ОСТ 37.001.054-81 «Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Академия

ОСТ 37.001.054-81 «Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения»

Стандарт устанавливает предельно допустимые нормы и методы определения массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в отработавших газах автомобилей, выбрасываемых в атмосферу.

Обозначение: ОСТ 37.001.054-81
Название рус.: Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения
Статус: действующий
Заменяет собой: ОСТ 37.001.054-74
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 29.04.2009
Дата введения в действие: 01.01.1987
Разработан: НАМИ
Утвержден: Минавтопром СССР (10.12.1986)
Опубликован: Минавтопром № 1987

Отраслевойстандарт ОСТ 37.001.054-86

Автомобили и двигатели. Выбросы вредныхвеществ. Нормы и методы определения

(введенв действие приказом по Главному техническому управлению Министерстваавтомобильной промышленности от 10 декабря 1986 г. N 124)

Сроквведения установлен с 1 января 1987 г.
Взамен ОСТ 37.001.054-74

1. Основные положения

2. Предельно допустимые выбросы вредных веществ

3. Оборудование, применяемое при испытаниях

4. Условия проведения испытаний

5. Методика проведения испытаний

Приложение 1 Принципиальная схема ППО

Приложение 2 Рабочие и калибровочные газы

Приложение 3 Техническая характеристика двигателя

Приложение 4 Тарирование пробоотборника постоянного объема (ППО)

Приложение 5 Порядок регулировки тормоза стенда с беговыми барабанами

Приложение 6 Ездовой цикл для оценки выброса вредных веществ с отработавшими газами

Приложение 7 Протокол испытаний

 

Настоящий стандарт распространяетсяна изготавливаемые предприятиями отрасли:

- автомобили с полноймассой не более 3500 кг и автобусы с числом мест для сидения (включая место дляводителя) не более 12 с четырехтактными двигателями внутреннего сгорания сискровым зажиганием*);

- автомобили с полноймассой не более 3500 кг и автобусы с числом мест для сидения (включая место дляводителя) не более 12 с четырехтактными дизелями*;

- двигатели с искровымзажиганием и дизели, предназначенные для установки на указанные типыавтомобилей и автобусов;

- карбюраторы,устанавливаемые на указанные типы автомобилей и автобусов.

Стандарт нераспространяется на автомобили, полная масса которых менее 400 кг или максимальнаяскорость которых не превышает 50 км/ч; на автомобили высшего и большогоклассов, на легковые автомобили особого назначения, на двигатели и карбюраторы,поставляемые в запасные части для автомобилей, снятых с производства.

Стандарт устанавливаетпредельно допустимые нормы и методы определения массы окиси углерода,углеводородов и окислов азота в отработавших газах автомобилей, выбрасываемых ватмосферу.

1. Основные положения

1.1. Испытаниясодержат:

1.1.1.Определение массы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в выбрасываемыхв атмосферу отработавших газах при выполнении автомобилем установленногонастоящим стандартом ездового цикла, имитирующего движение автомобиля вгородских условиях.

1.1.1.1. Проверкасоответствия массы вредных веществ в отработавших газах нормам, установленным встандарте, должна проводиться при приемочных, периодических и инспекционныхиспытаниях (ГОСТ16504-81).

1.1.1.1.1. Приприемочных испытаниях проверка должна проводиться с обязательным приглашениемпредставителя Госкомгидромета.

1.1.1.2. Количествоавтомобилей (двигателей, карбюраторов), отбираемых для периодических испытаний,устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствиивсей продукции нормам настоящего стандарта.

1.1.2.Определение объемной доли окиси углерода в выбрасываемых в атмосферуотработавших газах автомобиля при работе двигателя на режимах холостого хода(при минимальной частоте вращения и при частоте вращения, равной 0,6 отноминальной, установленной предприятием-изготовителем) по методике ГОСТ17.2.2.03-77.

1.1.2.1. Проверкасоответствия объемной доли окиси углерода в отработавших газах при минимальнойчастоте вращения холостого хода норме, установленной ГОСТ 17.2.2.03-77, а такжерегулирование карбюратора и в случаях, предусмотренныхпредприятием-изготовителем пломбирование карбюратора, должны проводиться навсех выпускаемых автомобилях.

1.1.2.2. Количествоавтомобилей, на которых проверяется соответствие объемной доли окиси углерода вотработавших газах на холостом ходу при частоте вращения, равной 0,6 отноминальной, устанавливается предприятием-изготовителем при гарантированном соответствиивсей продукции норме ГОСТ 17.2.2.03-77.

1.1.2.3. Количестводвигателей и карбюраторов, отбираемых для проверки соответствия объемной долиокиси углерода в отработавших газах на режимах холостого хода, устанавливаетсяпредприятием-изготовителем при гарантированном соответствии всей продукциинормам ГОСТ 17.2.2.03-77.

1.1.2.4. При проверкедвигателей и карбюраторов на соответствие требованиям ГОСТ 17.2.2.03-77допускается применение заводских методик проверок.

1.2. Автомобили сдизелями проходят испытания только по п. 1.1.1.

2. Предельно допустимые выбросы вредных веществ

2.1.Предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должныпревышать величин, указанных в табл. 1

Таблица 1

Рабочий объем двигателя, л

Год*) постановки на производство**)

Предельно допустимые выбросы вредных  веществ, г/испытание

Примечания

Окиси углерода

Суммарно углеводородов и окислов азота

В т.ч. окислов азота

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

Свыше 2,0

1988

30

36

15

18

-

-

С нейтрализатором

1990

25

30

6,5

7,8

3,5

4,2

1990

45

54

17

20

6

7,2

Без нейтрализатора

От 1,4 до 2,0 включ.

1991

30

36

8

9,6

-

-

С нейтрализатором

 

45

54

17

20

6

7,2

Без нейтрализатора

До 1,4

1990

45

54

15

18

6

7,2

Без нейтрализатора

______________________________

*)Нормы вводятся с 1 октября указанного года.

