Обозначение: | Постановление 862-ПП |
Название рус.: | О Концепции комплексной программы развития транспортной системы города Москвы |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 17.06.2011 |
Дата добавления в базу: | 17.06.2011 |
Дата введения в действие: | 23.09.2008 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (23.09.2008) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 56 2008 |
ПостановлениеПравительства Москвы от 23 сентября 2008 г. N 862-ПП
"О Концепции комплексной программы развития транспортной системы городаМосквы"
(с изменениями от 20 января 2009 г.)
В целях формирования единойтранспортной стратегии города Москвы как составной части Стратегиисоциально-экономического развития города Москвы до 2025 года ПравительствоМосквы постановляет:
1. Одобрить Концепциюкомплексной программы развития транспортной системы города Москвы на 2010-2015годы (приложение).
2. Принять предложениеДепартамента транспорта и связи города Москвы о разработке комплекснойпрограммы развития транспортной системы города Москвы (далее - Комплекснаяпрограмма) со сроком реализации в 2010-2015 годах.
3. Возложить наГосударственное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движенияПравительства Москвы функции государственного заказчика по разработкеКомплексной программы.
4. Государственномузаказчику в установленном порядке обеспечить размещение городского заказа наразработку Комплексной программы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 января 2009 г. N22-ПП в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Департаментуэкономической политики и развития города Москвы по заявке Департаментатранспорта и связи города Москвы предусмотреть в I квартале 2009 г. лимитыкапитальных вложений на финансирование работ по разработке Комплекснойпрограммы за счет и в пределах средств адресной инвестиционной программы городаМосквы, предусмотренных Департаменту транспорта и связи города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 января 2009 г. N22-ПП в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения
6. Департаментутранспорта и связи города Москвы в IV квартале 2009 г. в установленном порядкепредставить на утверждение Правительства Москвы Комплексную программу.
7. Контроль за выполнениемнастоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы вПравительстве Москвы Бирюкова П.П.
Мэр Москвы | Ю.М. Лужков |
Происходящие в городеМоскве, как и во всей России, крупные социально-экономические преобразованияпредъявляют новые требования к уровню согласованности всех сфержизнедеятельности города, в том числе в системе транспортных перевозок. Междутем в последние десятилетия нарастает несбалансированность между потребностямив транспортных услугах и реальными провозными способностями всех видовгородского транспорта.
В городе снижаетсяскорость транспортных потоков на улично-дорожной сети в целом и на наземномобщественном транспорте в частности, увеличивается длительность передвижениянаселения на различных видах транспорта. Например, среднее время поездки погороду с 1990 года по 2006 год возросло до 65 минут и в 1,5 раза превышаетнормативную длительность (40-45 минут). За последние 10 лет на наземномобщественном транспорте число выходов из графика движения на срок свыше 30минут выросло в 10 раз.
Возникающие заторы надорогах вызывают психологическую и социальную напряженность в городе, нарушаютнормальный темп жизни, ухудшают экологическую обстановку. В "часыпик" затрудняется работа служб экстренного реагирования: скороймедицинской помощи, противопожарной службы, общегородских аварийных иаварийно-восстановительных служб.
Причины серьезногообострения транспортной проблемы носят комплексный характер. К их числуотносится отставание дорожно-мостового строительства от темпов роста автомобилизации,правовой нигилизм водителей, низкая дисциплина всех участников дорожногодвижения и другие факторы.
В настоящее времяприняты и реализуются городские целевые программы и мероприятия, охватывающиезначительный круг вопросов в сфере развития городского транспорта и смежныхсистем, изложенных в следующих нормативно-правовых документах:
- постановлениеПравительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 390-ПП "О ходе реализации и задачахдорожно-мостового строительства в городе Москве на 2007-2011 гг.";
- постановлениеПравительства Москвы от 24 октября 2006 г. N840-ПП "О городской целевой программе развития наземного городского пассажирскоготранспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.";
- постановлениеПравительства Москвы от 14 августа 2007 г. N698-ПП "О Концепции целевой среднесрочной программы восстановления имодернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 гг.";
- постановлениеПравительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 516-ПП "О концепции городскойтранспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до2010 года";
- постановлениеПравительства Москвы от 20 мая 2008 г. N 421-ПП "О реализации Генеральногосоглашения с ОАО "РЖД" и соглашений о социально-экономическомсотрудничестве с Московской и Октябрьской железными дорогами - филиалами ОАО"РЖД" в 2006-2007 гг. и задачах на 2008-2009 гг.";
- постановлениеПравительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 961-ПП "О плане метростроенияв городе Москве на 2008-2010 гг.".
