ОДМ 218.1.001-2005
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2005

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ
АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
08.07.2005
|
г. Москва
|
№ ОБ-158-р
|
Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2005
«Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования
в сфере дорожного хозяйства»
В целях реализации в
дорожном хозяйстве основных положении Федерального закона от 27 декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ «О
техническом регулировании», применения и соблюдения технических норм, а
также установления классификации, порядка разработки и экспертизы,
согласования, утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата
Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям
автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству
(реконструкции) федеральных автомобильных дорог, территориальным органам
управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к
применению с 1 августа 2005 г. ОДМ 218.1.001-2005 «Рекомендации по разработке и
применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства»
(далее - ОДМ 218.1.001-2005).
2. Управлению организации
научно-технических исследований и конкурсов Росавтодора (Володькин В.П.) с
участием ФГУП «Информавтодор» (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке
обеспечить издание ОДМ 218.1.001-2005 и направить его в подразделения и
организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением
настоящего распоряжения оставляю за собой.
Руководитель О.В.
Белозеров
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН:
Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 «Дорожное хозяйство», Московским
автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом),
Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и
предложений ФГУ «Росдортехнология», Российского союза научных и инженерных
обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных
органов управления автомобильными дорогами «Радор», Российской ассоциации
подрядных организаций в дорожном хозяйстве «Аспор», Ассоциации проектных
организаций «Родос», ОАО «ГипродорНИИ», ГП «РосдорНИИ», ДортрансНИИ Ростовского
ГСУ
2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом
технического регулирования от 01.07.2005г. № 04/64
3. ВНЕСЕН: Управлением организации научно-технических
исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения
Федерального дорожного агентства
4. ИЗДАН на основании распоряжения
Федерального дорожного агентства от «08» 07 2005 г. № ОБ-158-р
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
Содержание
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ
«Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования
в сфере дорожного хозяйства» (далее - методический документ) разработан в
соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
(далее - ФЗ «О техническом регулировании») и является актом рекомендательного
характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий методический
документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере
дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ «О
техническом регулировании», а также классификацию, порядок разработки,
экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов
технического регулирования в указанной сфере.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем
методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Федеральный закон от
27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании»
б) ГОСТ
Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
в) ГОСТ
Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.
Общие положения
г) ГОСТ
Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
д) ГОСТ
Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и
рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения,
пересмотра и отмены
е) ГОСТ Р
1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом
документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Дорожное хозяйство -
комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской
Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование,
изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований,
подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку
материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией,
ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое регулирование -
правовое регулирование отношений в области установления, применения и
исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области
установления и применения на добровольной основе требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование
отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ «О техническом регулировании»).
Технический регламент -
документ, который принят международным договором Российской Федерации,
ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации,
или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического
регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации) (Статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»).
Стандарт - документ, в
котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования
к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их
нанесения (статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»).
Национальный стандарт Российской
Федерации - стандарт, утвержденный Национальным органом Российской Федерации по
стандартизации (статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»).
Стандарт организации -
стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а
также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования
полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок (ГОСТ Р
1.12-2004).
Отраслевой дорожный
методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением
федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий
методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и
(или) содержащий технические рекомендации в области проектирования,
строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них.
Раздел 4. Основные принципы применения и
соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства
а) В соответствии со
статьей 3 ФЗ «О техническом регулировании»
техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований
к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического
регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально -
технической базы, а также уровню научно - технического развития;
- независимости органов по
аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей
и приобретателей;
- единой системы и правил
аккредитации;
- единства правил и методов
исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной
оценки соответствия;
- единства применения требований
технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения
конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения
полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения
одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов.
б) В соответствии со
статьями 4, 8 и 13 ФЗ «О техническом
регулировании» к основным документам системы технического регулирования в
сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты
(общие и специальные);
- национальные стандарты,
правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- акты рекомендательного
характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в
дорожном хозяйстве.
в) В соответствии со
статьями 6 и 8 ФЗ «О техническом регулировании»
обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются
совокупностью требований общих технических регламентов и специальных
технических регламентов.
Требования общих технических
регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов
продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Специальные технические
регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска
причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты
принимаются только в целях:
- защиты жизни и здоровья
граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
- охраны окружающей среды,
жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты
применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или)
места происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или
особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся
изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии со статьей
15 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным
образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения
продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов
или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,
продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с ГОСТ
Р 1.10-2004 и ГОСТ Р
1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для
применения организационно-методические положения, которые дополняют или
конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и
определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до
принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные
положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации.
е) В соответствии с ГОСТ
Р 1.10-2004 и ГОСТ Р
1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы
организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по
стандартизации и способствуют применению основополагающего национального
стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно
проверить на практике до их установления в основополагающем национальном
стандарте.
ж) В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
(далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный
перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных
группировок и направлены для применения при создании государственных
информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене
информацией.
и) В соответствии со статьей
17 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере
независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и
(или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями.
Стандарты организаций
применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг,
а также для распространения и использования полученных в различных областях
знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации,
принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в
обязательном порядке.
Стандарты профессиональных
научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и
других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся
членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя
эти обязательства.
к) Документы рекомендательного характера (далее -
отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства
применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и
положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
л) Совокупность документов
системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного
хозяйства, представлена в таблице 1.
Документы технического регулирования,
применяемые в дорожном хозяйстве
Таблица 1
№
п/п
|
Наименование
документа
|
Утверждающая
инстанция
|
Назначение документа
|
Технические регламенты
|
а)
|
Общие технические
регламенты
|
Принимаются международным договором Российской Федерации, федеральным
законом, Указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации (статья
2 ФЗ «О техническом регулировании»)
|
Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования по
вопросам:
- безопасной эксплуатации и
утилизации машин и оборудования;
- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного
использования прилегающих к ним территорий;
- пожарной безопасности;
- биологической безопасности;
- электромагнитной совместимости;
- экологической безопасности;
- ядерной и радиационной безопасности
|
б)
|
Специальные технические регламенты
|
|
Устанавливают требования только к тем объектам технического
регулирования, в отношении которых цели, определенные для принятия
технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических
регламентов
|
Документы в области
стандартизации
|
в)
|
Национальные стандарты
|
Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по
стандартизации (статья 14 ФЗ «О техническом регулировании»)
|
Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к
терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их
нанесения. Национальные стандарты
обеспечивают доказательную базу специальных технических регламентов в
сфере дорожного хозяйства в случаях, если в регламентах на них имеется
ссылка.
|
г)
|
Травила (нормы) в области стандартизации
|
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (ГОСТ Р 1.10)
|
Устанавливают обязательные для применения организационно-методические
положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и
определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
|
д)
|
Рекомендации по стандартизации
|
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (ГОСТ Р 1.10)
|
Содержат советы организационно-методического характера, которые
касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению
основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые
целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в
основополагающем национальном стандарте
|
е)
|
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации
|
Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии (постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677)
|
Устанавливают систематизированный
перечень наименований и кодов объектов классификации и (или)
классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных
информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене
информацией
|
ж)
|
Стандарты организаций
|
Принимаются организациями самостоятельно на основании п. 1 статьи 17
ФЗ «О техническом регулировании» и могут согласовываться с федеральным органом исполнительной власти
в области дорожного хозяйства (необходимость согласования определяется
организацией)
|
Применяются для целей совершенствования производства и обеспечения качества
продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и
использования полученных в различных областях знаний результатов исследований
(испытаний), измерений и разработок.
|
-
|
Стандарты профессиональных научных, общественных, инженерных
организаций, ассоциаций и т.п.
|
-
|
Стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности
|
Акты рекомендательного характера
|
и)
|
Отраслевой дорожный методический документ:
|
Издается федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства на основании п. 3 статьи 4 ФЗ «О
техническом регулировании»
|
Применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии
и положений нормативно-правовых актов, других документов системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства
|
-
|
Отраслевой дорожный методический документ по организации
технического регулирования в сфере
дорожного хозяйства
|
Систематизирует отдельные элементы сферы управления дорожным
хозяйством и разъясняет положения организационно-технических основ
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
|
-
|
Отраслевой дорожный методический документ по автомобильным
дорогам, конструкциям и
искусственным сооружениям на них
|
|
Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения,
устанавливающие нормативные параметры конструкций автомобильных дорог и
искусственных сооружений на них, а также - к их транспортно-эксплуатационному
состоянию
|
-
|
Отраслевой дорожный методический документ по ресурсам, используемым в
дорожном хозяйстве, и их сбережению
|
|
Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения технических и
технико-экономических нормируемых параметров ресурсов и их сбережение
|
-
|
Отраслевой дорожный методический документ по дорожным и мостовым
работам (услугам)
|
|
Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения технических
параметров по выполнению работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях
на них
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по технологиям, используемым в дорожном
хозяйстве
|
Содержит технические рекомендации по технологическим процессам
выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по обеспечению в дорожном хозяйстве
специальных условий
|
Содержит технические рекомендации по обеспечению в дорожном хозяйстве
выполнения специальных государственно-регулируемых функций
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по оценке соответствия, аккредитации,
сертификации и контролю за соблюдением требований технических регламентов в
дорожном хозяйстве
|
Содержит технические рекомендации и (или) разъясняет положения в
области соответствия, аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением
требований технических регламентов в дорожном хозяйстве
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по информационному обеспечению в дорожном
хозяйстве
|
Содержит положения по сбору, обработке, хранению и использованию
банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве
|
Раздел 5. Применение нормативных документов
в переходный период
а) Межгосударственные
стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р),
принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на
переходный период (до вступления в силу соответствующих технических
регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям (статья 46 ФЗ «О техническом
регулировании»):
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества
физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды,
жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей.
б) В переходный период (до
вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве
продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных
требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:
- отраслевые стандарты
дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и
правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила
(СанПиН);
- отраслевые дорожные нормы
(ОДН);
- ведомственные строительные
нормы (ВСН);
- нормативные документы других
ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации
Минюстом России;
- стандарты субъектов
Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской
Федерации;
- стандарты предприятий
дорожного хозяйства (СТП);
- технические условия (ТУ).
В данные категории
нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение
переходного периода положения данных нормативных документов должны быть
переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо
правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по
стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и
социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные
методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на
вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной)
документации, положения данных документов становятся обязательными для
соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
Раздел 6. Классификация отраслевых
дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства
а) Для оптимизации и
систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного
хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам,
приведенным в таблице 2.
Классификационные группы
отраслевых дорожных методических документов
Таблица 2
Классификационная
группа
|
Наименование классификационной группы
|
1
|
Организация технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
|
2
|
Автомобильные дороги,
конструкции и искусственные сооружения
на них
|
3
|
Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение
|
4
|
Дорожные и мостовые работы (услуги)
|
5
|
Технологии, используемые в дорожном хозяйстве
|
6
|
Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий производства
|
7
|
Оценка соответствия, в т.ч. аккредитация, сертификация и контроль за
соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве
|
8
|
Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве
|
9
|
Другие
|
б) В ОДМ классификационной
группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным
хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются
положения, устанавливающие:
вI)
параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно;
- дорожная одежда;
- дренаж и водоотвод.
вII)
параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы;
- мосты, путепроводы и
эстакады;
- защитные сооружения;
- объекты сервиса и элементы
обустройства автомобильных дорог.
вIII)
нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них.
г) ОДМ классификационной
группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров
ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:
- энергия;
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции;
- рабочая сила.
д) ОДМ классификационной
группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на
автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели,
эстакады и др.):
- строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- ремонт;
- содержание;
- утилизация.
е) ОДМ классификационной
группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на
автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.
ж) ОДМ классификационной
группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения
специальных государственно-регулируемых функций:
- обеспечение безопасности
автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам;
- обеспечение экологической
безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов
движения по автомобильным дорогам;
- обеспечение единства
измерений.
и) ОДМ классификационной группы
7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области
оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за
соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве.
к) ОДМ классификационной
группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию
банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования
централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы,
согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и
отмены документов технического регулирования
а) Общие и специальные
технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в
порядке, установленном статьями 9 и 10 ФЗ «О
техническом регулировании».
б) Правила разработки
национальных стандартов Российской Федерации определены в статье 16
Федерального закона «О техническом
регулировании». При этом проекты национальных стандартов Российской
Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей
16 ФЗ «О техническом регулировании»
представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы.
В случае ссылки на
утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
в) Общероссийские классификаторы
разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября
2003 г. № 677.
г) Правила стандартизации и
рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются,
пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ
Р 1.10-2004.
д) Стандарты организаций
разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются
организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.4-2004.
Стандарты организации могут
разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и
оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую
данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые
данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в
соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ
Р 1.4-2004).
В случае ссылки на
утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
По решению организации
утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной
власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенном в
разделе 8 настоящего методического документа.
е) ОДМ разрабатываются в
порядке, изложенном в разделе 9 и 10 настоящих рекомендаций. В случае ссылки
на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения
данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
Раздел 8. Порядок согласования стандартов
организаций федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства
а) Разработчиком проекта
стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо,
прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения
принятого ею стандарта организации.
Разработанный проект
стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может
разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности
дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и
интересов.
б) Перед утверждением
организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею
стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта
стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и
замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства на согласование.
В случае, когда
разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных
научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений
юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений
направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников
вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации.
В пояснительной записке к
проекту стандарта приводят:
- наименование стандарта
организации;
- название
организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);
- контактное лицо от
организации-разработчика (или физическое лицо);
- основание для разработки
проекта стандарта организации;
- краткую характеристику
объекта стандартизации;
- сведения о соответствии
проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации,
обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным
стандартам;
- сведения о рассылке на
отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных
замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или
физического лица - разработчика).
Построение, изложение, оформление
и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ
Р 1.5-2004.
в) Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект
стандарта организации на предмет соответствия:
- действующим федеральным
законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам
стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим
документом;
- правилам и нормам,
рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским
классификаторам;
- ГОСТ
Р 1.5-2004;
- действующим национальным
стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации
настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции.
При рассмотрении комплекта
документов, упомянутых в п. б) Раздела 8, федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке
организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными,
производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим
комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» ТК-418.
г) В случае соответствия
проекта стандарта организации позициям, указанным в п. в)
раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или
начальника профильного подразделения его центрального аппарата.
В случае если стандарт
организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной
власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме
направляется в организацию, представившую на согласование проект своего
стандарта.
д) Внесение изменений в
стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для
разработки стандартов организации (ГОСТ
Р 1.4-2004).
При наличии согласования
стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное
обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием.
Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может согласовать изменения в стандарт организации.
ж) Отмена стандарта
организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией,
утвердившей данный стандарт.
При наличии согласования
стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет
мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием.
Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может отозвать свое согласование.
з) В случае выхода или
вступления новых участников в профессиональные научные, общественные,
инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного
федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства
стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций
направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти
в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой
на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых
участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации.
и) Стандарты организаций,
согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном
порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта
организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в
соответствии с п. г) Раздела 8 настоящего методического
документа.
к) Отсутствие согласования
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства не
исключает возможности принятия стандарта организации.
Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования
и издания отраслевых дорожных методических документов
а) Организация разработки
ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного
документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной
процедуры.
Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности,
обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом,
а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
Разработка ОДМ может
проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной
власти в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке
при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа.
б) Организация, получившая
заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем
проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую
редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в
заинтересованные организации.
В пояснительной записке
приводятся:
- наименование документа;
- название
организации-разработчика;
- контактное лицо от
организации-разработчика;
- основание для разработки
документа;
- краткая характеристика
объекта рекомендаций (ОДМ);
- сведения о взаимодействии
с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами
организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства;
- сведения о рассылке на
отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и
предложений (сводка замечаний);
- подписи руководителя
(заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного
исполнителя.
в) Построение, изложение и
оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ
Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.
В структуру ОДМ входят:
титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные
ссылки, определения, содержательная часть документа (может состоять из
нескольких глав), ключевые слова, приложения.
Первую страницу титульного
листа ОДМ оформляют в соответствии с Приложением А.
Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение Б),
точно характеризовать область распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к
конкретной классификационной группе по таблицам 1 и 2.
В предисловии к ОДМ
приводятся: состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании,
основание для издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере
документа, а также информация о новизне документа («вводится впервые») или об
отмене предшествующих («взамен»).
В структурный элемент
«Нормативные ссылки» включаются общие и специальные технические регламенты,
национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие
нормативно-технические документы (в том числе в установленном порядке
согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
г) Организация-разработчик с
учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и
представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном порядке
организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными,
производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК-418.
д) Экспертиза окончательной
редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:
- действующим федеральным
законам и техническим регламентам;
- целям и принципам системы
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям,
установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам,
рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским
классификаторам;
- действующим национальным
стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим
документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
е) Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ,
результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует
к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или
заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства).
ж) После принятия ОДМ
направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в
издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным
органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и
распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
з) Внесение изменений в ОДМ
и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка.
и) Отмена ОДМ проводится в
следующем порядке:
- организация-инициатор
отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной
организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением
объективных причин;
- федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное
предложение и в случае положительного решения издает соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа
из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Раздел 10. Обозначение отраслевых
дорожных методических документов
Обозначение отраслевых
дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:
- аббревиатуру «ОДМ»;
- трехзначное число с
точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
- однозначное число,
означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего
методического документа;
- трехзначное число,
означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное число,
означающее год регистрации документа. Пример обозначения настоящего отраслевого
дорожного методического документа:

Ключевые слова: дорожное хозяйство, общий и специальный технические
регламенты, национальный стандарт, отраслевой дорожный методический документ,
стандарт организации, порядок разработки и применения
Приложение
А
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

наименование документа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(Росавтодор)
МОСКВА 200_
Приложение
Б
В наименовании отраслевых
дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются
сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки,
римские цифры и греческие буквы.
Наименования отраслевых
дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):
1. Техническая классификация автомобильных дорог.
2. Методические рекомендации
по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
3. Рекомендации по
применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте
автомобильных дорог.
4. Руководство по оценке
транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
5. Правила по ремонту и
содержанию автомобильных дорог.
6. Методика испытания
противогололедных материалов.
7. Пособие по охране
окружающей среды при производстве дорожностроительных материалов.
8. Технологические карты по
устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.