ИСО 19011:2002(Е) «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ
Велко
НАОТ

ИСО 19011:2002(Е) «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды»

Стандарт содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и окружающей среды, а также руководящие указания относительно компетентности аудиторов систем менеджмента качества и окружающей среды.
Он может быть использован всеми организациями, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или окружающей среды или управлять программой аудита.

Обозначение: ИСО 19011:2002(Е)
Название рус.: Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды
Статус: действующий
Заменяет собой: ИСО 14012-1996 ИСО 14011-1996 ИСО 14010-1996 ИСО 10011-2-91 «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов систем качества» ИСО 10011-1-90 «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка» ИСО 10011-3-91 «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Управление программами проверок»
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.10.2002
Разработан: Подкомитет 3 "Вспомогательные технологии"
ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества"
Подкомитет 2 "Проведение экологического аудита, и относящиеся к этому исследования, связанные с окружающей средой"
ИСО/ТК 207 "Экологический менеджмент"
Утвержден: ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества" (01.10.2002)
Опубликован: ООО "Академия качества" № 2002

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ

ISO
19011

 

Первое издание

2002-10-01

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУСИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

GUIDELINES FOR QUALITY AND/OR ENVIRONMENTAL
MANAGEMENT SYSTEMS AUDITING

Регистрационный номер
ISO 19011:2002 (E)

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды.. 1

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Термины и определения. 2

4 Принципы проведения аудита. 3

5 Управление программой аудита. 4

5.1 Общие положения. 4

5.2 Цели и объем программы аудита. 5

5.3 Ответственность, ресурсы и процедуры программы аудита. 5

5.4 Выполнение программы аудита. 6

5.5 Записи программы аудита. 6

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита. 7

6. Деятельность по аудиту. 7

6.1 Общие положения. 7

6.2 Инициирование аудита. 8

6.3 Проведение анализа документов. 9

6.4 Подготовка к проведению аудита «на месте». 9

6.5 Проведение аудита «на месте». 11

6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту. 14

6.7 Завершение аудита. 14

6.8 Проведение последующих за аудитом действий. 15

7. Компетентность и оценивание аудиторов. 15

7.1 Общие положения. 15

7.2 Личные качества. 16

7.3 Знания и навыки. 16

7.4 Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт проведения аудитов. 18

7.5. Поддержание и повышение уровня компетентности. 19

7.6 Оценивание аудиторов. 20

Примечание. В настоящем переводе опущены«Предисловие» и «Введение». Вниманию читателей предлагаются основные разделы стандарта.Перевод имеет статус информационного издания.

Предисловие

Международнаяорганизация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальныхорганизаций по стандартизации (организации-члены ИСО). Работа по подготовкеМеждународных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО.Каждая организация-член, заинтересованная в деятельности, по которой созданкомитет, имеет право быть в нем представлена. Международные, правительственныеи неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участиев работе. ИСО тесно сотрудничает с Международным электротехническим комитетом(МЭК) по всем вопросам стандартизации в электротехнике.

Проектымеждународных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами, приведеннымив Директивах ИСО/МЭК, Часть 3.

Основнойцелью технических комитетов является подготовка Международных стандартов.Проекты Международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаютсяорганизациям-членам на голосование. Опубликование в качестве международногостандарта требует одобрения не меньше 75 % организаций-членов, принимающихучастие в голосовании.

Следуетобратить внимание на вероятность, что некоторые элементы настоящегомеждународного стандарта могут оказаться предметом латентных прав. ИСО недолжна нести ответственность за выявление каких-либо или всех таких патентныхправ.

Международныйстандарт ИСО 19011 был подготовлен Подкомитетом 3 "Вспомогательныетехнологии" Технического комитета ИСО/ТК176 "Менеджмент качества иобеспечение качества" совместно с Подкомитетом 2 "Проведениеэкологического аудита, и относящиеся к этому исследования, связанные сокружающей средой" Технического комитета ИСО/ТК 207 "Экологическийменеджмент".

Первое изданиеИСО 19011 отменяет и заменяет ИСО 10011-1:1990, ИСО 10011-2:1991, ИСО10011-3:1991, ИCО 14010:1996, ИСО 14011:1996 иИСО 14012:1996.

Введение

Международныестандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000 подчеркивают важность аудитов какинструмента менеджмента для мониторинга и проверки результативности внедренияэкологической политики и/или политики в области качества организации. Такиеаудита являются также важной частью деятельности по оценки соответствия, такойкак сертификация, регистрация и оценка и надзор за сетью снабжения.

Настоящиймеждународный стандарт предоставляет руководящие указания по менеджментупрограмм аудитов, по проведению внутренних и внешних аудитов систем менеджментакачества и/или экологического менеджмента, а также по компетентности и оценкеаудиторов. Пользователи, для которых предназначен настоящий международныйстандарт, включают аудиторов, организации, внедряющие системы менеджментакачества или экологического менеджмента, и организации, вовлеченные всертификацию и подготовку аудиторов, сертификацию/регистрацию систем менеджмента,аккредитацию или стандартизацию в области оценки соответствия.

Предполагается,что руководящие указания в настоящем Международном стандарте является гибким иприменимо к широкому кругу возможных пользователей. Как указано в разных местахтекста, использование настоящего руководства может быть различным в зависимостиот размера, типа и сложности организации, а также от целей и объема проводимыхаудитов. В настоящем Международном стандарте приводятся в форме практическихсоветов в обрамленном тексте дополнительные руководства и примеры конкретныхразделов. В ряде случаев это предназначено для помощи при использованиинастоящего Международного стандарта в малых организациях.

Впараграфе 4 описаны принципы проведения аудита. Понимание этих принципов помогаетпользователю оценить важный характер проведения аудитов, являясь необходимымвступлением к п.п. 5, 6 и 7.

В параграфе 5 описаны руководящие указания поуправлению программами аудита, охватывающие такие вопросы, как распределение ответственностипо менеджменту программ аудита, определение целей программы аудита,"координация деятельности по аудиту и выделение необходимых дляаудиторской" группы ресурсов.

Впараграфе 6 описаны руководящие указания по проведению аудитов систем менеджментакачества и/или экологического менеджмента, включая выбор аудиторской группы.

Впараграфе 7 описаны руководящие указания по необходимой компетентностиаудиторов и описан процесс оценки аудиторов.

Еслисистемы менеджмента качества и экологического менеджмента внедряются вместе, торешение о раздельных или комплексных аудитов этих систем принимается поусмотрению пользователя настоящего международного стандарта.

Хотянастоящий Международный стандарт применяется к проведению проверок системменеджмента качества и/или экологического менеджмента, пользователь можетрассмотреть вопрос приспособления или распространения данных руководящихуказаний к другим типам аудитов, включая аудит других систем менеджмента.

Хотянастоящий Международный стандарт предоставляет только руководство, пользователисмогут применять его для разработки своих собственных требований относительноаудита.

Кроме того,любое лицо или организация, заинтересованные в мониторинге соответствиятребованиям, таким как спецификации на продукцию или законы и правила, могутнайти полезным для себя руководство, содержащееся в настоящем Международномстандарте.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ

Рекомендации по аудитусистем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды

1Область применения

Настоящий МеждународныйСтандарт содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программамиаудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и окружающей среды, атакже руководящие указания относительно компетентности аудиторов системменеджмента качества и окружающей среды.

Он может быть использованвсеми организациями, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудитысистем менеджмента качества и/или окружающей среды или управлять программойаудита.

В принципе, возможноприменение настоящего Международного Стандарта к другим видам аудита, но втаких случаях необходимо уделить особое внимание определению компетентностичленов группы по аудиту.

2 Нормативные ссылки

Указанные ниже нормативныедокументы содержат положения, которые посредством ссылок в этом текстесоставляют положения настоящего Международного Стандарта. В случаях примененияссылок с указанием даты и номера издания последующие поправки или пересмотрыэтих публикаций не применимы. Однако сторонам для достижения соглашений,базирующихся на настоящем Международном Стандарте, рекомендуется изучитьвозможности применения самого последнего издания указанного ниже нормативногодокумента. Для ссылок без указания даты необходимо использовать самое последнееиздание этого нормативного документа. Члены ISO и IEC ведут перечни действующихмеждународных стандартов.

ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основныеположения и словарь.

ISO 14050:2002 Менеджмент окружающей среды. Словарь.

3 Термины иопределения

В настоящем МеждународномСтандарте применяются термины и определения, данные в ISO 9000 и ISO 14050,за исключением тех, которые заменены приведенными ниже терминами иопределениями.

Термин в определении илипримечании, приведенный в любом месте данного раздела, выделен жирным шрифтом,а далее в скобках приводится его входящий номер. Такой выделенный жирнымшрифтом термин может быть заменен его полным определением.

3.1аудит

систематический, независимыйи документированный процесс (3.4.1) получения свидетельстваудита (3.3)и объективного их оценивания с целью установления степени выполнениясогласованных критериев аудита (3.2)

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Внутренние аудиты, иногда называемые«аудиты первой стороной», проводятся обычно самой организацией или от ее именидля внутренних целей, могут служить основанием для декларации о соответствии.Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может бытьпродемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, котораяподвергается аудиту.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Внешние аудиты включают в себяаудиты, обычно называемые «аудиты второй стороной» и «аудиты третьей стороной».Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельностиорганизации, например потребителями или другими лицами по их поручению. Аудитытретьей стороной проводятся внешними, независимыми организациями, напримертакими, которые осуществляют сертификацию или регистрацию соответствия требованиямISO 9001 и ISO 14001.

ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если система менеджментакачества и система менеджмента окружающей среды проверяются одновременно, этоназывается «комплексным аудитом».

ПРИМЕЧАНИЕ 4. Если две или более аудирующиеорганизации объединяются для проверки одного аудируемого (3.7), этоназывается «совместным аудитом».

3.2критерии аудита

совокупность политик,процедур или требований.

ПРИМЕЧАНИЕ. Критерии аудита используются какбазис, с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3).

3.3свидетельства аудита

записи, изложения фактов илидругая информация, которые связанны с критериями аудита (3.2) имогут быть проверены.

ПРИМЕЧАНИЕ. Свидетельство аудита может бытькачественным или количественным.

3.4наблюдения аудита

результаты оценки собранных свидетельстваудита (3.3)в зависимости от критериев аудита (3.2).

ПРИМЕЧАНИЕ. Наблюдения аудита могут указыватьна соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможностиулучшения.

3.5заключение порезультатам аудита

выходные данные аудита (3.1),предоставленные группой по аудиту (3.9) после рассмотрения целейаудита и всех наблюдений аудита (3.4).

3.6заказчик аудита

организация или лицо,заказавшее аудит (3.1).

ПРИМЕЧАНИЕ. Заказчиком аудита может быть проверяемаяорганизация (3.7) или любая другая организация, которая имеет нормативнуюили контрактную основу для заказа аудита.

3.7 проверяемая организация

организация, подвергающаясяаудиту.

3.8 аудитор

лицо, обладающее компетентностью(3.14)для проведения аудита (3.1).

3.9 группа по аудиту

один или несколько аудиторов(3.8),проводящих аудит (3.1) при поддержке технических экспертов (3.10) вслучае необходимости.

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Один из аудиторов в группе поаудиту назначается руководителем группы по аудиту.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. В группу по аудиту могутвходить стажеры.

3.10 технический эксперт

лицо, которое обеспечиваетспециальными знаниями или опытом группу по аудиту (3.9).

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Под специальными знаниями илиопытом подразумеваются знания или опыт применительно к проверяемым организациям,процессу или деятельности, или знание языка и культуры.

ПРИМЕЧАНИЕ 2 Технический эксперт не имеетполномочий аудитора (3.8) в группе по аудиту.

3.11программа аудита

совокупность одного илинескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времении направленных на достижение конкретной цели.

ПРИМЕЧАНИЕ. Программа аудита включает всюдеятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов.

3.12план аудита

описание деятельности имероприятий по аудиту (3.1).

3.13область аудита

объем и границы аудита (3.1).

ПРИМЕЧАНИЕ. Область аудита обычно включает всебя описание местонахождения, организационной структуры, видов деятельности ипроцессов организации, а также охватываемого периода времени.

3.14 компетентность

выраженная способностьприменять свои знания и умение.

4 Принципы проведения аудита

Аудит опирается на рядпринципов. Они делают аудит эффективным и надежным инструментом, содействующимполитике и управлению со стороны руководства, обеспечивающим информацией, набазе которой организация может принимать меры для улучшения своей деятельности.Следование этим принципам является предпосылкой получения надежных идостаточных заключений по результатам аудита и позволяет аудиторам, работающимнезависимо друг от друга, делать аналогичные заключения при аналогичныхобстоятельствах.

Аудиторы должныруководствоваться следующими принципами:

a) этичное поведение -основа профессионализма

Доверие, честность,конфиденциальность и вежливость являются важным условием проведения аудита.

b) беспристрастность -обязательство отчитываться правдиво и точно

Наблюдения аудита,заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точнодеятельность по аудиту. Существенные помехи, выявленные во время аудита, атакже неразрешенные проблемы или разногласия между группой аудиторов ипроверяемой организацией отражаются в отчетах.

c) профессиональноеприлежание - проявление аккуратности и здравого смысла при проведенииаудита

Аудиторы проявляютпрофессиональное прилежание в соответствии с важностью выполняемой задачи идоверием, возложенным на них заказчиком аудита и другими заинтересованнымисторонами. Наличие необходимой компетентности является важным фактором.

Следующие принципы относятсяк аудиту, который по определению является независимым и систематическим.

d) независимость- основа беспристрастности и объективности заключений по результатамаудита

Аудиторы независимы отпроверяемой деятельности и свободны от предубеждений и конфликта интересов.Аудиторы опираются на объективные суждения во время всего процесса аудита сцелью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений по результатамаудита находятся только свидетельства аудита.

e) подход на основефактов - рациональный метод для достижения надежных и воспроизводимыхзаключений аудита при систематическом процессе аудита

Свидетельство аудитапроверяемо. Оно основывается на выборках доступной информации, поскольку аудитосуществляется в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами.Использование соответствующих выборок тесно связано с достоверностью, котораядолжна присутствовать в заключениях по результатам аудита.

Рекомендации следующихразделов настоящего Международного Стандарта основываются на вышеуказанныхпринципах.

5 Управлениепрограммой аудита

5.1 Общие положения

Программа аудита можетвключать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельностии сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а такжевключать комплексные и совместные аудиты (см. примечания 3 и 4 к определениюаудита в п. 3.1).

Программа аудита такжеохватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организациитипов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимымидля проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Организация можетразработать более одной программы аудита.

Высшее руководствоорганизации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита.

Ответственные за управлениепрограммой аудита должны:

a) разрабатывать, выполнять,отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита,

b) определять необходимыересурсы и обеспечивать их наличие.

На рис. 1изображена блок-схема процесса управления программой аудита.

Рисунок 1. Иллюстрацияблок-схемы процесса управления программой аудита

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Рисунок 1 иллюстрирует такжеприменение методологии «Планируй - Делай - Проверяй - Действуй» в рамкахнастоящего Международного Стандарта.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Цифры в этом и последующих рисунках указывают насоответствующий раздел настоящего Международного Стандарта.

Если в проверяемой организации действуют две системыменеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включеныкомплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание накомпетентность группы по аудиту.

Две или более проверяющие организациимогут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит.В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделениеответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентностьгруппы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит,необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь - примеры программ аудита

Программы аудита могут включать следующее:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

b) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

с) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

5.2 Цели и объемпрограммы аудита

5.2.1 Цели программы аудита

Для того чтобы спланироватьаудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.

Эти цели могут основыватьсяна:

a) приоритетах менеджмента;

b) коммерческих намерениях;

c) требованиях системыменеджмента;

d)законодательных, нормативных и контрактных требованиях;

e) необходимости оцениванияпоставщика;

f)требованиях потребителя;

g)потребностях других заинтересованных сторон;

h) рисках организации.

Практическая помощь - примеры целей программы аудита

Цели программ аудита могут включать:

а) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;

b) подтверждение соответствия требованиям контракта;

с) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

d) содействие улучшению системы менеджмента.

5.2.2 Объем программы аудита

Объем программы аудита можетизменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемойорганизации, а также следующих факторов:

a) области распространения, целии продолжительности каждого запланированного аудита;

b) частоты проведенияаудитов;

c) количества, важности,сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;

d)стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а такжедругих критериев аудита;

e) потребности ваккредитации или сертификации/регистрации;

f)результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

g)языковых, культурных и социальных аспектов;

h)мнения заинтересованных сторон;

i)существенных изменений в организации или ее деятельности.

5.3 Ответственность, ресурсы и процедурыпрограммы аудита

5.3.1 Ответственность

Ответственность зауправление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц,понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющихпользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладатьуправленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросыбизнеса той области, которая будет проверяться.

Лица, ответственные за управлениепрограммой аудита, должны:

a) устанавливать цели иобъем программы аудита;

b) устанавливатьответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;

c) обеспечивать выполнениепрограммы аудита;

d) обеспечиватьведение соответствующих записей по программе аудита;

e) отслеживать,анализировать и улучшать программу аудита.

5.3.2 Ресурсы

При определении ресурсов дляпрограммы аудита необходимо учитывать следующее:

a) финансовые ресурсы дляразработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;

b) методы аудита;

c) процессы достижения иподдержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей ихдеятельности;

d)наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью,достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;

e) объем программы аудита;

f) времядля переездов, размещение и другие потребности аудита.

5.3.3 Процедуры

Процедуры программы аудитадолжны охватывать следующее:

a) планирование и составлениеграфиков аудитов;

b) обеспечениекомпетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

c) выбор соответствующихгрупп по аудиту и распределение ролей и ответственности;

d)проведение аудитов;

e) проведение последующихаудитов, если это требуется;

f)ведение записей программы аудита;

g)мониторинг выполнения программы аудита и ее результативности;

h) отчетвысшему руководству об общих результатах программы аудита.

Малым организациям можновышеперечисленные действия охватить одной процедурой.

5.4Выполнениепрограммы аудита

Выполнение программы аудитадолжно охватывать следующее:

a) доведение программыаудита до соответствующих сторон;

b) координирование исоставление графиков аудитов и других действий, относящихся к программеаудитов;

c) установление иподдержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессиональногоразвития в соответствии с положениями п.п. 7.6 и 7.5;

d) обеспечениеподбора групп по аудиту;

e) предоставлениенеобходимых ресурсов группам по аудиту;

f)обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

g)обеспечение управления записями по аудиту;

h)обеспечение анализа и утверждение отчетов по аудиту, а также обеспечение ихрассылки заказчикам аудита и другим сторонам;

i)организацию последующих аудитов.

5.5 Записи программы аудита

Записи ведутся с цельюдемонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее:

а) записи, относящиеся котдельным аудитам, такие, как:

-планы аудита;

-отчеты по аудиту;

-отчеты о несоответствиях;

- отчеты по корректирующим ипредупреждающим действиям;

- отчеты по последующимаудитам (при необходимости).

b) результаты анализапрограммы аудита;

c) записи, относящиеся кперсоналу, выполняющему аудит, и освещающие такие вопросы, как:

- оценивание компетентностиаудитора и его работы;

- формирование группы поаудиту;

- поддержание и повышениекомпетентности.

Записи должны храниться инадлежащим образом защищаться.

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

Выполнение программы аудитадолжно отслеживаться и с определенной периодичностью анализироваться для оценкидостижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должныпредоставляться высшему руководству.

Показатели эффективностидолжны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:

- способность групп поаудиту выполнить план аудита;

- соответствие программамаудита и графикам;

- обратная информация,поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов.

Анализ программы аудитадолжен учитывать, к примеру, следующее:

a) результаты и тенденции,получаемые путем мониторинга;

b) соответствие процедурам;

c) растущие потребности иожидания заинтересованных сторон;

d) записипрограммы аудита;

e) альтернативные или новыеметодики в области аудита;

f)согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.

Следствием результатованализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, атакже улучшение программы аудита.

6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АУДИТУ

6.1 Общие положения

Настоящий раздел содержитрекомендации по планированию и проведению аудитов как составной части программыаудита. На рис. 2показано общее представление типичной деятельности при проведении аудита.Степень, в которой применимы положения данного раздела в каждом конкретномслучае, зависит от объема и сложности каждого конкретного аудита, а такжепредполагаемого использования заключений по результатам аудита.

ПРИМЕЧАНИЕ. Пунктирная линия указывает на то,любая последующая деятельность обычно не рассматривается как часть аудита.

Рисунок 2. Общеепредставление типичной деятельности при проведении аудита

6.2 Инициирование аудита

6.2.1 Назначениеруководителя группы по аудиту

Лица, ответственные зауправление программой аудита, должны назначить руководителя группы по аудитудля проведения каждого конкретного аудита.

В случае, когда проводитсясовместный аудит, важно до начала аудита достичь соглашения между проверяющимиорганизациями относительно ответственности каждой организации и, в частности,относительно назначения руководителя группы по аудиту.

6.2.2 Определениецелей, области и критериев аудита

В контексте общих целейпрограммы аудита каждый отдельно взятый аудит должен быть основан надокументированных целях, области и критериях.

Цели аудита устанавливаютто, что должно быть выполнено в процессе аудита, и могут включать в себяследующее:

a) определение степенисоответствия системы менеджмента проверяемой организации или ее частейкритериям аудита;

b) оценку соответствиясистемы менеджмента законодательным, нормативным и контрактным требованиям;

c) оценку результативностисистемы менеджмента по выполнению поставленных целей;

d) идентификациюобластей потенциального улучшения системы менеджмента.

Область аудита описывает егообъем и границы, а именно: месторасположение, структурные подразделения,деятельность и процессы, которые подвергаются аудиту, а также период времени,охватываемый аудитом.

Критерии аудита используютсякак базис, относительно которого определяется соответствие, и могут включать всебя политики, процедуры, стандарты, законы и нормы, требования системыменеджмента, требования контрактов или кодексы отдельных отраслейпромышленности или бизнеса.

Цели аудита должны бытьопределены заказчиком аудита. Область и критерии аудита должны быть определеныи согласованы заказчиком аудита и руководителем группы по аудиту в соответствиис процедурами программы аудита. Любые изменения целей, области или критериевдолжны согласовываться этими же сторонами.

Если осуществляетсякомплексный аудит, важно, чтобы руководитель группы по аудиту обеспечилсоответствие целей, области, критериев и состава группы по аудиту характерукомплексного аудита.

6.2.3 Определение выполнимостиаудита

Выполнимость аудита должнабыть определена с учетом наличия следующего:

a) необходимой исоответствующей информации для планирования аудита;

b) адекватногосотрудничества со стороны проверяемой организации;

c) достаточного времени иресурсов.

В случае невозможностипроведения аудита заказчику аудита должно быть предложено альтернативноерешение с согласия проверяемой организации.

6.2.4 Формирование группы по аудиту

После того как будетпризнана возможность проведения аудита, необходимо сформировать группу поаудиту с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Еслиаудит осуществляет один аудитор, он должен выполнять все обязанностируководителя группы по аудиту. Раздел 7 содержит руководящие указанияпо определению необходимой компетентности и описывает процессы оценкиаудиторов.

При определении численностии состава группы по аудиту необходимо учитывать следующее:

a) цели, область, критерии ипродолжительность аудита;

b) возможность совместногоили комплексного аудита;

c) общую компетентностьгруппы по аудиту, необходимую для достижения целей аудита;

d)законодательные, нормативные и контрактные требования, а также требования органовпо аккредитации/сертификации там, где это применимо;

e) требования по обеспечениюнезависимости группы по аудиту от деятельности, которая должна проверяться, ипо исключению конфликта интересов;

f)способность членов группы по аудиту результативно сотрудничать с проверяемойорганизацией и вместе работать;

g) языкаудита и понимание социальных и культурных особенностей организации, чтодостигается посредством собственных навыков аудитора или при поддержкетехнического эксперта.

Процесс обеспечения общей компетентностигруппы по аудиту должен включать следующие шаги:

- определение знаний инавыков, необходимых для достижения целей аудита;

- подбор членов группы поаудиту таким образом, чтобы группа по аудиту владела всеми требуемыми знаниямии навыками.

Если знаний и навыковаудиторов в группе по аудиту недостаточно, этот пробел можно восполнитьвключением в группу технических экспертов. Технические эксперты должны работатьпод руководством аудитора.

Аудиторы-стажеры могут бытьвключены в группу по аудиту, но они не должны проводить аудит безнепосредственного руководства или руководящих указаний.

Как заказчик аудита, так ипроверяемая организация имеют право потребовать замены членов группы по аудитуна разумном основании, аргументированном принципами проведения аудита,описанными в разделе 4. Примеры таких оснований включают ситуацииконфликта интересов (член группы аудита был работником проверяемой организацииили предоставлял ей консультационные услуги) или предыдущее неэтичное поведениеаудитора. Такие основания должны быть сообщены руководителю группы по аудиту илицам, ответственным за управление программой аудита, которые уполномоченырешать все вопросы с заказчиком аудита и проверяемой организацией до принятиякаких-либо решений по замене члена группы по аудиту.

6.2.5 Установлениепредварительного контакта с проверяемой организацией

Предварительный контакт спроверяемой организацией может носить формальный или неформальный характер и долженбыть установлен теми, кто несет ответственность за управление программойаудита, или руководителем группы по аудиту. Цели предварительного контакта:

a) определение каналовобмена информацией с представителем проверяемой организации;

b) подтверждение полномочийна проведение аудита;

c) обеспечение информациейотносительно графика аудита и состава группы по аудиту;

d)запрос доступа к соответствующим документам, включая записи;

e) определение применимыхправил безопасности «на месте»;

f)организация аудита;

g)согласование присутствия наблюдателей и необходимости обеспечения группы поаудиту сопровождающими.

6.3Проведениеанализа документов

До проведения аудита «наместе» документация проверяемой организации должна быть проанализирована дляопределения соответствия системы в ее задокументированном виде критериямаудита. Такая документация может включать соответствующие документы системыменеджмента, записи и предыдущие отчеты по аудиту. При анализе необходимоучитывать размер, характер и сложность проверяемой организации, а также цели иобъем аудита. В некоторых ситуациях анализ документации может быть отложен доначала работ «на месте», если это не наносит ущерба результативности проведенияаудита. В других ситуациях может быть проведен предварительный визит напроверяемые участки для получения представления о доступной информации.

В случае, когда документациясистемы менеджмента проверяемой организации признана неадекватной, руководительгруппы по аудиту должен проинформировать заказчика аудита, ответственного зауправление программой аудита и проверяемую организацию. Должно быть приняторешение относительно того, будет аудит продолжен или приостановлен доразрешения вопросов, связанных с документацией.

6.4Подготовка кпроведению аудита «на месте»

6.4.1 Подготовка планааудита

Руководитель группы поаудиту должен подготовить план, являющийся основой для достижения соглашениямежду группой по аудиту, проверяемой организацией и заказчиком аудитаотносительно проведения аудита. Этот план должен способствовать разработкеграфика и координации аудита.

Уровень детализации планааудита зависит от области и сложности аудита. К примеру, детали планов дляпервого и последующих аудитов или для внутренних и внешних аудитов, могут бытьразличными. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы допускатьизменения, например изменения области аудита, что может оказаться необходимым впроцессе проведения аудита «на месте».

План аудита долженохватывать следующее:

a) цели аудита;

b) критерии аудита иссылочные документы;

c) область аудита, включаяопределение организационных, функциональных единиц и процессов, которые будутпроверяться;

d) датыи участки проведения аудита «на месте»;

e) запланированное время ипродолжительность проведения аудита «на месте», включая совещания сруководством проверяемой организации и совещания группы по аудиту;

f) рольи ответственность членов группы по аудиту и сопровождающих лиц;

g)выделение соответствующих ресурсов для наиболее важных участков аудита. Планаудита должен также предусматривать:

h)идентификацию представителя проверяемой организации, ответственного за аудит;

i)рабочий язык и язык отчетов по аудиту там, где он отличается от родного языкааудитора(ов) и/или проверяемой организации;

j) содержание отчета по аудиту;

k) мероприятия логистики (передвижения, условия работы «на месте» и т.д.);

l) вопросы, касающиеся конфиденциальности;

m) все последующие действия после аудита.

План должен анализироваться, приниматься заказчикомаудита и предоставляться проверяемой организации до начала проведения аудита «на месте».

Любые возражения со стороны проверяемой организациидолжны быть решены при участии руководителя группы по аудиту, проверяемойорганизации и заказчика аудита. Любые пересмотры плана аудита должнысогласовываться этими сторонами прежде, чем продолжить аудит.

6.4.2 Назначение заданийчленам группы по аудиту

Руководитель группы по аудиту, консультируясь счленами группы по аудиту, должен установить ответственность каждого члена за аудитконкретных процессов, функций, подразделений, участков, площадок или видовдеятельности. При этом следует учитывать потребности в независимости икомпетентности аудиторов, результативном использовании ресурсов, а такжеразличные роли и ответственности аудиторов, стажеров и технических экспертов.Изменения в распределении обязанностей могут быть внесены в процессе проведенияаудита для содействия в достижении целей аудита.

6.4.3 Подготовка рабочихдокументов

Члены группы по аудиту должны проанализироватьинформацию, имеющую отношение к их заданиям при проведении аудита, иподготовить рабочие документы, которые будут необходимы в качестве справочногоматериала для регистрации хода аудита. Такие документы могут включать:

- контрольные перечни и планы выборки;

- формы записи такой информации, как, свидетельства инаблюдения аудита, протоколы совещаний.

Использование контрольных перечней и форм не должносужать границы аудиторской деятельности, которые могут быть изменены наосновании полученной во время аудита информации.

Рабочие документы и появляющиеся в результате ихиспользования записи должны храниться как минимум до завершения аудита.Хранение документов после завершения аудитов описано в п. 6.7.Документы, содержащие конфиденциальную информацию либо информацию, на которуюраспространяются права собственности, должны быть соответственно защищенычленами группы по аудиту во время ее использования.

6.5 Проведение аудита «на месте»

6.5.1 Проведение вводногосовещания

Вводное совещание должно проводиться вместе сруководством проверяемой организации или, где это приемлемо, с теми, кто несетответственность за проверяемые функции или процессы. Цели этого совещания:

a) подтвердить план аудита;

b) провести краткий обзор предстоящей деятельности поаудиту;

c) подтвердить каналы обменаинформацией;

d) дать возможность проверяемым задать вопросы.

Практическая помощь - вводное совещание

Во многих случаях, например при внутренних аудитах в малых организациях, вводное совещание может предусматривать только сообщение о том, что аудит будет проведен, и объяснять его характер.

Для других аудитов вводное совещание должно быть официальным с регистрацией присутствующих. Совещание проводится под председательством руководителя группы по аудиту. Должны быть освещены, если приемлемо, следующие вопросы:

а) представление участников с указанием их роли в проведении аудита;

b) подтверждение целей, области и критериев аудита;

с) подтверждение графика проведения аудита и других мероприятий с участием проверяемой организации: таких, как дата и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания группы по аудиту и руководства проверяемой организации, возможные дальнейшие изменения;

d) методы и процедуры, которые будут использованы при проведении аудита, включая информирование организации о том. что свидетельства аудита будут основаны на выборке доступной информации, поэтому в аудите будет присутствовать элемент неопределенности;

е) подтверждение официальных каналов связи между группой по аудиту и проверяемой организацией;

f) подтверждение языка, который будет использоваться во время аудита;

g) подтверждение того, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения;

h) подтверждение доступности ресурсов и средств, необходимых группе по аудиту;

i) подтверждение условий конфиденциальности;

j) подтверждение соответствующих процедур по обеспечению безопасности группы по аудиту, ее защиты от аварий и непредвиденных случаев;

k) подтверждение наличия, ролей и личностей сопровождающих;

l) методы составления отчетов, включая классификацию несоответствий;

m) информация об условиях, при которых аудит может быть прекращен;

n) информация о любой системе апелляций по проведению или результатам аудита.

6.5.2 Обмен информацией вовремя аудита

В зависимости от области исложности аудита при проведении аудита может возникнуть необходимость вофициальном обмене информацией как внутри группы аудиторов, так и с проверяемойорганизацией.

Группа по аудиту должнапериодически встречаться для обмена информацией, оценки хода аудита и, в случаенеобходимости, перераспределения обязанностей участников группы по аудиту.

В процессе аудитаруководитель группы должен периодически сообщать о ходе аудита и о любыхпроблемах проверяемой организации и заказчику аудита, если это приемлемо.Свидетельства, собранные во время аудита, которые несут информацию оприближающемся существенном риске (безопасность, экология, качество) должныбыть незамедлительно представлены проверяемой организации и, если необходимо,заказчику аудита. Все вопросы, выходящие за область аудита, должны бытьотмечены и доложены руководителю группы по аудиту для дальнейшего возможногосообщения проверяемой организации и заказчику аудита.

В случае, когдасвидетельство аудита указывает на невозможность выполнения целей аудита,руководитель группы по аудиту должен доложить проверяемой организации изаказчику аудита о причинах для того, чтобы определить необходимые действия.Такие действия могут включать переутверждение или изменение плана аудита,изменение целей или области аудита или же его прекращение.

Любые необходимые измененияобласти аудита, которые могут появляться во время проведения аудита «на месте»,должны быть проанализированы и одобрены заказчиком аудита и, если этоприемлемо, проверяемой организацией.

6.5.3 Роль и ответственностьсопровождающих лиц и наблюдателей

Сопровождающие лица инаблюдатели могут сопровождать группу по аудиту, но они не являются частьюгруппы по аудиту. Они не должны препятствовать или оказывать влияние напроведение аудита.

Если сопровождающие лицаназначены проверяемой организацией, они должны оказывать помощь группе поаудиту и действовать по просьбе руководителя группы по аудиту. Обязанностисопровождающих лиц могут включать следующее:

a) установление контактов иотслеживание графиков интервью;

b) организацию посещенийконкретных участков организации или производства;

c) обеспечение ознакомлениячленов группы по аудиту с правилами техники безопасности и охраны труда, ивыполнения этих правил;

d)свидетельствование от имени проверяемой организации;

e) предоставлениеразъяснений или содействие при сборе информации.

6.5.4 Сбор и проверкаинформации

В процессе аудитаинформация, относящаяся к целям, области и критериям аудита, включаяинформацию, имеющую отношение к взаимодействию между функциями, деятельностью ипроцессами, должна быть собрана на основе соответствующей выборки и проверена.Только информация, поддающаяся проверке, может быть свидетельством аудита.Свидетельства аудита должны протоколироваться.

Свидетельства аудитаосновываются на выборке доступной информации, поэтому присутствует элементнеопределенности при проведении аудита, и выводы, которые делаются во времяаудита, должны учитывать эту неопределенность.

Рис. 3 иллюстрирует общеепредставление процесса от сбора информации до достижения заключений порезультатам аудита.

Рисунок 3. Общеепредставление процесса от сбора информации до достижения заключений порезультатам аудита

Методы сбора информациивключают:

a) интервью;

b) наблюдение деятельности;

c) анализдокументов.

Практическая помощь - источники информации

Источники информации могут меняться в зависимости от области и сложности аудита и могут включать:

а) интервью с сотрудниками и другими лицами;

b) наблюдения видов деятельности, производственной среды и условий работы;

с) такие документы, как: политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии и разрешения, спецификации, чертежи, контракты или заказы;

d) такие записи, как: технический контроль, протоколы совещаний, отчеты по аудитам, записи по отслеживанию программ и результаты измерений;

е) итоговые данные, результаты анализов и показатели эффективности;

f) информацию о программах выборки проверяемой организации, о процедурах управления выборкой и процессами измерения;

g) записи из других источников, например обратная связь от потребителей, соответствующая информация от внешних организаций и записи по оценке поставщиков;

h) компьютеризированные базы данных и веб-сайты.

 

Практическая помощь - проведение интервью

Интервью является одним из важных средств сбора информации и должно проводиться с учетом ситуации и характера опрашиваемого. При этом аудитор должен принимать во внимание следующее:

а) интервью должно проводиться с лицами, которые осуществляют деятельность или выполняют задачи в пределах области аудита в соответствующих функциональных подразделениях и на соответствующих уровнях;

b) интервью должно проводиться в течение обычного рабочего времени и, где это возможно, на обычном рабочем месте человека, с которым проводится интервью;

с) должны быть приняты все меры для того, чтобы опрашиваемое лицо находилось в естественной, непринужденной обстановке до и во время проведения интервью;

d) необходимо объяснить как причину опроса, так и необходимость ведения записей;

е) опрос следует начинать с просьбы рассказать о своей работе;

f) необходимо избегать наводящих вопросов;

g) результаты опроса должны быть обобщены и проанализированы вместе с опрашиваемым;

h) необходимо поблагодарить опрашиваемого за участие и сотрудничество.

6.5.5 Получение наблюденийаудита

Свидетельства аудита должныбыть оценены по критериям аудита с тем, чтобы получить наблюдения аудита.Наблюдения аудита могут указать на соответствие или несоответствие критериямаудита. В тех случаях когда это установлено целями аудита, наблюдения аудитамогут идентифицировать возможности для улучшения.

Группа по аудиту должнасобираться, когда это необходимо, для анализа наблюдений аудита насоответствующих этапах аудита.

Должен быть подведен итогсоответствия критериям аудита с указанием подразделений, функций или процессов,которые были проверены. Если это включено в план аудита, то отдельныенаблюдения аудита и их свидетельства должны протоколироваться.

Несоответствия и ихсвидетельства должны протоколироваться. Несоответствия могут бытьклассифицированы. Они должны анализироваться совместно с соответствующимипредставителями проверяемой организации, чтобы получить подтверждение точностисвидетельства аудита и того, что несоответствие понято. Необходимо всемиспособами устранить разногласия во мнениях по наблюдениям аудита или свидетельствамаудита, неразрешенные вопросы должны протоколироваться.

6.5.6 Подготовка заключения по результатам аудита

Группа по аудиту дозаключительного совещания должна встречаться для того, чтобы:

a) проанализироватьнаблюдения аудита и любую другую соответствующую информацию, собранную во времяаудита, для определения соответствия целям аудита;

b) согласовать заключения порезультатам аудита с учетом элемента неопределенности, присущего процессуаудита;

c) подготовить рекомендации,если это предусмотрено целями аудита;

d) обсудить последующие аудиты, если это включено в план аудита.

Практическая помощь - заключения по результатам аудита

Заключения по результатам аудита могут охватывать следующее:

а) степень соответствия системы менеджмента критериям аудита;

b) результативность внедрения, функционирования и улучшения системы менеджмента;

с) способность процесса анализа со стороны руководства обеспечивать постоянную пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента, а также ее улучшение.

Если это установлено целями аудита, заключения по результатам аудита могут содержать рекомендации относительно улучшений, деловых взаимоотношений, сертификации/регистрации либо дальнейшей деятельности по аудиту.

6.5.7 Проведение заключительного совещания

Заключительное совещание,проводимое под председательством руководителя группы по аудиту, должно бытьпроведено для представления наблюдений аудита и заключений по результатамаудита таким образом, чтобы они были поняты и признаны проверяемойорганизацией. Также необходимо согласовать с проверяемой организацией, если этоприемлемо, сроки представления плана корректирующих и предупреждающих действий.На заключительном совещании должна быть представлена проверяемая организация имогут быть также представлены заказчик аудита и другие стороны. Принеобходимости руководитель группы по аудиту должен сообщить представителямпроверяемой организации о препятствиях, возникших при проведении аудита,которые могли снизить доверие к заключению по результатам аудита.

В некоторых случаях,например при внутреннем аудите малой организации, заключительное совещаниеможет состоять только из информирования о наблюдениях аудита и заключениях порезультатам аудита.

В других ситуациях совещаниедолжно быть официальным с ведением протокола и регистрацией присутствующих.

Любые разногласия понаблюдениям и заключению по результатам аудита между группой по аудиту ипроверяемой организацией должны быть обсуждены и, при возможности, разрешены.Если нет единого решения, все мнения должны быть запротоколированы.

Если это предусмотреноцелями аудита, должны быть представлены рекомендации по улучшению. Должно бытьподчеркнуто, что эти рекомендации необязательны.

6.6 Подготовка, утверждение и рассылкаотчета по аудиту

6.6.1 Подготовка отчета поаудиту

Руководитель группы несетответственность за подготовку и содержание отчета по аудиту.

