На главную
На главную

Кодекс 1103-1 «Земельный кодекс»

Обозначение: Кодекс 1103-1
Название рус.: Земельный кодекс
Статус: не действующий
Дата актуализации текста: 08.10.2010
Дата добавления в базу: 08.10.2010
Утвержден: Верховный Совет РФ (25.04.1991)

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Принят третьей сессиейВерховного Совета РСФСР
25 апреля 1991 года

(Ведомости Съезда народныхдепутатов РСФСР
и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, ст. 768)
(с изменениями от 24 декабря 1993 года, по состоянию на 1 апреля 1994 года)

Установить, что полномочия Советов народныхдепутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местнымиадминистрациями на основании Указа Президента Российской Федерации от 24декабря 1993 года № 2287

РАЗДЕЛ I

ГЛАВА 1. Основные положения

Статья 1. Задачи земельногозаконодательства РСФСР

Задачами земельногозаконодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республикиявляются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рациональногоиспользования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различныхформ хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения иулучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий,учреждений и организаций.

Статьи 2 - 22 признаны недействующими - Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287.

Глава 4. Изъятие,предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду

Статья 23 признана недействующей - Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья 24. Изъятиесельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными иисторико-культурными объектами

Изъятие сельскохозяйственныхугодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью ихпредоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительныхслучаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкойместорождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры иистории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов,линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии другихвариантов возможного размещения этих объектов. Законодательством республик,входящих в состав РСФСР, могут предусматриваться другие случаи изъятия ценныхсельскохозяйственных угодий.

Изъятие особо ценных дляданного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков)научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земельприродно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особоохраняемых территорий, не допускается. Перечень участков таких земельустанавливается краевыми, областными, автономных областей, автономных округовСоветами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, -законодательством этих республик.

Статья 25. Изъятие земель пригородных изеленых зон, земель, занятых лесами первой группы

Изъятие земель пригородных изеленых зон, занятых лесами первой группы, для государственных и общественныхнужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 24настоящего Кодекса.

Статья 26. Предоставление земель для нуждсельского хозяйства

Земли, пригодные для нуждсельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственныхцелей.

Пригодность земель для нужд сельскогохозяйства устанавливается по данным земельного кадастра.

Статья 27. Предоставление земельных участковдля несельскохозяйственных нужд

Для строительствапромышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются посогласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователемземельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные длясельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества покадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков изземель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей илиплощадей, занятых малоценными насаждениями.

Для строительства линийэлектропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооруженийдопускается предоставление земель более высокого качества. Данные объектыразмещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полейсевооборотов.

Предоставление земельныхучастков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованиюс органами государственного горного надзора.

Глава 5. Порядок изъятия и предоставленияземельных участков

Статья28. Порядок предварительного согласования места размещения объекта

Предприятия, учреждения,организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местныйСовет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, сходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновавпримерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Совет народных депутатов илипо его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсамобеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выбореучастка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народныхдепутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы,представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений иорганизаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываютсяэкологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективыиспользования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актомвыбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и егосанитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы,расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей,арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятиемземельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных сучетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательствомРСФСР.

Рассмотрение ходатайств опредварительном согласовании места размещения новых и расширения действующихпромышленных предприятий, предназначенных для обеспечения союзных иреспубликанских потребностей или имеющих межрегиональное значение,осуществляется при наличии согласия Верховного Совета РСФСР, Верховный Советовреспублик, входящих в состав РСФСР, на строительство или расширение указанныхпредприятий, а предназначенных для обеспечения краевых, областных, окружных(автономных округов) потребностей и не связанных с производством и переработкойпродукции сельского хозяйства, согласия краевых, областных, автономныхобластей, автономных округов Советов народных депутатов.

Местные Советы народныхдепутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земельдля размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, ивыясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан,иные формы непосредственной демократии.

Граждане, общественныеорганизации, объединения и органы территориального общественного самоуправленияимеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием ипредоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.

При предоставлении земельныхучастков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народови этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью,местный Совет народных депутатов решает вопрос о проведении референдума опредоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы указанныхнародов. По итогам референдума Совет народных депутатов принимаетсоответствующее решение.

Предварительное согласованиеместа размещения объекта или его расширения проводится в сроки:

для объектов, имеющихмежрегиональное значение и требующих согласования с Верховным Советом РСФСР, -до шести месяцев;

для объектов, не связанных спроизводством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующихсогласования с Верховными Советами республик, входящих в состав РСФСР,краевыми, областными, автономных областей и автономных округов Советаминародных депутатов, - до трех месяцев;

для объектов местногозначения - до одного месяца.

Материалы предварительногосогласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующегоСовета народных депутатов, которое является основанием для проведенияпроектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии ипредоставлении земельного участка.

Копия решения местногоСовета народных депутатов о предварительном согласовании места размещенияобъекта выдается предприятию, учреждению, организации, заинтересованным в этомсогласовании, в семидневный срок с момента его принятия.

В случае несогласиясобственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора с указаннымрешением он может обжаловать его в десятидневный срок в вышестоящий Советнародных депутатов, а затем в суд, решение которого является окончательным.

Финансированиепроектно-изыскательских работ до принятия Советом народных депутатов решения опредварительном согласовании места размещения объекта или решения суда (привозникновении спора) не допускается. Иной порядок предварительного согласованияместа размещения объекта в республиках, входящих в состав РСФСР, можетустанавливаться в соответствии с законодательством этих республик.

Предварительное согласованиеместа размещения объекта не производится в случаях предоставления земель длясельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов вгородах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с ихгенеральными планами и проектами планировки и застройки, а также припредоставлении (передаче) земель гражданам.

