Меню
Навигация

Постановление 1092 «Федеральная целевая программа \Чистая вода\ на 2011 - 2017 годы»

ПостановлениеПравительства РФ от 22 декабря 2010 г. N 1092

Офедеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевуюпрограмму "Чистая вода" на 2011-2017 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

Федеральная целевая программа"Чистая вода" на 2011-2017 годы

Содержание

Паспорт федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

II. Основные цели и задачи Программы, перечень целевых  индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

III. Мероприятия Программы

1. Совершенствование нормативной правовой базы

2. Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

IV. Ресурсное обеспечение Программы

V. Механизм реализации Программы

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

Приложение N 1 Целевые показатели и индикаторы Программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Приложение N 2 Перечень целевых показателей и индикаторов региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации

Приложение N 3 Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Приложение N 4 План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Приложение N 5 Предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Приложение N 6 Методика оценки эффективности реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Приложение N 7 Методика расчета целевых показателей и индикаторов федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Паспорт
федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Основания для разработки Программы

-

поручение Президента Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N Пр-1251, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2007 г. N ВЗ-П9-6078, от 24 июля 2008 г. N АЖ-П9-4510, от 18 мая 2009 г. N АЖ-П9-2682, от 20 августа 2010 г. N АЖ-П9-5765

Государственный заказчик Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Основные разработчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации, открытое акционерное общество "Институт микроэкономики"

Цель Программы

-

обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами

Задачи Программы

-

развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 

 

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;

 

 

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам: по санитарно-химическим показателям;

 

 

по микробиологическим показателям;

 

 

доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;

 

 

доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;

 

 

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

 

 

доля объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;

 

 

обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения;

 

 

обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения;

 

 

рост инвестиционной активности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Срок реализации Программы

-

2011-2017 годы

Объем и источники финансирования Программы

-

предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011-2017 годах за счет всех источников составит 331,8 млрд. рублей, из них:

 

 

за счет средств федерального бюджета -

9 млрд. рублей, в том числе:

3 млрд. рублей - в 2011 году;

3 млрд. рублей - в 2012 году;

3 млрд. рублей - в 2013 году;

 

 

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 9 млрд. рублей, в том числе:

3 млрд. рублей - в 2011 году;

3 млрд. рублей - в 2012 году;

3 млрд. рублей - в 2013 году;

 

 

за счет средств из внебюджетных источников - 313,8 млрд. рублей,

в том числе:

7,3 млрд. рублей - в 2011 году;

21,2 млрд. рублей - в 2012 году;

27,6 млрд. рублей - в 2013 году;

41,9 млрд. рублей - в 2014 году;

58,4 млрд. рублей - в 2015 году;

70,2 млрд. рублей - в 2016 году;

87,2 млрд. рублей - в 2017 году.

 

 

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального и региональных бюджетов на соответствующий год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:

по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 16,8 процента в 2009 году до 14,4 процента к 2017 году; по показателю удельного веса

 

 

проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 5,1 процента в 2009 году до 4,4 процента к 2017 году;

 

 

увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 46 процентов в 2009 году до 53 процентов к 2017 году;

 

 

уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 42 процентов в 2009 году до 28 процентов к 2017 году;

 

 

увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 5 процентов в 2009 году до 30 процентов к 2017 году

I. Характеристика проблемы, на решение которой направленаПрограмма

Обеспечение населения чистой питьевойводой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.

Согласно Концепциидолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на периоддо 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развитияводохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятсясовершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод,реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных иканализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологическибезопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологийводоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение втехнологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с Водной стратегиейРоссийской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжениемПравительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р,развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечениегарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде,рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которойдолжно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевойпрограммы "Чистая вода" на 2011-2017 годы (далее - Программа).

По оценкам Организации ОбъединенныхНаций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистойпитьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде длясредств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличитсяна 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.

По данным формы федеральногостатистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состояниисубъекта Российской Федерации" за 2009 год, доля проб питьевой воды изводопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам посанитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а помикробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа кцентрализованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимойпредварительной очистки.

Отсутствие чистой воды и системканализации является основной причиной распространения кишечных инфекций,гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий иусиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализацииприводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженныйнедостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причинойвысокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитиеисследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим ибиологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждаетнеобходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости,связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.

Доступность и качество питьевой водыопределяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россияннаходится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечениенаселения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности,в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

Повышение качества централизованноговодоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволитнаселению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованиюбутилированной воды.

Сложившаяся кризисная ситуация в областипитьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охранеисточников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состояниемсистем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивымфинансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенствомнормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.

По данным Федеральной службыгосударственной статистики за 2008 год, в Российской Федерации подается в сетьна хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако30,5 млн. человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугамицентрализованного водоснабжения. По данным Федеральной службы государственнойстатистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентахгородов и 53 процентах сельских населенных пунктов.

В Российской Федерации около 40 процентовводопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5процента водопроводных сетей. По данным Федеральной службы государственной статистики,на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных враспределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51процент).

В Российской Федерации не проходяточистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, донормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна третьканализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было замененотолько 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние насостояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. Поодной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационнойсети.

Неудовлетворительное состояние системводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированиемотрасли.

В России вся выручка сектораводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2009 году составляла 300млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 11 процентовоперационных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в сектореводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - организации). Вмире это соотношение составляет 74 процента, то есть примерно 43 процентарасходов организаций составляют расходы на вложения. Вследствие низкихкапитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением,водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводитк перерывам в поставках воды и снижению ее качества.

Тарифы на услуги водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод в России приблизительно в 3 раза ниже, чемв странах Западной Европы. При этом рост тарифов в России обусловлен в первуюочередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежинаселения за воду в России будут сопоставимы с расходами западноевропейскихпотребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.

При относительно низком уровне тарифовпотребление питьевой воды в России значительно превышает потребление воды вразвитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокимипотерями воды при транспортировке и отсутствием у потребителей стимулов кэкономии.

Большая часть расходов водоснабжающихорганизаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. ВРоссии наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов,таких, как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы,антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующиезагрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологийводоподготовки.

При разработке вариантов реформированиясектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможныхподходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.

Пассивный подход заключается в прямойгосударственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в секторводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этоговарианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методическойбазы в области разработки и реализации подобных программ.

Применение этого подхода дает возможностьреализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модельразвития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. Вчастности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий,предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности иразвития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новойтехнологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения икачества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом,использующим этот подход, является реализация региональных программ в сектореводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которыхосуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерациии за счет средств внебюджетных источников.

Второй подход предполагает запуск новыхэкономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитиеконкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий всектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частногопартнерства.

Предлагаемые в рамках 2-го вариантамеханизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов иинвесторов носят институциональный характер и призваны сформироватьдолгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечениядолгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации отарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в частидолгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации огосударственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключенияконцессионных соглашений, экологического и других областей законодательстваРоссийской Федерации. Вместе с тем предлагается осуществлять поддержкуреализации региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод.

Целесообразность использованияпрограммно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию иразвитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных водопределяется тем, что:

задача по обеспечению населения чистойводой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономическогоразвития страны, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшениякачества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные сфункционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создатьусловия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций иобеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;

необходимые капитальные вложения не могутбыть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительныхрасходов бюджетов различных уровней;

проблемы снабжения населения чистой водойносят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительноевлияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие ирост производства.

В соответствии с Водной стратегиейРоссийской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжениемПравительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р,решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой планируетсяосуществлять в рамках Программы, к основополагающим принципам которойнеобходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемойнаселению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выборутехнологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малыхгородов и отдельно сельских поселений.

На решение задач и достижение целей Программы врамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияниеследующие риски:

нормативные правовые риски. РеализацияПрограммы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы,регулирующей деятельность организаций. Задержка принятия запланированныхнормативных правовых актов может существенно снизить результативностьПрограммы;

макроэкономические риски, обусловленныевлиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, котороеможет отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объеминвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточныхвод;

региональные и муниципальные риски. Приреализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства врезультате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации -участников Программы.

II. Основные цели и задачи Программы, перечень целевых
индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Целью Программы является обеспечениенаселения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности ибезвредности, установленным в технических регламентах исанитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходиморешение следующих основных задач:

развитие системы государственногорегулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,включая установление современных целевых показателей качества услуг,эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод;

создание условий для привлечениядолгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации отарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в частидолгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации огосударственно-частном партнерстве и экологического законодательства РоссийскойФедерации;

модернизация систем водоснабжения, водоотведенияи очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектовРоссийской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод.

Указанные задачи являются необходимыми идостаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулированиепритока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунальногохозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), атакже на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятнымсостоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий внаселенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.

Важно отметить, что расходы федеральногобюджета, возникающие в связи с принятием Программы, не оказывают существенноговлияния на достижение цели Программы. Так, выделение ассигнований изфедерального бюджета в размере 3 млрд. рублей в год эквивалентно разовомуповышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфереводоснабжения и водоотведения на 1 процент. В то же время поддержка реализациирегиональных программ позволит осуществить необходимые институциональныепреобразования на региональном уровне, что будет способствовать увеличениюобъема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемныхсредств.

Задачи Программы будут решаться путемвнесения изменений в законодательство Российской Федерации и финансированиямероприятий Программы, предусматривающих поддержку региональных программсубъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод.

Целевые показатели и индикаторыреализации Программы приведены в приложенииN 1.

Перечень целевых показателей ииндикаторов региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод субъектов Российской Федерации приведен в приложенииN 2.

По результатам оценки эффективностиПрограммы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год иплановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочномпрекращении реализации Программы начиная с очередного финансового года.

III. Мероприятия Программы

Реализация задач Программы будетосуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование нормативной правовойбазы и проведение мероприятий, направленных на рост инвестиционнойпривлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющихводоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

модернизация систем водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод.

