, отвечающего за ее реализацию иобладающего правом вносить предложения об изменении размеров финансовыхсредств, направляемых на решение отдельных задач Программы;
- в рамках Программыпредставляется целесообразным через создание координационных советов повопросам развития ООПТ в административных округах города Москвы осуществлятьскоординированное планирование мероприятий на ООПТ при разработке исогласовании среднесрочных планов управления ООПТ, что позволит консолидироватьресурсы всех заинтересованных ведомств на уровне административных округов длявыполнения Программы.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 2 сентября 2008 г. N788-ПП
Руководитель группы: | |
Бочин Леонид Арнольдович | - руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, министр Правительства Москвы |
Члены рабочей группы: | |
Алпатов Юрий Михайлович | - префект Западного административного округа города Москвы |
Байдаков Сергей Львович | - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы |
Виноградов Валерий Юрьевич | - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы |
Воскресенский Игорь Николаевич | - заместитель председателя Москомархитектуры |
Евтихиев Николай Николаевич | - префект Восточного административного округа города Москвы (по согласованию) |
Ильина Ирина Николаевна | - заместитель директора ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" |
Митволь Олег Львович | - префект Северного административного округа города Москвы (по согласованию) |
Рабер Ирина Яковлевна | - префект Северо-Восточного административного округа города Москвы |
Рыжков Олег Владимирович | - первый заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов города Москвы |
Самойлов Борис Леонтьевич | - заведующий лабораторией Московского региона Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы (по согласованию) |
Смирнова Ирина Вячеславовна | - первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы |
Филяев Александр Евгеньевич | - заместитель председателя Москомнаследия |
Холодков Владислав Владимирович | - заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы |
Шварц Евгений Аркадьевич | - директор по природоохранной политике Всемирного фонда природы (по согласованию) |
Секретарь рабочей группы: | |
Буйволов Юрий Анатольевич | - начальник Отдела особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы |