На главную
На главную

СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях»

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях независимо от их ведомственной принадлежности.

Обозначение: СНиП 2.05.11-83
Название рус.: Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1985
Разработан: Союздорнии Минтрансстроя 143900, Московская обл., Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79
МАДИ Минвуза СССР (Московский автодорожный институт) 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64
Союзпромтрансниипроект Госстроя СССР
Калининский политехнический институт Минвуза РСФСР
Главное управление капитального строительства
Главное управление землепользования и землеустройства
Гипронисельхоз Минсельхоза СССР
Ростовский инженерно-строительный институт
Белдорнии Минавтодора Белорусской ССР г. Минск, Типографская, 28
Гипронисельпром Минплодоовощхоза СССР
Утвержден: Госстрой СССР (30.12.1983)
Опубликован: Стройиздат № 1984

Строительные нормы и правила

Внутрихозяйственные
автомобильные дороги
в колхозах, совхозах и других
сельскохозяйственных предприятиях и организациях

СНиП 2.05.11-83

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

Москва 1984

Разработаны СоюзпромтрансниипроектомГосстроя СССР (руководитель темы: С. Д. Чубаров, исполнители: В. И. Поляков, Н.И. Провоторов, В. С. Порожняков, Б.Н. Павлов); с участием: Главного управлениякапитального строительства, Главного управления землепользования и землеустройстваи Гипронисельхоза Минсельхоза СССР; Союздорнии Минтрансстроя; ГипронисельпромаМинплодоовощхоза СССР, Московского автомобильно-дорожного института МинвузаСССР; Ростовского инженерно-строительного института и Калининскогополитехнического института Минвуза РСФСР; Белдорнии Минавтодора БелорусскойССР.

Внесены СоюзпромтрансниипроектомГосстроя СССР.

Подготовлены к утверждению Отделом технического нормирования и стандартизацииГосстроя СССР (исполнитель И. Д. Демин).

Государственный
комитет СССР
по делам строительства
(Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП 2.05.11-83

Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях

-

Настоящие нормы и правила распространяютсяна проектирование новых и реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорогв колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организацияхнезависимо от их ведомственной принадлежности.

1. Общиеположения

1.1. Внутрихозяйственныеавтомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственныхпредприятиях и организацациях* в зависимости от их назначения и расчетногообъема грузовых перевозок следует подразделять на категории согласно табл. 1.

___________

* В дальнейшем тексте настоящих норм и правил вместотермина "внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах идругих сельскохозяйственных предприятиях и организациях" применен термин"внутрихозяйственные дороги".

Таблица 1

Назначение внутрихозяйственных дорог

Расчетный объем грузовых перевозок, тыс. т нетто, в месяц "пик"

Категория дороги

Дороги, соединяющие центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций с их бригадами и отделениями, животноводческими комплексами, фермами, полевыми станами, пунктами заготовки, хранения и первичной переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами, а также автомобильные дороги, соединяющие бригады, отделения и фермы колхозов и совхозов и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования и между собой, за исключением полевых вспомогательных и внутриплощадных дорог

Св. 10

До 10

I-с

II-с

Дороги полевые вспомогательные, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий или их составных частей

-

III-с

1.2. Если в связи спредполагаемым транзитным движением, массовыми перевозками легковесных грузов (объемноймассой менее 0,8 т/м3), а также движением автобусов, легковыхавтомобилей и сельскохозяйственных машин общая расчетная интенсивность движенияв обоих направлениях на дорогах, относящихся по расчетному объему перевозок кдорогам II-с категории, превышает 150 физических транспортных единиц всреднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца (месяца"пик"), то указанные в табл. 1 внутрихозяйственные дороги следуетпроектировать по нормам, установленным для дорог I-с категории.

1.3. Внутриплощадочныедороги, располагаемые в пределах животноводческих комплексов, птицефабрик,ферм, тепличных комбинатов и других подобных объектов, в зависимости от ихназначения следует подразделять на:

производственные,обеспечивающие технологические и хозяйственные перевозки в пределах площадкисельскохозяйственного объекта, а также связь с внутрихозяйственными дорогами,расположенными за пределами ограждения территории площадки;

Внесены
Союзпромтрансниипроектом
Госстрой СССР

Утверждены
постановлением
Государственного комитета СССР
по делам строительства

от 30 декабря 1983 г. № 344

Срок
введения
в действие
1 января 1985 г.

вспомогательные,обеспечивающие нерегулярный проезд пожарных машин и других специальныхтранспортных средств (авто- и электрокаров, автопогрузчиков и т. п.).

1.4. Расчетный объемгрузовых перевозок суммарно в обоих направлениях в месяц "пик" дляустановления категории внутрихозяйственной дороги следует определять всоответствии с генеральными схемами развития внутрихозяйственных дорог илипланами развития колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий иорганизаций на перспективу (не менее чем на 15 лет), исходя из:

грузообразующих игрузопоглощающих площадей и производственных объектов, тяготеющих к каждойдороге;

проектной производительностиили мощности животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, тепличныхкомбинатов и других объектов сельскохозяйственного производства;

намечаемого увеличенияобрабатываемых площадей, совершенствования структуры посевов и повышенияурожайности сельскохозяйственных культур;

объемов перевозок кормов,навоза (помета), минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, а такжестроительных грузов, связанных со строительством сельских населенных пунктов,объектов основного и вспомогательного производства, внутрихозяйственных дорог;

объемов перевозок(транзитных) других предприятий и организаций, предполагаемых по проектируемым(или реконструируемым) дорогам.

1.5. Внутрихозяйственныедороги и их отдельные участки должны:

располагаться в комплексе сразмещением полей севооборота, садово-ягодных участков, пастбищ, сенокосов идругих сельскохозяйственных угодий, усадеб бригад и отделений, полевых становна основе генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог, а при ихотсутствии - на основе комплексных перспективных плановсоциально-экономического развития административных районов,сельскохозяйственных предприятий и организаций, схем и проектов землеустройстваи районной планировки административных районов;

с наибольшим экономическимэффектом обеспечивать производственные, пассажирские и культурно-бытовыеперевозки, удобную связь с сельскими населенными пунктами, с существующими ипланируемыми автомобильными дорогами общего пользования и путями других видовтранспорта;

максимально использоватьблагоприятные рельефные, инженерно-геологические и гидрогеологические условия,избегая по возможности участков с бессточными понижениями, высоким уровнемгрунтовых вод;

отвечать требованиям рациональногоиспользования земель и охраны окружающей природной среды, предусматриваямероприятия по предотвращению затопления, заболачивания или чрезмерногоосушения сельскохозяйственных угодий, водной и ветровой эрозии почвы,образования или развития оврагов и оползней, а также других неблагоприятных длясельского хозяйства процессов;

учитывать возможностьрациональной организации сельскохозяйственного производства, размещение полейсевооборота и других сельскохозяйственных угодий, положение лесных полезащитных,водорегулирующих, приовражных и других насаждений, водоемов, направлениемелиоративных каналов, линий электропередач и связи, сложившуюся сетьвнутрихозяйственных дорог смежных сельскохозяйственных предприятий иорганизаций.

1.6. Площадь сельскохозяйственныхугодий, занимаемая внутрихозяйственной дорогой, должна быть минимальной ивключать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводныхканав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги,откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромкиоткоса водоотводной канавы.

В случае когда дляобеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещениядорожных сооружений и устройств (автобусных остановок, съездов, уширений дорогидля формирования автопоездов, устройства дорожных ограждений и др.) требуетсяпроведение инженерных мероприятий, связанных с занятием дополнительныхплощадей, их размер должен устанавливаться и обосновываться проектом.

Земельные участки, временнозанимаемые на период строительства дороги, после его завершения должны бытьприведены в состояние, соответствующее требованиям Основных положений повосстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезныхископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ,утвержденных ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.

1.7.Основные технические решения проектов новых или реконструкции существующихвнутрихозяйственных дорог (элементы плана, продольного и поперечных профилей,типы пересечений и примыканий дорог, конструкция земляного полотна и дорожнойодежды) должны приниматься на основе результатов сравнениятехнико-экономических показателей вариантов, учитывая категорию дороги, ееназначение, перспективную интенсивность движения, состав и нормативную нагрузкуна ось транспортных средств, намечаемые способы производства и срокистроительных работ, наличие местных дорожно-строительных материалов или (при ихотсутствии) затраты на изготовление, транспортирование и складирование строительныхматериалов и изделий, наличие производственной базы дорожно-строительныхорганизаций, ценность занимаемых дорогой сельскохозяйственных угодий,специализацию и технологию сельскохозяйственного производства, сезонностьработ, климатические, топографические, инженерно-геологические,гидрогеологические и другие условия района строительства.

При этом выбранный вариантпроектного решения должен обеспечивать:

комплексность конструктивныхрешений земляного полотна, дорожной одежды, систем водоотвода поверхностных игрунтовых вод, агротехнических мероприятий;

прочность, устойчивость идолговечность земляного полотна, дорожной одежды и других дорожных сооружений;

экономное расходованиеметалла и вяжущих материалов;

широкое использованиеместных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктовпроизводства;

сохранность перевозимыхгрузов;

рациональное использованиесельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов и других природных ресурсов;

сохранение окружающейприродной среды;

возможность механизации ииндустриализации строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительностистроительства;

оптимальные эксплуатационныекачества дорог и их отдельных элементов;

минимально необходимыеединовременные капитальные вложения на строительство внутрихозяйственных дорогс учетом стадийного их сооружений и усиления;

минимальные суммарныеприведенные затраты, учитывающие: стоимость строительства; затраты на ремонт исодержание дорог; размер ликвидируемых прямых и косвенных потерь сельскогохозяйства: снижение транспортных расходов, экономию горюче-смазочныхматериалов; улучшение социально-бытовых и производственных условий сельскогонаселения и другие показатели.

1.8. Очередность и срокистроительства или реконструкции внутрихозяйственных дорог в составе проекта следуетпредусматривать в увязке с генеральными схемами развития этих дорог, исходя извозможности и целесообразности сооружения отдельных дорог или их участков иэлементов в целях обеспечения на первой стадии нормальной деятельностисельскохозяйственного предприятия или организации. При этом в первую очередьнадлежит обеспечивать транспортную связь центральной усадьбы с бригадами иотделениями, животноводческими комплексами, птицефабриками, фермами и другимиважными объектами, а также предусматривать сооружение (реконструкцию) участковдорог, являющихся трудно проезжаемыми, с устройством необходимых водопропускныхсооружений.

На первой стадии допускаетсяпредусматривать покрытия менее капитальных видов (чем установленные для дорогиданной категории) при условии обеспечения их нормальной работы до плановогокапитального ремонта, а для дорог с двухполосной проезжай частьюпредусматривать устройство дорожной одежды для одной полосы движения (сасимметричным ее размещением); при этом земляное полотно должно быть возведенона всю ширину, установленную для двухполосной проезжей части.

При стадийном строительстведорог проектно-сметная документация должна разрабатываться одновременно на всестадии.

1.9. Мосты, путепроводы,водопропускные трубы следует проектировать в соответствии с главой СНиПII-Д.7-62*, а расчет их конструктивных элементов производить по СН 200-62 и СН365-67.

При выборе типаводопропускного сооружения предпочтение следует отдавать трубам. Притехнико-экономическом обосновании допускается устройство затопляемых подходов снезатопляемыми или затопляемыми мостами, переливных лотковых сооружений,бродов, фильтрующих насыпей, дюкеров, а также паромных и ледовых переправ.

При возведении насыпей черезглубокие лога в проектах следует рассматривать (для нужд сельского хозяйства)целесообразность устройства водоемов с применением водоподпорных сооружений.

1.10. Дороги, соединяющиецентральные усадьбы с автомобильными дорогами общего пользования, следуетпроектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72.

Проектирование дорог(проездов, подъездов), располагаемых на территории предприятий (баз) длятехнического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственных машин итранспортных средств; складов общего назначения; промышленных предприятий попереработке сельскохозяйственной продукции; карьеров местных строительныхматериалов; предприятий по изготовлению строительных конструкций, изделий идеталей; энергетических и других объектов промышленного назначения, включаемыхв состав агропромышленного объединения, должно осуществляться в соответствии сглавой СНиП II-Д.5-72.

При проектировании участковвнутрипоселковых дорог, располагаемых в пределах селитебной территориицентральных усадеб и других сельских населенных пунктов, в том числе в зонеперспективной их застройки, должны соблюдаться требования главы СНиП II-60-75*.

1.11. Проекты вновьстроящихся и реконструируемых внутрихозяйственных дорог и их отдельныхэлементов должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности иорганизации движения, включая схемы расстановки дорожных знаков и указателей, втом числе разрешающих или запрещающих знаков для проезда гусеничных тракторовили широкогабаритных сельскохозяйственных машин на дорогах I-с и II-скатегорий, указателей для ориентирования водителей о наличии площадок дляразъезда, а также схемы установки ограждений и рекомендации по разметкепроезжей части.

Проекты дорог I-с и II-скатегорий подлежат согласованию с органами Госавтоинспекции МВД СССР.

2. Основныетехнические нормы, параметры и показатели

Расчетные скорости

2.1. Расчетные скоростидвижения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного ипоперечных профилей внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл. 2.

Таблица 2

Категория дорог

Расчетные скорости движения, км/ч

основные

допускаемые на участках дорог

трудных

особо трудных

I-с

70

60

40

II-с

60

40

30

III-с

40

30

20

Примечание. К трудным участкам дорог относятся участки, располагаемые в сложных топографических, геологических, планировочных условиях, когда применение основных норм связано со значительным увеличением объема и стоимости строительных работ, со сносом или переустройством существующих зданий и сооружений, с занятием ценных сельскохозяйственных земель.

К особо трудным участкам дорог относятся участки, располагаемые в особо сложных топографических, геологических, планировочных условиях, которые исключают применение основных или допускаемых для трудных участков норм.

План и продольный профиль

2.2.Параметры плана и продольного профиля дорог I-с и II-с категорий следуетпринимать:

продольныеуклоны............................................. до40

расстояниевидимости:

поверхности дороги.......................................... неменее 175 м

встречного автомобиля..................................... неменее 350 м

радиусы кривых в плане................................... неменее 1500 м

радиусы кривых в продольномпрофиле:

выпуклых.......................................................... неменее 5000 м

вогнутых........................................................... неменее 2500 м

В случаях когда по местнымусловиям для дорог I-c и II-с категории не представляется возможным илиэкономически целесообразным применить указанные параметры, допускаетсяиспользовать нормы, приведенные в табл. 3, которые следует применять также для дорогIII-с категории.

Таблица 3

Параметры плана и продольного профиля

Значения параметров при расчетной скорости движения, км/ч

70

60

40

30

20

Наибольший продольный уклон,

60

70

80

90

90

Расчетное расстояние видимости, м:

 

 

 

 

 

поверхности дороги

100

75

50

40

25

встречного автомобиля

200

150

100

80

50

Наименьшие радиусы кривых, м:

 

 

 

 

 

в плане

200

150

80

80

80

в продольном профиле:

 

 

 

 

 

выпуклых

4000

2500

1000

600

400

вогнутых

2500

2000

1000

600

400

вогнутых в трудных условиях

800

600

300

200

100

Примечание. В местах с длительными периодами гололеда продольные уклоны должны быть уменьшены на 20.

2.3. Длявнутрихозяйственных дорог, располагаемых на трудных участках пересеченнойместности наибольший продольный уклон по сравнению с табл. 3 допускается увеличивать на20,на особо трудных участках на 30, а радиусы кривых в плане уменьшать до 15 м- для движения одиночных транспортных средств, до 30 м - для движенияавтопоездов с одним полуприцепом, с одним или двумя прицепами, а также сдлинномерными грузами, до 50 м - для движения автопоездов с полуприцепом иприцепом или с тремя прицепами, если эти мероприятия снижают площадь занимаемыхземель.

При расчете на массовоедвижение автопоездов (более 25% в общем составе движения) наибольший продольныйуклон следует принимать не более 70.

2.4. Переходные кривые следуетпредусматривать для дорог I-с и II-с категорий при радиусах кривых в планеменее 500 м, а для дорог III-с категории при радиусах менее 300 м. Наименьшиедлины переходных кривых следует принимать по табл. 4.

Таблица 4

Элементы кривой в плане

Значения элементов кривой в плане, м.

Радиус

15

30

60

80

100

150

200

250

300

400

500

Длина переходной кривой

20

30

40

45

50

60

70

80

70

60

50

2.5. Смежные элементыпродольного профиля при алгебраической разности уклонов 10и более для дорог I-с и II-с категорий и 20 и более для дорогIII-с категории следует сопрягать кривыми, радиус которых надлежит принимать всоответствии с п.2.2.

Смежные кривые в продольномпрофиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямыхвставок.

2.6. При радиусах кривых вплане менее 60 м необходимо предусматривать смягчение наибольшего продольногоуклона по 5на каждые 5 м уменьшения радиуса кривой.

2.7. Во всех случаях, когда поместным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей илиживотных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы нарасстоянии не менее 8 м от кромки проезжей части, предусматривая принеобходимости (в полосе с посевами высокорослых культур и плодово-ягодныхнасаждений) установку дополнительных дорожных знаков, ограничивающих скоростьдвижения транспортных средств.

Поперечный профиль

2.8. Основные параметрыпоперечного профиля земляного полотна и проезжей части внутрихозяйственныхдорог следует принимать по табл. 5.

Таблица 5

Параметры поперечного профиля

Значения параметров для дорог категорий

I-c

II-c

III-c

Число полос движения

2

1

1

Ширина, м:

 

 

 

полосы движения

3

-

-

проезжей части

6

4,5

3,5

земляного полотна

10

8

6,5

обочины

2

1,75

1,5

укрепления обочин

0,5

0,75

0,5

Для дорог II-c категории приотсутствии или нерегулярном движении автопоездов допускается ширину проезжейчасти принимать 3,5 м, а ширину обочин - 2,25 м (в том числе укрепленных - 1,25м).

На участках дорог, гдетребуется установка ограждений барьерного типа, при регулярном движении широкогабаритныхсельскохозяйственных машин (шириной свыше 5 м) ширина земляного полотна должнабыть увеличена (за счет уширения обочин) в соответствии с п. 6.8.

2.9. Ширину земляногополотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускаетсяпринимать: 8 м - для дорог I-c категории, 7 м - II-с категории, 5,5 м - III-cкатегории.

Примечание.К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и другиемелиорированные земли, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями ивиноградниками, а также участки с высоким естественным плодородием почв идругие, приравниваемые к ним, земельные угодья.

2.10. На дорогах II-скатегории допускается устройство колейных конструкций с шириной колесопровода 1м, расстоянием между колесопроводами 0,9 м и шириной земляного полотна 5 м.Обочины и пространство между колесопроводами должны быть укреплены на полнуюширину. Площадки для разъезда транспортных средств и сельскохозяйственных машинследует предусматривать согласно пп. 2.13 и 2.14.

2.11.Для дорог I-c и II-с категорий при радиусах кривых в плане 1000 м и менеенеобходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны кривойза счет обочин согласно табл. 6, при этом ширина обочин после уширения проезжей части должна быть неменее 1 м.

Таблица 6

Радиус кривой в плане, м

Уширение проезжей части, м, для движения

одиночных транспортных средств (l < 8 м)

автопоездов

с полуприцепом; с одним или двумя прицепами

(8 м £ l £ 13 м)

с полуприцепом и одним прицепом; с тремя прицепами (13 м £ l £ 23 м)

1000

-    -

-    -

0,4 -

800

-    -

0,4 -

0,5 -

600

0,4 -

0,4 -

0,6 -

500

0,4 -

0,5 -

0,7 -

400

0,5 -

0,6 -

0,9 -

300

0,6 -

0,7 -

1,3 (0,4)

200

0,8 -

0,9 -

1,7 (0,7)

150

0,9 -

1   -

2,5 (1,5)

100

1,1 -

1,3 (0,4)

3   (2)

80

1,2     (0,4)

1,5 (0,5)

3,5 (2,5)

60

1,6     (0,6)

1,8 (0,8)

-    -

50

1,8     (0,8)

2,2 (1,2)

-    -

40

2,2     (1,2)

2,7 (1,7)

-    -

30

2,6     (1,6)

3,5 (2,5)

-    -

15

3,5     (2,5)

-    -

-    -

Примечания: 1. l - расстояние от переднего бампера до задней оси автомобиля, полуприцепа или прицепа.

2. В скобках приведены уширения для дорог II-c категории с шириной проезжей части 4,5 м.

3. При движении автопоездов с числом прицепов и полуприцепов, а также расстоянием l, отличными от приведенных в таблице, требуемое уширение проезжей части надлежит определять расчетом.

Для дорог III-с категориивеличину уширения проезжей части, установленную в табл. 6, надлежит уменьшатьвдвое.

При недостаточной ширинеобочин для размещения уширенной проезжей части следует предусматриватьсоответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части должно бытьвыполнено в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии - на прямомучастке, примыкающем к кривой, длиной не менее 15 м.

2.12. Целесообразностьприменения кривых малых радиусов с уширением проезжей части следуетобосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых вплане, при которых величина уширения снижается.

2.13.На внутрихозяйственных дорогах, по которым предполагается регулярное движениеширокогабаритных сельскохозяйственных машин и транспортных средств, следуетпредусматривать устройство площадок для разъезда с покрытием, аналогичнымпринятому для данной дороги, за счет уширения одной обочины и соответственноземляного полотна.

Расстояние между площадкаминадлежит принимать равным расстоянию видимости встречного транспортногосредства, но не менее 0,5 км. При этом площадки должны, как правило,совмещаться с местами съездов на поля.

2.14. Ширину площадок дляразъезда по верху земляного полотна следует принимать 8, 10 и 13 м при предполагаемом движении сельскохозяйственныхмашин и транспортных средств шириной соответственно до 3 м, свыше 3 до 6 м исвыше 6 до 8 м, а длину - в зависимости от длины машин и транспортных средств(включая автопоезда), но не менее 15 м. Участки перехода от однополоснойпроезжей части к площадке для разъезда должны быть длиной не менее 15 м, а длядвухполосной проезжей части - не менее 10 м.

2.15. В случаях когдавывозку урожая с полей, завоз удобрений и посевного материала на полянамечается выполнять автопоездами или тракторными поездами с развозкой на поляи обратной вывозкой прицепов к дороге в одиночку, в местах примыканиявспомогательных полевых дорог к дорогам других категорий на последних должныпредусматриваться специальные площадки за счет уширения их проезжей части неменее чем на 3,5 м длиной, равной длине автопоезда, но не менее 15 м.

2.16. Проезжую часть следуетпринимать с двухскатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог ина кривых в плане радиусом более 600 м для дорог I-с категории, более 400 м -II-с категории и более 300 м - III-с категории.

На кривых участках дорог вплане с меньшими радиусами следует предусматривать устройство виражей(односкатных поперечных профилей с уклоном к центру кривой).

На прямых участках и кривыхв плане радиусом более 400 м дорог II-с категории с монолитным цементобетоннымпокрытием допускается устраивать проезжую часть с односкатным поперечнымпрофилем.

2.17.Поперечные уклоны проезжей части при двухскатном поперечном профиле следуетназначать в зависимости от типа дорожной одежды по табл. 7.

Таблица 7

Типы дорожных одежд

Поперечный уклон проезжей части,

Капитальные с покрытием:

 

асфальтобетонным и цементобетонным

15-20

остальных видов

20-25

Облегченные

25-30

Переходные

30-35

Низшие

35-40

2.18.Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле следует принимать на 10-20более поперечных уклонов проезжей части.

2.19. Поперечные уклоныпроезжей части на виражах следует принимать по табл. 8. При этом уклоны виражадолжны быть не менее поперечного уклона проезжей части на прямых участках.

Таблица 8

Скорость движения, км/ч

Поперечный уклон проезжей части на виражах, , при радиусах кривых в плане, м

 

400

300

250

200

150

100

50 и менее

70

20

25

30

40

50 (40)

60 (40)

60 (40)

60

-

20

25

30

40

50 (40)

60 (40)

40 и менее

-

-

20

25

30

40

60 (40)

Примечание.Значения поперечных уклонов на виражах, указанные в скобках, принимаются длядорог, располагаемых в районах с длительными периодами гололеда.

2.20. Переход отдвухскатного (односкатного) поперечного профиля проезжей части дороги на прямыхучастках к односкатному на виражах следует осуществлять на протяжениипереходной кривой, а при ее отсутствии - на прилегающем к кривой прямомучастке.

2.21. Поперечный уклонобочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дорог.Переход от принятого уклона обочин на прямых участках дороги и уклону проезжейчасти на виражах следует производить на протяжении не менее 10 м от началаотгона виража.

Внутриплощадочные дороги

2.22. Расположениеавтомобильных дорог (проездов, подъездов) на территории сельскохозяйственногообъекта следует принимать согласно главе СНиП II-97-76.

2.23. Внутриплощадочныедороги следует проектировать по прямоугольной замкнутой (кольцевой), тупиковойили смешанной схемам. На крупных сельскохозяйственных производственныхкомплексах предпочтение следует отдавать схемам дорог с кольцевым движениемтранспортных средств.

При устройстве тупиковыхдорог должны быть предусмотрены в конце тупика площадки для разворотатранспортных средств, размеры которых следует принимать в зависимости отгабаритов транспортных средств и перевозимых грузов, но не менее указанных в п. 6.5.

2.24. Радиусы кривых в планепо оси проезжей части следует принимать не менее 60 м без устройства виражей ипереходных кривых.

При намечаемом движенииавтомобилей и тракторов с полуприцепами, с одним или двумя прицепами радиускривой допускается уменьшать до 30 м, а при движении одиночных транспортныхсредств - до 15 м.

2.25. Уширение проезжейчасти двухполосной дороги на кривой в плане следует принимать согласно п. 2.11(табл. 6).Для однополосной дороги уширение, установленное в табл. 6, надлежит уменьшатьвдвое.

Радиусы кривых в плане покромке проезжей части и уширение проезжей части на кривых при въездах в здания,теплицы и т. п. должны определяться расчетом в зависимости от расчетного типаподвижного состава.

2.26. Поперечный профильвнутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектом планировки иблагоустройства территории сельскохозяйственного предприятия и во всех случаях,когда это возможно по архитектурно-планировочным условиям, санитарнымтребованиям и условиям водоотвода, принимать с обочинами без бортового камня.

При технико-экономическомобосновании и в случаях, обусловленных обеспечением безопасности проходаобслуживающего персонала, соблюдением санитарных требований и необходимостьюпроектирования закрытого водоотвода (ливневой канализации, закрытых лотков и т.п.), допускается устройство бортового камня и тротуара с одной стороны проезжейчасти и обочины - с другой или устройство бортового камня и тротуаров с двухсторон проезжей части.

2.27. Ширину проезжей частии обочин внутриплощадочных дорог следует принимать в зависимости от назначениядорог и организации движения транспортных средств по табл. 9.

Таблица 9

Параметры

Значение параметров, м, для дорог

производственных

вспомогательных

Ширина проезжей части при движении транспортных средств:

 

 

двухстороннем

6,0

-

одностороннем

4,5

3,5

Ширина обочины

1,0

0,75

Ширина укрепления обочины

0,5

0,5

Ширину проезжей частипроизводственных дорог допускается принимать:

3,5 м с обочинами,укрепленными на полную ширину, - в стесненных условиях существующей застройки;

3,5 м с обочинами,укрепленными согласно табл. 9, - при кольцевом движении, отсутствиивстречного движения и обгона транспортных средств;

4,5 м с одной укрепленнойобочиной шириной 1,5 м и бортовым камнем с другой стороны - при возможностивстречного движения или обгона транспортных средств и необходимости устройстваодностороннего тротуара.

Примечание.Проезжую часть дорог со стороны каждого бортового камня следует дополнительноуширять не менее чем на 0,5 м.

2.28. Поперечные уклоныпроезжей части и обочин на внутриплощадочных дорогах следует принимать всоответствии с пп.2.17 и 2.18.

2.29. Продольные уклонывнутриплощадочных дорог следует назначать в увязке с проектом вертикальнойпланировки прилегающей к дороге территории предприятия и принимать, какправило, не менее 5 и не более 30. Для дорог,располагаемых в трудных условиях рельефа местности (крутые уклоны, террасноерешение вертикальной планировки), при соответствующем обосновании допускаетсяувеличивать продольный уклон до 60, а в особо трудных условиях - до 90.

2.30. Смежные элементыпродольного профиля при алгебраической разности уклонов 15и более для производственных дорог и 20 и более длявспомогательных дорог следует сопрягать кривыми радиусом не менее, м: выпуклых- 600, вогнутых - 200.

Смежные кривые в продольномпрофиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямыхвставок.

Внутрихозяйственные дороги для движениятранспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу

2.31. Внутрихозяйственныедороги для движения тракторов, тракторных поездов, сельскохозяйственных,строительных и других самоходных машин на гусеничном ходу (тракторные дороги)следует предусматривать:

на отдельном земляномполотне - при интенсивности движения в среднемесячные сутки наиболеенапряженного в году месяца более 10 единиц транспортных средств и самоходныхмашин на гусеничном ходу. Эти дороги должны располагаться рядом ссоответствующими внутрихозяйственными автомобильными дорогами и, как правило, сподветренной стороны в расчете на господствующие ветры в летний период;

на совмещенном земляномполотне с раздельными полосами движения для автомобилей и транспортных средств(и самоходных машин) на гусеничном ходу при нерегулярном (не более 10 единиц всутки) их движении, на подходах к водным преградам, требующих устройствамостов, на участках болот, при проложении дороги по ценным сельскохозяйственнымугодьям. Для движения гусеничных транспортных средств и машин в этих случаяхдопускается использовать одну из укрепленных обочин автомобильной дороги,ширина которой должна быть не менее 4,5 м.

2.32. Ширина полосы движенияи обособленного земляного полотна тракторной дороги должна устанавливаться, согласнотабл. 10,в зависимости от ширины колеи обращающегося подвижного состава.

Таблица 10

Ширина колеи транспортных средств, самоходных и прицепных машин, м

Ширина полосы движения, м

Ширина земляного полотна, м

2,7 и менее

3,5

4,5

Свыше 2,7 до 3,1

4

5

Свыше 3,1 до 3,6

4,5

5,5

Свыше 3,6 до 5

5,5

6,5

На тракторных дорогахдопускается (при необходимости) устройство площадок для разъезда, ширину и длинукоторых надлежит принимать согласно п. 2.14.

2.33. Тракторные дорогиследует проектировать, как правило, грунтовыми серповидного поперечного профиляв нулевых отметках или в насыпях в зависимости от грунтовых условий собеспечением водоотвода лотками (кюветами) треугольного поперечного сечения.

2.34. Продольные уклоныдорог, располагаемых на отдельном земляном полотне, надлежит принимать не болееуказанных в табл.11.

Таблица 11

Направление продольного уклона в грузовом направлении

Продольные уклоны,

наибольший

допускаемый для трудных участков

Подъем

40

80

Спуск

60

100

2.35. Элементы продольного профиляпри алгебраической разности смежных уклонов более 50 следуетсопрягать кривыми радиусом не менее 100 м и длиной не менее 20 м.

2.36. Для тракторных дорогпри затяжных продольных уклонах 60 и более через каждые 500 м следуетпредусматривать горизонтальные площадки или участки с уклоном не круче 20и длиной не менее 50 м.

2.37. Радиусы кривых в планедля тракторных дорог следует принимать не менее 100 м. Для трудных участковрадиусы кривых допускается уменьшать до 15 м при движении тракторных поездов содним или двумя прицепами и до 30 м - с тремя прицепами или при перевозкедлинномерных грузов.

2.38. При радиусах в планеменее 100 м следует предусматривать уширение земляного полотна с внутреннейстороны кривой согласно табл. 12.

Таблица 12

Трактор

Уширение земляного полотна, м, при радиусах кривых в плане, м

15

30

50

80

100

Без прицепа

1,5

0,55

0,35

0,2

-

С одним прицепом

2,5

1,1

0,65

0,4

0,25

С двумя прицепами

3,5

1,65

0,95

0,6

0,45

С тремя прицепами

-

2,15

1,3

0,8

0,65

3.Пересечения и примыкания

3.1. пересечениявнутрихозяйственных дорог всех категорий с автомобильными дорогами I категории общегопользования и внутрихозяйственных дорог I-с категории с дорогами II категорииобщего пользования при соответствующем технико-экономическом обоснованиинадлежит принимать в разных уровнях. Пересечения внутрихозяйственных дорог всехкатегорий с автомобильными дорогами других категорий общего пользования,подъездными автомобильными дорогами, а также пересечения внутрихозяйственныхдорог между собой следует предусматривать в одном уровне.

3.2. Пересечения между собойдорог I-с категории и примыкания к ним внутрихозяйственных дорог I-с - III-скатегорий должны предусматриваться, как правило, на прямых участкахпересекающихся или примыкающих дорог.

Примыканиявнутрихозяйственных дорог II-c и III-с категорий к дорогам II-с категории ипересечения их между собой допускается предусматривать в пределах кривых вплане 100 м при условии обеспечения расчетных расстояний видимости поверхностидороги; при этом примыкание с внутренней стороны кривой в плане к дорогам II-скатегории допускается в исключительных случаях*.

3.3. Пересечения ипримыкания следует выполнять под прямым углом или близким к нему. Вобоснованных случаях допускается уменьшение угла пересечения и примыкания до 45°,а для дорог III-с категории - до 30°.

Радиус кривых в плане припересечении дорог или примыкании следует принимать не менее установленного в п. 2.3.

3.4. Расчетные расстояниявидимости поверхности дороги в местах пересечений и примыканийвнутрихозяйственных дорог должны соответствовать установленным в п. 2.2.

3.5. Скотопрогоны припересечении ими дорог I-с и II-с категорий надлежит отводить под ближайшиеискусственные сооружения с соответствующим их обустройством (укрепление дна иподходов к сооружению, устройство направляющих ограждений и др.). Приотсутствии вблизи искусственных сооружений, удовлетворяющих требованиямскотопрогона, указанные пересечения следует предусматривать в одном уровне.

3.6. Пересечения ипримыкания внутрихозяйственных дорог в одном уровне, как правило, следуетрасполагать в небольших насыпях высотой до 0,8-1 м с откосами не круче1 : 3. Закладка боковых резервов в пределах пересечений и примыканийне допускается.

3.7. Продольные уклонывнутрихозяйственных дорог в пределах расстояния видимости поверхности дороги наподходах к пересечению или примыканию не должны превышать 40.

3.8. Съезды навспомогательные полевые дороги, необходимые для проведения сезонных сельскохозяйственныхработ, должны иметь дорожные покрытия видов, принятых на дороге, к которойпримыкает съезд (но не прочнее усовершенствованного покрытия дорожной одеждыоблегченного типа), на протяжении не менее 25 м при движении одиночныхавтомобилей и сельскохозяйственных машин и 50 м - при движении автопоездов итракторов с прицепами. При глинистых и тяжелых суглинистых грунтах указанныерасстояния должны увеличиваться вдвое.

3.9. Пересечениявнутрихозяйственных дорог с железными дорогами в разных уровнях следуетпроектировать в случаях:

пересечения трех и болееглавных железнодорожных путей;

скоростей движения поездовна пересекаемом участке железной дороги более 120 км/ч;

пересечения железных дорог,проложенных в глубоких выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормывидимости согласно п. 3.10.

3.10.На неохраняемых пересечениях внутрихозяйственных дорог с железнодорожнымипутями в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водительавтомобиля (сельскохозяйственной машины), находящегося от переезда нарасстоянии, равном расчетному расстоянию видимости поверхности дороги (согласноп. 2.2), должен видетьприближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м от переезда, а машинистприближающегося поезда должен видеть середину переезда на расстоянии не менеечем за 1000 м.

При пересечении подъездныхжелезнодорожных путей предприятий указанные расстояния видимости допускаетсяпонижать по согласованию с министерством или ведомством, в ведении которыхнаходятся пути соответственно до 200 м и 600 м.

3.11. Переезды следуетрасполагать, как правило, на прямых участках железных и внутрихозяйственныхдорог под углом не менее 60°.

3.12. Пересечениявнутрихозяйственной дороги с железнодорожными путями в одном уровне должны бытьоборудованы устройствами в соответствии с типовыми проектами переездов исогласованы с министерством или ведомством, в ведении которых находятсяжелезнодорожные пути.

3.13. Ширину проезжей частивнутрихозяйственной дороги на пересечении с железной дорогой в одном уровнеследует принимать в зависимости от ширины транспортных средств, но не менее 6 мна расстоянии 50 м в обе стороны от переезда с продольным уклоном не более 30.

3.14. Вертикальноерасстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до верхапроезжей части в местах пересечений с внутрихозяйственными дорогами всехкатегорий должно быть не менее 5,5 м (в теплое время года) для проездатранспортных средств (с учетом грузов) и сельскохозяйственных машин высотой до4 м и не менее 6,5 м для проезда транспортных средств и сельскохозяйственныхмашин высотой более 4 м.

3.15. Возвышение проводовнад верхом проезжей части внутрихозяйственных дорог при пересечении с линиямиэлектропередач должно быть не менее, м:

7   - при напряжении до 110 кВ

7,5     - при напряжении до 150 кВ

8   - при напряжении до 220 кВ

8,5     - при напряжении до 330 кВ

9   - при напряжении до 500 кВ

При движении транспортныхсредств, нагружаемых на высоту более 4 м, или при необходимости пропускасельскохозяйственных машин высотой более 4 м возвышение проводов над верхомпроезжей части следует принимать по согласованию с соответствующим районнымэнергетическим управлением.

3.16. Расстояние от бровкиземляного полотна до опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а такжевысоковольтных линий электропередач следует принимать не менее высоты опор,увеличенной на 5 м.

В особо стесненных условияхопоры воздушных линий электропередач, а также телефонных и телеграфных линийдопускается располагать на меньшем удалении от дорог, при этом расстояние отопор до наружной бровки выемки, боковой водоотводной канавы или до подошвынасыпи должно быть не менее, м:

1,5     - при напряжении до 20 кВ

2,5     - при напряжении от 35 до 220 кВ

5   - при напряжении свыше 220 кВ

4. Земляноеполотно и водоотвод

4.1. Земляное полотновнутрихозяйственных дорог следует проектировать, исходя из условий сохранностигеометрической формы, обеспечения необходимой прочности и устойчивости дорожнойодежды и элементов земляного полотна независимо от погодных условий и временигода и максимального сохранения (или улучшения) естественных почвенно-грунтовыхусловий прилегающих земельных участков, а также с учетом деления территорииСССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с обязательным прил. 1 итипов местности по характеру поверхностного стока и признакам увлажнения всоответствии с обязательным прил. 2.

4.2.Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых и поверхностныхвод, а также над уровнем поверхности земли на участках с необеспеченнымповерхностным стоком следует принимать, как правило, не менее установленного в табл. 13.

Таблица 13

Грунты земляного полотна

Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых или поверхностных вод, м. для дорог, располагаемых в пределах дорожно-климатических зон

II

III

IV

V

Песок крупный, галечниковый (щебенистый), гравийный (дресвяный) и другие грунты, обеспечивающие устойчивость

во влажном состоянии

Не нормируется

Песок средний и мелкий, супесь легкая крупная

0,7

0,5

0,6

0,4

0,5

0,3

0,4

0,2

Песок пылеватый, супесь легкая

1,2

0,6

0,8

0,5

0,8

0,4

0,7

0,3

Супесь пылеватая и тяжелая пылеватая; суглинок легкий, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый

1,9

0,8

1,7

0,6

1,4

0,5

1,3

0,4

Суглинок тяжелый, глины

1,9

0,7

1,4

0,6

1,1

0,4

1

0,4

Примечания: 1. Над чертой приведены значения возвышений низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно (более 20 сут) стоящих поверхностных вод, под чертой - над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 20 сут) стоящих поверхностных вод.

2. Низ дорожной одежды принимается на уровне последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность.

3. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать максимальный осенний уровень, а в западных районах II и III дорожно-климатических зон - наивысший возможный уровень. При отсутствии необходимых данных расчетный уровень грунтовых вод следует определять по верхней линии оглеения грунтов.

Возвышение низа дорожнойодежды допускается снижать по сравнению с нормами табл. 13 в следующих случаях:

при устройстве морозозащитныхслоев - на основании расчетов конструкции дорожной одежды;

для дорог II-c и III-скатегорий с переходными типами покрытий - на основе опыта эксплуатации дорог врайоне строительства, но не более чем в 1,5 раза;

для участков дорог,увлажняемых поверхностными водами, при крутизне откосов насыпей положе 1:1,5или при устройстве берм - на основании специальных расчетов.

4.3. Земляное полотновнутрихозяйственных дорог, располагаемых во II и III дорожно-климатическихзонах, следует предусматривать преимущественно из дренирующих грунтов.

4.4. При проектированиивнутрихозяйственных дорог, когда по архитектурно-планировочным,санитарно-гигиеническим и другим условиям выполнение требований п. 4.2технико-экономически нецелесообразно, следует предусматривать специальныемероприятия по регулированию водно-теплового режима (устройство дренажей дляпонижения уровня грунтовых вод или их перехвата, ливневой канализации,капилляропрерывающих или гидроизолирующих прослоек, теплоизоляционных слоев ит. д.), а также по укреплению грунтовых оснований различными методами(повышение плотности грунтов, укрепление их вяжущими, гидрофобнымиматериалами).

4.5. Бровка земляногополотна на пересечении водотоков должна возвышаться над расчетным горизонтомводы с учетом подпора не менее чем на 0,5 м для мостов и труб при безнапорномрежиме их работы и не менее чем на 1 м - для труб при напорном и полунапорномрежимах.

4.6.Для участков дорог I-с и II-с категорий с обеспеченным поверхностным стоком илипониженным уровнем грунтовых вод возвышение бровки насыпи над расчетным уровнемснегового покрова (при расчетной вероятности превышения 5 %) с учетомснегозадержания, осуществляемого на прилегающих земельных угодьях, следуетпринимать не менее 0,5 м, а выемки глубиной до 1 м раскрывать или разделыватьпод насыпь с последующим приведением уположенных откосов в состояние, пригодноедля использования в сельском хозяйстве.

Земляное полотно для дорог,располагаемых на ценных земельных угодьях, а также для основных полевых дорогдопускается проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщиныснегового покрова.

4.7. Земляное полотновнутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектами вертикальнойпланировки, водоотвода и принятыми типами поперечных профилей. Земляноеполотно, возводимое на участках с избыточным увлажнением поверхностными илигрунтовыми водами, допускается проектировать в насыпях высотой 0,3-0,6 м, еслиэто решение не противоречит условиям вертикальной планировки и благоустройства.

4.8. Возведение насыпей наорошаемых, осушенных, занятых многолетними плодовыми насаждениями и другихценных земельных угодьях следует предусматривать из сосредоточенных резервов икарьеров, а также боковых притрассовых резервов, размещаемых на непригодных дляиспользования в сельскохозяйственном производстве землях.

Размещение резервов наценных сельскохозяйственных угодьях не допускается.

Устройство боковых резервовглубиной не более 1 м на земельных участках, пригодных для сельскохозяйственногопроизводства, допускается в исключительных случаях при условии, что эти участкипо окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное дляиспользования в сельском хозяйстве.

4.9. Наименьший коэффициентуплотнения грунта (отношение наименьшей требуемой плотности грунта кмаксимальной при стандартном уплотнении) следует принимать в соответствии снормами уплотнения грунтов для дорог общего пользования.

Для низких насыпей следуетпредусматривать уплотнение грунтов земляного полотна и естественного основаниядо значений коэффициента уплотнения не ниже 1,01 на глубину 1 м, считая отповерхности покрытия (в районах IV и V дорожно-климатических зон, а также научастках I типа местности по характеру увлажнения во II и III зонах).

4.10. Крутизну откосовнасыпей и выемок следует назначать с учетом обеспечения устойчивости земляногополотна и условий незаносимости дороги снегом. При этом наибольшая крутизнаоткосов не должна превышать значений, установленных в табл. 14.

Таблица 14

Грунты

Крутизна откосов

насыпи

выемки

Крупнообломочные (валунные, галечниковые, щебенистые, гравийные, дресвяные)

1:1,5

1:1-1:1,5

Песок гравелистый, крупный и средней крупности

1:1,5

1:1,5

Песок мелкий и пылеватый; глинистые однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции

1:1,5

(1:1,75)

1:1,5

Лёссовые грунты:

 

 

в районах с засушливым климатом

1:1,5

(1:1,75)

1:0,1-1:0,5

вне районов с засушливым климатом

1:1,5

(1:1,75)

1:0,5

Примечание. В скобках приведена крутизна откосов в нижней части насыпи высотой более 6 м.

Крутизну откосов насыпейдопускается принимать:

1:3 - при высоте насыпей до 1м, возводимой из местных грунтов (при дальности их перевозки до 0,5 км);

1:1,5 - при высоте насыпейдо 1 м, возводимой на ценных сельскохозяйственных угодьях, а также прииспользовании для возведения насыпей (независимо от их высоты) отходовгорно-рудного, металлургического и другого промышленного производства.

4.11. Откосы насыпей, выемоки водоотводных земляных сооружений и устройств должны быть укреплены сиспользованием, как правило, местных материалов. Тип укрепления следуетназначать в зависимости от физико-механических свойств грунтов, слагающихоткосы, интенсивности воздействия природных факторов, гидрологического режимаподтопления, высоты насыпи и глубины выемки.

4.12. Отвод поверхностныхвод, поступающих к земляному полотну, следует предусматривать продольнымиканавами или резервами от насыпей, нагорными канавами и кюветами от выемок.

Боковые водоотводные канавынеобходимо устраивать при высоте насыпи до 0,5 м. При явно выраженном уклонеместности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только сверховой стороны, водоотводные канавы следует предусматривать только с нагорнойстороны.

На косогорных участках, еслиимеется опасность размыва или оползания откосов земляного полотна, следуетпредусматривать нагорные канавы, а в случае водоносного слоя - перехватывающиедренажи с трубчатой дреной.

Крутизну откосовводоотводных устройств надлежит принимать 1:1,5.

Дну резервов долженпридаваться поперечный уклон 20 в сторону от дороги.

4.13. Продольный уклонводоотводных и нагорных канав, кюветов, боковых резервов должен быть не менее 5в сторону ближайшего водопропускного сооружения или пониженного места, а вособо трудных условиях рельефа (на болотах, речных поймах и в других случаяхмалого естественного уклона местности) - 3.

Продольный уклонводоотводных устройств не должен превышать 30 в глинистых исуглинистых грунтах, 20 - в песчаных, супесчаных и лессовых грунтах.При больших продольных уклонах откосы и дно канав следует (на основегидравлического расчета) укреплять посевом многолетних трав, задернением,обработкой грунта вяжущими материалами и другими методами, а при необходимостипредусматривать перепады и быстротоки.

4.14. Продольные уклонылотков проезжей части внутриплощадочных дорог с бортовым камнем дляусовершенствованных покрытий должны быть не менее 5, а висключительных случаях - не менее 4. В трудных условияхводоотвода допускается применять пилообразный продольный профиль с обеспечениемотвода воды из пониженных мест лотка.

4.15. Размеры поперечногосечения кюветов, нагорных и водоотводных канав следует определять на основегидравлических расчетов при вероятности превышения расчетного расхода воды 5 %для дорог I-с и II-с категорий.

Бровка канавы должнавозвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды, соответствующим расходууказанной вероятности превышения.

4.16. Отвод поверхностныхвод от земляного полотна полевых дорог III-с категории следует предусматриватьбоковыми канавами (кюветами) треугольной формы глубиной от 0,3 до 0,5 м икрутизной откосов с полевой стороны 1:1 или 1:1,5 в зависимости от технологииих нарезки и укрепляться, как правило, посевом трав.

4.17. Конструкцию земляногополотна, возводимого на слабых грунтах (водонасыщенных глинистых,заторфованных, торфах, илах, сапропелях и др.), на просадочных разновидностяхгрунтов, следует назначать с учетом осадки (просадки) грунтов основания,происходящей при производстве земляных работ, а также в процессе дальнейшейконсолидации грунтов основания в период эксплуатации.

4.18. Конструкцию земляного полотна,возводимого в сложных природных условиях (на засоленных грунтах, на поймах реки болотах, в районах распространения подвижных песков, оползней, на орошаемых иосушенных землях), а также при необходимости применения сложных конструкций,когда устойчивость и прочность земляного полотна должны быть проверенырасчетом, необходимо проектировать индивидуально, используя действующиенормативные документы и опыт проектирования и строительства земляного полотна вподобных районах.

5. Дорожныеодежды

5.1. Для внутрихозяйственныхдорог в зависимости от их категории должны применяться типы дорожных одежд,указанные в табл.15, и соответствующие им основные виды покрытий, материалы и способыих укладки, указанные в табл. 16.

Таблица 15

Категория дорог

Типы дорожных одежд

I-с

Капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием

II-с

Капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием; переходные

III-с

Переходные; низшие

Таблица 16

Дорожные одежды

Основные виды покрытий, материалы и способы их укладки

Капитальные

Жесткие покрытия:

 

цементобетонные монолитные двухслойные или однослойные, железобетонные или цементобетонные сборные

 

Нежесткие покрытия:

 

асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в горячем состоянии

 

асфальтобетонные однослойные из смесей I-III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в горячем состоянии

Облегченные

Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей II-III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в теплом состоянии

 

Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей I-II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладываемых в холодном состоянии

 

Асфальтобетонные однослойные из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в теплом состоянии

 

Асфальтобетонные однослойные из смесей I и II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладываемых в холодном состоянии

 

Из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в установке

 

Из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в установке или методом пропитки с поверхностной обработкой

 

Из щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге

 

Из крупнообломочных (до 40 мм) или песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом в установке с поверхностной обработкой

Переходные

Из фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки

 

Из подобранного щебеночного или гравийного материала

 

Из местных каменных материалов и песчаных грунтов, обработанных органическими и минеральными вяжущими с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ)

Низшие

Из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами)

 

Из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированными доменными шлаками, активными золами уноса и т. д.)

При соответствующем технико-экономическомобосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий взависимости от наличия и физико-механических свойств местныхдорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства, атакже с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильныхдорог в данном районе.

5.2. Дорожные одеждывнутриплощадочных производственных дорог следует проектировать капитального илиоблегченного типов, а вспомогательных дорог - облегченного или переходного типовв зависимости от технологических и санитарных условий, степени воздействияагрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, отнеобходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжейчасти от грязи, а также в зависимости от других местных условий.

5.3. В качестве верхнихслоев оснований под усовершенствованные покрытия надлежит использовать:цементобетон ("тощий") пониженных марок; каменные материалы (щебень,гравий, песчано-гравийная смесь), различные грунты, отходы промышленности(гранулированные доменные шлаки, золошлаковые смеси, отходы углеобогащения,фосфоритные "хвосты", отходы от дробления каменных пород),укрепляемые минеральными и органическими вяжущими материалами или отходамипромышленности, обладающими вяжущими свойствами (молотый гранулированныйдоменный шлак, молотый нефелиновый шлам, активные золы уноса сухого отбора,пиритные огарки, цементная пыль, нефтяные гудроны и др.); щебень или шлак,укладываемые способом заклинки с тщательным уплотнением.

Нижние слои дорожной одежды(основания, дополнительные слои оснований, выполняющие функции выравнивающих,дренирующих, морозозащитных, противозаиливающих слоев, а при многослойныхпокрытиях и нижние слои покрытий), а также покрытия укрепляемых частей обочинследует предусматривать, как правило, из местных материалов и отходовпромышленности, при необходимости укрепляемых вяжущими материалами.

Конструктивные решения слоевоснований надлежит принимать, используя типовые проектные решения дорожныходежд, а также СН-25-74.

5.4. Выбор конкретного типадорожной одежды и определения параметров ее конструктивных слоев следуетпроизводить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентныхвариантов в соответствии с п. 1.7, учитывая санитарные требования, требованияк ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите отвоздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т. п.). Приэтом тип дорожной одежды (включая покрытие) внутрихозяйственных дорог не долженбыть более капитальным, чем тип дорожной одежды автомобильных дорог общегопользования, к которым примыкают внутрихозяйственные дороги, назначенный наперспективный период.

Перед выбором вариантадорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев необходимов первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальнойпрочности и устойчивости земляного полотна, предусматривая:

необходимое возвышениенасыпи над уровнем грунтовых или поверхностных вод:

надежный отвод поверхностныхвод, поступающих к земляному полотну, а также конструктивные мероприятия поотводу воды из-под проезжей части;

возведение насыпи изустойчивых грунтов и придание им наибольшей возможной плотности;

назначение соответствующейкрутизны откосов насыпей и выемок и укрепление их;

мероприятия по регулированиюводно-теплового режима (устройство дренажей для понижения уровня грунтовых водили их перехвата, капилляропрерывающих, теплоизолирующих, морозозащитных идругих слоев).

В результате сравнениятехнико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичныйвариант системы "земляное полотно - дорожная одежда".

5.5. Сборные покрытия изжелезобетонных плит допускается принимать для внутрихозяйственных дорог I-скатегории и внутриплощадочных производственных дорог в районах со сложнымиинженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями; где отсутствуютместные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочныхпокрытий другого вида; при реконструкции дорог на действующих животноводческихкомплексах, фермах и других объектах, на которых по условиям технологиисельскохозяйственного производства не допускается перерыв движения транспортныхсредств, а также в местах пересечений дорог I-с и II-с с категорий, гдепредполагается регулярный (более 10 единиц в сутки) проезд транспортных средстви сельскохозяйственных машин на гусеничном ходу.

5.6. Для внутрихозяйственныхдорог следует предусматривать применение наименьшего количества типов дорожныходежд, близких по прочности и технико-экономическим показателям, а также потехнологии строительства.

5.7. При выполнении расчетови конструирования дорожных одежд следует руководствоваться следующимизначениями проектных сроков их службы до капитального ремонта:

дорожные одежды капитальноготипа с покрытиями:

из цементобетона - не менее25 лет;

из асфальтобетона - не менее20 лет;

дорожные одежды облегченноготипа - не менее 15 лет;

дорожные одежды переходноготипа - не менее 6 лет.

5.8. Морозостойкость цементобетонадолжна быть не ниже указанной в табл. 17.

Таблица 17

Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодного месяца, °С

Морозостойкость цементобетона, не ниже

для однослойного и верхнего слоя двухслойного покрытия

для нижнего слоя двухслойного покрытия

От 0 до минус 5

Мрз 100

Мрз 50

Ниже минус 5 до минус 15

Мрз 150

Мрз 75

Ниже минус 15

Мрз 200

Мрз 100

Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается согласно СНиП 2.01.01-82 .

5.9. Общую толщину дорожной одеждыи ее отдельных конструктивных слоев следует определять расчетом в соответствиис ожидаемыми интенсивностью и составом движения, модулем упругости грунтаземляного полотна и повторностью воздействия подвижных нагрузок за периодслужбы покрытия, а также с учетом фактической влажности грунта в периоднаибольшего увлажнения земляного полотна.

Наименьшие толщиныконструктивных слоев дорожной одежды из разных материалов в уплотненномсостоянии приведены в табл. 18.

Таблица 18

Материалы конструктивных слоев дорожной одежды

Толщина, см

Цементобетон монолитный

16

Асфальтобетон, укладываемый в горячем и теплом состоянии:

 

однослойный

5

двухслойный

8

Асфальтобетон однослойный, укладываемый в холодном состоянии

4

Щебень или гравий, обработанные в установке или методами пропитки и смешения на дороге

8

Грунты и малопрочные каменные материалы, обработанные органическими и минеральными вяжущими

10

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими:

 

на песчаном основании

15

на прочном (каменном или из укрепленного грунта) основании:

 

для щебня

8

для гравия

10

При этом толщина конструктивногослоя должна быть во всех случаях не меньше чем 1,5 размера наиболее крупнойфракции применяемого в слое минерального материала.

5.10. В качестве расчетнойследует принимать нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН(10 тс). Остальные нагрузки надлежит приводить к расчетной.

5.11. Для предохранениядорожной одежды капитального и облегченного типов от недопустимого морозногопучения в качестве противопучинных мероприятий следует предусматривать:увеличение высоты насыпи или понижение уровня грунтовых вод, устранениеисточников увлажнения, устройство верхней части земляного полотна изнеподверженных пучению или слабопучинистых грунтов, устройство в основаниидорожной одежды специальных теплоизолирующих, гидроизолирующих,капилляропрерывающих и других слоев (прослоек).

5.12. Дренирующие слои восновании дорожной одежды следует предусматривать для земляного полотна,сложенного из глинистых и пылеватых грунтов, в следующих случаях:

при 3 типе местности похарактеру поверхностного стока и степени увлажнения - во всехдорожно-климатических зонах;

при 2 типе местности - во IIи III дорожно-климатических зонах.

5.13. Укрепленные частиобочин по своей прочности должны допускать систематические выезды транспортныхсредств на обочину без существенной ее деформации.

5.14. Тракторные дороги,располагаемые на отдельном земляном полотне, следует проектировать грунтовыми,укрепленными в пониженных местах местными каменными материалами и отходамипромышленного производства. Полоса движения, предназначенная для транспортныхсредств на гусеничном ходу и расположенная на совмещенном земляном полотне,должна быть укреплена местными материалами.

6. Дорожныеустройства и обстановка дорог

6.1. Автомобильные дорогиI-с и II-с категорий, на которых предусмотрено регулярное автобусное движение,должны обустраиваться остановочными и посадочными площадками в местахавтобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать 3 м, адлину - не менее 10 м для автобусов каждого направления. Ширину посадочныхплощадок с твердым покрытием следует принимать 2 м, а длину - 10 м. Посадочныеплощадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадоки ограждены от них бортовыми камнями.

6.2. Автобусные остановкиследует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в планене менее 400 м при продольных уклонах не более 40; при этомдолжны быть обеспечены нормы видимости в продольном профиле и плане,установленные для дорог соответствующих категорий.

6.3. Автобусные остановкиследует оборудовать павильонами для ожидания транспортных средств. На конечных,а также на промежуточных остановочных пунктах при интенсивности движения менее10 автобусов в сутки допускается устройство одного павильона для двухнаправлений.

6.4. Площадка для остановоки стоянок автотранспортных средств надлежит располагать у административных,общественных и торговых зданий, медицинских учреждений, перед въездами натерриторию производственных комплексов, ферм, складов и в других местах систематическихостановок автомобилей. Размеры площадок должны устанавливаться расчетом взависимости от типа и количества одновременно останавливающихся транспортныхсредств, продолжительности их стоянки и т. п.

Места стоянки транспортныхсредств должны размещаться за пределами проезжей части дорог в виде специальныхполос или площадок.

Продольные и поперечныеуклоны площадок следует принимать, как правило, не более 30,а у погрузочно-выгрузочных фронтов - не более 10.

6.5. В начальных(конечных) пунктах тупиковых внутрихозяйственных дорог, у проходныхсельскохозяйственных комплексов, ферм и в других обоснованных случаях дляразворота транспортных средств и сельскохозяйственных машин должныпредусматриваться площадки прямоугольной формы размером не менее 25´15 м или грушевидные и петлевые объезды - радиусом не менее 12 м.

Для крупногабаритныхсельскохозяйственных машин и большегрузных автопоездов указанные размерыплощадок должны быть увеличены до размеров, обеспечивающих разворот расчетныхтранспортных средств.

6.6. Форма и размерыдорожных знаков и указателей должны соответствовать ГОСТ 10807-78,конструкция опор для установки дорожных знаков - ГОСТ 25458-82и ГОСТ25459-82, форма, размеры, цвет и условия применения дорожной разметки - ГОСТ 13508-74 с изм., правилаприменения технических средств организации дорожного движения - ГОСТ 23457-79.

6.7. Ограждения барьерноготипа высотой не менее 0,8 м из железобетона, металла (в том числе из металлическихтросов) или дерева, предназначаемые для предотвращения аварийных съездовтранспортных средств и сельскохозяйственные машин с земляного полотна, следуетпредусматривать на участках дорог I-с и II-с категорий:

при высоте насыпи 3 м иболее на прямых участках и кривых в плане с радиусами 125 м и более;

с вогнутыми кривыми впродольном профиле, сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 70и более высоте насыпи 2,5 м и более;

с наружной стороны кривых вплане с радиусами менее 125 м при продольном уклоне:

до 60 при высотенасыпи 2,5 м и более;

свыше 60при высоте насыпи 2 м и более.

Дорожные ограждения должныустанавливаться также:

на подходах к мостам ипутепроводам на протяжении не менее 20 м (в том числе и в случае, когда поусловиям высоты насыпи устройство ограждений не требуется);

на участках дорог,располагаемых на косогорах с низовой стороны склона крутизной более 1:2,5, есливысота от бровки земляного полотна до подошвы склона равна или превышаетзначения, установленные для насыпей;

на участках дорог,проходящих параллельно железнодорожным линиям, а также болотам, оврагам иводным потокам глубиной более 2 м, расположенным на расстоянии менее 15 м открая проезжей части дорог.

Примечание. Вместоограждений барьерного типа допускается предусматривать парапеты из каменнойкладки.

6.8.Стойки ограждений следует устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от бровкиземляного полотна. Ширина обочин от кромки проезжей части дороги до ближайшейплоскости дорожного ограждения должна составлять не менее 1,5 м, а на особотрудных участках в горной местности - менее 0,5 м.

При намечаемом движенииширокогабаритных сельскохозяйственных машин минимальное расстояние от кромкипроезжей части до ближайшей плоскости ограждения должно определяться взависимости от габарита машин, но быть не менее 1,5 м.

6.9. Направляющие устройствав виде сигнальных столбиков следует предусматривать, когда не требуетсяустановка ограждений барьерного типа или парапетов:

на участках дорог I-с и II-скатегорий при высоте насыпи 2 м и более - через 50 м;

на ответвлениях пересеченийв одном уровне дорог I-c и II-с категорий с внутренней стороны закруглений впределах кривых радиусом менее 60 м - через 5 м, а при радиусе 60-400 м - через10 м;

на участках дорог I-с и II-скатегорий при высоте насыпи 1 м и более, расположенных в пределах кривых вплане. Расстояние между сигнальными столбиками в зависимости от значениярадиуса кривых следует принимать по табл. 19;

Таблица 19

Радиус кривой в плане, м

Расстояние между сигнальными столбиками, м

с внешней стороны кривой

с внутренней стороны кривой

30 и менее

2

3

50

3

5

100

5

10

500

20

40

600-1000

25

50

на участках дорог I-с -III-с категорий (с низовой стороны), расположенных на расстоянии менее 15 м отболот, оврагов и водных потоков глубиной от 1 до 2 м - через 10 м;

на участках дорог I-с - III-cкатегорий у водопропускных труб с расположением одного столбика над трубой и поодному столбику на расстоянии 10 м до трубы и после нее (с каждой стороныдороги);

на участках дорог I-с - III-скатегорий (с низовой стороны), расположенных вдоль косогоров при крутизне ихсклона 1:4 - 1:2,5 - через 20 м.

Примечание.Для промежуточных значений радиусов кривых расстояния между сигнальнымистолбиками находятся интерполяцией.

6.10. Сигнальные столбикидолжны устанавливаться на расстоянии не менее 0,35 м от бровки земляногополотна; при этом расстояние от края проезжей части до столбика должно быть неменее 0,75 м.

6.11. Опоры наружногоосвещения следует располагать за пределами земляного полотна. В исключительныхслучаях допускается располагать отдельные опоры на обочине; расстояние откромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть неменее 1,75 м.

6.12. Дорожные покрытиядолжны иметь ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечениярасчетных скоростей и безопасности движения, при этом для дорожных одеждкапитального и облегченного типов коэффициент сцепления шин автомобилей споверхностью покрытия должен быть не менее 0,45.

6.13. При пересечении(примыкании) внутрихозяйственных дорог с существующими дорогами общегопользования необходимо предусматривать на дорогах II и III категорийпереходно-скоростные полосы с соответствующей разметкой.

6.14. Участкивнутрихозяйственных дорог I-с и II-с категорий должны быть защищены от снежныхзаносов. Выбор типа снегозащитных устройств в каждом конкретном случае следуетпроизводить в увязке с мероприятиями по задержанию снега на полях иагролесомелиорации, проводимыми сельскохозяйственными предприятиями иорганизациями, а также с учетом местных особенностей примыкающих к дорогеснегосборочных площадей, плана и продольного профиля дороги, направлениягосподствующих в зимний период ветров.

Защиту от снежных заносовпри расчетном годовом снегоприносе более 25 м3 на каждый метрдороги, располагаемой на ценных землях, и более 10 м3 на каждый метрдороги, располагаемой на остальных землях, следует предусматривать:

устройством высоты насыпи неменее указанной в п. 4.6, за исключением участков дорог, на которыхпо условиям рельефа не представляется возможным выполнить засыпь указаннойвысоты;

временными защитнымиустройствами (переносными щитами, снеговыми валами, траншеями);

снегозащитнымилесонасаждениями, если они предназначены также в качестве полезащитных,снегозадерживающих, водоохранных, водорегулирующих, приовражных и другихагролесомелиоративных полос, необходимых для нужд сельского хозяйства. При этомв качестве придорожных полос целесообразно использовать плодовые и ягодныенасаждения, если местные грунтовые и климатические условия допускают ихпосадку.

Приложение 1

Обязательное

Дорожно-климатические зоны СССР

Дорожно-климатические зонывключают в себя следующие географические зоны:

I - тундры,лесотундры и северо-восточная часть лесной зоны с распространением вечномерзлыхгрунтов;

II - зона лесовс избыточным увлажнением грунтов;

III -лесостепная зона со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы;

IV - степнаязона с недостаточным увлажнением грунтов;

V - пустынная ипустынно-степная зона с засушливым климатом и распространением засоленныхгрунтов.

Кубань и западную частьСеверного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне, Черноморскоепобережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной частиСеверного Кавказа, следует относить к IV зоне; горные области выше 1000 м, атакже малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимостиот местных природных условий.

Приложение 2

Обязательное

Тип местности и признаки увлажнения земляного полотна

Тип местности

Характеристика

Признаки увлажнения

1

Сухие места без избыточного увлажнения

Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов

2

Сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года

Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы с признаками поверхностного заболачивания. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности

3

Мокрые места с постоянным избыточным увлажнением

Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы торфяные оглеенные с признаками заболачивания, а также солончаки и постоянно орошаемые территории засушливой зоны

Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случае, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания:

на 2 м и более - в глинах, в суглинках тяжелых и тяжелых пылеватых;

на 1,5 м и более - в суглинках легких пылеватых и легких, в супесях тяжелых пылеватых и пылеватых;

на 1 м и более - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Основные технические нормы, параметры и показатели. 4

Расчетные скорости. 4

План и продольный профиль. 5

Поперечный профиль. 6

Внутриплощадочные дороги. 8

Внутрихозяйственные дороги для движения транспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу. 9

3. Пересечения и примыкания. 10

4. Земляное полотно и водоотвод. 12

5. Дорожные одежды.. 15

6. Дорожные устройства и обстановка дорог. 18

Приложение 1 Дорожно-климатические зоны ссср. 20

Приложение 2 Тип местности и признаки увлажнения земляного полотна. 21

 

59
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.