На главную
На главную

Постановление 526 «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации»

Обозначение: Постановление 526
Название рус.: Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 08.10.2010
Дата добавления в базу: 08.10.2010
Дата введения в действие: 11.07.2001
Разработан: Правительство Российской Федерации
Утвержден: Правительство Российской Федеpации (11.07.2001)
Опубликован: Энергонадзор-информ № 2 2009<br>Российская газета № 140 2001<br>Собрание законодательства РФ № 29 2001

ПостановлениеПравительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526

Ореформировании электроэнергетики Российской Федерации

(сизменениями от 1 февраля 2005 г.)

В целях повышенияэффективности функционирования электроэнергетики, обеспечения бесперебойногоснабжения отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергиейПравительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобритьприлагаемые Основныенаправления реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

2.Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации иМинистерству энергетики Российской Федерации подготовить совместно сзаинтересованными федеральными органами исполнительной власти исходя изположений Основных направлений реформирования электроэнергетики РоссийскойФедерации и внести в 2-недельный срок в Правительство Российской Федерации планмероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РоссийскойФедерации.

3. Установить, чторешение о реализации последующих мероприятий плана, указанного в пункте 2

 настоящего постановления, принимается послеанализа эффективности выполнения основных предшествующих им мероприятий.

Министерству экономическогоразвития и торговли Российской Федерации и Министерству энергетики РоссийскойФедерации представлять в Правительство Российской Федерации соответствующиедоклады по итогам указанного анализа.

4. Представителямгосударства в органах управления Российского акционерного общества энергетики иэлектрификации "ЕЭС России" при подготовке и принятии решений этимиорганами исходить из актов Правительства Российской Федерации, принимаемых входе реализации планов мероприятий по реформированию электроэнергетикиРоссийской Федерации.

 

ПредседательПравительства Российской Федерации                                М.Касьянов

 

Москва

11 июля 2001 г.

N 526

Основные направленияреформирования электроэнергетики Российской Федерации

 

I. Цели, принципы и задачи реформирования электроэнергетики Российской Федерации

II. Направления реформирования электроэнергетики

1. Совершенствование рынков электроэнергии

2. Реформирование электроэнергетической отрасли

III. Нормативное правовое обеспечение реформирования электроэнергетики Российской Федерации и системы государственного регулирования

IV. Обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при реформировании электроэнергетики Российской Федерации

V. Этапы реформирования электроэнергетики Российской Федерации

 

I. Цели, принципы и задачи реформированияэлектроэнергетики Российской Федерации

Электроэнергетикаявляется базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективноефункционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей -основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый факторобеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Отрасль сохранилацелостность и обеспечила надежное удовлетворение потребностей экономики вэлектрической и тепловой энергии. Преодолен спад в производстве электроэнергии,улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений.

Однако фундаментальныепроблемы электроэнергетики, наметившиеся в 80-е годы и получившие развитие впоследующий период, не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономическогоспада продолжала повышаться энергоемкость экономики, произошло резкое падениеобъемов инвестиций с одновременным снижением эффективности работы отдельныхсекторов отрасли. Нерешенность указанных проблем может привести к замедлениюэкономического роста. Качественный рост энергоэффективности экономики иизменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без изменениясложившейся системы экономических отношений и проведения структурной реформыэлектроэнергетики и тесно связанной с ней газовой отрасли.

Далее для целейнастоящего документа в тексте применяются следующие основные понятия:

"производствоэнергии (генерация)" - коммерческая деятельность организацийнезависимо от организационно-правовой формы по производству и продаже(поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности)на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределенияи продажи (поставки) потребителям;

"передачаэлектрической энергии (мощности)" - оказание коммерческим организациямнезависимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынкаэлектроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) помагистральным линиям электропередачи;

"распределениеэлектрической энергии (мощности)" - оказание коммерческим организациямнезависимо от организационно-правовой формы субъектам оптового и розничныхрынков услуг по поставке электрической энергии (мощности) потребителям поэлектрическим сетям;

"сбыт энергии(мощности)" - продажа конечным потребителям, в том числе на основаниидоговоров энергоснабжения, электрической энергии (мощности) производителямиэлектрической энергии (мощности), получающими ее от собственных генерирующихисточников, и сбытовыми компаниями.

Целями реформирования электроэнергетики РоссийскойФедерации являются обеспечение устойчивого функционирования и развитияэкономики и социальной сферы, повышение эффективности производства ипотребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойногоэнергоснабжения потребителей.

Стратегической задачейреформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развитияна базе применения прогрессивных технологий и рыночных принциповфункционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономическиэффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую итепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Реформированиеэлектроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетомрезультатов приватизации предприятий отрасли и основываться на следующихпринципах:

отнесение передачи,распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видамдеятельности, осуществление которых возможно только на основании специальныхразрешений (лицензий);

демонополизация иразвитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт,наладка, проектирование и т.д.);

обеспечение всемпроизводителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктурерынка;

единство стандартовбезопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетическойотрасли;

обеспечение финансовойпрозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемыхсекторов электроэнергетики;

обеспечение правинвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.

Успешное проведениереформы электроэнергетики зависит от решения следующих основных задач:

создание конкурентныхрынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация такихрынков технически возможна;

создание эффективногомеханизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи ираспределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организацийотрасли;

стимулированиеэнергосбережения во всех сферах экономики;

создание благоприятныхусловий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству(генерации) и передаче электроэнергии;

поэтапная ликвидацияперекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителейэлектроэнергии;

создание системыподдержки малообеспеченных слоев населения;

сохранение и развитиеединой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети идиспетчерское управление;

демонополизация рынкатоплива для тепловых электростанций;

создание нормативнойправовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новыхэкономических условиях;

реформирование системыгосударственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;

уточнение статуса,компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

II. Направления реформирования электроэнергетики

1. Совершенствование рынков электроэнергии

Одним из основных итоговреформирования электроэнергетики станет преобразование существующегофедерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формированиеэффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежноеэнергоснабжение потребителей.

Оптовыйрынок электроэнергии

В ходе трансформациисуществующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике должны бытьобеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемыевзаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношениядолжны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, гдесозданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемыхуполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введениеконкуренции невозможно по объективным технологическим условиям. Конкурентныйоптовый рынок электроэнергии должен складываться на основе свободногокоммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленнымправилам функционирования рынка.

На оптовый рынок будетпоставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями,сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлическихэлектростанций, а также электроэнергия, вырабатываемая электростанциямирегиональных энергокомпаний и других производителей независимо оторганизационно-правовой формы.

На первом этапекаждому поставщику, за исключением независимых, обеспечивается равное правопродажи на торгах определенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15процентов выработки) с целью отработки конкурентных механизмов, формированияинфраструктуры рынка, определения с помощью рыночных механизмов реальнойстоимости энергии. На всю остальную электрическую энергию сохраняетсягосударственное регулирование тарифов. Независимые производители поставляют всюпроизведенную электроэнергию по нерегулируемым государством тарифам сиспользованием механизма коммерческой диспетчеризации.

Формирование рыночныхцен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателейи продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) всоответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка.

С целью сниженияфинансовых рисков на последующих этапах становления оптового рынкаэлектроэнергии участникам рынка должна быть предоставлена возможностьзаключения контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и напокупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) дляпоставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных ифьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием)рисков резкого изменения рыночных цен.

Всем продавцам ипокупателям электроэнергии, соблюдающим установленные правила и удовлетворяющимтребованиям по минимальному объему производства (для производителей) илиоборота электроэнергии (для прочих участников рынка), будет обеспеченавозможность свободного выхода на рынок.

Взаимодействиеучастников конкурентного оптового рынка электроэнергии должно осуществляться наоснове безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины.

Для участников рынка,которые до их реформирования осуществляют одновременно деятельность вестественно-монопольных и конкурентных сферах, обязательным будет являтьсявведение раздельного финансового учета по видам деятельности. В целях созданияравных конкурентных условий деятельность по передаче и распределениюэлектроэнергии будет отделена от других видов деятельности путем образованияотдельного юридического лица.

Розничныерынки электроэнергии

В сфере поставокэлектроэнергии конечным потребителям необходимо сформировать эффективныерозничные рынки электроэнергии, обеспечивающие надежное энергоснабжениепотребителей при поэтапном развитии конкуренции.

Важным условиемэффективности розничных рынков станет создание устойчивых и прозрачных вфинансовом отношении региональных энергетических компаний, в том числе наоснове реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации и государственногоунитарного предприятия "Татэнерго" путем создания региональныхсетевых дочерних акционерных обществ со 100-процентным участием материнскихкомпаний в их уставном капитале или путем их разделения (выделения) нарегиональные генерирующие и региональные сетевые акционерные общества спропорциональным распределением уставного капитала, имея в виду, чтодеятельность по передаче и распределению электрической энергии будетосуществляться региональными сетевыми компаниями.

Акционерным обществамэнергетики и электрификации после их реформирования и передачи соответствующейдеятельности в ведение региональных сетевых компаний будет присвоен статусгарантирующих поставщиков, обязанных заключить с любым обратившимся к нимпотребителем договор на энергоснабжение в закрепленной за ними зоне.Гарантирующие поставщики будут осуществлять поставку электроэнергии на основерегулируемых тарифов, величина которых должна своевременно пересматриваться, стем чтобы соответствовать реальной стоимости электроэнергии.

Розничная цена должнаопределяться как сумма оптовой цены электроэнергии, затрат по оплате услуг запередачу, распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки.Деятельность сбытовых компаний на начальных этапах реформирования будетосуществляться в условиях государственного регулирования, минимизирующеговозможность недобросовестного поведения в отношении потребителей.

На втором этапереформы любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленнымтребованиям и условиям, получит право осуществлять сбытовую деятельность. Приэтом потребителям, обслуживаемым любой сбытовой организацией, должен бытьобеспечен равный доступ к распределительным сетям. Независимые сбытовыеорганизации будут поставлять электроэнергию потребителям по договорным ценам.Любой потребитель, удовлетворяющий требованиям по минимальному объемупотребления и оснащенный необходимыми системами коммерческого учетаэлектроэнергии, имеет право на покупку электроэнергии у независимой сбытовойорганизации.

На розничных рынкахэлектроэнергии допускается совмещение сбытовой деятельности с производствомэлектрической энергии на собственных электростанциях.

Организации любойформы собственности, осуществляющие коммерческую деятельность по передаче ираспределению электрической энергии (в том числе при введении в эксплуатациюновых распределительных сетей), обязаны организационно обособить эти видыдеятельности путем создания отдельного юридического лица и обеспечить равныйдоступ к сетям всем заинтересованным организациям в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

На начальном этапенеобходимо учитывать региональную специфику розничного рынка электроэнергии.Темпы и особенности его создания и функционирования должны согласовываться стехническими особенностями поставки, передачи и распределения электроэнергии, атакже с уровнем развития экономики регионов.

В регионах, где потехническим причинам временно невозможно развитие конкуренции, сохраняетсягосударственное регулирование.

2. Реформирование электроэнергетической отрасли

В результатереформирования электроэнергетики и реализации мер по формированию оптового ирозничных рынков электроэнергии должны быть созданы:

инфраструктура рынковэлектроэнергии, включающая в себя системного оператора, администратора торговойсистемы, федеральную и региональные сетевые компании;

коммерческиэффективные, привлекательные в инвестиционном отношении организацииэлектроэнергетики.

Процесс реформированияохватит Российское акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭСРоссии" (далее именуется - Российское акционерное общество "ЕЭСРоссии"), его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальнойэнергетики и иные организации, являющиеся владельцами электрических сетей иоказывающие услуги по передаче и распределению электроэнергии, включаяреформирование федеральных государственных унитарных предприятий атомнойэнергетики.

Созданиефедеральной сетевой компании

В процессе развитияэлектроэнергетики была создана Единая энергетическая система России, являющаясяобщенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности. Основнойчастью Единой энергетической системы России является единая национальнаяэнергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линийэлектропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющаясобой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохраненияи укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализациигосударственной политики в электроэнергетике создается федеральная сетевая компания.В ее состав должны быть включены существующие магистральные сети, являющиесясоставными частями единой национальной энергетической сети и обеспечивающие втом числе объединение электростанций Российского акционерного общества"ЕЭС России" и региональных энергосистем, перетоки электроэнергиимежду ними, ее транзит, экспорт и импорт. Критерии (предельный уровеньнапряжения, объемы передаваемой энергии, изменение направления передачимощности и т.п.), по которым линии электропередачи будут относиться к магистральным,определяются Правительством Российской Федерации.

Создание федеральнойсетевой компании позволит:

укрепить интегрирующуюроль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействиепроизводителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынкеэлектроэнергии;

обеспечитьнепосредственное подключение всех регионов России к единой национальнойэлектрической сети;

гарантировать равныйдоступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;

осуществлятьэффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии;

повыситьэнергетическую безопасность государства;

способствоватьпроведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфереэлектроэнергетики.

Уполномоченныйгосударственный орган по согласованию с федеральной сетевой компанией совместнос системным оператором будет определять условия присоединения и режимы работымагистральных электрических сетей, сооружаемых за счет привлечения средствинвесторов и включаемых в единую национальную энергетическую сеть, но невходящих в состав федеральной сетевой компании.

На начальном этапереформирования отрасли в срок до 1 февраля 2002 г. федеральная сетевая компаниясоздается Российским акционерным обществом "ЕЭС России" на базе всехпринадлежащих этому акционерному обществу магистральных сетей в качестведочернего общества со 100-процентным участием в его уставном капитале.Федеральная сетевая компания приобретает магистральные сети, принадлежащиеакционерным обществам энергетики и электрификации и иным организациям, всоответствии с законодательством Российской Федерации.

В учредительныхдокументах Российского акционерного общества "ЕЭС России" ифедеральной сетевой компании предусматривается порядок, обеспечивающий избраниепредставителей государства в совет директоров федеральной сетевой компании вколичестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей(членов) исполнительного органа федеральной сетевой компании осуществляется ссогласия совета директоров Российского акционерного общества "ЕЭСРоссии".

В дальнейшем, но непозднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства вуставном капитале федеральной сетевой компании с целью получения контрольногопакета акций путем распределения ее акционерного капитала среди собственниковРоссийского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально ихдолям в уставном капитале этого акционерного общества. По мере осуществленияреформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетикепроизойдет соответствующее увеличение его доли в уставном капитале федеральнойсетевой компании, в том числе путем обмена акций генерирующих компаний,принадлежащих государству, на акции федеральной сетевой компании, принадлежащиедругим акционерам.

Услуги по передаче ираспределению электрической энергии подлежат регулированию со стороныгосударства в соответствии с законодательством Российской Федерации оестественных монополиях.

С целью ускоренногоразвития электрических сетей и привлечения для этого инвестицийпредусматривается возможность частного строительства линий электропередачи впорядке и на условиях, которые определяются законодательством РоссийскойФедерации.

Созданиеединой системы диспетчерского управления
(системного оператора)

В процессе реформированияэлектроэнергетики должна быть сохранена и укреплена единая системаоперативно-диспетчерского управления отраслью посредством создания системногооператора. Основными задачами системного оператора должны стать управлениережимами работы Единой энергетической системы России, составление и исполнениебалансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежностиэнергосистемы страны и показателей качества электроэнергии.

Системный оператороказывает всем участникам рынка услуги по управлению режимами работыэнергосистемы и организует деятельность по прогнозированию производства ипотребления электроэнергии. Поскольку системный оператор является монополистом,его деятельность будет отделена от других видов коммерческой деятельности, будетнаходиться под контролем государства, а оплата предоставляемых системнымоператором услуг - осуществляться на основе тарифов, регулируемыхуполномоченным государственным органом.

На начальном этапереформирования отрасли в срок до 1 февраля 2002 г. системный оператор создаетсяРоссийским акционерным обществом "ЕЭС России" на базе центральногодиспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений в качестведочернего общества со 100-процентным участием в его уставном капитале.

В учредительныхдокументах Российского акционерного общества "ЕЭС России" исистемного оператора предусматривается порядок, обеспечивающий избраниепредставителей государства в совет директоров системного оператора вколичестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей(членов) исполнительного органа системного оператора осуществляется с согласиясовета директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России".

В дальнейшем, но непозднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства вуставном капитале системного оператора с целью получения контрольного пакетаакций путем распределения его акционерного капитала среди собственниковРоссийского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально ихдолям в уставном капитале этого акционерного общества. По мере осуществленияреформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер вэлектроэнергетике произойдет соответствующее увеличение его доли в уставномкапитале системного оператора, в том числе путем обмена акций генерирующихкомпаний, принадлежащих государству, на акции системного оператора,принадлежащие другим акционерам.

После полученияконтрольных пакетов акций в уставных капиталах федеральной сетевой компании исистемного оператора государство рассмотрит вопрос о целесообразности ихобъединения.

