ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по осуществлению надзора за проектированием иконструированием
управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций
РД-04-32-2003
УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Начальника Госатомнадзора России от 26 декабря 2003 г. №140 | ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 марта 2004 г. |
"госатомнадзор россии
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
УПРАВЛЕНИЕМ
30 декабря 2003 г.
Регистрационный №439 .
Москва 2003
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические указанияпо осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющихсистем и систем электроснабжения атомных станций (далее - Методическиеуказания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторскогосостава Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора запроектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабженияатомных станций.
2. Методическиеуказания разработаны в соответствии Положением о Федеральном надзоре России поядерной и радиационной безопасности и Положением об организациигосударственного надзора за безопасностью, при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
3. Методическиеуказания обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России,осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за проектированием иконструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС.
4. Приосуществлении надзора за проектированием и конструированием управляющих системи систем электроснабжения АС следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98.
5. Предметаминадзора за проектированием и конструированием управляющих систем и системэлектроснабжения АС являются:
- соблюдение организациямизаконодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемыхработ при проектировании и конструировании управляющих систем и системэлектроснабжения АС;
- соблюдениеорганизациями требований федеральных, отраслевых, и ведомственных норм и правилв части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании иконструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;
- обеспечениеорганизациями необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющихпроектные и конструкторские работы;
- выполнениеорганизациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России направо осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
6. Правовой инормативной базой осуществления надзора за проектированием и конструированиемуправляющих систем и систем электроснабжения АС являются:
- федеральныезаконы;
- указы ираспоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления ираспоряжения Правительства Российской Федерации;
- Положение оФедеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;
- федеральныенормы и правила в области использования атомной энергии (далее - нормы иправила) и другие нормативные документы;
- условия действиялицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ попроектированию и конструированию оборудования и систем АС;
- руководящиедокументы Госатомнадзора России.
7. Межрегиональные территориальные округаГосатомнадзора России (далее - округа) должны систематически обобщатьрезультаты надзорной деятельности и использовать их для планирования ипроведения профилактической работы по предупреждению нарушений и отступлений оттребований норм и правил при проектировании и конструировании управляющихсистем и систем электроснабжения АС.
8. Надзор запроектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабженияАС осуществляют:
- округа;
- отделы понадзору и отделы инспекций округов.
9. Надзор осуществляетсяна всех стадиях и этапах проектирования управляющих систем и системэлектроснабжения АС.
10. При оценкесоответствия проекта системы и/или подсистемы требованиям норм и правилнеобходимо проверять следующие вопросы:
а) соответствиевыполненного проекта техническому заданию на разработку управляющей системы илисистемы электроснабжения АС, подсистемы и отдельных комплексов систем;
б) выполнениетребований по обеспечению безопасности АС в технических заданиях на разработкутехнических, программно-технических, программных средств и оборудования,входящих в систему/подсистему;
в) наличие иэффективность функционирования программы обеспечения качества проектирования;
г) другие вопросысоблюдения требований безопасности, входящие в компетенцию ГосатомнадзораРоссии. При этом особое внимание следует обращать на системы, комплексы иоборудование, отказы которых могут являться исходными событиями аварий, и наоборудование систем безопасности.
11. При оценкесоответствия рабочей документации системы и/или подсистемы требованиям норм иправил необходимо проверять следующие вопросы:
а) соответствиерабочей документации на рассматриваемые системы, отдельные составные части этихсистем и оборудование для них (включая технические условия на оборудование иприборы, входящие в системы безопасности и системы важные для безопасности),утвержденному проекту;
б) правильностьвнесения изменений в проектную документацию управляющей системы и системыэлектроснабжения и оформления извещений об изменении документации.
12. Программыцелевых инспекций могут включать в себя проверку:
а) наличия ворганизации лицензии Госатомнадзора России на проектирование атомных станций вчасти управляющей системы и системы электроснабжения;
б) выполненияусловий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый виддеятельности, а также предписаний, ранее выданных Госатомнадзором России и егоокругом;
в) организациисистемы разработки, учета; хранения и обращения проектной документации набумажных, магнитных и иных носителях информации;
г) обеспеченностиНД, сопровождения и корректировки перечня НД и учтенных экземпляров НД;
д) эффективностифункционирования программы обеспечения качества проектирования;
е) организациисистемы обучения и проверки знаний норм, правил и инструкций специалистов,участвующих в разработке проектной документации;
других вопросов,предусмотренных п. 29 РД-03-43-98.
III.1.ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВУПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС
13. Задачейнадзора за разработкой (проектированием) программных средств управляющих системАС является выяснение, как в программных средствах реализуются основныепринципы безопасности при использовании атомной энергии.
14. Надзоросуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том числе на следующих этапах:
- спецификациятребований к ПС;
- разработка ипрограммирование ПС (рабочее проектирование);
- интеграция ПС ввычислительную систему управления;
- комплексныеиспытания и сдача в эксплуатацию.
15. Методика надзоразаключается в оценке соответствия проектных решений при разработке ПСтребованиям норм и правил, которая организуется в соответствии с требованиямиРД-03-13-99.
16. Разработчикомдокументации на ПС должна быть представлена информация по типам ПС, используемымв управляющей системе, в том числе по:
- вновьразрабатываемым ПС специально для применения на АС;
- ранееразработанным ПС общепромышленного применения.
17. В составдокументации на ранее разработанные (приобретенные) ПС должны входить:
- документация опригодности ПС;
- документация пооценке качества ПС;
- документация пооценке эксплуатационного опыта применения (референтность) ПС;
- документация поинтеграции в систему и обслуживанию ПС.
18. Должна бытьпроведена оценка документации по функциональной классификации ПС в соответствиис классом безопасности управляющей (вычислительной) системы, в которуюинтегрируется ПС.
19. Подокументации на испытания ПС, интегрированных в вычислительные системыуправляющих систем, должна проводиться оценка, в том числе:
- программ иметодик испытаний ПС;
- программ иметодик предварительных, приемо-сдаточных и приемочных (квалификационных)испытаний ПС, интегрированных в вычислительную систему.
Документация поподтверждению возможности применения ранее разработанных ПС должнасоответствовать функциональным, эксплуатационным и архитектурным требованиямспецификации.
20. В рамкахосуществления надзора за конструированием оборудования управляющих систем исистем электроснабжения АС проводятся:
а) инспекциидеятельности предприятия по конструированию оборудования;
б) контроль заэффективностью функционирования программы обеспечения качества конструирования;
в) оценкасоответствия конструкторской документации на оборудование (включая техническиеусловия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы,важные для безопасности) утвержденному техническому заданию;
г) инспекцииразрабатываемой конструкторской документации (РД-03-48-99);
д) рассмотрение и оценкаКД на соответствие требованиям норм и правил (раздел 4 ОПБ 88/97),
21. Инспекциидокументации проводятся в рамках сопровождения выданных Госатомнадзором Россиилицензий. Объем (программа) инспекций определяется с учетом вида проводимойинспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информацииоб уровне обеспечения качества и надежности разрабатываемой продукции.
22. Инспекциидеятельности по конструированию программно-технических, технических средств иоборудования проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условийдействия лицензии и оценки вопросов обеспечения качества и надежностиконструируемого оборудования.
Рабочая программаинспекции должна включать следующие вопросы, подлежащие проверке:
а) выполнениеусловий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый виддеятельности, а также предписаний, ранее выданных округом;
б) выполнение (идокументальное оформление) требований, предусмотренных Условиями поставки импортногооборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок,радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации (РД-03-36-2002);
в) полнота,достаточность и достоверность информации, представляемой организацией вГосатомнадзор России в соответствии с условиями действия лицензии;
г)функционирование системы обеспечения качества при конструированиипрограммно-технических, технических средств и оборудования;
д) наличие,полнота и обновляемость перечня нормативной и технической документации,требования которой учитываются при конструировании оборудования;
е) организацияразработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений вконструкторскую документацию на всех этапах разработки, включая информацию осистеме учетной и отчетной документации;
техническое ипрограммное оснащение организации, верификация и аттестация программныхсредств;
з) организациявзаимодействия с производственным участком организации и организациями,использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, для выявления,учета и анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по ихустранению;
и) организациясбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования ипроведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечениюкачества оборудования.
Перечень вопросовуточняется в зависимости от конкретных условий деятельности организации и целипроводимой инспекции.
23. Инспекцииквалификации работников организации, участвующих в разработке оборудованиявключают проверку:
а) соответствияорганизации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификацииуказанной категории работников установленным требованиям;
б) наличия ворганизации Положения о проверке знаний НД по безопасности;
в)укомплектованности организации квалифицированными работниками, уровня ихобразования, квалификации, прохождения специальной подготовки (стажировки).
24. Рассмотрение иоценка разрабатываемой конструкторской документации в ходе целевых илиоперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования могутпроводиться как на территории организации (непосредственно в ходе инспекции),так и на рабочем месте инспектора.
25. Переченьпредставляемой на инспекцию конструкторской документации и документов,обосновывающих выполнение требований норм и правил, других нормативныхдокументов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования,для каждой стадии конструирования утверждается руководителем округа.
Документация дляпроведения инспекции организацией представляется в округ по графику,согласованному руководителем подразделения Госатомнадзора России,Осуществляющего надзор за конструированием оборудования.
26. Прирассмотрении и оценке конструкторской документации соответствующееподразделение Госатомнадзора России должно получать от организации ианализировать следующую информацию:
а) количество ихарактер замечаний к конструкторской документации от изготовителейконструируемого оборудования (в случаях, когда разработчик и изготовитель,разные юридические лица);
б) рекламации отэксплуатирующих организаций и потребителей на конструируемое оборудование,включая информацию об отказах и дефектах (в случаях, когда разработчик иизготовитель одно юридическое лицо);
в) комплекс мер,принятый предприятием по предупреждению вышеуказанных рекламаций и замечаний.