**)Для всех выпускаемых автомобилей нормы вводятся на 1 год позже.

 

Примечания: 1. При поставке автомобилей на экспорт,нормы выброса, указанные в табл. 1, могут быть изменены в соответствии стребованиями страны-импортера.

2."Подготовленный автомобиль" - автомобиль, прошедший подготовку вобъеме мероприятий, не изменяющих конструкцию автомобиля и двигателя и ихрегулировок, установленных техническими условиями.

 

2.2. На период до введениянорм, указанных в табл. 1, предельно допустимые выбросы вредных веществ сотработавшими газами не должны превышать величин, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Контрольная масса автомобиля, кг

Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание

окиси углерода

суммарно углеводородов и окислов азота

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

До 1020 включ.

52

62

19,0

23,8

Св. 1020 до 1250 -"-

60

72

20,5

25,6

-"- 1250 -"- 1470 -"-

68

82

22,0

27,5

-"- 1470 -"- 1700 -"-

76

91

23,5

29,4

-"- 1700 -"- 1930 -"-

83

100

25,5

31,3

-"- 1930 -"- 2150 -"-

91

109

26,5

33,1

-"- 2150

99

119

28,0

35,0

 

2.2.1. Допускаетсяопределение выброса вредных веществ по методике, предусматривающей сбор дляанализа всей массы отработавших газов без разбавления воздухом. В этом случавмассы окиси углерода, углеводородов и окислов азота не должны превышатьпредельных величин, указанных в табл. 3

Таблица 3

Контрольная масса автомобиля, кг

Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/испытание

окиси углерода

углеводородов

окислов азота

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

Подготовленный автомобиль

Автомобиль из серии

До 1020 включ.

52

62

5,1

6,1

7,0

8,4

Св . 1020 до 1250 -"-

60

72

5,4

6,5

7,7

9,2

-"- 1250 -"- 1470 -"-

68

82

5,8

6,9

8,5

10,2

-"- 1470 -"- 1700 -"-

76

91

6,2

7,4

9,3

11,1

-"- 1700 -"- 1930 -"-

83

100

6,6

7,9

10,1

12,1

-"- 1930 -"- 2150 -"-

91

109

7,0

8,4

10,8

13,0

-"- 2150

99

119

7,3

8,8

11,6

13,9

 

2.3. При проведениииспытаний по п/п 1.1.1должны предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами,указанные в табл. 1, 2 и 3 должны быть увеличены: в 1,25 раза для грузовыхавтомобилей, автобусов и легковых автомобилей с приводом на все колеса массойдо 2,0 т; в 2 раза для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей сприводом на все колеса массой более 2,0 т; в 1,4 раза для полноприводныхавтомобилей с колесными редукторами. Испытания могут проводиться с однимработающим мостом.

2.4. Испытанияавтомобиля по п/п1.1.1 должны проводиться три раза. Заключение о соответствии нормамнастоящего стандарта дается по среднему арифметическому значению по каждомукомпоненту.

2.4.1. Для каждого изнормируемых компонентов в одном из трех испытаний допускается превышение нормыне более чем на 10%, при условии, что среднее арифметическое по трем испытаниямниже установленной нормы.

2.4.2. Если полученныепри первом испытании значения нормируемых компонентов не превышают 70%установленной нормы, то допускается проводить испытания один раз.

2.4.3. Если полученныепри первом и при втором испытаниях значения нормируемых компонентов непревышают 95% установленной нормы, то допускается проводить испытания два раза.

2.5. При проведениипериодических испытаний партии автомобилей (двух и более) одной моделидопускается несоответствие нормам настоящего стандарта отдельными автомобилями,но при выполнении следующего условия

,

где L -предельно допустимые выбросы, указанные в п.2.1 для окиси углерода или для суммыуглеводородов и окислов азота;

 -среднеарифметическое значение выбросов, измеренных при проведении испытанийвсей партии автомобилей;

k- статистический коэффициент, выбираемый по табл. 4 в зависимости от количестваавтомобилей (n) в партии;

х- фактическое значение выбросов, измеренное у каждого автомобиля из партии.

"Условие 1"

Таблица 4

Значения статистического коэффициента

n

2

3

4

5

6

7

8

9

10

k

0,973

0,613

0,489

0,421

0,376

0,342

0,317

0,296

0,279

n

11

12

13

14

15

16

17

18

19

k

0,265

0,253

0,242

0,233

0,224

0,216

0,210

0,203

0,198

Примечание. Если n > = 20, то

2.6. При проведенииприемочных, периодических и инспекционных испытаний автомобилей, двигателей икарбюраторов по п.1.1.2 объемные доли окиси углерода в отработавших газах в процентах (приминимальной частоте вращения холостого хода и при частоте вращения, равной 0,6от номинальной) не должны превышать норм, указанных в ГОСТ 17.2.2.03-77.

2.7. Выброс картерныхгазов в атмосферу не допускается.

2.7.1. Автомобиль(двигатель) считается соответствующим этому требованию, если при каждом изрежимов п. 2.7.2,давление в картере двигателя не превышает атмосферного давления в моментизмерения.

2.7.2.Давление в картере двигателя измеряется при следующих режимах работы двигателя,установленном на автомобиле.

Таблица 5

Номер режима

Скорость автомобиля

Мощность, поглощаемая тормозом стенда с беговыми барабанами

1

Холостой ход

-

2

50±2

Мощность, соответствующая регулировке тормоза для испытаний по п/п 1.1.1.

3

50±2

Мощность, соответствующая режиму 2, умноженная на коэффициент 1,7

 

2.7.3. Если при одномиз режимов п. 2.7.2давление в картере двигателя превышает атмосферное, то допускается проведениедополнительного испытания.

2.7.3.1. К отверстиюдля щупа уровня масла подсоединяется непроницаемая для картерных газовэластичная камера емкостью около 5. Перед каждым замером камера должна бытьочищена от газов и разъединена с картером. Для замера камера соединяется скартером на# 5 м для каждогорежима измерений п.2.7.2. Автомобиль считается выдержавшим испытания, если при измерении ненаблюдается видимого раздувания эластичной камеры.

Если конструкциядвигателя исключает возможность присоединения эластичной камеры к отверстию длящупа уровня масла, то эластичная камера может быть соединена с картеромдвигателя через другое отверстие. Все отверстия, соединяющие картер двигателя сатмосферой, кроме отверстия, к которому подсоединена эластичная камера, должныбыть перекрыты.

2.8. Предприятияотрасли должны гарантировать соответствие выпускаемых автомобилей установленнымнормам в течение всего срока гарантийного пробега при условии соблюдения правилтехнической эксплуатации и обеспечения регулировок в соответствии синструкциями предприятия-изготовителя.

3. Оборудование, применяемое при испытаниях

3.1. Испытанияавтомобилей по п.1.1.1 следует проводить на динамометрическом стенде с беговыми барабанами исменными маховыми массами.

Испытания двигателейпо п. 1.1.1 следует проводить на динамометрическом стенде с беговыми барабанамии сменными маховыми массами (в этом случае двигатель устанавливается на шассиавтомобиля, для которого он предназначен). Допускается проведение испытаний натормозном стенде с программным управлением.

Испытания карбюраторовпо п. 1.1.1следует проводить на автомобиле, а по п. 1.1.2 - на двигателе, для которыхони предназначены.

3.2. Динамометрическийстенд с беговыми барабанами.

3.2.1. Измерениенагрузки (крутящего момента), задаваемой тормозным устройством стенда, должнопроизводиться с погрешностью не более ±5%.

3.2.2. Суммарныймомент инерции вращающихся частей стенда должен соответствовать категорииавтомобиля (табл. 6). Допускаемая погрешность не более ± 20 кг.

Таблица 6

Контрольная масса* автомобиля, кг

Катего­рия, кг

Контрольная масса, автомобиля, кг

Категория, кг

От 400 до 750 включ.

680

Св.1470 до 1700 включ.

1590

Св. 750 -"- 850 -"-

800

-"- 1700 -"- 1930 -"-

1810

-"- 850 -"- 1020 -"-

910

-"- 1930 -"- 2150 -"-

2040

-"- 1020 -"- 1250 -"-

1130

-"- 2150

2270

-"- 1250 -"- 1470

1360

 

 

______________________________

*Контрольной массой автомобиля называется масса полностью заправленного иснаряженного автомобиля без массы полезного груза, плюс 100 кг., включающиемассу водителя и дополнительную массу, размещенную на переднем сиденье, илиманекен массой 100 кг.

 

3.2.3. Характеристикастенда по поглощаемой мощности на скоростных режимах менее 50 км/ч должнаотвечать условию:

 

при U>12 км/ч

при U£12 км/ч

 

,

где U -условная скорость автомобиля на стенде;

Nст- мощность, поглощаемая нагрузочным устройством и в результате трениявращающихся деталей стенда;

К- постоянная, определяемая из условия

Nст=KU3при U=50км/ч

"Условие 2"

3.2.4. Стенд долженбыть оборудован прибором, задающим программу движения, и счетчиком пути. Условнаяскорость определяется по частоте вращения барабана, связанного сэнергопоглощающим устройством, а условный путь - по суммарному количествуоборотов этого барабана. Измерение скорости должно производиться с погрешностьюне более ± 1 км/ч, измерение пути с погрешностью не более ±0,5%.

3.3. Система отбораотработавших газов.

3.3.1. Отборотработавших газов на анализ осуществляется с помощью пробоотборникапостоянного объема (ППО).

ППО предназначен для смешивания отработавших газов сатмосферным воздухом, отбора части разбавленных отработавших газов и фоновоговоздуха в эластичную емкость и замера общего объемного расхода смесиотработавших газов и разбавляющего воздуха, проходящей через пробоотборник завремя испытания. Смешивание отработавших газов с воздухом осуществляется такимобразом, что суммарный объемный расход смеси отработавших газов и воздухаостается неизменным независимо от режима движения автомобиля. ППО долженудовлетворять двум основным требованиям:

- должен быть измеренсуммарный объем разбавленных отработавших газов, приходящих через ППО;

- массовый расходразбавленных отработавших газов, отбираемых в эластичную емкость для анализа,должен быть на всех режимах прямо пропорционален суммарному массовому расходуразбавленных отработавших газов.

Степень разбавленияотработавших газов должна быть такой, чтобы ни на одном режиме движения поездовому циклу не происходило конденсации паров воды в емкостях для сбораразбавленных газов. Принципиальная схема ППО приведена на чертеже (обязательноеприложение 1).

3.3.2. Материалэластичных емкостей должен быть таким, чтобы после 20 мин. ранения разбавленныхотработавших газов концентрации вредных веществ изменялись не более чем на 2%от первоначальных значений.

3.3.3. Погрешностьизмерения суммарного расхода разбавленных отработавших газов должна быть неболее ± 2%.

3.3.4. На протяжениивсего испытания температура перед устройством для измерения суммарного расходаразбавленных отработавших газов должна поддерживаться в пределах ±6°С отзадаваемой регулятором величины. Измерение температуры в этой точке должнопроизводиться в точностью ±1°C, давления ±0,4 кПа, перепада давления наустройстве для измерения расхода ±0,4 кПа.

3.3.5. Методика тарированияППО, газоанализатора и общей проверки системы приведены в рекомендуемом приложении 4.

3.4. Анализотработавших газов.

3.4.1. Анализотработавших газов должен проводиться при помощи газоаналитических систем, вкоторых определяются концентрации СО, СН, NOx, СО2. Анализ СО и СО2проводится инфракрасным методом; СН - ионизационно-пламенным; NOx -хемилюминесцентным. При определении выброса вредных веществ по методике,предусматривающей сбор для анализа всей массы отработавших газов безразбавления воздухом, измерение концентрации СН производится инфракраснымметодом.

3.4.2. При испытанияхавтомобилей с дизелями средняя концентрация углеводородов определяется принепрерывном анализе концентрации углеводородов в разбавленных отработавшихгазах с последующим осреднением. Линия отбора проб для непрерывного анализауглеводородов, включает ионизационно-пламенный газоанализатор и фильтр сэффективностью не менее 99% для твердых частиц ³3 мкм, подогреваемый во время испытаний. В ходе испытаний температура линиидолжна поддерживаться на уровне 46З±10К.

Отбор пробы дляанализа углеводородов должен производиться непосредственно за смесителем ППО. Времядвижения пробы от места отбора пробы до газоанализатора должно быть не более 4с.

3.4.3. Газоанализаторыдолжны иметь диапазоны измерения в пределах, обеспечивающих измерениесодержания определяемых компонентов. Допускаемая погрешность показаний газоанализаторовдолжна быть в пределах ±3% от максимального значения шкалы для любого диапазонаи любого измеряемого компонента. Погрешность приготовления тарировочного газапри этом в расчет не принимается.

3.5. Калибровочные ирабочие газы.

3.5.1. В качествекалибровочных и рабочих газов рекомендуется использовать газы и смеси,приведенные в рекомендуемом приложении 2.

3.6. Точностьизмерения температуры, давления и влажности, при которых проводятся испытания.

3.6.1. Температура впомещении при проведении испытаний должна измеряться с погрешностью не более±1,5°.

3.6.2. Атмосферноедавление должно измеряться с погрешностью не более ±0,1 кПа.

3.6.3. Относительнаявлажность должна измеряться с погрешностью не более ± 5%.

4. Условия проведения испытаний

4.1. С автомобилем,предъявляемым к испытаниям по настоящему стандарту следует передавать егопаспорт и техническую характеристику двигателя, составленную в соответствии срекомендуемым приложением 3.

4.2. Автомобиль кмоменту испытаний должен иметь пробег не менее 3000 км, быть техническиисправным и соответствовать техническим условиям предприятия-изготовителя. Припроведении испытаний автомобиля из серии по согласованию спредприятием-изготовителем, допускается меньший пробег. Перед периодическимииспытаниями автомобиль не должен подвергаться регулировкам, за исключениемопераций, периодичность которых регламентируется инструкцией по эксплуатации.

4.3. Система выпускаотработавших газов не должна иметь неплотностей, приводящих к уменьшениюколичества отбираемого газа или к подсосам воздуха.

4.4. Перед проведениемиспытаний по ездовому циклу должна быть проведена настройка стенда,заключающаяся в подключении маховых масс и регулировке тормоза. Порядокрегулировки тормоза указан в рекомендуемом приложении 5.

Маховые массы, подключаемыек барабану стенда должны иметь момент инерции (вместе с другими вращающимисячастями стенда) эквивалентный категории автомобиля (см. табл. 6).

4.5. Автомобиль вовремя испытаний должен находиться в горизонтальном положении, капот должен бытьподнят.

При необходимости, дляподдержания нормального температурного режима двигателя в соответствии стехнической документацией предприятия-изготовителя, допускается применениедополнительного вентилятора.

4.6. При проведениииспытаний применяется топливо, указанное в технической документациипредприятия-изготовителя.

4.7. Система смазкидвигателя должна быть заправлена маслом, указанным в технической документациипредприятия-изготовителя.

4.8. Температурныеусловия.

4.8.1. К началуиспытаний по п. 1.1.1температура охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя должна быть впределах 293-303К.

4.8.2. Температура впомещении, где проводятся испытания, должна быть в пределах 293-303К.

4.8.3. Абсолютнаявлажность (Н) воздуха в испытательной камере или воздуха, поступающего вдвигатель, должна быть в пределах:

5,5 £Н£12,2г Н2О/кг сухого воздуха.

5. Методика проведения испытаний

5.1. Определение масс окисиуглерода, углеводородов и окислов азота в отработавших газах, выбрасываемых привыполнении автомобилем ездовых циклов.

5.1.1. Испытаниесостоит из четырех одинаковых ездовых циклов, непрерывно повторяемых один задругим, и проводится на стенде с беговыми барабанами с эквивалентной категорииавтомобиля маховой массой. Общая длительность испытания 13 мин.

Ездовой циклавтомобиля приведен в табл. 7. Графическое изображение цикла дано вобязательном приложении6.

Таблица 7

Ездовой цикл при испытаниях дляопределения выброса автомобилями вредных веществ

Наименование режимов работы

Ускорение, м/с (2)

Скорость, м/с

Продолжительность каждого режима работы, с

Суммарное время, с

Используемая передача при наличии механической коробки передач

Составная часть режима

Режим работы в целом

Холостой ход

-

-

11

11

11

6с Н*

 

 

 

 

 

 

5с К1**

Разгон

1,04

0-15

4

4

15

1

Постоянная скорость

-

15

8

8

23

1

Замедление

-0,69

15-10

2

2

25

1

Замедление с выключенным

-0,92

10-0

3

3

28

К1

сцеплением

 

 

 

 

 

 

Холостой ход

-

-

21

21

49

16с Н+

 

 

 

 

 

 

 

5с К1

Разгон

0,83

0-15

5

>

-

54

1

Переключение передач

-

-

2

12

56

-

Разгон

0,94

15-32

5

 

-

61

2

Постоянная скорость

-

32

24

24

85

2

Замедление

-0,75

32-10

8

>

11

93

2

Замедление с выключенным сцеплением

-0,92

10-0

3

-

96

К2**

 

 

 

21

 

 

 

Холостой ход

-

-

 

21

117

16с Н+

 

 

 

 

 

 

5с К1

Разгон

0,83

0-15

5

 

-

122

1

Переключение передач

-

-

2

 

-

124

-

Разгон

0,62

15-35

9

>

26

133

2

Переключение передач

-

-

2

 

-

135

-

Разгон

0,52

35-50

8

 

-

143

3

Постоянная скорость

-

50

12

12

155

3

Замедление

-0,52

50-35

8

8

163

3

Постоянная скорость

-

35

13

13

176

3

Переключение передач

-

-

2

-

178

-

Замедление

-0,86

32-10

7

12

185

2

Замедление с выключенным

-0,92

10-0

3

-

188

К2

сцеплением

 

 

 

 

 

 

Холостой ход

-

-

7

7

195

7с Н

______________________________

*Н - рычаг перемены передач в нейтральном положении при включенном сцеплении;

** K1, K2 - включена первая или вторая передача,сцепление выключено.

 

Если максимальнаяскорость движения автомобиля, которая может быть достигнута на первой передаче,ниже 15 км/ч, для выполнения цикла применяются соответственно вторая, третья ичетвертая передачи.

Вторую, третью ичетвертую передачи можно попользовать также в тех случаях, когда в инструкциипо эксплуатации рекомендуется трогание с места на горизонтальном участке дорогина второй передаче или, когда согласно этой инструкции, первая передача должнаиспользоваться исключительно для движения по труднопроходимой местности наподъеме или для буксирования.

5.1.2. Правильностьвыполнения цикла непрерывно оценивается по записи изменения скорости движенияавтомобиля в зависимости от времени на ленте контрольного прибора,расположенного в поле зрения водителя испытателя.

5.1.3. Пуск холодногодвигателя проводится при необходимости с использованием средств пуска, предусмотренныхдля этой цели предприятием-изготовителем (например, воздушной заслонки).

5.1.4. После пускахолодного двигателя (с карбюратором с ручным приводом воздушной заслонки) ондолжен проработать 40 с на холостом ходу с использованием, при необходимости,воздушной заслонки в соответствии с инструкцией по эксплуатациипредприятия-изготовителя.

5.1.5. При работе нахолостом ходу сцепление должно быть включено, рычаг переключения передач долженбыть в нейтральном положении. За 5 с до начала следующего за периодом холостогохода периода ускорения сцепление выключается и включается первая передача.

5.1.6. Ускорениеследует выполнять таким образом, чтобы его величина была, по возможности,постоянной в течение всего периода разгона.

5.1.7. При замедлениидроссельная заслонка закрывается полностью до упора, причем остаютсявключенными предшествующая передача и сцепление. При достижении скорости 10км/ч выключается сцепление, а при полной остановке автомобиля рычагпереключения передач устанавливается в нейтральное положение.

Если начинаетсянеустойчивая работа двигателя, сцепление выключается раньше. Если периодзамедления оказывается больше, чем предписано графиком ездового цикла, следуетиспользовать тормоз автомобиля для приведения скорости движения в соответствиес графиком ездового цикла.

Если фактическийпериод замедления оказывается короче периода замедления по графику цикла, то насоответствующее время удлиняется последующий период холостого хода.

5.1.8. Не допускаетсярезких изменений открытия дроссельной заслонки особенно в период перехода срежима ускорения на режим движения с постоянной скоростью.

5.1.9. На каждое из переключений передач отводитсяпо 2 с. При необходимости это время может быть использовано для выдерживанияобщей продолжительности цикла.

5.1.10. Допустимыеотклонения по скорости при выполнении цикла составляют ±1 км/ч, а по времени±0,5 с по показанию соответствующего прибора. Допуски на скорость и на времядолжны быть скомбинированы так, как указано в приложении 5.

5.1.11. Дляавтомобилей с автоматической коробкой передач если нет специальных указанийпредприятия-изготовителя, пуск двигателя и часть первого режима холостого хода вначале цикла осуществляется при установке избирателя скорости в нейтральноеположение. За 5 с до начала движения в первом цикле избиратель скоростиустанавливается в положение, при котором происходит автоматическое включениевысшей передачи и переключается в нейтральное положение за 7 с до окончаниячетвертого цикла.

5.2. Испытание должнопроводиться в следующей последовательности:

- установитьавтомобиль на стенд;

- включить ротационныйнасос ППО (при работе с ППО на критических соплах Вентури - прокачивающийнасос), пробоотборные насосы, теплообменник;

- установить системупробоотбора ППО в положение перепуска в атмосферу и с помощью вентилейустановить расходы разбавленных отработавших газов и разбавляющего воздуха,отбираемых для анализа в эластичные емкости; значения указанных расходов должныбыть не менее 5 л/мин (для ППО на критических соплах расход разбавленныхотработавших газов, отбираемых для анализа, регламентируется минимальнымсечением сопла);

- установить в нулевоеположение счетчик оборотов ротационного насоса (для НПО с калиброваннымротационным насосом) и счетчик пройденного пути;

- соединить выхлопнуютрубу (трубы) автомобиля с помощью гибкого шланга с ППО;

- пустить двигательавтомобиля после стабилизации температуры перед ротационным насосом (передсуммарным соплом Вентури);

- выполнить ездовыециклы согласно графику;

- выключить системупробоотбора ППО;

- произвести анализразбавленных отработавших газов и разбавляющего воздуха в соответствующихемкостях не позднее, чем через 20 мин по окончании ездовых циклов;

- опорожнитьэластичные емкости.

5.3. Порядок расчетамассовых выбросов вредных веществ.

5.3.1.Выброс СО

,

где VО- объем разбавленных отработавших газов, проходящих через ППО за времяиспытания, приведенный к стандартным атмосферным условиям (с.а.у.), r=101,33,кПа, Т=273,2 К

,

где Vизм.- измеренный объем разбавленных отработавших газов, проходящий через ППО завремя испытания, л;

Рвх- давление перед устройством, измеряющим суммарный объем разбавленныхотработавших газов, проходящих через ППО, кПа;

Твх -абсолютная температура перед устройством для измерения суммарного объемаотработавших газов;

rсо- плотность СО при с.а.у.; rсо= 1,25 г/л;

 -объемная концентрация СО в отобранной пробе разбавленных отработавших газов завычетом концентрации СО в разбавляющем воздухе, млн-1;

,

где  - измеренная объемнаяконцентрация СО в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;

* -измеренная объемная концентрация СО в отобранной пробе разбавляющего воздух,млн-1;

Кр- коэффициент разбавления отработавших газов воздухом

где Vо.г.- объем отработавших газов, выбрасываемых двигателем за время испытания;

- измеренная объемная концентрация СО2в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, %;

 - измереннаяобъемная концентрация СН в отобранной пробе разбавленных отработавших газов,млн-1;

"Расчет 1. Выброс СО"

5.3.2. Выброс СН

,

где Vо- то же, что в п.5.3.1;

rсн- плотность углеводородов при с.а.у., исходя из предположения, что отношениечисла атомов углерода к атомам водорода в отработавших газах равно 1/1,85;

rсн=0,619г/л

 -объемная концентрация СН в отобранной пробе разбавленных отработавших газов завычетом концентрации СН в разбавляющем воздухе;

,

где  - измеренная объемнаяконцентрация СН в отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;

 - измереннаяобъемная концентрация СН в отобранной пробе разбавляющего воздух, млн-1;

Кр- то же, что в п.5.3.1.

"Расчет 2. Выброс СН"

5.3.3. Выброс NOх

,

где Vо- то же, что в п.5.3.1;

* -плотность окислов азота при с.а.у., (r=101,33кПа, Т=273,2 К) принята как плотность NO2;

*=2,05 г/л

 -объемная концентрация окислов азота в отобранной пробе разбавленныхотработавших газов за вычетом концентрации окислов азота в разбавляющемвоздухе;

,

где  - измеренная объемнаяконцентрация NOхв отобранной пробе разбавленных отработавших газов, млн-1;

 -измеренная объемная концентрация NOхв отобранной пробе разбавляющего воздух, млн-1;

Кр- то же, что в п.5.3.1.

Квл- коэффициент влажности, вносящий поправку на поглощение NOх,парами воды;

,

где a - абсолютнаявлажность окружающего воздуха в граммах водяного пара на 1 кг сухого воздуха.

,

где Ps -давление насыщенных паров воды при температуре окружающего воздуха, кПа;

j- относительная влажность воздуха, %;

Pa - атмосферноедавление, кПа.

"Расчет 3. Выброс NOх"

5.4. Результатыиспытаний по п. 5.1 фиксируются в протоколе, рекомендуемая форма которогоприведена в справочном приложении7.

______________________________

* Далее по тексту именуются "автомобили".

 

Приложение 1

Обязательное

Принципиальная схема ППО

 

"Принципиальная схема ППО"

Приложение 2

Рекомендуемое

Рабочие и калибровочные газы

1. В качестве рабочих рекомендуетсяиспользовать следующие газы, приведенные в таблице.

Наименование газа

Предельное содержание примесей, млн(-1)

С1

СО

СО2

NОх

Примечание

1. N2

1

1

400

0,1

-

2. N22 (синтетический воздух)

1

1

400

0,1

Содержание кислорода 18+21% по объему

3. О2

 

 

 

 

Содержание кислорода должно быть не менее 99,54

4. Н2; Н2 + N2

1

-

400

-

-

 

2. В качествекалибровочных рекомендуется использовать следующие газы:

- С3Н8в синтетическом воздухе;

- СО в азоте;

- СО2 вазоте;

- NO в азоте(количество NO2 не должно превышать 5%).

Отклонения в составе калибровочныхгазов не должны превышать ±2% от значений, указанных в паспорте.

Приложение 3

Рекомендуемое

Техническая характеристика двигателя

1. Модель двигателя.

2. Год выпуска.

3.Предприятие-изготовитель.

4. Тип двигателя.

5. Число тактов.

6. Число и порядокнумерации цилиндров. Порядок работы двигателя.

7. Рабочий объемдвигателя, дм3.

8. Диаметр цилиндра,мм.

9. Ход поршня, мм.

10. Степень сжатия.

11. Номинальнаямощность по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с).

12. Частота вращенияколенчатого вала в минуту при номинальной мощности.

13. Минимальнаячастота вращения коленчатого вала в минуту на холостом ходу.

14. Топливо(рекомендуемая марка).

15. Масло(рекомендуемая марка).

16. Фазыгазораспределения: впуск (начало, конец), выпуск (начало, конец).

17. Регулирочныезазоры, мм.

18. Карбюратор (тип,модель, количество).

19. Характеристикапропускной способности жиклеров.

20. Уровень топлива впоплавковой камере, мм.

21. Система пускахолодного двигателя.

22. Насос для впрыскатоплива (тип, модель).

23. Форсунки (тип,модель).

24. Воздушный фильтр(тип, модель, количество).

25. Система вентиляциикартера.

26. Тип системыохлаждения.

27. Зазор в контактахпрерывателя, мм,

28. Свечи зажигания(тип, модель).

29. Зазор междуэлектродами свечи, мм.

30. Дополнительныеустройства для уменьшения выброса вредных веществ.

Приложение 4

Рекомендуемое

1. Тарирование пробоотборника постоянного объема(ППО)

1.1. Тарированиесистемы ППО должно производиться в начале эксплуатации, в процессе эксплуатациине реже одного раза в год и после капитального ремонта.

1.2. Для тарирована системы ППО должениспользоваться газовый расходомер с классом точности не ниже 1 в измеряемомдиапазоне. Допускается использовать расходомер типа РГ-1000.

1.3. Тарирование ППО собъемным насосом производится в соответствии с черт.1. Все соединения между расходомером и насосом ППО должны быть герметичны.

1.4. В процессетарирования замеряются:

- параметрырасходомера, предписанные инструкцией;

- барометрическоедавление;

- температура газа навходе и выходе из насоса ППО;

- давление газа навходе и выходе из насоса ППО;

- обороты насоса;

- фактическаядлительность замера (не менее 250 с).

1.5. Все параметры,относящиеся к потоку в насосе ППО, замеряются одновременно с параметрами дляэталонного расходомера.