В настоящее время ГУП"НИиПИ Генплана Москвы" разрабатывает Генеральный план развитиятранспортной системы г. Москвы на период до 2015 года.
Широкий комплекс работрассматривается в рамках подготовки программы развития транспортного комплексаМосковского региона до 2025 года.
Ведется работа поподготовке закона города Москвы о транспортном обслуживании населения нагородском автомобильном и наземном электрическом транспорте. Планируетсяопределить полномочия органов исполнительной власти, требования к транспортнымперевозчикам и транспортным средствам, ответственность за нарушение закона.
Вместе с тем всреднесрочном плане сказывается отсутствие документа программного характера,обеспечивающего комплексность и скоординированность всех проводимыхмероприятий. По ряду направлений работы отсутствие комплексности не простоснижает их эффективность, а не позволяет в принципе решать нарастающиепроблемы.
Реально складывающаясядорожно-транспортная ситуация требует комплексности решений не только в сфереразвития транспортной инфраструктуры, но и в повседневном управлениитранспортной системой для обеспечения надежности ее функционирования как вштатных, так и в кризисных ситуациях.
Многие практическиезадачи лежат в смежных сферах городского развития, а также развития прилегающихк городу территорий и всего центрального региона. Имеется много нестыковок,несогласованностей между различными смежными городскими системами, отсутствуетсогласованность между разрабатываемыми и реализуемыми мероприятиями.
Необходимоскоординировать все разработанные программы и планы, дополнить их комплексоммероприятий в области совершенствования системы планирования, управления,финансирования развития транспорта в городе.
Эти условия определяютнеобходимость разработки и реализации комплексной программы развития транспортнойсистемы города Москвы (далее - Комплексная программа).
Цели разработки иреализации Комплексной программы - снижение транспортных потерь населения итранспортных издержек в сфере экономики, бизнеса и услуг, интенсификацияэкономических и социальных процессов, повышение безопасности движения,улучшение экологической обстановки.
При этом необходимодостичь транспортного баланса между транспортными потребностями населения,предприятий и организаций города и располагаемыми возможностями транспортнойотрасли города по удовлетворению этих потребностей.
В результатеразработки и реализации Комплексной программы в городе должна быть сформированаи в полном объеме реализована функция управления транспортной системой длясоздания условий выполнения Генерального плана развития города Москвы,Программы развития транспортного комплекса Московского региона до 2025 года,других федеральных и городских программ.
Одними из основныхрезультатов реализации Комплексной программы должны стать регулярный анализ ипрогнозирование потребностей населения в транспортных услугах, устранениевозможных транспортных дисбалансов, формирование и постоянная актуализацияматрицы корреспонденций.
При разработкеКомплексной программы должны быть скоординированы между собой действующие иразрабатываемые федеральные и городские программы и мероприятия по срокам,ресурсам и ожидаемым результатам в условиях единства и целенаправленностиразвития транспортной системы со всеми системами жизнеобеспечения.
В составе Комплекснойпрограммы должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на решение ранеене затрагиваемых вопросов (организация единого управления транспортнойсистемой, меры общественной поддержки разными слоями населения, вопросы ееэкономики и финансирования, включая объединение усилий бюджетов РоссийскойФедерации, города Москвы и Московской области).
Комплексная программадолжна способствовать формированию транспортной системы города Москвы какгорода, комфортного для проживания и открытого миру, как города, которыйявляется интеллектуальным центром России, крупнейшим международным центромделового, научного и политического сотрудничества, интегрированного врегиональную, российскую и мировую экономику.
При разработкеКомплексной программы должен быть учтен передовой международный и отечественныйопыт решения транспортной проблемы больших городов.
