Настоящий Закон определяет комплекс мероприятий, направленных на реализацию в городе Москве положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обеспечивающих безопасность и комфортные условия проживания жителей города Москвы в многоквартирных домах независимо от срока их эксплуатации, а также улучшение технического состояния жилищного фонда города Москвы.
Обозначение: | Закон 52 |
Название рус.: | О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 01.01.2009 |
Дата добавления в базу: | 29.04.2009 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (19.12.2007) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 4 2008<br>газета "Тверская, 13" № 8-9 2008 |
Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 52
О Городской целевой программе покапитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы
Настоящий Законопределяет комплекс мероприятий, направленных на реализацию в городе Москвеположений Жилищногокодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 4 июля 1991года N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",обеспечивающих безопасность и комфортные условия проживания жителей городаМосквы в многоквартирных домах независимо от срока их эксплуатации, а такжеулучшение технического состояния жилищного фонда города Москвы.
Утвердить Городскуюцелевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014годы согласно приложениюк настоящему Закону.
Настоящий Законвступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва,
Московская городскаяДума
19 декабря 2007 года
N 52
Наименование программы | Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы (далее - Программа). | |||||||
Основания разработки Программы | 1. Жилищный кодекс Российской Федерации. | |||||||
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года. | ||||||||
3. Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". | ||||||||
4. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". | ||||||||
5. Пункт 17 постановления Правительства Москвы от 30 января 2007 года N 60-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2006 год и Программе Правительства Москвы на 2007 год". | ||||||||
6. Пункт 2.7 постановления Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 года". | ||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. | |||||||
Персональный руководитель Программы - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюков. | ||||||||
Государственные заказчики Программы | 1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - государственный заказчик по: | |||||||
| 1) комплексному капитальному ремонту и модернизации многоквартирных домов без отселения граждан; | |||||||
| 2) выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК) или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ); | |||||||
| 3) диагностике, замене внутридомового газового оборудования, выносу газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкции внутридомовых систем газоснабжения, замене газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей; | |||||||
| 4) модернизации, замене и диагностике лифтового оборудования в многоквартирных домах; | |||||||
| 5) разработке типовых проектных решений на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту без отселения граждан и выборочному капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования многоквартирных домов типовых серий и их модификаций, разработке проектно-сметной документации (далее - ЛСД) по многоквартирным домам индивидуальных проектов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ. | |||||||
| 2. Префектуры административных округов города Москвы -государственные заказчики по: | |||||||
| 1) выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, за исключением домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ; | |||||||
| 2) разработке ПСД по многоквартирным домам индивидуальных проектов, за исключением домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ. | |||||||
Основные разработчики Программы | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. | |||||||
Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Мосжилинспекция). | ||||||||
Цели Программы | 1. Создание комфортных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах, а также повышение их энергоэффективности путем организации и проведения в них капитального ремонта. | |||||||
| 2. Выполнение обязательств города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов, что будет способствовать развитию института собственников жилья. | |||||||
Задачи Программы | 1. Определение реального технического состояния многоквартирных домов на основании технического заключения о состоянии конструкций дома (далее - ТЗК). | |||||||
| 2. Опережающее планирование мероприятий Программы в соответствии с краткосрочными планами, включающее разработку ПСД. | |||||||
| 3. Проведение комплексного и выборочного капитального ремонта в объемах, обеспечивающих приведение многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние. | |||||||
| 4. Формирование Программы с учетом градостроительных планов развития территорий районов города Москвы. | |||||||
| 5. Обеспечение согласованности мероприятий Программы в рамках минимальной территориальной единицы - квартала (микрорайона) между собой, а также с: | |||||||
| 1) мероприятиями по комплексному приведению в порядок дворов и подъездов; | |||||||
| 2) мероприятиями по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета; | |||||||
| 3) градостроительной документацией, разработанной в рамках комплексной реконструкции территории сложившейся застройки; | |||||||
| 4) мероприятиями Программы поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задания на 2010 год. | |||||||
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап с 2008 по 2014 год в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы краткосрочными планами. | |||||||
Ожидаемые результаты и целевые индикаторы реализации Программы | 1. Ожидаемые результаты: | |||||||
1) приведение в технически исправное состояние многоквартирных домов, включенных в Программу, посредством: | ||||||||
а) выборочного капитального ремонта 12333 строений общей площадью 105,27 млн. кв. метров; | ||||||||
б) комплексного капитального ремонта 1454 строений общей площадью 12,24 млн. кв. метров; | ||||||||