1.6. При положенииограничителя, соответствующем максимальному расходу, включить насос ППО и после20 мин работы произвести замеры.

1.7. Изменить положениеограничителя расхода таким образом, чтобы увеличить разрежение на входномотверстии насоса примерно на 1 кПа, дать системе стабилизироваться в течение 3мин. и повторить замер.

1.8. Изменяя положениеограничителя расхода, получить не менее шести показаний.

1.9. Если насос ППОимеет многоскоростной привод, замеры проводятся для каждого используемогоскоростного режима.

1.10. Расход газовогопотока (Qs) в каждой точке испытаний рассчитывается в стандартныхединицах по данным расходомера в соответствия с его инструкцией.

1.11. Затемрассчитывается объем (V0), подаваемый насосом, в зависимости отабсолютного давления и температуры на входе.

где Vо- объем газа, подаваемый насосом за один оборот при ТРРР3/об;

QS - расход газа при 101,3 кПа и 273,2 К, м3/мин;

ТР- температура (К) потока на входе насоса, К;

РР- абсолютное давление на входе насоса, кПа;

n -обороты насоса в минуту.

"Формула 1"

Нумерацияпунктов приводится в соответствии с источником

2.1. Тарирование ППОна критических соплах Вентури производится в соответствии с черт. 2.

2.2. В процессетарирования замеряются:

- параметрырасходомера, предписанные инструкцией;

- барометрическоедавление;

- температура идавление на входе сопла Вентури.

2.3. Параметры навходе сопла Вентури, замеряются одновременно с параметрами для эталонногорасходомера.

2.4. При положенииограничителя, соответствующем максимальному расходу, включить компрессор ипосле стабилизации параметров произвести замеры.

2.5. С помощьюограничителя регулируется поток и определяются не менее восьми показаний.

2.6. Для каждой точкииспытаний рассчитывается в стандартных единицах расход газового потока поданным расходомера в соответствии с инструкцией на него.

2.7. Для каждой точкииспытаний рассчитывается расходный коэффициент сопла (К)

,

где QS - расход газа при 273,2 К и 101, 33 кПа, м3/мин;

ТV -температура на входе сопла Вентури, К;

PV - абсолютное давлениена входе сопла Вентури, кПа.

"Формула 2"

2.8. Построить Кв виде функции от давления на входе сопла Вентури.

2.9. Расход газа (QS)в ППО на критических соплах Вентури определяется по формуле

,

где KV - расходныйкоэффициент сопла при данных значениях Р и Т (п. 2.8);

P  - абсолютное давление на входном отверстиисопла, кПа;

Т- температура газового потока на входном отверстии сопла, К.

"Формула 3"

 

"Черт. 1"

 

"Черт. 2"

2. Тарирование газоанализатора

2.1. Перед проведениеманализа газовых проб должно проверяться тарирование каждого используемогодиапазона газоанализатора.

2.2. Для проверкитарирования используются два калибровочных газа:

- с нулевым значениемизмеряемого компонента;

- с номинальнымзначением измеряемого компонента близким к предполагаемому значению ванализируемой смеси.

2.3. Если замеренныезначения отличаются от номинальных значений используемых калибровочных газовболее чем на 5% полной шкалы, то производится подрегулировка газоанализатора иповторная проверка тарировки с использованием этих же калибровочных газов.Настройка анализатора считается приемлемой, если разница между замеренными иноминальными значениями составляет менее 2%.

2.4. Не реже одногораза в шесть месяцев, и в том случае, когда при проверке тарировки замеренныезначения отличаются от номинальных значений калибровочных газов более чем на 5%полной шкалы, производится корректировка тарировочной кривой анализатора.

2.5. Для построениятарировочной кривой анализатора необходимо не менее пяти точек, расположенныхкак можно более равномерно. Наибольшая концентрация используемогокалибровочного газа не должна быть менее 80% шкалы используемого диапазона.

2.6. Расчеттарировочной кривой производится методом "наименьших квадратов".

2.7. Для каждогокалибровочного газа величина отклонения тарировочной кривой не должна превышать2% от номинального значения калибровочного газа.

3. Общая проверка системы

3.1. Для проверкиобщей точности ППО системы отбора проб и газоаналитической системы используютсячистые газы-окись углерода и пропан.

3.2. Пробоотборнаясистема работает в режиме имитации обычного испытания по оценке выброса вредныхвеществ автомобилем на протяжении 5-10 мин, в течение которых в системуподается окись углерода или пропан.

3.3. Количествоиспользованного чистого газа определяется взвешиванием малого цилиндра до ипосле испытаний.

3.4. Массу цилиндра,наполненного либо окисью углерода, либо пропаном определяют с точностью ±0,01г.

3.5. Газ, собранный вэластичные емкости ППО, анализируется с помощью газоаналитическогооборудования, обычно используемого для анализа отработавших газов.

3.6. В соответствии сформулами, приведенными в рекомендуемом приложении 4настоящего стандарта, рассчитывается выброс загрязняющих веществ. Если вкачестве трассирующего газа использовался пропан, то при расчетах, в видеисключения, принимать плотность пропана равную 0,656 г/л.

3.7. Результаты,полученные взвешиванием и рассчитанные по концентрациям, не должны различатьсяболее чем на 5%.

3.8. Если отклонениепревышает 5%, необходимо установить место и причину неправильной работы системыи произвести их устранение.

Приложение 5

Рекомендуемое

Порядок регулировки тормоза стенда с беговымибарабанами

Регулировка тормозапроизводится по мощности, которую затрачивает испытываемый автомобиль придвижении по горизонтальной дороге со скоростью 50 км/ч.

1. Определениемощности, передаваемой на ведущие колеса испытываемого автомобиля при скорости50 км/ч.

1.1. Дорога должнабыть с твердым покрытием, сухой и горизонтальной (допустимый уклон не более1,5%).

1.2. Средняя скоростьветра должна быть не более 3 м/с.