Основные мероприятияпо развитию транспортной отрасли города Москвы должны базироваться на ужепринятых к исполнению городских планах, целевых программах, других решениях вобласти транспорта.
В ходе разработкиосуществляются структуризация проблемы и определение целей, формируютсяколичественные и качественные целевые показатели, определяются средства иресурсы для обеспечения реализации Комплексной программы.
При необходимости поитогам анализа достигнутых результатов и выявленных проблем вносятсяпредложения по уточнению и корректировке действующих планов.
При подготовкеКомплексной программы должны быть выполнены следующие работы:
- проанализированасуществующая нормативно-правовая база, городские целевые программы имероприятия в области транспорта для определения их взаимной согласованности ивлияния на достижение конечных результатов;
- разработаныальтернативные сценарии достижения заданных значений показателей развития,проведена их оценка по установленным критериям с целью выбора наиболееприемлемого;
- разработаны механизмыи технологии управления для обеспечения транспортного баланса грузовых ипассажирских перевозок различными видами транспорта (метрополитен,железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт) с учетоммежрегиональной и международной интеграции транспортных систем;
- проведен анализкомплексной транспортной схемы в составе Генерального плана развития Москвы сцелью выработки требований к транспортной инфраструктуре, направленных надостижение целевых показателей реализации Комплексной программы;
- разработанымероприятия по созданию и внедрению технологий нового поколения длямониторинга, анализа и прогнозирования потребностей в пассажирских и грузовыхперевозках;
- подготовлен комплексвзаимоувязанных мероприятий по организации приоритетного движения общественноготранспорта, реконструкции пересадочных узлов, по развитию пешеходных ивелосипедных коммуникаций и пространств (тротуары, переходы, зоны, площади ит.п.), условий и средств передвижения детей, инвалидов и лиц с ограниченнымивозможностями;
- предусмотрены мерыпо повышению транспортной и экологической безопасности, по реализациифедеральной и региональной программ повышения безопасности дорожного движения.
Комплексная программадолжна быть рассчитана на период до 2015 года и включать основные разделы,определяющие проблемы, цели и задачи управления развитием транспортнойинфраструктуры в целом и по отдельным видам транспорта.
Комплексная программадолжна предусматривать реализацию мероприятий по основным сферам обеспеченияуправления транспортным комплексом: организационно-управленческая,финансово-экономическая, архитектурно-градостроительная, научно-техническая,законодательная, информационная, социальная, учебная ивоспитательно-просветительская.
В Комплекснойпрограмме должны быть определены мероприятия для реализации следующих задач:
1. Переход к активномууправлению спросом на пассажирские и грузовые перевозки экономическими,административными, градостроительными, организационными, информационными и др.методами.
2. Приоритетноеразвитие скоростного внеуличного массового транспорта, в том числе за счетсоздания новой сети скоростных линий метрополитена хордовой направленности свыходом за пределы МКАД и в районы массовой жилой застройки, к аэропортам,превращения железнодорожного транспорта из пригородного в пригородно-городскойи т.д.
3. Обеспечениеприоритета в движении наземного общественного транспорта по улично-дорожнойсети за счет создания выделенных полос, регулирования движения по полосам,приоритетов при маневрировании в конечных пунктах маршрутов, размещенияторговых павильонов и других зданий в транспортно-пересадочных узлах и т.д.
4. Создание постояннодействующей системы и технологии мониторинга транспортной ситуации в городе,включая проведение регулярных транспортных обследований всех типов в масштабевсего города с целью выявления, анализа и прогнозирования потребностейнаселения в транспортных услугах.
5. Дальнейшеесовершенствование и развитие улично-дорожной сети в соответствии с задачамидорожно-мостового строительства, проектами строительства дублеров городскихмагистралей (в том числе над железнодорожными путями и вместо линийэлектропередач), строительства тоннельных и эстакадных переездов на пересечениис железнодорожными путями в городе и в области, а также с другими действующимипланами и программами.
6. Совершенствование иразвитие системы оперативного управления перевозками с целью повышения уровняуправляемости движения по всей улично-дорожной сети города, первоочередноерешение задачи единого управления движением в городе Москве и в пригороднойзоне Московской области.