Статья 29. Рассмотрениеходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков

После утверждения проекта ивключения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организацияобращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, сходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка ипредоставлении его для строительства объекта. При уточнении места расположенияобъекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организацияпроводит дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем,землепользователем, арендатором.

По поручению местных Советовнародных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельныхучастков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе иземельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает указанные материалыи принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях егопредоставления.

Копия решения (либо выпискаиз него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованнымпредприятию, учреждению, организации в семидневный срок с момента его принятия.

Решение об отказе впредоставлении земельного участка может быть обжаловано заказчиком вдесятидневный срок в суд в исковом порядке. В таком же порядке может бытьобжаловано решение местного Совета народных депутатов об изъятии (выкупе)земельного участка. Истцом в этом случае выступает собственник земельногоучастка, землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятымрешением об изъятии (выкупе) земельного участка. Обжалование решения Советанародных депутатов приостанавливает его исполнение.

Статьи 30-32 признаны недействующими - УказПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья33. Обжалование решений местных Советов народных депутатов об отказе впредоставлении земельных участков гражданам

Решение местного Советанародных депутатов об отказе в предоставлении земельных участков гражданамможет быть обжаловано в судебном порядке.

При рассмотрении дела суд имеетправо вынести решение, подтверждающее правильность отказа в предоставленииземельного участка, либо о неправомерности принятого решения об отказе. Решениесуда в этом случае является основанием для оформления права на данный участок иподлежит исполнению в установленном законом порядке.

Статья 34. Порядок выделения предприятиями,учреждениями и организациями земельных участков для огородничества, сенокошенияи выпаса скота своим работникам

Работники предприятий,учреждений и организаций, заинтересованные в получении земельных участков дляогородничества, сенокошения и выпаса скота, подают соответствующее заявлениеадминистрации предприятия, учреждения, организации, которые имеют в своемпользовании сельскохозяйственные угодья.

Часть вторая признана недействующей- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья 35. Срокирассмотрения ходатайств (заявлений) об изъятии и предоставлении земельныхучастков

Ходатайства предприятий,учреждений, организаций об изъятии и предоставлении земельных участков длянесельскохозяйственных нужд рассматриваются местными Советами народныхдепутатов в двухмесячный срок.

Заявления граждан опредоставлении земельных участков рассматриваются местными Советами народныхдепутатов в месячный срок.

Статья 36. Нормыпредоставления земельных участков в собственность и пользование (в редакцииУказа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287)

Предельные размеры земельныхучастков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительстваустанавливаются краевыми, областными, автономных областей, автономных округовСоветами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - всоответствии с законодательством этих республик.

Предельные размеры земельныхучастков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобногохозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народныхдепутатов.

Для жилищного строительства,предпринимательской деятельности, а также для иных несельскохозяйственных целейразмеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленномпорядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии спроектно-технической документацией.

Статья 37. Переход права на земельный участокпри переходе права собственности на строение и сооружение

При переходе правасобственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям,учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит иправо пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ,удостоверяющий право на землю (в редакции Указа Президента Российской Федерацииот 24 декабря 1993 года № 2287).

В случае перехода правасобственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанныеправа на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долямсобственности на строение, сооружение.

Части третья и четвертаяпризнаны недействующими - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря1993 года № 2287.

Статья 38. Сохранение права на земельныйучасток при разрушении строения

При разрушении строения отпожаров или стихийных бедствий право на земельный участок сохраняется засобственником, землевладельцем, землепользователем при условии началавосстановления строения в течение двух лет. Этот срок может быть продленсоответствующим Советом народных депутатов.

Глава 6. Прекращение прав на землю

Статьи 39 - 40 признанынедействующими - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Статья 41. Основания расторжения договорааренды у собственника земли

Договор аренды земли усобственника может быть расторгнут по следующим основаниям:

1) по волеизъявлению сторон;

2) в случае смертисобственника и отсутствия правопреемника;

3) в случае смертиарендатора и отсутствия наследника, желающего воспользоваться преимущественнымправом аренды.

Часть вторая признана недействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Статья 42 признана недействующей - УказПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья 43. Порядокпрекращения права пользования служебным наделом в связи с прекращением трудовыхотношений

Прекращение правапользования служебным земельным наделом в связи с прекращением трудовыхотношений оформляется приказом администрации предприятия, учреждения,организации.

Статья 44 признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Глава 7. Использованиеземельных участков для изыскательских работ

Статья 45. Право предприятий, учреждений иорганизаций на проведение изыскательских работ

Предприятия, учреждения иорганизации, осуществляющие геодезические, геологосъемочные, поисковые,кадастровые, землеустроительные и другие исследования и изыскания, проводят этиработы на всех землях, независимо от их целевого назначения, на основаниирешения о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого ссобственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором,который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов. Земельныеучастки для проведения изыскательских работ не изымаются.

Решения о проведенииуказанных работ выдаются местными Советами народных депутатов в соответствии сих компетенцией, установленной статьей 23 настоящего Кодекса, на срокне свыше одного года. Сроки и размеры платежей за использование земельныхучастков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние,пригодное для их использования по целевому назначению, определяются решениемместных Советов народных депутатов, принимаемым с согласия собственников земли,землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

Статья 46. Обязанности предприятий, учрежденийи организаций, проводящих изыскательские работы

Предприятия, учреждения иорганизации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счетприводить земельные участки в состояние, пригодное для использования поцелевому назначению и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам,землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельнойреформе и земельным ресурсам.

Приведение земельных участокв пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - всрок, предусмотренный в договоре.

Предприятия, учреждения иорганизации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии ихвыполнения требуют занятия земельного участка или его части под временныепостройки, размещение оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений,ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственникамиземли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачиваютсоответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещаютсобственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам всенанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.

