На главную
На главную

СанПиН 42-125-4216-86 «Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста»

Настоящие санитарно-гигиенические правила и нормы распространяются на все учебно-воспитательные учреждения (школа, детский сад, школа-детский сад), где предусмотрено обучение детей с 6-летнего возраста.

Обозначение: СанПиН 42-125-4216-86
Название рус.: Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 05.11.1986
Разработан: Минздрав СССР
Утвержден: Главный государственный санитарный врач СССР (05.11.1986)
Опубликован: Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам № том 3 1986

Санитарно-гигиенические правила и нормы
по организации обучения детей шестилетнего возраста

СанПиН № 42-125-4216-86

(утв. Главным государственным санитарнымврачом СССР 5 ноября 1986 г. № 4216-86)

Содержание

1. Общие положения

2. Участок

3. Здание

4. Оборудование

5. Санитарное содержание учебно-воспитательных помещений

6. Воздушно-тепловой режим

7. Естественное и искусственное освещение

8. Организация режима учебных занятий

9. Организация работы групп продленного дня

10. Организация физического воспитания

11. Гигиеническое обучение и воспитание

12. Организация медицинского обеспечения

Приложение 1 Оборудование спортивно-игровой площадки

Приложение 2 Верхняя одежда детей во время прогулки

Приложение 3 Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста

Приложение 4 ОТРЫВНОЙ ЛИСТ учета использования методов профилактики, диагностики и лечения

1. Общие положения

1.1. Настоящиесанитарно-гигиенические правила и нормы распространяются на всеучебно-воспитательные учреждения (школа, детский сад, школа-детский сад), гдепредусмотрено обучение детей с 6-летнего возраста.

1.2. В первый класспринимаются дети, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет, ссогласия родителей и заключения медико-педагогической комиссии о готовностиребенка к обучению.

1.3. Предельнаянаполняемость первых классов в общеобразовательной школе - не более 30 человек,в детском саду - не более 25 человек.

1.4. Вопрос организацииобучения детей 6-летнего возраста решается республиканскими министерствамиздравоохранения и просвещения при наличии положительных заключенийтерриториальных санэпидстанций.

1.5. Открытие классадля 6-летних детей разрешается только при наличии необходимыхсанитарно-гигиенических условий, регламентируемых данным документом.

2. Участок

2.1. Земельный участокучебно-воспитательных учреждений должен иметь отдельную зону для детей6-летнего возраста, расположенную вблизи от входа в здание, которым они пользуются.Эта зона включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр, общейплощадью из расчета 7,2 м2 на одного ребенка.

2.2. Спортивно-игроваяплощадка должна иметь твердое покрытие. На ней устанавливается стационарное ивыносное оборудование (см. приложение 1).

2.3. В 1-ойстроительно-климатической зоне на участке, предназначенном для 6-летних детей,должны быть установлены навесы для защиты от ветра и осадков, площадью 40 м2для каждого класса. Навесы должны иметь деревянные полы и ограждения с трехсторон.

В IVстроительно-климатической зоне на площадке для тихих игр для защиты от солнцадолжны оборудоваться перголы.

3. Здание

3.1.Учебно-воспитательные помещения должны располагаться в отдельномздании-пристройке, блоке или отсеке на 1-2 этажах и иметь самостоятельный выходна участок школы. Запрещается размещение помещений для одного класса на разныхэтажах.

При размещениипомещений в специальной пристройке, последняя соединяется со школьным зданиемотапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются тольков III Б и IV климатических районах.

3.2.Учебно-воспитательные помещения должны иметь следующий набор:

 

классная комната

из расчета

2,4 м2

на 1 ребенка;

спальная комната

- " -

2,0 м2

- " -;

игровая комната

- " -

2,0 м2

- " -;

рекреация

- " -

1,0 м2

- " -;

туалеты;

 

 

 

гардероб для верхней одежды;

столовая (отдельное помещение или специально выделенные места в общем обеденном зале).

 

3.3. В XII пятилеткедопускается, как временная мера, сокращение площади классного помещения до 2 м2на 1 ребенка, совмещение спальни и игровой в помещении площадью из расчета 2 м2на одного ребенка при обязательном наличии зальной рекреации площадью 1 м2на 1 ребенка и всех других вышеуказанных помещений.

Рекреационноепомещение должно объединять не более 2-х классов.

3.4. На каждые 2класса должны оборудоваться умывальная и туалетные, раздельные для мальчиков идевочек. В умывальной комнате устанавливаются детские умывальники на высоте 0,6м от пола из расчета 1 на 12 детей. В туалетной устанавливаются детские унитазыиз расчета 1 на 6 детей. Учитывая организацию в этих помещениях летнихоздоровительных лагерей для детей младшего школьного возраста, в умывальнойустанавливается душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге и ногомойки. Вклассе должен устанавливаться умывальник. К умывальникам, к душу и ногомойкамподводится горячая и холодная вода через смеситель.

Вход в санитарный узелне должен располагаться против входа в класс.

3.5. Ориентация оконпомещений по сторонам горизонта в зданиях следует принимать согласно таблице 1.

 

Помещения

Расчетные географические пояса сев. широты

севернее 60°

60-40°

южнее 45°

оптим.

допустимая

оптим.

допустимая

оптим.

допустимая

Класс

Ю

 

Ю

 

Ю

 

Групповая, игровая

Ю

от 70° до 290°

Ю

от 85 до 275°

Ю

от 25° до 335°

Спальня

В

любая

В

любая

С

любая

 

3.6. Откидные фрамугис рычажными приборами или форточки (не менее чем для 50% окон) должны быть вкаждом помещении и использоваться во все сезоны года.

Минимальный коэффициентестественного освещения в классе, игровой, рекреации, спальнях, раздевальных истоловой должен составлять не менее 1,5%.

Освещение вторымсветом допускается только в туалетных помещениях.

3.7. Стены помещений должныбыть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом. Полы должныбыть теплые (расчетная температура +22°С), без щелей и иметь покрытие дощатое,паркетное или из линолеума на утепленной основе. Полы туалетных и умывальныхвыстилаются керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Запрещаетсяиспользовать цементные, мраморные и другие аналогичные материалы. При выбореполимерных материалов для отделки полов и стен помещений следуетруководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных кприменению в строительстве Минздравом СССР.

4. Оборудование

4.1. Учебные помещения(классы) оборудуются партами ученическими в соответствии с ГОСТ 5994-86. Каквременная мера, в XII пятилетке допускается использовать также столы и стулья всоответствии с ГОСТ 19301.1.2-73 "Мебель детская дошкольная.Функциональные размеры", ГОСТ 11015-86 "Столы ученические. Типы ифункциональные размеры", ГОСТ 11016-86 "Стулья ученические. Типы ифункциональные размеры".

4.2. Классы должныоборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп (табл. 2). Запрещаетсяиспользовать табуреты и скамейки. При расстановке мебели необходимо меньшиеразмеры ставить ближе к доске.

Таблица 2

Размеры столов и стульев для детейшестилетнего возраста в школе

Мебель

Группа мебели

Группа роста в см

Высота над полом (в см)

Распределение на классы в %

края крышки со стороны сидящего

переднего края сидения

Дошкольная

Г

110-115

48,0

28,0

15

 

Д

115-130

54,0

32,0

77

 

Ж

свыше 130

60,0

36,0

8

Школьная

А

до 130

54,0

32,0

90

 

Б

130-145

60,0

36,0

10

 

Не менее двух раз вгод детей, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, пересаживают,не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся.

Между рядами парт или столов и стенами учебногопомещения соблюдаются следующие расстояния:

от наружной стены допервого ряда парт (столов) - 0,6 - 0,7 м;

от внутренней стены дотретьего ряда парт (столов) - 0,5 - 0,6 м;

от первых парт(столов) до классной доски в классах прямоугольной конфигурации при расстановкепарт в три ряда - 3 м (минимально допустимое расстояние - 2,5 м); в классахквадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда - 4 м(минимальное расстояние - 3,5 м);

расстояние междурядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м.

