ПриказМЧС РФ от 29 августа 2005 г. N 656
Об утверждении Положения о функциональнойподсистеме предупреждения и тушения пожаров единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Всоответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря2003 г. N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации,2004, N 2, ст. 121) и от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений впостановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст.2269) приказываю:
Утвердитьприлагаемое Положениео функциональной подсистеме предупреждения и тушения пожаров единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр С. Шойгу
Приложение
Положение офункциональной подсистеме предупреждения и тушения пожаров единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1.1.Настоящее Положение определяет назначение, основные задачи, организацию, составсил и средств функциональной подсистемы предупреждения и тушения пожаров единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(далее - функциональная подсистема), а также порядок их деятельности.
1.2.Функциональная подсистема предназначена для организации работ в областипредупреждения и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ,спасения людей и имущества (далее - предупреждение и тушение пожаров) наобъектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особоважных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследияРоссии (далее - КВО), при проведении мероприятий федерального уровня с массовымсосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях,а также в особо важных режимных организациях и объединяет органы управления,силы и средства региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональныецентры МЧС России), органы, специально уполномоченные решать задачи гражданскойобороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций посубъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС России посубъектам Российской Федерации), объектовые, специальные и воинскиеподразделения федеральной противопожарной службы (далее - подразделения ФПС).
1.3.Основными задачами функциональной подсистемы являются:
осуществлениев пределах своей компетенции мероприятий по предупреждению и тушению пожаров наКВО;
реализацияправовых норм при выполнении задач по предупреждению и тушению пожаров на КВО;
обеспечениеготовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных дляпредупреждения и тушения пожаров на КВО;
выполнениецелевых и научно-технических программ по предупреждению и организации тушенияпожаров на КВО;
сбор,обработка, анализ и учет информации для предупреждения и тушения пожаров наКВО;
осуществлениеоперативного контроля за ходом работы по предупреждению и тушению пожаров наКВО с целью прогнозирования и оценки последствий возможных чрезвычайныхситуаций;
оценкадостаточности и эффективности мероприятий, проводимых организациями,эксплуатирующими КВО, по предупреждению и тушению пожаров в районах ихнахождения;
созданиев установленном порядке резервов финансовых и материальных ресурсов дляпредупреждения и тушения пожаров на КВО;
предупреждениеи тушение пожаров на КВО.
2.1.Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном ирегиональном уровнях.
Накаждом уровне функциональной подсистемы создаются постоянно действующие органыуправления, органы повседневного управления, силы и средства подразделений ФПС,предназначенные для предупреждения и тушения пожаров на КВО, резервы финансовыхи материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационногообеспечения.
2.2.Постоянно действующие органы управления, силы и средства подразделений ФПСфункциональной подсистемы предназначены для непосредственного решения задач вобласти предупреждения и тушения пожаров на КВО.
Постояннодействующими органами управления функциональной подсистемы являются:
нафедеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(далее - МЧС России);
намежрегиональном уровне - региональные центры МЧС России;
нарегиональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам РоссийскойФедерации.
Основныезадачи постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы иподразделений ФПС:
разработка(переработка) и уточнение планов привлечения сил и средств ФПС (далее - планы)в области предупреждения пожаров на территории Российской Федерации иорганизации тушения пожаров на КВО;
участиев установленном порядке в подготовке проектов соответствующих нормативныхправовых и иных актов по вопросам организации и осуществления мероприятий вобласти предупреждения и тушения пожаров на КВО;
организациясвязи и оповещения населения при угрозе возникновения крупных пожаров;
поддержаниевзаимодействия с органами управления других функциональных подсистем единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществлениеконтроля за деятельностью нижестоящих органов управления, подразделений ФПС повопросам планирования и осуществления мероприятий по предупреждению иорганизации тушения пожаров на КВО;
организациясбора, обработки, анализа и учета информации в области предупреждения и тушенияпожаров на КВО;
разработкапредложений по привлечению сил и средств, предназначенных для предупреждения итушения пожаров на КВО;
ведениеучета пожаров.
Постояннодействующие органы управления функциональной подсистемы, подразделения ФПСосуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательными ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Компетенцияи полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемыподразделений ФПС определяются соответствующими положениями о них.
2.3.К органам повседневного управления функциональной подсистемы относятся:
нафедеральном уровне - 151 центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
намежрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональныхцентров;
нарегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главныхуправлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
дежурно-диспетчерскиеслужбы подразделений ФПС.
Основнымизадачами органов повседневного управления, подразделений ФПС являются:
сбор,анализ и обобщение данных обстановки в зоне возникших на КВО пожаров;
подготовкаи представление докладов об угрозе и фактах возникновения пожаров на КВО, оразвитии обстановки в зоне пожара;
обменинформацией о пожарах на КВО с заинтересованными органами управления,подразделениями ФПС, а также с оперативными и дежурными службами органовуправления других функциональных подсистем единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оповещениеоперативных штабов и оперативных групп, создаваемых на период ликвидациикрупных пожаров на КВО.
Задачии порядок действий органов повседневного управления при угрозе и возникновениикрупных пожаров на КВО определяются соответствующими нормативными правовымиактами.
2.4.К силам и средствам функциональной подсистемы относятся специальноподготовленные силы и средства:
нафедеральном уровне - силы и средства МЧС России;
намежрегиональном уровне - силы и средства региональных центров МЧС России;
нарегиональном уровне - силы и средства главных управлений МЧС России посубъектам Российской Федерации.
Привлечениесил и средств функциональной подсистемы к ликвидации пожаров на КВОосуществляется исходя из возложенных на них задач по предупреждению и тушениюпожаров.
2.5.Для ликвидации крупных пожаров на КВО создаются в установленном порядке ииспользуются:
резервыматериальных ресурсов для обеспечения неотложных работ по ликвидациипоследствий крупных пожаров на КВО, находящихся в составе государственногоматериального резерва;
единыйрезерв материальных ресурсов МЧС России на предупреждение и организацию тушениякрупных пожаров на КВО;
резервматериальных ресурсов организаций, эксплуатирующих КВО.
2.6.Управление функциональной подсистемой организуется с повседневных пунктовуправления, а также с подвижных пунктов управления, развертываемых в районахтушения пожаров на КВО.
Управлениеосуществляется с использованием действующих, а при необходимости, дополнительноразвертываемых систем связи и оповещения.
Информационноеобеспечение функциональной подсистемы осуществляется с использованиемавтоматизированной информационно-управляющей системы единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.Проведение мероприятий по предупреждению и организации тушения крупных пожаровна КВО в рамках функциональной подсистемы осуществляется на основезаконодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,нормативных правовых актов МЧС России, а также соответствующих планов действийпо предупреждению и тушению пожаров на КВО.
3.2.При отсутствии угрозы крупных пожаров на КВО органы управления, подразделенияФПС функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
3.3.При угрозе возникновения крупного пожара на КВО органы управления,подразделения ФПС функциональной подсистемы могут быть переведены на усиленныйвариант несения службы.
3.4.При введении для соответствующих органов управления, подразделений ФПСфункциональной подсистемы усиленного варианта несения службы определяются:
обстоятельства,послужившие основанием для введения усиленного варианта несения службы;
границытерриторий, на которых может возникнуть крупный пожар на КВО;
силыи средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению иорганизации тушения пожаров на КВО;
переченьмер по обеспечению защиты населения и территорий от возникновения крупныхпожаров на КВО или организация работ по их ликвидации;
должностныелица (руководители работ), ответственные за осуществление мероприятий попредупреждению и организации тушения пожаров на КВО.
3.5.Основными мероприятиями, проводимыми органами управления, подразделениями ФПСфункциональной подсистемы, являются:
а)в режиме повседневной деятельности:
разработкадокументов предварительного планирования действий по тушению пожаров на КВО;
организациясвязи и взаимодействия между подразделениями ФПС, службами жизнеобеспечения,иными специальными службами городов, поселений и объектов, привлекаемых ктушению пожаров на КВО;
изучениепротивопожарного состояния КВО;
сбор,обработка и обмен в установленном порядке информацией о противопожарномсостоянии КВО;
ведениев установленном порядке реестра КВО и статистической отчетности о происшедшихна них пожарах;
б)в режиме повышенной готовности:
усилениеконтроля за противопожарным состоянием КВО и прогнозирование возникновенияпожаров и их последствий;
введениепри необходимости круглосуточного дежурства должностных лиц органов управления,подразделений ФПС функциональной подсистемы;
сбор,обработка и передача соответствующим органам управления, подразделениям ФПСфункциональной подсистемы данных о возникновении пожаров на КВО;
принятиеоперативных мер по предупреждению крупных пожаров на КВО, их развития, сниженияразмеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
приведение,при необходимости, органов управления, подразделений ФПС функциональнойподсистемы в готовность к реагированию на крупные пожары на КВО, формированиеоперативных групп и организация выдвижения их в районы возникновения крупныхпожаров на КВО;
проведение,при необходимости, эвакуационных мероприятий;
в)в режиме возникновения пожара на КВО:
непрерывныйконтроль за сбором сил и средств пожарной охраны согласно ранее разработаннымпланам;
направление,при необходимости, дополнительных подразделений пожарной охраны к местувозникновения пожара;
оповещениеруководства МЧС России, заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и организаций, эксплуатирующих КВО, о крупных пожарах;
проведениемероприятий по защите населения при возникновении крупных пожаров на КВО.
3.6.Финансирование функциональной подсистемы осуществляется в установленном порядкена каждом уровне за счет соответствующих бюджетов.
4.1.Взаимодействие в области предупреждения и тушения пожаров на КВО организуется иосуществляется:
междуфункциональной подсистемой и другими функциональными подсистемами единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
междуорганами управления функциональной подсистемы всех уровней и подразделениямиФПС;
междуподразделениями пожарной охраны в соответствии с установленным порядкомпривлечения сил и средств на тушение пожаров на КВО.
4.2.Основными направлениями взаимодействия по предупреждению и организации тушенияпожаров на КВО являются:
обменинформацией об угрозе и о возникновении крупного пожара на КВО;
координацияи согласование действий при выполнении задач по предупреждению и тушениюпожаров на КВО;
реализациятребований по обеспечению защиты населения (территорий) от крупных пожаров наКВО;
обменопытом, участие в работе комиссий, конференций, семинаров по вопросампредупреждения и организации тушения пожаров на КВО.