Закон 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Сфера

Закон 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

Обозначение: Закон 1531-1
Название рус.: О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
Статус: не действующий
Заменен: Федеральный закон 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»
Дата актуализации текста: 08.10.2010
Дата добавления в базу: 08.10.2010
Дата окончания срока действия: 02.08.1997
Утвержден: Верховный Совет РФ (03.07.1991)

Закон Российской Федерации

"Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"

(в редакции Указа Президента РоссийскойФедерации от 24 декабря 1993 г. № 2288)

СОДЕРЖАНИЕ

Настоящий Закон устанавливаеторганизационно-правовые основы преобразования отношений собственности насредства производства в Российской Федерации путем приватизации государственныхи муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социальноориентированной рыночной экономики.

1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственных имуниципальных предприятий

Приватизация государственных и муниципальных предприятийприобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государстваи местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий,цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых всамостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий,патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий(действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такиерешения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местныхСоветов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ);принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иныхакционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческихбанков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Далее по тексту Закона под приватизациейгосударственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всехперечисленных выше объектов собственности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации оприватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Законодательство Российской Федерации оприватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законовРСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательскойдеятельности", настоящего Закона и других регулирующих приватизациюзаконодательных актов Российской Федерации и республик в составе РоссийскойФедерации.

2. Приватизация долей (паев, акций) государства иместных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ(товариществ), находящихся в общей собственности с другими государствами,иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями,регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами РоссийскойФедерации, республик в составе Российской Федерации, а также соглашениями синостранными государствами.

3. Настоящий Закон не регламентирует восстановленияимущественных прав собственников, их наследников и правопреемников напредприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способомизъяты против их воли в собственность государства.

4. Приобретение государственных и муниципальныхпредприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируетсянастоящим Законом, законодательством Российской Федерации об иностранныхинвестициях, другими законодательными актами Российской Федерации и республик всоставе Российской Федерации.

5. Приватизация земельного и жилищного фондов, атакже социально-культурных учреждений, объектов культурного и природногонаследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации иреспублик в составе Российской Федерации.

Статья 3. Государственная программа приватизации

1. Цели, приоритеты и ограничения при проведенииприватизации в Российской Федерации устанавливаются Государственной программойприватизации.

Абзац второй признан недействующим (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2288).

Программа разрабатывается на три ближайших года исостоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.

2. Программа содержит:

 - переченьобъектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных кприватизации, и обоснование их выбора;

 - требованияк местным программам приватизации;

 - заданияорганам государственной власти и управления по приватизации государственногоимущества;

 -определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членамтрудовых коллективов приватизируемых предприятий;

 - условиякредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использоватьдля приватизации;

 - величинусуммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан РоссийскойФедерации в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;

 - условияиспользования при приватизации иностранных инвестиций;

 - прогнозпоступлений средств от приватизации в данный период и нормативы ихраспределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республикв составе Российской Федерации, местные бюджеты, вне бюджетные фонды и другиецели;

 - порядоквзаиморасчетов фондов имущества разного уровня, между собой и ссоответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;

 - перечень,сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации,целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическомразвитии регионах Российской Федерации, структурной перестройки народногохозяйства, восстановления природной среды или других целей.

3. В программе устанавливается переченьгосударственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащихприватизации. Указанный перечень согласовывается с республиками в составеРоссийской Федерации, краями, областями, автономными областями, автономнымиокругами, городами Москвой и Санкт-Петербургом и ежегодно утверждаетсяВерховным Советом Российской Федерации.

В Программу могут быть включены также перечниобъектов, приватизация которых может быть разрешена по решению ПравительстваРоссийской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации поуправлению государственным имуществом. При приватизации предприятий, включенныхв указанные списки, Правительство Российской Федерации, Государственный комитетРоссийской Федерации по управлению государственным имуществом вправе приниматьрешения о закреплении контрольных пакетов их акций в государственнойсобственности на срок до трех лет.

4. Правительство Российской Федерации дляоперативного регулирования приватизации без утверждения Верховным СоветомРоссийской Федерации вправе изменять нормативы, перечень которыхпредусматривается Государственной программой приватизации.

5. В развитие Государственной программы приватизацииВерховными Советами республик в составе Российской Федерации, местными Советаминародных депутатов принимаются республиканские и местные программы приватизациии нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения.

Введение республиканскими и местными программамидополнительных ограничений на приватизацию государственных и муниципальныхпредприятий допускается только в пределах и порядке, установленныхГосударственной программой приватизации.

Статья 4. Государственный комитет РоссийскойФедерации по управлению государственным имуществом

1. Приватизацию государственного имуществаорганизует Государственный комитет Российской Федерации по управлениюгосударственным имуществом (далее по тексту – Госкомимущество России).

Председатель Госкомимущества России входит в составПравительства Российской Федерации и является заместителем Председателя ПравительстваРоссийской Федерации по должности.

В республиках в составе Российской Федерации ,краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве иСанкт-Петербурге, городах с населением свыше одного миллиона человек

Госкомимущество России создает, совместно ссоответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства иустанавливает их полномочия.

Деятельность Госкомимущества России финансируется засчет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

2. Для проведения единой государственной политикиприватизации Госкомимущество России:

 -разрабатывает и представляет Правительству Российской Федерации проектГосударственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней,а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

 - организуети контролирует реализацию указанной программы;

 - ежегодно,отчитывается о выполнении программы, перед Верховным Советом РоссийскойФедерации;

 - обобщаетпредложения по приватизации, поступившие от местных Советов народных депутатов,трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств иведомств;

 -устанавливает систему премирования работников органов государственногоуправления, и местной администрации по итогам выполнения Государственнойпрограммы приватизации;

 -осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство иконтроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательстваРоссийской Федерации о приватизации и Государственной программы приватизациивозбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений ипривлечении к ответственности виновных должностных лиц;

 - создаеткомиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственнойсобственности Российской Федерации;

 - принимаетрешения о приватизации предприятий, находящихся в собственности РоссийскойФедерации, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовойформы и передает свидетельства о собственности на них (паи, акции) для продажиРоссийскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей15 настоящего Закона. По решению Правительства Российской Федерацииуказанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом России фондамимущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономныхобластей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов(кроме городов районного подчинения);

 -содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

 - издает впределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации,вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения этих нормативныхактов и Государственной программы приватизации.

Госкомимущество России не вправе делегировать своиполномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым набазе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также инымхозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом1 статьи 9 настоящего Закона.

3. Госкомимущество России готовит предложения поразграничению государственной собственности на собственность РоссийскойФедерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей,автономных областей, автономных округов и муниципальную собственность районов,городов и входящих в них административно-территориальных образований.

Решения о разграничении собственности, принимаютВерховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в составеРоссийской Федерации, местные Советы народных депутатов, в порядкепредусмотренном законодательством Российской Федерации и республик в составеРоссийской Федерации.

При отсутствии решения (свидетельства),удостоверяющего право собственности республики в составе Российской Федерации,края, области, автономной области, автономного округа, города, района иливходящих в них административно-территориальных образований на объектыприватизации, они приватизируются Госкомимуществом России как собственностьРоссийской Федерации.

4. Решения Госкомимущества России, принятые впределах его компетенции во исполнение Государственной программы приватизации,являются обязательными для всех органов государственного управления и местнойадминистрации.

Споры, возникающие в связи с указанными решениями,рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленномдействующим законодательством.

Статья 5. Комитеты по управлению имуществомреспублик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей,автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городоврайонного подчинения).

1. Приватизацию имущества, находящегося всобственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей,автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах),городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлениюимуществом, входящие в состав соответствующих органов государственногоуправления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлениюимуществом национально-государственных, национально иадминистративно-территориальных образований).

Комитеты по управлению имуществом создаются во всехуказанных национально-государственных, национально- и административно-территориальныхобразованиях и являются органами государственного управления (местнойадминистрации) с правами юридического лица. Правомочия комитетов по управлениюимуществом не могут быть переданы никаким другим органам государственногоуправления, местной администрации или иным юридическим лицам.

Председатель комитета по должности являетсязаместителем главы правительства республики в составе Российской Федерации,главы администрации края, области, автономной области, автономного округа,городов Москвы, Санкт-Петербурга, района, города.

Положение о комитете по управлению имуществомутверждается соответствующим Советом народных депутатов. Оно не можетпротиворечить типовому Положению о комитете по управлению имуществом,утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Деятельность комитетов финансируется за счетсредств, полученных от приватизации государственных и муниципальныхпредприятий, находящихся в собственности соответствующихнационально-государственных, национально и административно-территориальныхобразований.

2. Для проведения приватизации комитеты поуправлению имуществом национально-государственных, национально - иадминистративно-территориальных образований:

 -разрабатывают с учетом требований Государственной программы приватизации ипредставляют соответствующим Советам народных депутатов проекты республиканскихи местных программ приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ним, атакже проекты нормативных актов по приватизации;

 - организуюти контролируют реализацию Государственной, республиканских и местных программприватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующимиСоветами народных депутатов;

 -устанавливают систему премирования работников, органов государственногоуправления и местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих ввыполнении программ приватизации;

 - создаюткомиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной имуниципальной собственности национально- государственных, национально иадминистративно-территориальных образований;

- принимают решения о приватизации этих предприятий,осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и передаютсвидетельства о собственности на них для продажи соответствующим фондамимущества. По решению соответствующих Советов народных депутатов указанныеобъекты приватизации могут быть переданы Российскому фонду федеральногоимущества;

 -содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

 - направляютсвоих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом России комиссий поприватизации объектов собственности Российской Федерации .

3. Решения указанных комитетов, принятые в пределахих компетенции во исполнение Государственной, республиканских и местныхпрограмм приватизации, являются обязательными для всех органов государственногоуправления и местной администрации.

Споры, возникающие в связи с указанными решениями,рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленномдействующим законодательством.

4. По поручению Госкомимущества России комитетывправе проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственностиРоссийской Федерации.

Статья 6. Российский фонд федерального имущества

1. Продавцами приватизируемых государственныхпредприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, а такжепринадлежащих Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале предприятийпризнаются только Российский фонд федерального имущества и назначенные импредставители.

Абзац второй признан недействующим (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2288).

Деятельность фонда финансируется за счет средств,полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся всобственности Российской Федерации. Фонд создает на местах свои отделения.

2.Российский фонд федерального имущества выполняетследующие функции:

 - временнодо момента продажи, владеет принадлежащими Российской Федерации свидетельствамио собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерныхобществ (товариществ), переданными ему Госкомимуществом России;

 -осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника на общихсобраниях акционеров (пайщиков), несетриск (ответственность) за деятельностьпредприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;

 - продаетуказанные доли (паи, акции) предприятия;

 - выступаетучредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паиакционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачамиускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды,развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении, заисключением созданных в порядке преобразования государственных и муниципальныхпредприятий;

 - получает иперечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии сдоходами, учтенными в республиканском бюджете Российской Федерации, инормативами, установленными Государственной программой приватизации;

 - обмениваетпринадлежащие Российской Федерации акции акционерных обществ на акции инвестиционныхфондов и холдинговых компаний при их учреждении;

 -осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных действующимзаконодательством льгот работникам приватизируемых предприятий.

Российский фонд федерального имущества не вправеделегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям,создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а такжеиным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом1 статьи 9 настоящего Закона.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества,которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общегочисла акций каждого общества; остальные принадлежащие фонду акции, независимоот их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являютсяпривилегированными. При продаже фондом указанных акций они конвертируются вобыкновенные.

Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться вдеятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительнымидокументами предприятия и законодательством Российской Федерации и республик всоставе Российской Федерации.

4. Верховный Совет Российской Федерации ежегоднорассматривает и утверждает отчет о деятельности Российского фонда федеральногоимущества за прошедший год.

Статья 7. Фонды имущества республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономныхокругов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районногоподчинения)

1. Продавцами государственных и муниципальныхпредприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся всобственности республик в составе Российской Федерации , краев, областей,автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах),городов (кроме городов районного подчинения), являются соответствующие фондыимущества (далее по тексту – фонды имущества национально-государственных,национально и административно-территориальных образований) и назначенные имипредставители.

Абзац второй признан недействующим (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2288).

Деятельность фондов имущества финансируется за счетсредств, полученных в виде отчислений от сумм совершенных ими сделок поприватизации государственных и муниципальных предприятий по нормативам,устанавливаемым Государственной программой приватизации.

2. Фонды имущества выполняют следующие функции:

 - временновладеют принадлежащими республикам в составе Российской Федерации, краям,областям, автономным областям, автономным округам, районам и городамсвидетельствами о собственности на государственные (муниципальные) предприятия,на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданнымиим для продажи соответствующими комитетами по управлению имуществом;

 - осуществляютполномочия соответствующих собственников на собраниях акционеров (пайщиков),несут риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейсяво владении фондов доли в капитале предприятий;

 - продаютуказанные доли (паи, акции);

 - выступаютучредителями акционерных обществ и товариществ, покупают паи и акцииакционерных обществ и товариществ, развитие которых диктуется интересамиместного населения, за исключением созданных в порядке преобразованиягосударственных и муниципальных предприятий;

 - получают иперечисляют дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии сдоходами, учтенными в соответствующих бюджетах, и нормативами, установленнымиГосударственной, республиканскими и местными программами приватизации;

 - обмениваютнаходящиеся в собственности соответствующих национально-государственных,национально- и административно-территориальных образований акции акционерныхобществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при ихучреждении;

 -осуществляют контроль за предоставлением предусмотренных действующимзаконодательством льгот работникам приватизируемых предприятий.

Фонды не вправе делегировать свои полномочияминистерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базегосударственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующимсубъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом1 статьи 9 настоящего Закона.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которымивладеет тот или иной фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов отобщего числа акций каждого общества; остальные акции, принадлежащие фонду,независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Законуявляются привилегированными. При продаже фондом указанных акций ониконвертируются в обыкновенные.

Фонды не имеют права вмешиваться в деятельностьпредприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документамипредприятия и законодательством Российской Федерации и республик в составеРоссийской Федерации.

4. Верховные Советы республик в составе РоссийскойФедерации, местные Советы народных депутатов ежегодно рассматривают иутверждают отчеты о деятельности соответствующих фондов имущества за прошедшийгод.

Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговыекомпании

1. Для создания первичного рынка ценных бумаг иснижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение обинвестиционных фондах утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Инвестиционный фонд в праве владеть не более чем10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в егоценные бумаги не более 5 процентов своих активов.

3. Инвестиционный фонд обязан публиковать своиквартальные, полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Министерствомфинансов Российской Федерации. Деятельность фонда ежегодно подвергаетсяобязательной аудиторской проверке.

4. На основе предприятий, входящих в объединение(ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственногоуправления и местной администрации, с согласия Государственного комитетаРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур для содействия кооперации предприятий- смежников могутбыть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговыхкомпаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции(работ), оказания услуг.

Положение о порядке образования холдинговых компанийна основе объединений, ассоциаций, концернов, министерств и ведомствутверждается Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 9. Покупатели

1. При приватизациигосударственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями иучаствовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятийюридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советовнародных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных ииных общественных фондов превышает 25 процентов.

2. Обязанность, доказывания своего права на приобретениеприватизируемых предприятий, лежит на покупателях. Для участия в аукционе,конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели -юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию осоставе участников акционерного общества (товарищества) и распределенииуставного капитала. Если в последствии будет установлено, что на момент продажиприватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законныхправ на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

3. Члены трудового коллектива государственного илимуниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этойцелью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работникиприватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию или выработавшие наприватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семилет и шести месяцев для женщин и уволенные по собственному желанию, сокращениюштатов или численности, а также лица, имеющие право в соответствии сзаконодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии,пользуются льготами, определенными настоящим Законом.

Статья 10. Представители и посредники

При приватизации продавцы и покупатели могутдействовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействиипосредников в соответствии с законодательством Российской Федерации и республикв составе Российской Федерации.

Статья 11. Источники средств, для приобретениягосударственных и  муниципальныхпредприятий

1. Для приобретения государственных и муниципальныхпредприятий, используются личные сбережения граждан, именные приватизационныевклады, личные лицевые приватизационные счета, собственные средства юридическихлиц, определенных в п.1 статьи 9 настоящего Закона, а также заемные средства.

Абзац второй признан недействующим (Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2288).

Средства из фондов экономического стимулированияприватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами впорядке и размерах, установленных Государственной программой приватизации.

2. При приобретении приватизируемых государственныхи муниципальных предприятий используются законные платежные средства РоссийскойФедерации, включая именные приватизационные вклады граждан.

3. При приобретении приватизируемых предприятий илидолей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) гражданеобязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает500 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда.

Статья 12. Использование средств, полученных отприватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Средства, полученные отприватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются понормативам, установленным Государственной, республиканскими и местнымипрограммами приватизации.

Указанныесредства не подлежат обложению всеми видами налогов.

2. Направления расходования средств, полученных отприватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах,установленных п.1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом Российской Федерации,Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и местнымиСоветами народных депутатов.

2. ПОРЯДОК ИСПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 13. Инициатива в проведении приватизациигосударственных и муниципальных предприятий

1. Инициатива в проведении приватизациигосударственных и муниципальных предприятий, может исходить от ГоскомимуществаРоссии, его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществомнационально-государственных, национально - и административно-территориальныхобразований, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха,производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 9 настоящего Закона, атакже от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов,органов власти и управления.

Заявка на приватизацию предприятия подается втерриториальное агентство Госкомимущества России или в комитет по управлениюимуществом национально-государственного, национально- илиадминистративно-территориального образования. Форму заявки и размер госпошлины,уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Правительство Российской Федерации.

2. Заявка трудового коллектива принимается крассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллективапредприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудовогоколлектива учредить согласно статьям15, 32 и 33 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательскойдеятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе приватизациипредприятия.

Статья 14. Порядок рассмотрениязаявок на приватизацию

1. Заявки на приватизацию государственных имуниципальных предприятий регистрируются Госкомимуществом России или еготерриториальным агентством, комитетом по управлению имуществомнационально-государственного, национально или административно-территориальногообразования в день их подачи в соответствующий комитет. Решение о приватизации илиоб отказе в приватизации предприятия должно быть принято соответствующимкомитетом в месячный срок с момента регистрации заявки. Решение по даннойзаявке - о приватизации или об отказе в приватизации - в письменной форме,доводится до сведения граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавшихзарегистрированную заявку, в трехдневный срок с момента его принятия.

2. Отказ в приватизации государственного илимуниципального предприятия возможен только в следующих случаях:

 - лицо,подавшее заявку, не может быть призвано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

 - имеетсязаконодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;

 -предприятия включено в установленный Государственной, республиканской илиместной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), неподлежащих приватизации;

 - указанноев заявке предприятие было приватизировано ранее.

3. В случае принятия решения о приватизациисоздается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срокподготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать трех месяцев со дняподачи заявки.

Срок разработки плана приватизации может бытьпродлен по решению Госкомимущества России, но не более чем до шести месяцев.

Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проектыпланов приватизации, представленные заявителями.

4. В состав комиссии по приватизации предприятиявходят представители Госкомимущества России, его территориального агентства илисоответствующего комитета по управлению имуществомнационально-государственного, национально или административно-территориальногообразования, работники финансовых органов.

Совет народных депутатов по месту нахожденияпредприятия, администрация и трудовой коллектив предприятия, Государственныйкомитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур вправе направлять своих представителей в составкомиссии. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированныеаудиторские, консультационные и иные организации.

5. Комиссия по приватизации рассматривает планприватизации предприятия и направляет его на согласование местному Советународных депутатов или уполномоченному им представителю, а также трудовомуколлективу предприятия. Если Совет народных депутатов и трудовой коллективпредприятия в недельный срок с момента получения плана приватизации не принялисоответствующего решения, план считается согласованным. Срок согласования планаприватизации Советом народных депутатов и трудовым коллективом может бытьпродлен по их просьбе, но не более чем до двух недель. План приватизацииутверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.

Приватизация объектов и предприятий, включенных вГосударственный реестр объединений и предприятий-монополистов, осуществляетсяпо согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

6. План приватизации предприятия, определяет способыи сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капиталаакционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов).

В состав плана приватизации предприятия может такжевходить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности,выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением ихуставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

При приватизации не допускаются слияние,присоединение предприятий, а также лишение предприятия статуса юридическоголица (за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей егоактивов).

7. В случае отклонения трудовым коллективом планаприватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана.

При повторном отклонении плана приватизации трудовымколлективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядкеосуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатовили уполномоченный им орган.

8. В случае отклонения местным Советом народныхдепутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственностиРоссийской Федерации, комиссия обязана предложить другой вариант плана. Приповторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимаетГоскомимущество России.

9. В случае принятия плана приватизации предприятиевключается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов,акционирования.

10. По требованию Российского фонда федеральногоимущества, его отделений, фондов имущества национально-государственных,национально - и административно-территориальных образований комиссия обязанапредоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемомупредприятию.

Статья 15. Способыприватизации государственных и муниципальных предприятий

1. Приватизация государственных и муниципальныхпредприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе,посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупаимущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.

Приватизация предприятий в форме продажи долей в ихкапитале (акций) осуществляется после преобразования государственных имуниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразованияопределяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.

2. Приватизация имущества государственного илимуниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правомвыкупа, заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации " Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации",осуществляется следующими способами:

 - всоответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условиявнесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовомуколлективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудовогоколлектива государственного и муниципального предприятия;

 - путемпреобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа справом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащихгосударству, местным Советам народных депутатов, если такое решение принятообщим собранием (конференцией) арендаторов,

Арендаторам предприятий торговли, общественногопитания, бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованногоимущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними довступления в силу Закона Российской Федерации "Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации",такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллективаарендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурныхподразделений.

Порядок предоставления права на выкуп ипреобразования арендного предприятия в акционерное общество определяетсяположением о порядке приватизации имущества государственных и муниципальныхпредприятий, сданного в аренду, утверждаемым Госкомимуществом России.

В остальных случаях арендатор имуществагосударственного или муниципального предприятия, признаваемый покупателем всоответствии со статьей 9настоящего Закона может получить право на приобретение арендованного имуществатолько в порядке, установленном статьями20, 21,24настоящего Закона.

3. При выборе рекомендуемого способа приватизациикомиссия по приватизации учитывает:

 - мнениетрудового коллектива предприятия;

 -предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлениюимуществом вместе с заявкой на приватизацию;

 - отраслевыеособенности объекта приватизации;

 - оценку егоуставного капитала;

 -социально-экономическое значение предприятия для территории;

 - мнениепредставителя фонда имущества.

4. Решение о выборе способа приватизации предприятияи формы платежа принимают Госкомимущество России, его территориальные агентстваили соответствующий комитет по управлению имуществомнационально-государственного, национально или административно-территориальногообразования в порядке, предусмотренном статьей 14настоящего Закона.

5. После завершения работы комиссии по приватизацииГоскомимущество России, его территориальное агентство или соответствующийкомитет по управлению имуществом национально государственного, национально илиадминистративно-территориального образования осуществляет реорганизацию илиликвидацию государственного (муниципального) предприятия, учреждает акционерноеобщество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемоепредприятие, либо активы ликвидированного предприятия для продажи Российскомуфонду федерального имущества или соответствующему фонду имущества республики всоставе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономногоокруга, района, города.

6. Российский фонд федерального имущества, фондыимущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, районов(кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)ежегодно в месячный срок после утверждения Государственной программыприватизации заключают с Госкомимуществом России и соответствующими комитетамипо управлению имуществом соглашения, определяющие порядок передачиприватизируемых предприятий, долей (паев, акций) в их капитале, активовликвидируемых и ликвидированных предприятий, оформления необходимой для этогодокументации, порядок и нормативные сроки продажи объектов приватизации (в томчисле по группам), порядок взаиморасчетов и устанавливающие взаимнуюответственность сторон.

Указанными соглашениями могут определяться такжеправомочия комитетов как представителей фондов имущества.

7. Акционерные общества закрытого типа (товариществас ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых находится вгосударственной и (или) муниципальной собственности, подлежат преобразованию вакционерные общества открытого типа.

Порядок и сроки преобразования определяютсяГосударственной программой приватизации.

Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации

1. Подготовка предприятия к приватизации состоит винвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственныхфондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение егоподразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставныхкапиталов).

2. В ходе подготовки к приватизации предприятияопределяются состав и направления использования объектов социальнойинфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.

Если указанные объекты включаются в составимущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любойвариант их использования, не противоречащий требованиям законодательстваРоссийской Федерации, условиям договора между продавцом и покупателем иколлективного договора.

Статья 17. Определение начальной ценыприватизируемого предприятия

Определение начальной цены для продажи предприятияпо конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерногообщества, может производиться только в соответствии с методическими указаниямипо оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми ГоскомимуществомРоссии.

Статья 18. Информация о приватизируемыхгосударственных и муниципальных предприятиях

1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсуили на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акцийакционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликованав специальных бюллетенях фондов имущества (для предприятий с уставнымкапиталом, превышающим 50 млн. рублей, - в бюллетене Российского фондафедерального имущества) не позднее, чем за месяц до даты проведения конкурса,аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектовмуниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществомможет устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.

2. Обязательному опубликованию подлежат следующиесведения о приватизируемом предприятии:

 - площадьземельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия ихаренды или продажи;

 - наличиепринадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;

 -нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);

 -обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

 - балансыпредприятия за последний год;

 -укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

 - среднесписочнаячисленность работников.

По представлению Государственного комитетаРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур и его территориальных органов публикуются сведения одоле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующемтоварном рынке.

Форму предоставления сведений и переченьдополнительных данных определяет Госкомимущество России.

