На главную
На главную

Федеральный закон 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обозначение: Федеральный закон 68-ФЗ
Название рус.: О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 24.12.1994
Утвержден: Пpезидент Российской Федеpации (21.12.1994)
Опубликован: Российская газета № 24 декабря 1994

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ

О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера

(с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря2006 г., 30 октября 2007 г., 30 декабря 2008 г.)

ПринятГосударственной Думой 11 ноября 1994 года

 

Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федеральногозакона внесены изменения

 

НастоящийФедеральный закон определяет общие для Российской Федерацииорганизационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации,иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РоссийскойФедерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушногопространства в пределах Российской Федерации или его части, объектовпроизводственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее -территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее- чрезвычайные ситуации).

Действиенастоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие впроцессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации,органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от ихорганизационно-правовой формы (далее - организации) и населения в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 22. Финансирование целевых программ

Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности

Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

Глава IX. Заключительные положения

Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Глава I.Общие положения

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального законавнесены изменения

 

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального законавнесены изменения

Статья 1.Основные понятия

Чрезвычайнаяситуация - это обстановка наопределенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природногоявления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь илиповлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающейсреде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.

Предупреждениечрезвычайных ситуаций - этокомплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальновозможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также насохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде иматериальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидациячрезвычайных ситуаций - этоаварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновениичрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровьялюдей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а такжена локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных дляних опасных факторов.

Зоначрезвычайной ситуации - этотерритория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещенияи информирования населения в местах массового пребывания людей - этоспециально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку ипередачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозевозникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведениянаселения.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

ЗаконодательствоРоссийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствиис ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а такжезаконов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 3 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целяминастоящего Федерального закона являются:

предупреждениевозникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижениеразмеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидациячрезвычайных ситуаций;

разграничениеполномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациймежду федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления иорганизациями.

Не связанные сперечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения повосстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций,настоящим Федеральным законом не регулируются.

 

Федеральнымзаконом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ статья 4 настоящего Федеральногозакона изложена в новой редакции

Статья 4. Единая государственная система предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственнаясистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органыуправления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов позащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основнымизадачами единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций являются:

разработка иреализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций;

осуществлениецелевых и научно-технических программ, направленных на предупреждениечрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, атакже объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечениеготовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных ивыделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка,обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций;

подготовканаселения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организациясвоевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях вместах массового пребывания людей;

прогнозированиеи оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

созданиерезервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайныхситуаций;

осуществлениегосударственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидациячрезвычайных ситуаций;

осуществлениемероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайныхситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прави обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а такжелиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международноесотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций.

Принципыпостроения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействияосновных элементов, а также иные вопросы функционирования единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийопределяются законодательством Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правительства Российской Федерации.

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зончрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РоссийскойФедерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основеклассификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РоссийскойФедерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной властии органами местного самоуправления, на территориях которых сложилисьчрезвычайные ситуации.

 

Федеральнымзаконом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ в статью 6 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Информацию вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляютсведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях,а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной,пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также одеятельности федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, еслииное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления и администрацияорганизаций обязаны оперативно и достоверно информировать население черезсредства массовой информации, в том числе с использованиемспециализированных технических средств оповещения и информирования населения вместах массового пребывания людей, и поиным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийи принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникшихчрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие,несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомоложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Порядокобеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и организаций информацией в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательствомРоссийской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций

Мероприятия,направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимальновозможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения,проводятся заблаговременно.

Планирование иосуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик,особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайныхситуаций.

Объем исодержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности имаксимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидациячрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органовместного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточностивышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органовисполнительной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются корганизации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидациичрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке,установленном федеральным законом.

ГлаваII. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент РоссийскойФедерации:

а) определяетв соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральнымизаконами основные направления государственной политики и принимает иные решенияв области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) вносит нарассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом егопредложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;

в) вводит причрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 КонституцииРоссийской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренныхфедеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или вотдельных ее местностях чрезвычайное положение;

г) принимаетрешение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуацийВооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Статья 9. Полномочия Федерального Собрания РоссийскойФедерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

ФедеральноеСобрание Российской Федерации:

а)обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждаетбюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указаннойобласти;

в) проводитпарламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 10 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

ПравительствоРоссийской Федерации:

а) издает наосновании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законови нормативных актов Президента Российской Федерации постановления ираспоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций иобеспечивает их исполнение;

б) организуетпроведение научных исследований в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций;

в) организуетразработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера;

г) определяетзадачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органовисполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, осуществляет руководство единой государственной системойпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д)обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсовдля ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, атакже определяет порядок использования указанных резервов;

е)устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условияперевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ,соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

ж)устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительныхорганов государственной власти по их ликвидации;

з) обеспечивает защиту населения и территорий отчрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказанияфинансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РоссийскойФедерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;

и) определяетпорядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидациичрезвычайных ситуаций;

к) определяет порядоксбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органамигосударственной власти, а также органами управления, специально уполномоченнымина решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций.

 

Федеральнымзаконом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ статья 10 настоящего Федеральногозакона дополнена пунктом «л»

 

л) определяет порядок предоставления участков дляустановки и (или) установки специализированных технических средств оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей.

 

Федеральнымзаконом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ в статью 11 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Полномочия органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают всоответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

б)осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств длязащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населенияспособам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимаютрешения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

г)осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременноеоповещение и информирование населения, в том числе с использованиемспециализированных технических средств оповещения и информирования населения вместах массового пребывания людей, обугрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

д) организуюти проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципальногои регионального характера, атакже поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; принедостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству РоссийскойФедерации за оказанием помощи;

е)осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций;

ж) создаютрезервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

з) содействуютустойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуацияхмежмуниципального и регионального характера;

к) содействуютфедеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, впредоставлении участков для установки и (или) в установке специализированныхтехнических средств оповещения и информирования населения в местах массовогопребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств дляраспространения продукции средств массовой информации, выделении эфирноговремени в целях своевременного оповещения и информирования населения очрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайныхситуаций.

2. Органы местногосамоуправления самостоятельно:

а)осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств длязащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населенияспособам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решенияо проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют ихпроведение;

в)осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременноеоповещение и информирование населения, в том числе с использованиемспециализированных технических средств оповещения и информирования населения вместах массового пребывания людей, обугрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляютфинансирование мероприятий в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций;

д) создаютрезервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайныхситуаций;

е) организуют ипроводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживаютобщественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил исредств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации;

ж) содействуютустойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают приорганах местного самоуправления постоянно действующие органы управления,специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций.

2.1. Органыместного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти,уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) вустановке специализированных технических средств оповещения и информированиянаселения в местах массового пребывания людей, а также в предоставленииимеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовойинформации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения иинформирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения вобласти защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. В субъектахРоссийской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербургеполномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальныхобразований в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийопределяются законами субъектов Российской Федерации - городов федеральногозначения Москвы и Санкт-Петербурга.

ГлаваIII. Государственное управление в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти,специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Дляосуществления государственного управления и координации деятельностифедеральных органов исполнительной власти в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный органисполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительнойвласти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Федеральныеорганы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных имотраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральныеорганы исполнительной власти:

а) поотношению к подведомственным организациям:

разрабатываюти осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышениюустойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

утверждают ииздают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правилабезопасности производства, технологических процессов, продукции, а такжеправила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

обеспечиваютразработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической,медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а такжесоблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороныпри проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного исоциального назначения;

финансируют иобеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

организуют иобеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских,испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) поотношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляютметодическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций отчрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционированияорганизаций;

разрабатываюти доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документыпо вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от нихработников организаций и населения.

3.Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотреннуюзаконодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащеевыполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своихфункций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральныеорганы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределахвыделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решениязадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральныеорганы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованныев установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Федеральнымзаконом от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ в статью 14 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций

Организацииобязаны:

а) планироватьи осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций иподведомственных объектов производственного и социального назначения отчрезвычайных ситуаций;

б) планироватьи проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организацийи обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайныхситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание вготовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты идействиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать иподдерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения очрезвычайных ситуациях;

д)обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложныхработ на подведомственных объектах производственного и социального назначения ина прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций;

е)финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственныхобъектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создаватьрезервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайныхситуаций;

з)предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организацийоб угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Федеральнымзаконом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ статья 14 настоящего Федеральногозакона дополнена пунктом «и»

 

и) предоставлятьв установленном порядке федеральному органу исполнительной власти,уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных техническихсредств оповещения и информирования населения в местах массового пребываниялюдей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целяхсвоевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях,подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путемпредоставления и (или) использования имеющихся у организаций техническихустройств для распространения продукции средств массовой информации, а такжеканалов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидациичрезвычайных ситуаций

Общественныеобъединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и со своими уставами.

Общественныеобъединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют подруководством соответствующих органов управления единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийвозлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членовобщественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организациейразмещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского идругих видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участникиликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметьсоответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидациичрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы исредства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинскихформирований. Порядок их привлечения определяется Президентом РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ в статью инаименование статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Статья 17.Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации приликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидациичрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел РоссийскойФедерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органывнутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации.

ГлаваIV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 18 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. ГражданеРоссийской Федерации имеют право:

на защитужизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайныхситуаций;

в соответствиис планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной ииндивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций,предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

бытьинформированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенныхместах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращатьсялично, а также направлять в государственные органы и органы местногосамоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать вустановленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций;

на возмещениеущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинскоеобслуживание, компенсации и социальныегарантии за проживание и работу взонах чрезвычайных ситуаций;

на получениекомпенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью привыполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионноеобеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем илизаболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионноеобеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья илизаболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семейграждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнениигражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности иправопорядка.

2. Порядок иусловия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий,предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

ГражданеРоссийской Федерации обязаны:

соблюдатьзаконы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать мерыбезопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускатьнарушений производственной и технологической дисциплины, требованийэкологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайныхситуаций;

изучатьосновные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемыоказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользованияколлективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствоватьсвои знания и практические навыки в указанной области;

выполнятьустановленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайныхситуаций;

принеобходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и другихнеотложных работ.

Глава V.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

 

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ статья 20 настоящего Федеральногоизложена в новой редакции

 

Федеральным законом от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ в статью 20 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Статья 20.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядокподготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяетсяПравительством Российской Федерации.

Подготовканаселения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, втом числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также сиспользованием специализированных технических средств оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей.

Методическоеруководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций иконтроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях,своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях,размещением специализированных технических средств оповещения и информированиянаселения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководители идругие работники органов государственной власти, органов местного самоуправленияи организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях вучреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования,в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учрежденияхповышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и виных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по местуработы.

 

Федеральнымзаконом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ в статью 21 настоящего Федеральноговнесены изменения

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Пропагандазнаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийобеспечивается органами управления, входящими в единую государственную системупредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественнымиобъединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасениялюдей, федеральными органами государственной власти, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,организациями.

Для пропагандызнаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могутиспользоваться средства массовой информации, а также специализированныетехнические средства оповещения и информирования населения в местах массовогопребывания людей.

ГлаваVI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 22. Финансирование целевых программ

Финансированиецелевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пообеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствомсубъектов Российской Федерации.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 23 настоящего Федеральногозакона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления,специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение деятельности федеральногооргана исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решениезадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всоответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательствомсоответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации имуниципального образования.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 24 настоящего Федеральногозакона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций

1. Финансовоеобеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального имежрегионального характера - является расходным обязательством РоссийскойФедерации;

региональногои межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектовРоссийской Федерации;

в границах (натерритории) муниципального образования - является расходным обязательствоммуниципального образования.

2. Организациивсех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счетсобственных средств в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 25 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых иматериальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервыфинансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуацийсоздаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств вслучае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаютсяфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок созданияи использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервныхфондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяютсясоответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

ГлаваVII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ статья 26 настоящего Закона изложена вновой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 26. Государственная экспертиза проектнойдокументации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектовобороны и безопасности

Проектнаядокументация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектовобороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Государственныйнадзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единуюгосударственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайный ситуаций, вцелях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайныхситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае ихвозникновения.

Государственныйнадзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательстваРоссийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций

Виновные вневыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РоссийскойФедерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций,непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и другихпротивоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несутдисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовнуюответственность, а организации - административную и гражданско-правовуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации.

ГлаваVIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций

Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

Еслимеждународными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чемте, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правиламеждународных договоров Российской Федерации.

ГлаваIX. Заключительные положения

Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральныйзакон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 31. Приведение нормативных правовых актов всоответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативныеакты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства РоссийскойФедерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативныеправовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органовместного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральнымзаконом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

ПравительствоРоссийской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке вносит вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения оприведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящимФедеральным законом.

 

Президент Российской Федерации                              Б. Ельцин

 

Москва, Кремль

21 декабря 1994года

N 68-ФЗ

224
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.