Экологическая доктрина города Москвы ориентирована на устойчивость охраны окружающей среды, предупреждение экологически обусловленных заболеваний населения и создание комфортной среды проживания.
Обозначение: | Постановление 760-ПП |
Название рус.: | Об Экологической доктрине города Москвы |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 04.10.2005 |
Утвержден: | Правительство Москвы (04.10.2005) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 57 2005 |
ПостановлениеПравительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 760-ПП
Об Экологической доктрине города Москвы
Для решения городскихэкологических проблем была разработана и одобрена 19 июля 1999 г. решением Экологическогоконсультативного совета при Мэре г. Москвы Концепция обеспечения экологическойбезопасности города Москвы, которая стала базовым документом города,определяющим стратегические направления экологической политики мегаполиса вувязке с эколого-градостроительным развитием.
Определяющимэкологическим документом города на 2003-2005 годы стала Целевая среднесрочнаяэкологическая программа города Москвы, определившая ключевые направления вобласти охраны окружающей среды и природопользования. Мероприятия по улучшениюсостояния окружающей среды, намеченные к реализации указанной программой, вошлив перечень приоритетных работ градостроительных планов развития территорийадминистративных округов города Москвы.
Для реализацииконституционного права жителей города Москвы на благоприятную окружающую среду,сохранения и развития комфортной среды обитания горожан, а также в целяхобеспечения экологической безопасности города Москвы на долгосрочный периодПравительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Экологическуюдоктрину города Москвы (приложение).
2. Департаментуприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
2.1. Совместно сКомплексом городского хозяйства Москвы, Комплексом архитектуры, строительства,развития и реконструкции города Москвы, Комплексом экономической политики иразвития города Москвы, Комплексом социальной сферы города Москвы ипрефектурами административных округов города Москвы во втором полугодии 2005года с учетом реализации основных положений Экологической доктрины городаМосквы разработать и представить в Правительство Москвы в установленном порядкеЦелевую среднесрочную экологическую программу города Москвы на 2006-2008 гг.
2.2. В трехмесячныйсрок после утверждения Целевой среднесрочной экологической программы городаМосквы на 2006-2008 гг. разработать регламенты взаимодействия с органамигосударственной власти (пункт 2.1).
2.3. В трехмесячныйсрок провести социологический опрос населения города Москвы по оценкеэффективности проводимых природоохранных мероприятий и определению готовностигорожан к участию в работе по реализации приоритетных направлений Экологическойдоктрины города Москвы.
2.4. Обеспечить вовтором полугодии 2005 года выпуск буклета "Экологическая доктрина городаМосквы".
2.5. Совместно сПресс-службой Мэра и Правительства Москвы организовать подготовку программы нателеканале ТВЦ об Экологической доктрине города Москвы.
3. Пресс-службе Мэра иПравительства Москвы оказывать содействие Департаменту природопользования иохраны окружающей среды города Москвы в освещении Экологической доктрины городаМосквы в печатных изданиях и на городских радио- и телеканалах.
4. Контроль завыполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства МосквыБочина Л.А.
О ходе выполнениянастоящего постановления доложить Мэру Москвы в июне 2006 года.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
кпостановлению Правительства Москвы
от4 октября 2005 г. N 760-ПП
Экологическая доктрина города Москвы
Экологическая доктринагорода Москвы (далее - Доктрина) ориентирована на устойчивость охраныокружающей среды, предупреждение экологически обусловленных заболеваний населенияи создание комфортной среды проживания.
Доктрина учитываетпередовой отечественный и зарубежный опыт, тенденции развития нормативной базыв области охраны окружающей среды.
Правительство Москвыреализует городские программы по следующим направлениям:
- сокращениезагрязнения атмосферного воздуха до гигиенически приемлемых уровней натерриториях, не подверженных прямому влиянию автотрасс;
- сокращение площадитерриторий, подверженных негативному влиянию автотранспорта, в т.ч. созданиезон низких выбросов;
- сокращение выбросовавтотранспорта и снижение уровня загрязнения воздуха на автотрассах(постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 952-ПП "Остандартах на моторное топливо с улучшенными экологическимихарактеристиками", от 17 августа 2004 г. N 572-ПП "О дальнейшемразвитии и повышении качества технического сервиса автомототранспортных средстви самоходной техники в городе Москве");
- сокращение объемавыбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, в т.ч. исключениенесанкционированных выбросов (постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003г. N 529-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ ватмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территорияхадминистративных округов города Москвы (кроме Центрального административногоокруга), на период до 2006 года"; от 29 апреля 2003 г. N 294-ПП "Омероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферупредприятиями и организациями, расположенными на территории Центральногоадминистративного округа, на период до 2020 года");
- сокращение площади иреабилитация территорий промышленных зон (постановление Правительства Москвы от24 февраля 2004 г. N 107-ПП "О целевой программе реорганизациипроизводственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.);
- улучшение качестваповерхностных и подземных вод, сокращение объема выбросов неочищенных вод, вт.ч. поверхностного стока (постановление Правительства Москвы от 28 сентября2004 г. N 666-ПП "О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малыхрек и водоемов города Москвы на период до 2010 года");
- сокращение площадизон повышенного шумового дискомфорта (постановления Правительства Москвы от 24апреля 2001 г. N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развитиятерритории Центрального административного округа до 2020 года", от 2апреля 2002 г. N 246-ПП "О Концепции развития воздушно-транспортнойсистемы города Москвы до 2005 года", Закон города Москвы от 12 июля 2002г. N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан итишины в ночное время в городе Москве");
- энерго- иресурсосбережение (постановления Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N365-ПП "Об основных направлениях развития системы теплоэлектроснабжениягорода Москвы на период до 2020 года", от 2 декабря 2003 г. N 999-ПП"О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городскоехозяйство");
- увеличение долиперерабатываемых отходов производства и потребления (постановлениеПравительства Москвы от 23 марта 2004 г. N 164-ПП "О Концепции обращения сотходами производства и потребления города Москвы и проекте закона городаМосквы "Об обращении с отходами производства и потребления городаМосквы");
- создание системыэкологической сертификации и аудита (постановление Правительства Москвы от 13мая 2003 г. N 353-ПП "О создании и внедрении Системы добровольнойсертификации "Московский экологический Регистр", от 22 июля 2003 г. N568-ПП "Об утверждении Временного положения о Системе экологическогоаудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита,Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных дляпроведения экологического аудита");
- реабилитациязагрязненных земель (постановление Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве");
- защита и расширение"зеленых" зон, охраняемых природных и рекреационных территорий(постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП "Осовершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве", от7 декабря 2004 г. N 854-ПП "О Схеме развития и размещения особо охраняемыхприродных территорий в городе Москве");
- воссоздание исохранение биоразнообразия (постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004г. N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительныхсообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемыхприродных территориях города Москвы");
- обеспечениеэкологически безопасной среды обитания человека в жилых и общественных зданиях(распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 26 апреля 1995 г. N397-РЗП "О введении в действие Санитарно-экологического паспортастроительной продукции", от 5 июня 1996 г. N 699-РЗП "Об апробацииСанитарно-экологического паспорта строительной продукции на объектахстроительства в г. Москве");
- усиление ролиэкологического образования (приложение 4 ("Комплексная программанепрерывного экологического образования в городе Москве до 2005 года") кпостановлению Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. N 537 "О подготовкесистемы образования города Москвы к новому 1995/1996 учебному году в планереализации программы "Столичное образование").
Москва - один из самыхсеверных мегаполисов мира, климатическими особенностями которого обусловленаотносительно низкая способность экосистем к самовосстановлению: зеленыенасаждения, микробиологические системы водоемов, почвы способны к активнойассимиляции загрязняющих веществ и самоочищению лишь 5-6 месяцев в году.
Город Москва каксложная многофункциональная природно-антропогенная система продолжаетразвиваться в жестких условиях формирования рыночной экономики и остронуждается в выработке новых подходов к управлению качеством окружающей среды.
В Москве на площади1080 км2 сосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий. Вчерте города сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 63 районныетепловые станции и более 1 тысячи котельных.
Автомобильный парк города составляет более 3 млн.единиц, на территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортныххозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в годсоставляет более 1 млн. тонн (83% выброса приходится на автотранспорт, 17% - настационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс).
Плотность населения вМоскве приближается к 10 тысячам человек на км2. Город постояннонаращивает темпы жилищного строительства. За последнее десятилетие введено вэксплуатацию около 40 млн. м2 жилья. Генеральным планом развитиягорода до 2020 года предусматривается дальнейший рост объемов жилищногостроительства и объектов социальной инфраструктуры. Высокоплотная многоэтажнаязастройка, превышение застроенной и замощенной части территории надозелененными и свободными пространствами влияют на микроклиматические условия ина комфортность среды обитания.
В последние годыобъемы образования в Москве отходов производства и потребления составляют более16 млн. тонн в год. Ежегодный прирост объемов образования отходов производстваи потребления составляет 3-4%, при этом доля рециклинга вторичных материальныхресурсов крайне мала, показатель захоронения отходов на полигонах твердыхбытовых отходов (далее - ТБО) составляет 87%. Объем образования отходовпроизводства и потребления возрастает не только за счет ТБО, но и за счетотходов строительства и сноса (программа реконструкции пятиэтажного и ветхогожилищного фонда города Москвы).
В 2004 году в городподавалось 4543,1 тыс. м3 воды, из них на долю коммунальных нуждприходится 336,4 тыс. м3, на промышленные нужды направлялось 499,5тыс. м3. Отведение на станции аэрации (Люберецкую и Курьяновскую)составило 5230,5 тыс. м3.
Вышеперечисленныехарактеристики усугубляются следующими факторами:
- низкойэффективностью существующих федеральных экономических механизмовприродопользования и охраны окружающей среды;
- низкимтехнологическим уровнем промышленного производства и высокой степеньюизношенности основных фондов, отсутствием экологического менеджмента напредприятиях с высокими показателями ресурсопотребления и образования отходовпроизводства;
- недостаточнымуровнем экологического сознания и экологической культуры населения.
Все это cущественновлияет на формирование экологической обстановки на территории города Москвы идолжно учитываться при формировании и проведении экологической политики.
Быстро изменяющиеся экономические, правовые иэкологические условия требуют корректировки предложений и подходов в решениипроблем охраны окружающей среды мегаполиса.
Опыт реализацииКонцепции обеспечения экологической безопасности города Москвы и Целевой среднесрочнойэкологической программы города Москвы показал, что планирование на долгосрочныйпериод конкретных технологических мероприятий не имеет серьезногоэкономического обоснования.
Современнаягосударственная политика в области природопользования и охраны окружающей средыв последние годы претерпела существенные изменения, в частности, былизначительно сокращены полномочия органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации в экологической сфере с передачей их на федеральныйуровень.
Для предотвращенияухудшения качества окружающей среды в городе Москве с учетом измененияРоссийской Федерацией нормативных правовых актов в области охраны окружающейсреды разработана Доктрина.
Доктрина, принимаемаяПравительством Москвы на длительный срок, состоит из:
- целевых показателейкачества компонентов окружающей среды;
- экологическихограничений по сферам хозяйственной и иной деятельности в городе Москве.
Улучшение качества окружающейсреды остается приоритетным направлением для Правительства Москвы. Обеспечениекомфортности проживания населения без ущерба окружающей среде требует жесткойувязки всех программных хозяйственных решений.
Доктрина учитываетрегиональные особенности взаимодействия человека и природы в городе Москве ипризнает особую важность сохранения природных систем города Москвы для созданиякомфортной среды проживания населения. Доктрина увязана с основныминаправлениями международной политики и международными обязательствамиРоссийской Федерации в сфере охраны окружающей среды, рекомендациямиконференции ООН ("Повестка дня 21 Век" Рио-де-Жанейро, 1992 год),решением Всемирной встречи на высшем уровне в 2002 году (Йоханнесбург),передовым зарубежным опытом, закрепленным в нормативно-правовой базеЕвропейского союза в области окружающей среды и обеспечения устойчивогоразвития.
Целью экологическойполитики города Москвы является реализация функции государственногорегулирования деятельности хозяйствующих субъектов отраслей экономики исоциально-экономической сферы, организаций и граждан при принятии любых решенийна всех уровнях городского управления, учитывающих и минимизирующих возможныенегативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.
Основные принципыэкологической политики города Москвы включают:
- развитие механизмовпредупреждения возникновения потенциальных негативных воздействий на экологиюгорода;
- разработку новыхтехнологических процессов, обеспечивающих совместимость с окружающей средойпутем создания экологически чистых энерготехнологических комплексов дляпереработки и производства материалов, в том числе из техногенных и бытовыхотходов;
- компенсацию запричиненный ущерб (загрязнитель платит);
- взаимодействиегородской администрации с жителями города при решении вопросов охраныокружающей среды;
- закрепление границхозяйственного (человеческого) вмешательства в природную среду;
- обеспечениесоблюдения природоохранного законодательства в организации хозяйственнойдеятельности;
- предотвращениенегативных экологических последствий различных видов хозяйственнойдеятельности;
- отказ отхозяйственных и иных проектов, связанных с непредсказуемым воздействием наприродные системы и окружающую среду в целом;
- открытость идоступность экологической информации, прозрачность системы принятия решений вобласти охраны окружающей среды;
- участие общественныхорганизаций и объединений, органов местного самоуправления и деловых кругов вподготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраныокружающей среды и устойчивого развития;
- обеспечение условийформирования здорового образа жизни.