1.3. Температура и давление окружающего воздуха недолжны отличаться более чем на ±7,5% от стандартных атмосферных условий(Т=293К; Р=101,3 кПа).

1.4. Давление в шинахдолжно соответствовать давлению, предписанному предприятием-изготовителем.

1.5. Автомобиль долженбыть загружен до своей контрольной массы. Окна автомобиля должны быть закрыты.

1.6. Измерить времязамедления движения автомобиля со скорости 55 км/ч до скорости 45 км/ч принейтральном положении рычага переключения передач. Измерение произвести дваждыпри движении автомобиля во взаимно противоположных направлениях.

1.7. Повторить трираза измерения по п. 1.6 и определить среднее по всем замерам время замедления.

1.8. Время должноизмеряться с точностью до 0,1 с; скорость должна измеряться с точностью ±2%.

1.9. Определитьмощность (Naa.д) в кВт, передаваемую на ведущие колесаавтомобиля при движении по дороге по формуле

,

где mk - контрольная массаавтомобиля, кг;

V -скорость, для которой определяется мощность, км/ч;

DV -отклонение от скорости 50 км/ч;

t -время замедления автомобиля, с;

"Формула 1"

При скорости 50 км/ч иDV= 5 км/ч

"Формула 2"

2. Регулировкатормоза.

2.1. Установитьавтомобиль на стенд.

2.2. Соединить сбеговыми барабанами маховую массу стенда, соответствующую весовой категорииавтомобиля (см. табл. 3).

2.3. Давление в шинахведущих колес допускается увеличить (не более чем на 50%) по сравнению сдавлением, предписанным предприятием-изготовителем.

2.4. Разогнать ведущиеколеса автомобиля и беговые барабаны до скорости, соответствующей скоростидвижения автомобиля 60 км/ч, и установить рычаг переключения передач внейтральное положение.

2.5. Измерить времязамедления движения колес автомобиля и беговых барабанов со скорости 55 км/ч доскорости 45 км/ч. Измерение повторить 3 раза и определить среднее времязамедления.

2.6. Определитьмощность (Na.c.) в кВт, передаваемую на ведущие колесаавтомобиля при работе на стенде, по формуле

где mв- весовая категория автомобиля, кг;

t -время замедления движения колес автомобиля и беговых барабанов, с;

"Формула 3"

2.7. Значение мощности(Na.c.), передаваемой на ведущие колеса автомобиля при работе настенде, и подсчитанной по п. 2.6, должно соответствовать мощности (Nа.д)передаваемой на ведущие колеса автомобиля при движении по дороге и подсчитаннойпо п. 1.9. Допускаемое отличие должно быть в пределах ±5%.

Нумерацияпунктов приводится в соответствии с источником

2.8.1. В качествеальтернативного, при согласовании с предприятием-изготовителем допускаетсярегулировать тормоз таким образом, чтобы поглощаемая стендом мощность,передаваемая ведущими колесами испытываемого автомобиля на скорости 50 км/ч,соответствовала значениям табл. 8.

Таблица 8

Контрольная масса автомобиля, кг

Мощность, поглощаемая стендом, кВт

От 400 до 750 включ.

1,3

Св. 750 -"- 850 -"-

1,4

-"- 850 -"- 1020 -"-

1,5

-"- 1020 -"- 1250 -"-

1,7

-"- 1250 -"- 1470 -"-

1,8

-"- 1470 -"- 1700 -"-

2,0

-"- 1700 -"- 1930 -"-

2,1

-"- 1930 -"- 2150 -"-

2,3

-"- 2150

2,4

 

3.2. Дляавтотранспортных средств со всеми ведущими колесами и автотранспортных средств,не являющихся легковыми автомобилями, с контрольной массой более 1700 кг, приведенныев табл. 8 значения мощности, умножаются на коэффициент 1,3.

Приложение 6

Обязательное

Ездовой цикл для оценки выброса вредных веществ сотработавшими газами

"Ездовой цикл для оценки выбросавредных веществ с отработавшими газами"

Приложение 7

Справочное

(Организация)                                                                                                                  (Отдел)

 

Протокол испытаний

автомобиля (двигателя) по ГОСТ ...... иОСТ.....

 

Дата

 

 

N

Автомобиль

(марка)

(ГОС N)

(пробег)

Конструктивные особенности :

 

В = мм.рт.ст.

 

Топливо:

Окружающий воздух

t = °C

 

Масло:

 

Rа = %

 

 

 

 

Результаты испытаний

Испытания на холостом ходу

СО%

п =

 

 

 

 

п =

 

 

 

 

СН ч.н.м.

п =

 

 

 

 

п =

 

 

 

 

Испытания по циклу

СО

г/исп.

 

 

 

 

г/км

 

 

 

 

СН

г/исп.

 

 

 

 

г/км

 

 

 

 

NОх

г/исп.

 

 

 

 

г/км

п

 

 

 

Давление при откачивании из емкости, мм. рт. ст.

В начале

 

 

 

 

В конце

 

 

 

 

Сред.ариф.

 

 

 

 

Температура при откачивании, °С

В начале

 

 

 

 

В конце

 

 

 

 

Сред.ариф.

 

 

 

 

Показание счетчика

Начальн.

 

 

 

 

Конечн.

 

 

 

 

Объем газа, л.

Замеренный

 

 

 

 

Приведенный

 

 

 

 

Расход топлива

Суммарный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замечания

Испытания проводили:

(подписи)

 

 

Директор НАМИ

В.Ф. Кутенев

Заместитель директора НАМИ по научной работе

Ю.К. Есеновский

Заместитель директора автополигона по научной работе

А.П. Гусаров

Заведующий отделом стандартизации

Б.В. Кисуленко

Заведующий отделом бензиновых двигателей

В.А. Петренко

Заведующий лабораторией стандартизации

И.И. Малашков

Заведующий лабораторией токсичности автополигона

М.Е. Вайсблюм

Заведующий сектором токсичности НАМИ

Б.A. Куров

Инженер отдела стандартизации

Т.Д. Меленчук

#Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника.