На главную
На главную

РД 04-424-01 «Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти»

Обозначение: РД 04-424-01
Название рус.: Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти
Статус: не действующий
Заменяет собой: РД 04-287-99 «Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти»
Заменен: РД 03-12-2005 «Положение о порядке разработки руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Приказ Ростехнадзора от 14.04.2005 г. № 219)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 06.11.2001
Дата окончания срока действия: 14.04.2005
Разработан: Госгортехнадзор России
Утвержден: Госгортехнадзор России (06.11.2001)

Приказ Госгортехнадзора РФ от 6 ноября 2001 г. N 147

О внесении Изменения N 1 в Положение о порядке разработки (пересмотра),введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России исогласования нормативных документов других федеральных органов исполнительнойвласти

 

В целяхсовершенствования порядка разработки, введения в действие, государственнойрегистрации, а также упорядочения издания нормативных документовГосгортехнадзора России приказываю:

1. ВнестиИзменение N 1 в "Положение о порядке разработки (пересмотра), введения вдействие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласованиянормативных документов других федеральных органов исполнительной власти" (РД 04-287-99),утвержденное приказом Госгортехнадзора России от 24.05.99 N 93.

2. Утвердить иввести в действие с момента утверждения "Положение о порядке разработки(пересмотра), введения в действие нормативных документов ГосгортехнадзораРоссии и согласования нормативных документов других федеральных органовисполнительной власти" в новой редакции с учетом внесенных изменений(приложение).

3. Признатьутратившим силу приказ Госгортехнадзора России от 24.05.99 N 93 с моментавступления в действие настоящего приказа.

 

Начальник Госгортехнадзора России                                           В.М.Кульечев

 

Положение
о порядкеразработки (пересмотра), введения в действие нормативных документовГосгортехнадзора России и согласования нормативных документов другихфедеральных органов исполнительной власти

 

РД 04-424-01 *(1)

 

Утверждено

приказомГосгортехнадзора РФ

от 6 ноября2001 г. N 147

 

Срок введения в действие с момента утверждения

 

I. Общие положения

II. Планирование разработки (пересмотра) нормативных документов

III. Разработка и пересмотр нормативных документов

IV. Рассмотрение и согласование проектов нормативных документов

V. Принятие нормативных документов

VI. Согласование нормативных документов, направляемых другими федеральными органами исполнительной власти

VII. Государственная регистрация нормативных правовых актов

VIII. Регистрация нормативных документов в Госгортехнадзоре России

IX. Информирование о принятых нормативных документах

X. Издание и распространение нормативных документов

XI. Введение в действие нормативных документов и формирование информационных фондов

Приложение 1Определения используемых понятий

Приложение 2

Приложение 3Перечень видов нормативных документов

I. Общиеположения

ГосгортехнадзорРоссии для решения возложенной на него задачи по нормативному регулированиювопросов обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и рациональногоиспользования полезных ископаемых, безопасности перевозки опасных грузовжелезнодорожным транспортом, осуществляет следующие функции:

участвует вразработке проектов законодательных актов Российской Федерации, решений ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, входящимв его компетенцию;

организуетразработку (и разрабатывает), утверждает федеральные требования, направленныена обеспечение промышленной безопасности, рациональное использованиеминеральных ресурсов, безопасности при транспортировке опасных продуктов,охраны недр, и относящиеся к:

-проектированию опасных производственных объектов;

- безопасномуведению работ;

- устройству,изготовлению, монтажу, ремонту, диагностике и эксплуатации техническихустройств применяемых на опасных производственных объектах;

- разработке,испытаниям, изготовлению, хранению, перевозке, использованию и учету взрывчатыхматериалов промышленного назначения;

- перевозкеопасных грузов железнодорожным транспортом;

- добыче ипереработке минерального сырья, производству геолого-маркшейдерских работ;

- проведениюэкспертизы промышленной безопасности и др.;

устанавливаетв необходимых случаях единство требований, предусматриваемых указаннымиправилами и нормами, и порядок их реализации;

согласовываетпринимаемые (издаваемые) другими федеральными органами исполнительной властинормативные правовые акты и нормативно-технические документы, содержащиетребования или нормы, влияющие на уровень промышленной безопасности, охранынедр, безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом,устройства, изготовления, монтажа и эксплуатации оборудования для опасныхпроизводственных объектов;

участвует вразработке и согласовании международных правил и норм, содержащих требованияпромышленной безопасности;

содействуетгармонизации утверждаемых им нормативных документов в области промышленнойбезопасности с международными и международно-признанными стандартами;

создаетинформационный фонд нормативных документов в области промышленной безопасности,обеспечивает формирование, ведение и актуализацию банка и баз данныхнормативных документов;

утверждаеторганизационно-методические документы, регламентирующие надзорную, контрольнуюи разрешительную деятельность органов госгортехнадзора, а также устанавливающиеформу, порядок и объемы осуществления контроля, испытаний и др. проверок повопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны недр, рациональногоиспользования полезных ископаемых, безопасности при перевозках опасных грузовжелезнодорожным транспортом, устройства, изготовления, монтажа и эксплуатацииоборудования для опасных производственных объектов.

Поднормативным регулированием в настоящем положении понимается деятельностьГосгортехнадзора России по созданию на опасных производственных объектах и припользовании недрами условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересовличности и общества от аварий, а также от нерационального использованияминеральных ресурсов путем установления норм, правил, процедур, характеристик,параметров и других требований в области промышленной безопасности, устройстваи безопасной эксплуатации технических устройств, охраны недр, безопаснойтранспортировки опасных продуктов.

НастоящееПоложение устанавливает порядок планирования, разработки (пересмотра),согласования, утверждения, регистрации, издания и ввода в действие нормативныхтехнических, нормативных правовых и организационно-методических документовГосгортехнадзора России, а также согласования нормативных правовых актов другихфедеральных органов исполнительной власти.

ГосгортехнадзорРоссии осуществляет нормативное регулирование путем издания нормативныхправовых и технических актов и организации контроля за соблюдениемустанавливаемых в них требований.

Порядок организациии осуществления контроля за соблюдением требований нормативных документовустанавливается Госгортехнадзором России в документахорганизационно-методического характера как ведомственного, так имежведомственного применения.*(2)

Нормативныедокументы включают в себя правовые акты, решения и другие документы, в которыхустанавливаются (содержатся) какие-либо нормы, правила, предписания,рассчитанные на постоянное или многократное применение.

Определениепонятий, используемых в настоящем Положении, соответствует ГОСТР 1.0-92 (изменение N 2) и Разъяснениям Минюста России "О примененииПравил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительнойвласти и их государственной регистрации", утвержденным 14.07.99 приказомМинюста России N 217, и приведены в Приложении 1.

II. Планирование разработки (пересмотра) нормативныхдокументов

2.1.Нормативные документы Госгортехнадзора России должны систематически не реже 1раза в 10 лет пересматриваться с учетом достижений научно-технического прогресса,практики надзорной деятельности, результатов анализа аварийности, травматизма,проблем охраны недр, и в целях обеспечения гармонизации требований этихдокументов с законодательством, другими нормативными правовыми актами,международными и международно-признанными стандартами и переутверждаться вустановленном порядке.

Нормативныеправовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, должныпересматриваться не реже 1 раза в 5 лет с возможностью продления срока ихдействия не более, чем на 2 срока.

2.2.Разработка (пересмотр) нормативных документов осуществляется в соответствии спланами: перспективным (сроком на 3-5 лет) и ежегодным.

2.3.Перспективный план разработки (пересмотра) нормативных документовразрабатывается в виде Программы сроком на 3-5 лет, утверждаемой НачальникомГосгортехнадзора России.

Программаразработки (пересмотра) нормативных документов предусматривает годовые срокипоэтапной подготовки документа от разработки первой редакции до ввода вдействие утвержденного документа. В Программе указываются характер работы(разработка нового документа, пересмотр и внесение изменений и дополнений), атакже головной исполнитель, исполнители, согласующие подразделения, возможныеисточники и объемы финансирования работ.

Программаразрабатывается по предложениям управлений и отделов Госгортехнадзора России,направляемым в ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" ихруководителями не позднее 6 месяцев до окончания срока завершения программы,предшествующей разрабатываемой.

Общуюкоординацию работ по подготовке проекта Программы осуществляетНаучно-техническое управление.

Предложения впрограмму вносятся на основании проведенного анализа состояния нормативной базыв курируемой отрасли надзора в части соответствия действующих документовзаконодательным и иным нормативным правовым актам по вопросам промышленнойбезопасности, охраны недр, с учетом прогрессивных разработок в области техники,технологии, систем противоаварийной защиты, методов безопасного ведения работ,повышения эффективности надзорной деятельности и т.п., а также обеспеченностинормативными документами и в связи с истечением срока пересмотра в соответствиис п.2.1.

Подготовленныйпроект Программы рассматривается управлениями и отделами ГосгортехнадзораРоссии и, при необходимости, на заседании Бюро НТС.

2.4. Ежегодныепланы разработки (пересмотра) нормативных документов составляются на основеперспективного плана (Программы), а также с учетом дополнительных предложенийуправлений и отделов Госгортехнадзора России, связанных с необходимостьюоперативного решения проблем в области нормативного регулирования вопросовпромышленной безопасности, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами,вызвавшими необходимость внесения дополнений и изменений в действующиедокументы, разработки новых нормативных документов, аргументированнойкорректировки плана.

Ежегодный планразработки (пересмотра) нормативных документов включается в план работыГосгортехнадзора России на очередной год.

В ежегодныйплан из Программы включаются нормативные документы на этапе утверждения впланируемом году с указанием поквартальных сроков их представления наутверждение и исполнителя (управление, отдел Госгортехнадзора России, ГУП"НТЦ "Промышленная безопасность", ответственные за внесениенормативного документа на утверждение в установленном порядке).

2.5.Информация о планах работ на текущий год по разработке и пересмотру нормативныхдокументов представляется в Информационный центр стандартов ГосгортехнадзораРоссии и публикуется в первых номерах журнала "Безопасность труда впромышленности".

III. Разработка и пересмотр нормативных документов

3.1.Организация разработки (пересмотра) нормативных документов отраслевогоприменения возлагается на управления и отделы в соответствии с осуществляемымиими видами надзора. В случае, если документ имеет межотраслевое применение,организует его разработку (пересмотр) управление (отдел), ГУП "НТЦ"Промышленная безопасность", ответственные за внесение документа наутверждение в соответствии с планом.

3.2.Разработка (пересмотр) нормативных документов осуществляется:

соответствующимиспециализированными научно-исследовательскими организациями;

проектными,экспертными и др. компетентными организациями;

ГУП "НТЦ"Промышленная безопасность";

творческимиколлективами специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских ипроектно-конструкторских организаций, органов надзора, предприятий;

специалистамиГосгортехнадзора России.

3.3.Управления и отделы Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленнаябезопасность", в соответствии с их компетенцией анализируют эффективностьприменения нормативных документов, готовят предложения по их совершенствованию,с учетом достижений научно-технического прогресса, результатов проводимыхэкспериментов, направленных на повышение уровня промышленной безопасности иохраны недр, а также рассматривают предложения от заинтересованных организаций,территориальных органов надзора, принимают соответствующие решения иподготавливают материалы по использованию поступивших предложений приразработке (пересмотре) нормативных документов, внесении необходимых дополненийи изменений.

3.4.Нормативные документы Госгортехнадзора России должны быть разработаны с учетомдействующего законодательства в области промышленной безопасности, охраны недри рационального использования полезных ископаемых, иных нормативных правовыхактов, содержащих положения в этой области, а также должны быть увязаны стребованиями нормативных документов по проектированию и строительству,технических регламентов, норм технологического проектирования, санитарных,противопожарных и других норм, и не противоречить принятым международнымсоглашениям и конвенциям в части обеспечения безопасности труда, защитынаселения и территорий от возможного негативного воздействия опасныхпроизводственных объектов, отвечать современному уровню науки и техники вобласти промышленной безопасности и охраны недр.

3.5. Дляобеспечения координации работы и подготовки проекта нормативного документа поуказанию Первого заместителя Начальника Госгортехнадзора России создаетсярабочая группа, возглавляемая представителем управления (отдела)Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность",ответственного за внесение документа на утверждение. На возглавляющего рабочуюгруппу возлагается ответственность за соблюдение сроков разработки (пересмотра)нормативного документа. В состав рабочей группы входят специалистыорганизации-разработчика (члены творческого коллектива) и представителизаинтересованных управлений (отделов) Госгортехнадзора России.

3.6. Впроцессе работы над проектом нормативного документа должны быть изученыотносящиеся к теме проекта законы Российской Федерации, практика применениясоответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а такжемеждународных стандартов и технических регламентов, научная литература и другиематериалы по рассматриваемому вопросу.

3.7. Названиенормативного документа должно правильно отражать его содержание и быть, повозможности, кратким. Название изменения к нормативному документу, в том числепри внесении дополнений, состоит из слова "Изменение", порядковогономера изменения, предлога "к" и названия изменяемого нормативногодокумента в дательном падеже с прописной буквы без кавычек.

Структуранормативного документа должна обеспечивать логическое развитие темы правовогорегулирования.

Если требуетсяразъяснение целей и мотивов принятия нормативного документа, то в проектедается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера впреамбулу не включаются.

Нормативныепредписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами сточкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которыемогут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительныепо объему нормативные документы могут делиться на главы, которые нумеруютсяримскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложениявопроса в нормативных документах могут воспроизводиться отдельные положениязаконодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на этиакты и на официальный источник их опубликования.

Если внормативном документе приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, какправило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты актадолжны иметь ссылки на эти приложения.

3.8.Одновременно с разработкой проекта нормативного документа должны бытьподготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившимисилу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативныедокументы, изданные совместно или по согласованию с другими федеральнымиорганами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаютсяутратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительнойвласти.

Положения обизменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов илиих частей включаются в текст нормативного документа.

3.9. Если приподготовке нормативного документа выявилась необходимость внесения существенныхизменений и дополнений в ранее изданные нормативные документы или наличие поодному и тому же вопросу нескольких нормативных документов, то в целях ихупорядочения разрабатывается единый новый нормативный документ. В проект такогонормативного документа включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданныхнормативных документах нормативные требования, которые сохраняют свою силу.

3.10. Контрольза ходом разработки (пересмотра) нормативных документов осуществляетсязаместителем Начальника Госгортехнадзора России, курирующим соответствующий виднадзора, и Научно-техническим управлением.

3.11.Подготовленный проект нормативного документа до его подписания (утверждения)должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, атакже правилам русского языка.

3.12. Проектнормативного документа, подготовленный рабочей группой, представляется начальникууправления (отдела) Госгортехнадзора России, или руководителю ГУП "НТЦ"Промышленная безопасность", ответственного за внесение наутверждение нормативного документа, в срок не позднее 3-х месяцев допредусмотренного планом срока его утверждения.

3.13.Окончательная редакция проекта нормативного документа подготавливаетсяредакционной комиссией, формируемой и возглавляемой начальником управления(отдела) или ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность",ответственного за внесение документа на утверждение. Состав редакционнойкомиссии согласовывается с курирующим соответствующий вид надзора заместителемНачальника Госгортехнадзора России. В состав редакционной комиссии включаютсяпомимо специалистов управления (отдела), ответственного за внесение документа наутверждение, специалисты других заинтересованных подразделений ГосгортехнадзораРоссии, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", такжепредставители юридической службы и отдела нормативно-методического инаучно-технического обеспечения Научно-технического управления.

Составредакционной комиссии утверждается приказом Госгортехнадзора России.

3.14.Редакционная комиссия обеспечивает проведение необходимых согласований проектанормативного документа как с заинтересованными управлениями (отделами)Госгортехнадзора России, так и с другими федеральными органами исполнительнойвласти и организациями в соответствии с Правилами подготовки нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от13 августа 1997 г. N 1009, с изменениями и дополнениями, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N154.

По решениюредакционной комиссии проект нормативного документа может быть направлен наотзыв в заинтересованные сторонние организации, а также на экспертизу ворганизации, имеющие соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.

3.15. Проектнормативного документа отраслевого применения рассматривается на заседании секцииНТС, а межотраслевого - на Бюро НТС. Предложения и замечания, а также решенияСовета, излагаются в протоколе заседания и передаются руководителю редакционнойкомиссии.

IV. Рассмотрение и согласование проектов нормативныхдокументов

4.1.Редакционная комиссия подготавливает поручение за подписью Первого заместителяНачальника Госгортехнадзора России о рассмотрении проекта нормативногодокумента заинтересованными управлениями (отделами), и, при необходимости, ГУП"НТЦ "Промышленная безопасность", разработке и передаче вредакционную комиссию замечаний и предложений.

4.2.Управления и отделы, ГУП НТЦ "Промышленная безопасность" по вопросам,отнесенным к их компетенции, в срок не более 10 дней передают свои предложенияи замечания по проекту нормативного документа председателю редакционнойкомиссии.

4.3.Редакционная комиссия с учетом поступивших замечаний и предложений уточняетпроект нормативного документа и направляет его федеральным органамисполнительной власти, с которыми документ подлежит согласованию. В Переченьтаких органов, определяемых редакционной комиссией, включаются федеральныеорганы исполнительной власти, согласование с которыми нормативных правовыхактов является обязательным в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, а также если в нормативном документе содержатся положения, нормы ипоручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти.Согласование оформляется письмом, подписанным руководителем соответствующегофедерального органа исполнительной власти или его заместителем, или другимуполномоченным должностным лицом. Согласование нормативных правовых актовоформляется также визами в соответствии с Правилами подготовки нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N1009.

4.4.Поступившие от федеральных органов исполнительной власти замечания ипредложения рассматриваются редакционной комиссией и принимается решение об ихпринятии или отклонении. При наличии отклоненных замечаний и предложений, покоторым в рабочем порядке не достигнуто соглашение с их авторами, составляетсяпротокол разногласий, в котором перечисляются отклоненные замечания ипредложения и излагаются аргументированные доводы по принятому решению.Протокол разногласий подписывается председателем редакционной комиссии иответственным представителем соответствующего федерального органаисполнительной власти. Решение по разногласиям принимает Госгортехнадзор Россиив части вопросов, отнесенных к его компетенции.

4.5. Проектнормативного документа в окончательной редакции вместе с сопроводительнымиматериалами, подготавливаемыми редакционной комиссией, передается вНаучно-техническое управление и юридическую службу.

Сопроводительныематериалы должны содержать:

проектпостановления или приказа Госгортехнадзора России об утверждении нормативногодокумента;

справку опроекте представляемого нормативного документа, содержащую информацию обосновании для разработки (пересмотра) документа, обоснование необходимости егоразработки (пересмотра), сведения о разработчиках (авторах), организациях,участвовавших в рассмотрении и согласовании;

протоколзаседания секции или Бюро НТС Госгортехнадзора России, рассмотревшего проектнормативного документа на предмет его актуальности, прогрессивностиустанавливаемых требований, а также их необходимости и достаточности дляобеспечения эффективности регулирования в области промышленной безопасности,охраны недр и безопасности транспортировки опасных грузов;

протоколыразногласий (при их наличии) в соответствии с п.4.4.

Титульный листпроекта нормативного документа оформляется по установленной форме.

4.6.Юридическая служба рассматривает проект нормативного документа исопроводительные материалы на соответствие их действующему законодательству ииным нормативным правовым актам, затрагивающим сферу регулированиярассматриваемого проекта нормативного документа.

Юридическаяслужба определяет нормативные правовые акты, подлежащие направлению на государственнуюрегистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Онеобходимости направления нормативного документа в Министерство юстицииРоссийской Федерации юридическая служба делает соответствующую отметку напроекте постановления или приказа Госгортехнадзора России об утверждениинормативного документа.

Принеобходимости, проект нормативного документа может быть направлен наюридическую экспертизу, осуществляемую Министерством юстиции РоссийскойФедерации.

4.7. Измененияк действующим нормативным документам проходят те же стадии подготовки, что исам документ, включая разработку, согласование, утверждение, регистрацию ихранение.

4.8. Проектнормативного документа, подлежащего дальнейшему официальному изданию итиражированию, не позднее, чем за месяц до срока утверждения, предусмотренногопланом, передается руководителем редакционной комиссии в машинописном виде водном экземпляре и на магнитном носителе в ГУП "НТЦ "Промышленнаябезопасность" для его литературного и технического редактирования.

V. Принятие нормативных документов

5.1.Нормативные документы принимаются Госгортехнадзором России путем ихутверждения.

5.2. Всенормативные документы межведомственного применения (а также изменения идополнения к ним) утверждаются постановлениями Госгортехнадзора России.

5.3. Всенормативные документы ведомственного применения (а также изменения и дополненияк ним) утверждаются приказами Госгортехнадзора России.

5.4. Проектыпостановлений и приказов Госгортехнадзора России при необходимости могут бытьрассмотрены на заседаниях коллегии. Целесообразность вынесения проектовпостановлений и приказов на обсуждение коллегии определяет НачальникГосгортехнадзора России.

Постановленияи приказы подписываются Начальником Госгортехнадзора России или лицом,исполняющим его обязанности.

5.5. Проектыпостановлений и приказов Госгортехнадзора России во всех случаях должны бытьсогласованы с заинтересованными управлениями, отделами, юридической службой,отделом нормативно-методического и научно-технического обеспечения и начальникомНаучно-технического управления. Управлением делами и заместителями НачальникаГосгортехнадзора России.

Согласованиеоформляется визами, проставляемыми на лицевой или оборотной стороне последнеголиста подлинника документа. Виза включает личную подпись визирующего срасшифровкой и дату. Должность визирующего указывается при необходимости.

5.6. Проектыпостановлений и приказов Госгортехнадзора России подготавливаются управлениями(отделами) или ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность",ответственными за внесение документа на утверждение*(3).

5.7. Проектыпостановлений и приказов, Госгортехнадзора России оформляются с соблюдениемтребований Инструкции по делопроизводству в Федеральном горном и промышленномнадзоре России.

VI. Согласование нормативных документов,направляемых другими федеральными органами исполнительной власти

6.1.Согласование нормативных документов, направляемых другими федеральными органамиисполнительной власти, осуществляется в части вопросов, относящихся ккомпетенции Госгортехнадзора России.

6.2.Представленный на согласование проект нормативного документа в окончательнойредакции с сопроводительным письмом за подписью руководителя или заместителяруководителя соответствующего федерального органа исполнительной властирассматривается по поручению Начальника Госгортехнадзора России или одного изего заместителей в соответствии с распределением обязанностей взаинтересованных управлениях и отделах, одно из которых назначаетсяответственным исполнителем. В поручении устанавливается срок исполнения, но неболее 30 дней от даты поступления документа в Госгортехнадзор России.

6.3.Ответственный исполнитель обобщает замечания и предложения, поступившие отзаинтересованных управлений и отделов, и к установленному сроку подготавливаетзаключение о возможности или невозможности (с указанием причин, имеющихсязамечаний и предложений) согласования и проект соответствующего письма.

6.4.Согласование*(4) нормативного документа осуществляется заместителем НачальникаГосгортехнадзора России в соответствии с установленным распределениемобязанностей и оформляется письмом Госгортехнадзора России, а согласованиенормативных правовых актов дополнительно оформляется визой заместителяНачальника Госгортехнадзора России в нижней части оборотной стороны последнего листадокумента. Виза включает в себя наименование должности, личную подпись,расшифровку подписи и дату.

6.5. Замечанияи предложения к проекту представленного на согласование нормативного документанаправляются соответствующему федеральному органу исполнительной властиписьмом, подписанным заместителем Начальника Госгортехнадзора России всоответствии с установленным распределением обязанностей.

Не допускаетсясогласование нормативных документов с неучтенными замечаниями по вопросам,относящимся к компетенции Госгортехнадзора России, или с записью типа"Согласовано с замечаниями".

6.6. Письмо осогласовании до его подписания согласно п.6.4 визируется в заинтересованныхуправлениях и отделах и в Научно-техническом управлении.

Копия письма осогласовании передается в Научно-техническое управление и регистрируется вжурнале исходящей документации.

6.8.Научно-техническое управление ведет учет согласованных нормативных документов вспециальном журнале.

VII. Государственная регистрация нормативныхправовых актов

7.1.Нормативные правовые акты издаются (принимаются) в виде постановлений,приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданныев ином виде (например, указания и др.) не должны носить нормативный правовойхарактер.

Изданиенормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

7.2.Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащиеправовые нормы, затрагивающие:

гражданские,социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РоссийскойФедерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии ихосуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иныхзаконодательных актах Российской Федерации;

механизмреализации прав, свобод и обязанностей;

б)устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения(уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственныхсоответствующим федеральным органам исполнительной власти;

в) имеющиемежведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные длядругих федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, невходящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего(двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших)нормативный правовой акт.

Государственнойрегистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия(постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числеакты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведенияконфиденциального характера.

7.3.Подлежащие государственной регистрации нормативные документы ГосгортехнадзораРоссии в срок не более 10 дней после их утверждения представляются вМинистерство юстиции Российской Федерации в 6-ти экземплярах (подлинник и 5копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе).Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющую государственнуютайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двухэкземплярах (подлинник и 1 копия).

К нормативномудокументу прилагается справка, содержащая:

основанияиздания нормативного документа;

сведения овсех действующих нормативных документах по данному вопросу и информацию осроках их приведения в соответствие с принятым документом;

сведения осогласовании документа с заинтересованными федеральными органами исполнительнойвласти и другими государственными органами, если такое согласование являетсяобязательным.

Нормативныйдокумент должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителемюридической службы. На обороте каждого листа оригинала нормативного правовогоакта проставляется виза руководителя юридической службы.

Подготовкуматериалов, необходимых для государственной регистрации нормативного правовогоакта, осуществляет руководитель редакционной комиссии совместно с юридическойслужбой. Руководитель редакционной комиссии назначает также специалиста,ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерствеюстиции Российской Федерации.

7.4. В случаеотказа в государственной регистрации руководитель редакционной комиссииорганизует подготовку проекта постановления или приказа об отмене нормативногоправового акта, в регистрации которого было отказано. Срок издания такогопостановления или приказа не должен превышать 10 дней с момента полученияотказа в государственной регистрации.

Копияпостановления или приказа об отмене нормативного правового актасопроводительным письмом за подписью Начальника Госгортехнадзора России илилица, исполняющего его обязанности, направляется в Министерство юстицииРоссийской Федерации. В сопроводительном письме, указывается также дата и номерписьма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственнойрегистрации

7.5. Порядокгосударственной регистрации установлен Правилами подготовки нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от13 августа 1997 г. N 1009", с изменениями и дополнениями, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N154.

