Меню
Навигация

Постановление 881-ПП «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве»

В целях увеличения доступности ипотечного жилищного кредитования для жителей города Москвы, снижения первоначального и ежемесячных платежей заемщика по возврату кредита в пересчете на эквивалентную банковскую ставку до 4-7% годовых, стимулирования развития рынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве.

Обозначение: Постановление 881-ПП
Название рус.: О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 10.11.2009
Дата введения в действие: 08.11.2005
Разработан: Правительство Москвы
Утвержден: Правительство Москвы (08.11.2005)
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы № 67 2005

ПостановлениеПравительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 881-ПП

О мерах по развитию ипотечного жилищногокредитования в городе Москве

(сизменениями от 19 июня 2007 г., 26 августа 2008 г.)

В целях увеличениядоступности ипотечного жилищного кредитования для жителей города Москвы, сниженияпервоначального и ежемесячных платежей заемщика по возврату кредита в пересчетена эквивалентную банковскую ставку до 4-7% годовых, стимулирования развитиярынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве Правительство Москвыпостановляет:

1. Утвердить Программуразвития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы(далее - Программа) согласно приложению.

2. Департаментуэкономической политики и развития города Москвы:

2.1. Выступить вкачестве государственного заказчика на строительство жилья по городскому заказув рамках Программы.

2.2. Совместно сДепартаментом градостроительной политики, развития и реконструкции городаМосквы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвыежегодно уточнять в адресных инвестиционных программах города Москвы объемы иадреса строительства жилья по Программе.

2.3. По предложениямДепартамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предусматриватьв рамках ежегодных адресных инвестиционных программ строительство жилыхпомещений по городскому заказу в пределах лимитов капитальных вложений,предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год, для продажижилья с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования гражданам,признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

3. Установить, что:

ПостановлениемПравительства Москвы от 26 августа 2008 г. N774-ПП пункт 3.1 настоящего постановления изложен в новой редакции

3.1. Выкупнаястоимость жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, дляграждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий или в содействиигорода Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищныхпрограмм, определяется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда городаМосквы в соответствии с Методикой расчета выкупной стоимости жилых помещений,находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамкахгородских жилищных программ.

3.2. Средства отпродажи жилой площади с использованием ипотечного жилищного кредитованиязачисляются в доход бюджета города Москвы и администрируются Департаментомжилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

3.3. Продажа гражданамжилых помещений (п. 2.3) осуществляется в порядке очередности, исходя из датыпостановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3.4. Показателифинансового обеспечения Программы уточняются ежегодно при формировании бюджетагорода Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.

4. Департаментужилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

4.1. Обеспечитьведение аналитического учета средств, поступающих от продажи жилой площади сиспользованием ипотечного жилищного кредитования, в составе доходов бюджетагорода Москвы от продажи жилых помещений.

ПостановлениемПравительства Москвы от 19 июня 2007 г. N468-ПП в пункт 4.2 настоящего постановления внесены изменения

4.2. Ежегодно в сроки,установленные для формирования проекта бюджета города Москвы на очереднойфинансовый год, представлять:

- в Департаментфинансов города Москвы и Департамент экономической политики и развития городаМосквы сведения по объемам прогнозируемых в рамках Программы поступленийденежных средств от продажи жилых помещений в доход бюджета города Москвы;

- в Департаментэкономической политики и развития города Москвы сведения по объемамфинансирования расходов по Программе на соответствующий финансовый год.

4.3. Для активизацииучастия кредитных и иных организаций в ипотечном жилищном кредитовании жителейгорода Москвы и создания условий для снижения процентных ставок обеспечитьиспользование маневренного фонда города Москвы при ипотечном кредитовании наусловиях заключения соответствующего договора между Департаментом жилищнойполитики и жилищного фонда города Москвы и кредитором.

4.4. Обеспечить учетграждан, постоянно проживающих в городе Москве не менее 10 лет, в том числе вустановленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий,подавших заявление на участие в Программе.

4.5. Совместно сГосударственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищногострахования" в целях снижения затрат заемщиков на ипотечное страхование до1 апреля 2006 г. подготовить предложения по созданию в городе Москве системыстрахования объектов залога.

5. РуководителюКомплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвыпредусмотреть ежегодное выделение дополнительных земельных участков для целевогостроительства жилья по городскому заказу для продажи с использованиемипотечного кредитования гражданам, признанным в установленном порядкенуждающимися в улучшении жилищных условий, в объемах 200 тыс. кв. м ежегодно втечение срока реализации Программы.

6. Пресс-службе Мэра иПравительства Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищногофонда города Москвы организовать информационно-разъяснительную работу средижителей города Москвы о возможности приобретения или строительства жилья сиспользованием механизмов ипотечного кредитования.

