На главную
На главную

МДС 13-13.2000 «Положение о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг»

Обозначение: МДС 13-13.2000
Название рус.: Положение о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 11.11.1998
Разработан: Госстрой России 117987, Москва, ул. Строителей, 8 корп. 2
Утвержден: Госстрой России (11.11.1998)
Опубликован: ГУП ЦПП № 2001

Утверждено

постановлением ГосстрояРоссии

от11.11.98 № 13

ПОЛОЖЕНИЕ
ОПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГООБОСНОВАНИЯ
ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ, РАБОТЫ И УСЛУГИ, УЧИТЫВАЕМЫХ
В ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

МДС 13-13.2000

МОСКВА 2001

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения экспертизыэкономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых воплате жилья и коммунальных услуг при рассмотрении и утверждениисоответствующих тарифов федеральными органами исполнительной власти порегулированию естественных монополий, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Система требований к проведению экспертизы, установленных настоящимПоложением, распространяется на экспертизы, осуществляемые в целях:

установления достоверностипредставляемой хозяйствующими субъектами в регулирующие органыфинансово-экономической и производственно-технологической информации;

защиты экономическихинтересов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, по регулируемымтарифам;

выявления неэффективных инеобоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов;

определения путей сниженияпроизводственной себестоимости по регулируемой деятельности;

выявления внутреннихрезервов для повышения эффективности производства, обеспеченияресурсосбережения;

усиления контроля за ценами(тарифами) организаций, занимающих монопольное положение в осуществлениирегулируемой деятельности;

защиты экономическихинтересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

3. Для настоящего Положения применяются следующие определения основныхпонятий:

Регулируемая деятельность - деятельность в сферепроизводства товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, цены(тарифы) на которые регулируются соответствующими органами государственнойвласти и местного самоуправления, а именно:

деятельность попроизводству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии(мощности), регулируемая в соответствии с Федеральным Законом от 14 апреля 1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловуюэнергию в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1995, № 16, ст. 1316) и постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядкегосударственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловуюэнергию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 7, ст. 855);

деятельность погазоснабжению, регулируемая в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1995, № 11, ст. 997), постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 332 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен на газ и сырье для его производства»;

деятельность поводоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, содержанию и ремонту (включаякапитальный) жилищного фонда, регулируемая в соответствии с Федеральным Закономот 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1995, № 35, ст. 3506) и постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья икоммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №26, ст. 3139).

Тарифы - система ценовых ставок, покоторым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, газ(сетевой и сжиженный), водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт(включая капитальный) жилищного фонда.

Тарифная политика - порядок формированиятарифов по регулируемой деятельности, установленный федеральными органамиисполнительной власти по регулированию естественных монополий, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местногосамоуправления.

Регулирующие органы (органы,осуществляющие регулирование тарифов) - органы, в компетенцию которых входит рассмотрениефинансово-экономической информации по установлению тарифов с целью дальнейшегоих утверждения (Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации,региональные энергетические комиссии, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления и другие уполномоченныеими органы).

Период регулирования - временной интервал (квартал,полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в тариф.

Хозяйствующие субъекты - юридические лица любыхорганизационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие регулируемуюдеятельность и представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов врегулирующие органы.

Экспертиза (проверка) - независимая вневедомственнаяфинансовая и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формированиетарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономическойинформации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономическогообоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.

Экспертное заключение(заключение) -документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертнойорганизацией экспертизы и имеющий юридическое значение в процедуре утверждения экономическиобоснованных тарифов регулирующими органами для всех хозяйствующих субъектов,органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.

Экспертная организация - организация, осуществляющаядеятельность по проведению независимых вневедомственных проверок специальногоназначения (аудиторские организации, технические, технологические, научные ииные организации).

4. Настоящее Положение устанавливает систему требований к проведению проверкиспециального назначения хозяйствующих субъектов в соответствии сметодологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования итарифной политики в регулируемой деятельности.

5. Порядок и требования, установленные настоящим Положением,распространяются на экспертизы, проводимые как по инициативе хозяйствующихсубъектов, так и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.

6. Экспертиза экономического обоснования тарифов может проводиться:

- при подготовкехозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований нарегулируемый период, установленный действующими нормативными актами для расчетапоказателей, включаемых в тариф;

- при инициативном обращениихозяйствующих субъектов в регулирующие органы с просьбой пересмотра тарифов втечение регулируемого периода;

- в случае несогласияхозяйствующего субъекта с утвержденной регулирующим органом величиной тарифа;

- в иных случаях посоглашению между хозяйствующим субъектом и органом, осуществляющимрегулирование тарифов.

7. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение экспертнойорганизации.

Заключение экспертнойорганизации является документом, имеющим юридическое значение в процедурерассмотрения регулирующими органами обоснования тарифов в сфере регулируемойдеятельности и утверждения их в установленном законодательством порядке.

Заключение по результатампроведения в соответствии с настоящим Положением экспертизы должно быть приняторегулирующим органом как основание для формирования тарифа.

8. Независимая вневедомственная экспертиза, проводимая в соответствии снастоящим Положением, осуществляется на основании договора возмездного оказанияуслуг. Заказчиком экспертизы является организация, по инициативе которой онапроводится.

9. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертнымиорганизациями самостоятельно, при этом экспертные организации должныгарантировать качество и достоверность представленной в заключении информации.

10. Экспертиза может быть финансовой и (или) технологической, и вобязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на формированиетарифов.

Специальное назначениеэкспертизы, устанавливаемой настоящим Положением, определяется содержаниемпоставленных целей, глубиной, составом и объемом привлекаемой для анализаинформации.

11. Критериями для экспертизы являются федеральные законы, законысубъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые акты, принятыеорганами государственной власти и органами местного самоуправления,определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемойдеятельности, а также указания, инструкции, правила и нормы техническойэксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполненияхозяйствующими субъектами.

При этом в обязательномпорядке регулирующими органами в пределах своей компетенции утверждаются, ахозяйствующими субъектами используются:

методические указания опорядке расчета тарифов и размеров платы за услуги;

система показателей иинформационных данных, представляемых в регулирующий орган;

нормы и нормативы,используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величинсебестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов.

12. Заключение экспертной организации в обязательном порядке должносодержать следующую информацию:

По финансовой экспертизе:

анализорганизационно-правового статуса хозяйствующего субъекта, его структурыуправления, уставных, учредительных, юридических, распорядительных иорганизационных документов, требований учетной политики;

описание методов экспертизы тарифови оснований для их выбора;

оценку достоверностифинансовой информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;

обоснованность определениявидов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

обоснованность общей величины,структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видамрегулируемой деятельности на период утверждения тарифов;

анализ динамики тарифов с1996 года, включая постатейный анализ фактической себестоимости ирентабельности;

сведения о динамике цен наприобретаемые товарно-материальные ценности;

анализ применяемых норм инормативов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, обоснованиеотклонений от этих показателей;

сведения о соблюдениипредприятиями установленных норм и нормативов;

сведения о системе контроляза сохранностью товарно-материальных ценностей;

данные о суммах и удельномвесе в себестоимости (товаров, работ, услуг) производственных потерь, ихпричинах;

сведения о доле всебестоимости (товаров, работ, услуг) затрат на энергоресурсы, динамика тарифаза проверяемый период;

анализ цен, объемов идинамики расходов на оплату услуг сторонних организаций;

результаты выборочнойпроверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания длявыборки, анализ обоснованности расходов;

выборочная оценка влиянияпереоценки основных средств на сумму амортизации;

данные о степениизношенности основных средств;

результаты проверки целевогоиспользования амортизационных отчислений;

результаты выборочнойпроверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;

результаты проверки целевогоиспользования ремонтного фонда;

объемыпланово-предупредительных работ - процент исполнения, соответствие нормам;

расшифровку прочих расходовпо текущему ремонту, оценку их обоснованности;

сведения об обоснованностискладских запасов;

доляаварийно-восстановительных работ в себестоимости (товаров, работ, услуг).Причины аварий;

расшифровку цеховых иобщепроизводственных расходов;

анализ избранной методикиучета и калькулирования себестоимости;

анализ применяемых норм инормативов потребления: особенности этих норм;

анализ данных, на основаниикоторых был рассчитан тариф и фактических данных за предыдущий год.

По технологическойэкспертизе:

описание методов проведения технологическойэкспертизы и обоснований их выбора;

состав и состояние основногои вспомогательного технологического оборудования, степень использования егомощности;

совокупные и удельные затратыпервичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности ихиспользования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями,предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;

совокупные и удельныепоказатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;

состав и состояниетранспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку совокупных иудельных потерь в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями,предложения по снижению потерь при транспортировке ресурсов;

наличие приборного учетаресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степеньиспользования данных приборного учета в управлении технологическими процессамии расчетах с потребителями;

соответствие фактическихкачественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю,заявленным в договорах и используемым при расчетах за услуги и ресурсы.

13. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений илидопущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых тарифов,хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основаниисоответствующих рекомендаций.

14 . В случае, еслихозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертизы не были устраненывыявленные существенные нарушения или ошибки, соответствующая информация должнанайти отражение в заключении с оценочным анализом последствий для установлениявеличины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.

15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерацииосуществляют контроль за отклонениями величин тарифов по каждому регулируемомувиду деятельности по муниципальным образованиям.

8
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.