На главную
На главную

Стопорение болтов, винтов, шпилек, штифов и гаек

Стандарт устанавливает следующие типы стопорения болтов, винтов, шпилек и гаек в резьбовых соединениях и штифтов: - 1 - стопорение стопорными шайбами; - 2 - стопорение шплинтами; - 3 - стопорение деформацией металла; - 4 - стопорение проволокой. В резьбовых соединениях могут применяться и другие типы стопорения, например, стопорение самоконтрящимися гайками, пружинными и зубчатыми шайбами, контргайками.

Обозначение: ОСТ 1 39502-77
Название рус.: Стопорение болтов, винтов, шпилек, штифов и гаек
Статус: действует
Заменяет собой: 184АТ 261АТ
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 01.07.1978
Утвержден: 25.10.1977 Министерство (Ministry )
Ссылки для скачивания:

ГруппаГЗО

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СТОПОРЕНИЕ БОЛТОВ, ВИНТОВ ШПИЛЕК,

ОСТ 1 39502-77

ШТИФТОВ И ГАЕК

Взамен 184AT

261AT

Распоряжением Министерства от 25 октября 1977 года №087-16

сроквведения установлен с 1 июля 1978 года

Содержание

Проверен в 1986 г. Подлежитпроверке в 1996 г.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

Настоящий стандарт устанавливает следующие типыстопорения болтов, винтов, шпилек, и гаек в резьбовых соединениях и штифтов:

- 1- стопорение стопорными шайбами;

- 2 - стопорение шплинтами;

- 3 - стопорение деформацией металла;

- 4 - стопорение проволокой.

В резьбовых соединениях могут применяться и другиетипы стопорения, например, стопорение самоконтрящимися гайками, пружинными изубчатыми шайбами, контргайками.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1. СТОПОРЕНИЕ СТОПОРНЫМИ ШАЙБАМИ

Тип 1

1.1. Стопорение по типу 1 должно соответствоватьуказанному на черт. 1, 2 и 3.

Исполнение 1.1.

Черт. 1

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

Исполнение 1.2.

Черт 2

___________

* Размер для справок

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

Изображение гайки и шайбы, расположенных справа заменяются ®®®®

 

Черт. 3

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

1.2. Загиб лепестковшайбы на грани шестигранника гайки (болта) производить в положении шайбыразвернутой в сторону отвинчивания по ее упора носком в гнезде детали (черт. 4)или лапкой в торец детали (черт. 5).

Черт. 4

Черт. 5

1.3. Загнутая лапка шайбыдолжна плотно сопрягаться с деталью. Допускается зазор между шайбой и деталью вместе изгиба лапки и лепестка шайбы.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.4. Установка шайб на фланце изагиб папок шайб или их упор в торец бурта должны исключать возможностьразворота шайб в сторону отвинчивания (черт. 6). При стопорении без отгибалапки шайбы выступание лапки относительно торца упорного бурта не допускается.

Черт. 6

1.5. Подгонку совпадениялепестков шайбы с гранями гайки (болта)производить путем подтяжки гайки(болта)на угол не более 30° или замены гайки (болта).

Подгонка путем отворачиваниягайки не допускается.

При подтяжке гайки (болта)превышение максимально допустимого крутящего момента затяжки не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.6. Лепестки шайб должны бытьподжаты к граням гаек.

1.7. Загиб лепестков шайбыможет производиться как на одну, так и на две грани гайки (болта). Загиб награнь усиленных лепестков производить той частью отгибаемого лепестка, котораяобеспечивает наибольшую площадь контакта с гранью болта (гайки).

1.8. Не допускаются:

- срез или сдвиг материала,трещины и надрывы в месте загиба лепестков шайбы;

- забоины и расплющиваниелепестков шайбы при загибе;

- производить загиб лепестковболее одного раза;

- выступание лепестков надгайкой (болтом) более чем на 2 мм;

- удары молотком по местузагиба лепестков шайбы;

- оставлять незагнутымилепестки шайбы.

1.9. Загиб лепестков шайбыдолжен производиться специальными щипцами согласно технологии на сборкуизделия. В труднодоступных местах разрешается производить загиб лепестков шайбыс помощью специальных оправок или выколоток из меди и алюминиевых сплавов.

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

2. СТОПОРЕНИЕ ШПЛИНТАМИ

Тип 2

2.1. Стопорение по типу 2должно соответствовать указанному на черт. 7, 8 и 9.

Исполнение 2.1.

Черт. 7

Исполнение 2.2.

l = 0,5 d ¸0,75 d

d- диаметр болта, винта, шпильки

Черт .8

Исполнение 2.3.*

Черт. 9

2.2. Совмещение отверстия под шплинт в болте, винтеи шпильке с прорезью в гайке должно производиться путем подтяжки гайки на угол неболее 30°,путем замены гайки или болта, винта, шпильки или подбором толщины шайб.

Подгонка путемотворачивания гайки не допускается.

При подтяжкегайки превышение максимально допустимого крутящего момента затяжки недопускается.

________

* Применять в труднодоступныхместах

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.3. Шплинтдолжен входить в отверстие свободно или под незначительной безударнойнагрузкой.

2.4. Шплинтдолжен утопать в прорези гайки. Допускается выступание шплинта над прорезьюгайки на величину не более 0,4 от номинального диаметра шплинта.

2.5.Допускаются:

- неплотноеприлегание концов шплинта к поверхности гайки в пределах 0,1¸0,3 мм;

- касаниеотогнутых концов шплинта резьбы болта, винта, шпильки;

- откусываниешплинтов с последующим снятием заусенцев.

Принеобходимости на нарушенные в результате откусывания места наноситсялакокрасочное покрытие, назначаемое разработчиком изделия.

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

2.6. Недопускаются:

- смятие головкишплинта;

- надрывы итрещины на концах шплинта;

- расплющиваниеи перекручивание концов шплинта;

- раскачивание шплинтапосле установки;

- использованиешплинта более одного раза.

2.7. Загибконцов шплинта на грани гайки должен производиться выколоткой из меди илиалюминиевых сплавов, заправка концов шплинта в прорези гаек - тупой отверткой.

3. СТОПОРЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЕЙ МЕТАЛЛА

Тип3

3.1. Стопорениепо типу 3 должно соответствовать указанным:

- на черт. 10, 11и 12 - для болтов, винтов и шпилек;

- на черт. 13 и в табл. 1 - для установочных винтов;

- на черт. 14 и в табл. 2, на черт. 15и в табл. 3 - для цилиндрическихштифтов;

- на черт. 16 - для конических ицилиндрических штифтов.

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

Исполнение 3.1.

Кернение с торца

Вид А

Для деталей

Для деталей

с резьбой М4¸М8

с резьбой свыше М8

h= h1+0,5

Черт.10

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

Исполнение 3.2.

Кернение в резьбу

А-А

Для деталей

Для деталей

с резьбой М4¸М8

с резьбой свыше М8

Р-шаг резьбы

Черт.11

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

___________

* Размеры обеспеч. инстр.

Исполнение 3.3.

Кернение в шлиц

Черт. 12

Исполнение 3.4.

Кернение установочных винтов

Вид А

Для неразъемных соединений

Для винтов

Для винтов

с резьбой М6 и менее

с резьбой свыше М8

 

 

Черт. 13

___________

*Размер обеспеч. инстр.

(Измененная редакция, Изм. № 2 ).

Таблица 1

мм

Резьба

h

l

М2

0,4-0,7

0,5

М3

М4

0,8-1,1

0,8

М5

М6

1,2-1,6

1,0

М8

М10

1,8-2,2

1,3

Исполнение 3.5.

Кернение цилиндрическихштифтов

Черт. 14

___________

* Размер обеспеч. инстр.

Таблица 2

мм

Диаметр штифта d

h

1

0,6-1,0

0,15-0,3

0,3

1,6-3,0

0,4-0,7

0,5

4,0-5,0

0,8-1,1

0,8

6,0-8,0

1,2-2,2

1,5

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

Исполнение 3.6.

Зачеканка цилиндрическихштифтов

Черт. 15

_______________

* Размер для справок

** Размер обеспеч. инстр.

Таблица3

мм

Диаметр штифта d

d1, max

d2

Материал корпуса

Сталь

Алюминиевый сплав

Сталь

Алюминиевый сплав

1,6

1,0

1,3

2,6

3,1

2,0

1,6

3,0

3,5

2,5

2,0

2,3

3,5

4,0

3,0

2,5

4,0

4,5

4,0

3,2

2,6

5,0

5,5

5,0

3,7

3,1

6,0

6,5

6,0

4,7

4,5

7,0

7,5

Исполнение 3.7.

Зачеканка конических и цилиндрическихштифтов

d1= d-0,2¸0,8

d2= d+0,2¸0,8

Черт. 16

___________

* Размер обеспеч. инстр.

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

3.2. Прикернении в резьбу кернер ставить в месте выхода болта, винта, шпильки из гайки.

3.3. Размеры ирасположение точек кернения не контролировать.

4. СТОПОРЕНИЕ ПРОВОЛОКОЙ

Тип 4

4.1. Стопорениепо типу 4 должно соответствовать указанному на черт. 17-22.

Исполнение 4.1.

Черт. 17

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

Исполнение 4.2.

Черт. 18

Исполнение 4.3.

Черт. 19

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

Исполнение 4.4.

Гайки изображены условно. Данное исполнение можетприменяться и на шестигранных головках болтов

Черт. 20

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

Исполнение 4.5.

Исполнение 4.6.

Черт. 21

Черт. 22

При стопорениитрех и более деталей (исполнения 4.1 и 4.4) количество болтов или гаек,стопорящихся одной проволокой, устанавливается конструкторской документациейили технологией изготовления изделия.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.2. Проволока должна располагаться таким образом,чтобы при приложении к ней произвольно ориентированной нагрузки происходилазатяжка резьбового соединения.

4.3. Проволока должна бытьперевита без зазоров между витками. Под витком понимается один полный оборотодного конца проволоки относительно другого. Количество витков должно быть неменее трех на длине 10 мм для проволоки диаметром до 0,8 мм включительно и неменее двух на длине 10 мм для проволоки диаметром более 0,8 мм. По согласованиюс заказчиком допускается уменьшать количество витков в перевивке до 1,5.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.4. В труднодоступных местах при малых расстоянияхмежду стопорящимися деталями допускается проволоку не перевивать.

Примечание. Труднодоступные места устанавливаются по эталоннымобразцам изделий, согласованным с заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.5. Концыпроволоки должны быть перевиты (3-4 витка) и поджаты.

4.6. Привыполнении стопорения надрывы и перекручивание проволоки не допускаются.

4.7. Проволока должнабыть туго натянута, прогибы, и слабина не допускаются.

Примерзаписи вконструкторской документации стопорения исполнения 2,1:

Стопорение 2,1 – ОСТ 139502-77

Головная организация постандартизации

Зам руководителя предприятия

А.П. Власов

/Начальник отдела

Э.Р. Азин

Нормоконтроль

Ю.Н. Крупин

Начальник бригады

В.Е. Тихонов

Металлург

И.А. Воробьев

Технолог

Ю.П. Козокин

Ведущий по теме

А.М. Сверчкова

Текст соответствуетисточнику

4 483
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.