Приказ 422/90/376 «Положение о системах оповещения населения» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Велко
Сфера
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Приказ 422/90/376 «Положение о системах оповещения населения»

Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.

Обозначение: Приказ 422/90/376
Название рус.: Положение о системах оповещения населения
Статус: действующий (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 сентября 2006 г. Регистрационный N 8232)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 25.07.2006
Разработан: МЧС России
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
Министерство информационных технологий и связи РФ
Утвержден: МЧС России (25.07.2006)<br>Министерство информационных технологий и связи РФ (25.07.2006)<br>Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (25.07.2006)
Опубликован: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 38 2006

ПриказМЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерствакультуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376

Об утверждении Положения о системахоповещения населения

Вцелях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44,ст. 4334), приказываем:

Утвердитьприлагаемое Положение о системахоповещения населения.

 

МинистрРоссийской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий                                С.К. Шойгу

 

Министринформационных технологий и связи Российской Федерации                                      Л.Д. Рейман

 

Министркультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации                                        А.С. Соколов

 

Зарегистрированов Минюсте РФ 12 сентября 2006 г.

РегистрационныйN 8232

Приложение

Положение о системах оповещения населения

 

I. Общие положения

1.Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано всоответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ"О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28,ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882),постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использованиядействующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения иинформирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирногои военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальныхсистем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758),постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации,2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций,осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторысвязи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности,осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание системоповещения населения (далее - систем оповещения).

2.Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализациимероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постояннойготовности к задействованию для оповещения населения.

3.Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединениесил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общегопользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения доорганов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

4.Системы оповещения создаются:

нафедеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории РоссийскойФедерации);

намежрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территориифедерального округа);

нарегиональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъектаРоссийской Федерации);

намуниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципальногообразования);

наобъектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещенияпотенциально опасного объекта).

Системыоповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

5.В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля1998 г. N 28-ФЗ "Огражданской обороне", создание и поддержание в постоянной готовности кзадействованию систем оповещения является составной частью комплексамероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующихтерриториях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны,предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и ввоенное время.

II. Предназначение и основные задачи системоповещения

6.Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведенияинформации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средствгражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения иливозникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7.Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации исигналов оповещения до:

федеральныхорганов исполнительной власти;

органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации;

территориальныхорганов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее -региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решатьзадачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧСРоссии по субъекту Российской Федерации).

8.Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечениедоведения информации и сигналов оповещения до:

органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главныхуправлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

9.Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведенияинформации и сигналов оповещения до:

руководящегосостава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъектаРоссийской Федерации;

главногоуправления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов,специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органахместного самоуправления;

единыхдежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специальноподготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых)для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средствгражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствиис пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря2003 г. N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерскихслужб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения,проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10.Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечениедоведения информации и сигналов оповещения до:

руководящегосостава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданногомуниципальным образованием;

специальноподготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) дляпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданскойобороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерскихслужб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственныеобъекты;

населения,проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

11.Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведенияинформации и сигналов оповещения до:

руководящегосостава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасныйобъект и объектового звена РСЧС;

объектовыхаварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персоналаорганизации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителейи дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действиялокальной системы оповещения;

населения,проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

III. Порядок использования систем оповещения

12.Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналовоповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания ирадиовещания.

Передачаинформации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневногоуправления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органовуправления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионноговещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающиестанции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательныхпрограмм для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающихпри ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозевозникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положенийстатьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Речеваяинформация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, изстудий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратноеповторение передачи речевой информации.

Передачаречевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональнымидикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на этоорганизаций.

Висключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сцелью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или вмагнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных(дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

Порешению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещениядопускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурногоперсонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионныхпередающих станций.

13.Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналыоповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информациюили сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороныи РСЧС в установленном порядке.

14.Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как вавтоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основнойрежим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое иливыборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления,сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

Внеавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения доорганов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населенияосуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения навремя передачи к каналам связи сети связи общего пользования РоссийскойФедерации.

15.Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральнойсистемы оповещения - МЧС России;

межрегиональнойсистемы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

региональнойсистемы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъектаРоссийской Федерации;

муниципальнойсистемы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

локальнойсистемы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасныйобъект;

16.В соответствии с установленным порядком использования систем оповещенияразрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций,эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связии организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций,эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторовсвязи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующимтерриториальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)гражданской обороны при органе местного самоуправления.

17.Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещенияосуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органовповседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторовсвязи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

18.Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторысвязи и организации телерадиовещания проводят комплексорганизационно-технических мероприятий по исключению несанкционированногозадействования систем оповещения.

Ослучаях несанкционированного задействования систем оповещения организации,эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторысвязи и организации телерадиовещания, немедленно извещают соответствующиепостоянно действующие органы управления РСЧС.

IV. Порядок совершенствования и поддержания вготовности систем оповещения

19.В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧСРоссии, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органыместного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведениеплановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

Проверкисистем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи иоператоров связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, крометого, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов,привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ припередаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок системоповещения запрещается.

20.Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещаниянепосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию техническойготовности систем оповещения на договорной основе.

21.В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при ихсоздании предусматривается:

доведениеинформации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктовуправления;

размещениеиспользуемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средствсвязи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

22.Для оповещения и информирования населения органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами, специально уполномоченными на решениезадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)гражданской обороны при органах местного самоуправления совместно с филиаламифедерального государственного унитарного предприятия "Всероссийскаягосударственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП"ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия"Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП"РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоватьсясоздаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

23.Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещениянаселения создаются и поддерживаются в готовности к использованию всоответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном имуниципальном уровнях соответственно.

МЧСРоссии осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлениюмероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением итехническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

25.В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности киспользованию систем оповещения населения органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

разрабатываюттексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуютих запись на магнитные и иные носители информации;

обеспечиваютустановку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для вводасигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организуюти осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб иперсонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное ивоенное время;

планируюти проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациямителерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналовоповещения и речевой информации;

разрабатываютсовместно с организациями связи, операторами связи и организациямителерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) службпри передаче сигналов оповещения и речевой информации.

26.В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи,операторы связи и организации телерадиовещания:

обеспечиваюттехническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи исредств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечиваютготовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения иречевой информации;

определяютпо заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления перечень каналов, средств связи ителерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производятзапись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носителиинформации.

27.Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постояннойготовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для системоповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи,операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечениюоповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федеральногозакона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ"О гражданской обороне".