Распоряжение 102-р «Концепция федеральной целевой программы \Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы\» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

Распоряжение 102-р «Концепция федеральной целевой программы \Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы\»

Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г.№ 102-р

1. Утвердить прилагаемуюКонцепциюфедеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформированияжилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственнымзаказчиком - координатором Программы Минрегион России.

3. Установить, чтопредельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средствфедерального бюджета составляет 422 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минрегиону Россииобеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядкев Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2010 г.

 

ПредседательПравительства Российской Федерации                                В.Путин

Концепция федеральной целевой программы "Комплекснаяпрограмма модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010- 2020 годы"

Содержание

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

IV. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

VI. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы

VII. Объемы и источники финансирования Программы

VIII. Оценка ожидаемой эффективности и результативности 2-го варианта решения проблемы

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за формирование и реализацию Программы

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

XI. Предложения по механизмам формирования и реализации мероприятий Программы

XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Приложение № 1 Целевые индикаторы и показатели федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы"

Приложение № 2 Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" по основным направлениям и источникам финансирования

 

I. Обоснованиесоответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачамсоциально-экономического развития Российской Федерации

Для выполненияприоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации всоответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. № 1662-р необходимо добиться:

обеспечения проведениясоответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов,включая требование энергоэффективности;

снижения уровня износаобъектов коммунальной инфраструктуры;

достижения финансовойустойчивости предприятий коммунальной сферы.

В целях выявленияпроблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведенанализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которогоопределены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направленийразвития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентныхотношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшнийдень 81,3 процента жилья находится в частной собственности, что способствуетболее ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Форму управленияэтим фондом уже выбрали собственники более чем 1 миллиона многоквартирныхдомов. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институтыфункционирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности Фонд содействияреформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействияразвитию жилищного строительства и открытое акционерное общество"Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Вторым направлениемявляется развитие системы управления имущественным комплексом коммунальнойсферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмовгосударственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление,аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунальногокомплекса частной формы собственности государственного (муниципального)имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имуществакоммунального хозяйства по итогам 2008 года в целом по Российской Федерациисоставила 12,8 процента.

Третьим направлениемявляется завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальныхуслуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунальногохозяйства. Эти меры направлены на внедрение механизмов рыночной экономики вэтой отрасли и повышение ответственности перед населением предприятий,оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Четвертым направлениемявляется развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемамифактически использованного ресурса обеспечивается путем организацииобщедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2008 года былоотпущено потребителям в соответствии с приборами учета 96,2 процентаэлектрической энергии, 82,7 процента газа, 48,7 процента холодной и горячейводы.

II. Обоснованиецелесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Учитывая сложностьпроблем и необходимость выработки комплексного и системного решения,обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективностиотрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективнымрешать существующие проблемы в рамках федеральной целевой программы"Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунальногохозяйства на 2010 - 2020 годы" (далее - Программа) с использованиемпрограммно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельныемероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии имодернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов,создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствованииинституциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость вдостаточно короткий срок решить масштабные задачи Программы определяетцелесообразность использования программно-целевого метода для решения указанныхпроблем, поскольку они:

входят в числоприоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решениепозволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизнинаселения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированиемсистем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективногоразвития жилищно-коммунального хозяйства;

носят межотраслевой имежведомственный характер и не могут быть решены без участия федеральныхорганов власти;

не могут быть решены впределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов (на возвратнойоснове);

носят комплексныйхарактер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальноеблагополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

III. Характеристика ипрогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере безиспользования программно-целевого метода

До недавнего времениимело место негативное изменение экономических условий функционированияорганизаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходовнаселения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положениижилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточныхдоходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производилиинвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не толькодля развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к рядупроблем, основными из которых являются:

недостаточное развитиекоммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в томчисле связанных с новым строительством;

неравномерноераспределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованиюресурсов;

высокий уровеньморального и физического износа объектов и сооружений;

неэффективноеиспользование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, атакже тепловой и электрической энергии в процессе производства итранспортировки до потребителей;

низкая эффективностьсистемы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладаниеадминистративных методов хозяйствования над рыночными.

Объекты коммунальнойинфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенномсостоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 г. около 60 процентовосновных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации,в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. физический износосновных фондов котельных составил 55 процентов, центральных тепловых пунктов -50,1 процента, тепловых сетей - 62,8 процента, тепловых насосных станций - 52,3процента, требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30процентов сетей водоснабжения и канализации.

В результате этогоизноса расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на25 - 30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских. Потерикоммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов.

IV. Возможные вариантырешения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различныхвариантах решения проблемы

В случае инерционногосценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счеттарифных источников и средств региональных бюджетов во многом в качествеответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического итехногенного характера. Исходя из этого сценария развития жилищно-коммунальногохозяйства:

средний износпроизводственного оборудования в малых городах и сельских поселениях достигнет70 процентов;

аварийность в системахкоммунальной инфраструктуры возрастет;

около 20 процентовнаселения страны будут пить воду, не отвечающую санитарным требованиям;

зависимость отзарубежного оборудования, технологий, проектных решений в сфере коммунальногохозяйства усилится;

потери энергетическихресурсов и воды в процессе их доставки потребителям не снизятся;

экологическоесостояние водных объектов, особенно источников питьевого водоснабжения,значительно ухудшится;

техническоеперевооружение и реконструкция отрасли не будут обеспечены.

Для разработкинастоящей Концепции были проанализированы и сравнивались с инерционнымсценарием развития 2 варианта развития жилищно-коммунального хозяйства,отличающиеся по темпам реализации, механизмам государственной поддержки,объему, динамике и структуре финансирования.

Для решения задачиобеспечения устойчивого и эффективного функционирования в жилищно-коммунальномхозяйстве предполагается осуществление мероприятий в 2 направлениях - вжилищном хозяйстве и коммунальной инфраструктуре.

В жилищном хозяйстве вцелях осуществления реконструкции жилищного фонда предполагается создатьдейственный механизм реконструкции соответственно для жилья, которое введено вэксплуатацию начиная с 1992 года или строительство которого началось с 1992года, и жилья, которое введено в эксплуатацию до 1992 года или строительствокоторого началось до 1992 года. Необходимо предусмотреть финансовое обеспечениереализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда каждой из указанныхгрупп, в том числе путем кредитования.

В коммунальнойинфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежностиработы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации иобновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей.С этой целью предусматривается создать условия для эффективного инвестированияв коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежностипри обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей и минимальнонеобходимой нагрузки на бюджетную систему.

Ключевымиинструментами создания перечисленных условий являются программы комплексногоразвития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базыинформационных ресурсов, а также переход к долгосрочным тарифам и заключениюконцессионных соглашений.

Разработка программыкомплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходованиясредств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счетопределения оптимальных масштабов строительства и координации развитияразличных систем инфраструктуры.

По экспертнымрасчетам, для муниципальных образований, состоящих из жителей в количестве от40 до 400 тыс. человек (их количество - 361), разработка программы комплексногоразвития оценивается в среднем в 27,3 млн. рублей. Для муниципальныхобразований, состоящих из жителей в количестве от 400 до 900 тыс. человек (ихколичество - 31), разработка программы комплексного развития оценивается всреднем в 49,4 млн. рублей. Для муниципальных образований, состоящих из жителейв количестве свыше 900 тыс. человек (их количество - 14), разработка программыкомплексного развития оценивается в среднем в 80 млн. рублей.

Значительной проблемойпри обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов междуресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домовявляется недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборамиучета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущихбалансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных опроживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализоватьжесткие нормативные требования к наличию приборов учета, установленныезаконодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышенииэнергетической эффективности, и создавать единые муниципальные базыинформационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации,расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одногоокна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обменданными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другиемероприятия.

Важнейшимиинструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуруявляются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулированиезаключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создастмотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в томчисле за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования.Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионнымсоглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложенияинвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальнойсобственности системы жизнеобеспечения.

Учитывая высокуюстепень изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и в рядеслучаев необходимость проведения ускоренной модернизации объектовинфраструктуры, предусматривается предоставление средств на софинансирование изфедерального бюджета отдельных проектов модернизации коммунальнойинфраструктуры. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетамсубъектов Российской Федерации будет предусмотрено для отдельных наиболееважных с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционированиясистем коммунальной инфраструктуры проектов, расположенных преимущественно вмалых городах, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.

Первый вариант решенияпроблемы предполагает, что на сегодняшний день разработка программыкомплексного развития и единой муниципальной базы информационных ресурсовосуществляется за счет местных бюджетов. Такой вариант финансированиямалоэффективен, поскольку в настоящий момент в Российской Федерации ни одномуниципальное образование не имеет полностью сформированной комплекснойпрограммы, а возможности муниципальных бюджетов в подавляющем большинствеслучаев недостаточны для финансирования работ по разработке и реализациипрограмм комплексного развития. Риски при реализации этого варианта связаны сдлительностью реализации мероприятий, предусмотренных в настоящей Концепции,отсутствием средств для начальных инвестиций, снижением предполагаемогосинергического эффекта и в конечном итоге приведут к невыполнению мероприятийПрограммы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием такогоподхода будет потеря возможности привлечения достаточного объема средстввнебюджетных источников на развитие жилищно-коммунального комплекса.

Второй вариант решенияпроблемы предполагает, что оптимальным способом финансирования расходов наразработку программы комплексного развития, создание единой муниципальной базыинформационных ресурсов и подготовку конкурсов на заключение концессионныхсоглашений является предоставление кредитов на реализацию указанных мероприятийс включением понесенных затрат в стоимость пакета правоустанавливающихдокументов, выставляемых на конкурс инвестиционных проектов (либо на конкурс назаключение концессионного соглашения), либо софинансирование указанных расходовза счет ассигнований федерального бюджета. Для реализации подобных проектовнеобходимо разработать типовые механизмы банковского кредитования.

Основноефинансирование проектов в коммунальном комплексе будет связано с реализациейинвестиционных программ, разработанных на основе программ комплексногоразвития, концессионных соглашений и анализа данных, поступающих в единыемуниципальные базы информационных ресурсов. Главной задачей в этой сфереявляется привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемныхресурсов. Реализация этой задачи должна осуществляться с привлечением широкогокруга кредитных организаций, а также с использованием механизма выпускаспециальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов РоссийскойФедерации, хозяйствующих субъектов - инициаторов инвестиционных проектов. Приэтом институты развития могут быть использованы с целью предоставлениякредитным организациям долгосрочных источников финансирования.

С этой целью целесообразнопредусмотреть субсидирование из региональных бюджетов и федерального бюджетарасходов на уплату процентов по кредитам. В целях повышения заинтересованностикоммерческих банков в предоставлении долгосрочных кредитов необходимопредусмотреть предоставление коммерческим банкам гарантий бюджетов субъектовРоссийской Федерации и (или) местных бюджетов с возможным подкреплениемсубгарантиями из федерального бюджета. Реализация проектов, которые не могутбыть осуществлены исключительно за счет кредитных ресурсов, осуществляется засчет средств хозяйствующих субъектов и муниципальных бюджетов с возможностьюсубсидирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации. Такие проекты характерны для малых городов и сельских населенных пунктов.

Указанные направлениягосударственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на развитиекоммунальной инфраструктуры и позволят задействовать внебюджетные источникифинансирования. Активизация модернизации коммунальной инфраструктуры в рамкахразработки программ комплексного развития позволит преодолеть критическоеотставание российских технологий в отрасли от зарубежных конкурентов.

Анализ вариантоврешения проблемы показывает, что наиболее эффективным является 2-й вариант,который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы.

При такой комплекснойреализации модернизации коммунальной инфраструктуры ускорится процесспредоставления качественных коммунальных услуг в жилищном фонде.

V. Сроки и этапы решенияпроблемы программно-целевым методом

Ввиду длительностисроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровняблагоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальнойинфраструктуры выполнение Программы осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе (2010- 2011 годы) предусматривается разработка нормативной базы для реализацииПрограммы и запуск нескольких пилотных проектов:

по разработке программкомплексного развития;

по разработке единыхмуниципальных баз информационных ресурсов;

по переходу кустановлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений;

по отработке механизмакредитования развития инфраструктуры муниципальных образований на базе системыбанков государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономическойдеятельности (Внешэкономбанк)".

На основе накопленногона первом этапе опыта уточняются механизмы Программы, в том числе банковскиепродукты и процедуры кредитования развития коммунальной инфраструктуры.

На втором этапе (2012- 2015 годы) предусматривается широкомасштабное применение механизмовПрограммы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектовв средних городах, применение новых методов тарифного регулирования, анализнормативной базы и доработка ее в случае необходимости (с участием коммерческихбанков на базе документации, разработанной государственной корпорацией"Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").

На третьем этапе (2016- 2020 годы) предусматривается переход к системе финансирования реконструкциижилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращениисубсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкциимногоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций вкоммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.

VI. Цели и задачиПрограммы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ходреализации Программы

Целями Программыявляются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домоввсеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимостькоммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальнойинфраструктуры.

Для реализации целейПрограммы к 2020 году предполагается решение следующих задач:

достижение к 2020 годууровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг)многоквартирных домов;

обеспечение надежностии эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкциии модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственнойпрограммы "Чистая вода", предусмотренной Водной стратегией РоссийскойФедерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р;

обеспечение доступностидля населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения к 2020 годууровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг)многоквартирных домов необходимо проведение следующих мероприятий:

создание системы требованийк реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство иобеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальныхресурсов;

разработка системы финансированияреконструкции многоквартирных домов;

создание системы льготногокредитования собственников помещений многоквартирных домов на проведение работ,связанных с повышением благоустроенности многоквартирных домов;

преобразование системыгосударственной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкциимногоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домоврасходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирныхдомов.

Для обеспечения надежностии эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкциии модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующихмероприятий:

повышение эффективностимуниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятийчастными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственностьобъектов коммунальной инфраструктуры;

создание системы планированияразвития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализациипрограмм комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качестваснабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;

формирование системы тарифногорегулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальныхресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающееформирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционныхнадбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированныйкапитал;

обеспечение регламентациивзаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в многоквартирномдоме в целях повышения ответственности сторон за обеспечение совокупной надежности,эффективности и качества коммунальных ресурсов и услуг;

минимизация потерь, в томчисле коммерческих потерь коммунальных ресурсов за счет введения обязательностирасчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета и использования единыхмуниципальных баз информационных ресурсов;

формирование системы государственнойподдержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставлениябюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малыхгородах и сельских поселениях;

создание системы существенногоповышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственниковжилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов засвоевременную оплату коммунальных ресурсов.

С целью обеспечения доступностидля населения стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо проведение следующихмероприятий:

регламентация взаимоотношенийсобственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жильяи управляющих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и их оплате;

регламентация взаимоотношенийсобственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жильяи управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций по заключению договораресурсоснабжения при различных формах организации управления многоквартирным домомв целях обеспечения нормативных показателей качества коммунальных услуг;

стимулирование конкуренцииуправляющих организаций;

законодательное определениеособенностей энергосервисных контрактов в отношении многоквартирных домов.

Целевые индикаторы и показатели,позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, представленыв приложении№ 1 к настоящей Концепции.

VII. Объемы и источники финансированияПрограммы

Финансирование Программыосуществляется с 2010 года за счет средств внебюджетных источников, которые будутнаправлены на реализацию пилотных проектов в рамках первого этапа Программы за счетсредств государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности(Внешэкономбанк)" и начиная с 2011 года за счет средств федерального бюджета,средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, частных инвесторов и собственниковмногоквартирных домов. Предельный объем финансирования Программы на 2010 - 2020годы составит 4098,75 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе засчет средств федерального бюджета - 422 млрд. рублей. Начиная с 2013 года осуществляетсяпредоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд. рублей ежегоднопри условии предоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местныхбюджетов.

Финансовое обеспечениеПрограммы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств федеральногобюджета и внебюджетных источников. При принятии Программы объемы финансированиямогут быть уточнены.

Предельные (прогнозные)объемы финансирования Программы по основным направлениям и источникам финансированияприведены в приложении№ 2.

VIII. Оценка ожидаемой эффективностии результативности 2-го варианта решения проблемы

Планируется, что реализацияПрограммы к 2020 году приведет к значительному социально-экономическому эффекту.Обеспечение многоквартирных домов всеми видами благоустройства жилья и предоставлениекоммунальных услуг нормативного качества позволит повысить качество жизни граждан,проживающих в многоквартирных домах.

Стабилизация финансовогоположения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежностии качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунальногокомплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.

Экономический эффект отреализации Программы выражается:

для собственников многоквартирныхдомов - в повышении рыночной стоимости жилья за счет повышения его благоустройстваи эффективности использования коммунальных ресурсов (не менее чем на 1,6 трлн. рублей);

для бюджетов субъектовРоссийской Федерации и местных бюджетов - в ликвидации просроченной задолженностипо уплате налогов и сборов предприятий коммунального комплекса перед бюджетами субъектовРоссийской Федерации и местными бюджетами (16 млрд. рублей);

для федерального бюджета- в прозрачных механизмах расходования средств из федерального бюджета и ликвидацияпросроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунальногокомплекса перед федеральным бюджетом (25 млрд. рублей);

для отечественной промышленности- в росте объемов производств в машиностроении, металлургии и промышленности строительныхматериалов (не менее чем на 2,2 трлн. рублей за 10-летний период, в том числе продукциимашиностроения - не менее чем на 1,6 трлн. рублей).

Реализация мероприятийПрограммы обеспечит рост занятости населения и позволит создать новые рабочие места.

IX. Предложения по участиюфедеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за формированиеи реализацию Программы

Ответственным за формированиеи реализацию Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

В формировании и реализациимероприятий Программы помимо Министерства регионального развития Российской Федерациипредполагается участие заинтересованных федеральных органов исполнительной властии других организаций.

X. Предложения по государственнымзаказчикам и разработчикам Программы

Министерство региональногоразвития Российской Федерации является государственным заказчиком и разработчикомПрограммы, осуществляет ее реализацию, а также контроль за ходом исполнения Программыв порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

XI. Предложения по механизмамформирования и реализации мероприятий Программы

Для решения задачи повышениянадежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабнойоптимизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителейпредполагается использование следующих механизмов:

обеспечение обязательностипроведения реконструкции многоквартирного дома с обеспечением минимального уровнятребований к его результатам;

финансирование реконструкциимногоквартирных домов;

разработка программ комплексногоразвития;

разработка и создание единыхмуниципальных баз информационных ресурсов;

заключение концессионныхсоглашений;

финансирование реконструкциижилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через кредитно-финансовыеорганизации;

создание системы методического,юридического и кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса;

проведение мониторингаи аудита финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунальногохозяйства;

проведение аудита технологическогопроцесса;

тарифное регулирование,основанное на долгосрочных планах развития и переходе к стимулирующему регулированию;

формирование долгосрочныхтарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом региональныхразличий и на основе экономической целесообразности;

формирование договорныхотношений между собственниками помещений многоквартирных домов, управляющими компаниямии ресурсоснабжающими организациями.

Основой механизмов формированияи реализации мероприятий Программы являются следующие принципы:

расширение практики проектногоуправления;

консолидация средств дляреализации приоритетных направлений модернизации и развития жилищно-коммунальногохозяйства;

создание основы для развитиясектора исследований и научно-исследовательских разработок технологий для жилищно-коммунальногохозяйства;

формирование информационно-аналитическойи экспертной систем;

обеспечение эффективногои целевого использования бюджетных средств и внебюджетных источников.

XII. Предложения по возможнымвариантам форм и методов управления реализацией Программы

Государственным заказчиком- координатором Программы является Министерство регионального развития РоссийскойФедерации, которое осуществляет управление реализацией Программы и несет ответственностьза результаты ее выполнения.

Руководителем Программыявляется Министр регионального развития Российской Федерации.

Формы и методы управленияреализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором всоответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование управленияПрограммой осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренныхна финансирование Программы.

Контроль и организациякомплексных проверок хода реализации Программы возлагаются на государственного заказчика- координатора Программы. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализацииПрограммы должны являться доступными для населения.

Отбор исполнителей (поставщиков,подрядчиков) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхи муниципальных нужд".

Приложение № 1

Целевые индикаторы и показатели
федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформированияжилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы"

Целевой показатель

2008 год

2010 год

2012 год

2015 год

2020 год

Процент площади многоквартирных домов с физическим износом от 31 до 65 процентов в общей площади многоквартирных домов, процентов

33

33

27

22

19

Процент площади многоквартирных домов с физическим износом более 65 процентов в общей площади многоквартирных домов, процентов

4,1

3,9

3,6

2,1

-

Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, процентов

58

58

90

100

100

Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, газоснабжением или электроснабжением на пищеприготовление, процентов

79

79

87

94

100

Доля физических лиц - собственников в оплате стоимости работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту многоквартирных домов, построенных до 1992 года, процентов

5

5

15

40

90

Полный расход энергии на обеспечение отоплением и горячим водоснабжением 1 кв. метра площади многоквартирных домов в год,

 

 

 

 

 

килограммов условного топлива,

77

76

72

70

65

процентов к 2008 году

100

99

94

91

84

Удельное водопотребление на 1 человека в сутки,

 

 

 

 

 

литров,

304

304

292

258

182

процентов к 2008 году

100

100

96

85

60

Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, процентов к 2008 году

100

100

95

80

50

Доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения, процентов

4,7

4,7

5,8

6,5

6,9

Доля семей, получающих субсидии на жилищно-коммунальные услуги, процентов

10,4

10,8

12

13

15

Приложение № 2

Предельные (прогнозные) объемыфинансирования федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизациии реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" по основнымнаправлениям и источникам финансирования

(млрд.рублей, в ценах соответствующих лет)

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 -2020 годы

Итого

Всего

19,5

48,71

56,96

310,02

396,53

513,03

2754

4098,75

Средства федерального бюджета*

-

11

11

50

50

50

250

422

Средства субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

-

11

11

47

47

47

244

407

Cредства частных инвесторов

5

10,2

10,2

180

250

350

1750

2555,4

Средства собственников многоквартирных домов на осуществление реконструкции многоквартирных домов

14,5

16,51

24,76

33,02

49,53

66,03

510

714,35

_______________________________

* Начиная с 2013 года осуществляется предоставлениесубгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд. рублей ежегодно при условиипредоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

550
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки