Предназначены для контроля за водопользованием, для разработки технико-экономических обоснований и проектирования как вновь строящихся, так и реконструируемых существующих систем водоснабжения и канализации железнодорожных объектов, для оценки эффективности использования воды на каждом действующем предприятии железнодорожного транспорта и для разработки баланса водопотребления и водоотведения.
Обозначение: | ОН 016-01124328-2000 |
Название рус.: | Нормы водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли |
Статус: | действующий |
Заменяет собой: | «Нормы водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта» (МПС РФ 23.06.93) |
Дата актуализации текста: | 01.01.2009 |
Дата добавления в базу: | 29.04.2009 |
Дата введения в действие: | 14.10.2000 |
Разработан: | ГУП ВНИИЖТ |
Утвержден: | Министерство путей сообщения РФ (14.10.2000) |
Опубликован: | "Транспорт" № 2000 |
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТКАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НОРМЫ
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОТРАСЛИ
ОН016-01124328-2000
Москва2000 г.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТКАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
| УТВЕРЖДАЮ: Зам. Министра путей сообщения |
НОРМЫ
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОТРАСЛИ
СОГЛАСОВАНО: В.А. Щерица | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора ГУП ВНИИЖТА.Я. Коган |
СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента безопасности движения и экологии МПС России Б.Л. Недорчук | СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента локомотивного хозяйства А.А. Троицкий |
СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента вагонного хозяйства В.С. Силин | СОГЛАСОВАНО: Зам руководителя Департамента пути и сооружений Н.П. Кемеж |
Москва 2000 г
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие «Нормы водопотребленияи водоотведения в технологических процессах отрасли» разработаны с цельюэкономии водных ресурсов и в связи с изменениями в технологических процессахводопотребления и водоотведения на железнодорожном транспорте. «Нормы¼» разработаны взамен «Норм водопотребления и водоотведения напредприятиях железнодорожного транспорта», утвержденных первым заместителемМинистра путей сообщения Мошенко О.А. 23 июня 1993 г.
«Нормы¼» предназначены для контроля за водопользованием, для разработкитехнико-экономических обоснований и проектирования как вновь строящихся, так иреконструируемых существующих систем водоснабжения и канализациижелезнодорожных объектов, для оценки эффективности использования воды на каждомдействующем предприятии железнодорожного транспорта и для разработки балансаводопотребления и водоотведения.
В настоящем документе впервыевведены нормы для различных машин и механизмов путевого хозяйства, исключенынормы для уже не существующих предприятий, снижены нормы для большинстватехнологических процессов железнодорожного транспорта с учетом последнихисследований и нормативных документов.
Нормы даны как дляпрямоточной, так и для оборотной систем водоиспользования.
В «Нормах¼» приведены временные нормы качества воды в оборотных системах водоиспользования,разработанные ранее во ВНИИЖТе и приведенные в «Методических указаниях попроектированию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования дляпредприятий железнодорожного транспорта», утвержденных заместителем Министрапутей сообщения Богдановичем А.О., 1994 г.
«Нормы водопотребления иводоотведения в технологических процессах отрасли» разработаны Департаментомкапитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспортаМПС России (Барковсков Б.В.; Кузнецов М.В.) и Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (Резник Н.Ф.,к.т.н.; Бабкина Т.В.; Бельков В.М., д.ф-м.н.; Зубрева Н.П.).
Таблица1
НОРМЫ
водопотребления и водоотведения для предприятий
железнодорожного транспорта
№ п/п | Наименование объектов водопотребления и водоотведения | Измеритель | Норма 1, 2), м3 | |||
без оборотного водоиспользования | при оборотном водоиспользовании | |||||
водопотребление | водоотведение | водопотребление | водоотведение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| I. ЛОКОМОТИВНЫЕ, ВАГОННЫЕ ДЕПО И РЕМОНТНЫЕ ЗАВОДЫ |
|
|
|
|
|
1. | Наружная обмывка локомотивов, вагонов и моторвагонного подвижного состава |
|
|
|
|
|
- механизированная обмывка | секция локомотива | 1,8 | 1,5 | 0,2 | 0,2 | |
| вагон | 1,8 | 1,5 | 0,2 | 0,2 | |
- ручная обмывка локомотивов и пассажирских вагонов | секция локомотива | 0,9 | 0,8 | 0,15 | 0,15 | |
вагон | 0,5 | 0,45 | 0,1 | 0,1 | ||
2. | Внутренняя влажная уборка пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава | вагон | 0,2 | 0,15 | - | - |
3. | Промывка отопительной и водяной систем пассажирских вагонов | вагон | 2,8 | 2,6 | - | - |
4. | Промывка радиаторов, топливных, водяных баков рефрижераторного подвижного состава | 5-вагонная секция | 1,4 | 1,2 | 0,15 | 0,15 |
5. | Промывка узлов и деталей вагонов и локомотивов в моечных машинах и выварочных ваннах | секция локомотива | 0,72 | 0,7 | 0,72 | - |
6. | Промывка деталей в гальванических отделениях | вагон | 1,8 | 1,6 | - | - |
- с очисткой стоков методом электрокоагуляции | - | - | 1,1 | 1,03) | ||
7. | Промывка и заправка аккумуляторов | вагон | 2,0 | 0,5 | 0,22 | - |
8. | Опрессовка водяной системы и деталей дизеля тепловоза и котлов цистерн | секция тепловоза | 0,9 | 0,72 | 0,6 | - |
цистерна | 0,9 | 0,72 | 1,2 | - | ||
9. | Реостатные испытания тепловозов на жидкостных реостатах: |
|
|
|
|
|
| тепловозы мощностью |
|
|
|
|
|
| до 1000 л.с. | секция тепловоза | 2-3 | 0,2 | - | - |
| до 2000 л.с. | секция тепловоза | 6-8 | 0,2 | - | - |
| до 3000 л.с. | секция тепловоза | 10-12 | 0,2 | - | - |
| до 4000 л.с. | секция тепловоза | 12-15 | 0,2 | - | - |
10. | Экипировка пассажирских вагонов: |
|
|
|
|
|
| - после ремонта к подаче из отстоя | вагон | 2,0 | - | - | - |
| - в транзитных поездах и своего формирования | вагон | 1,0 | - | - | - |
11. | Экипировка оборудования рельсосварочных предприятий: |
|
|
|
|
|
| - вагон ПРСМ | цистерна | - | - | 0,4 | - |
| - рельсошлифовальный поезд | цистерна | 50 | - | - | - |
12. | Экипировка рефрижераторного подвижного состава |
|
|
|
|
|
| 5-вагонная секция ЦА5 | 1,4 | - | - | - | - |
| 5-вагонная секция ЦВ5 | 6,0 | - | - | - | - |
| 5-вагонная секция БМЗ | 3,55 | - | - | - | - |
13. | Экипировка тепловозов: |
|
|
|
|
|
| - после ремонта | секция тепловоза | 1,0 | - | - | - |
| - пополнение охлаждающей системы при экипировке | секция тепловоза | 0,,1 | - | - | - |
14. | Проверка на водонепроницаемость контейнеров | контейнер | 0,5 | 0,4 | - | - |
| II. ПРОМЫВОЧНО-ПРОПАРОЧНЫЕ СТАНЦИИ |
|
|
|
|
|
15. | Внутренняя обработка котлов цистерн | цистерна | - | - | 1,5 | 1,3 |
16. | Наружная обмывка цистерн | цистерна | - | - | 1,5 | 1,0 |
17. | Полная обработка цистерн под налив4) | цистерна | - | - | 0,6 | 0,3 |
| III. ПУНКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАГОНОВ, ПОДГОТОВКА ВАГОНОВ К ПЕРЕВОЗКАМ |
|
|
|
|
|
18. | Внутренняя промывка грузовых вагонов: |
|
|
|
|
|
| - ручная | вагон | 1,0 | 0,8 | 0,2 | 0,17 |
| - машинная | вагон | 1,6 | 1,3 | 0,4 | 0,3 |
19. | Внутренняя промывка рефрижераторных вагонов: |
|
|
|
|
|
| - ручная | вагон | 2,0 | 1,7 | - | - |
| - машинная | вагон | 3,0 | 2,7 | - | - |
20. | Внутренняя промывка рефрижераторных вагонов: |
|
|
|
|
|
| - ручная | вагон | 0,7 | 0,6 | 0,15 | 0,06 |
| - машинная | вагон | 1,6 | 1,36 | 0,16 | 0,08 |