3. Приватизация проводится под общественнымконтролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественныхорганизаций (объединений) и народных депутатов.

Статья 19. Формы платежа

1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий илидолей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) можетпроизводиться единовременно или в рассрочку.

2. Выкуп имущества государственного илимуниципального предприятия в соответствии с условиями договора арендыпризнается оплатой в рассрочку.

Арендная плата за пользование имуществомгосударственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качествеплаты за приобретение имущества в собственность.

3. Форма платежа устанавливается в договоре междупродавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятияпо конкурсу.

Статья 20. Приобретение государственныхи муниципальных предприятий по конкурсу

1. По конкурсу продаются государственные имуниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том численаходящихся в стадии ликвидации) предприятий в случаях, когда от покупателейтребуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующимкомитетом по управлению имуществом.

2. Общий порядок проведения конкурса регулируетсяположением, которое утверждается Правительством Российской Федерации.

В указанном положении определяются условия участияпокупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедурыутверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.

Условия конкурса должны быть опубликованы непозднее, чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

При приватизации объектов муниципальнойсобственности соответствующим комитетом по управлению имуществом можетустанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.

3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляетконкурсная комиссия, формируемая Российским фондом федерального имущества, егоотделениями на местах или фондами имущества национально-государственных,национально- и административно-территориальных образований при участии трудовыхколлективов, местных Советов народных депутатов и Государственного комитетаРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур, а также привлекаемых ими экспертов.

4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок исроки проведения конкурса.

5. Цена покупки предприятия определяется в ходеконкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже, чемна 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано затакую цену, оно снимается с конкурса. Комиссия по приватизации обязана вмесячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.

6. Преимущественным правом на приобретение всобственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремеселнародностей Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители.

Приватизация таких предприятий производится по ихостаточной стоимости.

Статья 21. Приобретениегосударственных и муниципальных предприятий на аукционе

1. С аукциона продаются государственные имуниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когдав дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий.

При этом право собственности предоставляетсяпокупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

2. Порядок проведения аукциона, условия участия внем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления правсобственности регулируются Положением, которое утверждается ПравительствомРоссийской Федерации.

3. Аукционы проводят Российский фонд федеральногоимущества, его отделения на местах, фонды имущества национально-государственных,национально и административно-территориальных образований или назначаемые имипредставители.

4. Цена покупки предприятия на аукционе определяетсяв ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальнойцены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается саукциона. В этом случае комиссия по приватизации обязана в месячный срокпересмотреть план приватизации предприятия и (или) его начальную цену.

Статья 22. Приобретениепокупателями акций открытых акционерных обществ

1. Учредителем открытого акционерного общества,создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия,является Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет поуправлению имуществом национально-государственного, национально - илиадминистративно-территориального образования. Учредитель в соответствии состатьей 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательскойдеятельности" представляет для регистрации в Совет народных депутатов поместу расположения предприятия решение о создании акционерного общества,заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственнойпошлины.

2. После регистрации акционерного общества комитетпо управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций всоответствующий фонд имущества.

3. Фонд продает акции членам трудового коллективаприватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Частьакций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия,образованный в соответствии со статьей25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов.Реализация акций, осуществляется в соответствии с положением о продаже акций впроцессе приватизации, утверждаемым Госкомимуществом России.

4. Нереализованные акции остаются в распоряженииРоссийского фонда федерального имущества или фондов имуществанационально-государственных, национально- и административно-территориальныхобразований.

Статья 23. Льготы работникамприватизируемых предприятий по приобретению их акций

1. Работники государственных или муниципальныхпредприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрестиакции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций,предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, неможет превышать суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации.Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общихоснованиях.

Рассрочка при оплате акций, приобретаемых нальготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года смомента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначальноговзноса не может быть меньше 15 процентов номинальной стоимости акций.

2. Льготы по приобретению акций акционерногообщества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия,вышедших на пенсию или выработавших на приватизируемом предприятии трудовойстаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин иуволенных по собственному желанию, сокращению штатов или численности, а такжелиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее местоработы на данном предприятии.

3. Государственной программой приватизации могутбыть установлены дополнительные льготы работникам отдельных предприятий илигрупп предприятий (отраслей).

Статья 24. Приобретениегосударственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (нааукционе)

1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретениюгосударственного или муниципального предприятия в качестве покупателя членытрудового коллектива в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях ипредпринимательской деятельности" могут учредить товарищество (акционерноеобщество) либо заключить договор о совместной деятельности.

2. Если товарищество (акционерное общество илиучастники соответствующего договора о совместной деятельности), принимающееучастие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного составаработников, приватизируемого предприятия или его подразделения, то при покупкепредприятия (подразделения), оно имеет право на рассрочку платежа, а также наиспользование части остатков средств фондов экономического стимулирования,пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерноеобщество), заключивших договор.

3. Указанное товарищество (акционерное общество,участники договора о совместной деятельности) при приобретении государственногоили муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка неможет превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше25 процентов цены, за которую приобретено предприятие.

4. В случае, если указанное товарищество(акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсныеусловия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество(акционерное общество).

Статья 25. Приобретение акций(паев) из фондов акционирования работников предприятий

1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеютправо приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий(ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия всоответствии с планом приватизации.

