Распоряжение 266-р «Концепция развития национальной системы стандартизации» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

Распоряжение 266-р «Концепция развития национальной системы стандартизации»

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.

Обозначение: Распоряжение 266-р
Название рус.: Концепция развития национальной системы стандартизации
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 28.02.2006
Утвержден: Правительство Российской Федеpации (28.02.2006)
Опубликован: Собрание законодательства РФ № 10 2006

РаспоряжениеПравительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 266-р

1.Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации.

2.Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепцииразвития национальной системы стандартизации при проведении работ в областитехнического регулирования.

 

ПредседательПравительства Российской Федерации                                М.Фрадков

 

Концепция развития национальной системыстандартизации

 

 

I. Введение

НастоящаяКонцепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальнойсистемы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержитобоснованные цели, задачи и направления развития национальной системыстандартизации.

Концепцияподготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетоммеждународных нормативных документов в области стандартизации.

Сформированнаяна протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходереформы технического регулирования должна быть заменена на национальную системустандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношенийпризвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов,общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособностьроссийской экономики, создать условия для развития предпринимательства наоснове повышения качества товаров, работ и услуг.

Стандартизацияявляется ключевым фактором поддержки государственной социально-экономическойполитики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижениютехнических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровьяи имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей средыи экономию всех видов ресурсов.

Стандартизацияв качестве одного из элементов технического регулирования должна внестидостойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципыстандартизации в условиях реформирования российской экономики должны бытьадекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Законодательнуюи нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

КонституцияРоссийской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительноговедения Российской Федерации;

Федеральный закон "Отехническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации вРоссийской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки идобровольность применения стандартов;

нормативныеправовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

основополагающиестандарты национальной системы стандартизации.

Национальныеи международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработкитехнических регламентов и содействия соблюдению их требований.

Организационно-функциональнуюструктуру национальной системы стандартизации составляют:

национальныйорган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии);

научно-исследовательскиеорганизации по стандартизации;

техническиекомитеты по стандартизации;

разработчикистандартов.

Всостав фонда документов национальной системы стандартизации входятмежгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевыестандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в областистандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической исоциальной информации.

Фонддокументов национальной системы стандартизации является составной частьюфедерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Врамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался рядтаких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, системастандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайныхситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации являетсясистема стандартизации оборонной продукции.

Существующиепроблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходнымпериодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающимфактором в достижении стратегических целей стандартизации.

ВФедеральном законе"О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения,определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системыстандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросыфинансирования деятельности по разработке международных и межгосударственныхстандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандартыи другие нормативные документы, значение которых для производителей продукцииостается весьма существенным.

Поотдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимостьнациональных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результатынаучно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации смеждународными стандартами.

Ввидуотсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональныхкадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты постандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качестворазработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.

Темпыобновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизацииза последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10процентов фонда для поддержания его на приемлемом уровне).

Всвязи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов,реорганизацией управления отраслями и отраслевыми научно-исследовательскимиинститутами активность технических комитетов по стандартизации в последние годытакже снизилась.

РоссийскаяФедерация является членом Международной организации по стандартизации,Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи,участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотряна активное участие Российской Федерации в деятельности международныхорганизаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней,явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.

Проблемыдействующей национальной системы стандартизации не позволяют в полной мереобеспечить необходимые темпы промышленного роста в нашей стране.

Вэтой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной наобеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышениеконкурентоспособности российской экономики, должно осуществляться на основекомплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическимицелями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системыстандартизации.

