На главную
На главную

РД 31.06.06-86 «Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах»

Руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.
Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.
Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.

Обозначение: РД 31.06.06-86
Название рус.: Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах
Статус: действующий
Заменяет собой: РТМ 31.3014-77
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.10.1986
Разработан: ГПИНИИ морского транспорта "Союзморниипроект"
Ленинградский филиал "Ленморниипроект"
Утвержден: Минморфлот СССР (24.04.1986)
Опубликован: № 1986

Государственный проектно-изыскательский и научно-
исследовательский институт морского транспорта

оюзморниипроект"

Ленинградский филиал
«ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ

РД 31.06.06–86

1986 г.

МИНИСТЕРСТВО
МОРСКОГО ФЛОТА
(МИНМОРФЛОТ)

103759 Москва, Жданова, 1/4

от 24.04.86 ГФ-16/6-799

по №_________________

О введении РД 31.06.06-86

Руководителям организаций

и предприятий ММФ

(по списку)

Главфлотом ММФ утвержден руководящий нормативный документ"Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морскихпортах" РД 31.06.06-86 (взамен РТМ 31.3014-77).

Руководящий нормативный документ устанавливает единую методикурасчета выбросов вредных веществ в атмосферу от загрязняющих источников морскихпортов и обоснование организационно-технических мероприятий, направленных науменьшение количества этих выбросов.

Для внедрения РД 31.06.06-86

ПРЕДЛАГАЮ:

1. РД 31.06.06-86 ввести вдействие с 1 октября 1986 года.

2. Начальникам морских портоввнедрить РД 31.06.06-86 в установленном порядке.

3. Директору Ленморниипроектаобеспечить издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям иорганизациям.

4. Контроль засоблюдением требований РД 31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники итехнологии Главфлота.

Зам. начальника Главфлота                                                             В.Г.Куриленко

РАЗРАБОТАНГосударственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтомморского транспорта (Союзморниипроект)

Ленинградскимфилиалом (Ленморниипроектом)

Главныйинженер В.А. ФИРСОВ

Главныйинженер проекта Б.Е. КЕРШТЕЙН

Руководительразработки с.н.с., к.т.н. М.К. МАЦКЕВИЧ

Ответственныйисполнитель - главный специалист К.И. БУНИН

Исполнитель- инженер Н.М. ПОРВАТОВА

СОГЛАСОВАН      Главной геофизической обсерваторией им.А.И. Воейкова

Заместительдиректора С.И. ЗАЧЕК

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

СОГЛАСОВАНА

письмом от 17.03.86 г.

№ 50-54-88 начальника управления

нормирования и надзора за

выбросами в природную среду

Госкомгидромета СССР

В.П. АНТОНОВЫМ

УТВЕРЖДЕНА

заместителем начальника

Главфлота В.Г. КУРИЛЕНКО

23 апреля 1986 г.

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
В МОРСКИХ ПОРТАХ

РД 31.06.06-86
Взамен РТМ 31.3014-77

Сроквведения в действие
установлен с 1 октября 1986 г.

Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчетаваловых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами портаи транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеиваниявыбросов в атмосферу.

Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредныхвеществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) ипредельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов,составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а такжепри разработке проектно-сметной документации.

Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранениии перегрузке жидких и газообразных химических грузов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Расчеты выбросов вредныхвеществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессоввыполняться:

методом материального баланса;

по результатам измерения параметров выбросов;

по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых вих паспортах.

1.2. Метод материальногобаланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционныхсистем и возможности провести измерения параметров выбросов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ

2.1. Источники выбросовклассифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчетарассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".

2.2. По характеру выбросовисточники подразделяются на организованные и неорганизованные.

К первым относятся источники, в которых выброс поступает ватмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применитьгазоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источникивыбросы поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- илипылевоздушной смеси.

2.3. По степени подвижностиисточники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); погеометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.

2.4. По составу выбросы делятсяна основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.

Таблица2.1

Источники выбросов веществ в атмосферу

Наименование источников

признаки источников

организованный

неорганизованный

стационарный

передвижной (транспортный)

Технологические перегрузочные комплексы

 

+

+

 

Суда транспортного флота

+

+

+

 

Суда портового флота

 

+

 

+

Внутрипортовая (малая) механизация (подъемно-транспортные машины с ДВС)

 

+

 

+

Автомобильный транспорт

 

+

 

+

Резервуары для хранения нефтепродуктов

+

 

+

 

Грузовые танки танкеров и плавбункеровщиков, топливные танки сухогрузных судов

+

 

+

 

Автозаправочные

+

 

+

 

Гаражи для автомобилей и средств малой механизации

+

 

+

 

Мастерские (сварочные посты, холодная обработка металлов, покраска и т.д.)

+

 

+

 

Пождепо

+

 

+

 

Сварка и газорезка металлов вне зданий

 

+

+

 

Деревообрабатывающие цеха (участки)

+

 

+

 

Асфальтосмесители

+

 

+

 

Котельные

+

 

+

 

2.5. Перечень источниковвыбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл. 2.1.

2.6. Все неорганизованные и передвижныеисточники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представленыкак организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) всоответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕИСХОДНЫХ ДАННЫХ

3.1.Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания ватмосферу являются:

годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемыеисточниками выбросов;

объем газовоздушной смеси и ее температура;

геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья ивысота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина длялинейного);

координаты, определяемые по генплану предприятия или покарте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).

3.2. Исходные данныеустанавливаются для всех источников, как организованных, так инеорганизованных, независимо от того оснащены они очистными установками илинет.

3.3. Транспортный флот.

3.3.1. Годовой расход топливасудами транспортного флота Втф вычисляется по формуле

, т/год                                                (3.1)

где bi - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа,т/сутки, определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходутоплива и масел для транспортных судов ММФ", РД 31.27.21-82;

Тi - валовое время стоянки судов данного типа, судосутки/год;

Ki - коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа отбереговой электросети.

где n¢i - количествотранспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;

ni - общее количество транспортных судов данного типа, находящихся впорту.

Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типамсудов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типаконкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов"(приложение к приказу ММФ № 180 от 09.08.83 г.) или "Списку наливныхсудоходных судов ММФ" (приложение к приказу ММФ № 151 от 14.08.79 г.).

3.3.2. Валовые секундныерасходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или навнутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчетаравномерного использования топлива в течение суток (часа).

3.3.3. Выброс в атмосферугазовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водныепары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива)определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативныйметод" М., 1973).

, м3                                       (3.2)

где b -нормативный расход топлива, кг/с;

Vp - суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкоготоплива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м3/кгтоплива;

a - коэффициент избытка воздуха, равный1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;

Тг - температура газовоздушной смеси на выходе изтрубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.

3.3.4. Геометрическиехарактеристика судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаютсяпо справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним илипо материалам механико-судовой службы пароходства.

Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости отих количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники илисовместно, как один плоскостной.

3.3.5. Координаты транспортныхсудов определяются по расчетной расстановке судов.

3.3.6. Исходные данные,перечисленные в п. 3.1, для иностранныхсудов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт синостранными.

3.4. Портовой флот.

3.4.1. Годовое количествотоплива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документамматериальной отчетности.

3.4.2. Расчетный максимальныйсекундный расход отдельных видов топлива судами портового флота bпф определяется по формуле

, г/с                                        (3.3)

где к -коэффициент неравномерности работы порта;

Впф - расход топливасудами портового флота, т/год;

Тф - фактическое время работы портового флота, сутки.

Коэффициент неравномерности "к" равен отношениюмаксимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судооборотуза год.

3.4.3. Суда портофлота работаютна всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеиваниявредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного илинескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость вопределении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее изтруб.

Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площадиакватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота.Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта,высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке поватерлинию.

3.5.Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателямивнутреннего сгорания).

3.5.1. Годовой расход топливаподъемно-транспортными машинами определяется по документам материальнойотчетности.

3.5.2. Внутрипортоваямеханизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостнойисточник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимногорасположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всегопорта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочногокомплекса.

Количество машин, одновременно работающих в границах площадиисточника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным напериод наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источникомопределяется по формуле

, г/с                                                      (3.4)

где bi - норма расхода топлива машиной i-го типа, г/с; принимается поутвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных идорожно-строительных машин";

ni - количество машин i-ого типа, одновременно работающих вграницах площадки источника.

3.5.3. Валовый секундный выбросвнутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания наЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузовогорайона, допускается определять по формуле

, г/с                                          (3.5)

где Ввм - расход топлива машинами, т/год;

к, Тф - то же, что и в формуле (3.3.).

3.5.4. При наличии на балансепорта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается подокументам материальной отчетности, а валовойсекундный bт - по формуле

, г/с                                              (3.6)

где к -коэффициент неравномерности работы порта;

Вт - годовой расход топлива тепловозами, т/год;

Тм - общее время маневровой работы тепловозов, час/год;

Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМрассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которойрасположены железнодорожные пути.

3.6. Автомобильный транспорт.

3.6.1. Параметрыавтотранспорта, как источника выбросов, а такжеколичество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологическихперегрузочных комплексов и на территории порта, определяются в соответствии сп. 3.5.

3.6.2. Количество топлива,израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитываетсяпо методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильнымтранспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных проблем(ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.

3.7. Перегрузка и хранениенефтепродуктов.

3.7.1. Источниками выбросоввеществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов вморских портах могут быть:

резервуары для хранения нефтепродуктов;

грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танкисухогрузных судов;

заправочные станции.

3.7.2. Количество выбросовуглеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения,температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливныхтрубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых ихранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых исекундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризацииисточников выбросов.

3.7.3. Годовое количествонефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансеморских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме № 4-СМ.Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями вгрузовых районах портов, определяется по документам материально-техническойотчетности.

3.7.4. Резервуары снефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качествелокального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. Водин источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общегообвалования, имеющие одинаковую высоту.

При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики всегрузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которогоравна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.

При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливноготанка принимается за точечный источник.

Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматриватькак плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяютсяпо генплану.

3.8. Вентиляционные выбросы.

3.8.1. Рассматриваются какорганизованные точечные источники. Геометрические характеристики источников,объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортамвентиляционных систем и газоочистных установок.

Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствиис указаниями пункта 3.11.2.

3.9. Дымовые трубы котельных.

3.9.1. Принимаются как точечныеисточники.

Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфереустанавливаются по паспортам котельных агрегатов.

Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам,секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальнойнагрузке.

Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетныйсекундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:

при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;

при средней температуре наружного воздуха наиболее холоднойпятидневки обеспеченностью 92 %.

3.10. Определение исходныхданных при проектировании.

3.10.1. Для проектируемыхобъектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и ихрассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующихчастей проекта (архитектурно-строительной, технологической,санитарно-технической и др.).

3.11. Мелкие неорганизованныеисточники.

3.11.1. К этим источникамотносятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резкиметалла, участки распиловки древесины и т.д.

3.11.2.Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается издокументов материальной отчетности.

Секундные расходы материалов определяются по технологическимоперациям, в которых используются эти материалы.

3.11.3. Для расчета загрязненияатмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкиеисточники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализаработы источника по карте-схеме или генеральному плану порта.

4. РАСЧЕТКОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ

4.1. Количество вредныхвеществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается поматериальному балансу технологических процессов или количеству используемоготоплива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного втехнологическом процессе материала или использованного топлива на удельныйвыброс.

4.2. Удельные выбросы присжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннегосгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.)принимаются по табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива

Вредные вещества

Топливо

дизельное

бензин

мазут

Сернистый ангидрид

3,9

0,83

40,8

Окись углерода

25,6

375

5,3

Окислы азота

68,06

83,33

10,7

Углеводороды

18,05

229,2

-

Сажа

6,11

1,25

-

Зола

-

-

0,5

Примечание: Для судовпортового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле,удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п. 4.6.1.

4.3. Количество вредныхвеществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется всоответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредныхвеществ автомобильным транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).

4.4. Выбросы углеводородов приперегрузке и хранении нефтепродуктов.

4.4.1. Рассчитываются всоответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу напредприятиях Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной ГоскомнефтепродуктомСССР 19.10.82 г.

4.4.2. При эксплуатациирезервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год изодиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов,определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых,исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске ихранении", по формуле

, т                                            (4.1)

где n1 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;

n2 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т.мес.;

t - продолжительность храненияза вычетом 1 месяца, мес.;

если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма n2 не учитывается (n2 = 0);

Gn - количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группурезервуаров в течение квартала, т.

Валовый секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары("большом дыхании") следует определять по формуле

, г/с                                          (4.2)

где Gс.н. - производительность налива, м3/час;

qуд. = 560 г/м3 -удельный выброс бензина при наливе в резервуар.

При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выбросдля летнего периода следует принимать равным - 100 г/м3.

Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктовпринимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяется поформуле

, т                                                (4.3)

где vгод - объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м3;

qt - удельные выбросы при наливе 1 м3 продукта при егосреднегодовой температуре, т/м3 (таблица 4.2).

Таблица4.2.

Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов врезервуары

Нефтепродукты

Удельные выбросы 10-6 т/м3 при температуре

25 °С

50 °С

75 °С

Керосин

30

70

110

Дизтопливо

20

47

74

Мазут

16

38

60

Масла

4

8

14

Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуарпринимается равным

, г/с                                      (4.4.)

где Qт.н. - производительность налива, м3/час;

qt - удельный выброс при наливе врезервуар, г/м3.

4.4.3. Количество выбросовуглеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктовопределяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти инефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда изрезервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле

, т/год                                     (4.5)

где n1 и n2, G1 и G2 - соответственно нормы естественной убыли и количествоотгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тоннунефтепродуктов.

Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлыхнефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.

Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктовпроизводится по формуле 4.3. и 4.4.

4.4.4. Для заправочных станцийв грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операцияхс бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м3выдаваемого бензина.

Валовой секундный выброс определяется по производительноститопливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м3выдаваемого бензина.

Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях сдизельным топливом принимается разным произведению объема выдаваемогодизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл. 4.2.

Валовой секундный выброс определяется по производительноститопливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл. 4.2.

4.5. Выбросы от мелкихнеорганизованных источников и вентиляционные выбросы.

4.5.1. Рассчитываются поматериальному балансу технологических процессов. Их количество равнопроизведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ ватмосферу.

4.5.2. Значения выбросов вредныхвеществ при сварке и резке металлов приведены в табл. 4.3. и 4.4.

Таблица4.3.

Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах

Процесс сварки

Сварочный материал

Количество вредных веществ, г на кг, расходуемых сварочных материалов

Пыль

Аэрозоли в составе пыли

Газ HP

Мn

CrO3

Cr2O3

1

2

3

4

5

6

7

Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа

УОНИ 13/45

14

0,5

-

-

1,0

УОНИ 13/55

18

1,1

-

-

2,3

АНО-3

6

0,9

-

-

-

АНО-6

16

2,0

-

-

-

АНО-7

12

1,5

-

-

-

АЭС-3

15

0,4

-

-

-

АЗС-4

9

1,1

-

-

-

МР-3

10

1,3

-

-

0,4

ЦЛ-17

10

0,6

0,17

-

-

ЭА-606/11

12

0,7

0,39

0,3

-

ЭА-400/10У

6

0,4

0,25

-

0,5

ОЗЛ-14

8

1,4

0,46

-

0,9

ЭА-395/9

27

1,1

0,13

-

-

ЭА-981/15

10

0,7

0,72

-

-

ЭА-48М/22

10

1,0

0,73

0,7

-

Сварка порошковой проволокой

ЭПС-15/2

8

0,9

-

-

0,8

ПП-ДСК-1

12

0,8

-

-

-

ПП-АН-3

14

1,4

-

-

2,7

Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа

СВ08Г2С

8

0,4

-

-

-

СВ08Г6Х16Н25М6

15

1,8

0,5

-

-

СВ10Х20Н7СТ

8

0,7

0,02

0,4

-

СВ08ХГН2МТ

7

0,2

-

0,1

6,0

07ХНЗМД

4

0,2

-

0,1

1,2

Сварка под слоем флюса

АН-348-А

-

-

-

-

0,1

ОСЦ-45

-

-

-

-

0,2

48-ОФ-6

-

-

-

-

0,1

ФЦ-7

-

-

-

-

0,1

Таблица4.4.

Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке

Толщина разрезаемой стали

Расход ацетилена, м3

Расход ацетилена, кг/ч

Удельный выброс, г на кг ацетилена

пыль

СО

NO2

3-8

0,4

0,47

223

83

57

8-15

0,5

0,59

356

97

59

15-30

0,65

0,76

552

99

61

Примечание: плотностьацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м3.

4.5.3. В деревообрабатывающихцехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяютсяпо годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным даннымпылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельныйвыброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.

4.5.4. Валовые годовые исекундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станковопределяется по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброспыли на один станок следует принимать равным 0,09кг/час.

4.5.5. При окрасочных работах,удельные выбросы вредных веществ в кг на тонну краскипринимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.

Таблица4.5.

Удельные выбросы в процессе покраски

Метод распыления краски

Удельные выбросы, кг на тонну краски

красочный аэрозоль

пары растворителя

Пневматический

300

400

Безвоздушный

25

225

Гидроэлектростатистический

10

250

Пневмоэлектростатический

33

200

Электростатический

1

500

Горячее распыление

240

220

Электроосаждение

-

10

Окунание

-

350

Струйный облив

-

250

При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (пароврастворителя) определяется по формуле

Мгод = В × m, т/год                                                     (4.6)

где В -расход краски, т/год;

m -содержание растворителя в краске, т/т.

Валовый секундный выброс составляет

М = 0,278 × n × qкр × m, г/с                                               (4.7)

где n -среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м2/час;

qкр - удельный расход краски - 0,1 кг/м2.

Таблица4.6.

Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями

Тип асфальтосмесителя

Производительность асфальтосмесителя, т/ч

Газоочистное оборудование

Средний коэффициент очистки

Характеристики источника выброса

Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов

Концентрации пыли, поступающей на очистку, г/м3

 

Ступень

Тип

высота, м

диаметр устья, м

скорость, м/сек.

объем, м/сек.

температура, °С

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Г-1

20

 

Отсутствует

-

14

0,6

0,9

2,8

150

20

 

Д-597

25

I

Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм - 4 шт.

75

18

0,5

14,2

2,8

120

27

 

II

Отсутствует

-

-

-

-

-

-

-

 

Д-597

25

I

Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм - 4 шт.

-

-

-

-

-

-

32

 

 

 

II

Барботажный пылеуловитель "Светлана"

82

18

0,5

16,8

3,3

80

-

 

Д-597А

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-508-2А

25

I

Циклоны СДК-ЦН-33, Æ 800 мм - 4 шт.

-

-

-

-

-

-

30

 

Циклон-промыватель СИОТ

75

18

0,5

22,4

4

75

-

 

Д-225

12,5

I

Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 450 мм - 2 шт.

75

18

0,5

7,1

1,4

120

30

 

4.5.6. Количество выбросов приприготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл. 4.6.

Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовленииасфальта, определяется по формуле

, т/год                                                 (4.8)

где Т - времяработы технологического оборудования, ч/год;

q - выброспыли, г/с (принимается по табл. 4.7,графе 3)

Таблица4.7.

Концентрация и выбросы пыли

Тип асфальтосмесителя

Концентрация пыли в газах, прошедших очистку, С2 г/м3

Выброс пыли, г/с

1

2

3

Г-1

20,0

56,0

Д-597

6,7

18,7

Д-597

5,8

19,1

Д-597А

7,5

33,0

Д-508-2А

7,5

33,0

Примечание. Числа в строчках графы3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающихустановках, указанных в соответствующих строках табл. 4.6.

Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котловмалой производительности (см. пункт 4.6.1.).

4.6. Котельные и нагревательныепечи (горны).

4.6.1.Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются поуказаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ ватмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПОСоюзтехэнерго, 1984.

Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчетывыбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниямипо расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлахпроизводительностью до 30 т/ч", утвержденными Госкомгидрометом СССР 5августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).

4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов вовремя заряда, определяется по формуле

, л                                                          (4.9)

где I -наибольший зарядный ток, А;

t - время заряда.

Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено втабл. 4.8.

Таблица4.8.

Выделение водорода при зарядке аккумуляторов

Тип аккумулятора

Выделение водорода, л

за время полного заряда

среднее в час

ТЖН-250

87,5

12,5

ТЖН-300

105,0

15,0

ТЖН-350

126,0

18,0

ТЖН-400

147,0

21,0

ТЖН-450

175,0

25,0

ТЖН-500

175,0

25,0

ТЖН-550

196,0

28,0

ТЖН-950

304,0

38,0

ТКН-250

75,0

12,5

ТКН-300

90,0

15,0

ТКН-350

108,0

18,0

ТКН-400

126,0

21,0

ТКН-450

150,0

25,0

ТКН-500

150,0

25,0

ТКН-550

168,0

28,0

ТКН-900

304,0

38,0

Примечание:1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.

2. Количество выделяемоговодорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых истартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.

4.8. Валовые выбросы при работетепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл. 4.9, ("Методические указания поопределению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта"М., МПС СССР, 1984).

5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ ПРИПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ

5.1. Методика определениявыбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-86, согласованной сГосударственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при ГоскомгидрометеСССР 4 октября 1985 года.

6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НАРАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ

6.1. Показатели,характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствиис требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметрывыбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ", составленную по формеприложения 3 ГОСТ17.2.3.02-78.

При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистныхустановок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается попаспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистныхустановок рекомендуется принимать по табл. 6.1, составленной на основании табл. 4, приведенной в"Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредныхвеществ в атмосферу", ВПТИтрансстрой, М., 1982.

Таблица4.9.

Усредненные величины удельных выбросов вредных веществ ипоказатели объемов сухих отработанных газов

Серия тепловоза

Тип дизеля

Nсном, кВт

Удельные выбросы вредных веществ

Расход топлива на холостом ходу

Объем сухих отработанных газов, м3

на режиме К.Х. в г/кг топлива

при Nсном в г/кВт ч

при работе дизеля на холостом ходу

при номинальной мощности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2Т3116
1 секция

1А-5Д49
(16ЧН26/26)

2250

50

120

3

10

25

0,2

18

2800

14800

2Т310Л(К)
1 секция

10Д100
(10ДН20, 7/2×25,4)

2200

50

120

1

10

25

0,2

33

3900

19600

ТЭ3
1 секция

2Д100
(10ДН20, 7/2×25,4)

1470

50

120

1

10

21

0,2

27

3200

12700

ТЭП 60

11Д45
(16ЧН 23/30)

2200

50

120

3

10

21

0,2

24

3500

19900

ТЭП 70

2А-5Д49
(16ЧН 26/26)

2740

50

120

3

10

25

0,2

18

2800

18500

ТЭМ 1

25Д50(М)
(6ЧН 31,8/33)

735

50

120

1

10

29

0,15

13

2500

6500

ТЭМ 2

ПД1(М)
(6ЧН 31,8/33)

880

50

120

1

10

29

0,15

14

2500

6500

ТГМ 4

211Д-1
(6ЧН 21/21)

550

50

120

1

10

29

0,15

10

1500

2500

ТГМ6 (Л)

3А-6Д49
(8ЧН 26/26)

880

50

120

1

10

29

0,15

12

2500

6000

ЧМ33

КБ 310 ДК
(6ЧН 31/36)

995

50

120

1

10

29

0,2

14

3000

6500

М 62

14Д40
(12ДН 23/30)

1470

50

120

1

10

25

0,2

22

2600

13000

Примечание: (), (), () - удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.

Таблица 6.1.

Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки ипылеулавливания

Аппарат, установка

Эффективность, %

Твердые или жидкие части

Газообразные примеси

1

2

3

Отходящие газы котельных

 

 

Золоуловители осадительного типа

30

-

Золотоуловители жалюзийного типа

50

-

Групповые циклоны ЦН-15

70-85

-

Мокропутковые золоуловители ВТИ

90-92

-

Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ

90

-

Электрофильтры

85-95

-

Аспирационный воздух

 

 

Рукавные фильтры

98-99

-

Циклоны ЦН-15

80-85

-

Циклоны СДКЦН-33 и 34

90-91

-

Батарейные циклоны БЦ

90-93

-

Циклоны СИОТ

60-70

-

Циклоны с обратным конусом

70-60

-

Циклоны ЛИОТ

70-80

-

Пылевые камеры

45-50

-

Инерционный пылеуловитель

65-85

-

Пенные аппараты

75-95

-

Циклоны с водяной пленкой

85-90

-

Мокрые аппараты ударно-инерционного действия

90-95

-

Циклон Гипродрева

70-90

-

Гидрофильтры

 

 

форсуночные

87-94

-

каскадные

86-92

40-30

барботажно-вихревые

90-92

40-50

В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросывеществ.

6.2. Задание на расчетсоставляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя изреальных условий эксплуатации объектов порта, в период его наиболее напряженнойработы (по грузообороту).

6.3. При подготовке исходныхданных для расчета следует рассматривать целесообразность объединенияисточников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с"Временными рекомендациями по объединению источников при подготовкечислового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ",разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А. Воейкова (Л., 1983г.).

СОДЕРЖАНИЕ

 

7
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.