7. Создание комплексаусловий, при которых население будет выбирать для передвижения общественныйтранспорт: формирование оптимальной городской маршрутной сети на основесоциальных стандартов транспортного обслуживания населения, сокращениедлительности поездок, повышение частоты и регулярности движения, повышениекомфортности.
8. Совершенствованиезаконодательной и нормативно-правовой базы в сфере планирования городскогоразвития, градостроительства, транспортного планирования, развития иэксплуатации транспортной инфраструктуры (включая увеличение объемов гаражногостроительства и временных парковок), целевого использования земель городскоготранспорта (остановки, автостанции, конечные станции маршрутов, сложныетранспортные узлы и т.д.), введения ограничений на въезд в отдельные зоныгородской территории.
9. Совершенствование организации и технологиивзаимодействия органов управления города Москвы, Московской и другихцентральных областей при решении проблем планирования и управления в Московскомтранспортном узле: проектирование и строительство объездных автомобильных ижелезнодорожных дорог, вывод с территории города транспорта, обеспечивающегонесвойственные и ненужные городу функции (таможенные терминалы, склады,грузовые дворы и др.), условия движения транзитного транспорта и т.п.
10. Совершенствованиемеханизмов финансирования мероприятий по развитию транспортной отрасли, включаяподготовку предложений по внесению изменений в налоговое законодательство, посозданию специализированных фондов, по привлечению частных инвестиций и др.
11. Повышениеответственности и дисциплины участников дорожного движения, уровня профессиональнойквалификации водителей и специалистов транспортных отраслей (управленцы,инженерные кадры, машинисты, дорожники, ремонтники и многие другие), решениесоциально-бытовых вопросов, создание действенной системы гражданского контроляза соблюдением в городе правил дорожного движения.
12. Созданиеинтегрированного комплекса автоматизированных систем с применениеминформационных технологий для управления развитием и функционированиемтранспортной системы города, включая внедрение интеллектуальных транспортныхсистем с использованием телекоммуникационных и навигационных технологий,современных методов и средств управления дорожным движением.
Состояние транспортнойсистемы города характеризуется следующими основными параметрами:
- численность паркаавтотранспортных средств составляет 3,3 млн. ед. и за 1990-2007 гг. выросла в3,3 раза;
- общий объемпассажироперевозок на городском пассажирском транспорте составляет 10 млрд.пассажиров в год;
- объем перевозокпассажиров на наземном городском пассажирском транспорте составляет 4,9 млрд.пассажиров в год и не изменился за 1990-2006 гг.;
- средняя скоростьсообщений составляет: на метрополитене 41,7 км/час, на автобусе 17 км/час, натроллейбусе 15 км/час, на трамвае 13,7 км/час;
- средние затратывремени на поездки с трудовыми целями на легковом транспорте составляют 47,5мин;
- объем перевезенныхпассажиров на индивидуальном автомобильном транспорте составляет 1,95 млрд. пасс.в год и за 1990-2006 гг. увеличился в 2,3 раза;
- объем перевозокпассажиров на метрополитене составляет 2,6 млрд. пассажиров в год;
- объем перевозокпассажиров в пригородно-городском железнодорожном сообщении за 1990-2006 гг.снизился с 1,33 млрд. пассажиров до 0,8 млрд. пассажиров в год;
- наполняемостьсалонов подвижного состава в 1,5 превышает норму (5 чел. на кв. м свободнойплощади пола);
- средняя дальностьпоездки пассажира составляет 9,1 км и по сравнению с 1990 г. возросла на 21 %;
- коэффициентпересадочности составляет 1,4, в т.ч. на метрополитене 1,66;
- пассажиропоток междуМосквой и областью в утренний "час пик" составляет 465 тыс.пассажиров в час;
- стоимость поездкипассажира на 1 км на массовом транспорте в 2 раза дешевле, чем поездка наиндивидуальном транспорте, однако при наполнении легкового автомобиля свыше 2человек соотношение меняется в пользу индивидуального транспорта;
- количество грузовыхавтомобилей составляет 245 тыс. ед., в том числе в собственности физических лиц- 117 тыс. ед.;
- в городе имеется 1,0млн. машиномест для хранения легковых автомобилей населения, что составляет 39% от потребности;
- протяженностьмагистральной улично-дорожной сети составляет 1310 км, что в 2 раза ниженорматива и обеспечивает пропуск 70 % транспортного потока;
- протяженность линийметрополитена составляет 278,3 км и растет на 3,3 км в год при потребности 6-8км в год;
- протяженность линийназемного пассажирского транспорта сократилась с 2287 км в 1990 г. до 1806 км в2006 г.;
- число мест навременных парковках составляет 204 тыс. или 20 % от потребности;
- по сравнению с 1990г. объем перевезенных грузов внешним транспортом сократился на 32 % и составил65,0 млн. тонн.
7.1. Состав Комплекснойпрограммы.
В состав Комплекснойпрограммы входят следующие разделы:
- аналитическая оценкатекущего состояния;
- исследование иразработка перспективных направлений развития. Основные принципы развитиятранспортной системы;
- комплекс программныхмероприятий;
- управлениереализацией Комплексной программы.
Данный перечень можетуточняться и дополняться в ходе разработки и реализации Комплексной программы.
7.2. Основноесодержание раздела "Аналитическая оценка текущего состояния".
В разделе даетсявсесторонний анализ реальной транспортной ситуации в городе. На основеимеющихся результатов исследований, статистических и отчетных материалов иобъективных документированных наблюдений дается целостная оценка транспортнойситуации в городе и прогноз ее изменения. Выполняется анализ проблем вфункционировании сложившейся транспортной системы путем выявления истоков,оснований, явных и скрытых причин возникших трудностей, проблем и нестыковок вработе транспорта. Анализ проблем выполняется в разрезе связей функциональныхцелевых ориентиров и показателей-индикаторов их достижения.
7.3. Основноесодержание раздела "Исследования и разработка перспективных направленийразвития. Основные принципы развития транспортной системы".
В разделе приводятсярезультаты исследований и разработок:
- анализируются исопоставляются различные сценарии и стратегии развития транспортной системы,включая состояние улично-дорожной сети, объем грузовых и пассажирских перевозок,состав парка транспортных средств по видам транспорта и т.д.;
- обосновываются целиразвития транспорта и значения целевых показателей по периодам среднесрочныхпрограмм;
- уточняютсяпрогнозные оценки потребностей города и его населения в транспортных услугах,обусловленные факторами социально-экономического развития города;
- формируется системамеханизмов и технологий для достижения требуемых свойств транспортной системы(изменения нормативно-правовой базы, административные и организационно-управленческиерешения, инвестиционные решения, связанные с развитием и модернизациейразличных элементов транспортной системы, социальные и воспитательные меры,внедрение научно-технических достижений и др.);
- обосновываетсясистема приоритетов, которая используется для выбора конкретных направленийразвития и отдельных мероприятий программы в условиях ограниченногофинансирования;
- вырабатываютсяпредложения по стандартам качества и безопасности транспортного обслуживаниявсеми перевозчиками, работающими на этом рынке;
- анализируютсяпотребности и возможности в специализации транспорта по стратегически важнымнаправлениям транспортного обслуживания, формируется перспективная схемапотребностей в интермодальных перевозках;
- вырабатываютсяпотребности и возможности города по формированию состава парка транспортныхсредств, в том числе по автотранспорту индивидуальных владельцев для поездок погороду и ближайшему Подмосковью, разрабатываются предложения по стимулированиюиспользования микролитражных автомобилей с уменьшенными габаритами.
7.4. Основноесодержание раздела "Комплекс программных мероприятий".
Приводится расширенныйплан мероприятий с указанием исполнителей, сроков, финансовых затрат,источников финансирования, ожидаемых результатов. Мероприятия объединяются вблоки по времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и направлениямразвития транспортного комплекса.
По ряду направленийтребуется проработка мероприятий, которые до настоящего времени комплексно нерассматривались. Предварительный перечень таких направлений включает:
- разработку исогласование комплекта организационно-технологических документов и техническихрегламентов, определяющих технологию взаимодействия органов управлениятранспортом и смежными городскими системами при реализации функций развитиятранспортного комплекса;
- совершенствованиенормативно-правовой базы и финансово-экономического обеспечения развитиятранспортной системы города;
- повышение уровняинформированности всех участников дорожного движения в городе Москве иМосковской области, включая мероприятия правового, административного,социально-психологического и учебно-воспитательного характера;
- повышениеоперативности реагирования на транспортную ситуацию путем формированияобщегородского ситуационного центра на базе интеграции ситуационных центров иоперативно-диспетчерских служб транспортных отраслей города и смежных городскихслужб.
7.5. Основноесодержание раздела "Управление реализацией Комплексной программы".
Излагаетсяорганизационная и информационная технология мониторинга процесса реализациипрограммы для уточнения и корректировки принятой Комплексной программы поитогам анализа ее исполнения.
Для информационнойподдержки реализации Комплексной программы должны быть предложены формы работыс печатными и электронными средствами массовой информации, специализированныересурсы Интернет, комплекс "горячих линий" и справочных центров повсем видам транспорта и жизни города, встречи с населением, наружная реклама,рассылка информационных материалов.
Необходимо выработатьи внести предложения по процедурам общественной апробации предлагаемых решенийи общественного контроля за их реализацией (общественные и наблюдательныесоветы, взаимодействие с депутатами органов законодательной власти разныхуровней и др.)
В итоге системауправления реализацией Комплексной программы должна обеспечить объективный учетвсех составляющих затрат на выполнение мероприятий Комплексной программы,оценку получаемых результатов и реальной эффективности использования средств.
Реализация Комплекснойпрограммы должна обеспечить достижение ряда результатов социального иэкономического характера:
- повышение уровня икачества жизни населения города за счет оздоровления транспортной ситуации вгороде, формирования приоритетов для общественного транспорта, повышениятранспортной и экологической безопасности;
- интенсификацияэкономических процессов, деловой активности и инвестиционной привлекательностиза счет создания четкой организационной и технологической системы управленияпассажирскими и грузовыми перевозками;
- повышениемеждународного престижа города для бизнеса, международных мероприятий итуристической деятельности путем достижения состояния транспортной системыгорода, соответствующей принятым мировым стандартам.
В процессе разработкиКомплексной программы должны быть в количественном виде определены следующиегруппы показателей и индикаторов состояния и развития транспортной системы:
- характеристикирасселения и зонального (территориального) распределения мест приложения труда,показатели транспортной доступности характерных зон (территорий) города;
- показатели спроса нарегулярные пассажирские и грузовые перевозки;
- показатели вариативностиудовлетворения спроса, в том числе на перевозки посредством замещенияавтомобильных поездок использованием массового общественного транспорта;
- численность и составпарка транспортных средств, предъявляющих спрос на пользование улично-дорожнойсетью города;
- характеристикипарковочного пространства города;
- характеристикаулично-дорожной сети города: плотность и связанность улично-дорожной сети,пропускные способности магистралей, характеристики пассажирских вокзалов ипересадочных узлов, протяженность и конфигурация сети железных дорог ивнутренних водных путей, интенсивность и состав движения;
- характеристикивнеуличного и наземного пассажирского транспорта;
- показатели качестваперевозок, дальность и затраты времени по характерным корреспонденциямавтомобильных и комбинированных поездок (наземный, железнодорожный, внеуличныйтранспорт);
- оценка уровнябезопасности, доступности и комфортности перевозок, показатели аварийности,травматичности и смертности среди различных категорий населения (взрослые,дети, пожилые люди, инвалиды и др.) и различных видов транспорта (грузовой,легковой, общественный и др.);
- показателинегативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды (вредныевыбросы, шум, вибрация);
- экономическиепоказатели транспортной системы, оценка величины обобщенной цены поездки дляхарактерных групп пользователей общественного транспорта, грузовых ипассажирских перевозок, показатели величины транспортных издержек всебестоимости производимой продукции и услуг, бюджетные ассигнования насодержание и развитие транспортной системы города.
Реализацию всехмероприятий Комплексной программы предполагается провести в рамках выделяемыхсредств на содержание и развитие транспортной инфраструктуры.