Размер земельного налога илиарендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю ссобственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов,пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.

Глава 8. Земельный налог, арендная плата заземлю, плата за приобретение земли в собственность

Статья 47. Плата за землю

Землевладение, бессрочное(постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренда являютсяплатными, кроме случаев, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.

Часть вторая признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

За земельные участки,находящиеся в собственности, взимается земельный налог.

Статья 48 признана недействующей - УказПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья 49. Поступлениеплатежей в бюджет

Платежи за землю поступаютна специальные бюджетные счета сельских, поселковых, городских, районныхСоветов народных депутатов, на территории которых находятся земельные участки.

В установленномзаконодательными актами Российской Федерации и республик в составе РоссийскойФедерации порядке эти платежи частично централизуются на специальных бюджетныхсчетах республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономнойобласти, автономных округов и в республиканском бюджете Российской Федерации.

При аренде земельногоучастка у собственника земли арендная плата поступает на его счет (в ред.Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года - Ведомости Съезда народныхдепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №21, ст. 748).

Статья 50. Использованиеплатежей за землю.

Платежи за землюнаправляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий поземлеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель,повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственныхзатрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных подуказанные мероприятия, процентов за их использование, фиксированные выплатыземлепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкогокачества, инженерное и социальное обустройство территорий в соответствии состатьей 24 Закона РСФСР "О плате за землю". Арендная плата,получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению (в ред.Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года - Ведомости Съезда народныхдепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993,№ 21, ст. 748).

Статья 51. Льготы повзиманию платы за землю

От платы за землюосвобождаются:

1) заповедники, национальныеи дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, граждане,занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственнойдеятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народнымихудожественными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования;

3) научные организации,опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательскихучреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственногопрофиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных иучебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных илесохозяйственных культур;

4) учреждения культуры,образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемыеза счет государственного бюджета, либо за счет средств профсоюзов, а такжегосударственные органы охраны природы и памятников истории и культуры;

5) предприятия, учреждения,организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные илималопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой.

Сельские, поселковые,городские, районные Советы народных депутатов могут устанавливать льготы повзиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичногоосвобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставкиземельного налога для:

инвалидов и их объединений;

участников ВеликойОтечественной войны;

малообеспеченных граждан;

благотворительныхорганизаций;

лесохозяйственныхпредприятий, выполняющих работы по лесовосстановлению, лесоразведению,выращиванию, охране и защите лесов за счет государственного бюджета.

Земельный налог и аренднаяплата за землю не взимается с предприятий, учреждений, организаций и граждан заземельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения.

Период освоенияконтролируется местными Советами народных депутатов.

В республиках, входящих всостав РСФСР, льготы по взиманию платы за землю определяются законодательствомэтих республик.

РАЗДЕЛ II

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ,ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ. ЗАЩИТА И ГАРАНТИЯ ИХ ПРАВ

Статья 52. Правасобственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей иарендаторов

Собственники земельныхучастков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствоватьна земле;

2) использовать вустановленном порядке для нужд хозяйства, имеющиеся на земельном участкеобщераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты,пресные подземные воды;

3) возводить жилые,производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы ипосадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядкепроводить оросительные, осушительные культуртехнические и другие мелиоративныеработы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохраннымитребованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решениивопросов мелиорации их земель;

7) наполучение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении длягосударственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков всоответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;

8)пункт признан недействующим - Указ Президента Российской Федерации от 24декабря 1993 года № 2287.

Землевладельцы,землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельныхучастков за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящейстатьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородияпочв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков,включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса.

Статья 53. Обязанности собственников земельныхучастков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Собственники земельныхучастков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использоватьземлю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применятьприродоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологическойобстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплексмероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101настоящего Кодекса;

3) своевременно вноситьземельный налог или арендную плату;

4) не нарушать прав другихсобственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей иарендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другимиприродными объектами;

5) своевременно представлятьв соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательствомсведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любоестроительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами посогласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными,санитарными и природоохранными органами. При аренде земли у местных Советовнародных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иныестроения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным вдоговоре, а при аренде земли у собственника - с согласия собственника.

В случае досрочного расторжениядоговора аренды по инициативе собственника, он обязан возместить арендатору вполном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.

Статья 54. Защита прав собственниковземельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Вмешательство в деятельностьсобственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей иарендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных,хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаевнарушения земельного законодательства.

Нарушенные земельные праваподлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, предусмотренномстатьями 115-123настоящего Кодекса.

Убытки, причиненныенарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев,землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме.

Споры о возмещении убытковрассматриваются судом или арбитражным судом.

Права собственников земли,землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены винтересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом и законодательством республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 55. Гарантия правсобственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Изъятие или выкуп длягосударственных и общественных нужд земельных участков у граждан можетпроизводиться после выделения по их желанию местным Советом народных депутатовравноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениямии организациями, для которых отводится земельный участок, жилых,производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объемевсех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Изъятие для государственныхи общественных нужд земель колхозов и совхозов, сельскохозяйственных инаучно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других государственных,кооперативных общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственныхпредприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых,производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещению в полном объемевсех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 97настоящего Кодекса.

РАЗДЕЛ III

ЗЕМЛИСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Глава 9. Основные положения

Статья 56. Землисельскохозяйственного назначения

Землямисельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нуждсельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Статья 57. Предоставление земельсельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственногоназначения предоставляются:

1) гражданам - для ведениякрестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства,садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных сведением сельскохозяйственного производства;

2) кооперативам граждан -для садоводства, животноводства и огородничества;

3) колхозам, совхозам,другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиями организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - длясельскохозяйственного производства;

4) научно-исследовательским,учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельскимпроизводственно-техническим училищам и общеобразовательным школам дляисследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и длясельскохозяйственного производства;

5) несельскохозяйственнымпредприятиям, включая совместные предприятия, учреждения и организациям,религиозным организациям для ведения подсобного сельского хозяйства.