Отчет по аудиту долженсодержать полные, точные, краткие и ясные записи по аудиту и должен включать всебя или делать ссылку на следующее:

a) цели аудита;

b) область аудита, а именнона указание организационных и функциональных единиц, где проходил аудит, суказанием сроков;

c) указание заказчикааудита;

d)указание руководителя группы по аудиту и членов группы по аудиту;

e) даты и участки проведенияаудита «на месте»;

f)критерии аудита;

g)наблюдения по аудиту;

h)заключения по результатам аудита.

Отчет по аудиту может, еслиприменимо, также включать в себя или делать ссылку на следующее:

i) планаудита;

j)список представителей проверяемой организации;

k)краткое описание процесса аудита, включая случайности или препятствия аудиту,которые могут снизить доверие к заключению по результатам аудита;

l)подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита и всоответствии с планом аудита;

m)элементы, не охваченные аудитом, но входящие в область аудита;

n)неразрешенные разногласия во мнениях между группой по аудиту и проверяемойорганизацией;

о) рекомендации,направленные на улучшение, если это предусмотрено целями аудита;

р) согласованные планыпоследующих аудитов, если таковые необходимы;

q)заявление о конфиденциальном характере содержания;

r)список рассылки отчета по аудиту.

6.6.2 Утверждение и рассылкаотчета

Отчет по аудиту должен бытьоформлен в соответствии со сроками. Если это невозможно, то о причинах отсрочкинеобходимо сообщить заказчику аудита и согласовать новые даты.

Отчет по аудиту должен бытьдатирован, проанализирован, утвержден в соответствии с процедурами программыаудита.

Одобренный отчет по аудитурассылается получателям, указанным заказчиком аудита.

Отчет по аудиту являетсясобственностью заказчика аудита. Члены группы по аудиту и все получатели отчетапо аудиту должны строго соблюдать конфиденциальность относительно отчета поаудиту.

6.7 Завершениеаудита

Аудит считается завершеннымтогда, когда работа, предусмотренная планом, закончена, а утвержденный отчет поаудиту разослан.

Документы, имеющие отношениек аудиту, должны храниться или уничтожаться в соответствии с соглашением междусторонами, процедурами программы аудита и приемлемыми законодательными,нормативными и контрактными требованиями.

Если это не предусмотренозаконом, группа по аудиту и ответственные за управление программой аудита недолжны раскрывать содержание документов и другой информации, полученной вовремя аудита, так же как и отчетов по аудиту любой другой стороне без явногосогласия заказчика аудита и, если приемлемо, проверяемой организации. Если жетребуется раскрыть содержание какого-либо документа аудита, заказчик аудита ипроверяемая организация должны быть проинформированы об этом как можно быстрее.

6.8 Проведениепоследующих за аудитом действий

В заключении по результатамаудита может содержаться указание на выполнение корректирующих, предупреждающихдействий и (при необходимости) действий по улучшению. Эти действия обычноназначаются и выполняются проверяемой организацией в согласованные сроки и нерассматриваются как часть аудита. Проверяемая организация должна информироватьзаказчика аудита о статусе этих действий.

Завершение ирезультативность корректирующих действий должны быть проверены. Эта проверкаможет быть частью последующего аудита.

Программа аудита можетпредусматривать проведение последующих аудитов теми членами группы по аудиту,опыт которых наиболее полезен. В подобных случаях должно быть уделено вниманиеобеспечению независимости при последующих аудитах.

7. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОЦЕНИВАНИЕ АУДИТОРОВ

7.1 Общие положения

Доверие и достоверность в процессеаудита зависят от компетентности тех, кто осуществляет аудит. Такаякомпетентность основывается на демонстрации следующего:

- личных качеств,приведенных в п. 7.2;

- способности применитьзнания и навыки, описанные в п. 7.3, которые основаны на образовании, опытеработы, обучении аудиту, опыте аудитов, как это описано в п. 7.4.

Концепция компетентностиаудиторов показана на рис. 4. Некоторые знания и навыки, описанные в п. 7.3,являются общими как для аудиторов систем менеджмента качества, так и аудиторов системменеджмента окружающей среды, а некоторые из них специфичны для аудиторовкаждой из этих дисциплин.

Аудиторы развивают,поддерживают и повышают уровень своей компетентности посредством постоянногопрофессионального развития и регулярного участия в аудитах (см. п. 7.5).

Процесс оценивания аудиторови руководителей групп по аудиту описан в п. 7.6.

Рисунок 4. Концепциякомпетентности

7.2 Личные качества

Аудитор должен обладатьличными качествами, позволяющими ему работать в соответствии с принципамипроведения аудита, описанными в разделе 4.

Аудитор должен быть:

a) этичным, т.е.справедливым, правдивым, искренним, честным и вежливым;

b) открытым, т.е. способнымрассматривать альтернативные идеи или различные точки зрения;

c) дипломатичным, т.е.тактичным в отношениях с людьми;

d)наблюдательным, т.е. активно изучать окружающую обстановку и деятельность;

e) восприимчивым, т.е.способным предчувствовать и правильно понимать ситуации;

f)гибким, т.е. легко адаптироваться в различных ситуациях;

g)упорным, т.е. умеющим сосредоточиться на достижении целей;

h)решительным, т.е. вовремя принимать решения, основанные на логическихрассуждениях и анализе, и

i)уверенным, т.е. действовать независимо и в то же время эффективно сотрудничатьс другими.

7.3 Знания и навыки

7.3.1 Общиезнания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и/или окружающей среды

Аудиторы должны обладатьзнаниями и навыками в следующих областях:

a) Принципы, процедуры иметоды аудита: это дает возможность аудитору использовать в различных аудитахто, что приемлемо, обеспечивая проведение аудитов последовательно и методическиграмотно. Аудитор должен уметь:

- применять принципы,процедуры и методы аудита;

- планировать ирезультативно организовывать работу;

- проводить аудиты в рамкахустановленного графика;

- расставлять приоритеты ифокусироваться на наиболее важном;

- собирать информациюпосредством результативного интервью, прослушивания, осмотра и анализадокументов, записей и данных;

- понимать приемлемость ипоследствия использования методик выборки при аудите;

- проверять правильностьсобранной информации;

- подтверждать достаточностьи приемлемость свидетельств аудита для получения наблюдений аудита и заключенийпо результатам аудита;

- оценивать те факторы,которые могут влиять на достоверность наблюдений аудита и заключений порезультатам аудита;

- использовать рабочие документыдля ведения записей по аудиту;

- готовить отчеты по аудиту;

- обеспечиватьконфиденциальность и сохранность информации;

- результативно общаться,используя личные знания языков или переводчика.

b) Система менеджмента иссылочные документы: это дает возможность аудитору понимать область аудита иприменять критерии аудита. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

- применение системменеджмента к различным организациям;

- взаимодействие междукомпонентами системы менеджмента;

- стандарты систем менеджментакачества или окружающей среды, применимые процедуры или другие документы системменеджмента, используемые в качестве критериев аудита;

- понимание приоритетовссылочных документов и различий между ними;

- использование ссылочныхдокументов в различных ситуациях при проведении аудита;

- информационные системы итехнологии, используемые для утверждения, обеспечения безопасности, рассылки иуправления документами, данными и записями.

c) Принципы функционированияорганизации: это позволяет аудитору понять среду проверяемой организации.Знания и навыки в этой области должны охватывать:

- размер, структуру, функцииорганизации и взаимоотношения внутри нее;

- основные бизнес-процессы исоответствующую терминологию;

- культурные и социальныеобычаи проверяемой организации.

d)Применяемые законы, нормы и другие требования, относящиеся к отрасли: это даетвозможность аудитору понимать требования, возлагаемые к проверяемойорганизации, и работать в их пределах. Знания и навыки в этой области должныохватывать:

- местные, региональные инациональные законы, коды и нормативы;

- контракты и договора;

- международные соглашения иконвенции;

- другие требования, которыеорганизация приняла обязательство выполнять.

7.3.2 Общиезнания и навыки руководителей групп по аудиту

Руководители групп по аудитудолжны иметь дополнительные знания и навыки по управлению аудитом для того,чтобы проводить аудит результативно и эффективно. Руководитель группы по аудитудолжен уметь:

- планировать аудит ирезультативно использовать ресурсы в процессе аудита;

- представлять группу поаудиту при взаимодействии с заказчиком аудита и проверяемой организацией;

- организовывать членовгруппы по аудиту и управлять ими;

- обеспечивать руководящими указаниямии рекомендациями аудиторов-стажеров;

- направлять работу группыпо аудиту для достижения заключений по результатам аудита;

- предупреждать и разрешатьконфликты;

- готовить и составлятьотчет по аудиту.

7.3.3 Специальныезнания и навыки аудиторов системы менеджмента качества

Аудиторы системы менеджментакачества должны обладать определенными знаниями и навыками в следующихобластях:

a) Методы и подходыменеджмента качества: позволяют аудитору проверять системы менеджмента качестваи получать наблюдения аудита и заключения по результатам аудита. Знания инавыки в этой области должны охватывать:

- терминологию качества;

- принципы менеджментакачества и их применение;

- инструменты менеджментакачества и их применение (например, статистический контроль процессов, анализхарактера и последствий отказов и т.д.).

b) Процессы и продукцию,включая услуги: позволяют аудитору понимать технологическую среду, в которойаудит будет проводиться. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

- терминологию определеннойотрасли;

- технические характеристикипроцессов и продукции, включая услуги;

- процессы и практическуюдеятельность определенной отрасли.

7.3.4 Специальныезнания и навыки аудиторов систем менеджмента окружающей среды

Аудиторы систем менеджментаокружающей средой должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:

а) Методы и подходыэкологического менеджмента: позволяют аудитору проверять системы менеджментаокружающей среды и получать наблюдения аудита и заключения по результатамаудита. Знания и навыки в этой области должны охватывать:

- терминологиюэкологического менеджмента;

- принципы экологическогоменеджмента и их применение;

- инструменты экологическогоменеджмента (такие, как оценка экологических аспектов/воздействий, оценка жизненногоцикла, и т.д.).

b) Научные знания итехнологии в сфере экологии: позволяют аудитору понять фундаментальные основывзаимосвязи человеческой деятельности и окружающей среды. Знания и навыки вэтой области должны охватывать:

- воздействие человеческой деятельностина окружающую среду;

- взаимодействие экосистем;

- экологическую среду (т.е.воздух, воду, землю);

- управление природнымиресурсами (т.е. ископаемым топливом, водой, флорой и фауной);

- основные способы защитыокружающей среды.

c) Технические иэкологические аспекты производственной деятельности: позволяет аудитору понятьвзаимосвязь деятельности проверяемой организации, ее продукции, услуг ипроизводственных операций с окружающей средой. Знания и навыки в этой областидолжны охватывать:

- терминологию определеннойотрасли;

- экологические аспекты ивоздействия;

- методы оценкисущественности экологических аспектов;

- критические характеристикипроизводственных процессов, продукции и услуг;

- методы мониторинга иизмерений;

- технологии предупреждениязагрязнения.

7.4 Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт проведенияаудитов

7.4.1 Аудиторы

Аудиторы должнысоответствовать следующим требованиям к образованию, наличию рабочего опыта,прохождению обучения аудиту и опыта проведения аудитов.

a) Аудиторы должны иметьзавершенное образование, которое является достаточным для приобретения знаний инавыков, описанных в п. 7.3.

b) Аудиторы должны иметь практическийопыт, который способствует развитию знаний и навыков, описанных в п. 7.3.3 и7.3.4.Такой практический опыт должен быть приобретен на технической, управленческойили производственной должности и включать опыт принятия решений, разрешенияпроблем, взаимодействия с другим управленческим или производственнымперсоналом, коллегами по профессии, потребителями и/или другимизаинтересованными сторонами.

Часть практического опытадолжна быть приобретена на должности, на которой выполняемая деятельностьспособствовала развитию знаний и навыков:

- в области менеджментакачества для аудиторов систем менеджмента качества;

- в области менеджментаокружающей среды для аудиторов систем менеджмента окружающей среды.

c) Аудиторы должны пройтиобучение аудиту, которое способствует развитию знаний и навыков, описанных в п.7.3.1,а также в п. 7.3.3и п. 7.3.4.Обучение могут проводить собственная организация обучаемого или сторонниеорганизации.

d)Аудиторы должны иметь опыт проведения аудитов, учитывая деятельность, описаннуюв разделе 6.Такой опыт должен приобретаться под наблюдением и руководством другогоаудитора, который компетентен по той же дисциплине как руководитель группы поаудиту.

ПРИМЕЧАНИЕ. Масштабы руководства и наблюдения(см. настоящий пункт, пункты 7.4.2 и 7.4.3 и таблицу 1), которые необходимы во времяаудита, определяются теми, на кого возложена ответственность за управлениепрограммой аудита, и руководителем группы по аудиту. Обеспечение руководства инаблюдения не предполагает постоянного надзора и не требует назначенияперсонально ответственного за эту задачу.

7.4.2 Руководители групп поаудиту

Руководитель группы по аудитудолжен иметь дополнительный опыт проведения аудитов, необходимый для развитиязнаний и навыков, описанных в п. 7.3.2. Такой дополнительный опыт должен бытьприобретен в процессе стажировки в роли руководителя группы по аудиту поднаблюдением и руководством другого аудитора, который компетентен в областируководства группами по аудиту.

7.4.3 Аудиторы, осуществляющиеаудит обеих систем менеджмента: качества и окружающей среды

Аудиторы системы менеджментакачества или системы менеджмента окружающей среды, желающие стать аудиторамивторой дисциплины, должны:

a) пройти обучение и иметьпрактический опыт для приобретения знаний и навыков, которые необходимы длявторой дисциплины;

b) провести аудиты системыменеджмента второй дисциплины под наблюдением и руководством аудитора,компетентного как руководитель группы по аудиту второй дисциплины.

Руководитель группы поаудиту одной дисциплины должен выполнить приведенные выше рекомендации, чтобыстать руководителем группы по аудиту второй дисциплины.

7.4.4 Уровни образования, опытаработы, обучения аудиту и опыта проведения аудитов

Организации должныопределить требования к образованию, опыту работы, обучению аудиту и опытупроведения аудитов, которые необходимы аудитору для проявления знаний инавыков, достаточных для выполнения программы аудита, применяя при этом шаги 1и 2 процесса оценки аудиторов, описанного в п. 7.6.2.

Опыт показывает, чтоприведенный в таблице 1 уровень требований к аудитору приемлем для техаудиторов, которые выполняют сертификационные или подобные аудиты. Взависимости от программы аудита могут применяться более низкие или болеевысокие требования.

Таблица 1. Пример требуемогоуровня образования, опыта работы, обучения аудиту и опыта проведения аудитовдля аудиторов, которые выполняют сертификационные или подобные аудиты

Характеристика

Аудитор

Аудитор двух систем

Руководитель группы по аудиту

Образование

Среднее образование (см. примечание 1)

То же, что и для аудитора

То же, что и для аудитора

Общий опыт работы (стаж)

5 лет (см. примечание 2)

То же, что и для аудитора

То же, что и для аудитора

Опыт работы в области менеджмента качества или окружающей среды

Не менее 2 лет из общих 5 лет

2 года работы по второй дисциплине (см. Примечание 3)

То же, что и для аудитора

Обучение аудиту

40 часов обучения аудиту

24 часа обучения аудиту по второй дисциплине (см. примечание 4)

То же, что и для аудитора

Опыт проведения аудитов

4 полных аудита, охватывающих не менее 20 дней стажировки в качестве аудитора под руководством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту (см. примечание 5).

Аудиты должны быть проведены в течение 3-х последних последовательных лет

3 полных аудита, охватывающих не менее 15 дней стажировки в качестве аудитора 2-ой дисциплины под руководством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту второй дисциплины (см. примечание 5).

Аудиты должны быть проведены в течение 2-х последних последовательных лет

3 полных аудита охватывающих не менее 15 дней стажировки в качестве руководителя группы по аудиту под руководством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту (см. примечание 5).

Аудиты должны быть проведены в течение 2-х последних последовательных лет

Примечание 1.Среднее образование представляет собой часть национальной системы образования, котороеследует после начального, но заканчивается до поступления в университет илианалогичное учебное заведение.

Примечание 2.Рабочий стаж может быть сокращен на 1 год в случае, когда лицо получилосоответствующее образование после среднего.

Примечание 3.Опыт работы по второй дисциплине может совпадать с опытом работы по первойдисциплине.

Примечание 4.Обучение по второй дисциплине необходимо для приобретения знанийсоответствующих стандартов, законов, правил, принципов, методов и подходов.

Примечание 5.Полный аудит - это аудит, который включает все шаги, описанные в п. п. от 6.3до 6.6. Поведенные аудиты должны охватывать все требования стандарта на системуменеджмента.

7.5. Поддержание и повышение уровня компетентности

7.5.1 Постоянное профессиональноеразвитие

Постоянное профессиональноеразвитие связано с поддержанием и повышением уровня знаний, навыков и личныхкачеств. Оно может быть реализовано посредством дополнительного практическогоопыта, обучения, стажировок, посещения совещаний, семинаров, конференций илидругой соответствующей деятельности. Аудиторы должны демонстрировать постоянноепрофессиональное развитие.

Осуществляя постоянноепрофессиональное развитие, необходимо принимать во внимание изменения потребностейлиц и организаций, практики проведения аудитов, стандартов и других требований.

7.5.2 Поддержание способностипроводить аудиты

Аудиторы должны поддерживатьи демонстрировать способность проводить аудиты посредством постоянного участияв аудитах систем менеджмента качества и/или окружающей среды.

7.6 Оценивание аудиторов

7.6.1 Общие положения

Оценивание аудиторов ируководителей групп по аудиту должно быть спланировано, внедрено изапротоколировано в соответствии с процедурами программы аудита для обеспеченияобъективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процессоценивания должен определять потребности в обучении и другом развитии навыков.

Оценивание аудиторовпроводится в соответствии со следующими стадиями:

- начальное оценивание лиц,желающих стать аудиторами;

- оценивание аудиторов какчасть процесса выбора членов группы по аудиту, описанного в п. 6.2.4;

- постоянное оценивание аудиторовдля определения потребностей в поддержании и улучшении знаний и навыков.

На рис. 5показана взаимосвязь между этими стадиями оценивания.

Шаги процесса, описанного вп. 7.6.2,могут быть использованы на каждой из этих стадий оценивания.

Рисунок 5. Взаимосвязь междустадиями оценивания

7.6.2Процесс оценивания

Процесс оценивания включаетчетыре основных шага.

Шаг 1. Определение личныхкачеств, знаний и навыков, необходимых для выполнения программы аудита.

При определениисоответствующих знаний и навыков необходимо учитывать следующее:

- размер, вид деятельности исложность организации, которая будет проверяться;

- цели и объем программы аудита;

- требования ксертификации/регистрации и аккредитации;

- роль процесса аудита вуправлении организацией, которая будет проверяться;

- уровень доверия,заложенный в программу аудита;

- сложность системыменеджмента, которая будет проверяться.

Шаг 2. Установление критериевоценивания

Критерии могут быть количественные (такие, как годыработы или обучения, количество проведенных аудитов, часы обучения аудиту) иликачественные (такие, как проявление личных качеств, знаний и навыков в ходеобучения или работы).

Шаг 3. Выборсоответствующего метода оценивания

Оценивание может осуществлять лицо или комиссия сиспользованием одного или нескольких методов из таблицы 2. Используя таблицу 2,необходимо учитывать следующее:

- указанные методы представляют широкий диапазонвариантов и могут не подходить в некоторых ситуациях;

- указанные различные методы могут отличаться по своейнадежности;

- как правило, для получения объективных, последовательных,четких и надежных результатов следует использовать сочетание методов.

Шаг 4. Проведение оценивания

На этом этапе собранная информация, характеризующаяоцениваемого человека, подлежит сопоставлению с критериями, установленными нашаге 2. Когда лицо не соответствует критериям, требуются дополнительноеобучение и опыт работы и/или проведения аудитов и последующая переоценка.

Пример выполнения и документирования шагов оцениваниядля гипотетической программы внутреннего аудита приведен в таблице 3.

Таблица 2. Методы оценки

Метод оценки

Цели

Примеры

Анализ записей

Проверка базовой подготовки аудитора

Анализ записей об образовании, обучении, работе и опыте проведения аудитов

Положительная и отрицательная обратная связь

Обеспечение данными о том, как воспринимается деятельность аудитора

Обследования, вопросники, личные рекомендации, характеристики, жалобы, оценка деятельности, рецензии

Интервью

Оценка личных качеств и навыков общения, проверка данных и тестирование знаний, получение дополнительной информации

Личное и телефонное интервью

Наблюдения

Оценка личных качеств и способности применять знания и навыки

Ролевые игры, аудит при наблюдателе, наблюдение в ходе работы

Тестирование

Оценка личных качеств, знаний, навыков и их применения

Устные и письменные экзамены, психометрические тесты

Анализ после аудита

Получение информации в тех случаях, когда наблюдение может быть невозможным или неприемлемым

Анализ отчетов по аудиту и дискуссий с заказчиком аудита, проверяемым, коллегами и аудитором

Таблица 3. Применениепроцесса оценивания аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита

Области компетентности

Шаг 1.

Личные качества, знания и навыки

Шаг 2.

Критерии оценивания

Шаг 3.

Методы оценивания

Личные качества

Этичность, широта взглядов, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, гибкость, настойчивость, решительность, уверенность в себе.

Удовлетворительная деятельность на рабочем месте

Оценивание деятельности.

Общие знания и навыки

Принципы, процедуры и методы аудита

Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмениваясь информацией с коллегами на рабочем месте.

Завершенный курс обучения внутренних аудиторов.

Проведено 3 аудита в качестве члена группы по внутреннему аудиту.

Анализ записей по обучению.

Наблюдение.

Рецензирование.

Система менеджмента и ссылочные документы

Способность применять соответствующие части Руководства по качеству и соответствующие процедуры.

Чтение и понимание процедур в Руководстве по качеству, относящихся к целям, области применения и критериям аудита.

Анализ записей по обучению.

Тестирование.

Интервью.

Понимание функционирования организации

Способность действовать результативно в рамках организационной культуры, структуры и системы отчетности.

Работа в организации как минимум один год на руководящей должности.

Анализ записей трудовой книжки.

Применяемые законы, нормы и другие требования

Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих законов и нормативов к процессам, продукции и/или выбросам в окружающую среду.

Завершенный учебный курс по законодательству, относящемуся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту.

Анализ записей по обучению.

Знания и навыки, относящиеся к менеджменту качества

Методы и подходы, относящиеся к менеджменту качества

Способность описать внутренние методы управления качеством организации.

Умение определить отличия между требованиями к контролю в процессе производства и к заключительным испытаниям.

Завершенное обучение в области применения методов управления качеством.

Демонстрация на рабочем месте применения процедур контроля в процессе производства и процедур заключительного контроля.

Анализ записей по обучению.

Наблюдения.

Процессы и продукты, включая услуги

Умение идентифицировать продукцию, процессы ее производства, спецификации и ее конечное применение.

Работа по планированию производства в качестве работника, планирующего процессы.

Работа в отделе обслуживания.

Анализ записей трудовой книжки.

Знания и навыки, относящиеся к менеджменту окружающей среды

Методы и подходы, относящиеся к экологическому менеджменту

Способность понимать методы оценки экологической эффективности.

Завершенное обучение в области оценки экологической эффективности.

Анализ записей по обучению.

Экологическая наука и технологии

Способность понимать, как методы управления и предупреждения загрязнений соотносятся с ее существенными экологическими аспектами

Стаж работы шесть месяцев в области предупреждения и управления загрязнением в аналогичной производственной среде.

Анализ записей трудовой книжки.

Технические и экологические аспекты деятельности

Умение определить экологические аспекты организации и их воздействия (например, вещества, их взаимодействие между собой и потенциальное влияние на окружающую среду в случаях утечки или выброса).

Умение оценить применимые к чрезвычайным экологическим ситуациям процедуры по реагированию.

Завершенный внутренний учебный курс по хранению химикатов, их смешиванию, использованию, удалению, воздействию их на окружающую среду.

Завершенное обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и опыт работы в качестве члена группы по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Анализ записей по обучению, содержания курса и результата обучения.

Анализ записей по обучению и трудовой книжки.