2. ФАРП формируется за счет вклада Российского фондафедерального имущества или вкладов фондов имуществанационально-государственных, национально или административно-территориальныхобразований.

Решение о формировании ФАРП принимается на основесоглашения с покупателем.

Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов отуставного капитала предприятия.

При распродаже имущества и нематериальных активовликвидированных предприятий ФАРП не образуется.

3. Не выкупленными акциями ФАРП и выручкой отпродажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный импредставитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно наприобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции(пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.

Статья 26. Социальные гарантии работникамприватизируемых  государственных имуниципальных предприятий

1. Предприятия, приобретенные покупателями поконкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечаютпо обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшимдо приватизации коллективным договором.

2. Не позднее шести месяцев с момента оформленияпокупателем прав собственности на приватизированное государственное илимуниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество(товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор струдовым коллективом, если последним будет принято такое решение.

3. Приобретение активов ликвидированного предприятияне влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранеесуществовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.

4. Высвобождение работников приватизированныхпредприятий и их трудоустройство регулируются законодательством РоссийскойФедерации и республик в составе Российской Федерации о труде и занятости.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Оформление сделок приватизации

1. Независимо от способа приватизации междупродавцом и покупателем государственного или муниципального предприятиязаключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации иреспублик в составе Российской Федерации.

2. В договоре указываются:

сведения о продавце, покупателе и посреднике,наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активовпредприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) илиусловия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая втовариществе),порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимныеобязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, накоторых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия,устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.

3. Право собственности на предприятие, переходит отпродавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.

Зарегистрированный договор купли-продажи являетсядокументом, удостоверяющим право собственности покупателя. Неисполнениепредусмотренных законодательством действий по регистрации договоровкупли-продажи обжалуется в суд или арбитражный суд. Государственная пошлина повсем сделкам и актам приватизации не взимается.

4. Изменение организационно-правовой формыпредприятия регистрируется в соответствии с Законом РСФСР "О предприятияхи предпринимательской деятельности".

Статья 28. Обязанности продавца и покупателя

1. Продавец государственного или муниципальногопредприятия обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявитьпокупателю по его требованию активы предприятия и документы о егофинансово-хозяйственном состоянии, оформить сделку, передать предприятие(имущество, пай, акции) покупателю, а также выполнить иные обязательства всоответствии с договором между продавцом и покупателем.

2. Покупатель государственного или муниципальногопредприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей всоответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации.

3. Правомочия продавца и покупателя, указанные внастоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора междуними.

4. Споры о признании сделок приватизациинедействительными рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации.

Статья 29. Государственные гарантииправ участников приватизации

При приватизации государство гарантирует соблюдениеправ продавцов, покупателей, их представителей и посредников. Если приватизацияосуществлялась с нарушением законодательства Российской Федерации,Госкомимущество России, комитеты по управлению имуществомнационально-государственных, национально- и административно-территориальныхобразований, органы прокуратуры Российской Федерации, продавцы, покупатели, ихпредставители и посредники вправе в судебном порядке предъявлять иски(возбуждать дела) о расторжении сделок, устранении нарушений и привлечении кответственности виновных лиц.

Советы народных депутатов осуществляют контроль запроцессом приватизации с точки зрения соответствия действующемузаконодательству.

Статья 30. Недействительность сделок приватизации

1. Сделки по приобретению приватизируемыхгосударственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если:

 -приватизация предприятия не была разрешена Госкомимуществом России, еготерриториальным агентством или соответствующим комитетом по управлениюимуществом национально-государственного, национально илиадминистративно-территориального образования;

 - были грубонарушены правила конкурса или аукциона;

 - покупательотказался от внесения платежа закупленное предприятие или долю (пай, акции) вкапитале акционерного общества (товарищества);

 -предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества(товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;

 - припокупке были использованы незаконные средства платежа;

 - имел местодоговор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества илиснижении цены предприятия (пая, акций);

 - покупателюбыли предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;

 - нарушеныусловия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;

 - былинарушены требования антимонопольного законодательства Российской Федерации;

 - по другимоснованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Сделки приватизации, заключенные с нарушениемнастоящего Закона, признаются недействительными в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.

3. Споры о признании недействительными сделокприватизации, рассматриваются в суде или арбитражном суде по иску продавца,покупателя, посредника, прокурора, народного депутата Российской Федерации,Совета народных депутатов, Госкомимущества России, его территориальногоагентства, комитета по управлению имуществом национально-государственного,национально - или административно-территориального образования, иногоправомочного государственного органа в порядке и сроки, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации и республик в составе РоссийскойФедерации.

Статья 31. Ответственность занарушение настоящего Закона

1. Следующие нарушениянастоящего Закона должностными лицами органов государственного управления,местной администрации, фондов имущества, предприятий, организаций и учрежденийвлекут за собой административную ответственность:

 - отказ в регистрации заявки на приватизацию- штраф в размере от 5 до 10 установленных законодательством минимальныхразмеров месячной оплаты труда;

 - нарушение сроков принятия решения оприватизации - штраф в размере от 5 до 10 установленных законодательствомминимальных размеров месячной оплаты труда;

 - не опубликование объявления о приватизации,сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей илипосредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составеимущества либо о цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о фактепродажи предприятия, итогах конкурса или аукциона - штраф в размере от 10 до30установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда.Опубликование сведений, перечисленных в настоящей части статьи, осуществляетсяза счет виновного;

 - необоснованный отказ от продажи предприятия(акций) - штраф в размере от 2 до 10 процентов от начальной ценыприватизируемого предприятия (акций);

 - необоснованный отказ от заключенияколлективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятияили невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемыхпредприятий - штраф в размере от 10до100установленных законодательствомминимальных размеров месячной оплаты труда;

 - разглашение сведений о конкурсантах илиучастниках аукциона до начала конкурса или аукциона - штраф в размере от 2 до20 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда;

 - отказ от оплаты предприятия (акций),купленного по конкурсу или на аукционе, - штраф в размере от 5 до 20 процентовот продажной цены приватизируемого предприятия (акций).

2. Порядок и сроки рассмотрения дел оправонарушениях, перечисленных в настоящей статье, регламентируются КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

3. Дела о правонарушениях, указанных в п.1 настоящей статьи и иных правонарушениях при приватизации, рассматриваютсясудьей единолично по заявлениям (жалобам) комитетов по управлению имуществом,продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов Российской Федерации,Советов народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти иуправления местной администрации, общественных организаций (объединений) либопо инициативе прокурора.

4. Комитеты по управлению имуществом, фондыимущества всех уровней в праве по вопросам, отнесенным к их компетенциизаконодательством Российской Федерации и республик в составе РоссийскойФедерации, решениями соответствующих Советов народных депутатов:

 - выступатьв суде и арбитражном суде от имени Российской Федерации, республик в составеРоссийской Федерации, соответствующих национально- иадминистративно-территориальных образований;

 - направлятьв органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовныхдел.

Указанные в настоящем пункте комитеты по управлениюимуществом и фонды имущества освобождаются от уплаты государственной пошлиныпри обращении в судебные органы.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации                                          Б.Н.Ельцин

Москва, Дом Советов Российской Федерации.

3 июля 1991 года № 1531-1

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР

"ОПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙВ РСФСР"

В связи с принятием Закона РСФСР "Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Ввести в действие Закон РСФСР "Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" содня его опубликования.

2. Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросамэкономической реформы и собственности до 15 августа 1991 года, разработать ипредставить на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР типовое положениео фондах имущества республик, в составе РСФСР, краев, областей, автономныхобластей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов(кроме городов районного подчинения).

3. Совету Министров РСФСР:

 -привести до1 августа 1991 года нормативные акты Правительства РСФСР в соответствие сЗаконом РСФСР "Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";

 - обеспечитьдо 15 августа 1991 года пересмотр и отмену министерствами, государственнымикомитетами и ведомствами РСФСР их нормативных актов Правительства, министерств,государственных комитетов и ведомств Союза СССР, противоречащих Закону РСФСР"Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";

 -разработать и представить до 1 сентября 1991 года Верховному Совету РСФСРГосударственную программу приватизации, положение о создании холдинговыхкомпаний на основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн)или находящихся в ведении органов государственного управления и местнойадминистрации;

 -разработать и утвердить до 1 августа 1991 года положения об организацииконкурсов и аукционов, о преобразовании государственных и муниципальныхпредприятий в акционерные общества и товарищества, о порядке использования приприватизации остатков средств в фондах экономического стимулированиягосударственных и муниципальных предприятий, о премировании работников органовгосударственного управления и местной администрации по итогам выполненияГосударственной программы приватизации, об инвестиционных фондах, типовоеположение о комитетах по управлению имуществом республик в составе РСФСР,краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районовв городах) и городов (кроме городов районного подчинения).

4. Государственному комитету РСФСР по управлениюгосударственным имуществом, комитетам по управлению имуществом республик всоставе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов,районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районногоподчинения), соответствующим комиссиям Советов народных депутатов до 1 октября1991 года осуществить проверку:

 - договороваренды, предусматривающих выкуп имущества государственных и муниципальныхпредприятий, заключенных в нарушение Постановления Верховного Совета РСФСР от25 апреля 1991 года № 1104-1 без проведения аукциона с предварительнымоповещением населения;

 - законностипередачи имущества государственных и муниципальных предприятий на баланскооперативов, акционерных обществ и товариществ с участием граждан;

 - возможногосговора между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества илиснижении цены предприятия (пая, акций);

 - иныхправонарушений при сделках приватизации, - и принять меры по расторжениюсделок, заключенных в нарушение действующего законодательства РСФСР, ипривлечению к ответственности виновных должностных лиц.

5. Органам Прокуратуры РСФСР усилить надзор зазаконностью сделок приватизации.

6. На V сессии Верховного Совета РСФСР, провестислушания о практике применения настоящего Закона.

7. Российскому фонду федерального имущества и фондамимущества республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей иавтономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городоврайонного подчинения) до 1 сентября 1991 года учредить специальные бюллетенидля публикации информации о приватизируемых государственных и муниципальныхпредприятиях и о заключении сделок приватизации.

8. Верховным Советомреспублик в составе РСФСР, областным, краевым, автономных областей и автономныхобластей и автономных округов Советам народных депутатов обеспечитьопубликование названного Закона и настоящего Постановления в учрежденныхСоветами народных депутатов средствах массовой информации.

Председатель

Верховного Совета РСФСР                                                                  Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР.

3 июля 1991 года

№ 1532-1