II. Стратегические цели, принципы и задачи развитиянациональной системы стандартизации

Воснову стратегии развития национальной системы стандартизации положеныапробированные практикой и соответствующие международным принципам следующиепринципы стандартизации:

добровольностьприменения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случаепринятия решения об их использовании;

применениемеждународных стандартов как основы разработки национальных стандартов, заисключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствиенесоответствия требований международных стандартов климатическим игеографическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или)технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация всоответствии с установленными процедурами выступала против принятиямеждународного стандарта или отдельного его положения;

максимальныйучет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальныхстандартов;

обеспечениепреемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;

недопустимостьсоздания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ иоказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнениястратегических целей стандартизации;

обеспечениеусловий для единообразного применения национальных стандартов;

обоснованностьразработки национальных стандартов;

открытостьпроцессов разработки национальных стандартов;

обеспечениедоступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;

однозначностьпонимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых внациональные стандарты;

прогрессивностьи оптимальность требований национальных стандартов;

применениетребований национальных стандартов в контрактах, заключаемых междуизготовителем и потребителем.

Стратегическимицелями развития национальной системы стандартизации являются:

повышениекачества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг,реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечениенаучно-технического прогресса;

обеспечениеобороноспособности, экономической, экологической, научно-технической итехнологической безопасности Российской Федерации;

обеспечениеединства измерений;

обеспечениерационального использования ресурсов;

обеспечениетехнической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

содействиевзаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различныхотраслях экономики;

содействиесохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическомотношении стран.

Дляэффективного развития национальной системы стандартизации и достижениястратегических целей необходимо:

сформироватьмеханизмы использования национальных стандартов в государственных интересахРоссийской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств иподдержки социально-экономической политики государства;

обеспечитьприоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольнойоснове, для соблюдения требований технических регламентов;

обеспечитьпри разработке национальных стандартов баланс интересов государства,хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;

сформироватьэкономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованныхсторон к работам по стандартизации и их финансированию;

обеспечитьэффективное применение методов и средств стандартизации для содействияуспешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциаломразвития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российскойпродукции, работ и услуг;

применятьпри разработке стандартов метод программно-целевого планирования;

оптимизироватьпроцедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованиеммеждународного опыта;

усилитьроль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной(региональной) стандартизации;

повыситьуровень гармонизации национальных и международных стандартов;

повыситьэффективность межгосударственной стандартизации.

III. Направления развития национальной системыстандартизации

Направленияразвития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствованиезаконодательных основ национальной системы стандартизации, усиление ролинациональной стандартизации в решении государственных задач и роли государствав развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структурынациональной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фондадокументов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения вобласти стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными ирегиональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовкеи повышению квалификации кадров по стандартизации.

Вцелях совершенствования законодательных основ национальной системыстандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений взаконодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "Отехническом регулировании" в части:

уточненияположений, определяющих понятие, структуру, статус, участников национальнойсистемы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов,вопросов финансирования деятельности по разработке международных имежгосударственных стандартов;

уточненияправовых вопросов, связанных с применением национальных стандартов пригосударственных заказах и использованием прав на объекты интеллектуальнойсобственности в стандартизации.

Дляусиления роли национальной стандартизации в решении государственных задач ироли государства в развитии стандартизации необходимо:

определитьприоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу;

разработатьмеханизмы применения национальных стандартов при формировании программ развитияотраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ иоказания услуг для государственных нужд;

внедритьмеханизмы участия в разработке национальных стандартов представителей органовисполнительной власти, научных организаций, общественных объединений,предпринимателей и потребителей;

обеспечитьразвитие работ по общероссийским классификаторам, разработать общероссийскийклассификатор продукции по видам экономической деятельности, гармонизированныйс классификацией Европейского союза.

Вцелях развития организационно-функциональной структуры национальной системыстандартизации необходимо:

провестимониторинг деятельности технических комитетов по стандартизации и подготовитьпредложения о их реструктуризации, слиянии или упразднении с учетом структурытехнических комитетов международных организаций, разработать правилавзаимодействия с техническими комитетами;

разработатьи реализовать новую модель отношений с научно-исследовательскими институтами постандартизации с учетом их статуса, профессионального опыта, научных итехнических возможностей;

создатьобщественный совет по стандартизации, включающий в себя представителейфедеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, научно-техническихобществ, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;

разработатьи реализовать пилотный проект создания и функционирования отраслевых советов постандартизации.

Вцелях развития экономических основ стандартизации необходимо:

разработатьи внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия ираспространения национальных стандартов;

реализоватьна практике механизм приоритетного бюджетного финансирования разработкинациональных стандартов, используемых для исполнения государственных функций иоказания государственных услуг;

разработатьмеханизмы привлечения к разработке стандартов представителей органовисполнительной власти, научных организаций, общественных объединений,предпринимателей и потребителей;

обеспечитьразвитие программно-целевого планирования разработки национальных стандартов наоснове реализации ведомственных целевых программ.

Вцелях развития фонда документов национальной системы стандартизации необходимо:

провестианализ действующего фонда документов национальной системы стандартизации насоответствие современному научно-техническому уровню, пересмотреть или отменитьнациональные стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и неотвечающие задачам развития экономики;

обеспечитьразработку новых национальных стандартов и внести изменения в действующиестандарты в соответствии с современными достижениями науки и техники, учитываянеобходимость гармонизации с международными стандартами и повышенияконкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;

повыситьуровень гармонизации национальных и международных стандартов;

оптимизироватьпроцедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованиеммеждународного опыта;

провестианализ отраслевых стандартов и подготовить предложения, касающиеся ихдальнейшего использования.

Вцелях развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо:

создатьединую информационную систему, предназначенную для обеспечения заинтересованныхлиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационногофонда технических регламентов и стандартов;

внедритьновые информационные технологии при планировании, разработке, принятии ираспространении стандартов.

Вцелях совершенствования взаимодействия с международными и региональнымиорганизациями по стандартизации необходимо:

подготовитьпредложения по созданию под руководством Российской Федерации в рамкахмеждународных организаций по стандартизации новых технических комитетов вприоритетных для нашей страны направлениях стандартизации;

активизироватьучастие Российской Федерации в деятельности Международной организации постандартизации, Международной электротехнической комиссии, Европейскогокомитета по стандартизации, Европейского комитета по стандартизации в областиэлектротехники и электроники, а также в деятельности таких региональныхорганизаций, как Европейская экономическая комиссия ООН, форум"Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество",Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.

Вцелях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификациикадров по стандартизации необходимо:

сформироватьсистему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;

разработатьобразовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированныхспециалистов в области стандартизации;

повыситьэффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путемкорректировки учебных планов учреждений профессионального образования,совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадрови стажировок.

IV. Реализация Концепции

РеализацияКонцепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти наоснове межведомственного плана мероприятий.

Решениезадач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственныхцелевых программ.

Формированиенациональной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации иежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптациидействующей системы стандартизации к условиям добровольного применениястандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации ихучастия в межгосударственной и международной стандартизации.

ПравительствоРоссийской Федерации должно содействовать созданию условий для разработки иприменения национальных стандартов, направленных на обеспечение национальныхинтересов Российской Федерации, выполнение ее международных обязательств,осуществление деятельности органов государственной власти в области стандартизации,для финансирования разработки национальных стандартов, используемых в целяхисполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

Национальномуоргану по стандартизации необходимо разработать механизмы участиязаинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизациии обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в РоссийскойФедерации.

Федеральныморганам исполнительной власти следует использовать национальные стандарты иосуществлять деятельность, направленную на расширение их применения,участвовать в организации разработки национальных стандартов.

Федеральныморганам исполнительной власти следует продолжить работы в сфере ведения иприменения общероссийских классификаторов, разработку новых общероссийскихклассификаторов, гармонизированных с международными и региональнымиклассификациями. Применение общероссийских классификаторов в областипрогнозирования, статистического учета, банковской деятельности,налогообложения и межведомственного информационного обмена, созданияинформационных систем и информационных ресурсов повышает эффективностьгосударственного регулирования экономики.

Разработканациональных стандартов за счет средств федерального бюджета должнасоответствовать задачам социально-экономического развития страны.

 

675
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки