Обозначение: | Постановление 1044-ПП |
Название рус.: | О мероприятиях по повышению безопасности пешеходов в городе Москве |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 08.10.2010 |
Дата добавления в базу: | 08.10.2010 |
Дата введения в действие: | 18.11.2008 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (18.11.2008) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 66 2008 |
ПостановлениеПравительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1044-ПП
О мероприятиях по повышению безопасностипешеходов в городе Москве
В настоящее времяодной из важнейших составляющих безопасности дорожного движения в городе Москвеявляется вопрос обеспечения безопасного и комфортного передвижения пешеходов.
В целях координациирешений задач по повышению безопасности пешеходов в городе Москве ПравительствоМосквы постановляет:
1. Одобрить концепциюмероприятий по повышению безопасности пешеходов в городе Москве (далее -Концепция) (приложение).
2. Департаментамтранспорта и связи города Москвы, образования города Москвы, здравоохранениягорода Москвы, социальной защиты населения города Москвы, дорожно-мостового иинженерного строительства города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства иблагоустройства города Москвы, префектурам административных округов городаМосквы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве и при участииподведомственных учреждений и предприятий до 1 апреля 2009 г. проанализироватьдействующие и вновь разрабатываемые целевые и адресные инвестиционные программыв части соответствия содержания и объема мероприятий по обеспечениюбезопасности пешеходов требованиям Концепции, подготовить и внести предложенияпо их дополнению и изменению.
3. Городской иокружным комиссиям по безопасности дорожного движения не реже одного раза в годрассматривать ход и результативность реализации мероприятий по обеспечениюбезопасности пешеходов на территории города Москвы.
4. Префектурамадминистративных округов города Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г.Москве:
4.1. До 31 декабря2008 г. определить места, требующие дополнительной установки искусственныхнеровностей, и представить предложения на рассмотрение Городской комиссии поупорядочению размещения искусственных дорожных неровностей. После принятияположительного решения осуществить работы по установке искусственныхнеровностей за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели на 2009год и плановый период 2010-2011 гг.
4.2. До 15 декабря 2008г. представить в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвыпредложения по установке дополнительных средств наружного освещения в зонахназемных пешеходных переходов.
5. Просить УправлениеГИБДД ГУВД по г. Москве:
5.1. До 15 декабря2008 г. подготовить и направить по принадлежности в Департамент транспорта исвязи города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства иблагоустройства города Москвы и префектуры административных округов городаМосквы предложения по размещению на территориях административных округов городаМосквы комплексов измерения скорости автотранспорта с интерактивными дорожнымизнаками обратной связи с водителем, комплексов видеофиксации нарушений правилдорожного движения, а также по установке ограждений проезжей части с цельюобеспечения безопасности пешеходов.
5.2. Совместно спрефектурами административных округов города Москвы до 15 декабря 2008 г.подготовить и направить в Департамент транспорта и связи города Москвыпредложения по размещению на территории административных округов города Москвыдорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" с применением"алмазной" пленки (тип "В") и окантовкой 3-го типоразмеражелтого цвета, 6.4 "Место стоянки" с табличками 8.17"Инвалиды".
5.3. До 1 декабря 2008г. организовать проведение на предприятиях города Москвы, эксплуатирующихавтомобильный транспорт, занятий по соблюдению правил дорожного движения (далее- ПДД) с целью повышения безопасности пешеходов.
6. Комитету поархитектуре и градостроительству города Москвы:
6.1.Совместно с префектурами административных округов города Москвы и УправлениемГИБДД ГУВД по г. Москве до 31 марта 2009 г. подготовить и направить в адресДепартамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы,Департамента транспорта и связи города Москвы предложения по размещению натерриториях административных округов города Москвы внеуличных пешеходныхпереходов и первоочередности их строительства.
6.2. До 31 декабря2009 г. осуществить разработку комплекса мероприятий для определения научнообоснованных схем безопасного передвижения и других процессов жизнедеятельностималомобильных групп населения по зданиям, сооружениям и территориям города Москвы.
7. Департаменту транспортаи связи города Москвы совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйствагорода Москвы до 25 января 2009 г. на основании полученных предложений определитьадресный перечень мест установки дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходныйпереход" с применением "алмазной" пленки (тип "В") и окантовкой3-го типоразмера желтого цвета, 6.4 "Место стоянки" с табличками 8.17"Инвалиды", комплексов видеофиксации нарушений ПДД, комплексов измеренияскорости автотранспорта с интерактивными дорожными знаками обратной связи с водителем,а также установки дополнительных средств наружного освещения в зонах наземных ивнеуличных пешеходных переходов (далее - Адресный перечень) и до 31 января 2009г. представить на утверждение Адресный перечень первому заместителю Мэра Москвыв Правительстве Москвы Бирюкову П.П.
8. Департаменту дорожно-мостовогои инженерного строительства города Москвы до 31 августа 2009 г. выполнить функциигосударственного заказчика на проектирование и строительство внеуличных пешеходныхпереходов на территории города Москвы в соответствии с предложениями Комитета поархитектуре и градостроительству города Москвы (п.6.1) в пределах средств на их реализацию.
9. Департаменту топливно-энергетическогохозяйства города Москвы:
9.1. До 1 июня 2009 г.согласовать в установленном порядке типовые проектные решения освещения зон наземныхпешеходных переходов согласно Адресному перечню.
9.2. До 31 декабря 2009г. осуществить в установленном порядке монтаж дополнительных осветительных приборовв зонах наземных пешеходных переходов согласно Адресному перечню с последующей передачейих на баланс ГУП "Моссвет" на праве хозяйственного ведения.
9.3. Предусматривать установкудополнительных осветительных приборов в зонах наземных пешеходных переходов в техническихусловиях на проектирование наружного освещения дорог.
10. Департаменту жилищно-коммунальногохозяйства и благоустройства города Москвы, префектурам административных округовгорода Москвы при выполнении работ по капитальному ремонту объектов дорожного хозяйствапредусматривать в проектно-сметной документации мероприятия по адаптации наземныхпешеходных переходов для маломобильных групп населения и на основании предложенийУправления ГИБДД ГУВД по г. Москве выполнить работы по установке ограждений, ограждающихпешеходную зону от проезжей части, с целью обеспечения безопасности пешеходов врамках финансовых средств, предусмотренных государственным заказчикам на данныецели.
11. Государственному учреждениюгорода Москвы - Центру организации дорожного движения Правительства Москвы:
11.1.До 31 декабря 2009 г. провести закупку и установку дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2"Пешеходный переход" с применением "алмазной" пленки (тип "В")и окантовкой 3-го типоразмера желтого цвета, 6.4 "Место стоянки" с табличками8.17 "Инвалиды" в соответствии с Адресным перечнем с последующим принятиемдорожных знаков на баланс.
11.2. До 31 декабря 2009г. провести анализ размещения на действующих регулируемых пешеходных переходах светофорногооборудования, оснащенного средствами коммуникационного оповещения слабовидящих инезрячих лиц, и представить с необходимым финансово-экономическим обоснованием вДепартамент социальной защиты населения города Москвы предложения по упорядочениюразмещения действующего и увеличения объемов установки нового оборудования с цельюполного решения проблемы в среднесрочный период.
11.3.До 31 декабря 2009 г. провести закупку и установку комплексов видеофиксации нарушенийПДД, комплексов измерения скорости автотранспорта с интерактивными дорожными знакамиобратной связи с водителем в соответствии с Адресным перечнем.
11.4. Совместно с УправлениемГИБДД ГУВД по г. Москве до 1 февраля 2010 г. разработать регламент совместного использованиякомплексов видеофиксации нарушений ПДД.
11.5. До 1 марта 2010 г.передать комплексы видеофиксации нарушений ПДД в безвозмездное пользование УправлениюГИБДД ГУВД по г. Москве.
12. Департаменту здравоохранениягорода Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве начиная с 1 июля 2009г. обеспечить дежурство 15 автомобилей "Скорой помощи" у стационарныхпостов ДПС на МКАД и в местах высокой концентрации дорожно-транспортных происшествий.
13. Департаменту образованиягорода Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве:
13.1. До 1 декабря 2008г. предусмотреть в рамках реализации основных образовательных программ начальногообщего, основного общего и среднего (полного) общего образования с 1 по 11 классыобязательное выделение часов на изучение тем по безопасности дорожного движения.
13.2. До 1 сентября 2009г. разработать учебно-методические пособия для учителей и воспитателей образовательныхучреждений по обучению ПДД.
13.3. До 1 сентября 2009г. разработать учебные пособия и раздаточный материал по ПДД для учащихся общеобразовательныхучреждений.
14. Комитету по телекоммуникациями средствам массовой информации города Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВДпо г. Москве, Департаментом транспорта и связи города Москвы до 1 декабря 2008 г.представить в Департамент транспорта и связи города Москвы предложения по созданиютеле- и радиопрограмм по ПДД на столичных теле- и радиоканалах.
15. Комитету рекламы, информациии оформления города Москвы оказать содействие Департаменту транспорта и связи городаМосквы, а также Управлению ГИБДД ГУВД по г. Москве в размещении на объектах наружнойрекламы социальной рекламы о необходимости соблюдения ПДД с освобождением на периодее размещения владельцев рекламных конструкций от оплаты за установку и эксплуатациюобъектов наружной рекламы на имуществе города Москвы, в Московском метрополитенеи на наземном пассажирском транспорте, находящемся в собственности города Москвы.
16. Департаменту транспортаи связи города Москвы начиная с 1 января 2010 г. предусматривать Государственномуучреждению города Москвы Центру организации дорожного движения Правительства Москвысредства на расходы по обслуживанию и содержанию вновь принятых на баланс техническихсредств (пп.11.1, 11.3).
17. Департаменту топливно-энергетическогохозяйства города Москвы осуществить финансирование мероприятий, предусмотренныхнастоящим постановлением, за счет и в пределах средств, установленных ему на соответствующийпериод.
18. Контроль за выполнениемнастоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в ПравительствеМосквы Бирюкова П.П.
О ходе выполнения настоящегопостановления докладывать Мэру Москвы ежегодно до 31 марта.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение Концепция мероприятий по повышению безопасности пешеходов в городе Москве 3. Состав мероприятий по обеспечению безопасности пешеходов в городе Москве 4. Порядок финансирования мероприятий
|
Численность населениягорода Москвы составляет 11 млн. человек, количество зарегистрированногоавтотранспорта - 3,5 млн. единиц.
За 2007 год вдорожно-транспортных происшествиях на территории города погибло 1161 человек,из которых 612 составили пешеходы (52,7%). В целом по России этот показательравен 45%, в Великобритании, Японии, Германии число смертельных случаев средипешеходов не превышает 14% от всех погибших в ДТП.
Основными причинамисложившейся негативной ситуации являются:
- низкий уровень дисциплиныводителей и пешеходов, недостаточная квалификация и грамотность участниковдорожного движения;
- необоснованноеснижение требований к созданию безопасных условий движения пешеходов, в томчисле детей, инвалидов, людей с ограниченными возможностями;
- несоблюдениедействующих нормативных требований в процессе проектирования и эксплуатацииобъектов улично-дорожной сети;
- недостатки ворганизации своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим вдорожно-транспортных происшествиях;
- несовершенстводействующего законодательства, регламентирующего организацию пешеходногодвижения и надзор за ним в условиях крупных городов.
Принимаемые меры, втом числе в рамках реализации различных городских программ, недостаточновзаимоувязаны по конечным целям и не приносят необходимых результатов.
В условиях активногоэкономического и социального развития города Москвы отсутствие системности иперсональной ответственности органов исполнительной власти за реализациютребуемых мероприятий не позволяет в полной мере решить проблему безопасностипешеходного движения.
Федеральной целевойпрограммой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от20 февраля 2006 г. N 100, определена задача снижения числа погибших вдорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза.
С учетом данноготребования в условиях повышенной смертности среди пешеходов в городе Москвецелевой задачей проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасностипешеходов ставится сокращение числа погибших в 1,5 раза к 2012 году и в 2 разак 2015 году.
Достижение указаннойцели должно обеспечиваться за счет:
- усиленияперсональной ответственности руководителей всех уровней (город, округ, район)за планирование и реализацию оперативных мероприятий по созданию безопасныхусловий для пешеходного движения и за усиление контроля за соблюдениемдисциплины всеми участниками дорожного движения;
- обеспеченияскоординированности по срокам и комплексности по влиянию на достижение конечныхрезультатов всех мероприятий долгосрочного и стратегического характера,проводимых по федеральным и городским программам.
Оперативныемероприятия должны планироваться и реализовываться в рамках функций структурныхподразделений Правительства Москвы, префектур административных округов и управрайонов города Москвы при координирующей и контролирующей роли городской иокружных комиссий по безопасности дорожного движения.
Как на этапеформирования мероприятий, так и при их реализации необходимо участиедепартаментов образования, здравоохранения, транспорта и связи, экономическойполитики и развития, по конкурентной политике, жилищно-коммунального хозяйстваи благоустройства города Москвы, а также Комитета по архитектуре иградостроительству города Москвы, ГУВД по г. Москве, Управления ГИБДД ГУВД пог. Москве, ГУ ЦОДД, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и Управлениякоординации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.
Мероприятиядолгосрочного и стратегического характера разрабатываются и реализуются всоставе Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений,борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на2006-2010 годы, утвержденной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16,Комплексной программы развития транспортной системы города Москвы на 2010-2015гг., концепция которой утверждена постановлением Правительства Москвы от 23 сентября2008 г. N862-ПП), в составе других федеральных и городских программ.
Итоги ирезультативность проведенных мероприятий должны подводиться ежегодно икорректироваться с целью введения инноваций.
3.1. Обучение, повышение квалификации играмотности участников дорожного движения
Постоянно проводимыена единой методической основе мероприятия по обучению, повышению квалификации играмотности участников дорожного движения рассматриваются как средство решенияглавной проблемы безопасности, связанной с человеческим фактором - отсутствиекультуры дорожного движения, взаимной ответственности, дисциплины, неправильнаяоценка дорожной ситуации.
Мероприятия включаютпропаганду вежливого отношения участников дорожного движения друг к другу,правил дорожного движения и навыков безопасного поведения.Информационно-агитационная поддержка должна обеспечиваться как средствамимассовой информации, так и рекламными кампаниями. Имеется значительный ресурс впроведении целевых акций, выставок, конкурсов, викторин и других формпривлечения населения к разъяснительной работе. Необходимые мероприятия должныпланироваться и проводиться в трудовых коллективах, по месту жительства, вгаражных кооперативах, на стоянках и парковках.
Воспитательные мерыдолжны быть ориентированы на устранение отрицательных стереотипов поведенияпешеходов на улицах и дорогах мегаполиса, на формирование и развитиенравственно - правовых убеждений, потребностей и привычек выполнять требованиязаконодательства и нормативных правовых актов, действующих в областиобеспечения безопасности дорожного движения.
В число первоочередныхдолжны быть выделены мероприятия по обеспечению безопасности детей. Спривлечением городских организаций, дошкольных и образовательных учреждений,общественности, родителей, всего взрослого населения, в том числе:
- включение впрограмму обучения дошкольных и общеобразовательных учреждений дисциплины поизучению ПДД не менее двух академических часов в неделю;
- проведение выставок,конкурсов, викторин, спортивных и других массовых мероприятий по тематике ПДД;
- создание кружковюных инспекторов движения;
- оборудование во всехобщеобразовательных учреждениях города Москвы детских городков по обучению ПДД(фрагментов проезжей части);
- подготовка и показтематических рубрик и сюжетов по ПДД на столичных теле-, радиоканалах;
- создание теле-,радиопрограмм по ПДД;
- размещение наружнойрекламы на улицах и дорогах города (на пешеходных переходах), в гаражах,предприятиях, организациях и учреждениях, вокзалах, аэропортах, стадионах,автостоянках, общественном транспорте и т.д.;
- разработка ипроведение мероприятий, направленных на повышение дисциплины водителейтранспортных средств, качества их подготовки и квалификации;
- проведениесеминаров, организация занятий по ПДД в автопредприятиях;
- размещение нагляднойинформации в детских поликлиниках, женских консультациях, роддомах и детскихсадах города Москвы по разъяснению аспектов ПДД, а также правил пользованиямолодыми родителями детскими колясками, санками и т.д.;
- совершенствованиеучебно-методических пособий по ПДД для преподавателей правил дорожного движенияв дошкольных и общеобразовательных учреждениях;
- разработка учебныхпособий и раздаточного материала по ПДД для учащихся общеобразовательныхучреждений;
- проведение конкурсови викторин с привлечением сотовых операторов мобильной связи, посредствомотправки MMS-SMS сообщений;
- распространение втрудовых коллективах, по месту жительства, в аэропортах, на вокзалах и улицах,в местах большого скопления пешеходов раздаточного материала по ПДД длявзрослого населения.
3.2. Создание безопасных условий движениядля пешеходов
Большое количество ДТПотмечается в местах размещения социально ориентированных учреждений (в томчисле детских), а так же на перегонах улиц между пешеходными переходами, что вомногих случаях обусловлено недостаточным количеством пешеходных переходов изначительным удалением их друг от друга. Обеспеченность подземными пешеходнымипереходами улично-дорожной сети Москвы в настоящее время составляет 25% - 30%от требуемого количества.
Имеется дефицитпешеходных коммуникаций (тротуаров), остро ощущается недостаточность пешеходныхпространств, прежде всего пешеходных зон, пешеходных улиц и площадей.
Перед входами -выходами объектов массового притяжения граждан не устраиваются необходимыеуширения тротуаров или площадок, не обеспечивается достаточный отступ открасных линий для движения пешеходов. На большинстве пересадочных узлов невыделены пешеходные пути, планировка территории вызывает протяженные пешеходныеобходы. Отсутствуют указатели направления движения к тому или иному маршрутуобщественного транспорта. С нарушением требований устанавливаются торговыекиоски и магазины.
Не обеспечивается безопасностьи комфорт передвижения пешеходов на внутридворовых пешеходных коммуникациях.Дополнительную опасность для пешеходов и детей во дворах создаютнесанкционированные парковки автотранспорта. Транзитные пешеходные пути черездворы не изолированы от проезжей части и элементов благоустройства детских,спортивных площадок.
В зимнее времядополнительную опасность создают скользкое покрытие и несвоевременно убранныйснег.
К числу приоритетныхнаправлений работ по обеспечению безопасности движения пешеходов относятсямероприятия по:
- совершенствованиюосновных элементов инфраструктуры и инженерно-технического оснащенияулично-дорожной сети (тротуаров и внеуличных пешеходных переходов,искусственных неровностей в зонах пешеходных переходов, на территориях,прилегающих к дошкольным и общеобразовательным учреждениям, к больницам,женским консультациям, поликлиникам и другим социальным учреждениям, цветныхпокрытий противоскольжения в зонах остановок общественного транспорта ипешеходных переходов);
- ограждению проезжейчасти и мест парковки автотранспорта;
- занижению бортовогокамня на стыке тротуара и проезжей части до уровня 2,5 см с обеспечениемводоотвода; 0 - завышению сегментов проезжей части в зонах пешеходныхпереходов;
- установке тактильныхрезиновых напольных покрытий на транспортно-пересадочных узлах, в том числе науличных пешеходных переходах и на ступенях внеуличных пешеходных переходов длялиц с ограниченным зрением;
- установке дорожныхзнаков "Пешеходный переход" с окантовкой желтого цвета (900 мм на 900мм), дополнительного искусственного освещения всех уличных пешеходныхпереходов, информационных указателей в составе единой системы ориентации натерритории города Москвы, табло обратного отсчета времени, пешеходныхвызывающих устройств и звуковых сигналов для слабовидящих людей на всехсветофорных объектах, имеющих пешеходную фазу и специальных сферических зеркална въездах-выездах с дворовых территорий;
- оборудованиюпандусов и перил для лиц с ограниченными возможностями на внеуличных пешеходныхпереходах, остановках и платформах общественного транспорта.
3.3. Организационные и правовые мерыповышения безопасности пешеходов
Решение проблемыбезопасности дорожного движения выходит за рамки отдельных департаментов иотраслей городского хозяйства. Необходимо внесение изменений в законодательныеи нормативно-распорядительные документы на федеральном и региональном уровнях.Требуется усиление контроля за соблюдением ПДД водителями и пешеходами.
Существенным факторомснижения тяжести последствий ДТП является своевременное и квалифицированноеоказание медицинской помощи пострадавшим.
Комплекс мерорганизационного и правового характера, подлежащих исполнению в рамках решениязадач повышения безопасности пешеходов, включает:
- оборудование местконцентрации пешеходных потоков комплексами автоматической видеофиксациинарушений водителями правил проезда пешеходных переходов, парковки и др.;
- подготовкапредложений для внесения дополнений в действующее законодательство иорганизация принудительного перемещения транспортных средств, создающих помехидвижению пешеходов;
- разработкапредложений по внесению изменений в действующее законодательство,предусматривающее повышение ответственности за нарушение ПДД пешеходами;
- организация выездныхпунктов скорой помощи в местах высокой концентрации ДТП, в том числе дежурствомашин "Скорой помощи" у постов ДПС на МКАД;
- разработка единогоинформационного поля с указанием мест расположения ближайших медицинскихучреждений и внеуличных пешеходных переходов;
- разработка ивнесение изменений в действующее законодательство о правилах использованиявелосипедов и мотороллеров, получение прав управления на которые в настоящеевремя не требуется;
- создание службыволонтеров (народных дружин) для работы по организации движения пешеходов вутренние и вечерние часы;
- разработкапредложений по внесению изменений в действующее законодательство,предусматривающее повышение ответственности за несоблюдение требованийнормативных документов при разработке проектов организации движения транспортаи пешеходов;
- разработка ипринятие нормативов ширины пешеходных коммуникаций и накопительных площадокперед входом в объекты массового притяжения в зависимости от их функциональнойемкости;
- разработкапредложений и нормативно-распорядительных документов по временному закрытиюдвижения транспорта на части улиц в исторической центральной части городаМосквы и улицах вблизи зон отдыха, в спальных районах города для организациипешеходного движения в выходные и праздничные дни;
- обеспечение учащихсямладших классов общеобразовательных учреждений светоотражающими элементами дляпешеходов;
- пресечениенесанкционированной торговли на пешеходных коммуникациях, включая 25-метровуюзону входов в метрополитены;
- организация движенияпо основным магистралям города Москвы специальных автомобилей милиции, скоройпомощи и МЧС по полосам приоритетного движения общественного транспорта;
- обеспечениеавтомашин скорой помощи современными средствами навигации, информирующимиводителя о дорожно-транспортной обстановке на маршруте следования ипредлагающими оптимальные пути объезда заторов;
- усиление контроля завыполнением требований по очистке от снега крыш и уборке снега в зимний периодна участках улично-дорожной сети, предназначенных для движения пешеходов(тротуарах, пешеходных дорожках и т.д.);
- разработкадополнительных требований к составу проекта "Организация движениятранспорта и пешеходов" при проектировании объектов массового притяженияграждан в части организации движения пешеходов.
Реализацию мероприятийпредполагается осуществлять за счет средств бюджета города Москвы, а такжевнебюджетных источников и иных поступлений, использование которых непротиворечит действующему законодательству.