Методические рекомендации предусматривают применение габионных конструкций при проектировании нового строительства, реконструкции и защите автомобильных дорог и переходов через водотоки от опасных природно-техногенных процессов гидрометеорологического и геологического происхождения.
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Минтранса России
от 14.05.2003 № ОС-423-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАДИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КАТИОННО-АДГЕЗИОННОЙ
ДОБАВКИ “КАП” ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ БИТУМОВ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
Москва 2003
1.“Методические рекомендации по применению катионно-адгезионной присадки “КАП”при строительстве дорожных покрытий с применением битумов” разработаны ГП“Росдорнии” по заданию Государственной службы дорожного хозяйства МинтрансаРоссии на основе исследований и опытно-производственных работ по строительствудорожных покрытий.
2.Методические рекомендации приняты и введены в действие распоряжением Министерстватранспорта Российской Федерации от 14.08.2003 № ОС-423-р.
НастоящиеРекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированыи распространены в качестве официального издания без разрешения Росавтодора.
Долговечностьасфальтобетонных покрытий в значительной степени определяется способностьювяжущего обеспечивать прочное сцепление с поверхностью минерального материала.
Прочностьи устойчивость сцепления характеризуются процессами, протекающими наповерхности раздела битумо-минеральный материал, и зависят от состава и свойствбитума и природы минерального материала. Имеющееся в составе битума небольшоеколичество поверхностно-активных веществ анионного типа позволяет обеспечиватьхорошее смачивание битумом поверхности минерального материала основных пород,однако, в практике дорожного строительства при производстве асфальтобетонныхсмесей широко применяются кислые каменные материалы - граниты.
Битумынефтяные дорожные, выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами, а такжеполимерно-битумные вяжущие, изготовленные на отечественном СБС-ДСТ, какправило, не имеют удовлетворительного сцепления с минеральными материаламикислых пород. Даже улучшенные битумы не имеют стабильной адгезионнойспособности к кислым породам.
Этим объясняетсяснижение водоустойчивости асфальтобетона, его коррозионной стойкости приобработке покрытия солевыми растворами, выкрашивание и образование выбоин надорожном покрытии и дальнейшее его разрушение уже в начальные периодыэксплуатации.
Известно,что улучшение адгезионной способности вяжущего может достигаться применениемповерхностно-активных веществ (ПАВ).
Однакоспектр эффективных ПАВ, выпускаемых в настоящее время отечественнымипроизводителями для дорожников, не достаточен для решения такой емкой проблемы.Насчитывается не более десятка наименований ПАВ, что ограничивает возможностьвыбора доступных и технологичных добавок.
Применяемыев дорожной отрасли зарубежные добавки при значительных финансовых затратах необеспечивают стабильности адгезионных свойств битума, приводят к снижениюпрочностных характеристик асфальтобетона при +50 °С.
ГП“Росдорнии” совместно с АО “Акохим” разработана катионно-адгезионная добавка“КАП” - ТУ-2484-008-22288198-97.
Приразработке нового ПАВ - “КАП” - решались следующие задачи: обеспечениеэффективности и доступности применения, совместимости и технологичности привведении добавки в битум, обеспечение термостабильности активированного битумапри хранении в режиме рабочих температур.
“Методическиерекомендации по применению катионно-адгезионной добавки “КАП” при строительстведорожных покрытий с применением битумов” разработаны коллективом ГП“Росдорнии”: канд. техн. наук Гриневич С.В., Лысенко В.Е., Кузнецовой Е.А. Вработе принимали участие канд. техн. наук Гохман Л.М., Кирюхин Г.Н.
1.1.Настоящие рекомендации распространяются на производство работ по устройствупокрытий из асфальтобетонных и других битумоминеральных смесей с применениемкатионной добавки “КАП”.
1.2.Катионно-адгезионную добавку “КАП” применяют при производстве работ поприготовлению асфальтобетонных и других битумно-минеральных смесей дорожныхпокрытий для:
-улучшения сцепления битума или ПБВ (ОСТ 218.010-98) с поверхностью минеральногоматериала - кислых и основных пород;
- уменьшениястарения вязких битумов;
-повышения долговечности асфальтобетона дорожных покрытий, его водостойкости,коррозионной стойкости, морозостойкости, теплостойкости;
-улучшения показателей технологического процесса приготовления битумоминеральныхсмесей, уменьшения температуры нагрева смеси, сокращения времени перемешивания;
-улучшения технологического процесса укладки и уплотнения смеси;
-продления строительного сезона при строительстве покрытий осенью и раннейвесной, при температуре воздуха не ниже 0 °С.
1.3.Катионно-адгезионную добавку “КАП” применяют для всех типов асфальтобетонных идругих битумоминеральных смесей.
Внастоящих Методических Рекомендациях использованы ссылки на следующиестандарты:
ОСТ 218.0.001-2002. Системаотраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства. Основныеположения.
ГОСТ Р 1.5-92. Государственнаясистема стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению,изложению, оформлению, содержанию стандартов.
ОСТ218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типаСБС.
ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонныедорожные, аэродромные и асафальтобетон.
ГОСТ 11508-74. Битумы нефтяные.Методы определения сцепления битума с мрамором и песком.
ТУ2484-008-22288198-97. Катионная адгезионная присадка “КАП”.
ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяныедорожные вязкие.
ГОСТ 12801-84. Смеси асфальтобетонныедорожные и аэродромные, дегтебетонные дорожные, асфальтобетон и дегтебетон.Методы испытания.
СНиП 3.06.03-85. Автомобильныедороги.
ГОСТ 12.4.103-83. Одеждаспециальная защитная. Средства индивидуальной защиты рук и ног. Классификация.
ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.Пожаровзрывоопасность веществ и материалов.
3.1.Катионно-адгезионная добавка “КАП” представляет собой смесь катионного поверхностно-активноговещества, изготовленного на основе триэтаноламина, с продуктом полимеризацииненасыщенных углеводородов фракции С5 - С9.
3.2. Катионно-адгезионная добавка “КАП” по своимсвойствам должна удовлетворять требованиям ТУ 2484-008-22288198-97. Основныетребования к добавке “КАП” приведены в табл. 1.
Наименование показателей | Характеристика и норма | Метод испытания |
I. Внешний вид и цвет при 20 °С | Паста коричневого цвета | Визуально |
2. Кислотное число, мг. КОН/г, в пределах | 20-40 | По п. 5.3 ТУ |
3. Аминное число, мг. НС1/г, не менее | 1,0 | По п. 5.4 ТУ |
4. Сцепление битума с минеральным материалом после введения КАП | Выдерживает испытание по контрольным образцам N1 - N2 | По методикам ГОСТ 11508-74 |
3.3.Добавку “КАП” вводят в битум или в ПБВ в количестве 0,5-1,2 % от массы вяжущегов зависимости от применяемых минеральных материалов и нефтяного вяжущего.
Для каждой новой партии битума и партии рабочегоминерального материала необходимо определить оптимальное количество добавки“КАП”. Для определения оптимального расхода добавки “КАП” вводят минимальное(0,5 %) количество добавки и проводят испытание на сцепление битума и ПБВ пометодикам ГОСТ 11508-74 на рабочихминеральных материалах. Если сцепление неудовлетворительное, количество добавкипоследовательно увеличивают (с интервалом 10 % от количества вводимого “КАП”) иопределяют оптимальное количество добавки, достаточное для достижениятребуемого результата.
3.4.Добавку “КАП” вводят как в пастообразном, так и в жидком состоянии взависимости от имеющегося оборудования. Осуществляя весовое дозирование,добавку “КАП” вводят в виде пасты в накопительную или расходную емкость, либо вприямок для слива битума. Для этого добавку “КАП” освобождают от барабана,устанавливают на сетку емкости. Под воздействием тепла добавка расплавляется ипоступает в битум. Для введения добавки “КАП” в жидком состоянии ее нагреваютдо температуры 70 - 80 °С в отдельной емкости, откуданасосом через дозатор подают в битумный котел.
3.5.После подачи требуемого количества добавки “КАП” осуществляют равномерноераспределение ПАВ в вяжущем циркуляцией или с помощью мешалки при температуре130 - 150 °С. Продолжительностьобъединения вяжущего с добавкой устанавливают по достижении однородности смеси.
Дляпроверки однородности пробу смеси битума с добавкой “КАП” выдерживают в течение30 мин при температуре 130 °С, затем охлаждают докомнатной температуры и повторно разогревают до 130 °С.
Смесьсчитается однородной, если не наблюдается выпадения осадка и появлениясгустков. Выпадение осадка и появление сгустков определяют с помощью стекляннойпалочки, которую погружают в хорошо перемешанную расплавленную смесь битума сдобавкой “КАП”. После извлечения палочки смесь должна стекать с нее равномерно.При этом фиксируют время, необходимое для получения гомогенного вяжущего.
3.6.Введение “КАП” в ПБВ осуществляют в зависимости от имеющегося оборудованияследующими способами:
- передприготовлением ПБВ добавку вводят в нефтяной битум по технологии п. 3.5, а затем приготавливают ПБВ;
- “КАП”вводят в готовое ПБВ также по технологии п. 3.5.
3.7.Показатели свойств битума с “КАП” должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90, а ПБВ с “КАП” -требованиям ОСТ 218.010-98.
3.8.Добавка “КАП” обладает высокой термостабильностью. Введенная в битум или ПБВдобавка сохраняет адгезионную способность при 130 - 150 °С в течение 48 ч, а вяжущее сохраняет своисвойства.
4.1.Добавку “КАП” вводят в битум или ПБВ для улучшения сцепления вяжущего споверхностью минерального материала, применяемого для приготовленияасфальтобетонной смеси.
4.2. Сцеплениевяжущего с минеральными материалами, используемыми для приготовления смесей(далее - рабочие минеральные материалы), оценивают по методикам ГОСТ 11508-74, в сравнении сконтрольными образцами. При этом показатель сцепления вяжущего, активированногодобавкой КАП, должен быть улучшен не менее чем на один контрольный образец посравнению с этим показателем исходного вяжущего.
4.3.Введение добавки “КАП” в битум оказывает стабилизирующее действие на систему,обеспечивая повышение устойчивости против старения битума и пластифицирующийэффект, при этом:
-снижает показатели пенетрации при 0 °С и 25 °С на 10 - 15 %;
-температуру хрупкости на 2 - 4 °С;
-увеличивает растяжимость при 0 °С на 5 - 10 %.
5.1.Введение в состав асфальтобетонной смеси активированного добавкой “КАП” битумапозволяет снизить его расход до 15 %.
5.2.Применение битумов, активированных добавкой “КАП” в составах асфальтобетоннойсмеси, повышает водостойкость асфальтобетона, его прочностные характеристикипри 20 и 50 °С. Количественную оценкуулучшения указанных характеристик асфальтобетона проводят путем параллельныхиспытаний идентичных составов асфальтобетонной смеси без добавки и с добавкой“КАП”.
5.3.Пластифицирующее действие добавки “КАП” облегчает процессы перемешивания,укладки и уплотнения. Время перемешивания минеральных материалов с битумом,активированным “КАП”, можно сократить на 10 - 15 с.
6.1. Припроизводстве дорожных работ с применением добавки “КАП” необходимоконтролировать:
-качество применяемых минеральных материалов;
-качество катионно-адгезионной добавки “КАП”, в соответствии с п. 4 табл. 1;
-качество битума или ПБВ с добавкой “КАП”;
-технологический процесс приготовления и применения, а также качествобитумоминеральных смесей с добавкой “КАП”.
6.2.Контроль качества битума или ПБВ с добавкой “КАП” осуществляют в сравнении споказателями исходного битума или ПБВ в соответствии с ГОСТ 22245-90 или ОСТ 218.010-98.
Помимоэтого, должно быть определено сцепление вяжущего с минеральными материалами по п. 4.2.
При этомпоказатель сцепления вяжущего, активированного добавкой “КАП”, должен бытьулучшен не менее чем на один контрольный образец по сравнению с показателемисходного вяжущего.
6.3.Технический контроль за приготовлением асфальтобетонных и другихбитумоминеральных смесей с добавкой “КАП”, контроль за устройством и качествомготовых покрытий осуществляют в соответствии со СНиП 3.06.03-85.
7.1.“КАП” поставляется в картонных барабанах весом до 60 кг или в железных бочках.
Каждаяпоставляемая партия продукта должна сопровождаться документом (паспортом),удостоверяющим его качество и соответствие ТУ 2484-008-22288198-97. В документедолжно быть указано:
-наименование продукта;
- номерпартии;
- массанетто;
-результаты проведенного анализа.
Входнойконтроль поставленной на предприятие партии осуществляют также в соответствии сТУ 2484-008-22288198-97.
7.2.Добавка “КАП”, упакованная в картонные барабаны или железные бочки, можетхраниться на площадках под навесом или в складских помещениях.
7.3.Срок хранения битума, ПБВ с “КАП” не более 1 года при температуре окружающеговоздуха. Через 1 год свойства битума или ПБВ с добавкой “КАП” проверяютсогласно соответствующим стандартам. Если показатели свойств не ухудшились, тобитум или ПБВ можно рекомендовать к использованию.
8.1. Впроцессе использования добавки “КАП” вторичные опасные соединения необразуются. Добавка относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности,кожно-раздражающими, сенсибилизирующими, кожно-резорбтивными, кумулятивнымидействиями не обладает, гигиеническое заключение на катионно-адгезионнуюдобавку “КАП” № 000175.02.02 от 12.02.2002 г.
8.2. Припроизводстве и работе с препаратом следует пользоваться индивидуальнымисредствами защиты: одежда специальная, защитная, средства индивидуальной защитыног и рук по ГОСТ 12.4.103-83.
Припопадании препарата на кожу необходимо смыть его теплой водой с мылом.
Разлитыйпродукт засыпают песком и убирают механическим путем.
8.3.Препарат “КАП” - горючий продукт. Температура вспышки - 179 °С.
Показателипожароопасности определены по ГОСТ12.1.007-76.
Средствапожаротушения:
- призагорании небольшого количества продукта - пенные, углекислотные огнетушители,вода, песок,
- призагорании продукта на значительной площади - тонко распыленная вода,воздушно-механическая или химическая пена.
Содержание
3.Технические требования к катионно-адгезионной добавке “КАП”. Технология еевведения
4.Влияние катионно-адгезионной добавки “КАП” на свойства битума, ПБВ
5.Влияние катионно-адгезионной добавки “КАП” на свойства асфальтобетона