7. Контроль завыполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя МэраМосквы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

 

Мэр Москвы                                 Ю.М. Лужков

Приложение

Программа развития ипотечного жилищногокредитования в городе Москве на 2006-2008 годы Москва, 2005

I. Паспорт Программы развития ипотечного жилищного кредитования вгороде Москве на 2006-2008 годы

Наименование программы

Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы.

 

 

Основание для разработки

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";

 

- послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г.;

 

- Закон города Москвы от 15 января 2003 г. N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".

 

 

Государственный заказчик на строительство жилья за счет средств городского бюджета

Департамент экономической политики и развития города Москвы.

 

 

Разработчики

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы.

 

 

Исполнители - органы исполнительной власти города Москвы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, префектуры административных округов.

 

 

Отраслевой заказчик - инвестор по строительству жилья за счет средств городского бюджета в рамках Программы, координатор Программы

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

 

Основными целями Программы являются:

Цели и задачи

- расширение возможностей улучшения жилищных условий для москвичей, в том числе очередников;

 

- увеличение доступности жилищного ипотечного кредитования для москвичей;

 

- увеличение количества ипотечных кредитов, выдаваемых в городе Москве.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

 

1. Снизить финансовую нагрузку на москвичей (очередников) при приобретении квартиры с использованием кредитных средств.

 

2. Обеспечить субсидирование первоначального взноса за квартиру, приобретаемую с привлечением средств ипотечного кредита.

 

3. Организовать продажу жилья, построенного за счет средств городского бюджета, москвичам (очередникам) по себестоимости строительства без отчислений на развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры города с использованием ипотечных кредитов.

 

4. Обеспечить кредиторов на договорной основе гарантиями по выделению квартир из маневренного жилищного фонда города заемщикам в случае обращения взыскания на находящиеся в их собственности и в залоге у кредитора жилые помещения.

 

5. Организовать работу по резервированию и реализации москвичам части жилой площади, возводимой строительными компаниями для продажи на рынке жилья.

 

6. Продолжить работу по формированию и развитию городской накопительно-ипотечной системы.

 

7. Увеличить долю жилья, строящегося по городскому заказу и направляемого на продажу гражданам с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа.

 

 

Участники

Граждане, постоянно проживающие в городе Москве не менее 10 лет, в том числе признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (очередники), подавшие заявление на участие в Программе и заключившие договор на приобретение жилья с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа.

 

 

Сроки реализации

2006-2008 годы.

 

 

Объемы и источники финансирования

Всего

72400 млн. руб.

 

в том числе:

 

 

бюджетные средства

51100 млн. руб.

 

внебюджетные средства

21300 млн. руб.

 

 

 

Ожидаемые результаты выполнения

Основными результатами Программы являются:

 

- увеличение в два и более раза доступности жилищных ипотечных кредитов для москвичей (очередников);

 

- увеличение в два и более раза количества ежегодно выдаваемых в городе Москве ипотечных кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. к 2009 году с учетом кредитов, выдаваемых в рамках Программы, и прогнозируемого объема предоставления кредитов банками вне Программы;

 

- предоставление возможности приобретения жилья у города по себестоимости строительства с рассрочкой платежа и использованием жилищного ипотечного кредитования 24,9 тыс. московским семьям (очередникам);

 

- обеспечение субсидирования первоначального взноса за квартиру, приобретаемую на рынке недвижимости с помощью ипотечного кредита около 5,3 тыс. московских семей за счет предоставления им из бюджета города Москвы субсидии для приобретения в собственность жилого помещения или строительства жилого помещения с целью приобретения его в собственность (субсидия);

 

- обеспечение рефинансирования строительства жилья по городскому заказу и его продажи москвичам с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа в объеме 1,5 млн. кв. м жилой площади (25 тыс. квартир) за счет средств граждан, поступление которых в бюджет города от реализации Программы прогнозируется в объеме 29,5 млрд. рублей;

 

- обеспечение резервирования и реализации москвичам с использованием ипотечного кредитования жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке недвижимости, в объеме около 360 тыс. кв. м (6 тыс. квартир).

 

 

Контроль за выполнением Программы

Осуществляет Комплекс социальной сферы города Москвы по ежегодно представляемым отчетам Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Департамента имущества города Москвы, префектур административных округов.

II. Основные положения Программы

Проблема улучшения жилищных условиймосквичей с использованием ипотечного жилищного кредитования

Ежегодно в Москве строитсяболее 4,5 млн. кв. метров жилья. Из них около 40% направляется для решенияобщегородских социальных программ.

Однако большинствокоренных жителей столицы лишено шансов на улучшение жилищных условий путем егоединовременной покупки. Основных причин этому несколько.

Денежные доходысреднестатистических московских семей несоизмеримы со стоимостью жилья на рынкенедвижимости. Для того, чтобы накопить на покупку квартиры из недорогогосегмента рынка новостроек общей площадью 54 кв. м среднестатистической семьемосквичей потребуется не менее 14 лет, при условии, что она ежемесячно будетоткладывать половину всех своих доходов и рост доходов не будет отставать отроста цен на жилье.

В тоже время в городесохраняется стабильно высокий платежеспособный спрос на жилье со стороныюридических лиц и материально обеспеченных граждан других регионов страны. Какследствие, в последние годы средняя рыночная стоимость жилья в Москвеувеличивалась на 30-40% ежегодно и в настоящее время приблизилась к 2000 долл.за кв. м общей жилой площади.

Одним из реальныхмеханизмов обеспечения доступности жилья для москвичей и уменьшения очереди набесплатное социальное жилье является ипотечное жилищное кредитование.

Сегодня в городесозданы основные условия, необходимые для развития ипотечного жилищногокредитования.

В рамках Московскойипотечной программы действует ОАО Коммерческий банк "Московское ипотечноеагентство" со 100% участием города, создана система привлечениядолгосрочных финансовых ресурсов для рефинансирования банков на вторичном рынкеипотечных кредитов, разработаны стандарты ипотечного кредитования, отработанмеханизм предоставления государственных гарантий городом Москвой по облигациямОАО КБ "МИА", повышающих надежность и привлекательность облигаций длячастных и институциональных инвесторов и обеспечивающих направление средств всферу жилищного ипотечного кредитования.

В целях увеличениядоступности ипотечных кредитов ОАО КБ "МИА" был увеличен сроккредитования с 10 до 30 лет и снижен первоначальный взнос за квартиру с 30до 10 процентов от ее стоимости. В настоящее время предоставление кредитовосуществляется под 10,5-15,5% годовых в рублях.

Предусмотреноиспользование маневренного жилищного фонда города при выселении заемщиков иззаложенного жилья в случае их неплатежеспособности и обращении взыскания назаложенную квартиру.

Однако, несмотря наимеющиеся условия ипотечное кредитование по-прежнему мало доступно длябольшинства москвичей.

Начиная с 2000 года, вМоскве выдано всего 18 тысяч ипотечных кредитов на покупку жилья (таблица 1).Опыт ипотечного кредитования приобрели более 400 банковских организаций. Однакотолько 18 банков за этот срок преодолели рубеж в 100 выданных под залог жильякредитов. При этом условия предоставления жилищных кредитов у большинствакредитных организаций по-прежнему не обеспечивают доступности кредитныхресурсов для большинства москвичей. Срок кредитования - 10-15 лет.Первоначальный взнос за квартиру должен составлять не менее 30% от еестоимости. Ежемесячные платежи по кредиту не могут превышать 40% от совокупногоежемесячного дохода семьи заемщика.

Чтобы банк принялположительное решение по выдаче кредита на покупку недорогой двухкомнатнойквартиры доход семьи заемщика должен быть не ниже 1300-1500 долл. в месяц. В товремя как доходы среднестатистических московских семей при сегодняшних рыночныхценах на квартиры и условиях кредитования, как минимум, в два раза ниже уровнядоходов, необходимого для получения кредита на покупку стандартной, из дешевогосегмента рынка столичных новостроек, квартиры.

Таблица1

Количествоипотечных жилищных кредитов, выданных в городе Москве (по даннымРосрегистрации)

Годы

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Итого

Количество кредитов

1364

1970

2753

3075

4358

4600

18120

Направленияразвития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве

В современныхэкономических условиях в рамках действующего законодательства можно выделить нескольконаправлений увеличения доступности жилищных ипотечных кредитов для москвичей, втом числе со средними и низкими доходами при государственной поддержке городаМосквы.

Первое направление -снижение финансовой нагрузки на заемщиков с использованием ресурсов бюджетагорода Москвы.

Первый способуменьшения затрат заемщиков предполагает существенное снижение размера кредита,необходимого для покупки квартиры, и платежей по погашению кредита за счетуменьшения стоимости самого жилья. В условиях рыночных отношений это возможно вслучае, если часть строительства жилья будет финансироваться из бюджета городас последующей его продажей по себестоимости строительства.

Второй способ основанна субсидировании за счет бюджета города части первоначального взноса заквартиру при ипотечном кредитовании.

Сравнительнаяхарактеристика платежей заемщиков при приобретении квартиры с использованиемипотечного жилищного кредита при отсутствии и наличии адресной поддержки городав формах: субсидирования процентной ставки, предоставления субсидий, продажижилья по себестоимости строительства представлена в таблице 2.

При покупке заемщикому города по себестоимости строительства квартиры площадью 60 кв. м в типовомпанельном доме при 30% первоначальном взносе за квартиру в размере 12,6 тыс.долл. сумма кредита составляет 29,4 тыс. долл., а ежемесячные аннуитетныеплатежи по кредиту всего 303 долл. Размеры ежемесячных платежей в счетпогашения долга по кредиту при рыночной банковской ставке в 11% годовыхэквивалентны платежам при прямом дотировании ставки до 4% годовых.

При покупке заемщикоманалогичного жилья на рынке первичного жилья, с использованием предоставляемойгородом адресной бюджетной субсидии на строительство или приобретение жилья,первоначальный взнос за квартиру за счет личных средств составит 7,2 тыс. долл.(10% от стоимости квартиры) при сумме кредита 37,8 тыс. долл., а ежемесячныеплатежи по кредиту – 390 долл. Размеры ежемесячных платежей по кредиту при тойже рыночной банковской ставке эквивалентны платежам при непосредственномдотировании ставки до 7% годовых.

Указанные способыувеличения доступности ипотечных кредитов для москвичей вписываются вдействующее законодательство и не требуют дополнительных затрат из бюджетагорода Москвы.

Второе направление -снижение дополнительных расходов, которые несут заемщики по комплексномуипотечному страхованию посредством создания в городе системы страхованияобъектов залога.

Третье направление -решение проблемы накопления средств на первоначальный взнос за квартиру, формированиякредитной истории у будущих заемщиков. Сегодня далеко не каждый потенциальныйзаемщик может документально подтвердить наличие у него доходов, необходимых дляполучения ипотечного кредита. У большинства москвичей отсутствуют денежныесредства для оплаты первоначального взноса за квартиру при получении жилищногокредита. Формирование и развитие надежных и подконтрольных городунакопительно-ипотечных систем позволяет участвующим в них гражданам, с однойстороны, накопить необходимые для получения кредита средства, с другой стороны,продемонстрировать банку свою добросовестность и надежность как заемщика.

В рамках жилищныхпрограмм городом для москвичей, включая очередников, были созданы тридолгосрочные системы жилищных (строительных) сбережений: жилищно-накопительныйкооператив "Молодой семье - доступное жилье", жилищные сбережения навкладе "Жилищный" в "Московском муниципальном банке - БанкеМосквы" и в форме приобретения облигаций ОАО КБ "Московское ипотечноеагентство", по которым предоставлены государственные гарантии городаМосквы. Участниками накопительных систем стали свыше 900 московских семей.

Департаментом жилищнойполитики и жилищного фонда города Москвы совместно с ОАО КБ "МИА"разработана технология приобретения квартир очередниками на рынке недвижимости,комбинирующая ипотечные кредиты, бюджетные субсидии на строительство илиприобретение жилья, собственные средства граждан.

Четвертое направление- содействие москвичам в подборе жилой площади для ее приобретения сиспользованием ипотечных кредитов. Реализация данного направления основана нарезервировании и реализации москвичам части жилой площади, возводимойстроительными компаниями для продажи на рынке жилья. ПостановлениемПравительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 527 "О дополнительных мерах поразвитию ипотечного жилищного кредитования на территории города Москвы"предусмотрено направление застройщиками до 50% от своей доли в домах типовойзастройки на реализацию москвичам с использованием ипотечных схем кредитованияжилищного строительства.

По-видимому,в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановленияследует читать как "N 527-ПП"

Пятое направление -обеспечение доступа кредиторов к маневренному жилищному фонду города приипотечном жилищном кредитовании. Предоставление заемщикам из данного фондапомещений при обращении взыскания на их жилье, находящееся в залоге укредитора, упрощает и ускоряет для банков процедуры обращения взыскания принеисполнении заемщиком обязательств перед банком, предусмотренных кредитнымдоговором. Этим создаются предпосылки для снижения банковских рисков,процентных ставок по кредитам и увеличения объемов ипотечного жилищногокредитования.

Шестое направление -развитие иных форм долгосрочного жилищного финансирования граждан, аналогичныхипотечному жилищному кредитованию - продажа жилья, построенного по городскомузаказу, гражданам с рассрочкой платежа без оформления ипотеки. В отличие отипотечного кредитования квартира по договору купли-продажи с рассрочкой платежадо полного выполнения обязательств гражданина, предусмотренных договором,находится в собственности города. Покупателю не требуется документальноподтверждать свои доходы, страховать жизнь и потерю трудоспособности, рискиутраты или повреждения объекта залога и утраты или ограничения правасобственности на заложенную квартиру. Процедура получения квартиры максимальнопроста. При этом иные условия продажи жилья в рассрочку схожи с банковскойипотекой. Рассрочка предоставляется на 10 лет, первоначальный взнос за квартирусоставляет 30% от ее стоимости. Проценты за рассрочку устанавливаютсяпостановлением Правительства Москвы. Ежемесячные платежи сопоставимы сплатежами при покупке жилья у города с ипотечным кредитом.

В настоящее времяданным способом улучшили жилищные условия более 7 тыс. московских семей(очередников).

Таблица2

Платежифизического лица при приобретении квартиры с использованием ипотечногожилищного кредита при отсутствии и наличии адресной поддержки города в формах:субсидирования процентной ставки; предоставления субсидий; продажи жилья посебестоимости строительства

Количество

Платежи без субсидирования процентной ставки

Платежи при прямом субсидировании процентной ставки*

Платежи при непрямом субсидировании процентной ставки

при покупке жилья на рынке с использованием субсидии

при покупке жилья по себестоимости строительства без отчислений на развитие инфраструктуры

1

2

3

4

5

Площадь квартиры, кв.м

60

60

60

60

Стоимость 1 кв.м, долл.