VIII. Регистрация нормативных документов вГосгортехнадзоре России

8.1. Дляобеспечения единого учета нормативных документов Госгортехнадзора России, атакже формирования базы данных и перечней нормативных документов управления иотделы, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" в срок не более 10дней от даты утверждения нормативного документа, не подлежащего государственнойрегистрации, или от даты государственной регистрации в Министерстве юстицииРоссийской Федерации регистрируют нормативный документ в Научно-техническомуправлении.

8.2. Нарегистрацию в Научно-техническое управление представляются:

- копияпостановления или приказа об утверждении с визами;

- копияутвержденного нормативного документа с оригинала, представленного наутверждение или поступившего после государственной регистрации из Министерстваюстиции Российской Федерации;

- электроннаяверсия утвержденного нормативного документа на магнитном носителе в редактореMicrosoft Word;

- копияуказания первого заместителя Начальника Госгортехнадзора России о созданиирабочей группы;

- копияприказа Госгортехнадзора России о создании редакционной комиссии;

- копияпротокола заседания секции или Бюро НТС Госгортехнадзора России, рассмотревшегопроект нормативного документа.

8.3. Всенормативные документы Госгортехнадзора России и изменения к ним регистрируютсяНаучно-техническим управлением в журнале регистрации с присвоением обозначения,состоящего из буквенного шифра и следующих за ним трех групп символов,разделенных дефисом.

В буквеннойчасти обозначения используются шифры:

ПБ - для любыхправил,

РД - для всехостальных нормативных документов,

ПБИ, РДИ - дляизменений, вносимых в соответствующие нормативные документы.

Первая послебуквенной части группа символов является цифровой и соответствует номеру виданормативных документов согласно приложению 3; третья группа символов - такжецифровая и соответствует двум последним цифрам года утверждения документа.

Вторая группасимволов для нормативных документов является цифровой и соответствуетпорядковому номеру регистрируемого документа, формируемому в накопительномпорядке; для изменений к нормативным документам вторая группа символов состоитиз порядкового номера регистрируемого изменения, формируемого в накопительномпорядке, и следующего за ним без пробела порядкового номера изменяемогодокумента, заключенного в скобки.

Примерыобозначений: ПБ 09-297-99; РДИ 01-285(248)-99.

8.4. Натитульном листе (по форме приложения 2) представленного на регистрациюдокумента вносятся соответствующие записи (шифр, дата утверждения, вид и номердокумента об утверждении).

8.5.Зарегистрированные оформленные в установленном порядке нормативные документы скопией документа об утверждении хранятся в Научно-техническом управлении.

8.6. Одинэкземпляр утвержденного нормативного документа с постановлением или приказом обутверждении, с письмами о согласовании направляется в Управление деламиГосгортехнадзора России, где хранится в порядке, установленном Инструкцией оделопроизводстве в центральном аппарате Госгортехнадзора России.

Нормативныедокументы, подлежащие государственной регистрации, направляются в Управлениеделами Госгортехнадзора России после принятия соответствующего решенияМинистерством юстиции Российской Федерации, удостоверенного штампом огосударственной регистрации с указанием регистрационного номера и приобщаются кматериалам, указанным выше.

IX. Информирование о принятых нормативных документах

9.1. Руководительредакционной комиссии в срок не более 5 дней после регистрации нормативногодокумента или изменения к нему в Научно-техническом управлении сообщает в ГУПНТЦ "Промышленная безопасность" о присвоенном в Научно-техническомуправлении обозначении нормативного документа или изменения к нему, а также обих государственной регистрации или результатах юридической экспертизы вМинистерстве юстиции Российской Федерации (с указанием реквизитовсоответствующих писем Минюста России) если регистрация или экспертизапроводились.

Копияпостановления или приказа об утверждении нормативного документа или изменения кнему, копия постановления или приказа о введении в действие, отмене (отмене вчасти) нормативного документа или изменения к нему, копия постановления, приказа,иного распорядительного документа о приостановлении действия нормативногодокумента или изменения к нему направляются руководителем редакционной комиссиив ГУП НТЦ "Промышленная безопасность" в срок не более 5 дней от датыих подписания.

9.2. Информацияоб утвержденных нормативных документах или изменениях к ним, датах введения ихв действие, отмены или приостановления действия систематически помещается вномерах журнала "Безопасность труда в промышленности", ближайшихпосле даты поступления информации от руководителя редакционной комиссии.".

9.3. Переченьдействующих нормативных документов Госгортехнадзора России по состоянию наначало очередного года ежегодно подготавливается Научно-техническим управлениемсовместно с "ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность",согласовывается с начальниками управлений и отделов, заместителями НачальникаГосгортехнадзора России и публикуется в журнале "Безопасность труда впромышленности", а также выпускается отдельным изданием.

9.4. Втерриториальные органы Госгортехнадзора России Управление делами направляеткопии постановления или приказа об утверждении нормативного документа всоответствии с рассылкой, подписанной руководителем управления или отдела,ответственного за внесение нормативного документа на утверждение в срок неболее 5 дней после его утверждения, а для документов, подлежащихгосударственной регистрации, в срок не более 5 дней после регистрации.

9.5.Научно-техническое управление Госгортехнадзора России ежемесячно представляет вМинюст России перечень изданных правовых актов.

X. Издание и распространение нормативных документов

10.1.Официальное издание, тиражирование и распространение нормативных документовГосгортехнадзора России осуществляет ГУП "НТЦ "Промышленнаябезопасность".

10.2.Подготовку нормативного документа, подлежащего официальному изданию итиражированию, к сдаче в печать, а также определение объема тиража изданияосуществляет руководитель редакционной комиссии совместно с ГУП "НТЦ"Промышленная безопасность". Внесение изменений в текст утвержденногодокумента при его издании не допускается. Срок редактирования нормативногодокумента определяется с учетом требований п.4.8.

Максимальнодопустимый срок издания нормативного документа не должен превышать 2 месяцев содня его регистрации в Научно-техническом управлении.

10.3. Для всехофициально издаваемых нормативных документов и сборников нормативных документовГосгортехнадзора России устанавливается единый логотип обложки сголографической и штрих-кодовой защитой.

10.4.Нормативные документы, объем которых не превышает одного печатного листа, позаявке руководителя редакционной комиссии могут быть опубликованы в журнале"Безопасность труда в промышленности".

10.5.Информация о готовящихся к изданию и вышедших из печати нормативных документах,возможности и порядке их приобретения периодически публикуется в журнале"Безопасность труда в промышленности".

10.6. С цельюформирования фонда нормативных документов в территориальных органахГосгортехнадзора России ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность"направляет в территориальные органы по одному экземпляру изданного нормативногодокумента или сборника документов без взимания платы в соответствии срассылкой, подписанной заместителем Начальника Госгортехнадзора России,курирующим данный вопрос.

10.7. ГУП"НТЦ "Промышленная безопасность" производит рассылку нормативныхдокументов территориальным органам Госгортехнадзора России для инспекторскогосостава в соответствии с их заявками после поступления авансового платежа нарасчетный счет ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность". Размер иусловия авансового платежа определяются в каждом конкретном случае подоговоренности (на основании выписанного счета на оплату, единовременный взносс проведением последующего зачета и т.п.).

10.8. Цены наизданные нормативные документы или сборники документов устанавливает ГУП"НТЦ "Промышленная безопасность" в соответствии с алгоритмомрасчета цен, согласованным с Финансово-экономическим управлениемГосгортехнадзора России.

10.9.Официально изданные нормативные документы, изменения к ним, сборникинормативных документов передаются:

- втехническую библиотеку Госгортехнадзора России (5 экземпляров);

- вИнформационный центр стандартов Госгортехнадзора России (2 экземпляра);

- вНаучно-техническое управление (2 экземпляра);

- в Управлениемеждународных и правовых отношений (1 экземпляр);

- вМинистерство юстиции Российской Федерации (1 экземпляр нормативного документа,признанного не подлежащим государственной регистрации в Министерстве юстицииРоссийской Федерации);

- вМинистерство труда и социального развития Российской Федерации (2 экземпляранормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требованияохраны труда - в соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 23.05.2000 N 399, в том числе 1 экземпляр - во Всероссийский центрохраны и производительности труда Минтруда России).

Передачуофициально изданных нормативных документов, изменений или сборниковосуществляет ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".

10.10.Оригинал нормативного документа или изменения к нему совместно с постановлениемили приказом об его утверждении передается на хранение в архив ГосгортехнадзораРоссии.

XI. Введение в действие нормативных документов иформирование информационных фондов

11.1.Нормативный документ вводится в действие с учетом времени, необходимого для егоиздания, изучения и, при необходимости, проведения проверки знанийсоответствующих категорий работников.

11.2. Длянормативных документов, не подлежащих государственной регистрации вМинистерстве юстиции Российской Федерации, дата введения в действие вобязательном порядке указывается в постановлениях или приказах об ихутверждении.

11.3.Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерствеюстиции Российской Федерации, вступают в силу одновременно на всей территорииРоссийской Федерации по истечении десяти дней после дня их официальногоопубликования в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти, если самими актами не установлендругой порядок вступления их в силу.

11.4. Акт,признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся вгосударственной регистрации, вводится в действие отдельным постановлением илиприказом Госгортехнадзора России, подготовку которых осуществляют управления(отделы) Госгортехнадзора России или ГУП "НТЦ "Промышленнаябезопасность", ответственные за внесение документа на утверждение.

Проектыпостановлений и приказов о введении в действие нормативных документов должныбыть согласованы с Научно-техническим управлением, юридической службой,Управлением делами и заместителями Начальника Госгортехнадзора России.

Копияпостановления или приказа о введении в действие нормативного документапредставляются в Научно-техническое управление в срок не более 5 дней от датыподписания постановления или приказа.

11.5.Научно-техническое управление совместно с Информационным центром стандартовГосгортехнадзора России осуществляет формирование информационного фонданормативных документов Госгортехнадзора России, формирование и актуализацию бази банков данных по нормативным документам.

11.6.Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России осуществляет ведение ихранение информационного фонда нормативных документов Госгортехнадзора России,создание и эксплуатацию баз и банков данных по нормативным документаминформационного фонда, обмен информацией с другими федеральными органамиисполнительной власти, организует обеспечение пользователей по их запросаминформацией о документах информационного фонда и, на договорной основе, ихкопиями в соответствии с Положением об Информационном центре стандартовГосгортехнадзора России.".

11.7.Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России направляет дляопубликования в Вестнике Российского информационного центра информационныематериалы, определенные Соглашением по техническим барьерам в торговлеВсемирной торговой организации (ВТО) о планируемых к разработке и принятыхГосгортехнадзором России нормативных документах.

 

______________________________

*(1) далее по тексту - Положение.

*(2) В дальнейшем по тексту все утверждаемые Госгортехнадзором Россиидокументы называются нормативными документами Госгортехнадзора России.

*(3) К документам, утверждаемым Госгортехнадзором России, относятся всенормативные документы межведомственного характера по вопросам, относящимся ккомпетенции Госгортехнадзора России: технические регламенты в виде правилбезопасности (отраслевых, межотраслевых, единых, общих), правил устройства ибезопасной эксплуатации технических устройств, норм, межотраслевых и отраслевыхинструкций по безопасному ведению работ, безопасной перевозке опасных грузовжелезнодорожным транспортом, использованию и охране недр, производствумаркшейдерских работ, руководства и методические указания на отдельные видыдеятельности и работ, а также нормативные документы ведомственного характера,общие для всей системы Госгортехнадзора России или для нескольких видовнадзора.

*(4) К документам, подлежащим согласованию Госгортехнадзором России,следует относить:

правила технической эксплуатации, положения, уставы, инструкции и другиенормативные акты, регламентирующие деятельность военизированныхгорноспасательных частей, газоспасательных и противофонтанных служб,восстановительных поездов железных дорог; дополнительные требования побезопасному ведению работ для предприятий, имеющих специфические особенностипроизводства; временные инструкции, содержащие требования по безопасномуведению работ в подконтрольных органам Госгортехнадзора отраслях, а такжедругие документы, отнесенные к соответствующим видам надзора;

государственные и отраслевые стандарты на подконтрольноегосгортехнадзору оборудование, материалы и работы; технические задания наразработку нового бурового, нефтепромыслового и геологоразведочногооборудования, контрольно-измерительных приборов и инструмента; подвижногосостава и контейнеров для перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом;

технические условия, руководства и инструкции по безопасной эксплуатацииподвижного состава и контейнеров; по применению взрывчатых материалов,оборудования, приборов взрывного дела, ведомственные положения о руководствевзрывными работами;

типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий;строительные нормы и правила, касающиеся вопросов, входящих в компетенциюГосгортехнадзора России; свидетельства и разрешения на изготовление иприменение горношахтного оборудования и взрывозащищенных электротехническихизделий и др. документы, содержащие нормы, требования, положения, относящиеся ккомпетенции Госгортехнадзора России.

 

Приложение 1

Определения используемых понятий

 

Нормативный документ      -          документ,устанавливающий правила, общие

принципы илихарактеристики, касающиеся

различныхвидов деятельности (изменение N 2

ГОСТР 1.0-92).

 Примечание:

 "Нормативный документ" -    родовой термин, охватывающий  такие  понятия,

как:свод правил,  регламенты  (технические  регламенты),   стандарты идругие документы, соответствующие основному определению.

 Регламент              -                          нормативный       документ,       содержащий

                                               обязательные  правовые нормы   и   принятый

                                               органамивласти.

 Технический регламент  -     регламент,      который       устанавливает

                                               характеристики   продукции      (услуги) или

                                               связанные   с  ней   процессы      и методы

                                               производства.    Соблюдение     технического

                                               регламентаобязательно.

 Примечания:

1. К техническим регламентам следует относить законодательные акты ипостановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормыи правила технического характера; государственные стандарты РоссийскойФедерации, в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы иправила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых всоответствии с Законодательством Российской Федерации входит установлениеобязательных требований (изменение N 2 ГОСТ Р 1.0-92).

2. Технический регламент содержит технические требования либонепосредственно, либо путем ссылки на другой нормативный документ, либо путемвключения в себя содержания этого документа.

Нормативныйправовой акт - письменный официальныйдокумент,

                                               принятый(изданный) в определенной

                                               формеправотворческим органом в

                                               пределахего компетенции и

                                               направленныйна установление,

                                               изменениеили отмену правовых норм. В

                                               своюочередь под правовой нормой

                                               принятопонимать общеобразовательное

                                               государственноепредписание

                                               постоянногоили временного характера,

                                               рассчитанноена многократное

                                               применение.

Приложение 2

 

Федеральный горный и промышленный надзор России

(Госгортехнадзор России)

Нормативные документы Госгортехнадзора России

Шифр РД 00-000-00

Нормативные документы по общим вопросам организации и осуществления нормативного регулирования, надзорной и разрешительной деятельности

 

Положение

о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативныхдокументов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов другихфедеральных органов исполнительной власти

 

Разработано и внесено управлением (отделом)

Утверждено постановлением (приказом) Госгортехнадзора

России  дата       N

Срок введения в  действие с

 

Приложение 3

Перечень видов нормативных документов

 

01.Нормативные документы, регламентирующие деятельность управлений и отделовцентрального аппарата Госгортехнадзора России.

02.Нормативные документы, регламентирующие деятельность территориальных органов иинспекторов Госгортехнадзора России.

03.Нормативные документы межотраслевого применения по вопросам промышленнойбезопасности, охраны недр.

04.Нормативные документы по общим вопросам организации и осуществлениянормативного регулирования, надзорной и разрешительной деятельности.

05.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив угольной промышленности.

06.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив горнорудной промышленности.

07.Нормативные документы по вопросам охраны недр и геолого-маркшейдерскогоконтроля.

08.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив нефтяной и газовой промышленности.

09.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

10.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями.

11.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив металлургической промышленности.

12.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив газовом хозяйстве.

13.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив области взрывных работ и изготовления взрывчатых веществ.

14.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностина предприятиях по хранению и переработке зерна.

15.Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельностив области перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом".

16.Нормативные документы, регламентирующие организацию работы с кадрами испецработы.

17.Нормативные документы, регламентирующие финансовую деятельность.

18. Нормативныедокументы, регламентирующие делопроизводство и хозяйственное обеспечение.

 

4
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.