На главную
На главную

ОСТ 36-126-85 «Шинопроводы переменного тока на напряжение до 1000 В и постоянного тока на напряжение до 1200 В. Методы испытаний»

Стандарт устанавливает методы электрических испытаний шинопроводов переменного тока частотой до 60 Гц напряжением до 1000 В и постоянного тока напряжением до 1200 В на нагревание при номинальных токах, стойкость к токам короткого замыкания, электрическую прочность и сопротивление изоляции, а такие испытаний по определению электрических параметров (по ГОСТ 6815-79) шинопроводов и проверке среднего ресурса троллейных токосъемных устройств.

Обозначение: ОСТ 36-126-85
Название рус.: Шинопроводы переменного тока на напряжение до 1000 В и постоянного тока на напряжение до 1200 В. Методы испытаний
Статус: действующий (Введен впервые)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1987
Разработан: ВНИИпроектэлектромонтаж Минмонтажспецстроя СССР 107082, Москва, Б. Почтовая, 26в
Утвержден: Минмонтажспецстрой СССР (24.12.1985)
Опубликован: № 1985

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ШИНОПРОВОДЫПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1000 В И ПОСТОЯННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО1200 В

Методы испытаний

ОСТ36-126-35

РАЗРАБОТАН ВНИИПроэктэлектромонтажом

Зам.директора по научной работе Р.Н. Карякин

Руководитель темы Н.И. Коротков

Исполнитель Б.В. Потапов

УТВЕРЖДЕН

Заместителем Министра

монтажных и специальных

строительных работСССР                                                                   24 декабря 1985 г

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ШИНОПРОВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1000 В И ПОСТОЯННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1200 В

Методы испытаний

ОСТ
36-126-85

Введен впервые

Заместителем Министра монтажных испециальных строительных работ СССР 24 декабря 1985 г.

Срок введения установлен с 1 января 1987г.

Настоящий стандарт устанавливаетметоды электрических испытаний шинопроводов переменного тока частотой до 60 Гцнапряжением до 1000 В и постоянного тока напряжением до 1200 В на нагреваниепри номинальных токах, стойкость к токам короткого замыкания, электрическуюпрочность и сопротивление изоляции, а такие испытаний по определениюэлектрических параметров (по ГОСТ 6815-79) шинопроводов и проверке среднегоресурса троллейных токосъемных устройств.

Технические требования к шинопроводам - по ГОСТ 6815-79, ГОСТ24752-81, ГОСТ 26346-84 и ГОСТ 19263-73. Термины, применяемые в настоящемстандарте, и их определения - по ГОСТ 18311-80, ГОСТ 27.002-83 и ОСТ36-115-85.

Стандарт соответствует публикациям МЭК № 439 (1973 г.) и №439-2 (1975 г.) в части, касающейся испытаний шинопроводов.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Испытания шинопроводов всех видов: магистральных,распределительных и троллейных следует проводить на линиях, собранных изэлементов шинопроводов конкретных типов по ОСТ36-115-85 (далее - шинопроводы конкретных типов).

1.2. Методики, средства измерений и испытаний, схемыпроведения испытаний, классы точности приборов устанавливаются в стандартахвида технических условий или технических условиях (далее - ТУ) на шинопроводыконкретных типов.

1.3. Испытания следует проводить при нормальныхклиматических условиях испытаний по ГОСТ15150-69.

1.4. До испытаний следует контролировать электрическоесопротивление контактных соединений проводников в местах соединения секций иприсоединения ответвительных устройств в соответствии с ГОСТ17441-84. Контроль сопротивления контактных соединений шин с двумя и более проводникамина полюс следует проводить в соответствии с ГОСТ 14694-76 разд. 3.

2.ИСПЫТАНИЕ НА НАГРЕВАНИЕ

2.1. Для испытания шинопровод, состоящий неменее чем из двух соединенных между собой трехметровых секций, должен бытьустановлен в рабочем положении, указанном в ТУ на шинопровод конкретного типа,на высоте не менее 0,5 м от пола.

Если шинопровод предназначен для эксплуатации в разныхрабочих положениях, то он должен испытываться в том положении, при котором еготоковедущие части имеют наиболее высокие температуры нагрева.

2.2. Отверстия в оболочке шинопровода, закрытые приэксплуатации, например, на торцах линии, должны быть закрыты. Не допускаетсяделать отверстия, создающие непредусмотренную вентиляцию.

2.3. Испытание должно проводиться от испытательнойустановки, содержащей источник электрической энергии низкого (до 60 В)напряжения (генератор или трансформатор) и средства измерений.

2.4. Испытание шинопровода переменного токачастотой 50 или 60 Гц следует проводить при указанной частоте или при частотеот 45 до 62 Гц.

Испытание трехфазных шинопроводов на нагревание номинальнымитоками не более 400 А допускается проводить однофазным током припоследовательном соединении всех фаз.

2.5. Размеры и расположение проводников для соединениявыводов шинопровода с выводами источника по п. 2.3 и для соединения выводовпротивоположного конца шинопровода между собой должны соответствоватьтребованиям разд. 5 ГОСТ 2933-83.

2.6. Для испытания на нагревание номинальным токомответвительное устройство должно быть установлено на секции шинопровода вместе, предназначенном для присоединения. При этом до места установкиответвительного устройства по шинопроводу должен протекать его номинальный ток.

2.7. В каждой фазе шинопровода и ответвительногоустройства должны быть подключены средства измерений действующих значений токов(амперметры, трансформаторы тока или шунты).

Для измерения температуры или превышения температурытоковедущих частей шинопровода над температурой окружающего воздуха должны бытьподключены термометры или первичные термоэлектрические преобразователи(термопары) и измерительные приборы. Термометры или термопары должны бытьустановлены в соответствии с требованиями разд. 5 ГОСТ 2933-83 в следующихместах:

на каждой токоведущей части в середине каждой секции;

на каждом контактном соединении шин в местах соединениясекций;

на каждом контактном соединении выводов ответвительногоустройства с шинами в месте присоединения;

на каждом контактном соединении выводов шинопровода спроводниками для соединений.

2.8. Испытание на нагревание следует проводитьпри температуре воздуха в помещении от 10 до 40°С.

2.9. Температуру воздуха во время испытания следует измерятьтермометром с погрешностью не более 1°С.

За температуру окружающего воздуха во время испытанияследует принимать среднее арифметическое показаний не менее чем двухтермометров, размещенных на расстоянии (1±0,2) м от шинопровода на высоте егоустановки. Термометры следует защитить от тепловых излучений и постороннихвоздушных течений, например, погружением термометра в заполненныйтрансформаторным маслом сосуд объемом около 200 см3.

2.10. Испытание на нагревание должно проводитьсяпри одновременном, прохождении по шинопроводу и ответвительному устройству номинальныхтоков до достижения установившейся температуры нагрева токоведущих частей.

Температура считается установившейся, если она изменяется неболее чем на ±1°С в 1 ч.

При испытании трехфазным током среднее арифметическоезначение тока для трех фаз должно быть не ниже номинального значения тока,установленного в ТУ на шинопровод конкретного типа, а токи в отдельных фазах недолжны отличаться от среднего арифметического значения более чем на ±5%.

Допускается для сокращения времени нагревания шинопровода вначале испытания увеличивать ток сверх номинального в 1,3 раза с последующимпонижением его до номинального значения. Нагревание повышенным током можетпродолжаться лишь до тех пор, пока температура нагрева какой-либо изтоковедущих частей шинопровода не достигнет наибольшего допустимого значения.

2.11. Контроль заданной величины номинального тока,регистрация показаний термопар и термометров должны проводиться не реже чемчерез каждые 15 мин.

Для автоматической регистрации показаний хромель-копелевыхтермопар, градуированных по ГОСТ 3044-84, рекомендуется использоватьмноготочечный самопишущий прибор, соответствующий требованиям ГОСТ 7164-78,например, потенциометр типа КСП4 с пределами измерений от 0 до 100°С.

2.12. Данными испытаний являются зарегистрированные значенияпревышения температуры токоведущих частей шинопровода над температуройокружающего воздуха в установившемся тепловом режиме при номинальных токах.

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

3.1. Электрические параметры шинопроводов: активное,индуктивное сопротивление фазы, полное сопротивление цепи фаза-нуль, потерю(падение) напряжения на единицу длины линии - следует определять припродолжительном режиме работы шинопровода, т.е. в условиях аналогичныхиспытаниям на нагревание по п. 2.8 - 2.10.

3.2. В качестве объекта испытаний следует использоватьшинопровод длиной не менее 6 м, собранный из прямых секций.

3.3. Для испытания шинопровод должен быть установлен исоединен с источником по п.п. 2.1 - 2.4, 2.6.

3.4. Определение электрических параметров шинопровода переменноготока следует проводить в соответствии с ГОСТ 6815-79.

3.5. Измерение падения напряжения и электрическогосопротивления при номинальном токе на участке полюса шинопровода постоянноготока следует проводить в соответствии с ГОСТ 2933-83 разд. 6.

3.6. Сопротивление цепей защитного заземления, например,между выводом нулевого защитного проводника и всеми открытыми металлическимичастями оболочки шинопровода, следует контролировать методом амперметра -вольтметра при напряжении постоянного тока не более 12 В и токе 10 А в холодномсостоянии, т.е. при температуре шинопровода, равной температуре окружающеговоздуха.