1200

1200

1200

700

Стоимость кв-ры, долл.

72000

72000

72000

42000

Минимальный первоначальный взнос (собственные средства), долл.

21600

21600

7200

12600

Субсидия на строительство или приобретение жилья (50%), долл.

-

-

27000

-

Субсидирование банкам процентной ставки (до 7% годовых), долл.

-

31100

-

-

Ипотечный кредит, долл.

50400

50400

37800

29400

Срок кредитования, лет

20

20

20

20

Банковская процентная ставка, % годовых

11

7

11

11

Ежемесячный аннуитетный платеж, долл.

520

390

390

303

Эквивалентная банковская процентная ставка по ежемесячным платежам), % годовых

-

-

7

4

* Вариант приводится для сопоставления. Размерыплатежей и процентная ставка не учитывают:

-дополнительные затраты кредитора по налогу на прибыль с суммы бюджетнойсубсидии и дополнительные кредитные риски, возникающие в связи с наличиемпереходящих обязательств городского бюджета на весь срок кредитованиягражданина (20 лет);

-дополнительные затраты заемщика по оплате налога с материальной выгоды,полученной при экономии на процентах при субсидировании банковской ставки.Кроме того, прямое субсидирование процентных ставок снижает привлекательностьипотечных облигаций для инвесторов в силу их низкой доходности по отношению куровню инфляции, что не позволит банкам рефинансировать выданные ипотечныекредиты.

Целии задачи Программы

Основными целямиПрограммы являются:

- расширение возможностейулучшения жилищных условий для москвичей, в том числе очередников;

- увеличениедоступности жилищного ипотечного кредитования для москвичей;

- увеличениеколичества ипотечных кредитов, выдаваемых в городе Москве.

Для достиженияпоставленных целей планируется решить следующие основные задачи:

1. Снизить финансовуюнагрузку на москвичей (очередников) при приобретении квартиры с использованиемкредитных средств.

2. Обеспечитьсубсидирование первоначального взноса за квартиру, приобретаемую с привлечениемсредств ипотечного кредита.

3. Организоватьпродажу жилья, построенного за счет средств городского бюджета, москвичам(очередникам) по себестоимости строительства без отчислений на развитиеинфраструктуры города с использованием ипотечных кредитов.

4. Обеспечитькредиторов на договорной основе гарантиями по выделению квартир из маневренногожилищного фонда города заемщикам в случае обращения взыскания на находящиеся вих собственности и в залоге у кредитора жилые помещения.

5. Организовать работупо резервированию и реализации москвичам части жилой площади, возводимойстроительными компаниями для продажи на рынке жилья.

6. Продолжить работупо формированию и развитию городской накопительно-ипотечной системы.

7. Увеличить долюжилья, строящегося по городскому заказу и направляемого на продажу гражданам сиспользованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа.

Ожидаемыерезультаты выполнения Программы

В рамках Программыпланируется достижение следующих основных результатов:

Увеличить в два иболее раза доступность жилищных ипотечных кредитов для москвичей (очередников).Увеличить в два и более раза количество ежегодно выдаваемых в городе Москвеипотечных кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. к 2009 году с учетомкредитов, выдаваемых в рамках Программы, и прогнозируемого объемапредоставления кредитов банками вне Программы.

Предоставитьвозможность приобрести жилье у города по себестоимости строительства срассрочкой платежа без оформления ипотеки до 15 тыс. московских семьей (очередников).

Обеспечитьсубсидирование первоначального взноса за квартиру, приобретаемую на рынкенедвижимости с помощью ипотечного кредита, около 5,3 тыс. московских семей засчет предоставления им из бюджета города субсидий на строительство илиприобретение жилья.

Обеспечитьрефинансирование строительства жилья по городскому заказу и его продажумосквичам с использованием ипотечного кредитования и рассрочки платежа в объеме1,5 млн. кв. м жилой площади (25 тыс. квартир) за счет средств граждан,поступление которых в бюджет города от реализации Программы прогнозируется вобъеме 29,5 млрд. рублей.

Обеспечитьрезервирование и реализацию москвичам с использованием ипотечного кредитованияжилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке недвижимости, в объемене менее 360 тыс. кв. м (6 тыс. квартир).

Таблица 3

Количествомосквичей, улучшающих жилищные условия в рамках Программы

Способы улучшения жилищных условий

Годы реализации Программы

Итого

2006

2007

2008

 

1

2

3

4

5

Всего, в том числе:

10300

12300

13600

36200

покупка жилой площади, построенной по городскому заказу, с использованием ипотечного кредитования и рассрочки платежа

8300

8300

8300

24900

при приобретении жилья на рынке недвижимости с использованием ипотечного кредитования и субсидии на строительство или приобретение жилья

1000

2000

2300

5300

при приобретении жилья на рынке недвижимости с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками

1000

2000

3000

6000

По собственным программам коммерческих банков (прогноз)*

5100

7100

19100

31300

Итого по городу Москве

15400

19400

32700

67500

*При условии развития общефедеральной системы ипотечного жилищного кредитования

Таблица 4

Объемыжилой площади (строящейся за счет средств бюджета города Москвы), направляемой напродажу гражданам с использованием ипотечного кредитования и рассрочки платежа

 

Годы реализации

Итого

2006

2007

2008

 

1

2

3

4

5

(тыс. кв. м)

продажа с использованием жилищного ипотечного кредитования жилой площади, строящейся по городскому заказу дополнительно сверх 600 тыс. кв. м жилой площади, направляемой на решение общегородских социальных задач и Московскую программу "Молодой семье - доступное жилье"

200

200

200

600

продажа жилой площади с рассрочкой платежа (без оформления ипотеки) и с использованием жилищного ипотечного  кредитования в рамках 600 тыс. кв. м жилой площади, направляемой на решение общегородских социальных задач и Московскую программу "Молодой семье - доступное жилье"

300

300

300

900

Всего:

500

500

500

1500

(квартир)

продажа с использованием жилищного ипотечного кредитования жилой площади, строящейся по городскому заказу   дополнительно сверх 600 тыс. кв. м жилой площади, направляемой на решение общегородских социальных задач и Московскую программу "Молодой семье - доступное жилье"

3300

3300

3300

9900

продажа жилой площади с рассрочкой платежа (без оформления ипотеки) и с использованием жилищного ипотечного  кредитования в рамках 600 тыс. кв. м жилой площади, направляемой на решение общегородских социальных задач и Московскую программу "Молодой семье - доступное жилье"

5000

5000

5000

15000

Всего:

8300

8300

8300

24900

Таблица5

Объемыжилой площади, приобретаемой гражданами с использованием субсидии настроительство или приобретение жилья и ипотечного кредитования на рынкенедвижимости*

Год реализации Программы

Итого

2006

2007

2008

 

(тыс. кв. м)

50

110

130

290

(квартир)

1000

2000

2300

5300

*Расчеты произведены исходя из того, что не менее 50% от ежегодных объемовсубсидий будет использовано гражданами при покупке жилья на рынке недвижимостис помощью ипотечного кредитования

Таблица6

Объемыжилой площади, приобретаемой москвичами с использованием ипотечногокредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимойинвесторами для продажи на рынке жилья

Год реализации Программы

Итого

2006

2007

2008

 

(тыс. кв. м)

60

120

180

360

(квартир)

1000

2000

3000

6000

Источникифинансирования Программы

Основными источникамифинансирования Программы являются:

1. Средства бюджетагорода Москвы.

2. Собственныесредства граждан.

3. Средства кредитныхорганизаций.

Таблица 7

Объемыфинансирования Программы

 

Годы реализации

Итого

2006

2007

2008

 

1

2

3

4

5

Бюджетные средства

14100

17300

19700

51100

Внебюджетные средства, в том числе:

3200

7200

10900

21300

при приобретении жилья на рынке недвижимости с использованием субсидии и ипотечного кредита

1100

2600

3300

7000

при приобретении жилья на рынке недвижимости с использованием ипотечного кредита за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками

2100

4600

7600

14300

Итого:

17300

24500

30600

72400

Таблица 8

Объемысредств, поступающие в бюджет города от реализации Программы

Год реализации Программы

Итого

2006

2007

2008

 

8400

9800

11300

29500

Таблица 9

Объемысредств городского бюджета, направляемые на реализацию Программы

 

Годы реализации Программы

Итого

2006

2007

2008

 

доля средств, выделяемая на строительство жилья по городскому заказу для продажи гражданам с использованием ипотечных кредитов и предоставления рассрочки платежа в рамках лимитов капитальных  вложений, утверждаемых ежегодными адресными программами города Москвы

12510

13700

15100

41310

субсидии на строительство или приобретение жилого помещения

1590

3600

4600

9790

Всего:

14100

17300

19700

51100

Порядок и условияприобретения жилья, строящегося за счет средств городского бюджета, очередникамис использованием ипотечного жилищного кредитования

Граждане, признанные вустановленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, могутприобретать жилые помещения, строящиеся за счет средств бюджета города Москвы,без рассрочки платежа с использованием собственных и заемных средств, подоговору купли-продажи.

1. Сторонами подоговору купли-продажи являются город Москва в лице Департамента жилищнойполитики и жилищного фонда города Москвы или уполномоченная им в установленномпорядке организация (Продавец), с одной стороны, и гражданин или граждане,признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий(Покупатель), с другой стороны.

2. Основнымдокументом, регулирующим отношения Продавца с Покупателем, является договоркупли-продажи жилого помещения, заключенный в письменной форме изарегистрированный в установленном порядке. До заключения сторонами договоракупли-продажи жилого помещения права и обязанности сторон могут определятьсяпредварительным договором, заключаемым сторонами на начальном этапестроительства.

3. После завершениястроительства и регистрации прав собственности города на жилое помещениестороны заключают договор купли-продажи жилого помещения.

4. При оплатестоимости приобретаемого жилья Покупатель может использовать как собственные,так и заемные средства, полученные им в виде кредита.

5. Исключен.

6. При заключенииосновного договора купли-продажи площадь квартиры и ее стоимость подлежат корректировкена основании документов, предоставленных органом, осуществляющим техническуюинвентаризацию по результатам обмеров, и актов о результатах реализацииинвестиционных проектов на объекты завершенного строительства.

7. При государственнойрегистрации права собственности Покупателя на жилое помещение осуществляетсягосударственная регистрация залога жилого помещения. Залогодержателем поданному залогу является кредитная организация, предоставившая кредит наприобретение жилого помещения.

8. После государственнойрегистрации основного договора купли-продажи жилого помещения Покупательподлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

9. Средства от продажижилой площади зачисляются в бюджет города Москвы и учитываются как доходы отпродажи квартир.

Порядок и условияприобретения очередниками жилья на рынке недвижимости с использованием субсидиина строительство или приобретение жилья и ипотечного жилищного кредитования

Граждане, признанныенуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие право на получение субсидиина строительство или приобретение жилого помещения, в порядке, установленномдействующим законодательством, по своему желанию могут приобретать жилье нарынке недвижимости с использованием предоставляемых им ипотечных кредитов. Дляэтого принимается следующий порядок действий:

1. Департаментжилищной политики и жилищного фонда города Москвы проводит учет граждан,признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право наполучение субсидии на приобретение или строительство жилья, выделяемой избюджета города (далее - субсидии), обратившихся в кредитную организацию заполучением ипотечного кредита и квалифицированных в качестве надежных иплатежеспособных заемщиков.

2. На основаниирешения исполнительных органов государственной власти города Москвы Департаментжилищной политики и жилищного фонда города Москвы выдает гражданинусвидетельство о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья(далее - свидетельство), подтверждающее, что продавцу или застройщику жильябудет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия.

3. Кредитнаяорганизация, участвующая в Московской ипотечной программе, проводит оценкунадежности и платежеспособности заемщика, экспертизу правоустанавливающих документовна приобретаемое гражданином жилое помещение и по результатам оценки принимаетрешение о выдаче кредита.

4. На основаниидоговора купли-продажи (участия в долевом строительстве) жилого помещения икредитного договора Департамент жилищной политики и жилищного фонда городаМосквы выпускает распоряжение на перечисление средств субсидии с именногоблокированного целевого счета (далее - ИБЦС) гражданина, открытого вуполномоченном банке, на счет продавца/застройщика жилья.

5. Перечислениесредств субсидии с ИБЦС гражданина на счет продавца/застройщика жильяосуществляется на основании заявления гражданина после подтверждения фактаперечисления собственных и заемных средств на расчетный счетпродавца/застройщика жилья.

6. В течение двухнедель с момента оформления права собственности на приобретенное жилоепомещение гражданин предоставляет в Департамент жилищной политики и жилищногофонда города Москвы зарегистрированный договор купли-продажи (свидетельство оправе собственности).

7. Граждане,использовавшие предоставленную субсидию, снимаются с учета нуждающихся вулучшении жилищных условий.

Порядоки условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованиемипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади,возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья

Граждане, постояннопроживающие в городе Москве не менее 10 лет и желающие улучшить свои жилищныеусловия с использованием ипотечного кредитования и субсидий, могут участвоватьв долевом строительстве жилья на условиях, определяемых застройщиком, в томчисле с зачетом стоимости жилья, находящегося в собственности граждан. Дляэтого принимается следующий порядок действий:

1. Департаментжилищной политики и жилищного фонда города Москвы ведет учет:

- граждан, постояннопроживающих в городе Москве не менее 10 лет и желающих улучшить свои жилищныеусловия с использованием ипотечного кредитования и субсидий путем участия вдолевом строительстве жилья на условиях, определяемых застройщиком, в том числес зачетом стоимости жилья, находящегося в собственности граждан, иквалифицированных кредитором в качестве надежных и платежеспособных заемщиков;

- юридических лиц,принимающих на основании заключенных с департаментом договоров участие вреализации городских жилищных программ.

2. Департаментжилищной политики и жилищного фонда города Москвы в установленные сроки послеподписания инвестиционного контракта между Правительством Москвы и застройщикомпредставляет застройщику сформированные списки граждан.

3. Для зачета стоимостиимеющегося жилья гражданин имеет право воспользоваться услугамиГосударственного унитарного предприятия города Москвы "Агентство пореализации жилищных займов и субсидий" (далее - Агентство) или инойорганизации. Агентство или иная организация в рамках договора с банкомпредставляет ему сведения о зачетной стоимости имеющегося у заемщика жилья.

4. Застройщик наосновании списков граждан, представленных Департаментом жилищной политики ижилищного фонда города Москвы, заключает договор участия в долевом строительствежилья.

5. Имущественные правапо договору участия в долевом строительстве жилого помещения находятся в залогеу кредитора, а после оформления права собственности гражданина в установленномпорядке оформляется ипотека жилого помещения.

III. Мероприятия Программы

№ п/п

Основные мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

Финансирование

Объем (млн. руб.)

Источники

1

2

3

4

5

6

2006 год

1.

Обеспечение ввода по городскому заказу не менее 500 тыс. кв. м общей жилой площади (таб. 4)*

КАСРРГ,

в течение года

14100 (таб. 9)

бюджет города

ДЭПиР,

ДЖПиЖФ

2.

Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья на цели ипотечного кредитования

ДЖПиЖФ,

в течение года

1590 (таб. 9)

бюджет города

ДЭПиР,

Префектуры АО

3.

Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы

ДЖПиЖФ,

в течение года

3200 (таб. 7)

внебюджетные средства

КБ МИА

4.

Направление на обеспечение очередников не менее 500 тыс. кв. м общей жилой площади (таб. 4)

ДЖПиЖФ

в течение года

 

 

5.

Обеспечение жилой площадью около 10 тыс. семей (таб. 3)

ДЖПиЖФ,

в течение года

 

 

Префектуры АО

6.

Подготовка предложений по созданию в г. Москве системы страхования объектов залога

ДЖПиЖФ,

до 1 апреля 2006 г.

 

 

ЦЖС

7.

Организация информационно-разъяснительной работы среди жителей г. Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования

ПСМиПМ,

в течение года

 

бюджет города

ДЖПиЖФ

2007 год

8.

Обеспечение ввода по городскому заказу не менее500 тыс. кв. м общей жилой площади (таб. 4)

КАСРРГ,

в течение года

17300 (таб. 9)

бюджет города

ДЭПиР,

ДЖПиЖФ

9.

Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья на цели ипотечного кредитования

ДЖПиЖФ,

в течение года

3600 (таб. 9)

бюджет города

ДЭПиР,

Префектуры АО

10.

Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы

ДЖПиЖФ,

в течение года

7200 (таб. 7)

бюджет города

КБ МИА

11.

Направление на обеспечение очередников не менее 500 тыс. кв. м общей жилой площади (таб. 4)

ДЖПиЖФ

в течение года

 

 

12.

Обеспечение жилой площадью около 12 тыс. семей (таб. 3)

ДЖПиЖФ,

в течение года

 

 

Префектуры АО

13.

Организация информационно-разъяснительной работы среди жителей г. Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования

ПСМиПМ,

в течение года

 

бюджет города

ДЖПиЖФ

2008 год

14.

Обеспечение ввода по городскому заказу не менее 500 тыс. кв. м общей жилой площади (таб. 4)

КАСРРГ,

в течение года

15100 (таб. 9)

бюджет города

ДЭПиР,

ДЖПиЖФ

15.

Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья на цели ипотечного кредитования

ДЖПиЖФ,

в течение года

4600 (таб. 9)

бюджет города

ДЭПиР,

Префектуры АО

16.

Привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы

ДЖПиЖФ,

в течение года

10900 (таб. 7)

внебюджетные средства

КБ МИА

17.

Направление на обеспечение очередников не менее 500 тыс. кв. м общей жилой площади (таб. 4)

ДЖПиЖФ

в течение года

 

 

18.

Обеспечение жилой площадью около 12 тыс. семей (таб. 3)

ДЖПиЖФ,

в течение года

 

 

Префектуры АО

19.

Организация информационно-разъяснительной работы среди жителей г. Москвы о возможности приобретения или строительства жилья с использованием механизмов ипотечного кредитования

ПСМиПМ,

в течение года

 

бюджет города

ДЖПиЖФ

20.

Подведение итогов выполнения Программы на заседании Правительства Москвы

ДЖПиЖФ

I квартал 2009 г.

 

 

* Таблицы финансово-экономическогораздела Программы.

**Объемы финансирования Программы за счет средств городского бюджета уточняютсяисходя из показателей, принятых законом города Москвы о бюджете города Москвы,и Адресной инвестиционной программой города Москвы на очередной финансовый год.

 

Списоксокращений названий исполнителей:

 

АО- административный округ;

ДЖПиЖФ- Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;

ДЭПиР- Департамент экономической политики и развития города Москвы;

КАСРРГ- Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы;

КБМИА - ОАО Коммерческий банк "Московское ипотечное агентство";

ПСМиПМ- Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы;

ЦЖС- Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищногострахования".