Настоящие Правила определяют порядок и условия привлечения на период до 2010 года инвестиций в строительство как новых электрических станций, так и дополнительных установок по производству электрической энергии (энергоблоков) на существующих электрических станциях, необходимых для формирования перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в условиях прогнозируемого дефицита электрической мощности в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также механизмы возврата инвесторам инвестированных ими в создание (строительство) генерирующих объектов средств.
Обозначение: | Постановление 738 |
Название рус.: | О порядке формирования перспективного источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 17.06.2011 |
Дата добавления в базу: | 17.06.2011 |
Дата введения в действие: | 07.12.2005 |
Разработан: | Правительство Российской Федерации |
Утвержден: | Правительство Российской Федеpации (07.12.2005) |
Опубликован: | Собрание законодательства РФ № 51 2005 |
ПостановлениеПравительства РФ от 7 декабря 2005 г. N 738
О порядке формирования источника средствна оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей попроизводству электрической энергии и финансирования объектов по производствуэлектрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицитаэлектрической мощности
(с изменениямиот 20 июня 2007 г., 28 мая 2008 г.)
Всоответствии со статьями 21, 29 и 46 Федерального закона "Обэлектроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,N 13, ст. 1177) Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемые Правилафинансирования объектов по производству электрической энергии в целяхпредотвращения возникновения дефицита электрической мощности (далее - Правила),применяемые для финансирования строительства объектов по производствуэлектрической энергии, необходимых для формирования перспективноготехнологического резерва мощностей по производству электрической энергии (далее- перспективный технологический резерв) в условиях прогнозируемого дефицитаэлектрической мощности в целях соблюдения установленных параметров надежностифункционирования Единой энергетической системы России и качества электрическойэнергии.
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г.N400 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2.Возложить на Министерство энергетики Российской Федерации организацию конкурсовинвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва(далее - конкурсы).
Проведениеконкурсов осуществляется в соответствии с правилами, определяемыми Министерствомэнергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2007г. N388 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3.Средства, необходимые для оплаты услуг по формированию перспективноготехнологического резерва, учитываются при установлении для системного операторатарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (втехнологически изолированных территориальных электроэнергетических системах -за счет учета указанных расходов при установлении тарифов для соответствующегосубъекта оперативно-диспетчерского управления). Указанные средства учитываютсяв течение периода применения платы за услуги по формированию перспективноготехнологического резерва, продолжительность которого определяется заключаемым всоответствии с Правилами договором об оказании услуг по формированиюперспективного технологического резерва, и не ранее ввода в эксплуатациюпостроенного генерирующего объекта или первой из отдельных энергоустановок попроизводству электрической энергии (энергоблоков) - комплексов взаимосвязанногооборудования, каждый из которых в отдельности может использоваться дляпроизводства электрической энергии, составляющих в совокупности генерирующийобъект, если условиями конкурса предусмотрено строительство генерирующегообъекта (электростанции), состоящего из отдельных энергоустановок попроизводству электрической энергии (энергоблоков).
Размерплаты за услуги по формированию перспективного технологического резерваопределяется исходя из ее размера, указанного в отобранном в соответствии сПравилами по итогам конкурса инвестиционном проекте.
Средства,формируемые в соответствии с Правилами, направляются на обеспечение возвратасредств, инвестированных в соответствии с Правилами исполнителеминвестиционного проекта в строительство объектов по производству электрическойэнергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности.
4.Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию сМинистерством экономического развития и торговли Российской Федерации,Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам с участиемРоссийского открытого акционерного общества энергетики и электрификации"ЕЭС России" и открытого акционерного общества "Системный оператор- Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" в3-месячный срок разработать и утвердить:
правилапроведения конкурсов;
правилаопределения величины необходимой установленной генерирующей мощностигенерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам конкурса, а такжетерриториального расположения указанных генерирующих объектов, сроков ихсоздания и ввода в эксплуатацию.
5.Утвердить прилагаемые изменения,которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
6.Федеральным органам исполнительной власти привести в 3-месячный срок своинормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Фрадков
Москва
7декабря 2005 г.
N738
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2007г. N388 в настоящие Правила внесены изменения
Правила финансирования объектов по производствуэлектрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицитаэлектрической мощности
(с изменениямиот 20 июня 2007 г.)
1.Настоящие Правила определяют порядок и условия привлечения на период до 2010года инвестиций в строительство как новых электрических станций, в том числесостоящих из отдельных энергоустановок по производству электрической энергии(энергоблоков) (далее - энергоблоки), так и дополнительных энергоблоков насуществующих электрических станциях, необходимых для формированияперспективного технологического резерва мощностей по производству электрическойэнергии (далее - перспективный технологический резерв) в условияхпрогнозируемого дефицита электрической мощности в Единой энергетической системеРоссии и технологически изолированных территориальных электроэнергетическихсистемах (далее - генерирующие объекты), а также механизмы возврата инвестораминвестированных ими в создание (строительство) генерирующих объектов средств.
НастоящиеПравила не исключают возможности использования иных способов финансированиястроительства объектов по производству электрической энергии и привлечения дляэтого инвестиций и не распространяются на отношения, связанные с формированиеми размещением в соответствии с Основами ценообразования в отношенииэлектрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791;2005, N 1, ст. 130), как оперативного, так и стратегического технологическихрезервов мощностей.
2.Основными принципами привлечения инвестиций в строительство генерирующихобъектов в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности всоответствии с настоящими Правилами являются:
а)плановый характер прогнозирования уровня дефицита электрической мощности, в томчисле в части перспективного технологического резерва и строительствагенерирующих объектов, необходимых для покрытия указанного дефицита;
б)обеспечение возврата и необходимой доходности инвестированного капитала,используемого при строительстве генерирующих объектов;
в)предпочтительность строительства генерирующих объектов, осуществляющихпроизводство электрической энергии с использованием новейших технологий;
г)конкурентный характер отбора инвестиционных проектов при формированииперспективного технологического резерва, определяемый равным доступом любыхроссийских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности к участию вконкурсе инвестиционных проектов по формированию перспективноготехнологического резерва (далее - конкурс) и выбором лучшего инвестиционногопроекта из представленных на конкурс по установленному критерию;
д)ограничение срока применения предусмотренного настоящими Правилами механизмапривлечения инвестиций для создания генерирующих объектов, а также объемаустановленной мощности и количества мест размещения вводимых в эксплуатацию всоответствии с настоящими Правилами генерирующих объектов.
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г.N400 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения
3.Строительство каждого генерирующего объекта в соответствии с настоящимиПравилами является предметом отдельного инвестиционного проекта.
Величинаустановленной генерирующей мощности каждого вводимого в эксплуатацию порезультатам конкурса генерирующего объекта или каждого из энергоблоков,составляющих в совокупности генерирующий объект, если условиями конкурсапредусмотрено строительство генерирующего объекта, состоящего из энергоблоков,не может быть ниже количественных характеристик, предъявляемых к участникамоптового рынка электрической энергии (мощности) - поставщикам электрическойэнергии (мощности).
Величинасуммарной установленной генерирующей мощности вводимых в эксплуатацию порезультатам всех конкурсов в соответствии с настоящими Правилами генерирующихобъектов не должна превышать 5 000 МВт.
Величинанеобходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимыхв эксплуатацию по результатам каждого конкурса, а также территориальноерасположение указанных объектов и сроки их создания и ввода в эксплуатациюопределяются до проведения соответствующего конкурса Министерством энергетикиРоссийской Федерации (далее - уполномоченный орган) в соответствии сутверждаемыми им правилами по согласованию с Министерством экономическогоразвития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой иФедеральной службой по тарифам с учетом предложений органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации.
4.Реализация инвестиционных проектов осуществляется инвесторами за счет ихсобственных и (или) привлеченных, в том числе заемных, средств в формекапитальных вложений.
5.Возврат инвестированных в реализацию отобранного по итогам конкурсаинвестиционного проекта средств осуществляется за счет платы за услуги поформированию перспективного технологического резерва, размер которой невключает средства, необходимые для осуществления платежей, вносимыхисполнителем инвестиционного проекта в соответствии с договорами, необходимымидля осуществления им деятельности в сфере электроэнергетики и его участия воптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательствомоб электроэнергетике (далее - платежи в сфере электроэнергетики), котораяприменяется до даты окончания срока действия заключенного в соответствии снастоящими Правилами договора об оказании услуг по формированию перспективноготехнологического резерва.
6.Оплата услуг по формированию перспективного технологического резерва, а такжевозмещение исполнителям инвестиционных проектов уплачиваемых ими платежей всфере электроэнергетики, размер которых не зависит от объема производства(потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, осуществляютсяна основании договора об оказании услуг по формированию перспективноготехнологического резерва (далее - договор).
Обязательствозаказчика услуг по формированию перспективного технологического резерва пооплате этих услуг, а также по возмещению исполнителю инвестиционного проектауплачиваемых им платежей в сфере электроэнергетики, размер которых не зависитот объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрическойэнергии, возникает в определенный договором момент, но не ранее ввода вэксплуатацию генерирующего объекта, создание которого предусмотрено отобраннымпо итогам конкурса инвестиционным проектом, или первого из энергоблоков,составляющих в совокупности генерирующий объект, если условиями конкурса предусмотреностроительство генерирующего объекта, состоящего из энергоблоков. Указанноеобязательство действует до даты окончания срока действия договора. Еслиусловиями конкурса предусмотрено строительство генерирующего объекта,состоящего из энергоблоков, такое обязательство действует в отношении каждогоиз энергоблоков в течение периода времени, одинакового для всех энергоблоков иравного периоду времени, истекающему до даты окончания срока действия договорас предусмотренного условиями конкурса момента ввода в эксплуатацию последнегоиз энергоблоков, составляющих в совокупности генерирующий объект.
7. Оплата услуг по формированию перспективноготехнологического резерва осуществляется с учетом фактического исполненияисполнителем инвестиционного проекта обязательств по поддержанию построенных всоответствии с отобранным по итогам конкурса инвестиционным проектомгенерирующих объектов (отдельных энергоблоков, составляющих в совокупностигенерирующий объект) в состоянии готовности к производству электрическойэнергии в течение периода времени, определенного условиями договора, в порядкеи на условиях, устанавливаемых в соответствии с требованиями, определяющимипорядок планирования и ведения системным оператором электроэнергетическихрежимов Единой энергетической системы России (порядок планирования и веденияэлектроэнергетических режимов в технологически изолированных территориальныхэлектроэнергетических системах), вывода в ремонт и из эксплуатации объектовэлектроэнергетики, а также работы оптового рынка электрической энергии(мощности).
Вслучае неисполнения указанных обязательств причитающаяся исполнителюинвестиционного проекта плата за услуги по формированию перспективноготехнологического резерва уменьшается пропорционально разнице между периодом, определеннымусловиями договора, и фактическим периодом готовности к производствупринадлежащего ему генерирующего объекта (энергоблоков, составляющих всовокупности генерирующий объект), при этом для расчета размера указанной платыв часы максимума нагрузок применяется штрафной коэффициент, установленныйправилами проведения конкурсов, утверждаемыми уполномоченным органом.
8.Отбор инвестиционных проектов осуществляется путем проведения открытыхконкурсов, к участию в которых допускаются любые российские и иностранныесубъекты предпринимательской деятельности.
9. Конкурсы организуются и проводятся организатором конкурсовв соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом, в которыхопределяются в том числе:
а)требования к участникам конкурса, включая предварительные квалификационныетребования, требования к величине коэффициента полезного действия генерирующихобъектов, экологическим характеристикам их работы, диапазонам и минимальнойскорости изменения нагрузок генерирующих объектов, позволяющих использоватьуказанные объекты во вторичном и третичном регулировании частоты, а такжедругие требования, обеспечивающие использование при реализации инвестиционногопроекта новейших технологий в области производства электрической энергии(мощности);
б)порядок осуществления анализа и отбора инвестиционных проектов, включая порядокопределения величины параметров, рассматриваемых при анализе и отбореинвестиционных проектов, в том числе прогноза динамики цены на газ,используемой для определения тарифа на электрическую энергию, прогнозируемойпродолжительности периода времени, в течение которого предполагаетсяиспользование генерирующих объектов для производства электрической энергии,рассчитываемой суммарно на весь срок действия договора, ставки дисконтирования,применяемой при определении стоимости инвестиционного проекта, а такжетребования к публикуемой организатором конкурса модели загрузки генерирующихмощностей на оптовом рынке электрической энергии (мощности);
б1)возможность строительства генерирующего объекта, состоящего из энергоблоков,которые поэтапно вводятся в эксплуатацию;
в)формула расчета тарифа на электрическую энергию, применяемая для определениястоимости электрической энергии, при производстве которой в качестве основноготоплива используется газ. В качестве основных параметров при определенииуказанной формулы применяются в том числе цена на газ, удельный расход газа,дифференцированный в зависимости от режима загрузки генерирующих объектов,сумма уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфереэлектроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления)и (или) поставки (покупки) электрической энергии, и определяемый условиямиконкурса единый для всех инвестиционных проектов показатель доходностикапитала, используемого при производстве электрической энергии;
г)условия оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва, втом числе размер штрафного коэффициента, применяемого для определения размерауказанной платы в соответствии с пунктом 7настоящих Правил. При этом условия оплаты должны учитывать поэтапный ввод вэксплуатацию энергоблоков, составляющих в совокупности генерирующий объект,если условиями конкурса предусмотрено строительство генерирующего объекта,состоящего из энергоблоков;
д)порядок определения условий обеспечения исполнения обязательств по реализацииинвестиционного проекта;
е)порядок определения и применения предельной стоимости инвестиционного проекта,определяемой в соответствии с пунктом 10настоящих Правил, при превышении которой проект не может быть отобран порезультатам конкурса.
Размер прогнозной валовой выручки отоказания услуг по формированию перспективного технологического резерва и отпродажи электрической энергии складывается из суммарного размера платы за предоставлениеуслуг по формированию перспективного технологического резерва, получаемой завесь срок действия договора, и суммарной стоимости электрической энергии зауказанный период, равной произведению тарифа на электрическую энергию ипрогнозного совокупного объема произведенной в течение указанного периодаэлектрической энергии. Если условиями конкурса предусмотрено строительствогенерирующего объекта, состоящего из энергоблоков, размер прогнозной валовойвыручки от оказания услуг по формированию перспективного технологическогорезерва определяется исходя из продолжительности периодов времени, в течениекоторых действует обязательство заказчика таких услуг по их оплате в отношениикаждого энергоблока, и размера платы за предоставление услуг по формированиюперспективного технологического резерва в отношении каждого энергоблока.
Прогнозный совокупный объем произведеннойэлектрической энергии определяется как произведение величины установленнойгенерирующей мощности генерирующего объекта, указанной в инвестиционномпроекте, и устанавливаемой условиями конкурса в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил прогнозируемойпродолжительности периода времени, в течение которого предполагаетсяиспользование генерирующих объектов для производства электрической энергии.Если условиями конкурса предусмотрено строительство генерирующего объекта,состоящего из энергоблоков, прогнозный совокупный объем произведеннойгенерирующим объектом электрической энергии составляет сумма прогнозныхсовокупных объемов произведенной электрической энергии, определенных указаннымв настоящем абзаце способом в отношении каждого энергоблока.
11.Реализация отобранного по итогам конкурса инвестиционного проектаосуществляется на основании договора, заключаемого исполнителемсоответствующего инвестиционного проекта с организатором конкурса и системнымоператором (в технологически изолированных территориальныхэлектроэнергетических системах - соответствующим субъектомоперативно-диспетчерского управления).
Вдоговоре определяются основные условия участия исполнителя инвестиционногопроекта в отношениях по купле-продаже электрической энергии на оптовом рынкеэлектрической энергии (мощности) с учетом особенностей, определенных условиямиконкурса.
12.С момента ввода в эксплуатацию предусмотренного инвестиционным проектомгенерирующего объекта или первого из энергоблоков, составляющих в совокупностигенерирующий объект, если условиями конкурса предусмотрено строительствогенерирующего объекта, состоящего из энергоблоков, исполнитель инвестиционногопроекта получает статус субъекта оптового рынка - участника обращенияэлектрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) вустановленном законодательствомоб электроэнергетике порядке при условии выполнения им предъявляемых ксубъектам оптового рынка требований.
