На главную
На главную

Методика «Методика по техническому диагностированию электропривода газоперекачивающих агрегатов организаций ОАО \Газпром\»

Настоящая Методика устанавливает требования к выполнению технологических операций по консервации и ликвидации объектов (резервуарных парков) с соблюдением необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, а также соблюдения требований основополагающих законов РФ в области опасных производственных объектов и обращения с отходами.
Настоящая Методика распространяется на объекты резервуарных парков (стальные резервуары и технологические трубопроводы) и обязательна для предприятий ОАО НК "Роснефть".

Библиотека справочнойлитературы
ООО «Центр безопасности труда»

 

МЕТОДИКА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ДИАГНОСТИРОВАНИЮЭЛЕКТРОПРИВОДА ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

Центр

Безопасности

труда

г. Челябинск

Содержание

Утверждено

Главным инженером

ООО «Газпромэнергодиагностика»

А.В. Авдониным

12 февраля 2004г.

Подписано

Начальником отдела диагностики

электрических машин                             В.В. Рытиковым

10 февраля 2004г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕХНИЧЕСКОМ ДИАГНОСТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ

1.1. Назначение Методики.

1.1.1. Настоящей Методикой следует руководствоваться придиагностическом обследовании эксплуатируемого и вводимого вэксплуатацию электродвигателя. Электродвигатели, отработавшиеустановленный стандартом минимальный ресурс, должны подвергатьсякомплексному обследованию, охватывающему как основные, так ивспомогательные элементы.

1.1.2.Методика предусматривает диагностическое обследование, как правило, не требующее вывода электродвигателя в ремонт ипозволяющее определять степень развития и опасность возможныхдефектов на ранних стадиях.

1.1.3.В Методике приведен перечень диагностических работ ипредельно допустимые значения контролируемых характеристик. Техническое состояние электродвигателя определяется не только путемсравнения результатов с нормируемыми значениями, но и посовокупности результатов всех проведенных испытаний, осмотров иданных эксплуатации. Полученные результаты во всех случаях должныбыть сопоставлены с результатами измерений на однотипномоборудовании. Однако главным является сопоставление измеренныхзначений параметров электродвигателя с их исходными значениями иоценка имеющих место различий по указанным в Методике допустимымизменениям. Выход значений параметров за установленные границы(предельные значения) следует рассматривать как признаквозникновения и развития повреждений (дефектов), которые могутпривести к отказу оборудования.

1.1.4. В качестве исходных значений контролируемыххарактеристик при вводе в эксплуатацию нового электродвигателяпринимают значения, указанные в паспорте или протоколе заводскихиспытаний. При  диагностике  электродвигателей в процессе

эксплуатации в качестве исходных принимаются значения параметров, определенные при вводе в эксплуатацию нового электродвигателя. Качество проводимого ремонта оценивается сравнением результатовобследования после ремонта с данными при вводе в эксплуатациюнового электродвигателя, принимаемыми в качестве исходных. Послекапитального или восстановительного ремонта, а также реконструкции, проведенных на специализированном ремонтном предприятии, вкачестве исходных для контроля в процессе дальнейшей эксплуатацииэлектродвигателя принимаются значения, полученные по окончанииремонта (реконструкции).

2. ТЕХНИЧЕСКОЕДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ

2.1. Показатели и характеристики технического диагностирования.

2.1.1. Периодичность диагностирования. Техническоедиагностирование проводится по истечении установленногонормативно-технической документацией срока службы с целью оценкисостояния, установления сроков дальнейшей работы и условийэксплуатации, а также после проведения капитального ремонта.

2.1.2. Продолжительность диагностирования. Диагностическоеобследование электродвигателя производится в объеме, установленномданной Методикой.

2.2. Характеристика номенклатуры диагностических параметров. Перечисленные ниже диагностические параметры являются

основными при определении технического состояния электродвигателя, при этом обследование вспомогательных элементов, состояние которыхне является определяющим фактором при оценке техническогосостояния электродвигателя и решении вопроса о возможности егодальнейшей эксплуатации, может, как правило, производиться вобъемах и оцениваться по критериям, указанным в упомянутыхдокументах. Вспомогательные элементы относительно дешевы и принеисправном их состоянии без особых затруднений могут бытьзаменены или, если это возможно, восстановлены.

2.2.1. Номенклатура параметров технического состоянияэлектродвигателя.

При проведении диагностики регистрируются такие параметрыэлектродвигателя как: сопротивление изоляции обмоток статора иротора, коэффициент абсорбции, сопротивление обмоток статора иротора, сопротивление подстуловой изоляции, виброскорость, уровеньчастичных разрядов, результаты визуального осмотра, наличие илиотсутствие замыканий листов активной стали.

2.2.2. Глубина поиска места отказа или неисправности:

- при низком значении сопротивления изоляции - причинаснижения или место пробоя изоляции;

-.при наличии замыканий листов активной стали - место и характерзамыкания;

-.при повышенном значении виброскорости - причина повышеннойвибрации;

- при наличии высокого уровня частичных разрядов - причинаповышения уровня разрядов.

2.3. Правила измерения диагностических параметров.

2.3.1. Состав работ при проведении диагностическогообследования электродвигателя:

1). Предварительный сбор информации;

- анализ опыта эксплуатации, ремонтов и результатов испытанийэлектродвигателя, уточнение на этой основе элементов двигателя, требующих при обследовании особого внимания;

- общий осмотр электродвигателя и его вспомогательныхэлементов.

2). Испытания на вращающейся машине:

- оценка вибрационного состояния на основе измерения и анализаспектра вибрации электродвигателя под нагрузкой.

одновременно с проведением вибрационных испытанийфиксируются данные штатного теплового контроля.

3). Работы на остановленной машине:

предварительная подготовка  (выполняется  персоналом предприятия заказчика);

-измерение сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителяпостоянному току;

-измерение сопротивления изоляции обмоток статора и ротора иизоляции подшипника;

- визуальный и эндоскопический осмотр статора и ротора;

- высоковольтные испытания обмоток статора напряжениемпромышленной частоты с контролем частичных разрядов;

- проверка состояния и (при необходимости) испытания сталисердечника статора;

- визуальный и эндоскопический осмотр возбудителя.

4). Оформление результатов обследования:

-составление предварительного заключения;

-оформление паспорта электродвигателя.

2.3.2. Сбор и анализ информации о предыстории работыэлектродвигателя необходим для предварительной оценки еготехнического состояния. Данные о  двигателе вносятся всоответствующие разделы диагностической карты (Приложение 1) и паспорт электродвигателя. Должна быть использована нижеследующаяинформация о двигателе:

1). Конструкторская документация на двигатель:

-тип двигателя;

-заводской номер;

-год изготовления;

-заводской номер ротора;

-заводской номер статора;

-соединение фаз;

-номинальная активная мощность;

-номинальная полная мощность;

-номинальный ток ротора;

-номинальный ток статора;

-номинальная частота вращения;

- отношение номинального значения начального пусковогомомента к номинальному вращающему моменту;

-отношение номинального значения начального пускового тока кноминальному току;

-отношение номинального значения максимального временногомомента к номинальному моменту;

-коэффициент полезного действия;

-коэффициент мощности;

-класс нагревостойкости изоляции статора.

2). Заводские замеры:

- сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпусадвигателя и между фаз при 20 ºC;

- сопротивление фазы обмотки статора при постоянном токе вхолодном состоянии при 20 ºC;

-средняя величина воздушного зазора (односторонняя);

-сопротивление обмотки ротора при постоянном токе в холодномсостоянии;

-сопротивление изоляции обмотки ротора относительно корпусапри температуре 20 ºC;

-сопротивление изоляции обмотки ротора относительно корпусапри температуре 100 ºC.

3). Эксплуатационная документация и протоколы штатныхизмерений и испытаний:

- год ввода в эксплуатацию;

-данные приемосдаточных испытаний (по пунктам аналогичнымзаводским замерам);

-статистика замеров сопротивлений изоляции и сопротивленияобмоток статора и ротора, проводимых при ремонте и испытанияхдвигателя;

-дата, вид испытания и полученный результат;

-число пусков;

-наработка двигателя, в том числе после капитального ремонта.

4). Журнал ремонта:

-отказы и аварийные остановы, их причины;

-дата, вид ремонта (профилактический, капитальный, аварийно- восстановительный и т.д.), краткий перечень произведенных работ;

-сведения о заменах отдельных элементов.

5). Электрическая схема подключения двигателя.

2.3.3. Оценка вибрационного состояния электродвигателя.

Вертикальная и поперечная составляющие вибрации, измеренныена подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, недолжны превышать значений указанных в заводских инструкциях. Приотсутствии таких указаний, максимально допустимая амплитудавибрации подшипников (согласно табл. 31 приложения 3.1 ПТЭЭП) 50 мкм при синхронной частоте 3000 об/мин.

2.3.4.Данные штатного термоконтроля.

Записываются показания всех штатных приборов термоконтроля.

В большинстве случаев контролируется температура:

- в наиболее горячей части сердечника статора (в каждой фазеуложено по одному термопреобразователю сопротивления на дно паза - «Сталь» и между слоями обмотки - «Медь»);

-охлаждающего воздуха на входе в вентиляторы;

-горячего воздуха на выходе из статора;

-вкладыша в подшипниках скольжения.

Контроль температуры вкладышей подшипников осуществляетсятермопреобразователями сопротивления, которые должны бытьподключены на прибор непрерывного автоматического контроля.

Температура обмотки статора класса «В» в работе не должнапревышать 80 ºC.

