РаспоряжениеПравительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 266-р
1.Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации.
2.Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепцииразвития национальной системы стандартизации при проведении работ в областитехнического регулирования.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Фрадков
Концепция развития национальной системыстандартизации
НастоящаяКонцепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальнойсистемы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержитобоснованные цели, задачи и направления развития национальной системыстандартизации.
Концепцияподготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетоммеждународных нормативных документов в области стандартизации.
Сформированнаяна протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходереформы технического регулирования должна быть заменена на национальную системустандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношенийпризвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов,общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособностьроссийской экономики, создать условия для развития предпринимательства наоснове повышения качества товаров, работ и услуг.
Стандартизацияявляется ключевым фактором поддержки государственной социально-экономическойполитики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижениютехнических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровьяи имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей средыи экономию всех видов ресурсов.
Стандартизацияв качестве одного из элементов технического регулирования должна внестидостойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципыстандартизации в условиях реформирования российской экономики должны бытьадекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.
Законодательнуюи нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:
КонституцияРоссийской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительноговедения Российской Федерации;
Федеральный закон "Отехническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации вРоссийской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки идобровольность применения стандартов;
нормативныеправовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;
основополагающиестандарты национальной системы стандартизации.
Национальныеи международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработкитехнических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Организационно-функциональнуюструктуру национальной системы стандартизации составляют:
национальныйорган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии);
научно-исследовательскиеорганизации по стандартизации;
техническиекомитеты по стандартизации;
разработчикистандартов.
Всостав фонда документов национальной системы стандартизации входятмежгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевыестандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в областистандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической исоциальной информации.
Фонддокументов национальной системы стандартизации является составной частьюфедерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Врамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался рядтаких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, системастандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайныхситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации являетсясистема стандартизации оборонной продукции.
Существующиепроблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходнымпериодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающимфактором в достижении стратегических целей стандартизации.
ВФедеральном законе"О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения,определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системыстандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросыфинансирования деятельности по разработке международных и межгосударственныхстандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандартыи другие нормативные документы, значение которых для производителей продукцииостается весьма существенным.
Поотдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимостьнациональных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результатынаучно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации смеждународными стандартами.
Ввидуотсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональныхкадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты постандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качестворазработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.
Темпыобновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизацииза последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10процентов фонда для поддержания его на приемлемом уровне).
Всвязи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов,реорганизацией управления отраслями и отраслевыми научно-исследовательскимиинститутами активность технических комитетов по стандартизации в последние годытакже снизилась.
РоссийскаяФедерация является членом Международной организации по стандартизации,Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи,участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотряна активное участие Российской Федерации в деятельности международныхорганизаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней,явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.
Проблемыдействующей национальной системы стандартизации не позволяют в полной мереобеспечить необходимые темпы промышленного роста в нашей стране.
Вэтой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной наобеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышениеконкурентоспособности российской экономики, должно осуществляться на основекомплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическимицелями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системыстандартизации.
Воснову стратегии развития национальной системы стандартизации положеныапробированные практикой и соответствующие международным принципам следующиепринципы стандартизации:
добровольностьприменения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случаепринятия решения об их использовании;
применениемеждународных стандартов как основы разработки национальных стандартов, заисключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствиенесоответствия требований международных стандартов климатическим игеографическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или)технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация всоответствии с установленными процедурами выступала против принятиямеждународного стандарта или отдельного его положения;
максимальныйучет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальныхстандартов;
обеспечениепреемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
недопустимостьсоздания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ иоказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнениястратегических целей стандартизации;
обеспечениеусловий для единообразного применения национальных стандартов;
обоснованностьразработки национальных стандартов;
открытостьпроцессов разработки национальных стандартов;
обеспечениедоступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
однозначностьпонимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых внациональные стандарты;
прогрессивностьи оптимальность требований национальных стандартов;
применениетребований национальных стандартов в контрактах, заключаемых междуизготовителем и потребителем.
Стратегическимицелями развития национальной системы стандартизации являются:
повышениекачества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг,реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечениенаучно-технического прогресса;
обеспечениеобороноспособности, экономической, экологической, научно-технической итехнологической безопасности Российской Федерации;
обеспечениеединства измерений;
обеспечениерационального использования ресурсов;
обеспечениетехнической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
содействиевзаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различныхотраслях экономики;
содействиесохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическомотношении стран.
Дляэффективного развития национальной системы стандартизации и достижениястратегических целей необходимо:
сформироватьмеханизмы использования национальных стандартов в государственных интересахРоссийской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств иподдержки социально-экономической политики государства;
обеспечитьприоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольнойоснове, для соблюдения требований технических регламентов;
обеспечитьпри разработке национальных стандартов баланс интересов государства,хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
сформироватьэкономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованныхсторон к работам по стандартизации и их финансированию;
обеспечитьэффективное применение методов и средств стандартизации для содействияуспешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциаломразвития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российскойпродукции, работ и услуг;
применятьпри разработке стандартов метод программно-целевого планирования;
оптимизироватьпроцедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованиеммеждународного опыта;
усилитьроль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной(региональной) стандартизации;
повыситьуровень гармонизации национальных и международных стандартов;
повыситьэффективность межгосударственной стандартизации.
Направленияразвития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствованиезаконодательных основ национальной системы стандартизации, усиление ролинациональной стандартизации в решении государственных задач и роли государствав развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структурынациональной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фондадокументов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения вобласти стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными ирегиональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовкеи повышению квалификации кадров по стандартизации.
Вцелях совершенствования законодательных основ национальной системыстандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений взаконодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "Отехническом регулировании" в части:
уточненияположений, определяющих понятие, структуру, статус, участников национальнойсистемы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов,вопросов финансирования деятельности по разработке международных имежгосударственных стандартов;
уточненияправовых вопросов, связанных с применением национальных стандартов пригосударственных заказах и использованием прав на объекты интеллектуальнойсобственности в стандартизации.
Дляусиления роли национальной стандартизации в решении государственных задач ироли государства в развитии стандартизации необходимо:
определитьприоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу;
разработатьмеханизмы применения национальных стандартов при формировании программ развитияотраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ иоказания услуг для государственных нужд;
внедритьмеханизмы участия в разработке национальных стандартов представителей органовисполнительной власти, научных организаций, общественных объединений,предпринимателей и потребителей;
обеспечитьразвитие работ по общероссийским классификаторам, разработать общероссийскийклассификатор продукции по видам экономической деятельности, гармонизированныйс классификацией Европейского союза.
Вцелях развития организационно-функциональной структуры национальной системыстандартизации необходимо:
провестимониторинг деятельности технических комитетов по стандартизации и подготовитьпредложения о их реструктуризации, слиянии или упразднении с учетом структурытехнических комитетов международных организаций, разработать правилавзаимодействия с техническими комитетами;
разработатьи реализовать новую модель отношений с научно-исследовательскими институтами постандартизации с учетом их статуса, профессионального опыта, научных итехнических возможностей;
создатьобщественный совет по стандартизации, включающий в себя представителейфедеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, научно-техническихобществ, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
разработатьи реализовать пилотный проект создания и функционирования отраслевых советов постандартизации.
Вцелях развития экономических основ стандартизации необходимо:
разработатьи внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия ираспространения национальных стандартов;
реализоватьна практике механизм приоритетного бюджетного финансирования разработкинациональных стандартов, используемых для исполнения государственных функций иоказания государственных услуг;
разработатьмеханизмы привлечения к разработке стандартов представителей органовисполнительной власти, научных организаций, общественных объединений,предпринимателей и потребителей;
обеспечитьразвитие программно-целевого планирования разработки национальных стандартов наоснове реализации ведомственных целевых программ.
Вцелях развития фонда документов национальной системы стандартизации необходимо:
провестианализ действующего фонда документов национальной системы стандартизации насоответствие современному научно-техническому уровню, пересмотреть или отменитьнациональные стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и неотвечающие задачам развития экономики;
обеспечитьразработку новых национальных стандартов и внести изменения в действующиестандарты в соответствии с современными достижениями науки и техники, учитываянеобходимость гармонизации с международными стандартами и повышенияконкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;
повыситьуровень гармонизации национальных и международных стандартов;
оптимизироватьпроцедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованиеммеждународного опыта;
провестианализ отраслевых стандартов и подготовить предложения, касающиеся ихдальнейшего использования.
Вцелях развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо:
создатьединую информационную систему, предназначенную для обеспечения заинтересованныхлиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационногофонда технических регламентов и стандартов;
внедритьновые информационные технологии при планировании, разработке, принятии ираспространении стандартов.
Вцелях совершенствования взаимодействия с международными и региональнымиорганизациями по стандартизации необходимо:
подготовитьпредложения по созданию под руководством Российской Федерации в рамкахмеждународных организаций по стандартизации новых технических комитетов вприоритетных для нашей страны направлениях стандартизации;
активизироватьучастие Российской Федерации в деятельности Международной организации постандартизации, Международной электротехнической комиссии, Европейскогокомитета по стандартизации, Европейского комитета по стандартизации в областиэлектротехники и электроники, а также в деятельности таких региональныхорганизаций, как Европейская экономическая комиссия ООН, форум"Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество",Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.
Вцелях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификациикадров по стандартизации необходимо:
сформироватьсистему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;
разработатьобразовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированныхспециалистов в области стандартизации;
повыситьэффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путемкорректировки учебных планов учреждений профессионального образования,совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадрови стажировок.
РеализацияКонцепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти наоснове межведомственного плана мероприятий.
Решениезадач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственныхцелевых программ.
Формированиенациональной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации иежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптациидействующей системы стандартизации к условиям добровольного применениястандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации ихучастия в межгосударственной и международной стандартизации.
ПравительствоРоссийской Федерации должно содействовать созданию условий для разработки иприменения национальных стандартов, направленных на обеспечение национальныхинтересов Российской Федерации, выполнение ее международных обязательств,осуществление деятельности органов государственной власти в области стандартизации,для финансирования разработки национальных стандартов, используемых в целяхисполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Национальномуоргану по стандартизации необходимо разработать механизмы участиязаинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизациии обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в РоссийскойФедерации.
Федеральныморганам исполнительной власти следует использовать национальные стандарты иосуществлять деятельность, направленную на расширение их применения,участвовать в организации разработки национальных стандартов.
Федеральныморганам исполнительной власти следует продолжить работы в сфере ведения иприменения общероссийских классификаторов, разработку новых общероссийскихклассификаторов, гармонизированных с международными и региональнымиклассификациями. Применение общероссийских классификаторов в областипрогнозирования, статистического учета, банковской деятельности,налогообложения и межведомственного информационного обмена, созданияинформационных систем и информационных ресурсов повышает эффективностьгосударственного регулирования экономики.
Разработканациональных стандартов за счет средств федерального бюджета должнасоответствовать задачам социально-экономического развития страны.