Настенные доски (типДО РОСТ 20064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над поломна расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных,перемещающихся по вертикали). В классном помещении (у задней стены)предусматриваются шкафы для учебных пособий и 6 секционных вешалок дляполотенец (по 5 мест в каждой секции).

4.3. Игровыеоборудуются двухместными, столами, стульями, шкафами для хранения игрушек,книг, настольных игр. Мебель должна соответствовать росту детей и расставлятьсявдоль окон и одной из стен. У другой стены следует организовать спортивныйуголок, включающий гимнастическую стенку и физкультурные пособия: скакалки,обручи, мячи и др. или "домашний стадион". Не следует приобретатьигрушки индивидуального пользования (флейты, губные гармошки, свистульки ит.п.).

4.4. При расстановкестационарных кроватей (ГОСТ19301.3-73) в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длиннымисторонами кроватей - 0,5 м, изголовьями кроватей - 0,2 м. Расстояние междукроватью и наружной стеной должно быть не менее 0,6 м, а в климатическихподрайонах IA, IБ, IГ - не менее 1,0 м. Кроме этого в спальне размещаютсяшкафчики для хранения домашнего платья.

4.5. При размещенииспальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными илираскладными кроватями с жестким ложем, шкафчиками для хранения домашнегоплатья, игрушек, книг, настольных игр и двухместными столами и стульями.Конструкция встроенной мебели должна быть согласована ссанитарно-эпидемиологической службой. В совмещенном помещении"спальня-игровая" разрешается оборудовать только зону для тихих игр.Спортивный уголок в этом случае рекомендуется организовать в рекреации зальноготипа.

4.6. В столовой длядетей 6-летнего возраста должны выделяться отдельные столы и стулья,соответствующие по своим размерам росту детей.

4.7. В гардеробедолжны быть индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды и обуви,специальный сушильный шкаф. При отсутствии изолированного гардероба допустиморазмещение шкафчиков для хранения верхней одежды и обуви в рекреациях приналичии в них дополнительной площади.

5. Санитарное содержание учебно-воспитательныхпомещений

5.1. Все помещениядолжны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должнапроводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств приоткрытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажнымспособом или пылесосом.

Генеральная уборкавсех помещений должна проводиться по окончании каждой четверти и поэпидпоказаниям.

В качестведезинфицирующих средств рекомендуется использовать малотоксичные препараты:0,5% гипохлорит кальция, 3% раствор нитрана, дезинфицирующая композицияхлордезина (0>5%)и сульфохлорантина (0,2%).

5.2. Все белье должнобыть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Необходимоиметь 3 комплекта белья и 2 смены чехлов на матрацы.

Смена постельногобелья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.Чистое белье доставляется в мешках и хранится в специальных шкафах. Постельныепринадлежности: матрацы, подушки, одеяла следует проветривать непосредственно вспальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодическивыносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергатьсяхимической чистке.

5.3. Категорическизапрещается проводить побелку стен, потолков, оконных рам и другой ремонтпомещений при проведении учебно-воспитательного процесса.

5.4. Полы в туалетных,унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств.Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом"Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промываютводой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.

5.5. Уборочныйинвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировкуярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весьуборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой смоющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде итакже, как моющие средства, в местах, недоступных детям.

5.6. При отсутствииканализации выгребные ямы и мусоросборники следует очищать при заполнении 2/3объема и ежедневно обрабатываться 10%-ным раствором хлорной извести; 1 раз внеделю засыпать сухой хлорной известью (из расчета 1 кг на 1 м2) илиларвицитами ("методические указания по борьбе с мухами" № 28-6/3 от27.01.84 г.).

Внутренние поверхностидворовой уборной и ручки дверей ежедневно моются с использованием моющих средстви большого количества воды с помощью шланга.

6. Воздушно-тепловой режим

6.1. Уровни расчетнойтемпературы воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей должныприниматься в соответствии с таблицей:

 

Помещения*(1)

Климатические районы

IА      IБ      IГ

IB      IД      II

III      IV

Классная комната

20-22°С

19-21°С

18-20°С

Игровая

19-21°С

18-20°С

17-19°C

Спальня

 

 

 

Физкультурный зал

18-20°С

17-19°С

16-18°С

 

6.2. Одежда детей впомещениях классной комнаты и игровой должна состоять из следующих слоев: х/б бельеи платье (х/б или п/ш) у девочек; х/б белье, х/б рубашка и шорты (х/б или п/ш)у мальчиков. На ногах колготы, в зависимости от температуры воздуха носки,гольфы, легкие туфли. Запрещается использовать в качестве сменной обувикроссовки и кеды.

6.3. Для созданияблагоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневно тщательнопроветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловоепроветривание, проводимое в отсутствие детей.

6.4. Перед сномспальные помещения должны быть обязательно проветрены. В холодное время годафрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; во время снафрамуги следует открывать с одной стороны и закрывать за 20 мин. до подъема.Спальни должны иметь солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.).

6.5. Одежда детей вовремя прогулки должна соответствовать погодным условиям и двигательнойактивности (см. приложение 2).

Для суровых климатическихусловий, зимняя детская одежда должна иметь "замкнутую" конструкцию(комбинезон, полукомбинезон) с защитными приспособлениями от проникновенияхолодного воздуха. Толщина пальто должна быть увеличена по сравнению состандартным за счет дополнительного слоя утеплителя до 16-18 мм в пальто и 8-10мм в брюках.

Рекомендации к одеждев условиях помещения и прогулки в холодное время года должны быть вывешены настендах для сведения воспитателей и родителей.

7. Естественное и искусственное освещение

Все основные помещениядля учебы и воспитания 6-летних детей должны иметь непосредственное прямоеестественное освещение.

7.1. Наилучшими видамиестественного освещения в учебных помещениях являются боковое левостороннее иленточное с применением солнцезащитных устройств. При глубине помещений более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета.

Направление основногосветового потока справа, спереди и сзади от учащихся недопустимо.

7.2. Искусственноеосвещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания.Искусственное освещение в учебных помещениях нормируется в пределах: длялюминесцентных ламп - 300 лк и для ламп накаливания - 150 лк.

При использованиилюминесцентных ламп освещенность игровых комнат должна составлять не менее 200 лкна уровне 0,5 м от пола, для ламп накаливания 100 лк; в спальнях - 75 лк науровне 0,5 м от пола.

7.3. Источникиискусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерноеосвещение всех помещений,

При люминесцентномосвещении применяются светильники типа ЛП001, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028,Л201Г220, Л201Г420, Л201Г240, ЛП030, ЛП031, ЛП025, ЛП022.

В классе и спальне,совмещенной с игровой, предусматривается общая система освещения. Рекомендуютсясветильники типа ЛБ-40, ЛЕ-40. Светильники должны размещаться рядами вдольлинии окон. При использовании ламп накаливания рекомендуются следующие типысветильников: ПКР-300, НСО-122-300.

Гигиеническиетребования к освещению должны соответствовать СНиПП-4.79 "Естественное и искусственное освещение. Нормыпроектирования".

8. Организация режима учебных занятий

8.1. Учебный год впервых классах четырехлетней начальной школы составляет 32 учебные недели*(2).

Типовым учебным планомдля детей 6-ти лет определена учебная нагрузка 20 часов в неделю*(3).

В первых классах устанавливаютсяканикулы в соответствии с режимом работы школы. Кроме того, в середине третьейчетверти вводится дополнительная каникулярная неделя. Окончание учебного года впервом классе - 25 мая.

8.2. Обучение 6-летнихдетей организуется только в первую смену. Время начала занятий должноустанавливаться с учетом местных условий в 8.30-9 час.

8.3. При шестидневнойучебной неделе в понедельник, четверг, пятницу и субботу должно быть не более 3уроков, вторник и среду - не более 4-х уроков.

При пятидневной учебнойнеделе учебная нагрузка в день должна составлять не более 4-х уроков.

В четверг долженпредусматриваться "облегченный день" для проведения экскурсий,подвижных игр, спортивных развлечений на воздухе, посещения кинотеатра и т.д.

8.4. В течение всегоучебного года домашние задания не должны задаваться, не должны выставлятьсяотметки в баллах*(4).

8.5. Продолжительностьурока в первом классе - 35 минут. Продолжительность каждой перемены - 20 минут,На протяжении 35-минутного урока следует проводить две физкультминутки по 2минуты каждая: через 10 минут от начала урока и на 20-й минуте урока. Послевторого или третьего урока проводятся динамические занятия, длительностью в 40минут, во время которых организуются подвижные игры и спортивные развлечения навоздухе под руководством учителя.

8.6. Расписание уроковдолжно быть составлено с учетом следующего:

предметы, требующиебольшого умственного напряжения - русский или родной язык, математику ставитьна 1-е и 2-е уроки;

предметы, спреобладанием двигательного, динамического компонента - физкультура,музыкальное занятие, связанное с движением - на 3-м уроке;

уроки поизобразительному искусству, труд, ознакомление с окружающим миром и т.п. - на4-м уроке.

Письменные виды работна уроках математики, русского или родного языка следует проводить в первойполовине урока.

На занятиях по трудудлительность работ с тканью, бумагой, картоном и природным материалом не должнапревышать 20 минут. Этот период должен состоять из трех 5-минутных отрезковработы, чередующихся с 3-минутными перерывами.

8.7. Учебники, тетрадии другие дидактические пособия для учащихся первых классов должны храниться вшколе.

9. Организация работы групп продленного дня

9.1. Учащиеся первыхклассов зачисляются в группы продленного дня с согласия (по заявлению)родителей. На основании заявления родителей, разрешается отпускать детей домойв удобное для родителей время*(5).

9.2. В каникулярноевремя организуется работа группы продленного дня для той части учащихся,которая в этом нуждается*(6).

9.3. Для детей,находящихся на продленном дне, обязательны ежедневный 1.30 - 2 часовой дневнойсон и 2.30 - 3 - часовое пребывание на воздухе. Прогулка и подвижные игры навоздухе должны проводиться в течение дня не менее 2-х раз.

9.4. Внеучебное времяучащихся должно включать организацию деятельности в соответствии с интересами ижеланиями детей. Запрещается во второй половине дня проводить учебные занятия.

Продолжительностьтаких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка,рукоделие, настольные игры и других - должна быть не более 30 минут.

Просмотр диафильмов ителепередач не следует проводить чаще одного - двух раз в неделю с ограничениемдлительности просмотра диафильмов до 30 минут, телепередач - 30 - 45 минут.

Посещение кинотеатров,выставок, экскурсии следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.

Для организациивнеучебной деятельности детей должны быть шире использованы общешкольныепомещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, пионерскаякомната, а также помещения близ расположенных домов и дворцов культуры, домов идворцов пионеров.

9.5. Для показадиафильмов применяются диапроекторы "Этюд" и "Свет" истандартные экраны ЭБМ или ЭБМ-С с коэффициентом отражения 0,8. Показдиафильмов непосредственно на стене не допускается. Высота подвеса экрана надполом - не менее 1 м и не более 1,3 м от центра экрана.

Для приема телепередачиспользуются телевизионные приемники с размером экрана по диагонали 59-69 см.Высота установки телевизора над полом 1-1,3 м; расстояние экрана телевизора отдетей в пределах от 4 до 6 м; стулья устанавливаются (в игровой комнате) в 4-5рядов, расстояние между ними - 0,5 - 0,6 м.

Просмотр телевизионныхпередач в вечернее время должен проводиться при искусственном освещении комнатыверхним светом или местным источником света, находящимся вне поля зрения детей.В дневные часы при ярком солнечном освещении окна следует закрывать лёгкимисветлыми шторами во избежании отражения солнечных бликов на экране.

9.6. Вторая половинадня должна использоваться для привития детям навыков самообслуживания:

содержанию в чистоте ипорядке своего рабочего места;

уходу за одеждой;

уходу за растениями вклассе;

помощь в сервировкеобеденного стола.

9.7. Контроль заусловиями обучения и организацией учебно-воспитательного процесса проводятмедицинские работники, обслуживающие школу (врач, медицинская сестра, фельдшер)и врач по гигиене детей и подростков санэпидстанции.

9.8. Дети, посещающиегруппы продленного дня обеспечиваются 3-х разовым горячим питанием (завтрак,обед, полдник) по нормам, установленным для шестилетних детей. Интервалы междуприемами горячей пищи должны составлять 3,0-4,0 часа. Завтрак дома 7-7.30часов, завтрак на 2 перемене, обед 13-13.30 часов и полдник в 16.20-16.30 часовпосле дневного сна.

Калорийность домашнегозавтрака должна составлять около 15%, горячего завтрака в школе - 20%, обеда -35% и полдника около 10%, ужина не более 20% суточной потребности в калориях(1970 ккал).

Примерные наборыпродуктов и двухнедельное меню разработаны*(7).

9.9. Повседневныйконтроль за организацией и качеством питания осуществляется администрациейшколы, медицинским персоналом, родительским комитетом.

Периодический контроль- органами и учреждениями общественного питания, народного образования исанэпидслужбы.

10. Организация физического воспитания

10.1. Программа пофизической культуре детей 6-летнего возраста предусматривает следующие формыработы:

10.1.1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

гимнастика до учебныхзанятий;

физкультурные минуткиво время уроков;

физические упражненияи подвижные игры на переменах. Общая продолжительность игр должна составить10-15 мин. Начало игры должно быть средней интенсивности, окончание - малойинтенсивности. Наиболее эффективный отдых между уроками обеспечивается приусловии его проведения на воздухе.

динамические занятия:после 2-3 уроков ежедневно. Методика и организация занятия должны быть в прямойзависимости от времени года, погодных условий и расписания уроков.

10.1.2. Урокифизической культуры должны проводиться 2 раза в неделю на открытом воздухе (вIV климатическом районе - постоянно, в остальных районах - в зависимости отпогодных условий).

10.1.3. Общешкольныефизкультурно-массовые и спортивные мероприятия, предусматривающие ежемесячныедни здоровья и спорта (подвижные игры, эстафеты, элементы соревнования, катаниена коньках, лыжах, санках, велосипедах, пешие и лыжные прогулки).

10.2. Физическиеупражнения следует проводить в физкультурных залах или в специальнооборудованных для этой цели помещениях (рекреациях), при открытых форточках(фрамугах) - зимой; окнах - летом.

11. Гигиеническое обучение и воспитание

11.1. Педагогический имедицинский персонал школы должен систематически осуществлять работу по гигиеническомувоспитанию и обучению детей, направленную на формирование осознанныхкультурно-гигиенических навыков.

11.2. Гигиеническоеобучение и воспитание должно включать:

трудовое воспитание(привитие трудовых навыков, навыков самообслуживания, формирование потребностивыполнять рекомендации по гигиене умственного и физического труда);

физическое укреплениездоровья, привитие навыков выполнения зарядки, закаливания, активногодвигательного режима;

нравственное(воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью итоварищей);

эстетическоевоспитание.

11.3. К гигиеническомувоспитанию должны широко привлекаться родители, которых нужно информировать охарактере и организации работы в школе и дома по укреплению гигиеническихнавыков.

12. Организация медицинского обеспечения

12.1. Передпоступлением в первый класс учебно-воспитательных учреждений все дети должныпройти медицинский осмотр (педиатром, невропатологом, офтальмологом,отоларингологом, хирургом (ортопедом) и по показаниям - другими специалистами)с определением функциональной готовности.

Результатымедицинского осмотра заносятся в форму 026/у.

12.2. Дети зачисляютсяв I класс учебно-воспитательных учреждений при отсутствии заболеваний,указанных в "Медицинских показаниях к отсрочке поступления в школу детейшестилетнего возраста" *(8)(приложение3).

12.3. Медицинскийперсонал учебно-воспитательных учреждений осуществляет постоянный контроль задинамикой состояния здоровья, физическим развитием и заболеваемостью детей,организует профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные наукрепление здоровья и снижение заболеваемости.

12.4. Медицинскийперсонал своевременно информирует учителей и воспитателей о состоянии здоровьядетей, оформляет на классный коллектив "Листок здоровья" (приложение4).

12.5. За детьми,имеющими хронические заболевания, часто болеющими осуществляется постоянноенаблюдение. Оздоровление этих детей проводится в поликлинике и непосредственнов учебно-воспитательных учреждениях*(9).

12.6. Медицинскийперсонал учебно-воспитательных учреждений проводит санитарно-просветительнуюработу по вопросам охраны здоровья, гигиены обучения и воспитания, физическоговоспитания, привитию гигиенических навыков, здоровому образу жизни средипедагогов, родителей и детей.

_______________________________

*(1) При совмещении двухпомещений температура воздуха должна соответствовать максимальному показателю.

*(2) Приказ Минпроса СССР от25.01.85 г. № 13.

*(3) Приказ Минпроса СССР от12.06.85 г. № 22.

*(4) Приказ Минпроса СССР от25.01.85 г. № 13.

*(5) Инструктивное письмоМинпроса СССР от 26.08.86 г. № 75-М "О нарушениях требований ккомплектованию и организации режима работы общеобразовательных школ, школ спродленным днем и групп продленного дня".

*(6) Инструктивное письмоМинпроса СССР от 28.02.83 г. № 80-М 05/24 "Об упорядочении режима работыдетских дошкольных учреждений и групп продленного дня общеобразовательныхшкол".

*(7) Приказ Минторга СССР от26.12.85 г. № 315 "О методических указаниях по организации рациональногопитания учащихся в общеобразовательных школах", согласованный с МинпросомСССР, Центрсоюзом и Минздравом СССР.

*(8) Приказ Минпроса СССР от25.01.85 г. № 13 и методические рекомендации Минздрава СССР от 05.05.85 г. №3862-85.

*(9) "Методическиеуказания по организации наблюдения и оздоровления детей групп "риска"в дошкольных учреждениях и в детских поликлиниках", Министерства здравоохраненияСССР, М., 1984 от 30.12.83 г. № 11-14/27-6.

 

Главныйгосударственный санитарный врач СССР                                    Г.Н.Хлябич

 

5 ноября 1986 г. №4216-86

Приложение 1

Оборудование спортивно-игровой площадки

А. Стационарноеоборудование:

гимнастическая стенка снабором досок и лесенок (4 - 6 секций) высотой 2,5 - 3,0 м;

бревна гимнастическиевысотой 50 и 35 см, длиной 3,5 м, по две штуки;

мишени, представляющиесобой 4 концентрических круга диаметром 20, 40, 60 и 80 см, с центром,располагающимся на высоте 110 - 120 см, от уровня площадки;

баскетбольные щитыразмерами 80x120 см и баскетбольные кольца, при этом щит устанавливается такимобразом, чтобы кольцо находилось на уровне 2 м от поверхности площадки;

рукоход длиной 3 м,высотой 1 м. 60 см. с расстоянием между перекладинами 15 см;

стол для настольноготенниса размером рабочей поверхности 200 ´100 см., высотой 50 - 60 см;

яма для прыжков,устраиваемая у края площадки, глубиной 40 - 50 см, длиной 3 м, шириной 2 - 3 м;

2 - 4 деревянные скамейкишириной 15 см и высотой 30 см.

Б. Выносноеоборудование:

канат диаметром 4 см;

сетки волейбольные 2шт.;

шест для лазания;

стойки для прыжков, 1набор.

В зоне отдыха должныбыть установлены качели, горка-тоб-боган, сооружение "Юнга" и другоеигровое оборудование.

Приложение 2

Верхняя одежда детей во время прогулки

Погода

Вид деятельности

Верхняя одежда

Общее число слоев

+3 - 3° ветер до 2 м/сек

Подвижные игры

Лыжный костюм

3

Ветер 3-7 м/сек

"

Лыжный костюм, ветрозащитная куртка

4

+3 - 3° ветер до 2 м/сек

Игра средней подвижности

Утепленная куртка с брюками

4

Ветер 3 - 7 м/сек

"

"

 

-4-10° ветер до 2 м/сек

"

Зимнее пальто, шуба

3

Ветер 3-7 м/сек

"

Зимнее пальто Шуба

5 4

-11 - 15° ветер до

"

Зимнее пальто

5

2 м/сек

 

Шуба

4

Ветер 3-7 м/сек

Подвижные игры, интенсивная ходьба

Зимнее пальто Шуба

5 4

-16 - 20° ветер до 2 м/сек

"

Зимнее пальто Шуба

4

Ветер 3-7 м/сек

"

Шуба

5

Примечание. На ногах у детей приминусовой температуре должны быть утепленные сапоги. При температуре воздуханиже 10°С сапоги на меху или валенки.

Приложение 3

Медицинские показания к отсрочке поступления вшколу детей шестилетнего возраста

I. Следующиезаболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

1. инфекционныйгепатит,

2. пиелонефрит,диффузный гломерулонефрит,

3. миокардитнеревматический,

4. ревматизм вактивной фазе,

5. менингитэпидемический, менингоэнцефалит,

6. острые повторныедлительно текущие респираторные заболевания,

7. туберкулез (всеформы, включая вираж туберкулиновой пробы),

8. травматическиеповреждения ЦНС,

9. болезни крови,

10. тяжелые формыдетских инфекционных заболеваний.

II. Следующие хроническиесостояния и заболевания:

1. задержкапсихического развития,

2. задержкафизического развития на год и более (длина тела по региональным стандартамменьше, чем М-2б, постоянные зубы отсутствуют),

3. остаточные явленияорганического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных,трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.),

4. эпилепсия,эпилептиформный синдром,

5. неврозы иневрозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.),

6. эндокринныезаболевания (зоб, сахарный диабет и др.),

7. миопия снаклонностью к прогрессированию (более - 2,0 Д), ;

8. гипотрофия миндалинIII степени,

9. аденоидныевегетации III степени, хронический аденоидит,

10. тонзиллитхронический (декомпенсированная форма),

11. вегетососудистаядистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу(АД 115 мм рт. ст. и более),

12. порок сердцаревматический или врожденный,

13. хроническийбронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствиистойкой ремиссии в течение года),

14. язвенная болезньжелудка и 12-ти перстной кишки, хронический гастрит, хроническийгастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частымирецидивами),

15. экзема,нейродермит (при распространенных кожных изменениях),

16. анемия (присодержании гемоглобина в крови 10,7 г% и менее),

17. другие хроническиезаболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.

Приложение 4

Листок здоровья

№№

Фамилия, имя

Группа здоровья

Назначение

Группа для занятий физкультурой

№ парты, ряд

учебные четверти

I

II

III

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись врача..............................................

Подпись классногоруководителя .............................

ОТРЫВНОЙ ЛИСТ
учета использования методов профилактики, диагностики и лечения

 

Направить по подчиненности

Всесоюзный НИИ гигиены детей

и подростков

Министерства здравоохранения СССР,

 

(103064, Москва, пер. Мечникова, д. 5)

 

 

1.Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детейшестилетнего возраста.

 

2..................................................................................................................................

                                              (когда и кемутверждены)

 

3..................................................................................................................................

                                              (когда и кемутверждены)

 

4. Количестволечебно-профилактических учреждений, которые внедрили методы профилактики,диагностики и лечения, предложенные данным документом.

5. Формы внедрения(семинары, подготовка и переподготовка специалистов, сообщения и пр.) ирезультаты применения метода (количество наблюдений за 1 год и эффективность).

6. Замечания ипожелания (текст).

 

Подпись..........................................................

        (должность, ф.и.о., лица, заполняющего карту)

 

115
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.