21. | Комплексная5) обработка грузовых вагонов под погрузку | вагон | - | - | 2,5 | 2,1 |
| IV. ДЕЗПРОМСТАНЦИИ И ДЕЗПРОМПУНКТЫ |
|
|
|
|
|
22. | Обработка вагонов I категории: |
|
|
|
|
|
| - ручная | вагон | 0,7 | 0,6 | - | - |
| - машинная | вагон | 1,5 | 1,3 | - | - |
23. | Обработка вагонов II категории: |
|
|
|
|
|
| - ручная | вагон | 0,9 | 0,8 | - | - |
| - машинная | вагон | 2,0 | 1,8 | - | - |
24. | Обработка вагонов III категории: |
|
|
|
|
|
| - ручная | вагон | 1,2 | 1,0 | - | - |
| V. РЕЛЬСОСВАРОЧНЫЕ ПОЕЗДА И МАШИНЫ |
|
|
|
|
|
25. | Очистка, шлифовка, ремонт и сварка рельсов | 1 км рельс | 85 | 80 | 20 | 10 |
26. | Наружная обмывка передвижных, самоходных, стыковочных, рельсоочистительных машин: |
|
|
|
|
|
| - ручная | машина | 1,1 | 0,9 | 0,3 | 0,15 |
| - машинная | машина | 2,7 | 2,0 | 0,36 | 0,18 |
27. | Машины и механизмы6, 7, 8) путевого хозяйства. Наружная обмывка машин и механизмов 1-й группы (баластирочные, щебнеочистительные, выправочно-подбивочные, отделочные и рихтовочные, кюветоочистительные, уборочные, для смены стрелочных переводов и струго-очистительные): |
|
|
|
|
|
| - ручная | секция | 1,35 | 1,1 | 0,3 | 0,12 |
| - машинная | секция | 2,7 | 2,2 | 0,36 | 0,18 |
28. | Наружная обмывка машин и механизмов 2-й группы (вагоны-дефектоскопы, путеизмерители, моторные платформы, путеукладочные краны, путеремонтные летучки, путевые моторные гайковерты, хопер-дозаторы, снегоуборочные машины, вагон-электростанции): |
|
|
|
|
|
| - ручная | машина | 1,0 | 0,8 | 0,15 | 0,06 |
| - машинная | машина | 1,5 | 1,3 | 0,18 | 0,09 |
29. | Наружная обмывка машин и механизмов 3-й группы (автодрезины, прицеп УП-3, бульдозеры, экскаваторы, грузовые и пассажирские дрезины, мотодрезины): |
|
|
|
|
|
| - ручная | машина | 0,31 | 0,27 | 0,07 | 0,03 |
| - машинная | машина | 0,7 | 0,5 | 0,09 | 0,04 |
30. | Внутренняя влажная обмывка путевых машин и механизмов всех типов |
|
|
|
|
|
| - ручная | машина | 0,2 | 0,15 | - | - |
31. | Опрыскивание раствором гербицида для предотвращения появления и уничтожения сорной травянистой растительности на балластной призме земляного полотна | 10000 м2 земляного полотна | 0,3 | - | - | - |
| IV. ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЕ ЗАВОДЫ |
|
|
|
|
|
32. | Пропитка шпал | 1 тыс. м3 шпал | 609) | 73 | 504) | - |
33. | Ремонт шпал | 1 тыс. м3 шпал | 10 | 7 | - | - |
| VII. АВТОБАЗЫ |
|
|
|
|
|
34. | Наружная обмывка автомашин: |
|
|
|
|
|
| - грузовых до 6 т |
|
|
|
|
|
| ручная | автомашина | 0,6 | 0,5 | - | - |
| машинная | автомашина | - | - | 2,0 | 1,8 |
| - легковых |
|
|
|
|
|
| ручная | автомашина | 0,4 | 0,3 | - | - |
| машинная | автомашина | - | - | 1,5 | 1,3 |
| VII. ЩЕБЕНОЧНЫЕ И ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЕ ЗАВОДЫ |
|
|
|
|
|
35. | Щебеночные и дробильно-сортировочные заводы10) |
|
|
|
|
|
| - с промывкой продукции | 1 м3 щебня | 3,5 | 3,46 | 0,45 | 0,40 |
| - без промывки продукции | 1 м3 щебня | 0,63 | 0,60 | 0,23 | 0,17 |
36. | Гравийно-песчаные заводы |
|
|
|
|
|
| - с экскаваторным способом добычи | 1 м3 щебня, песка и гравия | 3,4 | 3,1 | 0,34 | 0,31 |
| с гидромеханизированным способом добычи | 1 м3 щебня, песка и гравия | 19,5 | 15,2 | 4,3 | 33,4 |
| IX. КОМПРЕССОРНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
|
|
|
|
37. | Охлаждение компрессоров | компрессор в час | - | - | 0,1-0,2 | - |
| X. КОТЕЛЬНЫЕ |
|
|
|
|
|
38. | Производство пара, в т.ч. | 1 т пара | 1,3 | 0,5 | - | - |
| - на получение пара (возврат конденсата 30%) |
| 1,0 | - |
|
|
| - на регенерацию Na-катионитовых фильтров |
| 0,3 | 0,3 |
|
|
| - на продукцию котла 10% паропроизводительности |
| 0,1 | 0,1 |
|
|
| - на собственные нужды котельной 2% паропроизводительности |
| 0,02 | 0,02 |
|
|
| - на охлаждение дымососов |
| 0,125 | 0,125 |
|
|
|
| 1 Гкал | 2,0 | 0,8 | - | - |
| XI. ПАРОВОЗЫ |
|
|
|
|
|
39. | Поддерживание в горячем состоянии | паровоз в сутки | 3 | - | - | - |
40. | Маневровые паровозы | паровоз в месяц | 30 | - | - | - |
41. | Промывка и заполнение котла | паровоз в месяц | 30 | - | - | - |
42. | Наружная обмывка | паровоз | 1,5 | 1,3 | - | - |
Примечания:
1) За основу взяты «Нормы водопотребленияи водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта», утвержденные МПСв 1993 г;
2) Нормы даны дляпрямоточного и оборотного водоиспользования.
3) Водоотведение отсутствуетв случае использования очищенных стоков в других технологических процессахпредприятия, например, при подаче их в моечные машины.
4) Нормы даны для замкнутогоцикла водопользования.
5) Нормы даны для оборотноговодопользования при комплексной подготовке грузовых вагонов под погрузку,включающую наружную обмывку грузовых вагонов, внутреннюю их промывку и домывкупитьевой водой вагонов, поступающих на пункт под пищевые грузы.
6) Системапланово-предупредительного ремонта путевых машин предусматривает следующие видытехнического обслуживания (ТО) и ремонтов:
техническое обслуживание -ежесменное и периодическое;
ремонт - текущий, средний,капитальный (первого объема, второго объема).
7) Ремонт путевых машинпроизводится в мастерских предприятий приписки в дорожных ремонтных мастерских,в вагонных и локомотивных депо, на ремонтных заводах.
8) Нормы водопотребления иводоотведения для путевых машин и механизмов даны по аналогии с локомотивами игрузовыми вагонами, в зависимости от сложности и объема разделены на три группы(1 - крупные; 2 - средние; 3 - мелкие).
9) Нормы даны без учетарасхода воды на охлаждение компрессоров и другого оборудования приприготовлении пара в котельной.
10) За основу взятыразработанные ранее «Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения дляразличных отраслей промышленности». М.: Стройиздат, 1982 г.
При наличии в горной массезначительного количества глинистых включений норма водопотребления при промывкепродукции щебеночного завода в корытных мойках может быть увеличена до 5 м3,нормы водоотведения до 4,5 м3
Расход воды на производственныенужды, не указанные в таблице 1 и в СНиП2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»/ Госстрой России.-М.: ГУП ЦПП, 2000, следует принимать в соответствии с технологическимизаданиями и указаниями по строительному проектированию предприятий отдельныхотраслей промышленности.
Расход воды на второстепенныенужды, включая потери в водопроводных сетях, принимать в пределах 5-10% отводопотребления предприятия.
Нормы водоотведенияповерхностных стоков принимаются по данным местных управлений Гидрометеослужбыи по СНиП 2.04.03-85«Канализация, наружные сети и сооружения», Москва, 1986 г.
Расход воды нахозяйственно-бытовые нужды предприятий должен определяться отдельно всоответствии с таблицей 2.
Таблица2
Нормырасхода воды на хозяйственно-бытовые нужды
№ п/п | Потребитель | Единица измерения | Норма, л*) | |
водопотребления | водоотведения | |||
1. | Хозяйственно-бытовые нужды | 1 человек в смену | 16 | 16 |
2. | Прачечные: |
|
|
|
| - механизированные | на 1 кг сухого белья | 75-100 | 70-90 |
| - немеханизированные | на 1 кг сухого белья | 40 | 35 |
3. | Установка «Орбита» для химчистки спецодежды | на 1 кг сухого белья | 133 | 130 |
4. | Душевые | 1 душевая сетка в смену | 500 | 500 |
5. | Приготовление пищи | 1 блюдо | 16 | 15 |
6. | Полив территории и зеленых насаждений | л/м2 | 3-6 | - |
* Основание: СНиП 2.04.01-85 |
Нормы расходаводы на хозяйственно-бытовые нужды, не указанные в настоящей таблице, следуетпринимать в соответствии со СНиП 2.04.01-85.
Таблица3
Временные нормы качества воды в оборотных системахводоиспользования
Технологический процесс и показатели качества оборотной воды | Допустимая величина | Примечания |
1 | 2 | 3 |
Обмывка узлов и деталей подвижного состава в моечных машинах |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 2000 |
|
Эфирорастворимые вещества, мг/л, не более | 3000 |
|
Щелочность общая, мг-экв/л, до | 1250 |
|
РН | до 14 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более | 70000 |
|
Обмывка пассажирских вагонов электропоездов и кузовов локомотивов |
| При выходе из моечной машины на последней позиции производится обмывка водопроводной водой, которая одновременно используется для пополнения потерь в оборотной системе |
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 75 | |
Нефтепродукты, мг/л, не более | 20 | |
РН | 6,5-8,5 | |
Сухой остаток, мг/л, не более | 1500 | |
Коли-индекс | 1000 | |
Индекс колифага | 1000 | |
Промывка грузовых вагонов |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 100 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более | 50 |
|
РН | 6,5-9,0 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более | 3000 |
|
Коли-индекс | 1000 |
|
Индекс колифага | 1000 |
|
Промывка и пропарка цистерн |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 1000 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более | 800 |
|
РН | 6,5-9,0 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более | 5000 |
|
Фенолы, мг/л, не более | 50 |
|
Мойка автомобилей, тракторов, |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 100 |
|
Нефтепродукты, мг/л, не более | 50 |
|
Промывка деталей при |
|
|
После травления: |
|
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 300 |
|
РН | 6,5-8,5 |
|
Жесткость общая, мг-экв/л, не более | 14 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более | 5000 |
|
Сульфаты, мг/л, до | 2000 |
|
Хлориды, мг/л, до | 1000 |
|
Железо растворенное, мг/л, до | 10 |
|
После гальванических покрытий: |
|
|
Хром, цинк, никель, медь (каждого), мг/л, не более | 10 |
|
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 40 |
|
РН | 6,5-8,5 |
|
Жесткость общая, мг-экв/л, не более | 14 |
|
Сухой остаток, мг/л, не более | 1500 |
|
Сульфаты, мг/л, до | 500 |
|
Хлориды, мг/л, до | 100 |
|
Железо общее, мг/л, до | 5 |
|
Охлаждение компрессоров |
| Температура воды на выходе из компрессора согласно «Правилам устройства и безопасности эксплуатации воздушных компрессоров» не должна превышать 40°С |
Температура на входе в компрессор, °С, не выше | 28 | |
Взвешенные вещества, мг/л, не более | 30 | |
Нефтепродукты, мг/л, не более | 20 | |
РН | 7-8 | |
Жесткость карбонатная, мг-экв/л, не более | 3 | |
Щелочность общая, мг-экв/л, не более | 4 | |
Сухой остаток, мг/л, не более | 2000 | |
Сульфаты, мг/л, до | 500 | |
Хлориды, мг/л, до | 350 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормы водопотребления иводоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденные МПС в1993 г.
2. Укрупненные нормыводопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. М.:Стройиздат, 1982 г.
3. СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод иканализация зданий/Госстрой России. -М.: ГУП ЦПП, 2000.
4. СНиП 2.04.03-85. Канализация, наружные сети исооружения. Москва, 1986 г.
5. Положения опланово-предупредительном ремонте путевых машин, Транспорт, 1993 г.
6. Временные инструктивныеуказания по применению арсенала, утвержденные МПС России, 1996 г.
7. Ницкевич Е.А.Проектирование котельных агрегатов малой и средней производительности. М-Л.,Госэнергоиздат, 1971 г.
8. Методические указания попроектированиию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования дляпредприятий железнодорожного транспорта, М., 1994 г.
9. Очисткасточных вод предприятий железнодорожного транспорта. ВНТО железнодорожников итранспортных строителей. - М.: Транспорт, 1989 г.
10. Технические требования напроектирование замкнутой системы водоиспользования в локомотивном депо. М.,1989 г.
11. Правилаприема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов.М., 1994 г.
12. Нормирование расходовтепла и топлива для стационарных установок железнодородного транспорта, М.,Транспорт, 1976 г.