Созданиеадминистратора торговой системы

В процессереформирования отрасли создается администратор торговой системы, выполняющийзадачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечениюрасчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникамоптового рынка, по обеспечению равных условий для всех участников оптовогорынка электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за ихсоблюдением, организации системы досудебного урегулирования споров междуучастниками оптового рынка и контроля за действиями системного оператора,влияющими на экономическую эффективность оптового рынка.

Администратор торговойсистемы образуется участниками оптового рынка электроэнергии в форменекоммерческой организации. В целях обеспечения баланса интересов продавцов ипокупателей электроэнергии и предотвращения злоупотребления монопольнымположением в учредительных документах администратора торговой системыпредусматриваются:

ограничение участияодного юридического лица или группы аффилированных лиц в органах управления иимуществе администратора торговой системы;

равноепредставительство поставщиков и покупателей (включая крупных потребителей)электрической энергии в органах управления администратора торговой системы;

обеспечениедейственного государственного контроля за деятельностью администратора торговойсистемы;

порядок учетаинтересов всех субъектов рынка при принятии решений администратором торговойсистемы.

Администратор торговойсистемы разрабатывает и внедряет систему гарантий и расчетов на оптовом рынкеэлектроэнергии, обеспечивающую возможность его функционирования.

Деятельностьадминистратора торговой системы регулируется уполномоченным государственныморганом в целях обеспечения равных условий для всех участников рынка всоответствии с законодательством Российской Федерации и правилами оптовогорынка электроэнергии, утверждаемыми в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации.

В отношении отдельныхэнергетических зон с недостаточной пропускной способностью линий связи с Единойэнергетической системой России, для которых правила оптового рынкаэлектроэнергии могут иметь региональные особенности, допускается созданиезональных структурных подразделений администратора торговой системы.

Созданиегенерирующих компаний

На базе электростанцийРоссийского акционерного общества "ЕЭС России" будут созданы крупныегенерирующие компании, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынкаэлектроэнергии. При создании таких генерирующих компаний необходимо избежатьпоявления монополистов в сфере производства электроэнергии и обеспечитьмаксимально возможное выравнивание стартовых условий хозяйствования этихкомпаний (в первую очередь в отношении себестоимости генерации электроэнергии),а также прозрачность процесса формирования генерирующих компаний.

Гидроэлектростанции,обеспечивающие регулирование показателей качества электроэнергии в Единойэнергетической системе России, включаются в состав генерирующих компаний на основекаскадного принципа, в соответствии с которым гидроэлектростанции одногокаскада (при условии их существенной технологической зависимости друг от друга)принадлежат одной генерирующей компании.

На начальном этапереформирования отрасли генерирующие компании создаются Российским акционернымобществом "ЕЭС России" в качестве дочерних обществ со 100-процентнымучастием в их уставных капиталах. Порядок формирования генерирующих компанийопределяется Правительством Российской Федерации и обеспечивается черезпредставителей государства в совете директоров Российского акционерногообщества "ЕЭС России". Указанные генерирующие компании могутприобретать в соответствии с законодательством Российской Федерацииэлектростанции, преобладающим видом деятельности которых является производствоэлектроэнергии.

В процессереформирования будет проводиться демонополизация сферы производстваэлектроэнергии путем постепенного выделения генерирующих компаний изРоссийского акционерного общества "ЕЭС России" с пропорциональным распределениемих акций (долей) между акционерами этого акционерного общества.

В целях увеличениядоли государства в уставных капиталах федеральной сетевой компании и системногооператора, а также для привлечения частных инвесторов в сферу производства электроэнергиинаряду с другими формами могут использоваться варианты обмена или продажипринадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах генерирующихкомпаний.

Для стимулированияконкуренции должны разрабатываться механизмы, ограничивающие доминирующееположение генерирующих компаний на оптовом рынке электроэнергии. В случаепревышения устанавливаемого предела выработки электроэнергии генерирующаякомпания обязана либо продать избыточные мощности, либо разделиться нанесколько компаний, либо в отношении этой компании будет применятьсягосударственное регулирование цен, объемов производства и т.д.

Создаваемыегенерирующие компании должны нести предусмотренную законодательством РоссийскойФедерации ответственность за сохранение, использование, реконструкцию,модернизацию или вывод из эксплуатации генерирующих мощностей.

Неэффективные скоммерческой точки зрения генерирующие мощности под влиянием рыночных факторовбудут выводиться из эксплуатации с дальнейшей консервацией или реконструкцией впорядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченнымим органом. Социальные гарантии работникам, задействованным на таких мощностях,должны обеспечиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реформированиеакционерных обществ энергетики и электрификации

Реформированиеакционерных обществ энергетики и электрификации будет направлено на повышениепрозрачности и эффективности их деятельности, условием чего являетсяразделенный финансовый учет деятельности по производству и сбыту электрическойэнергии и по создаваемым дочерним сетевым компаниям, в собственность которыхпередаются сетевые активы (линии электропередачи, подстанции и т.п.).Разделение деятельности явится одним из факторов формирования условий дляравного доступа к сетевой инфраструктуре в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Под влиянием рыночныхусловий допускается укрупнение акционерных обществ энергетики и электрификациив соответствии с законодательством Российской Федерации, потому уже на первомэтапе реформ будут сформированы финансово устойчивые и инвестиционнопривлекательные региональные организации в сфере энергетики с высокой степеньюпрозрачности их деятельности.

После образованиярегиональных сетевых компаний акционерным обществам энергетики и электрификациибудет присвоен статус гарантирующих поставщиков, порядок деятельности которыхразрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом.

По мере становлениярынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовойкомпании на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов устанавливаетсяПравительством Российской Федерации. Количество гарантирующих поставщиков играницы зон обслуживания будут определены на первом этапе реформирования, приэтом в каждой зоне обслуживания в качестве гарантирующего будет выступатьтолько один поставщик. Допускается укрупнение гарантирующих поставщиков намежрегиональной основе.

III. Нормативное правовое обеспечениереформирования электроэнергетики Российской Федерации и системыгосударственного регулирования

Реформаэлектроэнергетики может основываться только на прочной нормативной правовойбазе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществлятьсяпри непосредственном участии и контроле государства.

Принятие решений поотдельным направлениям реформирования отрасли должно обеспечиватьсяПравительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительнойвласти в соответствии с их полномочиями, а также представителями государства ворганах управления акционерных обществ.

При разработкенормативной правовой базы приоритетными являются проекты федеральных законов обэлектроэнергетике, о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодексРоссийской Федерации, в федеральные законы "О государственномрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РоссийскойФедерации" и "О естественных монополиях" и другие.

При реализацииосновных направлений реформирования электроэнергетики необходимо разработать ипринять нормативные правовые акты, определяющие основы функционированияоптового и розничных рынков электроэнергии, а также уточнить структуру,полномочия и порядок работы органов, регулирующих отношения на оптовом ирозничных рынках электроэнергии.

В периодреформирования следует изменить принцип осуществления тарифного регулирования вцелях:

обеспечения единствапринципов и методики установления тарифов на всей территории страны;

установления тарифов, гарантирующихинвестиционную привлекательность соответствующих секторов за счет включения втариф норм возврата капитала с учетом его доходности;

установления тарифовна тепловую энергию, учитывающих доход от продажи на конкурентном оптовом рынкеэлектроэнергии, производимой за счет комбинированной выработки;

обеспечения равныхусловий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и поэтапный отказот перекрестного субсидирования тарифов на все виды продукции и услуг, в первуюочередь в отношении тарифа на услуги по передаче электроэнергии.

Особое значение дляинвестиционной привлекательности электроэнергетики будет иметь обеспечениепрозрачности, стабильности и предсказуемости тарифной политики, проводимойгосударством.

IV. Обеспечение прав инвесторов, кредиторов иакционеров при реформировании электроэнергетики Российской Федерации

Важнейшим направлениемреформирования электроэнергетики является обеспечение прав и интересовроссийских и иностранных инвесторов, кредиторов и акционеров. Решения о реформированииорганизаций отрасли должны приниматься в строгом соответствии с требованиямизаконодательства Российской Федерации.

В ходе реформированияэлектроэнергетики должны обеспечиваться:

право собственностиакционеров на принадлежащие им акции;

право акционеров научастие в обсуждении и принятии решений, связанных с проведением структурныхпреобразований, которые затрагивают или могут затронуть их охраняемые закономправа;

право каждогоакционера на доступ к информации, связанной с проведением структурных преобразований,которые затрагивают или могут затронуть его охраняемые законом права.

При осуществленииреформирования открытых акционерных обществ энергетики и электрификациинеобходимо следовать принципу сохранения структуры акционерного капитала иразмеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых акционерных обществах, вкоторые передаются пакеты акций и (или) иное имущество реорганизуемых обществ.

При совершении сделокпо отчуждению объектов электроэнергетики или передаче их в уставный капиталвновь создаваемых организаций будут приняты меры по урегулированиювзаимоотношений с кредиторами и обеспечена защита их прав и законных интересов.

Государство создаетблагоприятные условия для строительства и эксплуатации новых мощностей путемпредоставления инвесторам права самостоятельно определять условиявзаимоотношений с другими субъектами рынков, включая цены контрактов, заисключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2005 г. N49 в раздел V настоящих Основных направлений внесены изменения

V. Этапы реформирования электроэнергетикиРоссийской Федерации

При проведении реформыэлектроэнергетики необходимо сочетать по срокам преобразование федерального(общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценныйконкурентный оптовый рынок электроэнергии, разработку правил егофункционирования и осуществление мероприятий по реформированию организацийотрасли.

Реформированиеэлектроэнергетики носит последовательный характер и будет осуществляться в триэтапа.

Первый этап реформыосуществляется в течение 3 лет. В ходе этого этапа должны быть решены следующиезадачи:

разработка нормативнойправовой базы реформирования отрасли;

реформированиеорганизаций электроэнергетики;

отработка механизмовфункционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии.

Первый этап включает всебя две фазы продолжительностью по полтора года каждая.

В рамках первой фазы,носящей в основном подготовительный характер, будут осуществлены следующиемероприятия:

а) подготовка,внесение и принятие необходимых нормативных правовых актов;

б) разработка иутверждение правил работы конкурентного оптового рынка электроэнергии;

в) инвентаризацияимущества Российского акционерного общества "ЕЭС России", акционерныхобществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия"Татэнерго";

г) проведение мер пофинансовому оздоровлению, снижению издержек, реструктуризации кредиторской идебиторской задолженности организаций отрасли;

д) формированиесистемы раздельного учета затрат по видам деятельности;

е) создание единойсистемы регулирования;

ж) создание механизмапо обеспечению равного доступа к сетевой инфраструктуре;

з) реформированиеРоссийского акционерного общества "ЕЭС России" путем создания:

федеральной сетевойкомпании в качестве дочернего общества Российского акционерного общества"ЕЭС России" со 100-процентным участием акционерного общества в ееуставном капитале;

генерирующих компаний,которые создаются на базе электростанций Российского акционерного общества"ЕЭС России" в качестве дочерних обществ со 100-процентным участиемакционерного общества в их уставных капиталах;

системного оператора,который создается в результате объединения центрального диспетчерскогоуправления и объединенных диспетчерских управлений в качестве дочернегообщества Российского акционерного общества "ЕЭС России" со100-процентным участием акционерного общества в его уставном капитале;

и) реформированиеатомной энергетики путем образования одной генерирующей компании;

к) созданиеадминистратора торговой системы как некоммерческой организации;

л) развитиеинфраструктуры, необходимой для перехода к конкурентному оптовому рынкуэлектроэнергии;

м) формированиеплатежной системы оптового и розничных рынков электроэнергии;

н) началореформирования акционерных обществ энергетики и электрификации игосударственного унитарного предприятия "Татэнерго" путем созданияими сетевых компаний в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием вих уставных капиталах;

о) присвоение статусагарантирующих поставщиков реформированным акционерным обществам энергетики иэлектрификации;

п) на федеральном(общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности):

сохранениерегулирования тарифов для поставщиков на федеральный (общероссийский) оптовыйрынок электрической энергии (мощности) и тарифов на электроэнергию, отпускаемуюс федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии(мощности), в том числе в виде предельных минимальных и максимальных тарифов,за исключением тарифов для независимых производителей, а также производителей,не входящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" какхолдинг, систему Федерального агентства по атомной энергии, концерн"Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации игосударственное унитарное предприятие "Татэнерго";

введение тарифов напередачу и распределение по электрическим сетям;

установление тарифовна услуги системного оператора, администратора торговой системы, услуги сетевыхдочерних обществ акционерных обществ энергетики и электрификации игосударственного унитарного предприятия "Татэнерго";

формирование наоптовом рынке электроэнергии сектора продажи по нерегулируемым ценамопределенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15 процентоввыработки) производителями, входящими в Российское акционерное общество"ЕЭС России" как холдинг, систему Федерального агентства по атомнойэнергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики иэлектрификации и государственное унитарное предприятие "Татэнерго", ивсей электроэнергии, выработанной независимыми производителями;

р) на розничныхрынках:

прекращениерегулирования новых независимых производителей, а также производителей, невходящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг,систему Федерального агентства по атомной энергии, концерн"Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации игосударственное унитарное предприятие "Татэнерго";

введение формулыобразования цены на розничных рынках электроэнергии, зависящей от цены наоптовом рынке электроэнергии;

введение тарифов позонам суток.

В течение второй фазы:

а) завершаетсяреформирование акционерных обществ энергетики и электрификации игосударственного унитарного предприятия "Татэнерго";

б) осуществляетсяобъединение реформированных акционерных обществ энергетики и электрификации иих дочерних обществ по видам деятельности;

в) расширяется числосубъектов оптового рынка электроэнергии;

г) вводитсякоммерческая диспетчеризация поставщиков на основе ценовых заявок;

д) совершенствуетсяплатежная система оптового рынка электроэнергии, формируется расчетный центр;

е) запускаютсямеханизмы заключения форвардных и фьючерсных контрактов;

ж) завершаетсяформирование системы прогнозирования спроса;

з) определяетсямеханизм использования сверхприбыли гидроэлектростанций;

и) разрабатываютсяиндивидуальные проекты реформирования изолированных энергосистем и начинаетсяих реализация;

к) разрабатываетсямеханизм социальной реабилитации работников электроэнергетики, высвобождаемых входе реформирования отрасли;

л) производитсяреформирование Российского акционерного общества "ЕЭС России" путемсоздания независимых обществ с контрольным пакетом акций, принадлежащихгосударству: федеральной сетевой компании (с сохранением наименования"Российское акционерное общество "ЕЭС России"), системногооператора, генерирующих компаний, созданных на базе электростанций Российскогоакционерного общества "ЕЭС России", и холдинга, владеющего акциямиакционерных обществ энергетики и электрификации. Отдельные электростанцииРоссийского акционерного общества "ЕЭС России" (генерирующиекомпании) в течение второго этапа могут оставаться в составе указанногохолдинга.

В результате первогоэтапа будут созданы условия для функционирования конкурентного рынкаэлектроэнергии, достигнута финансовая прозрачность организацийэлектроэнергетики. При этом становление конкурентного оптового рынка будетспособствовать дооценке стоимости активов всех участников рынка электроэнергии,что создаст дополнительные факторы, содействующие привлечению инвестиций.

Второй этап реформызаймет 2 - 3 года и явится периодом становления оптового и розничных рынковэлектроэнергии на территории Европейской, Уральской и Сибирской энергозон. Наэтом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии,будет прекращено регулирование тарифов на электрическую энергию и сохраненорегулирование тарифов на ее передачу и системные услуги, для чего:

вводятся в действиеправила функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии,определяются принципы взаимоотношений его участников и порядок перехода кценообразованию на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса ипредложения;

заканчивается восновном формирование правовой базы функционирования конкурентного оптовогорынка электроэнергии;

создаются независимыесбытовые компании;

рассматриваетсяцелесообразность объединения Российского акционерного общества "ЕЭСРоссии" (федеральной сетевой компании) с системным оператором;

формируются условиядля развития конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

В результате будет восновном проведено реформирование отрасли, сформирована система рыночногоценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии, созданы условиядля широкомасштабного привлечения инвестиций.

Третий этап проведенияреформы должен быть осуществлен в течение 3-4 лет. Его основным содержаниемстанет обеспечение притока инвестиций в конкурентные сектора электроэнергетики.В ходе этого этапа:

развивается исовершенствуется рыночная инфраструктура;

производитсяпривлечение инвестиций в капитал генерирующих компаний;

развивается системамагистральных сетей с расширением сферы оптового рынка электроэнергии;

обеспечиваетсяувеличение доли государства в уставном капитале Российского акционерногообщества "ЕЭС России" (федеральной сетевой компании) и в уставномкапитале системного оператора.

В результате будетзакончено формирование конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии,достигнут высокий уровень конкуренции в секторах производства и сбытаэлектроэнергии, государство перестанет выполнять несвойственные ему функциихозяйственного управления конкурентными секторами энергетики.

 

11
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.