Обозначение: | Постановление 996-ПП |
Название рус.: | О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года |
Статус: | действующий (Документ приводится без приложений 2-9) |
Дата актуализации текста: | 01.01.2009 |
Дата добавления в базу: | 10.11.2009 |
Дата введения в действие: | 13.11.2007 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (13.11.2007) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 69 2007 |
Постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2007г. N 996-ПП
О Генеральнойсхеме озеленения города Москвы на период до 2020 года
(с изменениями от 21 октября 2008 г.)
В соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. N14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направленияградостроительного развития города Москвы)", во исполнение постановленийПравительства Москвы от 15 мая 2007 г. N357-ПП "Об итогах реализации программных мероприятий по созданию,реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городеМоскве в 2006 году и задачах на 2007 год", от 13 июня 2006 г. N379-ПП "О программных мероприятиях по созданию, реставрации,реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года", от 28 марта 2006 г. N219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвына 2006-2008 годы" ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разработанаГенеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года.
В целях обеспечения увеличения темпов и качества озеленения города Москвыв сочетании с комплексным благоустройством города, повышения качества городскойсреды и улучшения условий проживания и отдыха населения, сохранения и развитиясоциально значимых озелененных территорий общего пользования ПравительствоМосквы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Генеральную схему озеленения города Москвы на период до 2020 года(далее - Генеральная схема озеленения) (приложение1).
1.2. Перечни объектов озеленения общего пользования:
1.2.1. На существующих территориях природного комплекса в пределахадминистративных округов города Москвы с разбивкой по районам (приложение 2).
1.2.2. На резервных территориях природного комплекса с выделением первоочередныхобъектов в пределах административных округов с разбивкой по районам (приложение3).
1.2.3. Территорий памятников садово-паркового искусства, подлежащихреставрации (приложение 4).
1.3. Перечни территорий объектов природного комплекса города Москвы:
1.3.1. Требующих разработки проектов планировки (приложение 5).
1.3.2. Включаемых в границы разработки документации по планировке жилыхи производственных территорий, подлежащих реорганизации (приложение 6).
1.4. Критерии оценки и присвоения категорий объектам озеленения(приложение 7).
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройствагорода Москвы при подготовке предложений по актуализации программныхмероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержаниюзеленых насаждений в городе Москве на 2008 и последующие годы руководствоватьсяосновными положениями и показателями Генеральной схемы озеленения (приложение1) и перечнями объектов озеленения общего пользования (приложения 2, 3).
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройствагорода Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды городаМосквы, префектурам административных округов города Москвы совместно сМоскомархитектурой в трехмесячный срок разработать план поэтапной реализацииГенеральной схемы озеленения, включающий предложения по совершенствованиюнормативной базы и системы организации и проведения работ по благоустройству иозеленению.
4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды городаМосквы при участии Государственного природоохранного учреждения"Мосэкомониторинг" обеспечить координацию работ по формированию иведению базы данных по озелененным территориям города Москвы.
5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкциигорода Москвы с участием Государственного унитарного предприятия"Московский центр освоения резервных территорий" при формированиитехнических заданий на разработку документации по реорганизации производственныхтерриторий (приложение 8) предусматривать выделение участков не менее 30% отплощади территории, подлежащей реорганизации, для организации озелененныхтерриторий общего пользования с последующим присвоением им в установленномпорядке статуса природного комплекса.
6. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкциигорода Москвы при выполнении программ жилищного строительства осуществлятьконтроль за обеспечением реализации одновременно проектов планировки,строительства и проектов благоустройства и озеленения объектов общегопользования без отступления от проектных решений в части создания озелененныхтерриторий общего пользования.
Нумерацияпунктов приводится в соответствии с источником
7.1. Префектурам административных округов города Москвы:
7.1. Совместно с Москомархитектурой не допускать размещения в пределахсуществующих и подлежащих формированию озелененных территорий общегопользования (приложения 2, 3) объектов нерекреационного назначения.
7.2. При подготовке предложений по актуализации программных мероприятийпо созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленыхнасаждений в городе Москве на 2008 и последующие годы в приоритетном порядке:
7.2.1. Включать в перечни объектов озеленения общего пользования(создаваемых, подлежащих реконструкции, реставрации, ремонту) объекты всоответствии с приложениями 2, 3 к настоящему постановлению.
7.2.2. Включать в перечни объектов озеленения общего пользования новыеобъекты озеленения, планируемые к созданию в соответствии с утвержденнойдокументацией по планировке территорий в районах новой застройки, нареорганизуемых производственных территориях, предусматривая разработкупроектно-сметной документации на создание объектов озеленения общегопользования и ее реализацию в течение шести месяцев с момента утверждениядокументации по планировке территорий.
7.3. В 2007-2008 гг. организовать проведение работ по освобождениюрезервных территорий природного комплекса от непрофильных объектов на основанииутвержденных документов по планировке территорий.
8. Префектуре Центрального административного округа города Москвы
8.1. При подготовке предложений по актуализации программных мероприятийпо созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленыхнасаждений в городе Москве на 2008 год предусмотреть возможность включения вперечень создаваемых объектов озеленения территории, ранее отведенные подточечную застройку и строительство объектов общественно-делового назначения.
8.2. Не допускать выделение земельных участков под размещение объектов,приводящее к изъятию территорий природного комплекса.
9. Москомархитектуре:
9.1. В 2008 г. и последующие годы обеспечивать разработку проектовпланировки территорий объектов природного комплекса города Москвы всоответствии с приложением 5.
9.2. Ежегодное формирование плана разработки проектов планировкитерриторий природного комплекса осуществлять в увязке с программами новогожилищного строительства, программами реновации территорий сложившейся жилойзастройки и реорганизации промышленных территорий и территорий иногофункционального назначения города Москвы.
9.3. При актуализации Генерального плана города Москвы на период до2025 года детализировать основные показатели Генеральной схемы озеленения доуровня района.
9.4. В месячный срок после принятия Градостроительного кодекса городаМосквы в установленном порядке подготовить проект закона города Москвы "Осоциально значимых нормативах градостроительного проектирования на территорияхгорода Москвы", предусматривающий требования к планировке и застройкетерритории города Москвы по соблюдению равномерного развития строительных,инженерных и рекреационных функций территорий.
9.5. В целях обеспечения открытости принимаемых в городе Москве решенийпо сохранению и развитию озелененных территорий, реализации свободного доступанаселения города Москвы к информации о деятельности органов исполнительнойвласти разместить на сайте Москомархитектуры (http://www.mka.mos.ru) материалыГенеральной схемы озеленения.
9.6. Утратилсилу.
9.7. Корректировку границ природного комплекса и изменение действующихна них режимов регулирования градостроительной деятельности производить тольков целях актуализации Генерального плана города Москвы и градостроительныхпланов развития территорий районов города Москвы с применением процедурыобщественного обсуждения при участии экологических организаций и населениярайонов города, примыкающих к объектам природного комплекса.
10. В целях уточнения территорий объектов природного комплекса внестиизменения в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 января 1999г. N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природногокомплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" согласноприложению 9 к настоящему постановлению.
11. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Москвыот 2 февраля 1993 г. N 68 "О мерах по улучшению озеленения и цветочногооформления г. Москвы".
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить напервого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первогозаместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во II квартале2008 года.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Схема не представлена.
Основные положения Генеральнойсхемы озеленения города Москвы на период до 2020 года
Генеральная схемаозеленения города Москвы на период до 2020 года разработана ГУП "НИиПИГенплана Москвы" при участии Москомархитектуры, ГУП "ГлавАПУ",Московского Государственного Университета леса, ООО "НИиПИ экологиигорода", ГУП "Институт МосводоканалНИИ проект" по заказу ГУП"Мосзеленхоз" на основании постановления Правительства Москвы от 13июня 2006 г. N379-ПП "О программныхмероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержаниюзеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010года", во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N357-ПП "Об итогах реализации программных мероприятий по созданию,реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городеМоскве в 2006 году и задачах на 2007 год".
Цель разработки Генеральной схемы озеленения.
На основании анализа законодательной и нормативной базы в областиозеленения, материалов Генерального плана города Москвы, градостроительныхпланов развития территорий административных округов и иных видов документов попланировке территорий, а также основных проблем в области озелененияразработаны основные направления озеленения города Москвы, подчеркивающиеважную роль озелененных территорий в ландшафтной организации города и создающиеоснову для актуализации Генерального плана города Москвы в части основныхнаправлений развития Природного комплекса (комплекса Природных и озелененныхтерриторий).
Задачи Генеральной схемы озеленения:
- повышение эстетического, средоформирующего, средозащитного,рекреационного и историко-культурного значения озеленения в городе Москве;
- уточнение категорий объектов озеленения для дальнейшего определенияответственности за их формированием и содержанием на различных уровнях (город,округ, район, сторонние пользователи);
- определение качественных и количественных параметров озеленения;
- ликвидация диспропорций в обеспеченности озелененными территориямимежду административными округами.
Предметом регулирования Генеральной схемы озеленения являются
- особо охраняемые природные территории (созданные и планируемые ксозданию), на которых сформировавшиеся растительные сообщества имеютестественное происхождение (городские леса, лесопарки, речные долины, русларек) и сохранили способность самовозобновления (самовосстановления), а такжетерритории с "рукотворным" ландшафтом, которые развиваются по типуестественных и приобретают способность к самовосстановлению в результатедлительного существования;
- территории природного комплекса, существующие и резервные, к которымотносятся "рукотворные" (антропогенные) ландшафты, искусственносозданные или намечаемые к созданию озелененные территории; не являютсясаморегулирующимися системами и нуждаются в постоянном поддержании и уходе;
- озеленение общественных центров, жилой, общественной ипроизводственной застройки, магистралей.
Основными аспектами озеленения, рассмотренными в составе Генеральнойсхемы озеленения, являются:
- территориально-планировочные;
- качественные, включая эстетические характеристики, состояние зеленыхнасаждений и видовой состав;
- функциональные, включая рекреационные, историко-культурные,средоформирующие и средозащитные, природоохранные функции озеленения;
- количественные параметры;
- организационные и хозяйственно-экономические, включая категорииобъектов озеленения.
Основные принципы, отраженные вГенеральной схеме озеленения:
1. Признание сложившихся реалий и их учет в территориальной организацииозеленения, за счет сочетания непрерывного каркаса природных (природоохранных)территорий и дискретной системы озелененных рукотворных ландшафтов.
2. Реабилитация всего многообразия функций озелененных территорий -рекреационных, историко-культурных, экологических (природоохранных, средоформируюших,средозащитных).
3. Дифференцированный подход к видам и режимам озеленения территорий вразличных градостроительных ситуациях.
4. Достижение социально гарантированного минимума обеспеченностинаселения местами отдыха, как по площади озелененных территорий, так и по ихдоступности.
5. Переход от наращивания количественных показателей к их стабилизациии повышению качества ландшафтной организации озелененных территорий.
Обоснование этих принципов основано на историческом анализе, анализезарубежного опыта, анализе существующего состояния озеленения города Москвы.
Основные направления Генеральной схемы озеленения разработаны по всемважнейшим аспектам.
Территориальный аспект.
Территориальная организация озеленения предусматривает формированиенепрерывной системы природных территорий, в которых ведущую роль играетприродоподобный ландшафт, способный к самовосстановлению (с помощьюэкологической реабилитации), и повышение плотности дисперсной сети озелененныхтерриторий с рукотворным благоустроенным ландшафтом, нуждающимся в постоянномподдержании и уходе, в том числе специальными методами.
В этой ситуации особое значение приобретают именно приемы и методыозеленения в урбанизированной среде.
Функциональный аспект.
Генеральной схемой предлагается более четкое разделение природных иозелененных территорий по функциональному назначению и даются рекомендации поразвитию каждой из основных функций озелененных территорий, включаярекреационную, средоформирующую и средозащитную, историко-культурную, водоохранную,природоохранную.
Основное внимание в Генеральной схеме уделено озеленению общегопользования. Территории общего пользования рекреационного назначенияобеспечивают социально гарантированный минимум условий отдыха населения, атакже возможность выбора специализированных видов досуга (спортивные парки,ПКиО и т.д.); природные территории поддерживают устойчивое экологическоеразвитие города; памятники садово-паркового искусства играюткультурно-просветительскую роль и расширяют возможности развития туризма. Врайонах, где на перспективу сохраняется дефицит рекреационных территорий,рекомендуются мероприятия, компенсирующие отсутствие озелененных мест отдыха:устройство зимних садов, садов на крышах, повышенное качество благоустройства иозеленения дворовых территорий. В районах, где достигнут социальногарантированный минимум, и есть возможности для дальнейшего развития рекреации,рекомендуется создание и развитие специализированных парков и различных видовотдыха.
Качественный аспект.
Анализ показал достаточно благополучное состояние зеленых насаждений(особенно на объектах первой категории) и низкий уровень благоустройства, чтоотражается на эстетических качествах озелененных территорий.
В то же время ландшафтно-эстетическая роль озелененных территорий в новойситуации возрастает, поскольку незначительные по размеру, дисперсныеозелененные территории в большей степени становятся неотъемлемым элементомгородской среды, средством организации локальных акцентов и комфортногопешеходного пространства.
В Генеральной схеме озеленения даны предложения по применениюдифференцированных ландшафтных, инженерных, агротехнических приемовформирования озелененных территорий в различных типологических ситуациях,обеспечивающих повышенный уровень ландшафтной организации и благоустройства, атакже рекомендации по породному составу зеленых насаждений с целью расширенияассортимента и учета градостроительной ситуации при применении тех или иныхвидов растений.
Также даны рекомендации по специфике озеленения различных функциональныхзон города - жилых, общественных, производственных, рекреационных, взависимости их расположения по отношению к историческому центру, срединной зонеи периферии города. Генеральная схема увязана с градостроительными программамижилищного и культурно-бытового строительства, реконструкции районов пятиэтажнойзастройки. Для территорий сохраняемой сложившейся жилой застройки, районовсохраняемой производственной и общественной застройки рекомендуется сохранениеи благоустройство существующих территорий природного комплекса, а такжеформирование нового озеленения в пределах резервных территорий природногокомплекса. Для реорганизуемых территорий, где намечено новое строительство илиреконструкции территорий жилого, общественного и производственного назначения,при разработке документации территориального планирования следует учитыватьнормативные требования по озеленению территорий жилой, общественной ипроизводственной застройки, а также в обязательном порядке предусматриватьсоздание озелененных территорий рекреационного назначения в районах с дефицитомрекреационных ресурсов, не имеющих резервных территорий природного комплекса.
В составе Генеральной схемы определены критерии присвоения категорий объектамозеленения с учетом роли объектов в градостроительной системе Москвы, а такжеих природной и историко-культурной ценности. На основании устанавливаемыхкритериев, доля объектов озеленения первой категории от общего числа объектовозеленения увеличится с 11% до 29%.
Повышение категории отдельных объектов связано с повышением значимостиозелененных территорий в структуре и функционировании города и с необходимостьюпридания им таких качеств, которые соответствуют столичному облику Москвы.
Важнейшая роль в реализации Генеральной схемы отводится документациитерриториального планирования и проектной документации, определяющей сроки,очередность и объемы работ по озеленению. Определен перечень объектовприродного комплекса, требующих разработки проектов планировки, что обеспечитзадел для последующего проектирования и реализации.
В составе Генеральной схемы озеленения города Москвы на период до 2020года определены:
- перечень объектов озеленения общегопользования на существующих территориях природного комплекса в пределахадминистративных округов города Москвы с разбивкой по районам;
- перечень объектов озеленения общегопользования на резервных территориях природного комплекса с выделением первоочередныхобъектов в пределах административных округов с разбивкой по районам;
- перечень объектов озеленения общегопользования - территорий памятников садово-паркового искусства, подлежащихреставрации;
- перечень территорий объектов природногокомплекса города Москвы, требующих разработки проектов планировки;
- перечень территорий объектов природного комплексагорода Москвы, включаемых в границы разработки документов по планировке жилых ипроизводственных территорий, подлежащих реорганизации;
- критерии оценки и присвоения категорийобъектам озеленения для последующего внесения изменений в действующие категорииобъектов озеленения;
- перечень производственных территорий,требующих формирования озелененных территорий рекреационного назначения.
Оценка обеспеченностиозеленением территории города Москвы
К нормируемым показателям оценки озелененности города в целом относятсяследующие показатели:
Уровень озелененности территории застройки - удельный вес озелененныхтерриторий в пределах застройки городов в соответствии со СНиП2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений" должен составлять не менее 40%.
Обеспеченность озелененными территориями общего пользования площадьозелененных территорий в расчете на 1 чел. в соответствии со СНиП2.07.01-89 для крупнейших городов (с населением больше 1 млн. чел.) должнасоставлять не менее 16 кв. м/чел.
Доля крупных парков и лесопарков шириной 0,5 км и более в структуреозелененных территорий общего пользования должны составлять не менее 10%.
Анализ существующего состояния показал:
- доля особо охраняемых природных территорий, природных и озелененныхтерриторий Природного комплекса и резервных территорий природного комплекса вплощади города составляет около 32%. Однако, поскольку в состав природногокомплекса и особо охраняемой природной территории Москвы были включены практическивсе территории, кроме внутридворовых, соответствующие требованиям по процентуозелененности, а также значительная часть территорий с озелененностью ниженормативной, резервов для увеличения общей площади территорий природногокомплекса и особо охраняемой природной территории Москва не имеет. Длядостижения показателя уровня озелененности 40% от площади города требуетсяобеспечение нормативного озеленения в пределах жилых, производственных,общественных зон, а также дополнительное озеленение на особо охраняемыхприродных территориях и территориях природного комплекса - всего порядка 8 тыс.га;
- обеспеченность территориями общего пользования в расчете на 1 жителясоставляет 20,2 кв. м/чел., что превышает нормативный показатель 16,0 кв.м/чел.;
- парковые и лесопарковые массивы шириной более 0,5 км (национальныйпарк "Лосиный остров", природно-исторический парк"Измайлово", природно-исторический парк"Кузьминки-Люблино", природно-исторический парк "Царицыно",природно-исторический парк "Битцевский лес", природно-историческийпарк "Москворецкий", природно-исторический парк"Тушинский", природно-исторический парк"Покровское-Стрешнево", ландшафтный заказник "Теплый Стан",природно-исторический парк "Останкино", комплексный заказник"Петровско-Разумовское") составляют 15467 га, или 14,4% от площадигорода, что превышает нормативный показатель.
Прогноз на 2020 год по озелененности города в целом:
1. Доля особо охраняемых природных территорий, природных и озелененныхтерриторий природного комплекса и резервных территорий природного комплекса, атакже прочих озелененных территорий в пределах иных функциональных зон, вплощади города должна составить не менее 40%.
2. Обеспеченность территориями общего пользования в расчете на 1 жителясоставит к 2020 году 22,3-23,8 кв. м/чел. (в зависимости от вариантов прогнозачисленности населения), что превышает нормативный показатель 16,0 кв. м/чел.
3. Доля парковых и лесопарковых массивов шириной более 0,5 км, имеющихстатус особо охраняемых природных территорий, не подлежит сокращению и составит14,4% от площади города, что превышает нормативный показатель.
Основные показатели Генеральнойсхемы озеленения
N | Виды деятельности | Расчетный срок 2020 г. (площадь в тыс. га) |
1. | Новое озеленение резервных территорий природного комплекса в режимах благоустройства, экологической реабилитации, регенерации | 1,9 |
1.1. | На территориях общего пользования рекреационного назначения | 1,0 |
1.2. | На территориях планируемых особо охраняемых природных территорий | 0,9 |
2. | Поддержание озеленения в режимах: |
|
2.1. | Благоустройства, в том числе: | 8,9 |
2.1.1. | На территориях общего пользования рекреационного назначения | 5,1 |
2.1.2. | На территориях ограниченного пользования и специального назначения | 3,8 |
2.2. | Экологической реабилитации, в том числе: | 22,1 |
2.2.1. | На территориях существующих особо охраняемых природных территорий | 16,8 |
2.2.2. | На территориях планируемых к созданию ООПТ | 5,3 |
3. | Особые условия: |
|
3.1. | Реставрация и регенерация (на территориях памятников садово-паркового искусства) | 6,8 |
3.2. | Регенерация исторической функции озеленения (на территориях с частично утраченной ценной исторической ландшафтной структурой территории) | 0,7 |
3.3. | Учет исторической функции озеленения при проектировании территории (количество объектов) | 15 |