МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 2. \Градостроительные требования\» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 2. \Градостроительные требования\»

Со времени вступления в силу Закона «О техническом регулировании» в нормативных документах по строительству обязательными являются только те требования, которые направлены на защиту жизни и здоровья людей. Но для проектирования производственных зданий требуется множество сведений, которые в настоящее время разбросаны по различным нормативным и рекомендательным документам. Необходимость применения нескольких нормативных документов для проектирования одного объекта часто создает затруднения для проектировщиков. При составлении технических регламентов, которые должны будут заменить современные нормативные документы, многие полезные сведения, скорее всего, будут утрачены. В данной работе интегрирована та часть нормативных положений, которая необходима для объемно-планировочного решения производственных зданий в архитектурной части проекта для выполнения требований безопасности и комфортности.

Минстрой России

Минсоцзащиты России

АО ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПОПРОЕКТИРОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Выпуск 2

Градостроительные требования

МОСКВА 1996

РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ: Вып. 2. Градостроительныетребования/ Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева.

СОДЕРЖАТ рекомендации по проектированию элементов городской (сельской) среды -пешеходных путей, автостоянок и остановок транспорта, благоустройствутерриторий, а также принципы расчета и размещения объектов общественногообслуживания.

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для архитекторов,градостроителей, инженерно-технических работников проектных организаций иработников службы социальной защиты.

РАЗРАБОТАНЫАО ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева - кандидаты архитектурыА. Я. Никольская, Н. Б. Мезенцева, Е. М. Лось, канд. техн.наук Ю. А. Федутинов (Московский институткоммунального хозяйства); при участии: Н. А. Клементьева,В. А. Гутникова, канд. арх. А. А. Бойченко, Л. П. Храпилиной, канд. арх. Н. М. Трубниковой,д-ра мед. наук Н. Ф. Дементьевой, канд. мед. наук Э. В. Устиновой.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К ИЗДАНИЮ редакционной коллегией: В. А. Цветков, Е. В. Чапкин, Н. Н. Якимова (Минстрой России), А. И. Кузнецова (Минсоцзащиты России), Ю.В. Колосов (Координационный комитет по делам инвалидов при Президенте России).

Введение

· При разработке настоящих Рекомендацийиспользованы (с внесением необходимых корректив) материалы «Рекомендаций попроектированию элементов путей сообщения, удобных для передвижения инвалидов ипрестарелых в различных городских и сельских поселениях Российской федерации»,составленных в 1992 г. ЦНИИП градостроительства позаданию Госкомархитектуры РСФСР и МинсобесаРСФСР.

· Рекомендации выполнены в соответствии соткорректированными нормами ВСН 62-91* и с разработанными в 1993 г.«Рекомендациями по общестроительным требованиям и по отдельным типологическимнаправлениям», а также в соответствии с «Общим перечнем рекомендаций попроектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностейинвалидов и других маломобильных групп населения»(прил. 1). Градостроительный аспект проблемы инвалидов и других маломобильных групп населения - один из самых ответственныхсреди всех задач, решаемых средствами строительства, архитектуры и дизайна:если не будет обеспечена доступность всей городской инфраструктуры, то окажутсябезрезультатными усилия по созданию инвалидам возможности пользоваться теми илииными отдельными зданиями и сооружениями.

· Перед проектировщиками градостроителямистоят три основные группы задач: первая - обеспечение беспрепятственногопередвижения по городу или другому поселению инвалидов всех категорий и других маломобильных групп населения как пешком, в том числе спомощью трости, костылей, кресла-коляски, так и с помощью транспортных средств(личных, специализированных или городских общественных); вторая - обеспечениеинформацией: визуальной, тактильной (осязательной) и звуковой - с ориентациейна различные группы маломобильного населения; третья- комплексное решение системы обслуживания населения: расчет и размещениеобъектов как специализированных, т.е. предназначенных только для инвалидов либопрестарелых, так и общего типа (новых и модернизируемых), предназначенных длясовместного использования здоровыми людьми и инвалидами во всех сферахжизнедеятельности.

· Решению этих задач должны способствоватьрекомендации, изложенные в данном выпуске.

1. Общие положения

ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.1.Основной принцип, который должен реализовываться при формировании средыжизнедеятельности с учетом инвалидов, - максимально возможная интеграцияинвалидов во все сферы жизни общества - труд, быт, образование, досуг,проживание, реабилитация.

1.2.При разработке проектов планировки городов и других поселений, проектовдетальной планировки районов и проектов застройки должны учитыватьсяпотребности инвалидов различных категорий:

· для инвалидов с поражениемопорно-двигательного аппарата (ПОДА), в том числе на кресле-коляске или сдополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов,предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения,оборудование городской среды для обеспечения информацией и общественнымобслуживанием, в том числе транспортным;

· для инвалидов с дефектами зрения (ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть измененыпараметры путей передвижения (расчетные габариты пешехода увеличиваются в связис пользованием тростью), поверхность путей передвижения (с них устраняютсяразличные препятствия), должно быть обеспечено получение необходимой звуковой итактильной (осязательной) информации, качество освещения на улицах;

· для инвалидов с дефектами слуха (ДС), в том числе полностью глухих, должна быть обеспеченахорошо различимая визуальная информация и созданы специальные элементыгородской среды, например, таксофоны дли слабослышащих.

1.3.При выполнении требований, перечисленных в п. 1.2, создается средажизнедеятельности, обеспечивающая потребности всех маломобильныхгрупп населения - престарелых, временно нетрудоспособных, пешеходов с детскимиколясками и детей дошкольного возраста, а также создаются более комфортныеусловия для всего остального населения.

ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1.4.В состав всех проектов планировки, детальной планировки и застройки должны бытьвключены специальные разделы, в которых даются предложения по разработкеградостроительных мероприятий, обеспечивающих формирование средыжизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов При разработке этих разделовследует консультироваться с местными органами социальной защиты и обществамиинвалидов и решения согласовывать с ними. При разработке проектной документациидолжны соблюдаться требования ВСН 62-91* «Проектирование средыжизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильныхгрупп населения» [5].

1.5.При проектировании следует учитывать, что жилые, общественные ипроизводственные здания и сооружения подразделяются в зависимости отвозможности использования их инвалидами на три группы:

· специализированные,т.е. предназначенные специально для различных групп маломобильногонаселения; в них обеспечивается проживание, обслуживание, лечение и получениеобразования тех групп маломобильного населения,которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественнойинфраструктурой города, даже если она адаптирована к потребностям инвалидов, атакже обеспечивается обслуживание в специальных центрах инвалидов ипрестарелых, проживающих в жилых районах города (села);

· общегопользования, неспециализированные, т.е. предназначенные для всех группнаселения, в том числе инвалидов; эти здания и сооружения должны проектироватьсяв соответствии с ВСН 62-91; во всех общественных зданиях и сооружениях должныпредусматриваться специальные места или помещения для инвалидов. Рекомендуемоеколичество этих мест в процентах общей вместимости здания (учреждения)приведено в прил. 2;

· непредназначенные для пребывания в них инвалидов, т.е. те объекты, пребываниена которых либо опасно для здоровья инвалида, либо вследствие присутствия таминвалида может создаться опасная ситуация для окружающих; на эти здания исооружения (преимущественно - промышленные) не распространяются требования ВСН62-91.

1.6.В проектах планировки города или другого поселения должен быть дан расчетнеобходимого количества специализированных объектов, предназначенных дляпроживания, обслуживания, лечения, получения образования инвалидов. Расчетпроизводится для сложившихся городов - по фактическому количеству инвалидовразличных категорий, детей-инвалидов и престарелых, нуждающихся в тех или иныхспециализированных учреждениях с учетом существующих объектов; для новых - посредним для России показателям. Количество домов-интернатов различного профилярекомендуется рассчитывать по методике, разработанной ЦИЭТИН(прил. 3). Эти объекты располагаются в жилой застройке или в пригородной зонепри обеспечении удобной доступности.

· В составе проекта первой очередистроительства должны быть разработаны маршруты специальных транспортных средствот жилых массивов до мест, наиболее активно посещаемых инвалидами. Приразработке первой очереди для сложившихся,реконструируемых городов следует выделить объекты общегородского уровня,которые должны быть в первую очередь адаптированы к потребностям инвалидов, изатем выделить связанные с этими объектами зоны городских (пригородных,сельских) территорий, на которых формируется доступная для инвалидов среда, втом числе выделяются пешеходные улицы. В проектах планировки новых городов выделение каких-либопервоочередных мероприятий по приспособлению зданий к потребностям инвалидов нетребуется, так как все новые здания, сооружения и элементы городской средыдолжны проектироваться и строиться в соответствии с этими потребностями.

· При создании новых городов и новых районов,особенно в северных зонах России, следует разрабатывать планировочные решения,обеспечивающие минимальную протяженность путей передвижения населения.

1.7.При разработке проектов детальной планировки (ПДП)следует выделять участки предусмотренных в проекте планировкиспециализированных объектов для инвалидов и престарелых. Нормы площади участковприведены в прил. 4. Рекомендуется также выделять на селитебных территорияхзоны, благоприятные для строительства жилых домов, в которых имеются(преимущественно в первых этажах) квартиры, отвечающие потребностям инвалидов.На эскизе застройки следует определять основные пешеходные пути и места, гдедолжны быть осуществлены мероприятия, обеспечивающие жизнедеятельностьинвалидов, - устройство подземных переходов с пандусами, специальнооборудованных наземных переходов, создание пешеходных улиц, остановоктранспорта, оборудованного для инвалидов, зон размещения специальных торговых ителефонных автоматов, общественных туалетов с кабинами для инвалидов. В составпояснительной записки к ПДП должны входить перечень иобъем этих мероприятий.

· В ПДП сложившихся реконструируемых районов всоставе первой очереди строительства следует при участии местных органовсоциальной защиты и обществ инвалидов определить перечень первоочередныхобъектов (зданий, сооружений, зон отдыха, мест приложения труда), которые нужнов первую очередь адаптировать к потребностям инвалидов и других маломобильных групп населения. На основе перечняразрабатывается схема пешеходно-транспортных связей,обеспечивающих доступ к этим объектам. На схеме обозначаются местаосуществления перечисленных выше мероприятий (подземные переходы с пандусами,оборудованные наземные переходы и т.д.). Эти мероприятия должны представлятьсобой единый первоочередной комплекс. В ПДП новых районов, проектируемых насвободных территориях или с полным сносом существующей застройка, все проектированиеи строительство должно осуществляться в соответствии с ВСН 62-91. Рекомендуемыепараметры пешеходных путей приведены в разделе 2.

1.8.В проектах застройки на схему планируемой территории должны быть нанесеныосновные пешеходные маршруты с обозначением специальных зон и планировочныхэлементов, обеспечивающих жизнедеятельность инвалидов: устройство подземныхпереходов с пандусами и наземных переходов, оборудованных сигнализацией;установка подъемников и лифтов; создание площадок для отдыха как на пешеходныхпутях, так и в жилой застройке и зонах отдыха; разметка «направляющих линий»для слепых, пользующихся тростью, информационное изменение фактуры покрытияпешеходного пути; организация подсветки пешеходных путей; определение местустановки торговых и телефонных автоматов, которыми могли бы пользоватьсяинвалиды на креслах-колясках, а также с дефектами зрения и слуха; реконструкцияобщественных туалетов; разметка стоянок личного транспорта инвалидов;устройство оборудованных остановок общественного транспорта; дублированиеступенек пандусами; устройство необходимых ограждений; реконструктивныемероприятия на территории участков общественных и производственных зданий;благоустройство участков, примыкающих к выходам из квартир инвалидов, проживающихна первых этажах: а также другие мероприятия, определяемые спецификой местныхусловий.

· Если проект застройки разрабатывается дляреконструируемых территорий, целесообразно выделить здания и сооружения,которые должны быть адаптированы к потребностям инвалидов в первую очередь, и всоответствии с этим формировать первоочередные пути передвижения и средужизнедеятельности.

1.9.Проектирование отдельных зданий, сооружений и их комплексов должно вестись всоответствии с ВСН 62-91, а также с рекомендациями по проектированию зданийразличной типологической принадлежности (см. прил. 1). Следует включить впроектную документацию схему планировки участка, на которой должны бытьвыделены места специального обустройства для инвалидов: пандусы, поручни,«направляющие линии» для слепых, информационные стенды, разметка мест наавтостоянке и т.д. (см. п. 1.8).

1.10.При разработке градостроительной документации для особенно сложных условий,например для центров крупнейших городов, целесообразно выделять мероприятия дляинвалидов не только на первую очередь, но и на ее первый этап, т.е. разработатьпоэтапное создание среды, доступной для инвалидов, при соблюдении основногопринципа: каждый этап должен представлять собой единый, взаимоувязанныйзаконченный комплекс мероприятий.

СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.11.При разработке системы обслуживания, единой для инвалидов и всех остальныхжителей города (поселка), решаются как градостроительные, так и типологическиепроблемы для обеспечения всех групп маломобильногонаселения возможностью пользоваться общественными, жилыми и производственными зданиями исооружениями, включая объекты культуры, спорта, образования, воспитания,торговли, быта, административные здания, лечебные и санаторно-курортныеучреждения, комплексы внегородского транспорта (вокзалы, аэропорты) и всеспециализированные здания и сооружения.