1.Внести в Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии вРоссийской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 26 февраля 2004 г. N109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791;2005, N 1, ст. 130), следующие изменения:
а)в пункте 44:
первыйабзац изложить в следующей редакции:
"44.Технологический резерв мощности, расходы на содержание которого включаются всоответствии с пунктом 42 настоящего документа в необходимую валовую выручкупри расчете ставки тарифа на установленную генерирующую мощность, включает всебя оперативный и стратегический резервы мощности.";
вчетвертом абзаце слова "Технологический резерв мощностираспределяется" заменить словами "Указанные виды технологическогорезерва мощности распределяются";
б)дополнить пунктом 49.1 следующего содержания:
"49.1Тариф на электрическую энергию, выработанную объектом по производству электрическойэнергии, введенным в эксплуатацию в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738, определяется Федеральнойслужбой по тарифам в соответствии с настоящим пунктом.
Вслучае использования газа в качестве основного топлива тариф на электрическуюэнергию определяется по формуле расчета тарифа на электрическую энергию,установленной утверждаемыми в соответствии с указанным постановлением правиламипроведения конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективноготехнологического резерва мощностей по производству электрической энергии, наосновании заявленных в отобранном по итогам конкурса инвестиционном проектепараметров, в том числе цены на газ, удельного расхода газа,дифференцированного в зависимости от режима загрузки генерирующих объектов,суммы уплачиваемых исполнителем инвестиционного проекта платежей в сфереэлектроэнергетики, размер которых зависит от объема производства (потребления)и (или) поставки (покупки) электрической энергии и определяемого условиямиконкурса единого для всех инвестиционных проектов показателя доходностикапитала, используемого в производстве электрической энергии.
Вслучае использования при производстве электрической энергии в качествеосновного иного вида топлива (уголь, мазут, гидроресурсы, иной источникпервичной энергии) тариф на электрическую энергию определяется исходя изстоимости электрической энергии, приведенной в отобранном в соответствии суказанным постановлением по итогам конкурса инвестиционном проекте на каждыйгод в течение всего срока оплаты услуг по формированию перспективноготехнологического резерва мощностей по производству электрической энергиираздельно для любых трех режимов загрузки объекта по производству электрическойэнергии, предусматривающих различные диапазоны использования установленнойгенерирующей мощности указанного объекта для производства электрическойэнергии, а также из размера зависящих от объема производства (потребления) и(или) поставки (покупки) электрической энергии платежей, вносимых всоответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфереэлектроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии(мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике.";
в)дополнить пункт 67 абзацем следующего содержания:
"Прирасчете тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению учитываютсярасходы, определяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 7 декабря 2005 г. N 738, на оплату услуг по формированию перспективноготехнологического резерва мощностей по производству электрической энергии, атакже на возмещение исполнителям инвестиционных проектов платежей, вносимых имив соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности всфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрическойэнергии (мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике,размер которых не зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки(покупки) электрической энергии. Указанные расходы могут учитываться в тарифена услуги по оперативно-диспетчерскому управлению с учетом территориальногорасположения объектов по производству электрической энергии, введенных вэксплуатацию в соответствии с указанным постановлением.".
2.Внести в Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденныепостановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 770), следующиеизменения:
а)пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"Поставкагаза лицам, оказывающим услуги по формированию перспективного технологическогорезерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738,осуществляется на основании договора с поставщиком газа, заключенного на срокне менее срока действия договора об оказании услуг по формированиюперспективного технологического резерва мощностей по производству электрическойэнергии, если иное не установлено соглашением сторон.";
б)пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14.Неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при поставках егона коммунально-бытовые нужды, для населения и для котельных и тепловыхэлектростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергиикоммунально-бытовых организаций и населения, а также для генерирующих объектов,с использованием которых в электроэнергетике оказываются услуги по формированиюперспективного технологического резерва мощностей по производству электрическойэнергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7декабря 2005 г. N 738, если в отношении этих объектов в соответствии сзаконодательством Российской Федерации определен объем электрической энергии,обязательный для производства при неравномерном графике их загрузки в течениесуток".