При реализации мероприятий помодернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможнопоявление объектов незавершенного строительства в результате задержкифинансирования со стороны субъектов Российской Федерации - участниковПрограммы. С целью минимизации указанного риска в Правилах предоставлениясубсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации насофинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод, приведенных в приложенииN 3, предусмотрено ограничение на предоставление нового транша бюджетныхассигнований из федерального бюджета при наличии объектов незавершенногостроительства, строительство (модернизация) которых осуществлялось в рамкахранее предоставленного объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

1. Совершенствование нормативной правовой базы

Существующая нормативная правовая база непозволяет применять в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточныхвод наиболее эффективные формы управления и добиться исполнения обязательств пообеспечению населения водой необходимого качества. В связи с этимсовершенствование нормативной правовой базы будет осуществляться по следующимосновным направлениям:

создание правовых, организационных иэкономических условий, направленных на рост инвестиционной привлекательностиорганизаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение,водоотведение и очистку сточных вод;

совершенствование системыгосударственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточныхвод;

внедрение современных целевых показателейразвития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.

План мероприятий по совершенствованиюнормативной правовой базы в целях реализации Программы приведен в приложенииN 4.

Мероприятия, направленные на ростинвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса,осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод

Для эффективного развития сектораводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России необходимопривлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктурыи стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.

Согласно результатам исследования,проведенного Всемирным банком, наибольший экономический эффект от передачисистем коммунальной инфраструктуры частным операторам заключается в сниженииоперационных расходов и достигается за счет снижения потерь ресурсов иповышения производительности труда. Так, согласно статистическим данным поЛатинской Америке, средний рост производительности труда при передаче объектовводоснабжения частным операторам составил около 40 процентов.

В России в 2008 году капитальные затратыв секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 13процентов выручки организаций. В среднем в мире это соотношение, по даннымкомпании Глобал Ватер Интеледжен, составляет 43 процента. В результатеповышения инвестиционной активности частных инвесторов за счет реализацииПрограммы ожидается увеличение отношения капитальных затрат к выручке сектораводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и приближение значения этогопоказателя к мировому.

Для повышения инвестиционнойпривлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных водчастным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенныхинвестиций. Действующая система регулирования, основанная на применении методаэкономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должноосуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частныхоператоров к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основеконцессионных соглашений.

Помимо этого необходимо обеспечитьустановление долгосрочных тарифов с применением метода доходностиинвестированного капитала, в соответствии с которым тарифы устанавливаются насрок от 3 до 5 лет.

В случае применения этого метода тарифформируется из следующих составляющих:

доход на инвестированный капитал,сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками;

возврат капитала;

операционные расходы, устанавливаемые надолгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста цен вэкономике.

В отличие от действующей системытарифного регулирования применение метода доходности инвестированного капиталапозволяет создать стимул для повышения эффективности операционной иинвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современныхэнергоэффективных технологий, организаций.

Метод доходности инвестированногокапитала позволяет привлечь частные инвестиции путем гарантии возвратаинвестиций. При этом возврат инвестиций осуществляется в течение долгосрочногопериода, что значительно снижает рост тарифа на первоначальном этапе.

Вместе с тем при переходе на методдоходности инвестированного капитала компания будет нести ответственность зареализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционныхрасходов и потерь, рост надежности и качества услуг.

Концессионные соглашения являютсянаиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в секторводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечиваютчеткие гарантии возврата инвестированных средств.

Изменения, содержащиеся в Федеральномзаконе "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионныхсоглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",упрощают порядок заключения концессионных соглашений, в том числе соглашений,объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а такжеобеспечивают баланс интересов концессионера и концедента. Эти изменения будутспособствовать росту количества проектов государственно-частного партнерства наоснове концессионных соглашений и привлечению частных инвестиций, в том числе всистемы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Вместе с тем указанные механизмы вближайшей перспективе позволят привлечь частные инвестиции в секторводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод только в крупных городах. Сцелью активизации процессов по развитию систем водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод в малых городах и населенных пунктах с небольшойчисленностью населения и неблагоприятным состоянием поверхностных источниковпитьевого водоснабжения необходимо предоставление государственной финансовойподдержки для реализации региональных программ развития водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации.

Совершенствование системы государственногорегулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Одним из основных методов обеспечениянаселения чистой водой является установление требований к качеству поставляемойводы и используемой для этого технологической системе и производственнымпроцессам.

Одним из основных мероприятий Программыпо созданию и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы вобласти улучшения качества водообеспечения населения Российской Федерацииявляется подготовка проекта федерального закона о водоснабжении, водоотведениии очистке сточных вод, в котором предполагается предусмотреть:

совершенствование разграниченийполномочий органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления в этой сфере;

систему договорных отношений в сектореводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

основы регулирования качества воды;

разработку форм и механизмовгосударственной финансовой поддержки обеспечения населения чистой водой;

внедрение современных целевых показателейэффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод;

создание стимулов для энергосбережения имеханизмов регулирования инвестиций с учетом сокращения удельного потребленияресурсов;

участие саморегулируемых организаций вдеятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

совершенствование экологическогорегулирования, в том числе установление порядка определения платы за сбросысточных вод для организаций коммунального комплекса.

Действующая система регулирования сектораводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения вобласти тарифного регулирования с показателями надежности и качестваоказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономическойзаинтересованности в обеспечении установленного качества услуг.

Для решения этой проблемы необходиморазработать (установить) показатели надежности и качества оказываемых услуг всекторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также установитьих значения. Указанные показатели можно разбить на следующие основные группы:

показатели качества водоснабжения (в томчисле удельный вес проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническимнормативам);

показатели качества водоотведения и очисткисточных вод (в том числе доля сточных вод, прошедших очистку до установленныхнормативов, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения);

показатели эффективности деятельностиорганизаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод,в том числе доля потерь воды, количество аварий, удельный расход электроэнергиина единицу объема забранной воды.

С целью повышения ответственности имотивации организаций требуется предусмотреть дифференциацию тарифов по уровнюнадежности и качества, а также ввести систему, обеспечивающую снижение платы заоказанные услуги организации коммунального хозяйства в случае отклоненияпоказателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей,если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционнымпрограммам этих организаций.

Реализация механизма дифференциациитарифов в зависимости от показателей надежности и качества оказанных услугбудет осуществлена в развитие федерального закона о водоснабжении, водоотведениии очистке сточных вод и постановления Правительства Российской Федерации,призванного определить показатели надежности и качества поставляемых товаров иоказываемых услуг организациями, разработка проектов которых предусмотренапланом мероприятий согласно приложениюN 4.

Указанное постановление ПравительстваРоссийской Федерации должно в том числе предусматривать разработку методическихуказаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров иоказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,а также разработку методических указаний по расчету и применению понижающих(повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов,установленных для организаций, уровню надежности и качества поставляемыхтоваров и оказываемых услуг.

Внедрение механизма достижения целевыхпоказателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг даствозможность организациям осуществить постепенный переход к оказанию болеекачественных услуг, соответствующих установленным техническим, санитарным иэкологическим нормативам. Указанный переход должен осуществляться посредствомреализации долгосрочных инвестиционных программ с использованием методовдолгосрочного тарифного регулирования (метод доходности инвестированногокапитала) в рамках концессионных соглашений или долгосрочных договоров аренды.

Особенностью такого механизма являетсято, что он в основном не требует бюджетного финансирования и может применятьсяпосле окончания срока действия Программы.

Совершенствование механизмоврегулирования сброса сточных вод в централизованные системы коммунальноговодоотведения и в водные объекты через централизованные системы коммунальноговодоотведения

Требования, предъявляемые к качествусточных вод, должны стимулировать сокращение производства загрязняющих веществи развитие систем очистки сточных вод. Указанные задачи должны достигаться засчет внедрения системы экономических стимулов, при этом рост платы занегативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сбросазагрязняющих веществ в составе сточных вод должен происходить поэтапно.

В действующей системе регулирования платаза негативное воздействие на водные объекты, осуществляемое с использованиемцентрализованных систем коммунального водоотведения, лежит на организациях.Такой подход не стимулирует иные организации, осуществляющие сброс стоков всети водоотведения, к сокращению сброса загрязняющих веществ. В связи с этимтребуется внедрение механизма, стимулирующего производителей загрязнений кпереходу на более экологически чистые способы производства товаров и оказанияуслуг.

Кроме того, требуется внедрениемеханизма, позволяющего осуществлять зачет в счет платы за негативноевоздействие на водные объекты затрат хозяйствующих субъектов на осуществлениеэффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестированиесоответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническоеперевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденнойв установленном порядке инвестиционной программой и на основе технологий,обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений.

2. Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод

Модернизация систем водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод будет обеспечиваться путем осуществлениякапитальных вложений и реформирования сложившихся в отрасли отношенийпосредством реализации мероприятий региональных программ развитияводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов РоссийскойФедерации (далее - региональные программы).

Поддержку региональных программпредполагается осуществлять путем предоставления средств федерального бюджета ввиде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших дляреализации на условиях софинансирования мероприятия по строительству иреконструкции централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очисткисточных вод, используемых в деятельности организаций.