В случаях, предусмотренныхзаконодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, землисельскохозяйственного назначения могут предоставляться длясельскохозяйственного производства иным организациям и лицам.

Глава 10. Земли граждан, ведущих крестьянское(фермерское) хозяйство

Статья58. Условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского)хозяйства

Гражданам, изъявившимжелание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественнона личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по ихжеланию в собственность или в аренду. За гражданами, получившими земельныеучастки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельскомнаселенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме (в редакции УказаПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

Граждане, ведущиекрестьянское хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности могутдополнительно арендовать или получать во временное пользование земельныеучастки для производственных целей (в редакции Указа Президента РоссийскойФедерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

Право на получениеземельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане,достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве исоответствующую квалификацию, либо прошедшие специальную подготовку.Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане,проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавшихвести крестьянское хозяйство, производится на конкурсной основе местным Советомнародных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

Размер земельного участкадля ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае сучетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм,установленных в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.

Земельные участки граждан,ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежат. Распоряжение земельнымучастком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членовкрестьянского хозяйства.

Решение о предоставленииземельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районным(городским, в административном подчинении которого находится район) Советомнародных депутатов по представлению сельских Советов народных депутатов.

Отказ в предоставленииземельного участка может быть обжалован гражданином в суде.

Статья 59. Предоставление земельных участковдля ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, являющимся членамиколхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий

Членам колхозов, работникамсовхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств),пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, порешению районных (городских, в административном подчинении которых находитсярайон) Советов народных депутатов предоставляются участки, изымаемые из земельуказанных предприятий. Местные комитеты по земельной реформе и земельнымресурсам предварительно согласовывают с колхозами, совхозами и другимисельскохозяйственными предприятиями местоположение изымаемого земельногоучастка.

В целях создания равныхусловий хозяйствования для ведения крестьянского хозяйства предоставляютсяземельные участки, кадастровая оценка которых, как правило, должна быть науровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей используются впервую очередь внесевооборотные пахотные угодья, отдельные поля севооборота (повозможности без нарушения целостности отдельных земельных участков ичересполосицы) или другие сельскохозяйственные угодья. При предоставленииземельных участков с качественной оценкой ниже средней кадастровой по хозяйствурайонными (городскими) Советами народных депутатов устанавливаются налоговые идругие льготы.

Статья 60. Порядок предоставления земельныхучастков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель запаса иземель государственного лесного фонда

Гражданам, не являющимсячленами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельныеучастки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляютсяиз земель запаса, либо из специального фонда земель, права на которые прекращаютсяв соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, статьи 39и частью третьей статьи 40 настоящего кодекса,а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником ипригодных для использования в сельскохозяйственном производстве.

Статья 61. Наследованиеземельного участка, находящегося в собственности граждан, ведущих крестьянское(фермерское) хозяйство (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24декабря 1993 года № 2287)

Земельный участокгражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается понаследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членамикрестьянского хозяйства. При отсутствии таковых земельный участок передаетсяодному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вестикрестьянское хозяйство в соответствии с требованиями части третьей статьи 58настоящего Кодекса. При наличии нескольких таких наследников выбор производитсяна конкурсной основе местным Советом народных депутатов, в ведении которогонаходится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследованияземельного участка рассматриваются в суде.

При отсутствии наследников,желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается понаследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства,для обслуживания жилого дома либо для садоводства или животноводства.

Наследник земельного участкаимеет право на получение стоимости отчуждаемого земельного участка, на который непереходит право собственности.

Статья 62. Наследование права арендыземельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство

Наследование права арендыземельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство,происходит в порядке, предусмотренном частями первой, второй и третьей статьи 61настоящего Кодекса.

При перезаключении договорааренды на часть земельного участка наследнику возмещаются затраты, связанные сповышением плодородия почв той части земельного участка, на которую нераспространяется право наследования аренды.

Статья 63 признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Глава 11. Земельные участкидля ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства,огородничества, сенокошения и выпаса скота

Статья 64. Предоставлениеземельных участков для ведения личного подсобного хозяйства

Земельные участки дляведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан всобственность местными Советами народных депутатов в соответствии с ихкомпетенцией (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря1993 года № 2287).

При осуществлении компактнойзастройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами ипроектами планировки и застройки земельные участки для ведения личногоподсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере свыделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.

Статья 65 признана недействующей - УказПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья66. Земельные участки для садоводства, огородничества и животноводства

Земельные участки дляколлективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляютсяместными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят изземель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих иживотноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членовуказанных товариществ (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24декабря 1993 года № 2287).

К землям общего пользованияотносятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами,другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользованияместными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческомутовариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю.

На участки, переданные всобственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местнымиСоветами народных депутатов по представлению соответствующих товариществвыдается документ, удостоверяющий его право на землю (в редакции УказаПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

Порядок использованияземельных участков в садоводческих и животноводческих товариществахопределяется их уставами.

В отдельных случаяхземельные участки могут предоставляться гражданам для индивидуальногосадоводства и огородничества.

Статья 67 признана недействующей - УказПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287.

Статья68. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота

Земельные участки дляколлективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скотапредоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду,а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование. Вотдельных случаях допускается продление срока пользования в установленномпорядке.

Земельные участки,предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей,картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельныхучастках могут возводиться с учетом местных условий временные постройкииндивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородногоинвентаря и укрытия от непогоды.

При прекращении правапользования земельными участками, предоставленными для огородничества,возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строенийили за их счет без возмещения стоимости строений.

Глава 12. Земли колхозов,сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственныхпредприятий, учреждений и организаций

Статья 69 признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

РАЗДЕЛ IV

ЗЕМЛИНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Глава 13. Земли городов,рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов

Статья 70. Земли городов, рабочих, курортныхи дачных поселков и сельских населенных пунктов

Все земли в пределах городской,поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведениигородских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Статья 71. Состав земельгородов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов

В состав земель городов,рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:

1) земли городской,поселковой и сельской застройки;

2) земли общего пользования;

3)земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;

4)земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурногоназначения;

5)земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;

6)земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатикии космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Статья 72. Городская, поселковая черта, чертасельского населенного пункта

Городская, поселковая черта,черта сельского населенного пункта внешняя граница земель города, поселка,сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.Городская, поселковая черта и населенных пунктов устанавливается и изменяетсяорганами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройкигородов, поселков и сельских населенных пунктов.

В республиках, входящих всостав РСФСР, городская черта городов, поселков, сельских населенных пунктовустанавливается и изменяется в порядке, определяемом законодательством этихреспублик.

Включение земельных участковв черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращенияправа собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды наэти участки.

Статья 73. Использование земель городов,поселков, сельских населенных пунктов

Все земли городов, поселков,сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральнымипланами и проектами планировки и застройки.

Генеральные планы (проектыпланировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктовопределяют основные направления использования их земель для промышленного,жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыханаселения.

Планыземельно-хозяйственного устройства городов и поселков определяют основныенаправления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемыхземель города.

Порядок использованияземель, указанных в пунктах 3, 4, 5, и 6 статьи 71 настоящего Кодекса,определяется законодательством РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР,- законодательством этих республик.

Статья 74. Обязанности поблагоустройству земельных участков в городах, поселках, сельских населенныхпунктах

Городские, поселковые,сельские Советы народных депутатов проводят комплекс необходимых работ поблагоустройству и озеленению земель городов, поселков, сельских населенныхпунктов. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сохранятьзеленые насаждения в соответствии с правилами, устанавливаемыми городскими,поселковыми, сельскими Советами народных депутатов, а также поддерживатьзакрепленную за ними территорию в должном санитарном и противопожарном состоянии.

Статья 75. Земли городской, поселковой,сельской застройки

Земли городской, поселковойи сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройкежилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями исооружениями.

Эти земли предоставляютсяпредприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатациипромышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и другихстроений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Статья 76. Земли общего пользования

Земли общего пользования вгородах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемыхв качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные),для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки,скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронениянеутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов имусороперерабатывающих предприятий, и других земель, служащих дляудовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

На землях общего пользованияразрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии сцелевым назначением эти земель, а также временных строений и сооруженийоблегченного типа (палатки, киоски и т.п.).

Статья 77. Земли сельскохозяйственногоиспользования и другие угодья

К землямсельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенныхпунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. Кдругим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и другие.

Указанные земли используютсяколхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями игражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городскогохозяйства.

Статья 78. Земли природоохранного,оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

В земли городов, поселков,сельских населенных пунктов входят земли природоохранного, оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения, порядок использования которыхопределяется статьями 89-93 настоящего Кодекса.

Любая деятельность на них,противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительстворазрешается по решению городского, поселкового, сельского Совета народныхдепутатов.

Земли, занятые лесами,служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающейсреды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территорииот ветровой и водной эрозии.

Статья 79. Земли промышленности, транспорта,связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения,энергетики, обороны и иного назначения

К землям промышленности,транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космическогообеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках,сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям,учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Размеры земельных участков,предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии сутвержденными в установленном порядке нормами или проектно-техническойдокументацией.

Размещение на этих земляхпостроек и сооружений, а также проведение работ по благоустройствуосуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советаминародных депутатов.

Глава 14. Земельные участки для жилищного,дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности

Статья80. Земельные участки для дачного, гаражного и жилищного строительства

Земельные участки длякооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищногостроительства предоставляются местными Советами народных депутатов всоответствии с их компетенцией.

Земли для кооперативногодачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования,находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительныхкооперативов (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря1993 года № 2287).

К землям общего пользованияотносятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другимисооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользованияместными Советами народных депутатов соответствующим кооперативам выдаетсядокумент, удостоверяющий право на землю (в редакции Указа Президента РоссийскойФедерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

При строительствежилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, агаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей, земельные участкипредоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам.

Статья 81. Использование земельных участков,предоставленных для жилищного, гаражного строительства и веденияпредпринимательской деятельности

Земельные участки,предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются длявозведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений.

Земельные участки,предоставленные для дачного строительства, используются для возведения жилогодома, хозяйственных построек и организации отдыха, а также выращивания овощей,ягод, фруктов, цветов.

Земельные участки,предоставленные для гаражного строительства, используются для возведенияпостроек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей, других средствтранспорта.

Земельные участки,предоставленные для ведения предпринимательской деятельности, предназначаютсядля возведения построек, необходимых для выполнения данного вида деятельности.

Статья 82 признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

РАЗДЕЛ V

ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ,ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 83. Землипромышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики икосмического обеспечения и иного назначения

Землями промышленности,транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космическогообеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленныесоответствующими Советами народных депутатов в пользование или арендупредприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на нихспециальных задач.

Предоставление предприятиям,учреждениям и организациям земельных участков для разработки полезныхископаемых производится после оформления горного отвода, утверждения проектарекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей.Предоставление особо ценных продуктивных земель производится только послеотработки других угодий, расположенных в границах горного отвода.

