ПостановлениеПравительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 700
Оподпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на2002-2010 годы"
ПравительствоРоссийской Федерации постановляет:
1. Утвердитьприлагаемую подпрограмму "Государственные жилищные сертификаты" на2004-2010 годы, входящую в состав федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы.
2. Министерству экономического развития и торговлиРоссийской Федерации и Министерству финансов Российской Федерациипредусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджетавыделение средств на реализацию подпрограммы, утвержденной настоящим постановлением,исходя из возможностей федерального бюджета.
3. Установить,что разъяснения о порядке реализации подпрограммы, утвержденной настоящимпостановлением, дает Государственный комитет Российской Федерации построительству и жилищно-коммунальному комплексу.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Касьянов
Подпрограмма
"Государственныежилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящая в состав федеральнойцелевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
|
Основание для разработки подпрограммы | постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 450 "О продлении на 2003 год срока действия федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"
|
заказчик подпрограммы | Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
|
Цель и задачи подпрограммы | обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к следующим категориям: военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы из указанных органов и учреждений; граждане, уволенные с военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета; другие категории граждан, определенные настоящей подпрограммой
|
Срок реализации подпрограммы
| 2004-2010 годы |
Объем и источник финансирования подпрограммы
| объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 114510,7 млн. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
| обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета 125 тыс. семей граждан - участников подпрограммы
|
Индикаторы реализации подпрограммы | количество государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы, и размер средств федерального бюджета, предусмотренных на их реализацию, количество реализованных государственных жилищных сертификатов и размер средств федерального бюджета, выделенных на их погашение
|
Исполнители подпрограммы | федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кредитные и другие организации, участвующие в реализации подпрограммы
|
Система организации контроля за реализацией подпрограммы | государственный заказчик осуществляет общее руководство подпрограммой и контроль за ее реализацией. Органы исполнительной власти отчитываются перед государственным заказчиком подпрограммы о выдаче в установленные сроки государственных жилищных сертификатов. Кредитные организации, участвующие в реализации подпрограммы, представляют сведения об оплате государственных жилищных сертификатов государственному заказчику подпрограммы. Государственный заказчик подпрограммы представляет ежегодно в установленном порядке доклад о ходе реализации подпрограммы
|
Проблемаобеспечения жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органови учреждений уголовно-исполнительной системы, подлежащих увольнению с военнойслужбы (службы), граждан, уволенных с военной службы (службы), а такжеприравненных к ним лиц и членов их семей до настоящего времени остается однойиз наиболее острых социальных проблем.
По данныморганов исполнительной власти Российской Федерации, в которых состоят на учетенуждающихся в улучшении жилищных условий указанные категории граждан, ихчисленность составляет около 570 тыс. семей, в том числе 210 тыс. семей неимеют жилья для постоянного проживания и около 60 тыс. семей подлежатпереселению из закрытых военных городков. В органах исполнительной властисубъектов Российской Федерации из общего количества семей на учете нуждающихсяв улучшении жилищных условий состоят 120 тыс. семей, из которых 40 тыс. семейне имеют жилья для постоянного проживания.
УказамиПрезидента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 "Осовершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых другихкатегорий граждан" и от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспеченияжильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РоссийскойФедерации, Государственной противопожарной службы Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительнойсистемы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенныхсо службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетнойформой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянногопроживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан,уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) впериод прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военнуюслужбу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы,которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службысотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственнойпротивопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета,граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов ихсемей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, являютсявыпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат).
Реализацияданных указов Президента Российской Федерации осуществлялась в рамкахфедеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты",утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января1998 г. N 71 "О федеральной целевой программе "Государственныежилищные сертификаты". Порядок ее реализации определялся постановлениямиПравительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 320 "О мерах пообеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищныесертификаты", от 9 декабря 1998 г. N 1458 "О дополнительных мерах пообеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищныесертификаты", от 29 марта 1999 г. N 351 "Вопросы реализациипрезидентской программы "Государственные жилищные сертификаты", от 29сентября 1999 г. N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службысотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственнойпротивопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органови учреждений", от 13 октября 1999 г. N 1157 "Об утверждении Порядказачисления в федеральный бюджет средств, предусмотренных для финансовогообеспечения президентской программы "Государственные жилищные сертификаты",и их предоставления в 1999 году", от 24 ноября 1999 г. N 1290 "Обобеспечении жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военнойслужбы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в ВооруженныхСилах Российской Федерации на территории космодрома Байконур, а также гражданРоссийской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур",от 19 марта 2002 г. N 168 "О совершенствовании деятельности по реализациифедеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"и от 21 июня 2002 г. N 450 "О продлении на 2003 год срока действияфедеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
Во исполнениеуказанных постановлений были выпущены ведомственные нормативные акты ираспорядительные документы, определяющие порядок реализации федеральной целевойпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Программа)федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации и устанавливающие систему контроля и отчетности,а также подписан ряд межведомственных документов. Тем самым была сформировананормативная правовая база в целях реализации Программы.
Системагоризонтального и вертикального управления Программой охватила более 3 тыс.органов и организаций, кроме того, в нее вошли рабочие группы и комиссии пореализации Программы, образованные в федеральных органах исполнительной властии органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На конкурснойоснове определен генеральный управляющий Программой - консорциум в составегосударственного учреждения "Объединенная Дирекция по реализациифедеральных инвестиционных программ" Государственного комитета РоссийскойФедерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, открытого акционерногообщества "Военно-страховая компания" и открытого акционерногообщества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Дляорганизации взаимодействия указанных групп и комиссий и работы с гражданами -участниками Программы в ряде федеральных округов и субъектов РоссийскойФедерации созданы представительства генерального управляющего Программой. Ворганах исполнительной власти выделены подразделения и назначены должностныелица, ответственные за реализацию Программы.
Дляорганизации оплаты выпущенных сертификатов Министерством финансов РоссийскойФедерации заключено соглашение со Сберегательным банком Российской Федерации(отобранным на конкурсной основе для обслуживания граждан - участниковПрограммы), регламентирующее взаимодействие банка с Министерством и рабочимигруппами по реализации Программы.
Анализ ходареализации Программы позволяет оценить действенность ее основных принципов,таких, как добровольность, целевое адресное предоставление средств федеральногобюджета, определение размера безвозмездной субсидии на основе норматива среднейстоимости 1 кв. метра общей площади жилья, а также привлечение собственных илизаемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья.
Принципдобровольного участия сыграл положительную роль на начальном этапе реализацииПрограммы. Однако в связи с принятыми Правительством Российской Федерациимерами по повышению ее привлекательности и намечаемым постепенным переходом отпредоставления жилья в натуральной форме (в виде квартиры) к его денежномуэквиваленту данный принцип со временем потеряет свою актуальность.
Принципцелевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жильядоказал свою эффективность, поскольку позволил:
решатьжилищную проблему путем предоставления гражданам возможности приобретенияготового жилья на рынке;
предоставлятьгражданам право выбора местоположения жилья и его качественных характеристик;
обеспечитьрасходование бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам -участникам Программы, только на приобретение жилья;
избежатьзамораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
Принципопределения по каждому субъекту Российской Федерации норматива среднейстоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмезднойсубсидии на приобретение жилых помещений гражданами за счет средствфедерального бюджета показал свою действенность, так как позволяет учитыватьсостояние рынка жилья.
Однакометодику, утвержденную Государственным комитетом Российской Федерации построительству и жилищно-коммунальному комплексу, необходимо усовершенствоватьисходя из приоритетных направлений государственной жилищной политики.
Принциппривлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан был реализованне в полной мере. Основная часть владельцев сертификатов приобретала жилыепомещения, площадь которых ниже социальной нормы общей площади жилья (исходя изэтой нормы определяется размер безвозмездной субсидии), в связи с отсутствиемденежных средств и невозможностью привлечения для приобретения жилья кредитов банков,в том числе ипотечных.
Важноесоциальное значение имел учет права граждан - участников Программы надополнительную общую площадь жилого помещения при расчете размера безвозмезднойсубсидии.
Главнымраспорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для реализацииПрограммы, являлось Министерство финансов Российской Федерации. Такаяорганизация финансирования позволила осуществлять надежный контроль за целевымиспользованием средств, но при этом вошла в противоречие с положениями Бюджетногокодекса Российской Федерации.
Программойбыло предусмотрено обеспечение в 1998 - 2002 годах постоянным жильем 210 тыс.семей, в том числе:
160 тыс. семейграждан, уволенных с военной службы;
50 тыс. семейвоеннослужащих, увольняемых с военной службы.
Всего за 5 летреализации Программы выпущено около 102 тыс. сертификатов:
1998 год -12,8 тыс. штук;
1999 год -16,3 тыс. штук;
2000 год - 25тыс. штук;
2001 год -21,3 тыс. штук;
2002 год - 27тыс. штук.
В 2003 годупредусмотрено выпустить около 18 тыс. сертификатов.
За периодреализации Программы на ее финансирование направлены средства федеральногобюджета в сумме 39,7 млрд.рублей.
Реализациясертификатов в целом по Программе составляет 87 процентов.
В ходереализации Программы выявилась необходимость формирования и ведения единогореестра выданных и оплаченных сертификатов. Для этого генеральным управляющимПрограммой разработана и введена в эксплуатацию автоматизированнаяинформационная система учета выдачи и реализации сертификатов.
Введение впрактику реализации Программы порядка, при котором граждане - участникиПрограммы берут обязательство освободить занимаемое жилье после приобретенияновой жилой площади с помощью сертификата, позволяет высвободить жилье дляповторного заселения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий иимеющими право на льготы при получении жилья.
Несмотря наположительные итоги реализации Программы, можно отметить и ее недостатки:
Программойбыли охвачены не все категории граждан, которым в соответствии сзаконодательством предоставлено право на получение субсидии;
требуетсядальнейшее совершенствование методики определения средней стоимости 1 кв. метраобщей площади жилья, используемой при расчете размера субсидии;
не разработанымеханизмы, позволяющие владельцам сертификатов воспользоваться банковскимкредитом, в том числе ипотечным;
отсутствуетвозможность приобретать строящееся жилье, а также использовать средствасубсидии для строительства индивидуального жилого дома;
требуетсясовершенствование системы документооборота в части сокращения сроковпрохождения документов от момента оформления сертификата до его реализации;
несовершенствосистемы учета жилья, высвобождаемого владельцами сертификатов.
В связи с тем,что Программа показала свою действенность, ее основные принципы и механизмыреализации сохранены при разработке подпрограммы "Государственные жилищныесертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевойпрограммы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма).
Необходимостьустойчивого функционирования системы предоставления субсидий отдельнымкатегориям граждан определяет целесообразность использованияпрограммно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она:
является однойиз приоритетных при формировании федеральных целевых программ, а ее решениепозволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни населения,создать условия для функционирования и развития рынка жилья;
носитмежотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участияфедерального центра;
не может бытьрешена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходовкапитального характера в течение нескольких лет;
носиткомплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социальногоблагополучия и общее экономическое развитие.
Особенностиструктуры, состава, схемы финансирования, форм и методов текущего управления иконтроля за реализацией подпрограммы обусловлены существующей нормативнойправовой базой и спецификой обеспечения соответствующих категорий граждансертификатами.
При разработкенормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию подпрограммы, будутучтены возможности использования системы ипотечного жилищного кредитования,разработан механизм приобретения строящегося жилья и осуществлено дальнейшеесовершенствование системы управления и финансирования подпрограммы.
Главной цельюподпрограммы является обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащихувольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджетасотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственнойпротивопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений,граждан, уволенных с военной службы (службы), граждан, подлежащих переселениюиз закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиямихозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц.
С этой цельюподпрограммой предусматривается использование средств федерального бюджета дляпредоставления гражданам указанных категорий безвозмездной субсидии наприобретение жилья (далее - субсидия).
Гражданамперечисленных категорий, имеющим право на получение субсидии и принявшимрешение участвовать в подпрограмме (далее - граждане - участники подпрограммы),субсидия предоставляется в размере, равном расчетной стоимости жилого помещенияпо социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности.
Участие вподпрограмме добровольное.
Граждане -участники подпрограммы могут реализовать свое право на получение субсидии толькоодин раз.
Органыисполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаныпроинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, обусловиях ее реализации, а указанные граждане - дать письменное согласие научастие в ней на этих условиях.
Право наполучение субсидии имеют следующие категории граждан Российской Федерации ичлены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшениижилищных условий:
военнослужащие,подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возрастапребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых вкалендарном исчислении составляет 10 и более лет;
сотрудникиорганов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средствфедерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельноговозраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых вкалендарном исчислении составляет 10 и более лет;
сотрудникиГосударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации поделам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета иувольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания наслужбе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислениисоставляет 10 и более лет;
сотрудникиучреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРоссийской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета иувольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания наслужбе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислениисоставляет 10 и более лет;
члены семейвоеннослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) впериод прохождения военной службы. При этом вдовы (вдовцы) военнослужащих,погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту, имеютправо на получение субсидии до повторного вступления в брак;
члены семейграждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) послеувольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребыванияна военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарномисчислении составляет 10 и более лет. При этом за вдовами (вдовцами) указанныхграждан право на получение субсидии сохраняется до повторного вступления вбрак;
граждане,уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания навоенной службе, или по состоянию здоровья, или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых вкалендарном исчислении составляет 10 и более лет;
граждане,уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учрежденийи органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РоссийскойФедерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении имипредельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службыкоторых в календарном исчислении составляет 10 и более лет;
граждане,подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений сособыми условиями хозяйственной деятельности.
В общуюпродолжительность военной службы (службы) включается суммарнаяпродолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органахвнутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службыМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Граждане,проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городковпосле 1998 года, могут принять участие в подпрограмме в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации, если они стояли в очереди на улучшениежилищных условий в субъектах Российской Федерации, избранных для постоянногопроживания, до исключения закрытого военного городка из перечня закрытыхвоенных городков.
Формированиесписков получателей сертификатов и выдача сертификатов осуществляются по местуучета граждан - участников подпрограммы.
Субсидиипредоставляются в первую очередь гражданам - участникам подпрограммы, неимеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РоссийскойФедерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению иззакрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиямихозяйственной деятельности, созданных в установленном порядке для выполнениянародно-хозяйственных задач.
Применительнок подпрограмме основанием для признания граждан - участников подпрограммы неимеющими жилых помещений является:
отсутствиежилых помещений для постоянного проживания;
проживание вобщежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилогопомещения для постоянного проживания;
проживание наусловиях поднайма (коммерческого найма) при отсутствии другого жилого помещениядля постоянного проживания.
Сертификатывыпускаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов,ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком подпрограммы посогласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерствомобороны Российской Федерации и утверждаемым Правительством РоссийскойФедерации.
Сертификатывыпускаются в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральномбюджете на соответствующий год. Распределение сертификатов между федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации осуществляется на основании заявки, представленной имигосударственному заказчику подпрограммы, пропорционально количествусертификатов, необходимому для выдачи гражданам - участникам подпрограммы.
Сертификатявляется именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участникаподпрограммы на получение субсидии. Сертификат не является ценной бумагой, онне подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации.
Порядоквыпуска и погашения сертификатов определяется Правительством РоссийскойФедерации.
Срок действиясертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи.
Расчет размерасубсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилогопомещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьигражданина - участника подпрограммы и средней рыночной стоимости 1 кв. метраобщей площади жилья.
Показателисредней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяютсяГосударственным комитетом Российской Федерации по строительству ижилищно-коммунальному комплексу в соответствии с утверждаемой в установленномпорядке методикой определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общейплощади жилья для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений.
Социальнаянорма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии,устанавливается в следующих размерах:
для семьичисленностью 1 человек - 33 кв. метра;
для семьичисленностью 2 человека - 42 кв. метра;
для семьичисленностью 3 и более человек - n х 18 кв. метров, где n - число лиц,признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательствомРоссийской Федерации.
Для граждан -участников подпрограммы, имеющих в соответствии с пунктом 8 статьи 15Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзацем третьимстатьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации,утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23декабря 1992 г. N 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилогопомещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительнойобщей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.
Размерсубсидии рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачусертификата гражданину - участнику подпрограммы, указывается в сертификате иявляется неизменным на весь срок его действия.
Расчет размерасубсидии производится на дату выдачи сертификата, указанную в бланкесертификата.
Особенностипорядка предоставления субсидий гражданам - участникам подпрограммы и членам ихсемей, владеющим жилыми помещениями на праве собственности или проживающим вних по договору социального найма и признанным нуждающимися в улучшениижилищных условий, определяются Правительством Российской Федерации.
Граждане -участники подпрограммы могут приобретать на первичном или вторичном рынке жильяу любых физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилоепомещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома),отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенноеприменительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянногопроживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), какза счет средств субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных(кредитных) средств.
Общая (жилая)площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьигражданина - участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, неможет быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленнойорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки научет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членовсемьи владельца сертификата.
Приприобретении гражданином - участником подпрограммы за счет средств субсидии илис привлечением собственных или заемных (кредитных) средств более одного жилогопомещения право собственности на приобретаемые жилые помещения реализуется подоговоренности членов его семьи. Такое приобретение возможно только приусловии, что размер общей (жилой) площади приобретаемых жилых помещений врасчете на одного собственника будет не меньше нормы общей (жилой) площадижилого помещения, установленной для постановки на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий в месте приобретения жилья.
Полученныйсертификат сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается отдельныйблокированный целевой лицевой счет, предназначенный для зачисления субсидии. Науказанный счет могут быть зачислены также личные или заемные (кредитные)средства гражданина - участника подпрограммы.
Отбор банков,участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется на конкурсной основе.Условия конкурса определяются государственным заказчиком подпрограммы посогласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банкомРоссийской Федерации.
Владелецсертификата в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор(договоры), явившийся (явившиеся) основанием для государственной регистрацииправа на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения), иправоустанавливающие документы на жилое помещение (жилые помещения),приобретенное (приобретенные) посредством реализации такого договора (договоров).
Банкосуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленныхусловий принимает договор (договоры) к оплате.
Перечислениесредств с отдельного блокированного целевого лицевого счета лицу (лицам),участвующему (участвующим) в договоре (договорах), осуществляется в безналичнойформе в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора (договоров) коплате.
Послеприобретения жилья с помощью сертификата граждане - участники подпрограммыисключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий засчет средств федерального (местного) бюджета.
В случае есливладелец сертификата по какой-либо причине не смог решить своей жилищнойпроблемы в установленный подпрограммой срок действия сертификата и невоспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет правона улучшение жилищных условий, в том числе и на дальнейшее участие вподпрограмме в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти,осуществляющими выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся вулучшении жилищных условий.
Государственныйзаказчик подпрограммы осуществляет:
общееруководство подпрограммой;
выпуск ипогашение сертификатов;
координацию иконтроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и юридических лиц по реализации подпрограммы в части исполненияими положений подпрограммы.
Для текущегоуправления реализацией подпрограммы государственный заказчик передаетгосударственному учреждению "Объединенная Дирекция по реализациифедеральных инвестиционных программ" Государственного комитета РоссийскойФедерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу следующие функции:
обеспечениевзаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления,а также юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы;
подготовкапроекта графика выпуска и распределения сертификатов на основе анализа заявокна выпуск сертификатов, поступающих от федеральных органов исполнительнойвласти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
подготовкапроектов сводных заявок на выпуск сертификатов;
участие восуществлении контроля за деятельностью рабочих групп (комиссий), созданныхорганами исполнительной власти, в части исполнения ими положений подпрограммы;
ведениеединого реестра выданных и оплаченных сертификатов;
представлениеинформации об оплате сертификатов органам исполнительной власти, выдавшим их;
обеспечениечерез банки, участвующие в реализации подпрограммы, своевременной оплатыдоговоров приобретения жилья, предъявленных владельцами сертификатов (в срок неболее 10 рабочих дней с даты принятия банком договора к оплате);
учет средств,использованных на реализацию подпрограммы;
представлениев установленные сроки государственному заказчику подпрограммы отчета о ходе еереализации и об использовании бюджетных средств.
Государственныйзаказчик подпрограммы может на договорной основе передать организациям,отобранным в результате конкурса, следующие функции:
проведение всредствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросамреализации подпрограммы;
разработка ираспространение информационно-разъяснительных материалов о подпрограмме,предназначенных для получателей сертификатов;
организация всубъектах Российской Федерации деятельности общественных приемных по работе сгражданами - участниками подпрограммы;
оказаниегражданам - участникам подпрограммы консультативной помощи в решении вопросов,возникающих в процессе реализации сертификатов с момента их выдачи до моментаприобретения жилья.
Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации являются организаторамимероприятий по реализации подпрограммы на соответствующей территории, выдаютгражданам в установленном порядке сертификаты, а также в пределах своейкомпетенции осуществляют контроль за реализацией подпрограммы органами местногосамоуправления.
Федеральныеорганы исполнительной власти, в которых состоят на учете граждане - участникиподпрограммы, организуют работу по выдаче им сертификатов.
Контроль зареализацией подпрограммы осуществляется по следующим показателям:
количествосертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы, и размер средствфедерального бюджета, предусмотренных на их реализацию;
количествореализованных сертификатов и размер средств федерального бюджета, выделенных наих погашение.
Мероприятия,обеспечивающие реализацию подпрограммы, направлены на решение поставленныхзадач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовойбазы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированиюкапитальных и других расходов за счет средств федерального бюджета. В качествекритериев успешности решения поставленных задач будут использоваться целевыепоказатели, приведенные в предыдущем разделе.
Переченьосновных мероприятий, обеспечивающих реализацию подпрограммы, приведен в приложении N 1.
В составмероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы включена разработканормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятийподпрограммы.
В составнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ входят работы посовершенствованию нормативной правовой базы, повышению эффективности механизмовреализации подпрограммы, исследованию рынка недвижимости с целью предоставленияинформации гражданам - участникам подпрограммы о вариантах приобретения жилья,совершенствованию электронной системы учета граждан - участников подпрограммы.
Организационныемероприятия будут направлены на дальнейшее совершенствование системы управленияи контроля за реализацией подпрограммы, а также на оказание конкретной помощигражданам - участникам подпрограммы в регионах, формирование единой базы данныхо гражданах - участниках подпрограммы, ведение единого реестра выданных иоплаченных сертификатов, а также проведение информационно-разъяснительнойработы.
Общий объемфинансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет114510,7 млн. рублей, в том числе:
государственные капитальные вложения - 114156 млн.рублей
изних:
органам исполнительной власти субъектов - 34482 млн.рублей
Российской Федерации федеральным органам
исполнительной власти (включая средства
дляпереселения из закрытых военных городков) -79674 млн. рублей
научно-исследовательские и - 15 млн. рублей
опытно-конструкторские работы, входящие в
составНИОКР федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы
прочиенужды (на организацию текущего - 339,7 млн. рублей.
управления реализацией подпрограммы, включая
финансирование деятельности дирекции
подпрограммы и оплату услуг кредитных и
другихорганизаций, отобранных по конкурсу,
атакже изготовление бланков сертификатов)
Объемфинансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2004 - 2010годах приведен в приложении N 2 и ежегодно будетуточняться исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
Исходя изпланируемого финансового обеспечения, расчетное число семей граждан -участников подпрограммы составляет 125 тыс. семей, в том числе:
состоящих на учетев субъектах Российской Федерации - 40 тыс. семей;
состоящих научете в федеральных органах исполнительной власти, включая семьи граждан,подлежащих переселению из закрытых военных городков, - 85 тыс. семей.
Прогнозныйобъем выпуска сертификатов в 2004 - 2010 годах приведен в приложенииN 3.
Эффективностьреализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств федеральногобюджета обеспечивается за счет:
исключениявозможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачностипрохождения средств федерального бюджета;
мобильностииспользования средств федерального бюджета, предусмотренных для оплатыприобретаемого жилья (в течение 15 - 20 дней);
государственногорегулирования порядка расчета и предоставления субсидии;
экономиибюджетных средств, выделяемых на предоставление субсидий, в сравнении сосредствами, направляемыми на финансирование строительства, за счет отсутствия вцене жилья стоимости земли и обременений, связанных с развитием инженерной исоциальной инфраструктур (до 15 процентов);
адресногопредоставления средств федерального бюджета;
возможностипривлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретенияжилья.
Успешнаяреализация подпрограммы позволит:
обеспечитьжильем за счет средств федерального бюджета около 125 тыс. семей граждан -участников подпрограммы, имеющих право на получение жилья за счет средствфедерального бюджета;
высвободитьранее занимаемое гражданами - участниками подпрограммы жилье для егопредоставления военнослужащим и другим категориям граждан;
оказатьвлияние на развитие рынка недвижимости;
поддержатьстроительный комплекс и сохранить рабочие места в строительстве и напредприятиях по производству строительных материалов;
развитьсистему ипотечного жилищного кредитования;
усовершенствоватьнормативную правовую базу в области обеспечения жильем отдельных категорийграждан;
создатьусловия для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, а такжеснизить социальную напряженность среди военнослужащих и некоторых другихкатегорий граждан.
| Срок выполнения | Ответственные исполнители | |
1 | Подготовка законопроектов о внесении в законодательные акты "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О милиции", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" изменений и дополнений по вопросам, связанным с обеспечением соответствующих категорий граждан (и их семей) сертификатами | 2004 - 2005 годы | Госстрой России Минобороны России МВД России Минтруд России Минэкономразвития России Минфин России Минюст России |
2 | Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы | I квартал 2004 г. | Госстрой России Минобороны России Минфин России Минюст России |
3 | Подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Российской Федерации от16 марта 2000 г. N 394-р | I квартал 2004 г. | Госстрой России Минфин России Минобороны России |
4 | Внесение в ведомственные нормативные акты и нормативные акты субъектов Российской Федерации изменений и дополнений, обеспечивающих реализацию мероприятий подпрограммы органами исполнительной власти | II квартал 2004 г. | органы исполнительной власти, участвующие в реализации подпрограммы |
5 | Исследования рынка недвижимости с целью предоставления гражданам - участникам подпрограммы информации о наличии жилья | 2004 - 2007 годы | Госстрой России Госкомстат России Минобороны России |
6 | Подготовка новой редакции методики определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидий, выделяемых гражданам - участникам подпрограммы | I квартал 2004 г. | Госстрой России Минобороны России |
7 | Совершенствование методологического, программного, информационного и технического обеспечения системы учета граждан - участников подпрограммы и контроля за ее реализацией | 2004 - 2007 годы | Госстрой России Минобороны России |
8 | Совершенствование и внедрение системы методического и программного обеспечения, предназначенной для подготовки информационно-аналитических материалов, и организация контроля за выполнением подпрограммы и отчетности | 2004 - 2009 годы | Госстрой России Госкомстат России Минфин России |
9 | Проведение разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы (в том числе через печатные и электронные средства массовой информации), организация и проведение конференций, семинаров, выставок, круглых столов и др. с целью повышения эффективности использования средств, выделяемых на реализацию подпрограммы | 2004 - 2010 годы | Госстрой России Минобороны России Минэкономразвития России Минфин России |
10 | Развитие сети общественных приемных и представительств для оказания консультативной помощи гражданам - участникам подпрограммы в реализации сертификатов | 2004 - 2010 годы | Госстрой России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Объем финансирования подпрограммы в 2004 - 2010 годах
(млн. рублей,в ценах соответствующих лет)
| 2004 - 2010 | В том числе: | ||||||
годы - всего | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Объем финансирования за счет средств федерального бюджета - всего | 114510,7 | 6807,7 | 8355 | 10655 | 13623 | 18100 | 24250 | 32720 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
государственные капитальные вложения | 114156* | 6766 | 8300* | 10600 | 13570 | 18050 | 24200 | 32670 |
НИОКР | 15 | 2 | 5 | 5 | 3 | - | - | - |
прочие нужды | 339,7 | 39,7 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
* В том числе до 2000 млн.рублей на погашение ранее выданныхсертификатов.
Прогнозный объем выпуска сертификатов в 2004 - 2010 годах
(штук)
| 2004 - 2010 | В том числе | ||||||
годы - всего | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Количество сертификатов | 125400 | 10100 | 10800 | 11700 | 16200 | 20100 | 25000 | 31500 |