МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА ПНЕВМОТРАНСПОРТНЫХ ТРУБОПРОВОДОВСИСТЕМ ПЫЛЕПРИГОТОВЛЕНИЯ И ЗОЛОШЛАКОУДАЛЕНИЯ ТЭС
РД153-34.1-27.512-2001
Датавведения 2002-01-01
РАЗРАБОТАНО:Государственным образовательным учреждением высшего профессиональногообразования "Московский энергетический институт (Технический университет)",Открытым акционерным обществом "УралОРГРЭС"
Исполнители: к.т.н. В.Я. Путилов(руководитель разработки), И.В. Путилова, Е.А. Маликова (ГОУВПО "МЭИ(ТУ)"); Б.Л. Вишня (ОАО "УралОРГРЭС"), К.П. Боричев (ОАО"Институт ТЕПЛОЭЛЕКТРОПРОЕКТ")
УТВЕРЖДЕНО: Начальником Департаментанаучно-технической политики и развития РАО "ЕЭС России" Ю.Н.Кучеровым 19.12.2001 г.
РАЗРАБОТАНЫВПЕРВЫЕ
Срокпервой проверки настоящего РД - 2006 г.,
Периодичностьпроверки - один раз в 5 лет
Содержание
"МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ИРЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА ПНЕВМОТРАНСПОРТНЫХ ТРУБОПРОВОДОВСИСТЕМ ПЫЛЕПРИГОТОВЛЕНИЯ И ЗОЛОШЛАКОУДАЛЕНИЯ ТЭС" (далее"Методические указания ...") разработаны впервые по заданию 3 раздела2 Научно-технической программы "Повышение экономичности, надежности работыоборудования и экологической безопасности ТЭС, систем и сетей РАО "ЕЭСРоссии" через комплексное использование потенциала вузовской науки".
"Методическиеуказания ..." разработаны на основе анализа и обобщения:
-публикаций в научно-технических изданиях;
-результатов комплексных исследований физико-механических характеристик, химико-минералогическогосостава зол, образующихся при факельном сжигании углей различных марок;
-результатов исследований технико-экономических показателей установокпневмотранспорта золы с существенно отличающимися свойствами, выполненных МЭИ(ТУ), ОАО "УралОРГРЭС", ОАО "СибНИИГ" и другимиорганизациями;
-результатов исследований абразивных свойств золы энергетических углей ВТИ,УралВТИ. КазНИИЭнергетики и других организаций;
-результатов исследований технико-экономических показателей пневмотранспортныхустановок систем пылеподачи ТЭС;
-результатов фундаментальных исследований МЭИ (ТУ) по теоретическому обоснованиюкритериев оптимальности параметров пневмотранспортных потоков и абразивномуизносу поверхностей при взаимодействии с пылевоздушными потоками;
-результатов применения различных методов и внедрения мероприятий по защитеоборудования пневмотранспортных установок от абразивного износа на ТЭС и вдругих отраслях промышленности;
-отраслевых нормативно-технических документов, регламентирующих вопросы расчетаабразивного износа и/или выбора параметров оборудования пневмотранспортныхустановок, связанных с абразивным износом.
-материалов отчета о патентных исследованиях по теме "Абразивный износоборудования пневмотранспортных установок мелкодисперсных сыпучих материалов(способы и средства исследования и снижения износа)", выполненных напервом этапе работы по созданию настоящего РД.
"Методическиеуказания ..." предназначены для применения в организациях и предприятияхэнергетики, занимающихся вопросами исследования, проектирования, строительства,технического перевооружения, оптимизации параметров и эксплуатациипневмотранспортного оборудования систем пылеприготовления и золошлакоудаленияТЭС, с целью улучшения их технико-экономических показателей.
"Методическиеуказания ... " обязательны для всех структурных подразделений РАО"ЕЭС России" и акционерных обществ энергетики и электрификации.
Термины
Мелкодисперсныесыпучие материалы (далее - материалы) - любыесыпучие материалы природного или техногенного происхождения с максимальнойкрупностью отдельных частиц до нескольких миллиметров (угольная пыль, зола,цемент, песок и др.).
Угольнаяпыль - частицы угля, предназначенные дляфакельного сжигания в топках котлов, образующиеся в результате размола вмельницах.
Зола(летучая зола, зола-унос) - частицы минерального остаткатвердого топлива с включением некоторого количества недожога (несгоревшейорганической части топлива), которые выносятся дымовыми газами из топкикотлоагрегата.*
Шлак- частицы минерального остатка твердого топлива с включением некоторогоколичества недожога (несгоревшей органической части топлива), образующиеся втопках котлов с камерным сжиганием, выпадающие из факела в топках котлов ивыходящие из шлакоудалителей котлов с крупностью до 40 мм или поступающие изтопок котлоагрегатов с кипящим слоем через охладители шлака в шлакоудалители скрупностью до 10 мм.
Пневмотранспортныеустановки мелкодисперсных сыпучих материалов -установки для транспортирования мелкодисперсных сыпучих материалов в потокевоздуха методами нагнетания, всасывания или перемещения в псевдоожиженном слое.
Пневмотранспортныйтрубопровод (далее - трубопровод) - трубопровод дляпневмотранспортирования мелкодисперсных сыпучих материалов.
Пылепровод(в энергетике) - трубопровод или короб прямоугольногосечения, по которому перемещается смесь воздуха и угольной пыли.
Пневмозолопровод(ПЗП) - трубопровод, по которому перемещается смесь воздухаи золы или шлака.
Агрегатнаяплотность (плотность) мелкодисперсных сыпучих материалов- отношение массы частиц к их объему, включая внутренние поры.
Нормативнаяминимальная толщина стенки трубопровода - остаточнаятолщина стенки трубы, определяемая по условию достаточной механическойпрочности, мм. Если нет особых условий, то остаточная толщина стенки трубы длянизконапорных и вакуумных установок пневмотранспорта dостпринимается равной 2 мм, а для высоконапорных установок dостпринимается равной 4 мм.
Критическаяскорость - наименьшая скорость воздуха в потокепылевоздушной смеси, при которой на дне трубопровода начинает образовыватьсяподвижный слой из частиц транспортируемого материала, м/с.
Оптимальнаяскорость - скорость воздуха в потокепылевоздушной смеси, при которой энергозатраты на пневмотранспорт перемещаемогоматериала являются минимальными, м/с.
Коэффициентотносительного содержания SiO2 -отношение содержания SiO2 в транспортируемом материале к содержаниюSiО2 в кварцевом песке (в соответствии с /1/ содержание SiО2в кварцевом песке составляет 94 % по массе).
Критерийаэродинамической легкости частиц -характеризует аэродинамическую легкость частиц мелкодисперсных сыпучихматериалов с точки зрения их пневмотранспортируемости, численно равен отношениюмассы частицы к площади ее поверхности при допущении, что частица имеетправильную сферическую форму и не содержит внутренних пустот, кг/м2/2/.
Условные обозначения
Gв- массовый расход воздуха, кг/с
Gм- массовый расход материала, кг/с
m = Gм/ Gв- массовая расходная концентрация потока смеси материала и воздуха, кгматериала/кг воздуха
D -внутренний диаметр трубопровода, м
Dн- наружный диаметр трубопровода, м
L -длина участка трубопровода, м
Mн- масса материала, пневмотранспорт которой вызывает абразивный износ стенкитрубы на 1 мм, т/1 мм
dст- толщина стенки трубопровода, мм
dизн- глубина эксплуатационного абразивного износа трубопровода, мм
dост- нормативная минимальная толщина стенки трубопровода, мм
dh- линейный абразивный износ трубопровода, мм
dуд.h- удельный линейный абразивный износ трубопровода, мм/т
P -абсолютное давление в трубопроводе, Па
rв- плотность воздушного потока, кг/м3
d0- средневзвешенный эквивалентный диаметр частиц материала, м
rм- агрегатная плотность материала, кг/м3
kизн- коэффициент относительной износостойкости материала трубопровода
- содержание SiO2 в транспортируемом материале, % помассе
- коэффициент относительного содержания SiО2 втранспортируемом материале
Uм- средняя по сечению скорость потока частиц материала, м/с
U -средняя по сечению скорость воздуха при движении пылевоздушной смеси втрубопроводе, м/с
Uкр- критическая скорость воздуха в пылевоздушном потоке, м/с
Uопт- оптимальная скорость воздуха в пылевоздушном потоке, м/с
Kн= U/ Uкр- коэффициент надежности пневмотранспортирования
Tм,tм- температура материала, К, °С
Tв,tв- температура воздуха, К,°С
Tизн- срок эксплуатации трубопровода до достижения нормативной минимальной толщины стенкитрубы в результате абразивного износа, ч
Tэ.у- число часов работы пневмотранспортной установки за весь период ееэксплуатации, ч
Tу- число часов работы пневмотранспортной установки, за которое необходимоопределить линейный абразивный износ трубопровода dh,ч
KП= rsd0/ 6 - критерий аэродинамической легкости частиц при пневмотранспортемелкодисперсных сыпучих материалов, кг/м2 /2/
HV -твердость металла труб по Виккерсу
nпров- число проворотов труб вокруг своей оси
Примечания. При обозначении величин,имеющих частное значение, по тексту приводятся их определения и размерности.
1.1. Расчет удельного линейногоабразивного износа прямолинейных участков трубопроводов пневмотранспортныхустановок систем пылеприготовления и золошлакоудаления ТЭС
Расчетвеличины удельного линейного абразивного износа трубопроводовпневмотранспортных установок систем пылеприготовления и золошлакоудаления ТЭС dуд.hвыполняется для горизонтальных и наклонных участков по зависимости (1):
мм/т (1)
адля вертикальных участков по зависимости (2):
мм/т (2)
где
KП= rsd0/ 6;
или
kизнопределяется по выражению (3):
kизн= 6,42 · 10-5 · HV2 -0,0157 · HV+ 1,97 (3)
иливыбирается из табл. 1
Таблица1 - Коэффициент относительной износостойкости трубопроводов изразличных материалов, kизн
Материал трубопровода | Твердость по Виккерсу, HV | Коэффициент относительной износостойкости трубопроводов из различных материалов, kизн |
Медь | 125 | 1,00 |
Сталь 5 | 130 | 1,01 |
Сталь 25Л | 130 | 1,01 |
Сталь 3 | 135 | 1,02 |
Сталь 10 | 137 | 1,02 |
Сталь 4сп | 140 | 1,03 |
Сталь 5сп | 150 | 1,06 |
Сталь 20 | 156 | 1,08 |
Сталь 35Л | 160 | 1,10 |
Сталь 35 | 187 | 1,28 |
Сталь 25Г2 | 200 | 1,40 |
Сталь 37 (St37) | 210 | 1,50 |
Сталь 40, 40Х (отж.) | 217 | 1,59 |
Серый чугун | 223 | 1,66 |
Сталь 30ХГС, Сталь 30ХГСА (отж.) | 229 | 1,74 |
Сталь 55Л (с термообработкой) | 240 | 1,90 |
Сталь 45 | 241 | 1,92 |
Сталь 30X13 | 270 | 2,41 |
Сталь 40X13 | 300 | 3,04 |
Сталь 55Л | 340 | 4,05 |
Сталь X5CrNi189 | 380 | 5,27 |
Трубы с алюмотермическим покрытием | 2500 | 364,00 |
ОпределениеUм.
Приизвестной средней по сечению скорости воздуха при движении пылевоздушной смесив трубопроводе Uдля расчета Uмнеобходимо определить критическую скорость воздуха в пневмотранспортныхтрубопроводах по выражению (4) из /2/ или (5) из /3/. Выражение (3) применяетсяпри выполнении условий:
m³2; D ³0,08 м; d0³20·10-6 м,
ав других случаях используется выражение (4).
(4)
(5)
Возможно три варианта отношения транспортной икритической скоростей воздуха при движении пылевоздушных смесей:
1.U< Uкр
2.1,0 £Кн £ 1,7
3.U< 1,7Uкр
1.При U< Uкрвеличину усредненной скорости частиц транспортируемого материала следуетопределять по выражению:
(6)
2.При 1,0 £ Кн £1,7 величину усредненной скорости частиц транспортируемого материала следует определятьпо выражению:
(7)
Надежнаяработа пневмотранспортных установок в режиме летучей транспортировки безподстилающего слоя обеспечивается при Кн в диапазоне 1,2¸1,4.Для такого случая при проектировании или оптимизации работы установкипневмотранспорта угольной пыли или золы при определении величины усредненнойскорости частиц транспортируемого материала следует пользоваться выражением:
Uм= 0,8 Uили Uм= 1,12 Uкр (8)
3.При Кн ³ 1,7 величину усредненной скоростичастиц транспортируемого материала следует определять по выражению:
Uм= 0,95 U (9)
Вслучае отсутствия фактических или проектных данных о величинах усредненныхскоростей воздуха для определения U можно использовать справочныеданные по аналогичным установкам или рассчитать их в соответствии с /4/ или/2/.
Расчетныйсрок эксплуатации трубопроводов пневмотранспортных установок по условиям абразивногоизноса Tизнопределяется продолжительностью периода, в течение которого толщина стенкитрубопровода dстуменьшается до нормативной величины dост,устанавливаемой исходя из условия достаточной механической прочности. Тогда,глубина эксплуатационного износа трубопровода dизнопределяется по выражению (10):
dизн= dст- dост,мм (10)
1.2.1.Расчетный срок эксплуатации трубопровода без проворота прямолинейных участковтруб вокруг своей оси определяется из выражения (11):
Тизн= (dст- dост)/ (3,6 · dуд.h· Gм),час (11)
1.2.2.Расчетный срок эксплуатации трубопровода с проворотом прямолинейных участковтруб вокруг своей оси определяется из выражения (12):
Тизн= (dст- dост)/ (3,6 · dуд.h· Gм)· (nпров+ 1), час (12)
гдеnпров- число, равное количеству проворотов труб вокруг своей оси, которое равно 3при угле каждого проворота труб вокруг своей оси на 90°, но может быть приняторавным 4 при угле каждого проворота на 72°.
1.2.3.Расчет требуемой толщины стенки труб по условиям абразивного износа
Расчеттребуемой (проектной) толщины стенки труб на весь период эксплуатациипневмотранспортной установки системы пылеприготовления или золошлакоудаления поусловиям абразивного износа следует проводить по зависимости (13):
dст= Тэ.у. · 3,6 · dуд.h· Gм· (nпров+ 1) + dост,мм (13)
1.2.4.Исходные данные для расчета абразивного износа и срока эксплуатациипрямолинейных участков труб.
Таблица2 - Исходные данные для расчета величины удельного абразивного износа и срока эксплуатациипрямолинейных участков трубопроводов пневмотранспортных установок системзолошлакоудаления и пылеприготовления ТЭС dуд.h
№ п/п | Транспортируемый материал | Материал трубопровода | Gм, кг/с | m, кг/кг | U, м/с | D, м | d0·10-6, м | rм, кг/м3 | P·105, Па | tм, °С | tв, °С | Ту, ч | % SiO2 | Примечание |
Марка | HV |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Пояснения к исходнымданным.
ЧислоВиккерса HVдля материала труб принимается из табл.1 или по справочным данным.
Расходзолы или угольной пыли Gм,массовая концентрация пылевоздушного потока m, средняя по сечению скоростьвоздуха при движении пылевоздушной смеси в трубопроводе U,внутренний диаметр трубопровода D, средневзвешенная крупность d0и агрегатная плотность частиц транспортируемого материала rм,плотность воздуха в трубопроводе rв,температура транспортируемого материала tми воздуха tвпринимаются по фактическим данным или определяются в соответствии с /4/.Процентное содержание SiO2 в транспортируемом материале принимаетсяпо результатам лабораторных исследований или по справочным данным.
Приобработке результатов исследований различных авторов было установлено, чтоосновной износ колена происходит в зоне внешней образующей при угле атакипылевоздушного потока к поверхности колена a = 10¸45°.При этом максимальный износ находится в зоне внешней образующей при a= 25¸28°,а градусная мера дуги области интенсивного абразивного износа в поперечном сеченииколена составляет примерно 70°. В области внутренней образующей коленаабразивный износ практически отсутствует.
Приобработке результатов исследований аэродинамических характеристик и анализеданных по абразивному износу колен при движении пылевоздушных смесей втрубопроводах пневмотранспортных установок было установлено, что при углахповорота потока в элементах колена 15° и менее, что соответствует углу атаки7,5° и менее:
-скорость абразивного износа элемента колена трубопровода примерно в 30 разменьше, чем при угле атаки a = 25¸28°;
-аэродинамическое сопротивление колена трубопровода снижается примерно в 1,5¸2,0раза за счет отсутствия областей повышенной турбулентности из-за отрыва потокаот поверхности колена по всему его поперечному сечению.
Исходяиз вышеизложенного рекомендуется выполнять колена трубопроводов по эскизу,представленному на рис. 1. На рис. 1 изображен эскиз колена с углом поворотатрубопровода на 90°. Такая форма колена позволяет значительно уменьшить нетолько скорость абразивного износа, но и существенно снизить аэродинамическиепотери в колене. Последнее обстоятельство является весьма важным для сниженияобщих потерь давления в пневмотранспортных трубопроводах сложной конфигурации сбольшим числом поворотов. Такая оптимальная форма поворотов рекомендуется привыполнении колен из любых материалов труб, независимо от их антиабразивныхсвойств.

Рис. 1. Эскиз сварного колена суглом поворота трубопровода на 90°.
1 - первый элемент колена,являющийся торцем трубы конечного прямолинейного участка трубопровода передповоротом; 2-7 - отдельные элементы колена; 8 - восьмойэлемент колена, являющийся торцем трубы начального прямолинейного участкатрубопровода после поворота;
DH - наружный диаметртрубопровода; a1 = 7,5° - угол между осямипервого и второго элементов колена;
a2 = 15° - угол между осямиэлементов колена со второго по седьмой;
a3 = 7,5° - угол между осямиседьмого и восьмого элементов колена.
R1/Dн = 6,875
R2/Dн = 7,450
R3/Dн = 7,730
R4/Dн = 8,209
R5/Dн = 8,419
R6/Dн = 8,541
R7/Dн = 8,575
Нарис. 2 показаны элементы колена на входе в поворот трубопровода, а на рис.3 - элементы колена на выходе из поворота трубопровода, где: 1 - первыйэлемент колена, являющийся торцем трубы конечного прямолинейного участкатрубопровода перед поворотом; 2-7 - отдельные элементы колена; 8 - восьмойэлемент колена, являющийся торцем трубы начального прямолинейного участка трубопроводапосле поворота; Dн- наружный диаметр трубопровода; a1= 7,5° - угол между осями первого и второго элементов колена; a2= 15° - угол между осями элементов колена со второго по седьмой; a3= 7,5° - угол между осями седьмого и восьмого элементов колена

Рис. 2. Элементы колена на входе потока в повороттрубопровода

Рис. 3. Элементы колена на выходе потока изповорота трубопровода
2.2.1.Определение геометрических размеров элементов сварного колена оптимальной формыс поворотом трубопровода на 90°.
Уголатаки пылевоздушного потока по отношению к поверхности второго-седьмогоэлементов в соответствии с п. 2.1.1 принят равным 7,5°, что обеспечиваетсуммарный угол поворота потока в шести элементах колена 90° из-за равенствауглов падения и отражения потока. В связи с этим:
-угол между осями первого и второго элементов колена a1= 7,5°;
-угол между осями элементов колена со второго по седьмой a2= 15°.
-угол между осями седьмого и восьмого элементов колена a3= 7,5°;
Размеры1-го элемента колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 1-го элемента колена:
Dl1B= tg(a1/ 2) · Dн= tg 3,75° · Dн= 0,066Dн
Размеры2-го элемента колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 2-го элемента колена в районе левоготорца:
Dl2Вл= tg(a1/ 2) · Dн= tg3,75° · Dн= 0,066Dн
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 2-го элемента колена в районе правоготорца:
Dl2Вп= tg(a2/ 2) · Dн= tg7,5° · Dн= 0,132Dн
Расчетдлины внешней образующей 2-го элемента колена:
l2H = 0,5D/sin a1 = 0,5D/sin 7,5° = 3,831Dн
Размеры3-го элемента колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 3-го элемента колена в районе левоготорца:
Dl3Вл= tg(a2/ 2) · Dн= tg7,5° · Dн= 0,132Dн
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 3-го элемента колена в районе правоготорца:
Dl3Вп= tg(a2/ 2) · Dн= tg7,5° · Dн= 0,132Dн
Расчетдлины внешней образующей 3-го элемента колена:
L3H = 0,5D/sin a1 = 0,5D/sin 15° = 1,932Dн
Размеры4¸6-гоэлементов колена
Размеры 4¸6-го элементовколена идентичны размерам 3-го элемента колена.
Размеры7-го элемента колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 7-го элемента колена в районе левоготорца:
Dl7Вл= tg(a2/ 2) · Dн= tg7,5° · Dн= 0,132Dн
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 7-го элемента колена в районе правоготорца:
Dl7Вп= tg(a3/ 2) · Dн= tg3,75° · Dн= 0,066Dн
Расчетдлины внешней образующей 7-го элемента колена:
L7H = 0,5D/sin a2 = 0,5D/sin 15° = 1,932Dн
Размеры8-го элемента колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 8-го элемента колена:
Dl8В= tg(a3/ 2) · Dн= tg3,75° · Dн= 0,066Dн
2.2.2.Определение геометрических размеров элементов колена оптимальной формы споворотом трубопровода на угол aпов,отличающийся от 90°.
2.2.2.1.0° < aпов< 7,5°
Коленосостоит из двух элементов и выполняется в виде стыка двух прямолинейныхучастков труб. При этом a1= aпов,а уменьшение длины внутренней образующей 1-го и 2-го элементов коленаопределяется по формуле:
Dl1В= Dl2В= tg(aпов/ 2) · Dн
2.2.2.2.7,5° £aпов£30°
Определениеуглов a1,a2,a3
a1= a3= aпов/ 4, a2= aпов/ 2
Размеры1-го и 3-го элементов колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 1-го и 3-го элементов колена:
Dl1В= Dl3В= tg(aпов/ 8) · Dн
Размеры2-го элемента колена
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 2-го элемента колена в районе левоготорца:
Dl2Вл= tg(aпов/ 8) · Dн
Расчетуменьшения длины внутренней образующей 2-го элемента колена в районе правоготорца:
Dl2Вп= tg(aпов/ 8) · Dн
Расчетдлины внешней образующей 2-го элемента колена:
l2H= 0,5Dн/ sin(aпов/ 4)
2.2.2.3.30° < aпов< 90°
Уголa1принимается равным 7,5°, угол a2принимается равным 15°, угол a3определяется по формуле:
a3= aпов- a1- a2· nэ,
гдеnэ- целое число элементов колена с углом a2= 15° с округлением в меньшую сторону, определяемое по выражению:
nэ= (aпов- a1)/ 15°
Параметрывсех элементов колена определяются по формулам в общем виде из подраздела 2.2.1 с заменой углов a1,a2и a3на их вычисленные величины.
Длясохранения оптимальных параметров колен трубопроводов на поворотах при ихпараллельной прокладке рекомендуется разводку трубопроводов осуществлять засчет увеличения длин элементов колен со второго по седьмой при неизменностиугла a1.При этом трассировку поворотов трубопроводов необходимо начинать с трубопроводас минимальным радиусом поворота. Уменьшение длин элементов колена поворотатрубопровода с наименьшим радиусом поворота по сравнению с расчетными недопускается.
Привыполнении криволинейных участков трубопроводов отдельные их элементы должнывыполняться таким образом, чтобы угол атаки потока частиц транспортируемогоматериала в любом элементе не превышал 7,5°.
Эффективныммероприятием по снижению абразивного износа трубопроводов является оптимизацияпараметров работы пневмотранспортных установок в соответствии с /4/, так как порезультатам обследования действующих систем золошлакоудаления было установлено,что:
-скорость воздуха в пылевоздушных потоках в подавляющем большинстве случаевпревышает оптимальную в 1,5¸3,0 раза и находится в диапазоне30-50 м/с;
-трубопроводы сложной конфигурации и большой протяженности выполнены по аналогиис водопроводными или воздушными трубопроводами без учета спецификипылевоздушных потоков;
-величины массовой концентрации пылевоздушных потоков редко поддерживаются оптимальнымии составляют, как правило, единицы, а не десятки кг материала на кг воздуха;
-отсутствуют или не соблюдаются режимные карты эксплуатации пневмотранспортныхустановок.
Всоответствии с /5/ для обеспечения оптимальных параметров работы пневмотранспортныхустановок необходимо выполнение следующих основных условий:
-проектирование новых и модернизация действующих пневмотранспортных установокдолжны осуществляться в соответствии с /4/, а оценка их технико-экономическихпоказателей - в соответствии с /6/;
-при составлении инструкций по эксплуатации должны быть разработаны режимныекарты эксплуатации пневмотранспортных установок, которые должны быть провереныи уточнены при выполнении пуско-наладочных работ и испытаний;
-наладка пневмотранспортных установок должна выполняться специалистами в областипневмотранспорта мелкодисперсных сыпучих материалов (золы, угольной пыли идр.);
-эксплуатация пневмотранспортных установок должна осуществляться в точномсоответствии с режимными картами;
-эксплуатация пневмотранспортных установок может осуществляться толькоспециально обученным персоналом.
3.2.1.Продление срока эксплуатации прямолинейных горизонтальных и наклонных участковтрубопроводов
3.2.1.1.Эффективным средством продления срока эксплуатации трубопроводов являетсяпроворот прямолинейных участков вокруг своей оси. При этом, обычно, проворотосуществляют на 90°, что позволяет увеличить срок эксплуатации в 4 раза. Однакоможет быть достаточным проворот на 72° или меньше. Для определения достаточногоугла проворота необходимо определить толщину стенки трубы в наиболееизнашиваемом месте (как правило, это на конце участка трубопровода одногодиаметра при ступенчатом его выполнении) и определить градусную меру дуги зонымаксимального износа, которая и будет численно равна углу проворота. Числопроворотов nпровв общем виде определяется по выражению:
nпров= 360° / bизн- 1
иокругляется до целого числа в меньшую сторону. Тогда угол проворота bпровопределяется по выражению:
bпров= 360° / (nпров+ 1).
3.2.1.2.В случае выполнения трубопровода без учета оптимальных скоростей пылевоздушныхпотоков величина абразивного износа может существенно отличаться на отдельных егоучастках. Для исправления создавшегося положения необходимо выполнить расчетоптимальных параметров всего трубопровода в соответствии с /4/ и установитьтрубы расчетного диаметра на наиболее изнашиваемом участке трубопровода.
3.2.1.3.Повышенному абразивному износу при всех прочих равных условиях подверженыучастки аэродинамической стабилизации потоков на входе и выходе из поворотов,запорно-регулирующей и переключающей арматуры. С целью избежания более частогоремонта или замены этих участков трубопроводов необходимо участкиаэродинамической стабилизации выполнять из труб с антиабразивным покрытием илис повышенной износостойкостью. При этом длина аэродинамического участкастабилизации потока определяется по выражению:
Lстаб³5 Dн
3.2.2.Продление срока эксплуатации криволинейных участков трубопроводов
Наиболееизнашиваемыми участками трубопроводов являются колена поворотов, тройники,переключатели и другая арматура. Поэтому при проектировании трубопроводов ихчисло должно быть принято минимально возможным, а при выполнении ремонтныхработ по восстановлению работоспособности трубопроводов необходимо ранеепринятые неправильные технические решения изменять. При выборе материалов длявыполнения колен поворотов и другой арматуры рекомендуется пользоваться даннымииз табл. 3.
Таблица3 - Рекомендации по выбору материалов для изготовления криволинейных участковпневмотранспортных трубопроводов систем золошлакоудаления и пылеподачи ТЭС
№ п.п. | Наименование материала | Недостатки | Срок эксплуатации | Производитель колен |
1 | Трубы с алюмотермическим покрытием | В эксплуатации недостатков нет. Не выпускаются трубы с диметром меньше 150 мм | Без ограничений | ПРП Севказэнергоремонт, Казахстан |
2 | Колено с камнелитыми вкладышами | 1. Склонны к выкрашиванию при: | 10-15 лет | Кондопожский завод каменного литья |
- нарушении правил транспортировки и монтажа; |
- без выполнения мероприятий по температурной компенсации трубопроводов. |
2. Ограниченный типоряд диаметров колен: 150, 175, 200, 225, 250 |
3. Невозможность выполнения поворотов с углами не кратными 15° |
3 | Стали с числом HV более 300 | Срок межремонтного периода эксплуатации меньше, чем у колен с алюмотермическим покрытием или каменнолитых отводов | В 4-5 раз больше, чем у колен из стали 20 | Возможно изготовление колен в ремцехах ТЭС в соответствии с подразделом 2.2 настоящих "Методических указаний ..." |
1.Песок стандартный для испытания цементов (эталон) ГОСТ6139-91. М. Изд-во стандартов, 1992.
2.Путилов В.Я. Аэродинамика систем напорного пневмотранспорта золы тепловыхэлектростанций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн.наук. - М.: МЭИ, 1992, 20 с.
3.Сизых В.Я. Разработка метода аэродинамического расчета систем пневмотранспортазолы ТЭС. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн.наук. - Л.: ВНИИГ им. Б.Е. Веденева, 1982, 20 с.
4.Вишня Б.Л., Путилов В.Я., Боричев К.П. Методические указания по проектированиюсистем пневмоудаления золы от котлоагрегатов ТЭС, установок отпуска сухой золыпотребителям и отгрузки ее на насыпные золоотвалы. РД 34.27.109-96.,Екатеринбург, УРАЛТЕХЭНЕРГО, 1997,119 с.
5.Путилов В.Я., Маликова Е.А. Технические предложения по повышению надежности,экономичности и экологичности систем пневмозолоудаления от сухих золоуловителейпри раздельном или совместном факельном сжигании углей различных марок. М.:МЭИ, 1999, 49 с.
6.Методика оценки технико-экономических показателей систем золошлакоудаления ТЭСс учетом экологических требований. РД34.02.103-98. / Путилов В.Я., Автономов А.Б., Боричев К.П., Вишня Б.Л. идр., М.: НТФ "Энергопрогресс, 1997, 78 с.
Имеетсядействующая установка пневмотранспорта угольной пыли назаровского угля системыпылеприготовления ТЭС. Необходимо определить величину удельного абразивногоизноса и срок эксплуатации горизонтального трубопровода установкипневмотранспорта угольной пыли до нормативного износа.
Исходныеданные:
-Транспортируемый материал - угольная пыль назаровского угля;
-Массовая концентрация m = 20 кгугольной пыли/кг воздуха;
-Трубопровод выполнен из труб 273´10марки стали 20;
-Скорость воздуха в пылевоздушном потоке U = 14 м/с;
-Средневзвешенная крупность частиц угольной пыли d0= 142·10-6 м;
-Плотность частиц угольной пыли rм= 2100 кг/м3;
-Давление пылевоздушной смеси в трубопроводе P = 1,05·105, Па;
-Температура пылевоздушной смеси в трубопроводе tсм= 100 °С;
-Содержание SiO2 в угольной пыли = 6 %.
1.Расчет величины удельного абразивного износа прямолинейного участкагоризонтального трубопровода dуд.h
Расчетвеличины удельного абразивного износа dуд.hведется по формуле (1):

Критерийаэродинамической легкости частиц при пневмотранспорте мелкодисперсных сыпучихматериалов КП определяется по формуле:
кг/м2
Коэффициентотносительного содержания SiО2 в угольной пыли определяется повыражению:

Коэффициент относительной износостойкости материалатрубопровода определяется по формуле:
kизн= 6,42 · 10-5 · HV2 –0,0157 · HV+ 1,97 = 6,42 · 10-5 · 1562 – 0,0157 · 156 + 1,97 = 1,083
гдевеличина HVвыбирается из табл.1.
Определениесредней по сечению скорости потока частиц материала Uм.
Длярасчета величины Uмнеобходимо определить критическую скорость воздуха Uкри коэффициент надежности пневмотранспортирования Кн. ВеличинуUкропределяем в соответствии с подразделом 1.1.по выражению (4):

Длярасчета Uкропределим в соответствии с /4/ плотность воздуха rвпо формуле:
кг/м3
гдеТсм = tсм+ 273 °К
ТогдаUкрравна:
м/с
ОпределяемКн по отношению:

ПосколькуКн находится в диапазоне 1,0 £Кн £ 1,7, то Uмопределяется по формуле (7):

Рассчитываемdуд.h:
мм/т
2.Расчет величины срока эксплуатации прямолинейного участка горизонтальноготрубопровода до нормативного износа Тизн
Величинасрока эксплуатации прямолинейного участка горизонтального трубопровода донормативного износа Тизн без проворота вокруг своей осиопределяется по выражению (11):
час
Всоответствии с исходными данными толщина стенки трубопровода dстравна 10 мм. Поскольку установка пневмотранспорта угольной пыли системыпылеприготовления является низконапорной, то нормативная минимальная толщинастенки трубопровода dостпринимается равной 2 мм.
Посколькувеличина массового расхода угольной пыли не задана, то в соответствии с /4/ Gмопределяется по формуле:
Gм= 0,785 · D2m· rв· U= 0,785 · 0,2532 · 20 · 0,995 · 14 = 13,992 кг/с
Тогдавеличина срока эксплуатации прямолинейного участка горизонтального трубопроводадо нормативного износа Тизн составит:
часов
По результатам расчетов составляем таблицу исходныхданных и расчетных величин удельного абразивного износа и срока эксплуатациипрямолинейного участка горизонтального трубопровода установки пневмотранспортаугольной пыли назаровского угля до нормативного износа.