Для достиженияпоставленной цели в Доктрине устанавливаются на срок до 2010 года и поэтапнообеспечиваются следующие целевые показатели:
- снижение уровнязагрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% (по загрязняющим веществам- оксидам азота, оксиду углерода, акролеину, бензолу, конденсированнымароматическим соединениям):
снижение выбросов отТЭЦ "Мосэнерго" на 23%. В настоящее время на 80% территории Москвы(примерно 835 км2) выбросы ТЭЦ "Мосэнерго" даютсреднесезонные концентрации диоксида азота - 5-10 мкг/м3, чтосоставляет 0,2-0,3 ПДК (в соответствии со Схемой теплоэлектроснабжения городаМосквы на период до 2020 года. После реализации Схемы теплоэлектроснабженияплощадь с концентрациями 5-10 мкг/м3 сократится до 30%);
сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферуза период 2004-2010 гг. на 27717 тыс. тонн (Городская целевая программа поэнергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года);
снижение выбросов отавтотранспортных средств на 10% к 2007 году (в соответствии с переходом нагазообразное моторное топливо, соответствующее по качеству современнымевропейским нормативам (Программа перевода муниципального транспорта нагазообразное моторное топливо);
снижение выбросов пооксидам азота на 20%, по оксиду углерода на 35%, по углеводородам на 52%(изменение структуры автопарка позволит реализовать переход на нормы Евро-2,Евро-3 (проект целевой программы города Москвы "Снижение негативноговоздействия автомобильного транспорта на экологию города Москвы на 2005-2007годы");
снижение выбросов на10% от автотранспортных средств к 2007 году (в соответствии с переходом намоторное топливо, соответствующее по качеству современным европейскимнормативам и в соответствии с результатами расчета экологической эффективностиот внедрения "стандарта организации на бензин и дизельное топливо дляавтомобильной техники, эксплуатируемой в городе Москве";
- снижениезаболеваемости населения, в том числе пневмонией, аллергическим ринитом ибронхиальной астмой, болезням органов кровообращения, онкологическимизаболеваниями (в результате выполнения намеченных природоохранных мероприятийпо сокращению выбросов автотранспорта наиболее существенно снизятся выбросы пооксидам углерода и азота на всей территории города, а также выбросамуглеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам. За счет снижениявыбросов в атмосферу на территории Москвы можно прогнозировать снижениеконцентраций диоксида азота на 20%, что составляет 6 мкг/м3. Такоеснижение концентраций, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее -ВОЗ), может привести к снижению частоты заболеваний нижних дыхательных путей на4%);
- реабилитация 500 га территорий водоохранных зон (всоответствии с Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек иводоемов города Москвы на период до 2010 года предусмотрены работы поблагоустройству водоохранных зон в 2005-2006 годах - рек Яузы, Городни, Сходни.Градостроительным планом развития территорий Северо-Западного административногоокруга города Москвы предусмотрено осуществление мероприятий по благоустройствуприбрежной зоны в районе Строгино вдоль реки Москвы вокруг Строгинской поймы наплощади около 100 га, приведение в порядок прибрежной полосы реки Сходни натерритории Куркино (проекты планировки благоустройства и озеленения согласованыДепартаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.Предусматривается финансирование разработки проекта развития данной территориина площади 328 га);
- реабилитация 1500 гапочвенного покрова (реабилитация почвенного покрова производится приосуществлении озеленительных работ и при строительстве, реконструкции объектовжилищного и иного строительства; предусматривается планируемой программой поохране почв, ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы программамиозеленительных работ (создание новых объектов озеленения, капитальный ремонт иреконструкция существующих);
- создание новыхозелененных территорий на площади 200 га (предусматривается программойреорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006гг., программой восстановления растительных сообществ и биологическогоразнообразия на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ),градостроительными планами развития территорий административных округов городаМосквы);
- образование ООПТ наплощадях 4342 га (предложения по образованию ООПТ предусмотрены одобреннойПравительством Москвы и направленной на утверждение в Московскую городскую ДумуСхемой развития и размещения ООПТ в городе Москве);
- цветочное оформлениегорода (с учетом сезонной сменности) на площадях 985 тыс. м2. Показателипо цветочному оформлению предусматриваются Генеральными схемами цветочногооформления (в 2004 г. были установлены плановые показатели по объемамцветочного оформления на площади 534,68 тыс. м2 с учетом сезоннойсменности, фактически выполнены работы на площади 738,59 тыс. м2. ПоЦентральному административному округу города Москвы в 2004 году площадь,занимаемая цветниками, увеличилась на 5% по сравнению с 2003 годом, ежегоднымиПрограммами цветочного оформления, распорядительными документами ПравительстваМосквы по Городским фестивалям цветников города Москвы).
Ключевым условиемдостижения целевых показателей является гарантированное финансовое обеспечениесоответствующих мероприятий, преимущественно за счет средств городскогобюджета, выделенных отдельной строкой в разделе "Охрана окружающейсреды".
С учетом изменений,произошедших в федеральном законодательстве в области охраны окружающей среды,Правительством Москвы подготовлены проекты соглашений с Федеральными службамиэкологического надзора по передаче части полномочий Правительству Москвы ипроекты федеральных законов по внесению изменений в действующее федеральноезаконодательство.
Необходима проработкавозможности подготовки Федерального закона "Об обеспечении экологическойбезопасности города Москвы", учитывающего специфику города Москвы.
Федеральный закондолжен определить:
- статус источниковпитьевого водоснабжения города Москвы;
- необходимые площадидля размещения объектов по обезвреживанию и переработке отходовжизнедеятельности города;
- особые требования кавтотранспорту и организации дорожного движения в городе Москве;
- статус лесныхтерриторий в пригородной зоне, необходимых для обеспечения благоприятныхусловий развития столицы и экологической комфортности проживания населения;
- статус лесопарковыхи водных объектов на территории города Москвы как имеющих первостепенноезначение для создания благоприятной среды проживания.
Закон должен четкоустанавливать экономические и административные взаимоотношения между РоссийскойФедерацией, Москвой, Московской областью и иными субъектами РоссийскойФедерации по названным вопросам, включая ответственность соответствующихбюджетов и полномочия органов власти.
Снижение выбросов ватмосферу будет происходить за счет двух основных направлений:
- от снижения выбросовТЭЦ ОАО "Мосэнерго";
- от снижения выбросовавтотранспорта (обеспечение будет осуществлено за счет перехода наиспользование автомобильной техники с нормами Евро-2, Евро-3 по токсичностивыбросов.
Для решения проблемывнедрения альтернативного вида топлива до конца 2010 года потребуется не менее2 млрд. руб. (бюджетное финансирование и средства субъектов).
Достижению целевых показателейкачества атмосферного воздуха будет способствовать поэтапная реализацияследующих мероприятий:
- повышениеэффективности государственного экологического контроля выбросов загрязняющихвеществ от эксплуатируемого автотранспорта;
- создание эффективныхмеханизмов (экономических, административных, правовых) ускорения обновленияавтомобильного парка за счет поступления в него автомобилей с экологическимихарактеристиками ЕВРО-3 и выше;
- дестимулированиепоездок на личном автотранспорте (одной из ключевых задач по снижению влияниявыбросов от автотранспорта на качество атмосферного воздуха является активнаяпопуляризация среди населения общественного автотранспорта. В перспективеколичество автомашин в городе будет устойчиво превышать пропускную возможностьтранспортных артерий мегаполиса. В этих условиях, как показывает зарубежныйопыт, преимущественное развитие общественного автотранспорта не имеетальтернативы. Предстоит увеличить интенсивность и комфортность общественногоавтотранспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи), создавать и выделять полосыприоритетного движения общественного транспорта. Дополнительно предстоитустановить отдельные экологически проблемные зоны города для пропускаавтотранспорта, соответствующего европейским нормативам Евро-3 и Евро-4);
- сокращение выбросовпаров бензина на автозаправочных станциях (с увеличением парка автомашинсвязано увеличение количества АЗС и объемов потребления бензина). Бензоколонкиво многих случаях расположены в зоне жилой застройки. Сокращение выбросов паровбензина при заправке в емкости из бензовозов предполагает развитие системырекуперации паров бензина"нефтебаза-бензовоз-бензозаправка-нефтебаза" (только за счетулавливания паров бензина сберегается до нескольких тысяч тонн топлива в год).Такие системы работают в большинстве крупных городов зарубежных стран, вчастности, в Лондоне эту схему реализует компания "БритишПетролеум");
- развитие системыпарковок, строительство в жилых комплексах подземных гаражей, а такжеорганизация дешевых муниципальных автостоянок;
- развитиеобщественного транспорта, в том числе:
оснащениемуниципального парка автобусами с эмиссией загрязняющих веществ не ниже Евро-3с применением топлив с улучшенными экологическими характеристиками ииспользование альтернативных видов топлива: диметилового эфира, сжатогоприродного газа и сжиженного углеводородного газа (пропан-бутан) с ежегоднымбюджетным финансированием не менее 600 млн. руб.;
развитие электрическихвидов транспорта, в т.ч. метрополитена, троллейбусной сети (один троллейбусрассчитан на перевозку такого количества пассажиров, которое способны перевести20 маршрутных такси. Загруженность городских магистралей, интенсивностьдвижения, наличие "пробок" обосновывают значимость развития сетиэлектрического транспорта в городе); сетей трамвайного сообщения (наиболееуниверсальным способом разгрузки метро является развитие сети скоростныхтрамвайных линий);
развитие городскогорельсового транспорта, который является наиболее экологически чистым - малое метро,монорельсовая дорога, рельсовый автобус (планируется закупка рельсовыхавтобусов с низкотоксичными двигателями, оснащенными системой нейтрализацииотработанных газов и дополнительной системой шумоглушения);
увеличение пропускнойспособности дорог, оптимизация управления дорожным движением, введение натерритории города Москвы отличительного "Экологического знакаавтотранспортного средства" с установлением экологических классовавтомобилей в зависимости от их экологических характеристик (самостоятельныезадачи, имеющие важное социальное и экономическое значение для города, при этомих решение одновременно снижает и выбросы загрязняющих веществ отавтотранспорта);
- снижение выбросовзагрязняющих веществ от стационарных источников (к 2010 году крупные котлы наобъектах энергетики и мусоросжигательных заводах должны иметь выбросы оксидовазота не более 100-150 мкг/м3 (на уровне "наилучших" изсуществующих технологий по уменьшению оксидов азота в газо-воздушных выбросах).Планируемое развитие промышленного и жилищного строительства прогнозирует росттепловых нагрузок. Значимость выбросов загрязняющих веществтеплоэнергетического комплекса при формировании фонового загрязнения атмосферыгорода диктует необходимость снижения содержания серы до 1%-1,5% в мазутномтопливе (применяется в качестве резервного);
- сокращение практикиуплотнения городской застройки (уплотнение застройки, особенно в центральнойчасти города, приводит к уменьшению скорости рассеивания вредных примесей и,как следствие, негативно влияет на качество атмосферного воздуха. Припроектировании микрорайонов, отдельных зданий и сооружений фактор рассеивания(застоя) воздуха должен учитываться и рассчитываться в обязательном порядке.Необходимо расположение объектов строительства планировать с точки зрениясоздания эффекта "аэродинамической трубы" (использоватьаэродинамический эффект многоэтажной застройки для увеличения скоростирассеивания вредных примесей). При проектировании объектов строительстванеобходимо проводить оценку транспортных последствий).
Для осуществленияобъективной оценки качества атмосферного воздуха создана система мониторинга,включающая сеть постов наблюдений с автоматическим измерением концентрацийоксидов азота и мелкодисперсных частиц (РМ 10).
По данным ВОЗ 23% всехзаболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В результатевыполнения намеченных природоохранных мероприятий наиболее существенноснижаются выбросы по оксиду углерода и оксидам азота на всей территории городаи выбросы углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам.
Для предотвращения иуменьшения вредного влияния загрязняющих факторов среды обитания на здоровьечеловека в Москве создана и развивается система социально-гигиеническогомониторинга, одним из перспективных направлений которого является методологияоценки риска для здоровья населения и прогноз вероятных социальных последствийдля общества и здоровья граждан в результате действия вредных экологическихфакторов, ранжирования источников загрязнения среды обитания по величинепотенциальной опасности для здоровья человека и различных социальных групп.
Большинство проблем всфере рационального водопользования успешно решается в рамках принятыхгородских программ.
Целевой долгосрочнойпрограммой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до2010 года предусматривается защита водных объектов от загрязнения за счет:
- уменьшенияпоступлений загрязняющих веществ в водные объекты путем строительства очистныхсооружений и благоустройства прибрежных территорий;
- выполненияинженерных мероприятий по предотвращению загрязнения, стимулированию процессовсамоочищения и эффективной эксплуатации рек города Москвы;
- установленияспециального режима хозяйственной и иных видов деятельности в водоохранныхзонах;
- сохранения ивосстановления среды обитания объектов животного и растительного мира.
Для обеспеченияприведенных выше целевых показателей требуется реализация следующихмероприятий:
- развитие сетиводоемов и реабилитации малых рек (водоемы города имеют огромное значение длясоздания комфортных микроклиматических условий городской среды в целом: способствуютрассеиванию примесей вредных веществ в воздухе, поглощению аэрозолей, созданиюнеобходимых параметров влажности и т.д.);
- принятиенормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение в обязательном порядкетребований, предусматривающих проведение комплекса мероприятий по организацииводоемов в виде восстановленного естественного или искусственно созданногообъекта, либо по реабилитации участков малых рек в процессе разработкипроектной документации застройки при реорганизации производственных территорий,реконструкции кварталов старой застройки с утвержденными расчетнымипоказателями на 5 и более тысяч жителей;
- максимальноеиспользование в хозяйственных целях доочищенных вод станций аэрации (мойкадорог, полив зеленых насаждений, обводнение малых рек и прудов);
- создание резервнойсистемы водоснабжения из подземных источников (эта проблема требуетнезамедлительного решения в условиях повышения рисков чрезвычайных ситуаций.Столичная система обеспечения жителей питьевой водой должна отвечать требованиямпо уровню безопасности. Кроме осуществления проекта строительства подземныхводозаборов на юге Московской области, в городе необходима организациямини-системы автономного резервного водоснабжения. Разведанные в черте городазапасы артезианских вод позволяют создать несколько сотен скважин, принеобходимости использующихся в качестве источников питьевого водоснабжения.Необходимо принять отдельную программу по этой проблеме);
- организацияэкологически приемлемой переработки осадка станций аэрации (необходимо созданиекрупного предприятия по производству компоста на основе осадка станций аэрациидля зеленого хозяйства города, что увязывается с городской программойреабилитации почв. Одновременно требуется перейти на технологию переработкиосадка с максимальным образованием метана и последующим получением при егосжигании энергии для нужд станций аэрации. Задача снижения выбросов парниковыхгазов в системе МГУП "Мосводоканал", по сравнению с существующейситуацией, может быть решена в рамках реализации совместных проектов поКиотскому протоколу с применением рентабельных технологий);
- рекультивацияЛюберецких полей фильтрации и Захарковского карьера - мест размещения осадковводоподготовки.
Москва имеет своиградостроительные и климатические особенности по сравнению с другимимегаполисами мира и, в первую очередь, с европейскими столицами. Практическивсе население города проживает в многоэтажных домах, условия накопления отходовв контейнерах в холодные и влажные периоды года (на протяжении 8 месяцев)отличаются от европейских. В этой связи стремление к системе 100-процентноймногокомпонентной селекции бытовых отходов жителями является неперспективным.По месту образования отходов они должны разделяться на две составляющие -пищевую и непищевую фракции, что является одним из основополагающих принциповпринятой Концепции обращения с отходами производства и потребления городаМосквы. Сортировка непищевого мусора должна осуществляться на специальныхсортировочных комплексах (станциях) и только неутильные фракции направляются насжигание и захоронение.
Для реализации этойзадачи необходимо определить приоритетные мероприятия с использованиембюджетных средств и инвестиционные проекты для частного бизнеса.
В городе необходиморазвивать систему сбора и переработки отслуживших автотранспортных средств,предусмотреть ответственность владельца транспортного средства за неправильноехранение и утилизацию автомобиля (в Юго-Восточном административном округегорода Москвы, в муниципальном районе "Некрасовка", в промышленнойзоне за пределами МКАД вступил в строй производственный комплекс"Втормет", предназначенный для приемки и переработки автомобильного икрупногабаритного металлолома).
Необходимо организоватьсбор наиболее токсичного малогабаритного мусора, например, отработанныхисточников питания. (На предприятиях города находятся трансформаторы иконденсаторы с ПХБ-содержащими маслами "совол", "совтол","пиролен", "орофен". Общее количество масел составляет356,9 тонны, из них 33,2 тонны - ПХБ-содержащие отходы).
Предстоит разработатьи внедрить механизмы ответственности производителя за управление отходамипроизводства с жестким контролем города в сфере учета особо опасных отходов.
Учитывая значимыйобъем образования отходов за счет строительного мусора, важно обеспечитьзахоронение только неутилизируемых остатков.
Среди индикаторовприродоохранной деятельности для Москвы представляется более важным показатель"доля отходов, подвергаемых захоронению, сжиганию и рециклингу", чем"объем переработанных и обезвреженных токсичных отходов".
Таким образом,реализация мероприятий по управлению отходами требует разработки и принятияспециальных программ управления отходами в городе.
Традиционно особоохраняемые природные территории, озелененные территории (парки, скверы,бульвары, зеленые насаждения вдоль улиц и во дворах) рассматриваются как"дань" экологам и дополнительные затраты бюджета и инвесторов.
Сложности управления "зеленымхозяйством" города связаны с:
- отсутствиемутвержденной Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 года,призванной определять стратегию и внедрение передовых технологий, созданиеновых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкцииозелененных территорий;
- крайненеудовлетворительной организацией учета зеленых насаждений в городе (за период2001-2004 годов проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененныхтерриторий. Не создана и электронная база данных о зеленых насаждениях города);
- недостаточнымкачеством озеленительных работ, проводимых на объектах гражданскогостроительства;
- отсутствиемвзаимодействия между различными контролирующими структурами;
- отсутствиемспециальных правил содержания зеленых насаждений и ухода за ними на ООПТ(увязанных с задачей сохранения биологического разнообразия).
Создание ООПТ являетсятрадиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Изъятиетаких территорий (полностью или частично) из хозяйственного использования имеетисключительное значение для сохранения биологического и ландшафтногоразнообразия города.
В целях реализациицелевых показателей предстоит:
- дальнейшее развитиесети особо охраняемых природных территорий;
- повышениеэффективности борьбы с нарушениями законодательства об особо охраняемыхприродных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием ихтерриторий:
- внесение дополненийв Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городеМоскве" и в Положение о службе охраны особо охраняемых природныхтерриторий города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 9апреля 2002 г. N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"),устанавливающих расширение полномочий должностных лиц службы охраны ООПТ;
- принятие новыхнормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих вопросы организациидеятельности службы охраны ООПТ, а также предусматривающих созданиеобщественных инспекций по контролю за особо охраняемыми природнымитерриториями;
- созданиеспециализированных подразделений экологической милиции по обеспечению охраныобщественного порядка на особо охраняемых природных территориях;
- сохранение ивосстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природныхтерриториях:
- сохранение ивосстановление популяций редких видов дикорастущих растений, создание новыхмест их произрастания;
- восстановлениезащитных местообитаний для диких животных;
- реинтродукция редкихвидов диких животных;
- функционированиеспециализированных питомников по разведению в неволе диких животных ивыращиванию редких видов растений с целью их последующей реинтродукции;
- проведение специальныхмероприятий по сохранению луговых и болотных ассоциаций;
- реабилитациятехногенно измененных участков с восстановлением на них естественныхрастительных сообществ;
- ежегодное проведениеучетно-инвентаризационных работ на ООПТ с целью мониторинга состояния животногои растительного мира;
- восстановлениееловых, сосновых и широколиственных насаждений;
- обеспечение зимнейподкормки диких зверей и птиц в период с ноября по апрель ежегодно;
- укомплектованиештатов дирекций особо охраняемых природных территорий специалистами в областибиологического разнообразия;
- совершенствование иповышение эффективности государственного управления в области организации ифункционирования ООПТ, сохранения биологического разнообразия:
объединение всех ООПТгорода Москвы в единую систему;
обучение и повышениепрофессиональной квалификации специалистов, работающих в системе ООПТ городаМосквы;
внедрение практикиразработки среднесрочных планов управления для каждой особо охраняемойприродной территории;
ведение государственногокадастра особо охраняемых природных территорий города Москвы.
Как и для другихэлементов городской структуры жизнеобеспечения, для зеленого хозяйстванеобходимо определить нормативы и стабильные источники финансирования(необходимость достижения сбалансированности ежегодной программы озеленительныхработ по объемам работ, источникам и объемам финансирования и обеспечения настадии планирования озеленительных работ конкретной адресной привязки). Доходыи расходы должны быть как городского, так и районного уровня. Требуется втечение ближайших лет разработать нормативы и технологии нетрадиционногоозеленения с учетом климатических особенностей города Москвы.
Важнейшимсистемообразующим компонентом природной среды является почвенный покров.Современное экологическое состояние почвенного покрова Москвы формировалось врезультате градостроительного и индустриального развития. В изменяющихсяэкологических условиях техногенные процессы почвообразования сталипреобладающими над природными, формируя в итоге специфические группы почв исложный почвенный покров. Естественных ненарушенных почв в Москве практическинет, остались лишь островки в городских лесах (Фили-Кунцево и т.д.).
Факторы, усложняющиеструктуру почвенного покрова: фундаменты зданий, линии метрополитена и др. ВМоскве площадь открытых участков земель с собственно почвенным покровомколеблется от 3%-5% в центре города, до 80% на его окраинах.
Деградация почвенногопокрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязненияподземных и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытыеучастки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязненияатмосферного воздуха.
По оценочным данным впервоочередной реабилитации нуждается порядка 25 км2 почвенногопокрова территории города, а общая потребность составляет около 160 км2.
В настоящее время вгороде отсутствует системный подход к управлению качеством почвенного покрова,перемещаемых грунтов и рекультивированных земель. Недостаточно разработанаправовая нормативная база контроля качества почв и почвогрунтов, нерегламентируется и не компенсируется их изъятие из городской природной среды впроцессе строительной и иной деятельности, отсутствуют системы мониторинга ирекультивации почвенного покрова.
Существующаянормативная и методическая база ориентирована на защиту почв земельсельскохозяйственного назначения и агроэкосистем. Экологические требования,учитывающие специфику использования земель для урбанизированных и промышленныхтерриторий, отсутствуют.
Основнымимероприятиями в этой сфере должны стать:
- принятиенормативно-правовых актов города Москвы, в первую очередь закона города Москвы"О городских почвах", устанавливающего правовые основы регулированияотношений по сохранению, восстановлению и использованию почв как важнейшегокомпонента городской среды;
- разработка иутверждение городской целевой программы охраны и реабилитации почв;
- создание в Москвеадекватной системы мониторинга загрязнений и деградации почв на основеисследования физического, химического и биологического состояния как одного изэлементов интегрированной городской системы экологического мониторинга;
- установлениедифференцированных нормативов качества почв по физическому, химическому ибиологическому состоянию на территории города (требования к почвам городскихжилых кварталов и парков не могут быть такими же, как и для почвиндустриального использования).
В среднем, горожанин проводитв помещении около 18 часов - это его среда обитания, поэтому выработкаопределенных установок и условий формирования комфортной среды проживания вжилых и общественных зданиях представляется крайне важным.
Среди параметров,определяющих среду обитания человека, выделяются: микроклимат в помещении(температура, влажность, скорость движения воздуха), содержание вредных веществв воздухе помещений, физические показатели (уровень звукового давления,параметры вибрации, освещенность), экологичность строительных материалов иконструкций, вода питьевая, параметры, определяющие электробезопасностьпомещений.
Основнымимероприятиями в этой сфере должны стать:
- организацияповсеместного комплексного контроля качества среды обитания человека в жилых иобщественных зданиях (санитарно-гигиенические, экологические иинженерно-технические параметры);
- обеспечениенормативов плотности застройки;
- обеспечениенормативных требований по естественному освещению и инсоляционному режиму жилыхпомещений и придомовых территорий;
- благоустройствопридомовых территорий;
- разработкаэкологических требований для строительных материалов и конструкций,используемых в жилых и общественных зданиях.
Одной из важнейшихсоставляющих жизни человека является потребляемая им пища. Экология всего того,что мы потребляем внутрь, является не менее важной, чем экология всего того,что нас окружает.
По данным Всемирнойорганизации здравоохранения около 70% всех загрязняющих веществ из окружающейсреды поступает в организм человека с продуктами питания. По сути, верна истина- что мы едим, так мы себя и чувствуем.
Анализ показывает, чтов торговой сети города довольно много продуктов, маркированных знаками сэкологическими характеристиками, в том числе и с эмблемой "экологическичистые", и их число постоянно растет.
Зачастую"экологическая" маркировка проводится по случайным признакам, чтотолько вводит покупателя в заблуждение.
Вопрос экологическойоценки продукции в создавшихся условиях становится еще более актуальным.
Приобретаяпродовольственную продукцию, маркированную экологическими знаками, потребительхочет быть уверен в ее высоком качестве.
Конкуренция средипроизводителей продуктов питания постоянно растет. Вполне понятно, чтопроизводители пищевой продукции стремятся выделить свой товар из общего потокареализуемых продуктов и прибегают к самостоятельной маркировке своей продукции.
До настоящего временив России законодательно не решен вопрос экологической маркировки продукции,обеспечивающей потребителя достоверной информацией об экологических аспектахреализуемых продуктов. В результате сложившегося правового вакуумавсевозрастающая безосновательная маркировка продуктов питания так называемыми"экологическими" знаками - фактический обман потребителей.
Обеспечение здоровья ибезопасности жизни москвичей не может быть достигнуто без системы мер,позволяющей защитить их от некачественных и загрязненных пищевых продуктов.Правительством Москвы принято постановление от 16 сентября 2003 г. N 783-ПП"О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительскомрынке города Москвы". В целях реализации постановления ПравительстваМосквы в городе введена Московская система добровольной сертификации"Экологичные продукты".
Для экологическойсертификации продукции в данной системе приняты показатели качества ибезопасности, установленные для питания детей раннего возраста. На сегодняшнийдень в России эти показатели самые жесткие из действующих нормативов дляпродуктов питания. Для производства таких продуктов допускается использованиетолько сырья, выращенного без применения стимуляторов роста, пестицидов,антибиотиков, химических удобрений.
Оценка продукции всистеме проводится лабораториями по методам: высокоэффективной жидкостнойхроматографии, газовой хроматографии, атомной абсорбции, метрическому и др.Принятие решения о выдаче сертификата и права применения знака"Экологичный продукт" принимается специальной комиссией, в составкоторой входят ведущие специалисты Территориального управления Роспотребнадзорапо городу Москве, Института питания Российской академии медицинских наук,Института экологии и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Российскойакадемии медицинских наук и других компетентных организаций по оценке качестваи безопасности пищевых продуктов.
В системе определенобязательный инспекционный контроль продукции, маркированной знаком"Экологичный продукт", не реже одного раза в год, предусмотрены мерыадминистративного воздействия за реализацию продукции, не отвечающейтребованиям системы.
Предусмотрен контрольза правомерностью использования знака "Экологичный продукт" и инымизнаками с использованием экологических характеристик. Контроль осуществляетсяТерриториальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Департаментомпродовольственных ресурсов города Москвы, Департаментом потребительского рынкаи услуг города Москвы, Государственной инспекцией города Москвы по качествусельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, УправлениемГосударственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите правпотребителей по г. Москве. В случае выявления неправомерной маркировкипродукции виновные привлекаются к административной и уголовной ответственностив порядке, установленном законодательством.
Введение в городеМосковской системы добровольной сертификации "Экологичные продукты"обеспечивает упорядочение присвоения экологических знаков, повышаетзащищенность прав граждан на получение достоверной информации относительноэкологических качеств реализуемой в торговой сети города продукции.
Основнымимероприятиями в этой сфере должны стать:
- широкая пропагандадостоинств пищевой продукции, прошедшей испытания в Московской системедобровольной сертификации "Экологичные продукты";
- привлечениеотечественных производителей к участию в Московской системе добровольнойсертификации "Экологичные продукты";
- исключение изпрактики недобросовестной рекламы пищевых продуктов.
Неблагоприятноевоздействие на живые организмы могут оказывать техногенные физические поля.Опасными для человека и животных могут быть такие физические агенты, какуровень шума, вибрация, электромагнитные колебания, радиационные излучения идругие.
По имеющимся данным вразличных районах города Москвы воздействию сверхнормативных уровней указанныхфизических факторов подвергается от 37% до 65% населения.
Защита населения иокружающей среды от вредного воздействия шума, вибрации, инфра- и ультразвука,радиационных и электромагнитных излучений обеспечивается посредством:
- разработки иреализации целевых программ, научных и научно-технических программ пообеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействияфизических факторов: шума, вибрации, инфраи ультразвука, радиационных иэлектромагнитного излучения;
- выполнениямероприятий по защите населения и окружающей среды от вредного воздействияфизических факторов, обязательного соблюдения требованийсанитарного-гигиенического законодательства;
- совершенствованиясанитарно-гигиенического нормирования физических факторов с учетом рисковнарушения здоровья;
- созданияэкономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей июридических лиц в соблюдении санитарного-гигиенического законодательства поограничению воздействия физических факторов;
- лицензирования видовдеятельности, представляющих потенциальную опасность для человека в областивоздействия физических факторов;
- проведениясоциально-гигиенического мониторинга в области воздействия физических факторов;
- принятия мер посвоевременному информированию населения о состоянии среды обитания, проводимыхмероприятиях по снижению воздействия физических факторов.
Основные элементысистемы:
- экологическаяэкспертиза;
- нормирование вобласти охраны окружающей среды;
- экономическиймеханизм управления качеством окружающей среды (экологические платежи,возмещение ущерба);
- экологическаясертификация;
- экологический аудит.
В соответствии стребованиями природоохранного законодательства органы исполнительной власти припринятии решений о хозяйственной деятельности должны учитывать последствиянамечаемой деятельности для окружающей среды.
Перечень объектовобязательной государственной экспертизы уровня субъекта федерации определен ст.12 Федерального закона "Обэкологической экспертизе" и конкретизирован впоследствии Федеральнымзаконом "Об охранеокружающей среды" в ст. 3 "Основные принципы".
Для обеспечениябезусловного выполнения требований ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе",ст. 3 "Основные принципы охраны окружающей среды" и гл. 7"Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственнойдеятельности" Федерального закона "Об охране окружающей среды" необходиморазработать регламент взаимодействия между Правительством Москвы и федеральнымспециально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по вопросаморганизации и проведения государственной экологической экспертизы.
Действующаяфедеральная система экологического нормирования основана насанитарно-гигиенических нормативах (предельно допустимыеконцентрации/ориентировочно безопасные уровни воздействия - ПДК/ОБУВ ипредельно допустимые уровни - ПДУ). Они включают в себя значительное количествозагрязняющих веществ (для выбросов и сбросов), подлежащих контролю и не обеспеченныхнадежными системами контроля.
Санитарно-гигиеническиенормативы не обеспечивают механизм регулирования негативного воздействия наокружающую среду, которое оказывают промышленные предприятия, и тем более необеспечивают сохранение и восстановление природного потенциала города инейтрализацию поступающих загрязнений.
Принятый в марте 2005 годаЗакон города Москвы "О комплексном природопользовании в городеМоскве" позволит обеспечить принцип соответствия объектов, оказывающихнегативное воздействие на окружающую среду, наилучшим технологиям конкретнойотрасли промышленности по основным, характерным для данной отрасли, показателямзагрязнения, включая комплексные показатели, которые обеспечены системойконтроля.
Предстоит такжесоздать банк данных экологически безопасных технологий по отраслямпромышленности, в которых сосредоточены основные источники негативноговоздействии на территорию.
В соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632"Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров зазагрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие видывредного воздействия" установлены базовые нормативы платы за загрязнениеокружающей природной среды, которые на сегодняшний день не соответствуют уровнюцен в России и требуют пересмотра в части их дифференцирования и приведения всоответствие с классами опасности, т.е. со степенью негативного воздействия наокружающую среду.
Ставки платы всоответствии с действующим Порядком никак не увязаны с наличием или отсутствием"наилучших" природоохранных технологий.
ПредложенноеРостехнадзором на заседании Правительства Российской Федерации внесениеизменений в действующую систему платежей за негативное воздействие наокружающую среду предусматривает:
- увязку уровняплатежей с наличием природоохранных технологий на предприятии;
- дифференциациюплатежей для предприятий, непосредственно граничащих с селитебнымитерриториями, и предприятий, являющихся сторонними пользователями на особоохраняемых природных и иных озелененных территориях.
Существующие методикивозмещения ущерба окружающей среде, разработанные на федеральном уровне,неэффективны и не учитывают особенности субъектов федерации.
В городе утверждены иприменяются методики расчета вреда, причиненного окружающей среде загрязнениемее компонентов:
- методика исчисленияразмера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель натерритории города Москвы;
- методика оценкивреда, вызываемого загрязнением водных объектов города Москвы;
- методика оценкистоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемыхих повреждением и (или) уничтожением на территории города Москвы;
- методика исчисленияразмера ущерба, вызываемого уничтожением (повреждением) мест обитания объектовживотного мира на территории города Москвы;
- методика определенияущерба, причиненного нарушением правил обращения с объектами животного ирастительного мира, занесенными в Красную книгу города Москвы.
В течение 2005 годапланируется утверждение Методики определения вреда, причиненного окружающейсреде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения.
Основой развитияэкологической сертификации в Российской Федерации и городе Москве являютсяпринятые в 1998 г. национальные стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000.
Объектамиэкологической сертификации являются системы управления окружающей среды (СУОС),а также продукция, потенциально опасная в экологическом отношении на каком-либоэтапе ее производства и применения. Деятельность по экологической сертификацииосуществляется в рамках зарегистрированных в установленном порядке системсертификации с выдачей экологических сертификатов соответствия, экологическихдеклараций о соответствии и экологических маркировок объектов.
С целью стимулированиявнедрения СУОС московскими организациями и их экологической сертификацииПравительством Москвы принято постановление от 13 мая 2003 г. N 353-ПП "Осоздании и внедрении системы добровольной сертификации "Московскийэкологический регистр".
Система добровольнойсертификации "Московский экологический регистр" (далее - система"МЭР") осуществляет сертификацию СУОС организаций на соответствиетребованиям стандартам ГОСТР ИСО 14001-98 "Системы управления окружающей средой. Требования ируководство по применению", предусматривающим наличие у организациисформулированной экологической политики, планов и программ по ее реализации, сцелью подтверждения эффективности функционирования СУОС.
Системой"МЭР" проводится подготовка аудиторов-экологов, аттестация экспертов,аккредитация экоаудиторских организаций, ведется их Реестр.
Согласно постановлениюПравительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП "О повышении качествапочвогрунтов в городе Москве" с 1 ноября 2004 г. в рамках системы"МЭР" введена в действие система сертификации почвогрунтов.
В целях обеспечениянаселения достоверной информацией и поддержки отечественных производителейвысококачественной продукции создана Московская система добровольнойсертификации "Экологичные продукты", зарегистрированная в Федеральнойслужбе по техническому регулированию и метрологии. Создание данной системы былообусловлено отсутствием на федеральном уровне экологических критериев оценкипродуктов питания.
Критериями оценки вМосковской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты"приняты самые жесткие из существующих федеральных санитарных норм. Экологичнымипродуктами считаются: питьевая вода, расфасованная в емкости; продукт животногоили растительного происхождения, произведенный из натуральногопродовольственного сырья, полученного с соблюдением всех установленных санитарныхнорм и правил, соответствующий по показателям безопасности уровням,установленным для продуктов питания детей раннего возраста.
В целях стимулированиясубъектов топливного рынка Москвы к производству и реализации на территориигорода моторного топлива более высокого технического уровня с улучшеннымиэкологическими показателями, удовлетворяющими по выбросам европейскимнормативам Eвро-3 и Евро-4, постановлением Правительства Москвы от 28 декабря2004 г. N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшеннымиэкологическими характеристиками" утверждены стандарты на бензины идизельное топливо для автомобильной техники города Москвы. (Реализация топливас показателями качества, соответствующими стандартам (пониженное содержаниесеры, ароматических углеводородов, наличие экологических присадок) будетспособствовать снижению выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортомна 67 тыс. тонн в год, начиная с 2006 года. Предотвращенный экологический ущербможет составить не менее 90 млн. руб. в год).
В целях активизациивнедрения типовых стандартов различного вида топлива для автомобилей требуетсявведение на территории города отличительного "Экологического знакаавтотранспортного средства" с установлением экологических классовавтомобилей в зависимости от их экологических характеристик (ведется подготовкараспорядительного документа Правительства Москвы).
Согласно постановлениюПравительства Москвы от 12 ноября 2002 г. N 926-ПП "О введенииэкологического знака для автозаправочных станций города Москвы" предстоитактивизировать работу по присвоению "Экологического знака"автозаправочным станциям (АЗС).
Развитию экологическойсертификации в городе Москве будет способствовать:
- организациявзаимодействия указанных систем с другими системами экологической сертификации,действующими в Российской Федерации и городе Москве, на основе соглашений повзаимному признанию работ по сертификации, проводимых данными системами;
- упрощение процедурыэкологической сертификации и регистрации деклараций о соответствии;
- введение дляорганизаций, имеющих экологические сертификаты соответствия и экологическиедекларации о соответствии, особого порядка осуществления контроля соблюденияими требований по экологической безопасности.
В целях стимулированияразвития экологического аудита в Москве Правительством Москвы было принятопостановление от 27 августа 2002 г. N 693-ПП "Об экологическомаудите".
С целью созданияусловий для организации практической деятельности по экологическому аудиту вгороде Москве постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. N 568-ПП"Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита вгороде Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериевотнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведенияэкологического аудита" были утверждены документы, регламентирующиефункционирование системы экологического аудита и порядок его проведения.
Позднее Департаментомприродопользования и охраны окружающей среды города Москвы были утвержденыруководящие документы Системы экологического аудита.
Проводитсяэкологический аудит хозяйствующих субъектов, расположенных на реорганизуемыхтерриториях города, позволяющий оценить степень их экологической опасности дляпринятия решения о сохранении, выводе, ликвидации или перебазировании на другуютерриторию.
Возможности активногоиспользования экологического аудита в практике государственного управленияхозяйственной деятельностью в городе Москве ограничиваются в связи сотсутствием принятых на федеральном уровне законодательных актов,регламентирующих данную деятельность.
В связи с этимнеобходимо способствовать разработке и принятию Федерального закона "Обэкологическом аудите", что позволит законодательно обеспечитьиспользование результатов экологического аудита при размещении городскогогосударственного заказа, проведении приватизации объектов недвижимости,осуществлении экологической сертификации и экологического страхования в целяхснижения технологических, экологических и инвестиционных рисков, потерьбюджетных средств города в результате реализации проектов, не обеспечивающихполучение эколого-экономического эффекта, а также предотвращения загрязненияокружающей среды.
2005-2014 годыобъявлены ООН "Десятилетием образования для устойчивого развития".Наиболее актуальной в концепции устойчивого развития является экологическаясоставляющая.
Образование являетсяодним из основных инструментов защиты окружающей среды и охватывает все болееширокий круг проблем.
Основной задачей вэтой сфере является повышение экологической культуры населения,образовательного уровня, профессиональных знаний и навыков в области экологии;пропаганда здорового образа жизни.
Основными мероприятиямипри реализации системы экологического образования и просвещения в городе Москведолжны стать:
- совершенствованиесистемы экологического образования (подготовка педагогических кадров дляосуществления экологического образования во всех звеньях воспитательно-образовательнойсистемы; введение в рамках московского регионального компонента учебного курса"Экология", развитие сети экологических экспериментальных площадок набазе общеобразовательных учреждений города). Практика и продвижение образованияв интересах устойчивого развития во многом зависит от усилий преподавателей,занимающихся вопросами экологического образования;
- привлечениеобщественных организаций и объединений к решению экологических вопросов,определенных к реализации в городе: работа с населением по формированиюбережного отношения к природе; участие в мероприятиях по сохранению ивосстановлению естественных растительных и животных сообществ на особоохраняемых природных территориях города;
- развитие системыподготовки в области рационального природопользования и охраны окружающей средыдля руководящих работников в сфере городского управления, производства товарови услуг;
- создание специальныхпрограмм на центральных и местных кабельных каналах телевидения, радио.Освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовойинформации и при помощи социальной рекламы;
- создание при участииобщественных экологических организаций системы окружных и районныхинформационно-просветительских центров для населения;
- развитие эколого-просветительскойдеятельности на базе особо охраняемых природных территорий, в том числе:
разработка для каждойдирекции ООПТ пакета просветительских программ, ориентированных на конкретныегруппы населения, с использованием всего спектра современных форм и методовэколого-просветительской работы;
работа со школьникамикак приоритетная форма эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ;
создание иобустройство экскурсионных экологических троп на территориях всех природных,природно-исторических и экологических парков, природных заказников и крупныхпамятников природы;
создание современныхинформационно-просветительских центров для посетителей ключевых особоохраняемых природных территорий;
развитие институтаволонтеров для работы на ООПТ города;
использованиепотенциала ООПТ для производственной практики студентов профильных вузовгорода, выполнения ими курсовых и дипломных работ;
создание и поддержаниевеб-сайтов в каждой дирекции ООПТ;
- систематическоеосвещение вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразиясредствами массовой информации, в первую очередь - электронными;
- функционированиегородского центра экологической пропаганды на базе павильона N 62 ВВЦ.
Стратегия развитияширокого экологического информирования, образования и просвещения населениядолжна быть направлена на формирование у москвичей всех возрастов и социальныхгрупп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных правна благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятияхпо формированию такой благоприятной среды, предотвращения и недопущенияэкологических правонарушений.
Доля расходов наэкологию по-прежнему остается крайне низкой и составляет 2,0% от всех расходовбюджета, несмотря на увеличение финансирования на текущие расходы и мероприятияпо охране окружающей среды (в 2004 году увеличение в 3 раза по сравнению с 2002годом).
С 1994 года в бюджетегорода Москвы были предусмотрены следующие статьи расходов на охрану окружающейсреды:
- восстановление икапитальный ремонт зеленых насаждений (в том числе лесовосстановление);
- содержание зеленыхнасаждений;
- экологическиймониторинг и гидрометеорология;
- содержание органовуправления и природоохранных учреждений (ГПУ "Мосэкомониторинг", ГУ"Бюро экоанализ", инспекции по маломерным судам);
- финансированиемероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водныхобъектов (для реабилитации 500 га территорий водоохранных зон - участки Верхнейи Нижней Яузы, реки Сетуни, реки Москвы (Братеевская пойма) - в соответствии сбассейновым принципом требуется около 4 млрд. руб., в границах минимальныхводоохранных зон – 2 млрд. руб. до 2010 года);
- мероприятия порегулированию содержания и охране животных;
- содержание ииспользование ООПТ.
Финансированиеприродоохранных мероприятий за счет средств бюджета города Москвыосуществляется за счет следующих источников:
- капитальные вложения(адресная инвестиционная программа, раздел "Охрана окружающей среды")- финансирование нового строительства капитальных гидроочистных сооружений,мусоросжигательных заводов, работ по рекультивации полигонов ТБО. Капитальныевложения составляют основную часть расходов на мероприятия по охране окружающейсреды - около 50% всех расходов бюджета на экологию;
- финансирование работпо компенсационному озеленению, на которые выделяется около 90% всех средствцелевого бюджетного территориального экологического фонда, а также повосстановлению и экологической реабилитации городских водоемов, экологическомумониторингу, НИОКР, экологическому образованию населения;
- текущие расходы -финансирование мероприятий по текущему содержанию, капитальному ремонту ивосстановлению зеленых насаждений, на которые направляется около 80% всехсредств по указанному разделу, а также по цветочному оформлению, экологическомумониторингу, развитию ООПТ, содержанию приютов для бездомных животных. Анализдинамики расходования бюджетных средств за указанный период показывает наличиенестабильности в выделении средств на текущие расходы. Это свидетельствует онедооценке важности мероприятий, финансируемых за счет данного источника.
Объем затрат составитоколо 18 млрд. руб. (финансирование мероприятий - внебюджетные источники,средства предприятий).
Реализация Доктринытребует программного подхода, который может быть осуществлен через созданиепрограммы действий (по аналогии с 6-й Программой ЕС) на период до 2010 года ивнедрение системы эколого-экономических индикаторов.
В настоящее времямногие экономически развитые страны (и регионы) при определении среднесрочных идолгосрочных целей устойчивого развития утверждают и учитывают системыиндикаторов, в том числе эколого-экономические индикаторы. Традиционныесоциально-экономические показатели, такие как валовый региональный продукт,доходы городского бюджета, объем производства промышленной продукции, вводжилья и т.п., не могут отразить эффективность проводимой Правительством Москвыэкологической политики (за показателями экономического роста возможнадеградация окружающей среды, снижение уровня комфортности проживаниянаселения).
Принимаемыеэколого-экономические индикаторы должны удовлетворять следующим основнымкритериям:
- сочетатьэкологические и экономические аспекты;
- иметь однозначнуюинтерпретацию для лиц, принимающих решения;
- иметь количественноевыражение;
- опираться наимеющуюся систему государственной статистики и не требовать значительных затратдля сбора информации и расчетов;
- бытьрепрезентативными для международных сопоставлений;
- предоставлятьвозможность оценки во временной динамике;
- давать сквозноепредставление по уровням (федеральный, региональный) и секторам;
- быть гибкими;
- иметь ограниченноечисло.
Решение экологическихпроблем должно приносить горожанам экономические результаты. Таким образом,применение эколого-экономических индикаторов, имеющих ясный экономическийсмысл, будет помогать понять тенденции в развитии экологической ситуации ипринятии адекватных управленческих решений.
Реализация основныхнаправлений Доктрины обеспечивает достижение показателей качества окружающейсреды по всем природным компонентам (вода, воздух, почвы, зеленые насаждения идр.).
Реализациюмероприятий, определяемых Доктриной, предполагается осуществить в период2005-2010 гг., увязывая их с действующими и вновь принимаемыми целевымипрограммами города Москвы.
Первым этапомреализации Доктрины станет формирование Целевой среднесрочной экологическойпрограммы на 2006-2008 годы.
Приоритеты,определенные в доктрине, должны учитываться при формировании бюджетов всехуровней, разработке новых законодательных и нормативных актов города Москвы.