Отбор региональных программ, на поддержкумероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета,будет осуществляться ежегодно (в 2011-2013 годах) государственным заказчикомПрограммы по следующим основным критериям:

реализация мероприятий в населенныхпунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевоговодоснабжения;

реализация мероприятий в населенныхпунктах с численностью населения до 100 тыс. человек;

эффективность вложения средств,определяемая как улучшение целевых показателей на 1 рубль вложенных средств,предусмотренных региональной программой в секторе водоснабжения, водоотведенияи очистки сточных вод;

реализация мероприятий с использованиеминновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышениеэнергетической эффективности;

закупка российского оборудования,материалов и услуг;

выполнение требований, установленныхстатьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышенииэнергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации";

финансирование мероприятий региональнойпрограммы из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образованийв части, относящейся к этим муниципальным образованиям;

софинансирование мероприятий региональнойпрограммы за счет средств частных инвесторов;

наличие в региональной программемероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на методобразования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения (илизаключение) концессионных соглашений и других мероприятий по реформированиюотношений в указанном секторе;

отсутствие в программе мероприятий,реализуемых за счет бюджетного финансирования в рамках иных утвержденныхфедеральных или ведомственных программ (в том числе мероприятий по оснащениюприборами учета энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и овнесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации").

Мероприятия региональных программ должныучитывать динамику объема потребления коммунальных ресурсов в результатеповышения энергосбережения и энергетической эффективности и роста уровнятарифов.

Региональные программы должны содержатьцелевые индикаторы и показатели их реализации, предусмотренные в приложенииN 2 к Программе. Помимо указанных показателей региональные программы должнывключать показатели, характеризующие уровень заболеваемости населения поспецифичным для региона заболеваниям и хроническим болезням, связанным с низкимкачеством питьевой воды.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Предельный (прогнозный) объемфинансирования Программы в 2011-2017 годах за счет бюджетных ассигнованийфедерального бюджета составит 9 млрд. рублей. Указанный объем бюджетных ассигнованийфедерального бюджета направляется на софинансирование региональных программ,осуществляемое в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов РоссийскойФедерации.

В 2011-2017 годах предельный (прогнозный)объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит331,8 млрд. рублей, в том числе за счет:

бюджетных ассигнований федеральногобюджета - 9 млрд. рублей;

средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов - 9 млрд. рублей;

средств внебюджетных источников - 313,8млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования федеральногобюджета направляются на капитальные вложения.

Предельный (прогнозный) объемфинансирования Программы приведен в приложенииN 5.

Указанный объем финансирования определен:

исходя из существующих расходов бюджетоввсех уровней на капитальные вложения в секторе водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод, составляющих около 18 процентов общего объема капитальныхвложений;

исходя из возможностей по привлечениюзаемных средств на реализацию инвестиционных программ в секторе водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод.

При степени износа водопроводных иканализационных сетей, составившей в 2009 году 42 процента и 36 процентовсоответственно, инвестиционный потенциал сектора водоснабжения, водоотведения иочистки сточных вод в части замены водопроводных и канализационных сетейсоставляет не менее 400 млрд. рублей.

V. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программыявляется Министерство регионального развития Российской Федерации, котороеосуществляет текущее управление Программой и несет ответственность за еерезультаты.

Средства федерального бюджета,предусматриваемые на поддержку региональных программ, предоставляются всоответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджетабюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональныхпрограмм в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,приведенными в приложенииN 3 к Программе.

Формы и методы организации управленияреализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Поставки товаров, выполнение работ иоказание услуг для государственных или муниципальных нужд в целях обеспеченияреализации мероприятий Программы осуществляются в порядке, установленномФедеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Контроль и организация комплексныхпроверок за ходом реализации Программы возлагаются непосредственно нагосударственного заказчика. К сведениям, содержащимся в промежуточных отчетах игодовых докладах о ходе реализации Программы, должен быть обеспечен открытыйдоступ.

Мониторинг и контроль за реализациейрегиональных программ, софинансирование которых за счет средств федеральногобюджета обеспечивается в рамках настоящей Программы, осуществляется всоответствии с порядком мониторинга и контроля за реализацией региональныхпрограмм, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложенииN 4 к Программе.

Оценка эффективности реализациирегиональных программ, софинансирование которых за счет средств федеральногобюджета обеспечивается в рамках Программы, осуществляется в соответствии спорядком оценки эффективности использования бюджетных ассигнований на поддержкурегиональных программ, разработка которого предусмотрена планом мероприятий,приведенным в приложенииN 4 к Программе.

Предоставляемые средства федеральногобюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, участвующие в реализации Программы, ежеквартальнопредставляют государственному заказчику Российской Федерации отчеты о ходереализации Программы, в том числе об использовании средств федеральногобюджета, предоставленных в виде субсидий.

По результатам реализации Программыгосударственный заказчик подготавливает и до 1 марта 2018 г. представляет вПравительство Российской Федерации, Министерство экономического развитияРоссийской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад овыполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весьпериод ее реализации.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективностиПрограммы

Оценка социально-экономической иэкологической эффективности Программы будет осуществляться на основе системыцелевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Системаиндикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с цельюуточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.

Методика оценки эффективности реализацииПрограммы приведена в приложенииN 6.

Методика расчета целевых показателей ииндикаторов Программы приведена в приложенииN 7.

Мониторинг реализации Программы будетпроводиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерацииежеквартально с предоставлением информации о достигнутых результатах государственномузаказчику Программы.

Ожидается, что в результате реализацииПрограммы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой,соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа кцентрализованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости,связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействиембиологических и химических загрязнений.

Переход на долгосрочное регулированиетарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет ксокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов науслуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод одновременно сповышением качества предоставляемых услуг.

Реализация Программы к концу 2017 г.позволит:

увеличить долю населения, обеспеченногопитьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;

сократить потерю воды в сетяхцентрализованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий всистемах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

увеличить долю сточных вод,соответствующих нормативам.

Результатом реализации Программы станетпереход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходностиинвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений вструктуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной активностичастных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивостиорганизаций.

При изменении объемов бюджетного и внебюджетногофинансирования Программы в установленном порядке проводится корректировкацелевых индикаторов и их значений.

Приложение N 1

Целевые показатели и индикаторы Программы "Чистаявода" на 2011-2017 годы

 

 

Единица измерения

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

I. Повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате совершенствования нормативной правовой базы, проведения мероприятий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод и реализации региональных программ

1.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям

процентов

16,4

16,3

16,1

15,8

15,5

15,2

14,8

14,4

2.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям

-"-

5

4,9

4,9

4,8

4,7

4,6

4,5

4,4

3.

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене

процентов

43

43

42

40

38

36

32

28

4.

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене

-"-

36

36

35

34

33

31

29

27

5.

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

-"-

46

47

47

48

49

50

51

53

6.

Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод

-"-

93

94

95

96

97

98

99

100

7.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения

-"-

77

77

78

78

79

81

83

85

8.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения

-"-

73

73

74

75

76

78

81

84

II. Привлечение частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

9.

Доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

процентов

10

13

17

20

22

26

28

31

10.

Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

-"-

9

12

15

18

21

24

27

30

11.

Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек)

-"-

2

7

12

20

22

25

30

35

12.

Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования*

процентов

5

15

25

40

45

50

60

70

_____________________________

* Не менее 3 лет в городах с численностью населения,превышающей 300 тыс. человек.

Примечание.Корректировка целевых индикаторов и их значений проводится в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке при изменении объемов бюджетногои внебюджетного финансирования Программы.

Приложение N 2

Перечень
целевых показателей и индикаторов региональных программ развития водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации

 

 

Единица измерения

1.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям

процентов

2.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям

-"-

3.

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене

-"-

4.

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене

-"-

5.

Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

количество аварий в год на 1000 км сетей

6.

Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод

процентов

7.

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

-"-

8.

Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями

тыс. человек

9.

Зарегистрировано больных вирусными гепатитами

-"-

10.

Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения

-"-

11.

Зарегистрировано больных злокачественными образованиями

-"-

Приложение N 3

Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод

1. Настоящие Правила определяют порядок иусловия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектовРоссийской Федерации на софинансирование региональных программ в сфереводоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее соответственно -субсидии, региональные программы) в рамках реализации федеральной целевой программы"Чистая вода" на 2011-2017 годы (далее - Программа).

2. Субсидии предоставляются ежегодно в пределахбюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий Программыв федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановыйпериод.

3. Порядок и условия отбора региональных программдля предоставления субсидий устанавливается Министерством регионального развитияРоссийской Федерации.

4. Субсидии могут быть направлены на софинансированиеследующих мероприятий:

а) создание системы управления комплексомводоснабжения (модернизация энергомеханического оборудования и установка автоматизированныхсистем дистанционного сбора и передачи данных по объему потребления и качеству водыв целях повышения энергетической эффективности и автоматизации регулирования режимовработы насосных станций и гидравлических режимов сети, установка геоинформационныхсистем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества воды);

б) строительство или реконструкция объектовводоподготовки, действующих в том числе с применением технологии отстаивания (тонкослойныеотстойники), флотации, скоростного фильтрования, мембранных технологий, сорбционныхтехнологий, технологий кондиционирования подземных вод (методы ионного обмена, окислительныеметоды, электродиализ), стабилизационных технологий (реагентные методы, ингибиторы),экологически безопасных технологий обеззараживания (гипохлорит натрия, аммонийсодержащиесоли, ультрафиолетовое облучение);

в) строительство и реконструкция установокцентрализованной доочистки и кондиционирования воды;

г) установка и модернизация энергомеханическогооборудования, автоматизированных систем дистанционного сбора и передачи данных пообъемам сброса и химическому составу сточных вод в целях повышения энергетическойэффективности и автоматизации регулирования режимов работы канализационных насосныхстанций и очистных сооружений;

д) создание геоинформационных систем, гидравлическихмоделей, систем измерения количества и качества сточных вод;

е) строительство и реконструкция сооружениймеханической очистки воды (решетки, песколовки, механические фильтры, отстойники);

ж) строительство и реконструкция сооруженийбиологической очистки воды;

з) строительство и реконструкция очистныхсооружений, действующих на основе реагентных технологий химического осаждения фосфора;

и) строительство и реконструкция очистныхсооружений, действующих на основе экологически безопасных технологий обеззараживания(ультрафиолетовое облучение, окислительные методы);

к) строительство и реконструкция сооруженийобработки осадков (обезвоживание, сбраживание, сушка, сжигание);

л) строительство и реконструкция локальныхочистных сооружений;

м) строительство и реконструкция сооруженийдля выработки вторичных энергетических ресурсов (тепло, электроэнергия), с использованиемосадков очистных сооружений сточных вод.

5. Предоставление субсидий осуществляетсяМинистерством регионального развития Российской Федерации на основании соглашенияо предоставлении субсидии на поддержку региональной программы (далее - соглашение),заключаемого ежегодно указанным Министерством с высшим исполнительным органом государственнойвласти субъекта Российской Федерации.

Форма соглашения устанавливается Министерствомрегионального развития Российской Федерации.

6. В соглашении указываются:

а) орган, уполномоченный высшим исполнительныморганом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействияс Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - уполномоченныйорган);

б) размер субсидии, предусмотренной бюджетусубъекта Российской Федерации;

в) перечень объектов капитального строительства,на софинансирование строительства и реконструкции которых могут быть направленысредства субсидии;

г) размер средств, предусмотренных в бюджетесубъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах, направляемых на реализациюмероприятий региональной программы;

д) реквизиты нормативных правовых актов субъектаРоссийской Федерации, устанавливающих его расходные обязательства, связанные с реализациеймероприятий региональной программы;

е) обязательство уполномоченного органа представлятьотчетность об исполнении обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о достигнутыхзначениях показателей эффективности использования субсидии;

ж) порядок представления уполномоченным органомотчетности Министерству регионального развития Российской Федерации;

з) значения целевых показателей эффективностииспользования субсидии;

и) порядок осуществления контроля за исполнениемусловий соглашения, а также основания и порядок приостановления и (или) прекращенияпредоставления субсидии;

к) ответственность сторон за нарушение условийсоглашения;

л) иные условия, относящиеся к предмету соглашения.

7. Перечисление субсидий осуществляется вустановленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства,открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системыРоссийской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджетысубъектов Российской Федерации.

8. Субсидии не могут направляться на проведениепроектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам,включенным в региональные программы.

9. Для каждого субъекта Российской Федерации - получателясубсидии Министерство регионального развития Российской Федерации рассчитывает уровеньсофинансирования мероприятий, предусмотренных региональными программами, по формуле:

Уi=С/БОi,

где:

Уi - уровень софинансирования мероприятий региональнойпрограммы i-го субъекта Российской Федерации за счет субсидии;

БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченностисубъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотацийна выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, определяемыйв соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченностисубъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравниваниебюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";

С - средний уровень софинансирования мероприятий региональныхпрограмм за счет субсидии, который равен:

в случае софинансирования мероприятий, реализуемыхв городских поселениях с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевоговодоснабжения, число жителей которых не превышает 100 тыс. человек, - 50 процентов;

в случае софинансирования мероприятий, реализуемыхв сельском поселении с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевоговодоснабжения, - 60 процентов.

10. Уровень софинансирования мероприятий,предусмотренных региональной программой, реализуемых в городских поселениях, неможет быть выше 70 процентов и ниже 30 процентов, в сельском поселении - выше 70процентов и ниже 40 процентов.

Если размер средств, предусмотренных в составерасходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансированиемероприятий региональных программ, не позволяет обеспечить уровень софинансирования,установленный для субъекта Российской Федерации, то размер субсидии подлежит сокращениюдо размеров, позволяющих обеспечить установленный уровень софинансирования.

11. Министерство регионального развития РоссийскойФедерации в течение 15 дней со дня подведения итогов конкурса по отбору региональныхпрограмм представляет в Правительство Российской Федерации проект решения ПравительстваРоссийской Федерации о распределении между субъектами Российской Федерации, региональныепрограммы которых прошли отбор, бюджетных ассигнований, направляемых на предоставлениесубсидий.

12. Уполномоченный орган представляет в Министерстворегионального развития Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числамесяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по форме, утверждаемой указаннымМинистерством.

Уполномоченный орган несет ответственностьза своевременность представления указанных отчетов и достоверность содержащихсяв них сведений.

13. Контроль за осуществлением расходов бюджетовсубъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, источником финансовогообеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством региональногоразвития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзорав установленном порядке.

14. В случае нарушения получателем субсидииусловий и обязательств, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, предоставлениесубсидии до устранения нарушений приостанавливается Министерством региональногоразвития Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РоссийскойФедерации.

Если указанные нарушения не устранены в установленныйсрок, а также если субсидия использовалась не по целевому назначению, субсидия подлежитвозврату в федеральный бюджет в порядке, устанавливаемом Министерством финансовРоссийской Федерации. Высвободившиеся в текущем финансовом году средства федеральногобюджета, предусмотренные на предоставление субсидий, перераспределяются в порядке,установленном настоящими Правилами, между субъектами Российской Федерации, региональныепрограммы которых прошли отбор, но размер предоставленной им субсидии был меньше,чем запрашивался в заявке.

15. Эффективность использования субсидий вотчетном финансовом году оценивается на основании представленных уполномоченнымиорганами субъектов Российской Федерации отчетов исходя из уровня достижения целевыхпоказателей и индикаторов реализации региональных программ.

Приложение N 4

План
мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации федеральнойцелевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

 

 

Вид документа

Срок исполнения

Исполнители

 

I. Совершенствование законодательства, регулирующего отношения в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

1.

Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в части корректировки:

регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала;

установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений

постановление Правительства Российской Федерации

IV квартал 2010 г.

Минэкономразвития России,

Минрегион России

2.

Разработка проекта федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод

проект федерального закона

I квартал 2011 г.

Минрегион России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России,

Минприроды России

3.

Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения"

постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 2011 г.

Минэкономразвития России,

Минрегион России

4.

Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации об определении показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса

постановление Правительства Российской Федерации

I квартал 2012 г.

Минрегион России, Минэкономразвития России

5.

Разработка методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций коммунального комплекса, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг

ведомственный акт

I квартал 2012 г.

Минрегион России, Минэкономразвития России

6.

Разработка методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

ведомственный акт

I квартал 2012 г.

Минрегион России, Минэкономразвития России

 

II. Формирование нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы"Чистая вода" на 2011-2017 годы

1.

Утверждение порядка отбора региональных программ по развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, претендующих на получение средств федерального бюджета

ведомственный акт

I квартал 2011 г.

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

Минфин России

2.

Утверждение формы отчета уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, полученных на поддержку региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

ведомственный акт

I квартал 2011 г.

Минрегион России, Минэкономразвития России,

Минфин России

3.

Утверждение порядка мониторинга и контроля за реализацией региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

ведомственный акт

I квартал 2011 г.

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

Минфин России

4.

Утверждение порядка оценки эффективности использования средств федерального бюджета, полученных на поддержку региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

ведомственный акт

I квартал 2011 г.

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

Минфин России

5.

Разработка и (или) внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения, необходимые для осуществления мониторинга целевых показателей и индикаторов Программы

ведомственный акт

I квартал 2011 г.

Росстат,

Минэкономразвития России,

Минздравсоцразвития России,

Минприроды России

6.

Утверждение положения об управлении реализацией Программы

ведомственный акт

IV квартал 2010 г.

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

Минфин России

Приложение N 5

Предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевойпрограммы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

(млрд. рублей)

 

Наименование мероприятия

2011-2017 годы - всего

В том числе

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

1.

Капитальные вложения за счет средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

9

3

3

3

-

-

-

-

2.

Капительные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

9

3

3

3

-

-

-

-

3.

Капитальные вложения за счет средств внебюджетных источников

313,8

7,3

21,2

27,6

41,9

58,4

70,2

87,2

 

Итого

331,8

13,3

27,2

33,6

41,9

58,4

70,2

87,2

Приложение N 6

Методика
оценки эффективности реализации федеральной целевой программы "Чистая вода"на 2011-2017 годы

Эффективность реализации федеральной целевой программы"Чистая вода" на 2011-2017 годы оценивается ежегодно на основании фактическидостигнутых количественных значений целевых показателей и индикаторов, приведенныхв приложенииN 1 к указанной Программе (процентов), и определяется по формуле:

где:

n - количество целевых показателей и индикаторов;

- фактически достигнутое количественное значение i-гоцелевого показателя или индикатора;

Xi - планируемое значение i-го целевого показателя или индикатора,приведенных в приложенииN 1 к указанной Программе.

Приложение N 7

Методика
расчета целевых показателей и индикаторов федеральной целевой программы "Чистаявода" на 2011-2017 годы

1.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети (по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 9 и 8 строки 04 таблицы (1000) годовой формы статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации", утвержденной приказом Росстата от 10 декабря 2009 г. N 287

2.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети (по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 13 и 12 строки 04 таблицы (1000) годовой формы статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации", утвержденной приказом Росстата от 10 декабря 2009 г. N 287

3.

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене

рассчитывается как частное значений показателей 19.1 и 19, указанных в годовой форме статистического наблюдения N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования", утвержденной приказом Росстата от 20 сентября 2010 г. N 321

4.

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене

рассчитывается как частное значений показателей 20.1 и 20, указанных в годовой форме статистического наблюдения N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования", утвержденной приказом Росстата от 20 сентября 2010 г. N 321

5.

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в строках 32 и 30 раздела 2 годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-канализация (годовая)"Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)", утвержденной приказом Росстата от 13 июля 2010 г. N 246

6.

Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в строках 30 и 24 раздела 2 годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-канализация (годовая) "Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)", утвержденной приказом Росстата от 13 июля 2010 г. N 246

7.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 3 и 1 строки 24 раздела 3 годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", утвержденной приказом Росстата от 11 августа 2009 г. N 168

8.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения

рассчитывается как частное значений показателей, указанных в столбцах 5 и 1 строки 24 раздела 3 годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", утвержденной приказом Росстата от 11 августа 2009 г. N 168