2) в процессе реализации Программы проведен капитальный ремонт 13787 строений общей площадью 117,51 млн. кв. метров; | ||||||||
3) удовлетворенность не менее 60 процентов населения условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке. | ||||||||
2. Целевые индикаторы Программы: | ||||||||
1) количество многоквартирных домов, в которых выполнены обязательства города Москвы по капитальному ремонту; | ||||||||
2) отношение количества многоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта и удовлетворяют современным нормам безопасности и энергоэффективности, к общему количеству многоквартирных домов в городе Москве; | ||||||||
3) отношение количества зарегистрированных в установленном порядке ТСЖ к общему количеству многоквартирных домов в городе Москве, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта; | ||||||||
4) рост удовлетворенности населения в городе Москве условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке; | ||||||||
5) объемы средств бюджета города Москвы, направляемые на капитальный ремонт многоквартирных домов. | ||||||||
Управление Программой | 1. Персональный руководитель Программы. | |||||||
2. Координационный совет при Правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений. | ||||||||
3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. | ||||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется в пределах лимитов, выделяемых из бюджета города Москвы на соответствующий финансовый год по статье расходов "Капитальный ремонт жилищного фонда". | |||||||
|
| |||||||
| Структура финансирования | годы | ||||||
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
| Бюджет города Москвы (млрд. рублей) | 40,000 | 48,451 | 62,748 | 70,380 | 79,450 | 89,318 | 99,555 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Помимо средств бюджета города Москвы для реализации Программы планируется привлечь средства федерального бюджета для совместного финансирования мероприятий Программы. | |||||||
Система экспертизы | 1. Государственная экспертиза. | |||||||
2. Мосжилинспекция. | ||||||||
3. Экспертиза государственного заказчика-координатора в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. | ||||||||
Система контроля | 1. Правительство Москвы. | |||||||
2. Московская городская Дума. | ||||||||
3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. | ||||||||
4. Мосжилинспекция. | ||||||||
5. Департамент экономической политики и развития города Москвы. | ||||||||
6. Контрольно-счетная палата Москвы. | ||||||||
7. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы. | ||||||||
8. Координационный совет при Правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений. |
Многоквартирный дом -сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов,инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживанияи эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.
В предыдущие периодыхозяйствования работы по эксплуатации и ремонту многоквартирных домовфинансировались за счет средств государственного бюджета Союза Советских СоциалистическихРеспублик, а затем Российской Федерации, но из-за недостаточного финансированияуказанные работы не выполнялись в полном объеме. В связи с невыполненнымкапитальным ремонтом (далее - недоремонт) значительное количествомногоквартирных домов и отдельных конструктивных элементов пришло внеудовлетворительное состояние.
В соответствии сЗаконом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее -Закон о приватизации) помещения в многоквартирных домах стали предметомсобственности физических и юридических лиц. При этом на основании статьи 16Закона о приватизации бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства покапитальному ремонту перед собственниками помещений в многоквартирных домах(далее - собственники).
Фактически в ходеприватизации жилых и нежилых помещений новыми собственниками не фиксировалосьсостояние общего имущества многоквартирного дома, то есть обязательства бывшихнаймодателей по капитальному ремонту не определялись.
На момент реализацииЗакона о приватизации проблема недоремонта не являлась социально значимой, таккак большинство многоквартирных домов все еще находилось в управлениигосударственных жилищных организаций, несмотря на то, что уже на данном этапеЗакон о приватизации устанавливал ответственность собственников за содержание иремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако указанная норма невыполнялась, так как отсутствовал механизм ее реализации, потому чтопрактически во всех субъектах Российской Федерации собственники оплачивали лишьэксплуатационные расходы, а капитальный ремонт осуществлялся за счет средствбюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также средствбюджетов муниципальных образований.
Федеральный закон от15 июня 1996 года N72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" предоставилвозможность управления многоквартирными домами помимо уже существующих ЖСКобъединениям в форме ТСЖ. Следующее изменение системы управления в жилищнойсфере произошло с введением в действие нового Жилищного кодекса РоссийскойФедерации, который допустил управляющие организации различных формсобственности к управлению многоквартирными домами.
При этом анализреализации положений Жилищногокодекса Российской Федерации, в том числе проводимый в рамках подготовки заседанияпрезидиума Государственного совета Российской Федерации в январе 2007 года вгороде Казани, выявил, что невыполненные обязательства по капитальному ремонтумногоквартирных домов являются основным фактором, препятствующим созданиюобъединений собственников помещений или выбору частных управляющих организаций.Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирными домамисобственниками помещений может быть решен после выполнения бывшиминаймодателями обязательств по капитальному ремонту этих домов. В противномслучае большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых инежилых помещений, не смогут самостоятельно устранить накопившийся недоремонти, следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации или ремонтумногоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Для того, чтобыповсеместно заработал механизм самоуправления многоквартирными домами,требуется в короткие сроки привести дома, в отношении которых имеютсяобязательства бывших наймодателей по выполнению капитального ремонта, внадлежащее техническое состояние.
В соответствии сЗаконом о приватизации к прямым обязательствам бывших наймодателей (зонаответственности города Москвы) по проведению капитального ремонта относятсямногоквартирные дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения вдействие Закона о приватизации, с наибольшей степенью износа конструктивныхэлементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции, и которые неопределены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет.
С учетом реализуемойПравительством Москвы политики по поддержке объединений собственников помещенийв многоквартирном доме к зоне ответственности города Москвы по капитальномуремонту следует также отнести дома, которые построены и приняты в эксплуатациюдо введения в действие Закона о приватизации и не определены к сносу илиреконструкции в течение последующих 10 лет и в которых созданы ТСЖ и иныеобъединения собственников помещений.
Многоквартирные дома,имеющие пять этажей и менее, а также дома с деревянными и смешаннымиперекрытиями с учетом их технического состояния или конструктивных особенностейвключаются в программы Правительства Москвы по капитальному ремонту сотселением, сносу или реконструкции. Общая площадь таких домов составляет 46,87млн. кв. метров.
Таким образом, к зонеответственности города Москвы по проведению капитального ремонта без отселенияграждан относится 13787 многоквартирных домов общей площадью 117,51 млн. кв.метров из 213,2 млн. кв. метров общей площади всех многоквартирных домов вгороде Москве.
Мероприятия покапитальному ремонту многоквартирных домов осуществляются Правительством Москвыисходя из имеющихся лимитов финансирования.
За период с 2001 по2006 год в городе Москве выполнен:
1) комплексныйкапитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 194,7 тыс. кв. метров сотселением граждан;
2) комплексныйкапитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 770,1 тыс. кв. метровбез отселения граждан;
3) выборочныйкапитальный ремонт основных конструктивных элементов многоквартирных домов,инженерных систем и иного оборудования (далее - конструктивные элементы):кровель - 9159,6 тыс. кв. метров, фасадов - 8400,7 тыс. кв. метров,внутридомовых инженерных коммуникаций - более чем в 1000 строениях,электрохозяйства - более чем в 2800 строениях. Заменены и модернизированы 20308лифтов, реконструированы внутридомовые системы газоснабжения в 5338 строениях,вынесены газовые вводы из подвалов и подъездов в 3017 строениях.
Для контроля засостоянием многоквартирных домов и планирования капитального и текущегоремонтов Мосжилинспекцией проводится систематический мониторинг, при которомкаждый дом обследуется не реже чем один раз в пять лет. По результатамуказанного мониторинга оцениваются следующие объемы недоремонта:
1) комплексныйкапитальный ремонт - 2500 тыс. кв. метров;
2) ремонтметаллической кровли - 2800 тыс. кв. метров;
3) ремонт мягкойкровли - 8400 тыс. кв. метров;
4) ремонт фасадов ибалконов - 44700 тыс. кв. метров;
5) реконструкция системпанельного отопления - 625 строений;
6) ремонт инженерныхкоммуникаций (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, центральноеотопление, водосток) - 8461 строение;
7) ремонтэлектрохозяйства - 4200 строений;
8) модернизация системдымоудаления и противопожарной автоматики - 979 систем;
9) замена лифтов -3496 штук;
10) модернизациялифтов - 12865 штук.
Система мониторинга недает возможности точно определить реальные объемы недоремонта в связи с тем,что не включает в себя инструментальный контроль конструктивных элементов,находящихся в удовлетворительном состоянии. Таким образом, на основании данныхмониторинга можно лишь оценить объемы недоремонта, а при выполненииобязательств города Москвы по капитальному ремонту каждое адресное мероприятиеследует проводить на основании ТЗК.
В связи с высокойсоциальной важностью задачи надлежащего содержания многоквартирных домов изначительными объемами бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели, отПравительства Москвы потребовалось обеспечение оптимизации процессовпланирования капитального ремонта. Так, постановлением Правительства Москвы от11 июля 2006 года N485-ПП "О планировании капитального ремонта жилищного фонда городаМосквы на 2007-2009 гг." определены основные принципы планированиякапитального ремонта жилищного фонда, согласно которым согласованные сМосжилинспекцией адресные перечни:
1) формируются для многоквартирныхдомов, находящихся в неудовлетворительном состоянии и требующих впервоочередном порядке проведения капитального ремонта;
2) формируются покомплексному и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов снаибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данныхмониторинга Мосжилинспекции.
Реализация указанныхпринципов должна была обеспечить перспективное планирование капитальногоремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состоянияконструктивных элементов многоквартирных домов, однако формирование заданий ититульных списков на 2007-2009 годы показало, что префектурами административныхокругов города Москвы в работы по капитальному ремонту многоквартирных домоввключались не все конструктивные элементы, требующие ремонта, или работыпланировались в недостаточном объеме, что не позволяло привести многоквартирныйдом в целом в удовлетворительное состояние.