2.3.5. Измерение сопротивления обмоток статора и роторапостоянному току производится цифровым микроомметром сфиксированием температуры обмоток.

При проведении измерений каждое сопротивление необходимоизмерить не менее трех раз. За истинное значение сопротивленияпринимается среднеарифметическое измеренных значений. При этомрезультат отдельного измерения не должен отличаться от среднегоболее чем на ± 0,5 %.

При сравнении значений сопротивлений они должны бытьприведены к одной температуре (20 ºC). При измерении сопротивлений каждой фазы обмотки статора значения сопротивления обмотки недолжны отличаться друг от друга более чем на 2 %. Результатыизмерений сопротивлений одних и тех же фаз не должны отличаться отисходных данных более чем на 2 %.

При измерении сопротивления обмотки ротора измеренноезначение сопротивления не должно отличаться от исходных данныхболее чем на 2 %.

2.3.6. Измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора и изоляции подшипника производятся мегаомметром снапряжением 2500/1000/500 В.

Измерение сопротивления изоляции следует проводить для каждойобмотки. При этом остальные обмотки должны быть электрическисоединены с корпусом машины. По окончании измерений обмоткунеобходимо разрядить, соединив электрически с заземленнымкорпусом машины. Продолжительность соединения обмотки с корпусомдолжна быть не менее 3 мин.

Напряжение мегаомметра при измерении сопротивленияизоляции:

а) обмотки статора - 2500 B;

б) обмотки ротора - 500 B;

в) подшипников - 1000 B.

Измерение сопротивления изоляции испытуемого двигателяпроизводится в практически холодном состоянии;

Допустимые значения сопротивления изоляции (согласно ПТЭЭП):

а) обмотки статора относительно корпуса и между фазами не менее(приt = 75ºC):

- 10 МОм для двигателя с UH = 10 кВ,

- 6 МОм для двигателя с UH = 6 кВ;

-значение коэффициента абсорбции R60/R15 при температуре от 10 ºC до 30 ºC не менее 1,2;

б) обмотки ротора относительно корпуса - не менее 0,2 МОм.

в) подшипников - не нормируется.

При измерении сопротивления изоляции для определениякоэффициента абсорбции (R60/R15-). отсчет производится дважды: через15 и 60 секунд после начала измерений.

Сравнение характеристик изоляции должно производиться приодной и той же температуре или близких ее значениях (расхождение неболее 5 ºC). Если это невозможно, должен производитьсятемпературный перерасчет в соответствии с инструкциями поэксплуатации конкретных видов электрооборудования.

2.3.7. Визуальное обследование электродвигателя проводится всоответствии с ГОСТ 23479-79 и РД 34.10.130-96 с помощью гибкоготехнического эндоскопа.

Визуальное обследование проводится на выведенном в ремонтэлектродвигателе со снятыми торцевыми крышками и диффузорами, без вывода ротора.

Места, подлежащие осмотру и оценке технического состояния:

По статору:

1. При осмотре лобовых частей вблизи выхода секций из пазовоцениваются:

- зазоры между лобовыми частями верхней и нижней полусекцииодного паза и наличие истирания изоляции в случае закрытия зазоров;

-выдвижение межслоевой прокладки из паза;

-чистота зазоров между лобовыми частями стержней соседнихпазов;

-степень вспухания микалентной компаундированной изоляции;

-степень выдавливания битумного компаунда из микалентнойизоляции;

-степень вымывания битумного компаунда из микалентнойизоляции;

-состояние распорок лобовых частей;

-искривление стержней на выходе из паза;

-состояние полупроводящего покрытия, наличие его поврежденияи определение площадей повреждения.

2. При осмотре лобовых частей стержней на эвольвентных участкахоцениваются:

- наличие или отсутствие зазоров между соседними лобовымичастями;

-наличие и глубина истирания изоляции дистанционнымипрокладками;

-выдавливание битумного компаунда в местах установкидистанционных прокладок, потеки растворенного битума;

- наличие и степень истирания изоляции о межслоевые выкладки;

- наличие и степень истирания изоляции нижних стержней обандажные кольца;

- наличие загрязнений на лобовых частях;

- признаки перегрева изоляции (изменение цвета, наличие«сосулек» битумного компаунда).

3. При осмотре системы крепления лобовых частей оцениваются:

провисание корзинки (зазоры между кронштейнами ибандажными кольцами);

-ослабление болтов крепления кронштейнов;

-ослабление шнуровых вязок нижних лобовых частей к бандажнымкольцам;

-ослабление или обрывы шнуровых вязок верхних лобовых частей;

-выпадение или смещение дистанционных прокладок;

-следы вибрации бандажных колец относительно кронштейнов.

4. При осмотре головок лобовых частей оценивается:

- изменение цвета изоляции.