27. Цельюрассмотрения конструкторской документации является оценка:
а) соответствияконструируемых программно-технических средств и комплексов, технических средстви оборудования требованиям норм и правил, других нормативных документов,устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежностиоборудования;
б) достаточностипредставленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества инадежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований;
в (способностиоборудования выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетомвоздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочихвоздействий;
г) соответствиямоделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации.
28. Рассмотрениеконструкторской документации включает проверку:
а) соответствияконструкторских решений утвержденному техническому заданию на разработку(конструирование) оборудования;
б) соответствияконструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиямнорм и правил в области использования атомной энергии, других нормативныхдокументов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству инадежности оборудования;
в) полнотыпроведенных испытаний опытных (головных) образцов оборудования и наличияпротоколов испытаний;
г) наличиясертификатов соответствия и происхождения для импортных комплектующих изделий содновременным сопоставлением требований зарубежных (на которые выданысертификаты) и аналогичных отечественных стандартов;
д) соответствияпараметров конструируемого оборудования (по результатам испытаний) утвержденнымтехническим условиям на изготовление оборудования;
е) правильностивнесения изменений в конструкторскую документацию и оформления извещений обизменении документации.
29. Результатыпроведенной оценки конструкторской документации отражаются в актах (припроведении оперативных инспекций - в соответствующем журнале). Кроме того, привыявлении нарушений норм и правил должны выдаваться в установленном порядкепредписания об устранений этих нарушений.
АС - атомнаястанция.
АСУ ТП -автоматизированная управляющая система технологическим процессом.
ВВФ - внешниевоздействующие факторы.
КД - конструкторскаядокументация.
НД - нормативныедокументы.
ПС - программноесредство.
ПО - программноеобеспечение.
ПОК - программаобеспечения качества.
ПТС -программно-техническое средство.
ПТК -программно-технический комплекс.
РД - рабочаядокументация.
ТС - техническоесредство.
ТЗ - техническоезадание.
ТУ - техническиеусловия.
ТД -технологическая документация.
УС - управляющаясистема.
ЭМС -совместимость электромагнитная.
1. Объектаминадзора на этапах проектирования в рамках настоящих Методических указанийявляются:
1.1. Управляющиесистемы АС, в том числе:
•автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);
• управляющиесистемы нормальной эксплуатации, важные для безопасности;
• управляющиесистемы безопасности;
• системыуправления и защиты установок и агрегатов;
• системыконтроля:
технологическихпараметров;
параметров внешнихвоздействующих факторов (метеорологические параметры, сейсмическая обстановка ит.д.);
состоянияокружающей среды (радиационный контроль);
• системыдиагностики технологического оборудования и строительных конструкций, важныхдля безопасности.
1.2. Системыэлектроснабжения АС (СЭ) в составе;
• системы выдачимощности;
• системывыработки электроэнергии (главная схема блока);
• системыэлектроснабжения собственных нужд блока нормальной эксплуатации;
• системынадежного питания собственных нужд блока нормальной эксплуатации;
системы аварийногоэлектроснабжения (САЭ).
Объектами надзорана этапах конструирования в рамках настоящих Методических указаний являются:
2.1. Входящие вуправляющие системы АС:
•программно-технические комплексы (ПТК);
•программно-технические средства (ПТС);
• средствавычислительной техники (СВТ);
• программныесредства (ПС);
• техническиесредства (ТС);
• первичные,преобразователи (датчики);
• средстваоперативно-диспетчерского управления (ОДУ);
• кабельныеизделия;
• коммутационная исоединительная аппаратура;
• щитовые ипультовые изделия;
• импульсныетрубные проводки;
• запорнаяарматура, отборные устройства и другое оборудование КИП и А;
• сервоприводы,исполнительные механизмы и другие исполнительные органы;
• электрическиегерметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.
2.2. Входящие всистемы электроснабжения АС:
• электрическиегенераторы;
• электрическиедвигатели низкого (0.4-0.6 кВ) и среднего (6.0-10 кВ) напряжения;
• трансформаторы иреакторы преобразовательные низкого, среднего и высокого напряжения;
• комплектныераспределительные устройства (КРУ) низкого (0.4-0.6 кВ) и среднего (6.0-10 кВ)напряжения;
• выключателисиловые переменного тока и постоянного тока, выключатели автоматическиепеременного и постоянного тока;
• электромеханическиеконтакторы и пускатели;
•дизель-электрические генераторы;
• агрегаты иисточники бесперебойного питания (АБП);
• статическиеполупроводниковые преобразователи;
• аккумуляторныебатареи;
•выпрямительно-зарядные устройства;
• первичныепреобразователи (датчики);
• средстваоперативно-диспетчерского управления (ОДУ);
• кабельныеизделия;
• шинопроводы;
• коммутационная исоединительная аппаратура;
• щитовые ипультовые изделия;
• электрическиегерметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.