1.12.Для обеспечения инвалидов и престарелых повседневными услугами рекомендуется:

· торгово-бытовые услуги предоставлять вобъектах повседневного обслуживания (микрорайонногозначения), предназначенных для использования всеми категориями населения иснабженных специальными устройствами для удобства пользования маломобильным населением;

· досуговыепотребности удовлетворять как в общей сети культурно-просветительных ифизкультурно-спортивных объектов, так и в специальных «центрах социальногообслуживания»;

· спортивно-оздоровительные сооружения дляинвалидов рассматривать как составную часть единой сети физкультурно-спортивныхсооружений. Как правило, эти сооружения должны быть рассчитаны на совместноеиспользование инвалидами и остальным населением;

· образование и воспитание детей-инвалидов, повозможности, ориентировать на совместное использование школ и детскихучреждений общего типа, где могут быть организованы специальные классы, аосновные помещения этих учреждений должны быть доступны детям-инвалидам,которым не противопоказано совместное образование и воспитание.

1.13.Вместимость специализированных зданий определяется специальным заданием напроектирование с учетом местных условий и потребностей.

1.14.Специальные квартирные жилища для престарелых и инвалидов следует размещать вжилой застройке. При их размещении необходимо учитывать следующие требования:

· расстояние до предприятий торговли,общественного питания, бытового обслуживания и учреждений здравоохранения недолжно превышать 200-300 м; на пути к ним, как правило, не должно быть наземныхпереходов улиц с интенсивным движением транспорта;

· специальные жилые дома следует строитьнедалеко от озелененных территорий, остановок общественного городскоготранспорта, мест работы трудоспособных инвалидов;

· вблизи специальных квартирных домов, но неближе 15 м от них следует предусматривать участок для огражденной стоянкилегковых автомобилей; расстояние от подъезда дома или квартиры добоксов-стоянок транспорта инвалидов, пользующихся креслами-колясками, не должнопревышать 50-100 м беспрепятственного пути;

· на территории или около дома, в которомразмещаются специальные квартиры для людей преклонного возраста и инвалидов,рекомендуется устанавливать скамьи и навесы, устраивать цветники и площадки длязанятий лечебной физкультурой;

· в случае размещения специального жилого домана относительно сложном рельефе необходимо обеспечивать кольцевой его обход подорожкам с уклоном не более 5 %.

1.15.Дома-интернаты для престарелых, ветеранов труда производственных объединений(предприятий), для инвалидов и лиц с физическими недостатками следуетразмещать, как правило, на селитебной территории населенных пунктов.Дома-интернаты для ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарныхчастых производственных объединений, если они расположены в селитебной зоне.

· Дома-интернаты рекомендуется размещать наобособленных участках. Расстояние от красной линии магистральных улиц до жилыхкорпусов домов-интернатов должно быть не менее 30 м.

1.16.Специализированные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательныешколы-интернаты и дома-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом илиумственном развитии, которые не позволяют им учиться в школах общего типа,следует размещать на обособленных участках в озелененных районах, в пределахгорода, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путейи дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума,загрязнения воздуха и почвы.

1.17.Центры социального обслуживания следует размещать на селитебной территориигородов и поселений.

· Участки центров социального обслуживаниядолжны быть озеленены и благоустроены. Площадь под зелеными насаждениямирекомендуется принимать не менее 30 % площади участка.

· На участках этих центров необходимопредусматривать площадку для лечебной физкультуры, защищенную от ветра исолнца, места для отдыха, дорожки для прогулок, теневые навесы, перголы и малые архитектурные формы, а также гараж дляавтомобилей. Количество мест для автомобилей в гараже следует определятьзаданием на проектирование.

1.18.При проектировании взаимосвязанной системы объектов общественного обслуживанияинвалидов и путей передвижения к этим объектам и остановкам общественноготранспорта следует обеспечить радиус их доступности, не превышающий 300 м (рис.1). В условиях Крайнего Севера, а также сложного рельефа радиус доступностирекомендуется сокращать до 200 м.

Рис. 1. Зоныцелесообразного расселения инвалидов

А - принципиальная модель целесообразного расселенияинвалидов; Б - пример формирования зон расселения инвалидов; 1 - центрысоциально-культурного обслуживания инвалидов; 2 - остановки общественноготранспорта и объекты торгово-бытового обслуживания; 3 - территории, удобные длярасселения инвалидов; 4 - жилые дома, в которых целесообразно расселениеинвалидов

2. Пешеходные пути

основныепараметры

2.1.При формировании системы пешеходных связей в поселениях и их районах следуеткомплексно учитывать специфику передвижения инвалидов различных категорий, прежде всего с поражениемопорно-двигательного аппарата (ПОДА), в том числе пользующихсякреслами-колясками и дополнительными опорами и с дефектами зрения (ДЗ), особенно - с полной потерей зрения, пользующихсятростью для ощупывания дороги.

· Так, при организации движения инвалидов сПОДА и ДЗ следует предусматривать -соответствующиепланировочные, конструктивные и технические мэры: избегать, по возможности,перепадов уровней и препятствий на пути движения; при перепадах уровнейустраивать лестницы с поручнями, продублированные пандусами или подъемниками(см. пп. 2.19-2.25, 4.8, 4.9), у препятствий следуетустанавливать ограждения; поверхность пути должна быть ровная, без швов инескользкая, в том числе при увлажнении, не допускается применениеполированного гранита и мрамора; рельефные изменения пути должны даватьнеобходимую информацию пешеходам с ДЗ (см. пп. 2.17, 2.18).

2.2.Основные параметры участков путей передвижения следует принимать в соответствиис ВСН 62-91:

· зона размещения кресла-коляски должна иметьразмеры не менее 0,9 ´ 1,5 м;

· ширина пути при одностороннем движении неменее 1,2 м, при двухстороннем - не менее 1,8 м;

· размеры площадки для поворота на 90 должныбыть не менее 1,3 ´ 1,3 м, для поворота на 180° - не менее 1,3 ´ 1,5 м, для разворота на 360- не менее 1,5 ´ 1,5 м;

· высота прохода до низа выступающихконструкций не менее 2,1 м, до низа ветвей деревьев - не менее 2,2 м.

2.3.Приспособления и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационныещиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или отдельныхконструкциях, а также выступающие элементы зданий не должны сокращатьпространства, необходимого для приезда и маневрирования кресла-коляски.

2.4.Оптимальным решением путей передвижения маломобильногонаселения в зонах общественных центров является создание бестранспортныхпешеходных улиц, где формируются спокойная, безопасная среда пребывания,благоприятные условия для ориентации и получения информации, обозрения витрин,стендов и т.п.

2.5.Продольный уклон пешеходных дорожек и тротуаров не должен превышать 5 %,поперечный - 1-2 %. В затесненных условиях или в районах со сложным рельефовдопускается увеличивать продольный уклон до 10 % на дистанции до 12 м сустройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее1,5 м каждая.

2.6.Кратчайшие пути от жилых домов до общественных зданий и остановок пассажирскоготранспорта рекомендуется проектировать спрямленными, с наименьшим числомпандусов. Эти пути должны хорошо просматриваться на всем протяжении.Трассировку пешеходных маршрутов, особенно в северных районах России, следуетосуществлять так, чтобы на них по возможности максимально падали солнечные лучидля скорейшего таяния льда и снега. Рекомендуется подогрев тротуаров, особенноу переходов через улицы и входов в здания.

2.7.При разработке проектов путей передвижения маломобильныхгрупп населения на сложном рельефе следует предусматривать устройствосерпантинных трасс с продольным уклоном, не превышающим 5 %, и поперечным - 1-2%. В городах со сложным рельефом при уклонах от 15 до 30 % преодолениеперепадов высот рекомендуется осуществлять путем строительства фуникулеров, апри уклонах свыше 30 % - использовать подвесные канатные дороги. Припроектировании остановочных пунктов этих видов транспорта следуетпредусматривать ровные площадки, обеспечивающие возможность маневрированиякреслами-колясками, а также предусматривать условия для отдыха маломобильных групп населения.

2.8.При максимальных потоках (до 500 чел/ч) и уклонах свыше 30 % на отдельныхнаправлениях передвижения пешеходов рекомендуется применять лифтовые подъемники(рис. 18). Ширина площадки перед входом в лифт, предназначенный для подъемаинвалидов в кресле-коляске, должна быть не менее 2,1 м.

2.9.В связи с тем, что длина пути, преодолеваемая инвалидами и престарелыми безотдыха, колеблется от 100 до 500 м, рекомендуется через каждые 150-200 м напешеходных улицах и аллеях организовывать подходы к остановкам общественноготранспорта и стоянкам такси. Предельная длина пешего пути вызывает такженеобходимость устройства вдоль тротуаров и пешеходных дорожек площадок дляотдыха инвалидов, престарелых и пешеходов с маленькими детьми (рис. 15).Расстояние между ними, как правило, должно составлять 100-200 м в условияхгородской застройки и сокращаться до 30-60 м в парках, зеленых зонахмикрорайонов и в местах ожидания (например, на перронах, пристанях и т.п.).

2.10.Осветительные устройства, фонари рекомендуется устанавливать по одной сторонепешеходного пути; желательна также установка вдоль тротуара (дорожки) сактивным пешеходным движением фонарей-ориентиров на высоте 0,3-0,4 м от земли синтервалом в 2-3 м.

2.11.Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобыводоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.

2.12.На пешеходных путях должна быть обеспечена необходимая информация, в том числепредупреждающая об опасности, об изменениях в пути, об остановках транспорта,оборудованного для инвалидов, о стоянках личного автотранспорта инвалидов, оналичии элементов и устройств обслуживания, приспособленных для использованияинвалидами различных категорий, - таксофонов, торговых автоматов и др.

ПЕРЕХОДЫ В УРОВНЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

2.13. Вместах пересечения пешеходных путей и транспортных коммуникаций высота бортовыхкамней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не более 4,0 см. В местахпереходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхнейгранью. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.

2.14.Островки безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должны иметьширину (глубину по ходу движения пешехода) не менее 2,0 м и длину (вдольнаправления движения транспорта) не менее 1,8 м (рис. 2).

Рис. 2.Наземный переход, оборудованный для использования инвалидами

1 - кнопка управления светофором; 2 - звуковая сигнализация; 3 -тактильные (осязательные) полосы; 4 - ограждение перехода; 5 - островокбезопасности

2.15.На пешеходных переходах через проезды и подъезды без интенсивного движения, неимеющих светофорного регулирования, рекомендуется применять световые сигналы,останавливающие на время транспорт, которые приводятся в действие самимиинвалидами, и разместить знак «Осторожно, инвалиды» (рис. 3).

Рис. 3.Элементы наземного пешеходного перехода (размеры в мм)

А - план пешеходного перехода; Б - разрез 1-1 (сход на проезжую часть);В - кнопка управления светофором, расположенная на отдельно стоящем столбике; 1- съезд с тротуара; 2 - предупредительная тактильная (осязательная) полоса; 3 -островок безопасности

2.16.На участках нерегулируемых пешеходных переходов местных проездов в целяхудобства схода с тротуара и в целях снижения скорости автомобиля рекомендуетсяустраивать искусственный подъем проезжей части («бугор», рис.4).

Рис. 4. Примеррешения пешеходного перехода местного проезда

А - переход на перекрестке; Б - переход на отрезке между перекрестками;В - разрез через проезжую часть; 1 - приподнятый участок проезжей части(«бугор»); 2 - склоны «бугра»

2.17.При пересечении пешеходных путей с интенсивным транспортным потоком(магистральные улицы и дороги) необходимо устраивать переходы в разных уровнях- подземные или крытые надземные. Все лестницы должны быть продублированыпандусами (рис. 5). Параметры лестниц и пандусов следует принимать всоответствии с нормами, приведенными в пп. 2.26-2.32настоящих Рекомендаций.

2.18.Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационныезнаки.

Рис. 5.Подземный переход с лестницей и пандусом

УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ С ДЕФЕКТАМИ ЗРЕНИЯ

2.19.Пешеходный путь инвалидов с дефектами зрения (ДЗ)рекомендуется организовывать с помощью «направляющей (ведущей) линии», котораясоздается хорошо воспринимаемыми инвалидами с ДЗтактильными (осязательными) средствами, а также звуковой или визуальной (дляслабовидящих) информацией. Знаки, определяющие движение, могут располагаться настенах домов, на специальных столбах; так сильная информация размещаетсяпреимущественно на тротуарах, она воспринимается тростью или непосредственнымприкосновением ног идущего (рис. 6). Если при реконструкции улицы необходиморазместить на тротуаре какие-либо устройства, являющиеся препятствием дляинвалидов с ДЗ, - торговые автоматы, ограждениядеревьев и т.п., - то их следует размещать по возможности в одну линию.Необходимо устройство ограждений.

Рис. 6.Параметры элементов пути пешеходов с дефектами зрения

А- параметры деревьев, выезженных на тротуаре; Б - элементы,формирующие «ведущую линию (а); b - расстояниедо препятствий; c - высота ограждающих инаправляющих движение столбиков; d - высотацокольной части забора; f - расстояниедо нижних ветвей деревьев

2.20.Покрытие тротуаров и пешеходных дорожек должно отличаться по цвету и материалуот окружающих поверхностей. Края (обочины) тротуара или дорожки должны служитьуказателем направления движения. Они могут выполняться из бордюрного камня,выступающего на 100 мм над уровнем тротуара, а также в виде ограждений илидругим способом с применением материала, контрастного по цвету, акустическим итактильным (осязательным) характеристикам по отношению к тротуару (дорожке) и кокружающим поверхностям.

2.21.Направляющие (ведущие) линии на пешеходных путях создаются с помощью лент илиплит с выраженным изменением поверхности (рис. 7).

Рис. 7.Рельефные информационные плиты, формирующие направляющие линии (размеры в мм)

1 - движение прямо; 2 - внимание, поворот; 3 - внимание, перекрестокпешеходного пути; 4 - внимание, изменение ситуации: вход в здание, переходчерез улицу и др.; 5 - внимание, лестница

2.22.Наземные переходы через улицы с относительно интенсивным движением транспортаследует оборудовать устройствами для подачи звуковых сигналов, синхронносвязанными с системой сигналов светофора.

2.23.Информация о приближении перехода, поворота, о границах островка безопасностина переходе или иного изменения на пути движения должна обеспечиватьсяизменением фактуры тротуаров или дорожек за 0,9-0,6 м от начала изменения пути(рис. 8).

Рис. 8.Конструкции пешеходных дорожек для слепых (размеры в мм)

А - желтая резиновая лента; Б - поперечное сечение окрашенной ленты,выполненной из термопластика; В - продольное сечение ребристого покрытия

2.24.Для слабовидящих и полностью слепых пешеходов рекомендуется применятьдугообразный поперечный профиль пешеходных дорожек и тротуаров с повышением всредней части на 50-100 мм (в зависимости от ширины дорожки).

2.25.Для информации пешеходов, с дефектами зрения о приближающемся изменении в пути(вход в здание, поворот к пешеходному переходу, размещение почтового ящика,телефона-автомата и т.п.) рекомендуется мягкое изменение продольного профилятротуара (рис. 9А).

Рис. 9.Решение пешеходных путей с учетом потребностей людей с дефектами зрения

А - изменение продольного профиля тротуара и его поверхности,информирующее о входе в здание; Б - освещение пути без образования теневых зонмежду фонарями; 1 - изменение уклона тротуара; 2 - изменение фактурыповерхности тротуара путем применения специальной плитки

ЛЕСТНИЦЫ, ПАНДУСЫ

2.26.На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированыпандусами. Требования к проектированию пандусов:

· при уклоне 5 % и менее его длина неограничена, промежуточные площадки для отдыха не требуются;

· при уклоне от 0 до 8 % (в исключительныхслучаях до 10 %) требуется устройство промежуточных площадок через каждые 6 м,длина площадки не менее 1,4 м, по обе стороны пандуса делают непрерывныеперила;

· уклоны более 10 % на пандусах недопускаются.

· По внешним боковым краям пандуса и площадокследует предусматривать бортики высотой не менее 5 см.

2.27.В зависимости от местных природно-климатических условий рекомендуетсяпредусматривать подогрев пандусов, ведущих к общественным зданиям, если надпандусами и входами нет навеса. В обязательном порядке обогревающимиустройствами следует оборудовать пандусы зданий и сооружений, расположенных в1А, 1Б, 1В и 1Г климатических подрайонах.

2.28.Ступени лестниц на путях движения инвалидов рекомендуется делать сплошными,ровными с нескользкой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закруглениерадиусом не более 5 см. По боковым краям лестничного марша, не примыкающим кстенам, ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см.

2.29.У наружных лестниц ширина проступей должна быть неменее 0,4 м, высота подъемов ступенек - не более 0,12 м.

2.30.Лестничные марши, а также любые спуски и подъемы оборудуются поручнями с двухсторон. Поручни располагаются на высоте 0,9 м от поверхности проступи, а длядетей - на высоте 0,7 м. Поручни должны продолжаться над площадками на длину неменее 0,3 м.

2.31.Для слепых и слабовидящих лестничные марши вверху и внизу, а также участкипоручней, соответствующие первой и последней ступеням марша, должныобозначаться участками поверхности с выраженным рифлением (тактильная полоса) иконтрастной окраской. Рекомендуется контрастная окраска ступеней - светлыепроступи и темные подступенки. Марш лестницы должениметь не менее трех ступеней.

2.32.С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничныхмаршах на пути следования должно быть одинаковым.

3. Транспорт, автостоянки,остановки

АВТОСТОЯНКИ ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА

3.1.Инвалиды должны быть обеспечены местами для парковки личных автомашин. Местаследует предусматривать как возле жилых зданий, так и на городских автостоянкахоколо общественных зданий и сооружений, мест отдыха, при производственныхпредприятиях.

3.2.Количество мест для инвалидов на открытых стоянках возле общественных зданий и производственных предприятий следуетпринимать, не менее: при общем количестве мест на автостоянке от 1 до 25 - одноместо; 26-50 - два места; 51-75 - 3 места; 76-100 - 4 места; 101-150 - 5 мест;151-200 - 6 мест; 201-300 - 7 мест; 301-400 - 8 мест; 401-500 - 9 мест;501-1000 - 2 % общего числа мест; св. 1000 - 20 мест + 1 место на каждые 100мест св. 1000.

3.3.В жилых массивах следует выделять одно машино-местодля каждой семьи, где имеется инвалид, и еще 2 % общего расчетного количествамест необходимо выделять для инвалидов, приезжающих из других районов. Настоянках возле учреждений, занимающихся лечением амбулаторных больных, следуетвыделять для инвалидов 10 % общего количества машино-мест;у учреждений, связанных с лечением болезней спинного мозга или нарушениемопорно-двигательного аппарата, - 20 %.

3.4.Размеры площадки для автомашины инвалида с ПОДА должны быть не менее 3,5 ´ 5,0 м (рис. 10, 12),внутренние размеры крытого гаража - не менее 3,5 ´ 6,0 м (рис. 14). Двери вэтих гаражах должны быть снабжены устройствами для удобного управления -противовесами или иметь электромеханическое управление.

3.5.Места для автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой иобозначены специальными символами (см. рис. 10, 11 и 12).

Рис. 10.Пример организации мест для инвалидного автотранспорта на стоянке (размеры вмм)

А - параметры стоянки (два места для инвалидов); Б - схема размещенияавтомашины; В - организация стоянки для автомобиля инвалида в «кармане» надороге; 1 - пандус - съезд на стоянку или на дорогу

3.6.Автомобильные стоянки дня инвалидов следует размещать как можно ближе ко входамв общественные и производственные здания. Длина пути от места, предназначенногодля инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), до входа вздание, как правило, не должна превышать 60 м.

3.7.Места, выделенные для стоянки автомобилей, принадлежащих инвалидам, необходимооборудовать навесами на случай ненастной погоды. Чтобы избежать использованияэтих автостоянок для других видов транспорта, их необходимо оборудоватьспециальными знаками (рис. 11).

Рис. 11.Обозначение мест паркования автомобилей, управляемых водителями-инвалидами

1 - место для автомобиля; 2 - общая для двух автомашин дорожка движениякресла-коляски

3.8.С целью экономии территории в затесненных городских условиях рекомендуется настоянках делать двойную разметку: три места для обычных автомобилейсоответствуют двум местам для автомобилей инвалидов. Такая разметкацелесообразна возле зданий, посещаемых инвалидами в определенные часы(поликлиники, учебные заведения), в остальное время стоянки могут бытьиспользованы другими группами населения. Время преимущественного использованиястоянок инвалидами должно быть указано на хорошо различимых информационныхстендах.

· Для автомашин инвалидов следуетрезервировать места, примыкающие к выходам со стоянок либо максимальноприближенные ко входам в здания.

3.9.Для удобства въезда на стоянку возможна разметка мест для личногоавтотранспорта под углом к проезжей части улицы (рис. 12). Если стоянка платнаяс применением автоматов, то кнопка включения оплаты должна находиться на высоте0,8-1,1 м от земли.

3.10.В центральных, исторически ценных районах городов с памятниками культуры иархитектуры при размещении стоянок для автомашин инвалидов следует (соблюдаянормативные расстояния от стоянок до входов в здания) следить за тем, чтобыпринятое решение не вступало в противоречие со сложившимся обликом района. Дляэтого следует создавать небольшие по емкости автостоянки, возможно - подземные.

3.11.В условиях малоэтажной застройки рекомендуется устройство встроенных гаражей, втом числе под жилыми домами, или их размещение на приусадебных участках.

Рис. 12.Пример разметки мест стоянки под углом к проезжей части

а = 3,5 м; b = 1,5м; 1 - пандусы схода на стоянку с тротуара; 2 - информационные столбики иавтоматы оплаты стоянки

ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

3.12.Для обеспечения возможности использования внешнего (междугородного) транспорталюдьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и слухавсе остановочные пункты внешнего транспорта должны быть оборудованыприспособлениями для входа инвалидов в транспортные средства и для получениянеобходимой информации.

3.13.Площадки для остановки специализированных транспортных средств, перевозящихинвалидов, следует предусматривать на расстоянии не более 100 м от входов вобщественные здания общего пользования и в неспециализированныепроизводственные предприятия. Расстояние от остановки специализированного(неличного) транспорта до специальных, в том числе лечебных учрежденийопределяется заданием на проектирование данного учреждения. В отдельных случаях(например, остановки «перевозок» у больниц) транспортные средства должныостанавливаться вплотную ко входам.

3.14.Остановки всех видов городского общественного транспорта, стоянки такси должныобеспечивать возможность посадки и высадки пассажиров, пользующихсякреслами-колясками (рис. 13). Остановки должны быть оборудованы хорошо читаемойинформацией о транспортных маршрутах, возможных препятствиях, в том числеинформацией для слепых по азбуке Брайля.

Рис. 13.Примеры оборудования автобусных остановок

А - остановка специального автобуса, местное повышениетротуара; Б - разрез крытой части автобусной (троллейбусной) остановки; В -план зоны ожидания на остановке; 1 - автобус с пониженным полом и откиднымпандусом; 2 - отметка поверхности улицы; 3 - отметка тротуара; 4 - вход вавтобус; 5 - вход с откидным пандусом для инвалидов на коляске; 6 - отметкапола автобуса; 7 - хорошо различимый знак остановки; 8 - расписание движенияавтобуса и другая информация; 9 - место для инвалида на коляске

ГАРАЖИ

3.15.При проектировании новых городов и жилых районов в домах, предназначенных дляпроживания инвалидов, гаражи-стоянки целесообразно размещать в подвальныхэтажах, устраивая выезды из них преимущественно с торцов зданий. Должен бытьобеспечен удобный доступ в подвал из квартир инвалидов

3.16.Для всех инвалидов, проживающих на территории микрорайона, следуетпредусмотреть возможность иметь место в гараже-стоянке. Эти гаражи могут бытьбоксового типа и находиться в радиусе пешеходной доступности - не более 50-100м от входа в жилой дом.

Рис. 14.Гараж-стоянка (рекомендуемые размеры: 6,0-6,5 ´ 3,5-3,9 м)

А - устройство навеса над стоянкой для автомашиныинвалида на кресле-коляске; Б - план гаража, предназначенного для автомашиныинвалида на кресле-коляске (размеры в см)

4. Элементы городскойсреды, благоустройство, информация

ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ОТДЫХА

4.1.В торговых центрах, на торговых (пешеходных) улицах, возле остановокобщественного транспорта, на пешеходных дорожках и прогулочных маршрутах впарках, а также в зонах отдыха жилых массивов должны предусматриваться места(площадки) для отдыха.

4.2.Площадки должны размещаться равномерно, на расстоянии 100-200 м друг от друга.Они не должны мешать пешеходному движению.

4.3.В состав площадки должны быть включены скамья и место для кресла-коляски (рис.15). Скамьи должны быть со спинками. Часть мест для отдыха рекомендуется делатькрытыми, чтобы ими можно было пользоваться при плохой погоде.

4.4.Все выступающие части скамей следует окрашивать в цвета, контрастные кокружающей среде. Рекомендуется ярко-желтый цвет.

Рис. 15.Площадки для отдыха на пешеходных путях

А, Б - планы площадок; В - размещение площадок напешеходных путях; а = около 100 м в центральных зонах города и около 200 м внецентральных зон; b - резервируемое место длякресла-коляски; с ³ 1,2 м; d = 1,2 (0,9) м;е = 0,3 м - ширина направляющей (ведущей) линии,выполненной из фактурной, контрастно окрашенной плитки

ПОПУТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ

4.5.Следует обеспечить инвалидам возможность пользоваться попутным общественнымобслуживанием (в том числе - не выходя из личного автотранспорта). Для этого вобщественных центрах на специально отведенных площадках, снабженных хорошоразличимыми издали указателями, следует устанавливать различные автоматы:торговые для мелких транзитных покупок, газированной воды, размена денег,выдачи информации, для попутного питания и т.п. Возможно резервированиетерритории для устройства площадок автопросмотракино- и видеофильмов, которыми могут пользоваться и инвалиды, и остальныеавтолюбители.

4.6.Рабочие поверхности справочных киосков, торговых автоматов, телефонов-автоматови других видов обслуживания следует располагать на доступной для инвалидоввысоте 0,8-1,1 м.

Рис. 16.Расположение информационного стенда на стоянке автотранспорта и параметрыстенда

А - схема размещения стенда; Б, В - фасады стенда; 1 -информационный стенд.

Параметры указателя, удобные как для инвалида вкресле-коляске, так и для родителя легкового автомобиля: b = 0,9 м; с =1,7 м; d = 10:1

МАРКИРОВКА ПРЕПЯТСТВИЙ

4.7.Следует по возможности убирать препятствия на пути слабовидящих. Если этоневозможно, следует маркировать их, применяя яркие и контрастные цвета, науровне глаз (рис. 17). Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый,ярко-оранжевый и ярко-красный. Рекомендуется применять контрастные сочетания -белый с черным и белый с красным в виде горизонтальных, вертикальных идиагональных полос. Наиболее распространены обозначения: белый - основноенаправление пути, черный и желтый - обозначение препятствий (ступени, столбы,указательные знаки), оранжевым маркируются перила. Следует применять прочныекрасители, не изменяющиеся от погодных условий.

Рис. 17.Маркировка столбов и указательных знаков

А - маркировка указательных знаков; Б - маркировкастолбов освещения; В - примеры контрастной вертикальной и горизонтальноймаркировки столбов; а - минимальное расстояние до препятствий (от бордюрногокамня, фасада здания и т.п.), а = 1,20 (0,90) м; b - расстояние до низа информационных знаков, b = 2,20 м; с - расстояние до низа маркировки настолбе, с = 1,50 м; d - размер маркировки на столбе, d = 0,30 м

УСТРОЙСТВА ДЛЯ СЛОЖНЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

4.8.В исключительно стесненных условиях, при наличии надземных пешеходных переходовдопускается устройство винтовых пандусов. Винтовые пешеходные подъемы (спуски)занимают меньшую площадь, чем прямые пешеходные переходы в разных уровнях,примерно в 1,5 раза. Недостатки подобного решения - затрудненное передвижениеинвалидов на креслах-колясках по кривой траектории с уклоном и необходимостьустройства навесов-перекрытий. Расчет габаритов винтовых пандусов следуетпроизводить по графику 2 ВСН 62-91 *.

4.9.В исторически сложившихся городских комплексах при невозможности устройствапандусов с допустимыми уклонами рекомендуется применять подъемники, лифты,выжимные платформы (рис. 18).

Рис.18. Примеры подъемников для самостоятельного использования инвалидами

А- крытый подъемник для инвалидов на наружной лестнице; Б - выжимная платформадля одного человека

КОМПЛЕКС ПЛАНИРОВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.10.В качестве «естественных» направляющих линий, т.е. имеющихся, а не создаваемыхспециально для инвалидов элементов улицы, удобных для ориентации людей сдефектами зрения, пользующихся тростью, следует использовать: фасады зданий,параллельных тротуару и примыкающих к нему непосредственно; бордюрные камнигазонов; заборы, другие ограждения и т.п. (рис. 19).

4.11.Обязательно устройство дополнительных направляющих линий и информационногообеспечения в тех местах, где повышена вероятность возникновения опасныхситуаций, - у наземных переходов, у поворотов улицы и т.п.

Рис. 19.Комплекс мероприятий по созданию безбарьерной средына жилой или торговой улице (в комплекс входят устройства для людей с дефектамизрения, пользующихся тростью)

1 - безбарьерные пешеходные пространства; 2 -направляющие линии, контрастные к окружающей среде по цвету и фактуре; 3 -маркированные края тротуара; 4 - «естественные» направляющие линии; 5 -автостоянки; 6 - огражденное место посадки деревьев

4.12.В зонах отдыха необходимо предусматривать специальные площадки, где вкомфортных условиях может происходить совместный отдых инвалидов и здоровыхлюдей. К этим площадкам должны быть проложены беспрепятственные пешеходныепути. Площадки должны быть оборудованы навесами, зонтиками, удобными скамьями,информационными знаками и т.п.

4.13.У наиболее крупных объектов общественного обслуживания населения, а такжеприложения труда, с которыми связана жизнедеятельность маломобильныхгрупп населения, следует размещать устройства, обеспечивающие вход и выходпассажиров из транспорта - пандусы, информационные стенды, навесы; необходимопредусматривать устройство разворотных площадок и ограждений (рис. 20).

Рис. 20.Пример организации путей передвижения для инвалидов от места парковки до входав общественное здание

1 - место высадки инвалидов из специального автотранспорта, снабженногоопускающейся платформой; 2 - маршрут движения инвалидов; 3 - место высадкиинвалидов из личного транспорта с шофером или из такси; 4 - пандус уобщественного здания; 5 - информационный стенд

4.14.Поэтапная реконструкция городской среды должна проводиться с цельюпервоочередного устранения основных препятствий для использования общественныхзданий и пространств инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата идефектами зрения и создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности(рис. 21).

Рис. 21.Пример организации жилой улицы

1а, 1б, 1в - различные типы поверхности тротуара,информирующие об изменениях в пути; 2 - ограждения тротуара; 3 - спуск напроезжую часть улицы; 4 - торговый автомат, почтовый ящик; 5 - информационныйстенд; 6 - скамья для отдыха; 7 - вход в здание, оборудованный пандусом с перилами;8 - вход в магазин в одном уровне с тротуаром, без «строительных барьеров»

Приложение1

ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Номер выпуска

Наименование выпуска

1

Общие положения

2

Градостроительные требования

3

Жилые здания и комплексы

4

Общественные здания и сооружения. Учреждения бытового обслуживания населения и общественного питания

5

Общественные здания и сооружения. Учреждения торговли

6

Общественные здания и сооружения. Специализированные детские дошкольные учреждения .

7

Общественные здания и сооружения. Учреждения учебно-воспитательные: Общеобразовательные школы и профессиональные учебные заведения

8

Общественные здания и сооружения. Высшие учебные заведения

9

Общественные здания и сооружения. Стационарные коррекционные учреждения для детей-инвалидов: дома-интернаты, школы-интернаты

10

Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, аптеки

11

Общественные здания и сооружения. Учреждения санаторно-курортного лечения и отдыха

12

Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения

13

Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения

14

Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи

15

Общественные здания и сооружения. Театры, театры-студии, цирки, спортивно-зрелищные залы, стадионы

16

Общественные здания и сооружения. Учреждения управления и информации, проектные и научно-исследовательские организации

17

Общественные здания и сооружения. Учреждения кредитно-финансовые

18

Общественные здания и сооружения. Культовые здания и сооружения различных конфессий

19

Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения

20

Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий

21

Реконструкция и модернизация зданий и сооружений

22

Мероприятия по обеспечению эвакуации инвалидов в экстремальных условиях

Приложение2

КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХЗДАНИЯХ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМЧИСЛЕ ИНВАЛИДАМИ

Тип здания

Единица измерения

Количество мест для инвалидов

Учебно-воспитательные учреждении (школы общего типа, ПТУ, техникумы, детские дошкольные учреждения) и общежития

1 место

Не менее 2 % общего числа мест в учреждении

Высшие учебные заведения

То же

2,7 % общего числа мест в вузе

Санатории, объекты отдыха и туризма

»

Не менее 3 % общей вместимости учреждения

Культурно-зрелищные учреждения

Специальное место для инвалида на кресле-коляске в зрительном зале

Из расчета: при 50-150 мест в зале - 5 % мест;

при 151-300 - 3 % мест;

при 301-1000 - 2 % мест;

св. 1000 - 20 мест плюс по одному на каждые 100 мест св. 1000

Библиотеки, рестораны, кафе

1 место

5 % общей вместимости учреждения

Магазины, выставки

Единица пропускной способности

2 % пропускной способности учреждений

Физкультурно-спортивные сооружения

То же

10-15 % пропускной способности, включая места для занятий

Приложение3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ РАЗЛИЧНОГОПРОФИЛЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ И ЖИЛЫХ РАЙОНОВ*

____________

* Разработано Центральным НИИ экспертизытрудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН)Минсоцзащиты России, отдел социально-бытовой реабилитации, д-р мед. наук Н. Ф.Дементьева, канд. мед. наук Э. В. Устинова.

· Дома-интернаты являются наиболеераспространенным типом специализированного жилища. Потребность в количествемест в них рекомендуется рассчитывать в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Профиль дома-интерната

Единица измерения

Потребность

Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей

Количество мест на 10 тыс. детей до 16 лет

10-11

Психоневрологические дома-интернаты для взрослых

Количество мест на 10 тыс. жителей в возрасте св. 16 лет

12-13

Дома престарелых и инвалидов общего типа

Количество мест на 10 тыс. жителей пенсионного возраста

22-25

· Вместимость домов-интернатов следуетопределять в зависимости от градостроительных условий. Для лучшегообслуживания, для создания благоприятной психологической среды и эффективногопроведения реабилитационных мероприятий рекомендуется принимать минимальнуювместимость учреждений - в основном 25-75 чел. Дома-интернаты должны бытьприближены к местам проживания населения.

· При расчете специализированного жилищаследует учитывать, что 15-20 % престарелых в городах и 12-13 % в селах отдаютпредпочтение проживанию в жилых домах с приспособленными квартирами икомплексом услуг социально-бытового профиля.

Приложение4

ПЛОЩАДИ УЧАСТКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Таблица1

Типы зданий

Вместимость, мест

Площадь участка, м2/1 место, не менее

Дома-интернаты для инвалидов и престарелых

До 50

200

 

51-100

175

 

101-200

125

 

201-300

100

Территориальные центры социального обслуживания

До 50

150

 

51-75

125

 

76-100

100

Примечание. Площадь участков домов-интернатов, размещаемых в пригородной зоне, вблизи парков, а также в сложившейся застройке допускается уменьшать, но не более чем на 20 %.

Таблица 2

 

Площадь участка, м2/1 место, в спецшколах-интернатах для детей (не менее)

Число параллельных

с нарушением

с тяжелыми последствиями

классов

слуха

зрения

интеллекта

полиомиелита и церебральных параличей

1

200

205

225

180

2

160

160

180

140

Примечания: 1. Площадь участков домов-интернатов для умственно отсталых детей (м2 на 1 воспитанника) следует принимать: для обучаемых детей не менее 100-200; для необучаемых детей не менее 50-80.

2. Площадь участков специализированных дошкольных учреждений следует принимать не менее 60 м2 на 1 место.

Список литературы

1. Указ Президента РФ «Омерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от2.10.92, № 1156.

2. Указ Президента РФ «Онаучном и информативном обеспечении проблемы инвалидности и инвалидов» от 27.07.92,№ 802.

3. Всемирная программадействий в отношении инвалидов/ООН. - Нью-Йорк, 1983.

4. СНиП 2.07.01-89*.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельскихпоселений/Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР,1991. - 56 с.

5. ВСН 62-91*.Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения/Госкомархитектуры.- М., 1991.

6. Архитектурная средаобитания инвалидов и престарелых/ Под ред. Степанова В. К. - М.: Стройиздат,1989.

7. Бойченко А. А., Федутинов Ю. А., Безродный И. П. Бестранспортные зоны вгородах: Обз. инф. - М.: ЦНТИ Госкомархитектуры, 1988. - №8.

8. КалметХ. Ю. Жилая среда для инвалидов. - М.: Стройиздат, 1990.

9. Рекомендации поразработке комплексных транспортных схем для крупных городов. - М.: Стройиздат,1984.

10. Руководство посоставлению схем комплексного использования подземного пространства крупных икрупнейших городов. - М.: Стройиздат, 1978.

11. СигаевА. В. Пешеходные пути и транспорт для инвалидов и престарелых// Архитектурнаясреда обитания инвалидов и престарелых. - М.: Стройиздат, 1989.

12. ТравушВ. И., Никольская А. Я. Новый этап проектирования зданий и сооружений с учетомпотребностей инвалидов//Архитектура и инвалиды: Сб. - М.: Стройпрогресс,ВНИИТАГ, 1992.

13. Никольская А. Я.Градостроительные основы формирования системы зданий и сооружений с учетоминвалидов//Архитектура и инвалиды: Сб. - М.: Стройпрогресс,ВНИИТАГ, 1992.

14. ФедутиновЮ. А., Шкляев Н. А. Обеспечение возможности передвижения инвалидов и престарелыхв больших городах. - М.: МГЦНТИ, 1989. - вып. 26(Проблемы больших городов).

15. European Manual for an Accesible Built Enviromont, ССРТ, 1990.

16. Barrier - Free Design. The Law. v. 1 NY, 1990.

17. Geboden Toeqanq.Druk Libertas Druk-werk Service. Utrecht. The Netherlands, 1990.

18. Manual Traffic provisions for people with a handicap. Ministry ofTransport and Public Works. The Hague, 1986.

19. Traffic end and control, 1987, 28, № 3.

20. Uniform Federal Acctssiblity Standart, U. S. goverment Printingoffice, Washington D. C., 1985.

21. Reinins K. Z. The elderiyand their environment-research in Sweden/Sweden Council for Building Research.- Stockholm, 1984.

22. European Manual for and Accessible Built Enviroment.ССРТ. The Netherlands, 1990.

23. Barrier Free Design. The Law, № 4, 1989.

24. Nouvelles Fimittic,1991, № 1.