Часть третья признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Зоны с особыми условиямииспользования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населенияи создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных ииных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, усобственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов неизымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель,ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы сцелями установления зон.

Предприятия, учреждения иорганизации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиямииспользования земель, обязаны обозначить границы зон специальнымиинформационными знаками.

Статья 84. Предоставлениенесельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями земель длясельскохозяйственных целей

Несельскохозяйственныепредприятия, учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли вовременное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям,организациям для сельскохозяйственных целей в порядке, установленном статьей 14 настоящего Кодекса.

Статья 85. Служебные земельные наделы

Служебные земельные наделыпредоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориямработников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства,лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства.

Служебные наделы выделяютсяв двухнедельный срок из земель, находящихся в пользовании или долгосрочнойаренде предприятий, учреждений и организаций соответствующих министерств,государственных комитетов и ведомств, по решению администрации этихпредприятий, учреждений и организаций. При недостатке таких земель предприятия,учреждения, организации ходатайствуют перед местными Советами народныхдепутатов о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей.

Статья 86. Условия предоставления служебныхземельных наделов

Служебные земельные наделыпредоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. В случае,когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, правопользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятияурожая.

Гражданам, являющимсясобственниками земли, землевладельцами или арендующим у местных Советовнародных депутатов земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельныенаделы не предоставляются.

Условия предоставленияслужебных наделов в республиках, входящих в состав РСФСР, определяютсязаконодательством этих республик.

Статья 87. Сохранение права на служебныйземельный надел

Право на служебный земельныйнадел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходеих на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников,призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил илипоступивших на учебу - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебномзаведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи сисполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелыхродителей - пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия (в редакции УказаПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

Статья 88. Земли для нужд обороны

Землями для нужд обороныпризнаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельностивойсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий иорганизаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск (вредакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

При необходимости временного(эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений идругих мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки усобственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются.

Часть третья признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Порядок предоставленияземель для нужд обороны устанавливается настоящим Кодексом (в редакции УказаПрезидента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287).

РАЗДЕЛ VI

ЗЕМЛИПРИРОДООХРАННОГО, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО ИИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья89. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранногоназначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных инересто-охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции,другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятниковприроды.

В состав земельприродоохранного назначения включаются земельные участки, в пределах которых имеютсяприродные объекты, представляющие особую научную и культурную ценность(типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов,редкие геологические образования, виды растений и животных).

На землях природоохранногоназначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условиисоблюдения установленного на них режима.

В местах проживания ихозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп допускаетсяиспользование земель природоохранного назначения для выпаса оленей.

Устанавливаются водоохранныезоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальнымиинформационными знаками. Земельные участки в пределах зон у собственниковземли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются.Пользование этими участками осуществляется с соблюдением установленного на нихрежима.

Порядок использования земельприродоохранного назначения, установления и использования зон с особымиусловиями землепользования определяется законодательством РСФСР и республик,входящих в состав РСФСР.

Статья 90. Земли природно-заповедногоназначения

К землямприродно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы,природных (национальных) и дендрологических, ботанических садов.

В состав земельприродно-заповедного фонда включаются земельные участки с природнымикомплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое,культурное и рекреационное значение.

На землях заповедников изаповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, несвязанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и непредусмотренная законодательством РСФСР. На других землях природно-заповедногофонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность всоответствии с установленным для них режимом.

Часть территории природногонационального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих всостав природно-заповедного фонда.

В местах проживания ихозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может вслучаях, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в составРСФСР, допускаться на землях природно-заповедного фонда традиционноеэкстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформацииохраняемых природных комплексов.

Для обеспечения режимазаповедников, природных (национальных) парков, памятников природы,дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранныезоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательновлияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев иземлепользователей не изымаются. Пользование земельными участками в пределахохранных зон осуществляется с соблюдением установленного на них режима.

Порядок охраны ииспользования земель природно-заповедного фонда определяется законодательствомРСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 91. Земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительногоназначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебнымифакторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими идругими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения.

Земли оздоровительногоназначения подлежат особой охране.

В целях создания необходимыхусловий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природныхфакторов курортов могут устанавливаться три зоны с особыми условиямииспользования (охранные зоны, округа санитарной охраны и др.) Порядокиспользования земель в указанных зонах устанавливается законодательством РСФСРи республик, входящих в состав РСФСР. Земельные участки, на которыхустанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников земли, землевладельцев,землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особыйрежим использования земель, ограничивающий или запрещающий те видыдеятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Предприятия,учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особымиусловиями использования земли, обязаны обозначить границы зон специальнымиинформационными знаками.

Статья 92. Земли рекреационного назначения

Землями рекреационногоназначения признаются выделенные в установленном порядке земли, предназначенныеи используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К нимотносятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов,санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз,стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова иохотника, детских туристических станций, парков, лесопарков,учебно-туристических троп, маркированных трасс, пионерских и спортивныхлагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения. Земли, покоторым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяютсяпо согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями иарендаторами и могут подлежать изъятию.

К землям рекреационногоназначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли запределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зеленыминасаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции иявляющиеся местом отдыха населения.

На землях рекреационногоназначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их поцелевому назначению.

Выделение земельрекреационного назначения производятся по решению краевых, областных, автономныхобластей, автономных округов Советов народных депутатов, а в республиках,входящих в состав РСФСР, в порядке, устанавливаемом законодательством этихреспублик.

Порядок использования земельрекреационного назначения и определения их границ устанавливаетсязаконодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 93. Землиисторико-культурного назначения

Землями историко-культурногоназначения признаются земли, на которых (и в которых) располагаются памятникиистории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленныезаповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками(музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которымисвязано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел ииного прикладного искусства.

Земли историко-культурногоназначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии сзаконодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Изъятие земельисторико-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевомуназначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, недопускаются. В соответствии с законодательством РСФСР отдельные землиисторико-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственногоиспользования, включая земли, на которых и в которых располагаютсяисторико-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.

Порядок использования земельисторико-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственногоиспользования, особенности распоряжения, другие формы охраны земельисторико-культурного назначения определяются особым законодательством РСФСР иреспублик, входящих в состав РСФСР.

РАЗДЕЛ VII

ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА ИЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 94. Земли лесногофонда

Землями лесного фондасчитаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленныедля нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Порядок использования земельлесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих всостав РСФСР.

Неиспользуемые для нуждлесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодьямогут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям вовременное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей14 настоящего Кодекса.

В местах проживаниямалочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народныхдепутатов предоставляют в пользование и передают колхозам, совхозам,госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам землилесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.

Статья 95. Земли водного фонда

К землям водного фондаотносятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключениемтундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственнымисооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам)водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Земли водного фондаиспользуются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающихудовлетворение питьевых , бытовых, оздоровительных и других нужд населения, атакже водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных,рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных иобщественных потребностей.

Порядок использования земельводного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих всостав РСФСР.

Статья 96. Земли запаса

Землями запаса являются всеземли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Кним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которымипрекращено в соответствии со статьями 39-44настоящего Кодекса.

Земли запаса находятся введении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов всоответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.

РАЗДЕЛ VIII

ВОЗМЕЩЕНИЕУБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, АРЕНДАТОРАМ ПОТЕРЬСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статьи 97 - 99 признанынедействующими - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

РАЗДЕЛ IX

ОХРАНАЗЕМЕЛЬ

Статья100. Цели, задачи охраны земель

Охрана земель включаетсистему правовых, организационных, экономических и других мероприятий,направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованныхизъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий,а также на восстановление продуктивности земель, в том числе лесного фонда, ина воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляетсяна основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям сучетом их зональных и региональных особенностей и ставит следующие цели:

предотвратить деградацию инарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельностипутем стимулирования природоохранных технологий производства, введениякомпенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователями арендаторам за ухудшение качества их земель, подвергшихся деградации илинарушению;

создать механизм учета ипроверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственниковземли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическиминормативами режимов оптимального использования земельных участков.

Статья 101. Содержаниеохраны земель

Собственники земли,землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют:

рациональную организациютерритории;

восстановление и повышениеплодородия почв, а также других полезных свойств земли;

защиту земель от водной иветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления,иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими ирадиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

защиту от заражениясельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями иболезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, другихпроцессов ухудшения культуртехнического состояния земель;

рекультивацию нарушенныхземель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли исвоевременное вовлечение в хозяйственный оборот;

снятие, использование исохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушениемземель.

В случаях невозможности вближайшее время восстановить плодородие почв деградированныхсельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивнымивеществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями иболезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке,устанавливаемом Советом Министров РСФСР.

За счет средствреспубликанского и местного бюджетов в соответствии со статьями 50 и 99 настоящего Кодекса осуществляются республиканскиеи региональные программы по охране земель.

Содержание охраны земель,занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными сезоннымипастбищами, определяется соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 102. Нормативы предельно допустимыхконцентраций химических веществ в почве

В интересах охраны здоровьячеловека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаютсянормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных,паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве.

Указанные нормативы и методыих определения утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР.

Статья 103. Экологические исанитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу вэксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель

При размещении,проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемыхобъектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий,отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться иосуществляться мероприятия по охране земель.

Оценка отрицательноговлияния на состояние земель и эффективность предусмотренных защитныхмероприятий производятся по результатам государственной санитарно-гигиеническойи экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещаетсявнедрение новой техники и технологий, осуществление программ по мелиорацииземель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.

Статья 104. Охрана ценныхсельскохозяйственных угодий

В целях охраны ценныхсельскохозяйственных угодий (с учетом кадастровой оценки) краевые, областные, автономныхобластей, автономных округов Советы народных депутатов устанавливают границытерриторий, в пределах которых запрещается изъятие земель длянесельскохозяйственных нужд.

В республиках, входящих всостав РСФСР, границы указанных территорий устанавливаются законодательствомэтих республик.

Статья 105. Экономическое стимулированиесобственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов зарациональное использование и охрану земель

Экономическое стимулированиерационального использования и охраны земель направлено на повышениезаинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей иарендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель отнегативных последствий производственной деятельности.

Статья 106. Виды экономическогостимулирования рационального использования и охраны земель

Экономическое стимулированиеза рациональное использование и охрану земель включает:

выделение средствреспубликанского или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных непо вине лиц, использующих эти земли;

освобождение от платы заземельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, впериод, предусмотренный проектом производства работ;

частичную компенсацию изсредств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель,нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

поощрение граждан, ведущихкрестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, атакже их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышениеплодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;

установление повышенных ценна экологически чистую продукцию.

РАЗДЕЛ X

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Статья 107. Задачигосударственного контроля за использованием и охраной земель

Задачи государственногоконтроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдениявсеми государственными и общественными органами, государственными,кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданамитребований земельного законодательства в целях эффективного использования иохраны земель.

Статья 108. Органы, осуществляющиегосударственный контроль за использованием и охраной земель

Государственный контроль заиспользованием и охраной земель осуществляется Советами народных депутатов,Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и его органами на местах,а также другими государственными органами.

Порядок осуществлениягосударственного контроля за использованием и охраной земель устанавливаетсяСоветом Министров РСФСР.

Статья 109. Мониторинг земель

Мониторинг земельпредставляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда длясвоевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устраненияпоследствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществлениямониторинга устанавливаются Советом Министров РСФСР.

РАЗДЕЛ XI

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

Статья 110. Содержание иназначение государственного земельного кадастра

Государственный земельныйкадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режимеземель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам,землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественнойхарактеристике и народнохозяйственной ценности земель.

Данные государственногоземельного кадастра подлежат обязательному применению при планированиииспользования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определенииплатежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельностии осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охранойземель.

Ведение государственногоземельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических,картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследованийи изысканий.

Статья 111. Порядок ведения государственногоземельного кадастра

Государственный земельныйкадастр ведется Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и егоорганами на местах по единой для всей республики системе за счет средствреспубликанского бюджета.

Порядок ведениягосударственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров РСФСР.

РАЗДЕЛ XII

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Статья 112. Назначениеземлеустройства

Землеустройство включаетсистему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства,решений Советов народных депутатов по организации использования и охраныземель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природныхландшафтов.

Задачами землеустройстваявляются организация рационального использования земель во всех отрасляхнародного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов иохраны земель.

Статья 113. Содержание землеустройства

Землеустройствопредусматривает:

1) разработку прогнозов,республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельныхресурсов и схем землеустройства;

2) установление на местностиграниц административнотерриториальных образований;

3) составление проектовобразований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользованийс устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков внатуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользованияземлей;

4) разработку проектоввнутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных сиспользованием и охраной земель;

5) разработку рабочихпроектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей,оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий,освоению новых земель;

6) обоснование размещения иустановление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными изаповедными режимами;

7) установление и изменениегородской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

8) проведениетопографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ.

Статья 114. Организация и порядок проведенияземлеустройства

Землеустроительный процесссостоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства,рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов внатуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов идокументов, осуществления авторского надзора за выполнением проектовземлеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями иарендаторами.

Землеустройство проводитсяпо решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитетаРСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованныхсобственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов иосуществляется государственными проектными организациями по землеустройству засчет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов,связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельныхучастков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться такжепо инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей иарендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями.

Землеустроительные проектысоставляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев,землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (наместность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотовмежевыми знаками установленного образца.

Установленная в порядкеземлеустройства организация территории является обязательной для собственниковземли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

РАЗДЕЛ XIII

РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статьи 115 - 123 признанынедействующими - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

РАЗДЕЛ XIV

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 124 признананедействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2287.

Статья 125. Административнаяи уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

За нарушение земельногозаконодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому вадминистративном порядке, в следующих размерах:

за самовольное занятиеземельных участков юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане -от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

за самовольное строительствоюридические лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, граждане - от 500 доодной тысячи рублей;

за захламление земельюридические лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, граждане - от 100 до500 рублей;

за загрязнение земельхимическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточнымиводами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вреднымиорганизмами юридические лица - от 500 тыс. до 1 млн. рублей, граждане - от 500до пяти тысяч рублей;

за порчу и уничтожениеплодородного слоя почвы юридические лица от 100 тыс. до 500 тыс. рублей,граждане - от 500 до трех тысяч рублей;

за нарушение сроков возвратавременно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их всостояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица- от 100 тысяч до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до одной тысячи рублей;

за проектирование,размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющихна состояние земель, юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане- от 500 до десяти тысяч рублей;

за искажение сведений осостоянии использовании земель должностные лица и граждане - от 100 до 500рублей;

за нарушение сроковрассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участкови сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица -от одной тысячи до трех тысяч рублей;

за уничтожение межевыхзнаков юридические лица - от 100 до 500 рублей, граждане - от 50 до 100 рублей.

За указанные вышеправонарушения законодательством РСФСР может быть установлена уголовнаяответственность.

В республиках, входящих всостав РСФСР, ответственность за нарушение земельного законодательстваустанавливается законодательством этих республик.

Штрафы за указанныенарушения земельного законодательства налагаются местными органамиГосударственного комитета РСФСР по земельной реформе, Государственного комитетаРСФСР по экологии и природопользованию, а также государственного санитарного иархитектурно-строительного надзора в порядке, устанавливаемом Советом МинистровРСФСР.

Наложение штрафов и другихвзысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Статья 126. Возмещение убытков и вреда,причиненных нарушением земельного законодательства

Самовольно занятые земельныеучастки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенныхза время незаконного пользования.

Приведение земельныхучастков в пригодное для использования состояние при их захламлении илисамовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольномстроительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производитсяпредприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, виновными в указанныхнарушениях, либо за их счет.

Предприятия, учреждения,организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результатенарушения земельного законодательства.

РАЗДЕЛ XV

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 127. Международныедоговоры

Если международным договоромРСФСР или международным договором СССР, заключенным в пределах его компетенции всоответствии с Союзным договором, установлены иные правила, чем те, которыесодержатся в земельном законодательстве РСФСР или СССР, то применяются правиламеждународного договора.

Председатель Верховного

Совета РСФСР                                                                                                  Б.Н.Ельцин

Москва, Дом Советов РСФСР

25 апреля 1991 года

№ 1103-1

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел i 1

Раздел ii Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Защита и гарантия их прав. 8

Раздел iii Земли сельскохозяйственного назначения. 10

Раздел iv Земли населенных пунктов. 14

Раздел v Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения. 17

Раздел vi Земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. 18

Раздел vii Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. 21

Раздел viii Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. 22

Раздел ix Охрана земель. 22

Раздел x Контроль за использованием и охраной земель. 24

Раздел xi Государственный земельный кадастр. 24

Раздел xii Землеустройство. 25

Раздел xiii Разрешение земельных споров. 26

Раздел xiv Ответственность за нарушение земельного законодательства. 26

Раздел xv Международные договоры.. 27

 

2
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.