Также в адресныеперечни не включались многоквартирные дома с наибольшей степенью износаконструктивных элементов.
Более того,формирование адресных перечней на 2008-2009 годы осуществлялось без учетаприоритетов, определенных постановлениями Правительства Москвы от 30 января2007 года N60-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы ПравительстваМосквы за 2006 год и Программе Правительства Москвы на 2007 год", от 24апреля 2007 года N299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирнымидомами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом РоссийскойФедерации" и от 22 мая 2007 года N398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственниковжилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на2007-2009 годы и задании на 2010 год".
Указанныминормативными документами определено, что при формировании заданий покапитальному ремонту приоритет должен отдаваться многоквартирным домам, вкоторых созданы и функционируют в установленном порядке объединениясобственников помещений.
Систематическое неисполнениеранее принятых Правительством Москвы решений по организации капитальногоремонта жилищного фонда со стороны соответствующих государственных заказчиковобусловлено дефицитом финансирования. При этом объемы бюджетного финансированияпо статье "Капитальный ремонт жилищного фонда" в 1994 году составляли7,9 процента от расходной части бюджета города Москвы, в 2000 году - 2,9процента, а в 2007 году - 2,3 процента.
Положения Жилищного кодекса РоссийскойФедерации определяют принципиально новый подход к организации капитальногоремонта жилищного фонда. В соответствии со статьей 36 указанного Кодекса оторганов государственной власти не требуется передача ответственности поэксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома собственникам,так как она уже возложена на них в соответствии с указанной статьей. Также наосновании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники должнынакапливать средства на капитальный ремонт. Однако до настоящего времени несуществует действенного механизма эффективных накоплений, хотя органамиисполнительной власти Российской Федерации и города Москвы разрабатываютсясоответствующие нормативные правовые акты для создания системы по аккумуляциисредств собственников, предназначенных на проведение капитального ремонта.Участие в фондах по накоплению и инвестированию средств на капитальный ремонтдолжно защитить указные средства от инфляции и нецелевого использования.
Существует вероятностьтого, что собственники не осознают полную ответственность за содержание общегоимущества многоквартирного дома и даже при наличии механизма эффективныхнакоплений на капитальный ремонт не воспользуются указанным механизмом. Такимобразом, органам исполнительной власти города Москвы требуется документальнозафиксировать выполнение обязательств по капитальному ремонту для каждого домав отдельности. Это обусловлено тем, что если до следующего капитального ремонтасобственники не накопят необходимые объемы финансовых средств, органыисполнительной власти города Москвы не смогут проводить капитальный ремонтиз-за отсутствия бюджетных оснований (за исключением предоставления вустановленном порядке соответствующих субсидий), так как обязательства городаМосквы по капитальному ремонту будут выполнены в полном объеме.
С учетом бюджетныхвозможностей города Москвы вопрос выполнения обязательств по капитальномуремонту многоквартирных домов без отселения граждан, находящихся в зонеответственности города Москвы, может быть решен в срок до семи лет. При этомрасходы бюджета города Москвы с 2008 по 2014 год по соответствующей статьедолжны быть увеличены по сравнению с 2007 годом не менее чем в два раза сучетом инфляции.
В соответствии спостановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 555-ПП "Обитогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочномфинансовом плане города Москвы на 2008-2010 гг." увеличиваются расходыбюджета по статье "Капитальный ремонт жилищного фонда", однако такойрост бюджетных расходов должен быть обеспечен необходимыми организационными,нормативными техническими и информационными мероприятиями различных городскихструктур с учетом предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерациивзаимодействия с собственниками помещений в многоквартирных домах.
Отдельно следуетотметить, что Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"установлены правовые и организационные основы предоставления финансовойподдержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям напроведение капитального ремонта многоквартирных домов путем созданиянекоммерческой организации. Указанный Федеральный закон предусматривает наличиев соответствующем субъекте Российской Федерации региональной адресной программыпо проведению капитального ремонта многоквартирных домов как одного из условийпредоставления финансовой поддержки.
Принимая во вниманиенеобходимость упорядочения мероприятий по планированию и организациикапитального ремонта в условиях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации иобеспечения привлечения средств Фонда содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства на эти цели, дальнейшее выполнение капитальногоремонта жилищного фонда в городе необходимо осуществлять программно-целевымметодом в рамках Городской целевой программы по капитальному ремонтумногоквартирных домов на 2008-2014 годы, обеспеченной соответствующимфинансированием, а также системой планирования и контроля. Таким образом,Программа является региональной адресной программой по проведению капитальногоремонта многоквартирных домов с целью привлечения средств Фонда содействияреформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Помимо настоящейПрограммы выполнение обязательств бывших наймодателей по капитальному ремонтумногоквартирных домов города Москвы обеспечивается:
1) в рамках отдельныхпрограмм Правительства Москвы по капитальному ремонту с отселением, сносу илиреконструкции для многоквартирных домов, имеющих пять этажей и менее, а такжедомов с деревянными и смешанными перекрытиями;
2) посредствомпредоставления субсидий из бюджета города Москвы в порядке, определенномПравительством Москвы.
ОбязательстваПравительства Москвы - собственника помещений в многоквартирных домах попроведению капитального ремонта, обусловленные действующим федеральнымзаконодательством, подлежат безусловному исполнению.
Основными целямиПрограммы являются:
1) создание комфортныхи безопасных условий проживания в многоквартирных домах, а также повышение ихэнергоэффективности путем организации и проведения в них капитального ремонта;
2) выполнениеобязательств города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов, чтобудет способствовать развитию института собственников жилья.
Для определенияэффективности мероприятий Программы по достижению указанных целей предусмотреныследующие целевые индикаторы:
1) количествомногоквартирных домов, в которых выполнены обязательства города Москвы покапитальному ремонту;
2) отношениеколичества многоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние врамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта иудовлетворяющих современным нормам по безопасности и энергоэффективности, кобщему количеству многоквартирных домов;
3) отношениеколичества зарегистрированных в установленном порядке ТСЖ к общему количествумногоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние в рамкахвыполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта;
4) ростудовлетворенности населения условиями проживания в многоквартирных домах наосновании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке;
5) объемы средствбюджета города Москвы, направляемые на капитальный ремонт многоквартирныхдомов.
Основными задачамиПрограммы являются:
1) определениереального технического состояния многоквартирных домов на основании ТЗК;
2) опережающеепланирование мероприятий Программы на основании краткосрочных планов,включающее разработку ПСД;
3) проведениекомплексного и выборочного капитального ремонта в объемах, обеспечивающихприведение многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние;
4) формированиеПрограммы на основании градостроительных планов развития территорий районовгорода Москвы;
5) обеспечениесогласованности мероприятий Программы в рамках минимальной территориальнойединицы - квартала (микрорайона) между собой, а также с:
а) мероприятиями покомплексному приведению в порядок дворов и подъездов;
б) мероприятиями поустановке индивидуальных и общедомовых приборов учета;
в) градостроительной документацией,разработанной в рамках комплексной реконструкции территории сложившейсязастройки;
г) мероприятиямиПрограммы поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных ижилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и заданияна 2010 год.
1. В рамках реализацииПрограммы планируется проведение следующих мероприятий:
1) комплексныйкапитальный ремонт многоквартирных домов. В состав работ включаются всенеобходимые мероприятия для того, чтобы после их реализации зданиеудовлетворяло эксплуатационным и нормативным требованиям. Как правило, данныйвид ремонта предусматривает замену конструкций, инженерных систем, сетей иоборудования, а также приведение в технически исправное состояние всех конструктивныхэлементов здания и выполнение работ по повышению благоустройства. Прикомплексном капитальном ремонте возможно изменение внутренней планировки иулучшение технико-экономических показателей многоквартирных домов (безизменения функционального назначения). Фактические объемы работ определяются наосновании выданного ТЗК для каждого многоквартирного дома;
2) выборочныйкапитальный ремонт, при котором в плановом порядке производится замена илиремонт отдельных конструктивных элементов, коммуникаций, инженерногооборудования многоквартирных домов. В зависимости от технического состояния привыборочном капитальном ремонте могут производиться: ремонт, замена,реконструкция всех видов кровли (при необходимости с восстановлениемтемпературно-влажностного режима); ремонт фасадов (в том числе герметизациямежпанельных стыков, ремонт балконов, лоджий, эркеров, улучшение, принеобходимости, теплотехнических характеристик зданий и др.); ремонт, замена,реконструкция внутридомовых инженерных систем (в том числе систем панельногоотопления); ремонт электрохозяйства (в том числе с увеличением мощности),замена электроплит в установленном порядке; ремонт и модернизация системдымоудаления и противопожарной автоматики. Фактические объемы работопределяются на основании выданного ТЗК для каждого многоквартирного дома;
3) диагностика, заменавнутридомового газового оборудования, вынос газопроводов из подвалов иподъездов многоквартирных домов, реконструкция внутридомовых системгазоснабжения, замена газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") игазовых водонагревателей;
4) замена,модернизация, диагностика лифтового оборудования в многоквартирных домах;
5) капитальный ремонтлифтового оборудования, капитальный ремонт и реконструкция объединенныхдиспетчерских систем;
6) прочие виды работ,финансирование которых в рамках Программы не противоречит бюджетнойклассификации города Москвы.
2. Выполнениемероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Москве врамках Программы осуществляется на основании соглашения о выполненииобязательств бывших наймодателей по капитальному ремонту, заключаемогоуполномоченным органом государственной власти с представителем собственниковпомещений в многоквартирном доме, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированнымпотребительским кооперативом. Форма указанного соглашения утверждаетсяраспорядительным документом Правительства Москвы.
3. МероприятияПрограммы реализуются на основании краткосрочных планов (адресных перечней),ежегодно утверждаемых Правительством Москвы.
4. Работы, проводимыев многоквартирных домах в рамках Программы, независимо от вида капитальногоремонта должны обеспечивать устранение всех неисправностей конструктивныхэлементов общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ихвосстановление или замену, при условии, что они не требуют реконструкции илиотселения граждан.
5. Переченьмероприятий Программы приведен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень мероприятий Программы
N п/п | Государственный заказчик | Финансирование (млрд. рублей) | Объем работ (тыс. кв. метров) | |
годы | бюджет города Москвы | |||
1. Комплексный капитальный ремонт и модернизация без отселения граждан | ||||
1.1. | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | 2008 | 5,603 | 653,4 |
2009 | 10,196 | 1111,2 | ||
2010 | 18,340 | 1868,4 | ||
2011 | 20,500 | 1951,7 | ||
2012 | 23,583 | 2098,3 | ||
2013 | 26,877 | 2235,1 | ||
2014 | 29,888 | 2322,9 | ||
итого | 134,987 | 12241,0 | ||
2. Выборочный капитальный ремонт | ||||
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении организаций городского подчинения | ||||
2.1. | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | 2008 | 2,989 | 1396,848 |
2009 | 4,746 | 2072,590 | ||
2010 | 5,362 | 2188,457 | ||
2011 | 6,056 | 2310,038 | ||
2012 | 6,821 | 2431,619 | ||
2013 | 7,663 | 2553,200 | ||
2014 | 8,590 | 2674,781 | ||
итого | 42,227 | 15627,533 | ||
Многоквартирные дома Центрального административного округа Москвы города | ||||
2.2. | Префектура Центрального административного округа города Москвы | 2008 | 1,219 | 569,570 |
|
| 2009 | 1,431 | 624,890 |
|
| 2010 | 1,658 | 676,548 |
|
| 2011 | 1,872 | 714,134 |
|
| 2012 | 2,109 | 751,720 |
|
| 2013 | 2,369 | 789,306 |
|
| 2014 | 2,656 | 826,891 |
|
| итого | 13,314 | 4953,059 |
Многоквартирные дома Северного административного округа города Москвы | ||||
2.3. | Префектура Северного административного округа города Москвы | 2008 | 2,166 | 1012,200 |
|
| 2009 | 2,504 | 1093,300 |
|
| 2010 | 3,074 | 1254,732 |
|
| 2011 | 3,472 | 1324,440 |
|
| 2012 | 3,911 | 1394,147 |
|
| 2013 | 4,394 | 1463,854 |
|
| 2014 | 4,925 | 1533,562 |
|
| итого | 24,446 | 9076,235 |
Многоквартирные дома Северо-Восточного административного округа города Москвы | ||||
2.4. | Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы | 2008 | 3,287 | 1535,800 |
|
| 2009 | 3,733 | 1630,200 |
|
| 2010 | 4,570 | 1865,147 |
|
| 2011 | 5,161 | 1968,766 |
|
| 2012 | 5,813 | 2072,385 |
|
| 2013 | 6,531 | 2176,005 |
|
| 2014 | 7,321 | 2279,624 |
|
| итого | 36,416 | 13527,927 |
Многоквартирные дома Восточного административного округа города Москвы | ||||
2.5. | Префектура Восточного административного округа города Москвы | 2008 | 2,745 | 1282,820 |
|
| 2009 | 3,215 | 1404,040 |
|
| 2010 | 3,942 | 1608,826 |
|
| 2011 | 4,452 | 1698,205 |
|
| 2012 | 5,014 | 1787,584 |
|
| 2013 | 5,633 | 1876,963 |
|
| 2014 | 6,315 | 1966,343 |
|
| итого | 31,316 | 11624,781 |
Многоквартирные дома Юго-Восточного административного округа города Москвы | ||||
2.6. | Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы | 2008 | 1,785 | 834,310 |
|
| 2009 | 2,047 | 893,790 |
|
| 2010 | 2,589 | 1056,799 |
|
| 2011 | 2,924 | 1115,510 |
|
| 2012 | 3,294 | 1174,221 |
|
| 2013 | 3,700 | 1232,932 |
|
| 2014 | 4,148 | 1291,644 |
|
| итого | 20,487 | 7599,206 |
Многоквартирные дома Южного административного округа города Москвы | ||||
2.7. | Префектура Южного административного округа города Москвы | 2008 | 3,786 | 1769,003 |
|
| 2009 | 4,408 | 1924,989 |
|
| 2010 | 5,029 | 2052,634 |
|
| 2011 | 5,802 | 2213,286 |
|
| 2012 | 6,773 | 2414,494 |
|
| 2013 | 7,851 | 2615,702 |
|
| 2014 | 9,046 | 2816,911 |
|
| итого | 42,695 | 15807,019 |
Многоквартирные дома Юго-Западного административного округа города Москвы | ||||
2.8. | Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы | 2008 | 2,302 | 1075,790 |
|
| 2009 | 2,613 | 1141,200 |
|
| 2010 | 3,056 | 1247,398 |
|
| 2011 | 3,452 | 1316,698 |
|
| 2012 | 3,888 | 1385,998 |
|
| 2013 | 4,368 | 1455,298 |
|
| 2014 | 4,896 | 1524,599 |
|
| итого | 24,575 | 9146,981 |
Многоквартирные дома Западного административного округа города Москвы | ||||
2.9. | Префектура Западного административного округа города Москвы | 2008 | 2,227 | 1040,720 |
|
| 2009 | 2,573 | 1123,500 |
|
| 2010 | 3,161 | 1290,013 |
|
| 2011 | 3,570 | 1361,680 |
|
| 2012 | 4,021 | 1433,348 |
|
| 2013 | 4,517 | 1505,015 |
|
| 2014 | 5,063 | 1576,683 |
|
| итого | 25,132 | 9330,959 |
Многоквартирные дома Северо-Западного административного округа города Москвы | ||||
2.10. | Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы | 2008 | 1,498 | 699,980 |
|
| 2009 | 1,732 | 756,140 |
|
| 2010 | 2,127 | 867,974 |
|
| 2011 | 2,402 | 916,195 |
|
| 2012 | 2,705 | 964,416 |
|
| 2013 | 3,039 | 1012,637 |
|
| 2014 | 3,407 | 1060,858 |
|
| итого | 16,910 | 6278,200 |
Многоквартирные дом Зеленоградского административного округа города Москвы | ||||
2.11. | Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы | 2008 | 0,547 | 255,810 |
|
| 2009 | 0,629 | 274,640 |
|
| 2010 | 0,780 | 318,537 |
|
| 2011 | 0,881 | 336,234 |
|
| 2012 | 0,993 | 353,930 |
|
| 2013 | 1,115 | 371,626 |
|
| 2014 | 1,250 | 389,323 |
|
| итого | 6,195 | 2300,100 |
3. Диагностика, замена внутридомового газового оборудования, вынос газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкция внутридомовых систем газоснабжения, замена газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей | ||||
3.1. | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | 2008 | 2,400 | 276881 |
|
| 2009 | 2,400 | 27688* |
|
| 2010 | 2,400 | 27688* |
|
| 2011 | 2,710 | 29200* |
|
| 2012 | 2,900 | 29200* |
|
| 2013 | 3,103 | 29200* |
|
| 2014 | 3,320 | 29200* |
|
| итого | 19,233 | 199864* |
4. Замена, модернизация, диагностика лифтового оборудования в многоквартирных домах | ||||
4.1. | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | 2008 | 4,900 | 3769** |
|
| 2009 | 3,500 | 2692** |
|
| 2010 | 3,745 | 2880** |
|
| 2011 | 4,007 | 3082** |
|
| 2012 | 4,287 | 3297** |
|
| 2013 | 4,587 | 3528** |
|
| 2014 | 4,908 | 3775** |
|
| итого | 29,934 | 23023** |
5. Капитальный ремонт лифтового оборудования, капитальный ремонт и реконструкция объединенных диспетчерских систем | ||||
5.1. | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы | 2008 | 0,732 |
|
| 2009 | 0,783 |
| |
|
| 2010 | 0,838 |
|
|
| 2011 | 0,897 |
|
|
| 2012 | 0,960 |
|
|
| 2013 | 1,027 |
|
|
| 2014 | 1,099 |
|
|
| итого | 6,336 |
|
6. Прочие работы | ||||
6.1. | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы | 2008 | 1,814 |
|
| 2009 | 1,941 |
| |
|
| 2010 | 2,077 |
|
|
| 2011 | 2,222 |
|
|
| 2012 | 2,378 |
|
|
| 2013 | 2,544 |
|
|
| 2014 | 2,723 |
|
|
| итого | 15,699 |
|
ФинансированиеПрограммы осуществляется из бюджета города Москвы по статье расходов"Капитальный ремонт жилищного фонда" (код бюджетной классификации0501).
Перечень мероприятий Программыи планируемые объемы работ определены на основании данных мониторингаМосжилинспекции.
Объемы финансированияПрограммы составляют 489,902 млрд. рублей (таблица 2), из расчета среднейстоимости комплексного и выборочного капитального ремонта с учетомсреднеотраслевого уровня инфляции на очередной финансовый год. При этом средняястоимость комплексного и выборочного капитального ремонта в 2007 году израсчета на один кв. метр составляет 8,01 тыс. рублей и 2,00 тыс. рублейсоответственно.
Таблица 2
Распределение средств бюджета городаМосквы на реализацию мероприятий Программы
Мероприятия Программы | Объемы финансирования из бюджета города Москвы (млрд. рублей) | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Итого | |
Комплексный капитальный ремонт | 5,603 | 10,196 | 18,340 | 20,500 | 23,583 | 26,877 | 29,888 | 134,987 |
Выборочный капитальный ремонт | 24,551 | 29,631 | 35,348 | 40,044 | 45,342 | 51,180 | 57,617 | 283,713 |
Ремонт лифтового хозяйства | 4,900 | 3,500 | 3,745 | 4,007 | 4,287 | 4,587 | 4,908 | 29,934 |
Ремонт газового хозяйства | 2,400 | 2,400 | 2,400 | 2,710 | 2,900 | 3,103 | 3,320 | 19,233 |
Прочие работы | 2,546 | 2,724 | 2,915 | 3,119 | 3,338 | 3,571 | 3,822 | 22,035 |
Итого | 40,000 | 48,451 | 62,748 | 70,380 | 79,450 | 89,318 | 99,555 | 489,902 |
Финансированиепрограммы на 2008 год в размере 40 млрд. рублей предусмотрено постановлениемПравительства Москвы от 3 июля 2007 года N 555-ПП "Об итогах исполнениябюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане городаМосквы на 2008-2010 гг.". Объемы финансирования и выполнения работПрограммы ежегодно уточняются в соответствии с законом города Москвы о бюджетегорода Москвы на очередной финансовый год.
Помимо бюджета городаМосквы для реализации Программы планируется привлечь средства федеральногобюджета для совместного финансирования мероприятий Программы в соответствии сфедеральным законодательством.
1.Организационно-функциональное сопровождение Программы осуществляют персональныйруководитель Программы, государственный заказчик - координатор игосударственный заказчик, которые:
1) подготавливаютисходное задание по обеспечению капитального ремонта, координируют ходвыполнения работ;
2) разрабатывают переченьцелевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятийПрограммы;
3) разрабатываютпроекты правовых актов города Москвы, необходимых для выполнения Программы;
4) организуют отбор наконкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции покаждому мероприятию Программы в соответствии с требованиями по организации ипроведению конкурсов на выполнение городского заказа;
5) согласовывают сосновными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемыи источники финансирования, в том числе из бюджета города Москвы по статьямбюджетной классификации;
6) подготавливаютпроекты соглашений (договоров) с федеральными органами исполнительной власти,организациями для подписания от имени города Москвы по мероприятиям,предусматривающим финансирование за счет средств федерального бюджета,внебюджетных источников (средства организаций);
7) несутответственность за своевременную и качественную реализацию Программы,обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
8) подготавливают вустановленные сроки отчеты о ходе реализации Программы за отчетный год, обожидаемом выполнении мероприятий Программы в текущем году, о выполненииПрограммы за весь период ее реализации;
9) подготавливают ежегоднов установленном порядке предложения об уточнении перечня мероприятий Программына очередной финансовый год, представляют заявки на финансирование Программы,уточняют затраты по мероприятиям Программы, а также механизм реализацииПрограммы.
2. Государственныйзаказчик - координатор Программы:
1) осуществляеткоординацию деятельности отраслевых государственных заказчиков по подготовке иреализации мероприятий Программы, в случае необходимости вносит предложения вПравительство Москвы о перераспределении средств, выделяемых на реализациюПрограммы, между отраслями;
2) несетответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
Контроль заисполнением Программы осуществляют Московская городская Дума,Контрольно-счетная палата Москвы, Правительство Москвы и уполномоченные иморганы в соответствии со своей компетенцией. Система организации контроля заисполнением Программы включает:
1) мониторингвыполнения мероприятий Программы, координацию деятельности исполнителей наоснове периодической отчетности для обеспечения согласованности действий;
2) контроль зарациональным использованием выделяемых финансовых средств;
3) контроль запроведением открытых и закрытых конкурсов на получение государственного заказа,а также сроками выполнения контрактов (договоров);
4) оценку выполнениямероприятий Программы;
5) ежегодноепредставление отчетов об оценке исполнения Программы при внесении проектазакона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год;
6) ежегодноепредставление отчетов о выполнении Программы при внесении проекта закона городаМосквы об исполнении бюджета города Москвы за отчетный финансовый год.
______________________________
* Усредненный натуральный показатель объема планируемых работв штуках, включающий работы по диагностике, замене внутридомового газовогооборудования, выносу газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирныхдомов, реконструкции внутридомовых систем газоснабжения, замене газовых плит (савтоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей.
** Натуральный показатель объема планируемых работ в штуках(лифтов).