4.ИСПЫТАНИЕ НА СТОЙКОСТЬ К ТОКАМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ

4.1. Для испытания шинопровод длиной не менее 6 м долженбыть установлен и закреплен в рабочем положении, указанном в ТУ на шинопроводконкретного типа.

4.2. Испытание должно проводиться от испытательнойустановки, содержащей источник электрической энергии (генератор), цепьрегулируемой нагрузки и средства измерений.

4.3. Для испытания трехфазного шинопровода следуетиспользовать трехфазный генератор переменного тока частотой (50±12,5) Гц.Допускается испытывать шинопроводы постоянного тока переменным током самплитудным значением превышающим на 20% значение постоянного тока короткогозамыкания, установленное в ТУ на шинопровод конкретного типа.

4.4. Проводники для соединения выводов шинопровода свыводами генератора и для соединения выводов противоположного конца шинопроводамежду собой должны обладать достаточной жесткостью и быть закреплены так, чтобыне создавать при испытании никаких дополнительных электродинамическихвоздействий на шинопровод.

4.5. Испытательный ток следует определять с помощьюосциллографа по ГОСТ 9829-81.

4.6. В цепь между генератором и шинопроводом следуетвключить регулируемую реактивную нагрузку (реакторы, конденсаторы) споследующим градуировочным осциллографированием тока в испытательной цепи. Приградуировке испытательной цепи шинопровод следует заменить временнойперемычкой, имеющей пренебрежимо малое полное сопротивление по сравнению ссопротивлением испытательной цепи. Для проведения испытаний временную перемычкуследует заменить испытываемым шинопроводом.

4.7. Испытание следует начинать при холодном состояниииспытуемого шинопровода, т.е. при температуре шинопровода равной температуреокружающего воздуха.

4.8. Испытание шинопровода следует проводитьоднократным пропусканием тока, пиковое (амплитудное в первый полупериод)значение которого равно заданному допустимому амплитудному значению токакороткого замыкания, с последующим спадом до меньшего значения (действующегозначения периодической составляющей) и протеканием его в течение заданноговремени в соответствии с установленным в ТУ на шинопровод конкретного типа.Регистрацию изменения тока следует проводить осциллографированием с записью нафотопленку.

4.9. При испытании трехфазных шинопроводов переменного токадействующее значение периодической составляющей следует определять как среднееарифметическое значение тока трех фаз. Ток в отдельных фазах не должен отличатьсяот среднего арифметического значения более чем на ±10%.При этом, хотя бы в одной из фаз, наибольшее пиковое значение тока должно бытьне менее заданного допустимого амплитудного значения тока короткого замыкания,но не превышало его более чем на 10%.

4.10. Определение значений токов и времени их протекания вкаждой фазе следует проводить по осциллограммам, полученным по п. 4.8.Измерение температуры нагрева токоведущих частей шинопровода следует проводитьпо методике, указанной в п. 2.7.

5.КОНТРОЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ И СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ

5.1. Контроль электрической прочности и контрольэлектрического сопротивления изоляции следует проводить в соответствии стребованиями ГОСТ 2933-83 разд. 4.

6.ИСПЫТАНИЕ ПО ПРОВЕРКЕ СРЕДНЕГО РЕСУРСА ТРОЛЛЕЙНЫХ ТОКОСЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ

6.1. Для испытания шинопровод, состоящий не менее чем издвух соединенных между собой секций, должен быть установлен в рабочем пояснении,указанном в ТУ на шинопровод конкретного типа.

6.2. Испытание должно проводиться от испытательнойустановки, содержащей источник электрической энергии на номинальное напряжениешинопровода, цепь регулируемой нагрузки, обеспечивающую прохождение номинальноготока токосъемного устройства через скользящие контакты, и средства измерений.

6.3. Испытание следует проводить многократным циклическимвозвратно-поступательным перемещением токосъемного устройства вдоль шинопроводапри нагрузке скользящих контактов номинальным током при номинальном напряжении,определяя наработку до отказа токосъемного устройства.

При испытании на переменном токе коэффициент мощности цепинагрузки должен быть равен 0,75 - 0,80.

Скорость движения токосъемного устройства должна соответствоватьустановленной в ТУ на шинопровод конкретного типа.

6.4. Отказом токосъемного устройства следует считатьдостижение им предельного состояния по износу щеток (роликов) в соответствии скритериями предельных состояний, установленными в ТУ на шинопровод конкретноготипа.

Токосъемное устройство считается выдержавшим испытание, еслиполученная оценка среднего ресурса щеток (роликов) до замены не меньшезначения, установленного в ТУ на шинопровод конкретного типа.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.