5. При осмотре торцевой части сердечника оцениваются:

-нажимные плиты, нажимные пальцы и приклепанные к последнимсегменты крайних пакетов активной стали;

-загрязнение на коронках зубцов и вдоль нажимных пальцев;

-деформация сегментов активной стали в каналах крайних пакетов;

-распушение и выкрашивание сегментов зубцов.

6. При осмотре расточки статора оцениваются:

- смещение концевых клиньев;

- характер ослабления пазовых клиньев.

7. При осмотре спинки статора оцениваются:

-наличие загрязнения;

-наличие ферромагнитной пыли вдоль призм.

8. При осмотре соединительных шин оцениваются:

-наличие прокладок и колодок;

-разрывы шнуровых вязок;

-истирание изоляции и колодок в кронштейнах;

-подвижность шин;

-нарушение креплений кронштейнов;

-наличие признаков повышенного нагрева;

-нарушение слоя эмали, покрывающей изоляцию шин. Критерии для установления состояния статора:

Исправное - при обследовании не выявлено наличия дефектов.

Работоспособное - при обследовании выявлены отдельныедефекты, не препятствующие дальнейшей эксплуатации илегкоустранимые силами предприятия заказчика, в числе такихдефектов, в частности, можно указать: ослабление креплениясоединительных шин статора, наличие местного соприкосновениясоединительных шин, признаки подвижности дистанционных распорок, запыленность лобовых частей, наличие посторонних предметов, незначительное повреждение изоляции лобовых частей исоединительных шин.

Неработоспособное состояние - при обследовании выявлен одинили несколько из следующих дефектов, препятствующем эксплуатации инуждающемся в устранении: наличие серьезных нарушений изоляциилобовых частей или соединительных шин, провисание корзины лобовыхчастей, наличие признаков вздутости изоляции, выпадение пазовыхклиньев, наличие признаков спекания изоляции в межфазных зонах, неудовлетворительная вязка лобовых частей.

Предельное состояние - при обследовании обнаружен один изследующих дефектов: нарушение целостности изоляции краемнажимного пальца на выходе из паза, признаки подвижности пазовых клиньев.

По ротору:

1. При осмотре пазовой части оцениваются:

-внешнее состояние пазовых клиньев;

-признаки подвижности пазовых клиньев;

-состояние покровной эмали;

-наличие местных подплавлений клиньев.

2. При осмотре лобовых частей обмотки оцениваются:

-загрязнение изоляционных деталей;

-степень запыленности лобовых частей;

-целостность витковой изоляции;

-степень укорочения витков;

- наличие посторонних предметов.

3. При осмотре токоподводов к контактным кольцам и к лобовымчастям обмотки оцениваются:

-трещины, надрывы, надрезы, царапины на верхней пластине;

-состояние резьбы под токоведущие болты.

4. При осмотре концевых частей ротора оцениваются:

-состояние крепления балансировочных грузов;

-состояние поверхности шеек ротора;

- наличие признаков осевого смещения ротора из-за осевойрасцентровки;

- наличие признаков ослабления посадки элементов на вал ротора. Критерии для установления состояния ротора:

Исправное - при обследовании не выявлено наличия дефектов.

Работоспособное - при обследовании выявлены отдельныедефекты, не препятствующие дальнейшей эксплуатации илегкоустранимые силами предприятия заказчика, в числе такихдефектов, в частности, можно указать: ослабление крепления, признакиподвижности пазовых клиньев, загрязнение изоляционных деталей, сильная запыленность лобовых частей, наличие посторонних предметов, плохо закрепленные балансировочные грузы.

Неработоспособное состояние - при обследовании выявлен одинили несколько из следующих дефектов, препятствующих эксплуатации инуждающихся в устранении: наличие местных подплавлений клиньев илибандажного кольца, нарушение целостности витковой изоляции, осевоесмещение ротора, ослабление посадки элементов на вал ротора.

Предельное состояние - при обследовании обнаружен один изследующих дефектов: усталостные трещины на шейке ротора, значительная подвижность клиньев ротора, наличие подкалов и цветовпобежалостей на клиньях ротора.

По возбудителю:

1. Для бесщеточных возбудительных устройств:

-наличие признаков ослабления посадки возбудителя на валу;

-состояние пайки «петушков»;

-состояние изоляции соединительных шинок статора.

2. Для статических возбудителей:

-состояние поверхности контактных колец;

-состояние щеток.

Критерии для установления состояния возбудителя:

Исправное - при обследовании не выявлено наличия дефектов.

Работоспособное - при обследовании выявлены отдельныедефекты, не препятствующие дальнейшей эксплуатации илегкоустранимые силами предприятия заказчика, в числе такихдефектов, в частности, можно указать: ослабление крепления посадкивозбудителя на валу, нарушение целостности изоляции соединительныхшинок статора возбудителя, признаки нарушения пайки «петушков», нарушение работы щеточно-контактного механизма.

Неработоспособное состояние - при обследовании выявлен одинили несколько из следующих дефектов, препятствующих эксплуатации инуждающихся в устранении: признаки разрушения катушек «башмаков»статора возбудителя.

Предельное состояние - при обследовании обнаружен один изследующих дефектов: усталостные трещины на контактной площадке.

2.3.8. Измерение частичных разрядов (ЧР) в изоляции секцийобмотки статора.

1) Аппаратура для измерений ЧР состоит из датчика для измерениявысокочастотных импульсов ЧР, прибора регистрации частичныхразрядов и испытательной установки (сборная или компактная), состоящей:

- из стенда высоковольтного мощностью - не менее 1000 ВА;

-регулятора испытательного напряжения - соответствующеймощности;

-измерительных приборов - амперметр на 50 A, статический киловольтметр для прямого измерения испытательного напряжения;

-реле токовой отсечки (выбирается по величине тока с низкойстороны при подаче испытательного напряжения);

- устройства, обеспечивающего видимый разрыв цепи питания. При испытаниях прибор регистрации ЧР работает в одноканальномрежиме. Для каждой фазы двигателя регистрируется сигнал ЧР, полученный с помощью индуктивного датчика, расположенного накабеле, соединяющем испытательную установку и обмотку статора. Длякаждой фазы проводятся два испытания, одно при подаче напряжения состороны нулевого вывода и одно - со стороны линейного.

По механизму образования различают следующие типы разрядов: внутренние ЧР (в толще изоляции), пазовые разряды (разряды споверхности изоляции катушки на стенку паза), скользящие разряды икоронирование лобовых частей.

Примерный вид осциллограмм различного типа разрядов, соотношение их сравнительной амплитуды и положение относительносинусоиды напряжения показан на рис. 1.

Рис. 1. Примерные осциллограммы различных видов разрядов визоляции электрических машин

1 - скользящие разряды; 2 - пазовые разряды; 3 - разряды во внутренних полостях изоляции;

4 - корона

2) Порядок проведения измерения ЧР.

3) Проводится измерение сопротивления изоляции обмотокстатора электродвигателя и вычисление коэффициента абсорбции дляпринятия решения о возможности проведения высоковольтныхиспытаний. Собирается схема для испытания обмотки статораповышенным напряжением частоты 50 Гц от постороннего источника(рис. 2).

Рис. 2. Схема измерения ЧР

R - прибор регистрации частичных разрядов, датчик -электромагнитный датчик

4) Напряжение подается на одну из фаз обмотки статора, другиефазы при этом заземляются. Номинал испытательного напряженияустанавливается в виде фазного Uфн напряжения и может быть пониженпри подозрениях на наличие дефекта. При необходимости, фазаобмотки может быть испытана в соответствии с действующими«Нормами испытаний электрооборудования».

Для каждой фазы проводятся два измерения при подаченапряжения - со стороны нулевых и линейных выводов.

5)По окончании измерений в первой фазе, напряжение снимается, подается на другую фазу, и операции по пп. 3) и 4) повторяются.

6)По окончании всех измерений проводится анализ результатовизмерений, представленных в виде параметрических диаграммследующего вида (рис. 3), в которых по горизонтали откладываетсяэлектрическая фаза испытательного напряжения, по вертикали - зарядимпульса в пК.

Рис. 3. Допустимые уровни ЧР

По окончании всех измерений проводится анализ результатовизмерений, представленных в виде параметрических диаграмм, вкоторых по горизонтали откладывается электрическая фазаиспытательного напряжения, по вертикали - заряд импульса в пК. Плотность разрядов показана с помощью цветовой шкалы.

Критерии оценки ЧР:

В зоне «3» (внутренние разряды) допустимы следующие уровниразрядов:

-«красная» зона (низкий уровень разрядов в пK) - плотность разрядов - любая;

-«желтая» зона (средний уровень разрядов в пK) - плотность разрядов не должна превышать 0,6 ×N/период;

-«зеленая» зона (высокий уровень разрядов в пK) - плотность разрядов не должна превышать 0,N/период,

где N - количество разрядов этого уровня при данной фазе.

Превышение указанных величин плотности разрядов дляописанных выше зон свидетельствует о возможном наличии дефектаизоляции (электрическое или температурное старение и т.д.). Заключение о возможности эксплуатации обмотки в этом случае даетсяс учетом величины и плотности разрядов, выходящих за пределыуказанных зон.

Наличие частичных разрядов плотностью более 0,05 × N/период взонах 1 (скользящие разряды), 2 (пазовые разряды) и 4 (коронныеразряды) говорит о наличии дефектов изоляции. Заключение овозможности эксплуатации обмотки электродвигателя дается исходя извеличины и плотности разрядов в указанных зонах и по результатамвизуального осмотра (интенсивность коронирования).

2.3.9. Контроль состояния изоляции листов активной стали ивыявления участков с повышенными местными потерямиэлектромагнитным методом контроля (ЭМК) (рис. 4).

ЭМК сердечника статора включает:

- измерения по пакетам наведенного кольцевым магнитнымпотоком напряжения;

-проведения измерений на всех зубцах расточки статора;

- выявление на основе проведенных измерений зубцов активнойстали, имеющих повышенные дополнительные потери, и локализациюместоположения замыкания.

Рис. 4. Схема проведения электромагнитного контроля изоляции листов активной стали

ЭМК проводится при выполнении ремонтов с выводом ротора.

Метод основан на локации магнитного потока при кольцевомнамагничивании сердечника индукцией 0,02-0,05 Тл. Выявлениедефектных зон происходит по искажению электромагнитного поля вобласти замыкания листов.

Для измерения применяется специализированный детекторзамыкания листов.

2.4. Средства технического диагностирования.

2.4.1. Мегомметр должен быть с классами подаваемогонапряжения 500/1000/2500 B, измерять сопротивление изоляции вдиапазоне от 50 кОм до 100 ГОм.

2.4.2.Микроомметр должен обеспечивать замер сопротивлений вдиапазоне от 1 × 10-3 до 1 Ом вкл.

2.4.3.Эндоскоп технический гибкий предназначен для осмотравнутренних полостей контролируемых изделий и объектов втруднодоступных местах. Осветитель эндоскопа должен обеспечиватьосвещенность контролируемой поверхности не менее 1300 лк нарасстоянии 50мм.

2.4.4.Прибор регистрации частичных разрядов предназначен длярегистрации скользящих и коронирующих частичных разрядов, должениметь диапазон регистрируемых частичных разрядов 85 Db.

2.4.5. Требования к виброизмерителю. Прибор долженудовлетворять общим техническим требованиям к аппаратуре дляизмерения параметров вибрации по ГОСТ 30296.

2.5. Технические требования по выполнению операцийдиагностирования.

2.5.1. При проведении диагностики необходимо соблюдение всехтребований и указаний ПУЭ, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевых правил по охранетруда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок.

2.6. Режимы работы электродвигателя при проведениидиагностики.

2.6.1.Визуальное обследование, измерение сопротивлений изоляции статора, ротора и подстуловой изоляции, измерениесопротивлений обмоток статора и ротора, измерение уровня частичныхразрядов, испытание активной стали статора проводятся в режимеостанова электродвигателя.

2.6.2.Оценка вибрационного состояния электродвигателяпроизводится на работающем электродвигателя.

2.7. Требования к безопасности при проведении диагностики.

2.7.1. При измерении ЧР, оценке вибрационного состояния, проведении визуального и эндоскопического осмотров, ЭМКвыполняются мероприятия, соответствующие требованиямдействующих «Межотраслевых правил по охране труда (правилбезопасности) при эксплуатации электроустановок» и «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», в частности:

- общие требования безопасности при производстве работ потехническому диагностированию электродвигателей согласно разделам1 и 2 «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок»;

-организация работ командированного персонала производится всоответствии с разделом 12 «Межотраслевых правил по охране труда(правил безопасности) при эксплуатации электроустановок»;

-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работсо снятием напряжения согласно разделу 3 «Межотраслевых правил поохране труда (правил безопасности) при эксплуатацииэлектроустановок»;

-меры безопасности при выполнении работ с электродвигателемсогласно пп. 4.4, 5.1, 5.4 «Межотраслевых правил по охране труда(правил безопасности) при эксплуатации электроустановок» и п. 3.6 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

2.8. Обработка результатов.

2.8.1.Технические данные, испытываемого электродвигателя, необходимые для выдачи заключения (паспортные данные, местоустановки, результаты испытаний, визуальных и эндоскопическихобследований) заносятся в диагностическую карту (Приложение 1).

2.8.2.Полные результаты обследования представляются в видепаспорта технического состояния электродвигателя утвержденногообразца (Приложение 2).

2.9. Выдача заключения.

2.9.1. По окончании каждого из этапов работы - работ, выполняемых на двигателе, находящемся в эксплуатации и работ, выполняемых во время ремонта с выводом ротора, на местесоставляется протокол с результатами измерений и испытаний, оценкойтехнического состояния контролируемых узлов, рекомендациями поустранению и недопущению впоследствии выявленных дефектов ивыдачей заключения, диагноза. При этом полученные результатыанализируются и сопоставляются с предыдущими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. 6.

2. Правила устройства электроустановок, (ПУЭ) 7-е издание. - М.: Главгосэнергонадзор России, 2002.

3. Положение о системе технического диагностированияоборудования и сооружений энергохозяйства ОАО «Газпром» СТО РДГазпром 39-1.10-083-2003. - М.: ОАО «Газпром», 2004.

4.Объемы и нормы испытаний электрооборудования. РД 34.45-51.300-97 , 6-е издание. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

5.Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатацииэлектроустановок. ПОТ P М-016-2001 , РД 153-34.0-03.150-00. - М.: Изд- во ЭНАС, 2001.

6.ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования.

7.ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования.

8. ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины иопределения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТИПОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип электродвигателя

№ агрегата

ЛПУМГ

Дата обследования

КС

Паспортные данные электродвигателя

Электрическая схема подключения электродвигателя

Зав. №

 

 

Дата изготовления

 

Мощность

Акт., кВт

Полн.,кВА

 

 

Статор

Напр., кВ

Ток, А

 

 

Возбуждение

Напр., В

Ток, А

Частота вращения

об/мин

 

COS φ

 

КПД

%

 

Класс изоляции

 

Соединение фаз

 

Номин. режим работы

 

 

Наработка электродвигателя, час

с начала эксплуатации

после последнего капремонта

Сопротивление фаз обмотки статора, Ом

ra

 

rв

 

rc

 

Сопротивление изоляции фаз обмотки статора, МОм

Ra

 

Rв

 

Rc

 

Сопротивление обмотки ротора, Ом

rp

 

 

Сопротивление изоляции обмотки ротора, МОм

Rp

 

 

Сопротивление изоляции подшипника, МОм

Rn

 

 

Виброскорость на подшипниках электродвигателя, мм/с

 

Подшипник 1

Подшипник 2

Направл.

В полосе 10-300 Гц

50 Гц

100 Гц

В полосе 10-300 Гц

50 Гц

100 Гц

Вертик.

 

 

 

 

 

 

Попереч.

 

 

 

 

 

 

Осевое

 

 

 

 

 

 

Результаты визуального и эндоскопического осмотра

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТИПОВОЙ ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»

«Утверждаю»

______________________

«____» ___________200 г

«Согласовано» 200г.

______________________

«____» ___________200 г

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Тип

Зав. номер

Место установки

(по состоянию на_____________)

______________________

«____» ___________200г

______________________

«____» ___________200г

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Содержание

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 1. Регистрация работ

Формуляр № 2. Документация, использованная при оформлении паспорта

Формуляр № 3. Паспортные данные двигателя Формуляр

№ 4. Данные заводских замеров и приемо-сдаточных испытаний

Формуляр № 5. Общий вид двигателя

Формуляр № 6. Электрическая схема подключения двигателя

Формуляр № 7. Сведения об эксплуатации, испытаниях и ремонтах двигателя

Часть 2. Контрольные измерения и осмотр

Формуляр № 8. Высоковольтные испытания изоляции обмотки статора с измерением частичных разрядов

Формуляр № 9. Визуальное обследование статора

Формуляр № 10. Визуальное обследование ротора

Часть 3. Результаты обследования

Формуляр №11. Выявленные дефекты

Формуляр № 12. Рекомендации по ремонту и дальнейшей эксплуатации.

Заключение

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 1. Регистрация работ

ОБЪЕКТ

 

ВИД РАБОТ

Диагностическое обследование электродвигателя типа

ДАТА НАЧАЛА

 

ДАТА ОКОНЧАНИЯ

 

СОСТАВ БРИГАДЫ

СПЕЦИАЛИСТОВ

1.

2.

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

РАЗРЕШЕНИЕ

 

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ БРИГАДЫ

 

 

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 2. Документация, использованная при оформлении паспорта

ОБЪЕКТ

 

ВИД ДОКУМЕНТАЦИИ

ОТМЕТКА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ:

Конструкторская документация изготовителя на двигатель

Электрическая схема двигателя

Схема электроснабжения объекта

Ремонтная ведомость

Протоколы штатных измерений и испытаний

Журнал ремонта

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 3. Паспортные данные двигателя

Показатель

Данные двигателя

Тип

 

Заводской номер

 

Станционный №

 

Завод-изготовитель

 

Год изготовления

 

Год ввода в эксплуатацию

 

Заводской номер ротора

 

Заводской номер статора

 

Соединение фаз

 

Номинальная активная мощность, кВт

 

Номинальная полная мощность, кВА

 

Номинальный ток ротора, А

 

Номинальный ток статора, А

 

Номинальная частота вращения, об/мин

 

Отношение номинального значения начального пускового момента к номинальному вращающему моменту

 

Отношение номинального значения начального пускового тока к номинальному току

 

Отношение номинального значения максимального временного момента к номинальному моменту

 

Коэффициент полезного действия, %

 

Коэффициент мощности, cosφ

 

Класс нагревостойкости изоляции

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1 Документальные сведения

Формуляр № 4. Данные заводских замеров и приемо-сдаточных испытаний

Показатели

Заводские замеры

Приемосдаточные испытания

Установленная норма

Сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса двигателя и между фаз при 20˚C, МОм

 

 

R ≥ 105 МОм

Сопротивление фазы обмотки статора при постоянном токе в холодном состоянии при 20˚C, Ом

 

 

Разница не более 2 % от заводских данных

Средняя величина воздушного зазора (односторонняя), мм

 

 

Разница не более 10 % от среднего значения

Сопротивление обмотки ротора при постоянном токе в холодном состоянии, при 20˚C, Ом

 

 

Разница не более 2 % от заводских данных

Сопротивление изоляции обмотки ротора относительно корпуса при температуре 20˚C, МОм

 

 

Более 0,2 МОм

Сопротивление изоляции обмотки ротора относительно корпуса при температуре 100˚C, МОм

-

-

-

Примечание: Нормы согласно РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования». Изд. 6.М.: ЭНАС, 1997.

*R ≥ 104 × UH - применяется для выявления грубых дефектов изоляции отдельной фазы. UH - номинальное напряжение обмотки статора (В).

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 5. Общий вид двигателя

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 6. Электрическая схема подключения двигателя

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 1. Документальные сведения

Формуляр № 7. Сведения об эксплуатации, испытаниях и ремонтах двигателя

а) Сведения об эксплуатации

Дата

Число пусков

Суммарная наработка

 

 

 

б) Сведения об испытаниях

Дата

Вид испытаний

Краткие результаты

 

 

 

в) Сведения о ремонтах

Дата

Тип ремонта

Объем выполненных работ

 

 

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 2. Контрольные измерения и осмотр

Формуляр № 8. Высоковольтные испытания изоляции обмотки статора с измерением частичных разрядов

Дата обследования:

Испытательное и измерительное оборудование:

Гистограммы ЧР по фазам обмотки статора (пК).

1. Фаза «А»

а) со стороны нулевых выводов

б) со стороны линейных выводов

 

 

Заключение:

Заключение:

2. Фаза «В»

а) со стороны нулевых выводов

б) со стороны линейных выводов

 

 

Заключение:

Заключение:

3. Фаза «С»

а) со стороны нулевых выводов

б) со стороны линейных выводов

 

 

Заключение:

Заключение:

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 2. Контрольные измерения и осмотр

Формуляр № 9. Визуальное обследование статора

Дата обследования:

Инструменты для обследования:

Сопротивление изоляции фаза «А», МОм, R15/R60

 

Сопротивление изоляции фаза «В», МОм, R15/R60

 

Сопротивление изоляции фаза «С», МОм, R15/R60

 

Сопротивление обмотки фаза «А», Ом

 

Сопротивление обмотки фаза «В», Ом

 

Сопротивление обмотки фаза «С», Ом

 

Осмотр статора

Возможные дефекты

 

а) расточка статора

Ослабление пазовых клиньев (3 шт. подряд или подвижные от руки) Наличие продуктов контактной коррозии сердечника статора Механические повреждения расточки Ослабление, выкрашивание зубцов Следы ремонта активной стали

Признаки перегрева активной стали Наличие запыления, ржавчины

 

б) лобовые части обмотки статора

Повреждение изоляции краем нажимного пальца Ослабление крепления лобовых частей, наличие продуктов истирания изоляции, деформация лобовых дуг Признаки теплового старения изоляции, наличие признаков перегрева Загрязнение лобовых частей Обугливание изоляции Провисание «корзины» лобовых частей Нарушение паек головок, признаки перегрева паек Наличие посторонних предметов

 

в) выводные и соединительные шины

Ослабление крепления шин Старение изоляции шин Наличие признаков истирания изоляции шин

 

д) опорные изоляторы

Загрязнение

Трещины

 

е) другие, сравнительно редкие дефекты

 

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 2. Контрольные измерения и осмотр

Формуляр № 10. Визуальное обследование ротора

Дата обследования:

Инструменты для обследования:

Сопротивление изоляции обмотки ротора, МОм

Сопротивление обмотки ротора, Ом

 

Возможные дефекты

Результаты осмотра

Ротор двигателя

Дефекты шеек вала ротора

 

Дефекты бандажного кольца

 

Признаки ослабления посадки деталей на ротор

 

Ослабление клиновки обмотки в пазах

 

Повреждения шин токоподвода

 

Повреждения контактных колец

 

Повреждения подбандажной изоляции

 

Повреждения бочки ротора

 

Выпадение дистанционных распорок в полости ротора

 

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 2. Контрольные измерения и осмотр

Формуляр № 1. Выявленные дефекты

Дата обследования:

 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

Часть 3. Результаты обследования

Формуляр № 12. Рекомендации по ремонту и дальнейшей эксплуатации. Заключение

Дата обследования:

Рекомендации по ремонту:

Заключение:

 

1 535
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.