Настоящий Закон регулирует отношения в области органстаизации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Обозначение: | Закон 48 |
Название рус.: | Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве |
Статус: | действующий |
Дата актуализации текста: | 17.06.2011 |
Дата добавления в базу: | 17.06.2011 |
Дата введения в действие: | 26.09.2001 |
Разработан: | Мэр Москвы |
Утвержден: | Мэр Москвы (26.09.2001) |
Опубликован: | Вестник Мэрии Москвы № 43 2001<br>Ведомости Московской Городской Думы № 1 2002<br>газета "Тверская, 13" № 46 2001 |
Законом г. Москвы от 14 июля 2004 г. №48 в настоящий Закон внесены изменения
Закон г. Москвы
от 26 сентября 2001 г. № 48
Обособо охраняемых природных территориях в городе Москве
(сизменениями от 14 июля, 8 декабря 2004 г., 11 мая 2005 г., 18 января 2006 г., 4июля, 21 ноября 2007 г., 24 сентября, 17 декабря 2008 г., 29 апреля, 10 июня2009 г., 10 февраля 2010 г.)
Содержание
НастоящийЗакон регулирует отношения в области органстаизации, охраны и использованияособо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природныхкомплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектоврастительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественныхпроцессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологическоговоспитания населения.
1. Законодательство города Москвы об особоохраняемых природных территориях в городе Москве основано на положенияхКонституции Российской Федерации, федеральном законодательстве об охранеокружающей среды, особо охраняемых природных территориях и природных ресурсах,в том числе Лесном кодексе РоссийскойФедерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, иныхнормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в областиобразования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемыхприродных территорий в городе Москве, принимаемых в соответствии с настоящимЗаконом.
2. Отношения,возникающие при использовании земель, недр, водных объектов, лесов, объектовживотного мира, зеленых насаждений на особо охраняемых природных территориях вгороде Москве, регулируются законодательством Российской Федерации изаконодательством города Москвы с учетом положений федеральногозаконодательства об особо охраняемых природных территориях и настоящего Закона.
1. Особо охраняемые природныетерритории в городе Москве могут быть федерального, регионального значения. Взависимости от целевого назначения различаются следующие категории особоохраняемых природных территорий в городе Москве:
а) национальный парк;
б) природный парк;
в) природно-историческийпарк;
г) экологический парк;
д) природный заказник;
е) памятник природы;
ж) заповедный участок;
з) ботанический сад,дендрологический парк;
и) городской лес;
к) водоохранная зона;
л) иные категорииособо охраняемых природных территорий, установленные федеральнымзаконодательством и законами города Москвы.
2. Национальный парк вгороде Москве является особо охраняемой природной территорией федеральногозначения.
3. Ботанические сады,дендрологические парки в городе Москве могут быть федерального и региональногозначения.
4. Памятники природымогут быть федерального, регионального значения.
5. Природные парки,природно-исторические парки, экологические парки, природные заказники, городскиелеса и водо-охранные зоны являются особо охраняемыми природными территориямирегионального значения.
6. Заповедные участкимогут быть регионального значения.
7. Отношения,связанные с использованием и охраной особо охраняемых природных территорийфедерального значения, регулируются федеральным законодательством.
8. Особо охраняемыеприродные территории регионального значения являются собственностью городаМосквы.
9. Особо охраняемыеприродные территории находятся в собственности города Москвы и могут бытьпереданы в управление внутригородского муниципального образования в городеМоскве (далее - муниципальное образование).
10. Исключена.
11. Границы и режимыособо охраняемых природных территорий и их охранных зон учитываются приразработке всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и инуюдеятельность, затрагивающую эти территории.
К ведению Московскойгородской Думы относятся:
а) утверждение схемыразвития и размещения особо охраняемых природных территорий и внесение в нееизменений по представлению Мэра Москвы;
б) утверждениевносимых Мэром Москвы городских долгосрочных целевых программ, направленных наохрану и использование особо охраняемых природных территорий;
в) установление попредставлению Мэра Москвы описаний границ земельных участков особо охраняемыхприродных территорий, которые не могут быть отчуждены или переданы в аренду.
1. К ведениюПравительства Москвы относятся:
а) представление нарассмотрение Московской городской Думы проекта схемы развития и размещенияособо охраняемых природных территорий и изменений в нее;
Законом г. Москвы от 29апреля 2009 г. №9 в пункт "б" части 1 статьи 4 настоящего Закона внесеныизменения
б) принятие решений орезервировании земель, предназначенных для образования особо охраняемыхприродных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
в) образование,изменение категории и упразднение особо охраняемых природных территорий всоответствии с настоящим Законом;
г) утверждение режимоврегулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемыхприродных территорий;
д) разработкагородских целевых программ, направленных на охрану и использование особоохраняемых природных территорий, и обеспечение их реализации;
е) установлениеполномочий специальной службы охраны особо охраняемых природных территорий всоответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
ж) определение формэкономического стимулирования по конкретным видам деятельности в областиохраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий;
з) установлениесостава, порядка разработки и утверждения территориальных схем сохранения иразвития особо охраняемых природных территорий и проектов планировки особоохраняемых природных территорий.
2. К ведениютерриториальных органов исполнительной власти города Москвы относятся:
а) осуществлениесовместно со специально уполномоченным органом Правительства Москвы контроля заохраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий насоответствующих территориях города Москвы;
б) информированиеграждан и юридических лиц по вопросам состояния особо охраняемых природныхтерриторий;
в) оказание содействияорганам местного самоуправления в обеспечении управления особо охраняемойприродной территорией, переданной им в управление.
1. Специальноуполномоченный орган Правительства Москвы по управлению особо охраняемымиприродными территориями (далее - специально уполномоченный орган ПравительстваМосквы) является государственным органом, обеспечивающим управление (охрану,содержание и использование) особо охраняемыми природными территориямирегионального значения.
2. Специальноуполномоченный орган Правительства Москвы:
- разрабатывает ивносит в Правительство Москвы предложения об образовании, изменении категории иупразднении особо охраняемых природных территорий в городе Москве;
- осуществляет государственныйконтроль за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природныхтерриторий регионального значения;
- участвует вразработке и реализации комплексных программ, направленных на охрану ииспользование особо охраняемых природных территорий;
- осуществляетвзаимодействие с органами государственной власти города Москвы,территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органамиместного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городеМоскве (далее - органы местного самоуправления) при решении вопросов охраны,содержания и использования особо охраняемых природных территорий региональногозначения в городе Москве;
- информирует граждани юридических лиц по вопросам образования, управления и упразднения особоохраняемых природных территорий.
1. Органы местногосамоуправления в области управления особо охраняемыми природными территориями вгороде Москве имеют право:
1) вносить предложенияоб образовании и упразднении особо охраняемых природных территорий в городеМоскве на территории муниципального образования, а также оказывать содействиегосударственным органам, осуществляющим мероприятия по образованию особоохраняемых природных территорий и управлению ими;
2) высказывать мнениепри образовании органами государственной власти города Москвы особо охраняемойприродной территории, расположенной (частично или полностью) в границах территориимуниципального образования или граничащей с ней;
3) принимать участиесовместно со специально уполномоченным органом Правительства Москвы восуществлении контроля за охраной, содержанием и использованием особоохраняемой природной территории, расположенной на территории муниципальногообразования;
4) уведомлять привыявлении случаев нарушения порядка использования особо охраняемых природныхтерриторий об этом соответствующие государственные органы;
5) информироватьграждан и юридических лиц о состоянии особо охраняемой природной территории.
2. Органы местногосамоуправления в области управления особо охраняемыми природными территориями вгороде Москве могут наделяться отдельными полномочиями города Москвы(государственными полномочиями) по управлению особо охраняемыми природнымитерриториями законом города Москвы.
Законом г. Москвы от 8 декабря 2004 г. №82 в часть 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие всилу с 1 января 2005 г.
1. Граждане,юридические лица, общественные и религиозные объединения вносят предложения обобразовании особо охраняемых природных территорий регионального значения,вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятийпо образованию, охране, содержанию, использованию и упразднению особоохраняемых природных территорий. Государственные органы в установленном порядкеучитывают предложения граждан и юридических лиц по образованию, охране ииспользованию особо охраняемых природных территорий.
2. Граждане, юридическиелица, общественные и религиозные объединения имеют право на получениеинформации от специально уполномоченного органа Правительства Москвы,территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органов местногосамоуправления в области образования, управления и упразднения особо охраняемыхприродных территорий, в том числе о соблюдении установленного режима охраны, атакже об учете их предложений по образованию особо охраняемых природныхтерриторий.
3. Граждане,общественные и религиозные объединения вправе осуществлять в установленномпорядке общественный контроль за соблюдением режима охраны и использованияособо охраняемых природных территорий.
4. При выявлениислучаев нарушения режима охраны и использования особо охраняемых природныхтерриторий граждане вправе заявить о нарушении в соответствующиегосударственные органы и потребовать его устранения.
Должностные лицагосударственных органов обязаны проверить поступившее заявление и принять мерыпо устранению нарушения в пределах своей компетенции.
5. Граждане,юридические лица, общественные и религиозные объединения вправе обжаловать вадминистративном или судебном порядке деятельность должностных лиц, учрежденийи организаций, нарушающих законодательство Российской Федерации и города Москвыоб особо охраняемых природных территориях.
6. Граждане,юридические лица, общественные и религиозные объединения имеют право оспоритьрешения об образовании, упразднении или изменении категории особо охраняемойприродной территории в городе Москве в судебном порядке.
Законом г. Москвы от 21ноября 2007 г. № 45 вчасть 7 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1января 2008 г.
7. Граждане,юридические лица, общественные и религиозные объединения обязаны соблюдатьустановленный режим охраны и использования особо охраняемой природнойтерритории. Нарушение установленного режима охраны и использования влечетответственность в соответствии с законодательством об особо охраняемыхприродных территориях и охране окружающей среды, а также Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
1. Планированиесистемы развития особо охраняемых природных территорий в городе Москвеосуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природныхтерриторий, разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвыи градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.
2. Схема развития иразмещения особо охраняемых природных территорий определяет переченьсуществующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорийрегионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видовградостроительной и проектной документации.
3. Состав схемыразвития и размещения особо охраняемых природных территорий и порядок еесогласования определяются Правительством Москвы.
4. На основаниипринятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорийПравительство Москвы:
Законом г. Москвы от 29апреля 2009 г. №9 в пункт "а" части 4 статьи 8 настоящего Закона внесеныизменения
а) принимает решения орезервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природнымитерриториями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности, а такжеутверждает описание их границ и режимов регулирования градостроительнойдеятельности;
б) принимает решенияоб образовании особо охраняемых природных территорий; устанавливает ихкатегории, утверждает границы и проекты планировки указанных территорий.
Законом г. Москвы от 17декабря 2008 г. №67 часть 4 статьи 8 настоящего Закона дополнена пунктом "в"
в) принимает решения оразмещении, эксплуатации и реконструкции объектов в соответствующихфункциональных зонах.
5. На землях,предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий,приостанавливается предоставление земельных участков, оформлениеисходно-разрешительной и разработка проектной документации на размещение,строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующегорешения.
Изъятие земельныхучастков и возмещение связанных с этим убытков производится в порядке,установленном законодательством.
6. Корректировкаграниц особо охраняемых природных территорий осуществляется ПравительствомМосквы при наличии положительного заключения государственной экологическойэкспертизы.
7. Уменьшение общейплощади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ недопускается.
8. Планированиеразвития образованных (созданных) особо охраняемых природных территорий вгороде Москве осуществляется в территориальных схемах сохранения и развития ипроектах планировки особо охраняемых природных территорий, и других документах,утверждаемых Правительством Москвы.
Законом г. Москвы от 8 декабря 2004 г. №82 в часть 1 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения, вступающие всилу с 1 января 2005 г.
1. Материалы обобразовании особо охраняемой природной территории должны содержать:
а) обоснованиенеобходимости образования особо охраняемой природной территории;
б) сведения оместонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особоохраняемой природной территории;
в) описание границособо охраняемой природной территории;
г) иные сведения.
Материалы комплексногоэкологического обследования участков территорий, находящихся в пределах городаМосквы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемыхприродных территорий города Москвы подлежат государственной экологическойэкспертизе, осуществляемой в порядке, установленном федеральнымзаконодательством.
2. Особо охраняемаяприродная территория, не предусмотренная схемой развития и размещения особоохраняемых природных территорий в городе Москве, может быть образована попредложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений,а также органов местного самоуправления.
Граждане, юридическиелица, общественные и религиозные объединения, органы местного самоуправлениянаправляют в специально уполномоченный орган Правительства Москвы предложенияоб образовании особо охраняемой природной территории с указаниемпредполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природнойтерритории.
Специальноуполномоченный орган Правительства Москвы рассматривает предложения граждан,юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местногосамоуправления, при наличии оснований принимает решение о подготовке материаловоб образовании особо охраняемой природной территории и направляет вПравительство Москвы материалы об образовании особо охраняемой природнойтерритории либо дает мотивированный отказ.
3. Утверждение границособо охраняемой природной территории является основанием для прекращенияиспользования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны ииспользования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участкови возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных вграницах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которыхнесовместима с функционированием данной территории, производится в порядке,установленном законодательством.
4. После образованияособо охраняемой природной территории в шестимесячный срок в порядке,установленном настоящим Законом, утверждаются положение и паспорт особоохраняемой природной территории.
1. Зонирование особо охраняемойприродной территории осуществляется в соответствии с установленной категорией ирежимом охраны и использования на основании проекта планировки особо охраняемойприродной территории.
Законом г. Москвы от 10 февраля2010 г. №5 в часть 2 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
Законом г. Москвы от 17декабря 2008 г. №67 в часть 2 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
2. На особо охраняемыхприродных территориях в городе Москве в зависимости от их категории, целей изадач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иныхособенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе:
- заповедные участки,предназначенные для использования в природоохранных и научных целях ивыделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющихособую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений илиживотных, других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки неутрачивают своего статуса при вхождении в состав особо охраняемой природнойтерритории иной категории;
- зоны охраныисторико-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановленияобъектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы внаучных и просветительских целях;
- учебно-экскурсионныезоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения ивоспитания населения. Эколого-просветительская деятельность осуществляется вцелях экологического образования, экологической пропаганды и повышенияэкологической культуры населения, в том числе путем создания вучебно-экскурсионной зоне учебных и познавательных маршрутов, музеев природы иинформационных экологических центров;
- рекреационныецентры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыханаселения;
-физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные для организациии проведения физкультурных и спортивных мероприятий и специально обустроенныедля этих целей;
- прогулочные зоны;
- административно-хозяйственныеучастки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов,необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемыхприродных территорий в соответствии с их целями и задачами;
- участки,предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связанас охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий ине противоречит установленному режиму;
- зоны охраняемоголандшафта.
3. В пределах зон иучастков в соответствии с режимом охраны особо охраняемых природных территорийи их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы охраны,хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулированияградостроительной деятельности, не противоречащие целям образования ииспользования особо охраняемых природных территорий.
1. Положение об особоохраняемой природной территории регионального значения утверждаетсяПравительством Москвы.
2. Положение об особоохраняемой природной территории должно содержать:
- наименование особоохраняемой природной территории;
- сведения оюридическом адресе и организационно-правовой форме специализированныхучреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использованиеособо охраняемой природной территории;
- режим охраны ииспользования особо охраняемой природной территории;
- режим охраны ииспользования охранной зоны особо охраняемой природной территории;
- режимы использованияземельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическимлицам, согласно охранным обязательствам;
- иные сведения.
3. Изменения идополнения в положение об особо охраняемой природной территории вносятся вслучаях изменения категории или режима особо охраняемой природной территории впорядке, предусмотренном настоящим Законом.
1. Паспорт особоохраняемой природной территории утверждается специально уполномоченным органомПравительства Москвы.
2. Паспорт особоохраняемой природной территории должен содержать:
- наименование особоохраняемой природной территории;
- описаниеместоположения, площади и границ особо охраняемой природной территориирегионального значения, а также ее план;
- перечень зон иучастков особо охраняемой природной территории и их площади;
- перечень земельныхучастков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указаниемместоположения, границ и прав владения и пользования участком;
- природныехарактеристики территории;
- иные сведения.
1. Изменение категорииили упразднение особо охраняемой природной территории регионального значения вгороде Москве допускается по основаниям, указанным в настоящем Законе, иосуществляется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
2. Основанием для изменениякатегории особо охраняемой природной территории регионального значенияявляется:
- необходимостьусиления режима охраны особо охраняемой природной территории;
- чрезвычайнаяэкологическая ситуация, повлекшая за собой гибель природных и (или) историко-культурныхобъектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории, при наличиизаключения государственной экологической экспертизы о возможностивосстановления территории с приданием ей иной категории.
При изменениикатегории особо охраняемой природной территории границы данной территориипересмотру не подлежат.
3. Основанием дляупразднения особо охраняемой природной территории регионального значенияявляется:
- гибель природных и(или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемойприродной территории;
- гибель памятникаприроды или заповедного участка в целом.
4. Особо охраняемаяприродная территория может быть упразднена решением Московской городской Думыпо представлению Правительства Москвы с одновременным внесением изменений всхему развития и размещения особо охраняемых природных территорий.
Законом г. Москвы от 10 февраля 2010 г. № 5 в статью 10 настоящего Закона внесены изменения
1. Земельные участкиособо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное)пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание ииспользование особо охраняемых природных территорий (дирекциям особо охраняемыхприродных территорий).
2. Земельные участки вграницах особо охраняемой природной территории могут быть по решениюПравительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам,общественным и религиозным объединениям в рекреационных,физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях,если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемойприродной территории.
3. Предоставлениеземельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам июридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кромеучреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использованиеособо охраняемых природных территорий) не допускается.
4. Распоряжениеправами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории(залог, продажа права аренды, субаренда и другие) не допускается.
5. Корректировкаграниц особо охраняемых природных территорий, приводящая к уменьшению ихплощади, запрещается.
Законом г. Москвы от 17декабря 2008 г. №67 статья 14 настоящего Закона дополнена частью 6
6. Утратила силу.
Законом г. Москвы от 17декабря 2008 г. №67 статья 14 настоящего Закона дополнена частью 7
7. Реализация проектовразмещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах особоохраняемых природных территорий допускается в физкультурно-оздоровительных,спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии срежимами охраны и использования особо охраняемой природной территории,установленными положением об особо охраняемой природной территории,утвержденным проектом планировки особо охраняемой природной территории, приналичии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
1. Ограниченнаяхозяйственная деятельность на особо охраняемой природной территории можетосуществляться лицами, которым до вступления в силу настоящего Закона былпредоставлен земельный участок для этих целей, если данная деятельность ненарушает установленного режима охраны и использования.
2. После принятиярешения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии снастоящим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территорииприостанавливается до подписания охранных обязательств и внесениясоответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения ипользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматриваетсяобеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователямиучастках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимовохраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельногоучастка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ иобъектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данногоучастка. Оформление охранного обязательства осуществляет специальноуполномоченный орган Правительства Москвы.
3. Передвижениетранспортных средств на особо охраняемых природных территориях (за исключениемадминистративно-хозяйственных участков и участков, предоставленных юридическими физическим лицам) осуществляется за плату или на основании разрешений,выдаваемых учреждениями, организациями, осуществляющими охрану, содержание ииспользование особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленномПравительством Москвы.
1. Государственныйкадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве являетсясистематизированным сводом регулярно обновляемых и дополняемых данных об особоохраняемых природных территориях в городе Москве.
2. Государственныйкадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве являетсясоставной частью Государственного кадастра особо охраняемых природныхтерриторий.
Государственныйкадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве ведется в целях:
- учета особоохраняемых природных территорий в городе Москве и оценки их состояния;
- оценки эффективностииспользования особо охраняемых природных территорий;
- повышенияэффективности государственного контроля за соблюдением режима охраны ииспользования особо охраняемых природных территорий;
- учета кадастровойинформации при планировании социально-экономического развития города иосуществлении хозяйственной и иной деятельности.
3. Порядок ведения государственногокадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве устанавливаетсяПравительством Москвы в соответствии с федеральными нормативными актами инастоящим Законом.
Законом г. Москвы от 10июня 2009 г. №19 в часть 4 статьи 16 настоящего Закона внесены изменения
4. Государственныйкадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве ведется по единымдля Российской Федерации правилам с учетом специфики города Москвы, сиспользованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принциповсовместимости и сопоставимости государственного кадастра особо охраняемых природныхтерриторий в городе Москве с государственным кадастром недвижимости иинформационной системой обеспечения градостроительной деятельности в городеМоскве.
5. Исходным материаломдля ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий вгороде Москве является паспорт особо охраняемой природной территории.
6. Учреждения,организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемыхприродных территорий, обязаны безвозмездно предоставлять специальноуполномоченному органу Правительства Москвы данные, необходимые для ведениягосударственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городеМоскве.
1. Экономическиймеханизм охраны, содержания и использования особо охраняемых природныхтерриторий в городе Москве включает в себя организацию финансирования икредитования деятельности в области охраны особо охраняемых природныхтерриторий в городе Москве, в том числе финансирования и кредитованиякомплексных программ в области охраны особо охраняемых природных территорий вгороде Москве.
2. Финансирование икредитование мероприятий по охране, содержанию и использованию особо охраняемыхприродных территорий, сохранению и восстановлению природных сообществ,растительного и животного мира осуществляется из средств федерального бюджета,бюджета города Москвы, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, а также за счетсредств, получаемых:
- от деятельностиучреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использованиеособо охраняемых природных территорий, не противоречащей их целям и задачам;
- в счет возмещенияущерба, причиненного природным комплексам и объектам на особо охраняемыхприродных территориях в результате нарушения установленного режима;
- в порядкепожертвований и благотворительных взносов.
3. Финансированиемероприятий по охране, содержанию и использованию особо охраняемых природныхтерриторий предусматривается в бюджете города Москвы отдельной строкой.
4. Учреждениям,организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особоохраняемых природных территорий, могут предоставляться налоговые льготы,предусмотренные для них законодательством Российской Федерации и города Москвы.
5. При осуществлении вустановленном порядке природоохранных мероприятий, направленных на улучшениесостояния земельных участков и природных объектов, для землепользователей можетбыть установлен пониженный размер арендной платы.
Статья 18. Утратиласилу с 1 января 2005 г.
Законом г. Москвы от 24сентября 2008 г. №42 в часть 1 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
1. Национальный парк - особо охраняемая природнаятерритория федерального значения, расположенная на территории города Москвы иимеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационноезначение как уникальный природный комплекс, отличающийся высоким природнымразнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природныхсообществ, редких и уязвимых видов растений и животных.
2. Национальный паркобразуется с целью сохранения его природного комплекса и биологическогоразнообразия.
3. Использованиетерритории национального парка допускается в природоохранных, просветительских,научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных дляэтой цели местах.
1. Природный парк -особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, рекреационное,эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный длягорода, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийсявысоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях городавидов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природномокружении.
2. Природные парки вгороде Москве образуются с целью сохранения крупных (свыше 100 гектаров)природно-территориальных комплексов и организации их рациональногорекреационного использования.
3. Допускаетсяиспользование специально выделенных участков природных парков вфизкультурно-оздоровительных целях.
1.Природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющаяприродоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значениекак особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной историии культуры.
2.Природно-исторические парки образуются на природных территориях, включающихпамятники истории и культуры (садово-паркового искусства).
3. Природно-исторические парки в городе Москвесоздаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории икультуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускаетсяв культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных испортивных целях.
1. Экологический парк- специализированная особо охраняемая природная территория, предназначенная дляотработки методов и приемов сохранения, восстановления и рациональногоиспользования территорий природного комплекса Москвы с учетом специфики ихместоположения, экологизации градостроительной и хозяйственной деятельности натерритории города, экологического просвещения и природоохранного воспитаниянаселения.
2. На экологическийпарк кроме общих задач особо охраняемой природной территории возлагаютсяследующие задачи:
- разработка,апробация и доведение до стадии внедрения методов и приемов сохранения ивосстановления биологического разнообразия на территориях природного комплексаМосквы;
- экологическоепросвещение и природоохранное воспитание населения, а также экологическоеобразование специалистов системы городского управления;
- восстановлениеисчезнувших на территории города Москвы видов растений и животных и ихрасселение на особо охраняемых природных территориях в городе Москве;
- разработка,апробация и доведение до стадии внедрения экологически ориентированных методови приемов содержания и использования городских земель различногофункционального назначения: городских и пригородных лесопарков, усадебныхпарков, памятников природы и других категорий особо охраняемых природныхтерриторий, зон массового отдыха, сельскохозяйственных угодий и других;
- разработка, апробацияи доведение до стадии внедрения экологически ориентированных методов и приемовэксплуатации автомобильных дорог, инженерно-технических коммуникаций и другихобъектов производственного назначения, имеющихся на территориях природногокомплекса Москвы.
Законом г. Москвы от 17декабря 2008 г. №67 в часть 1 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения
1. Природный заказник- особо охраняемая природная территория, образуемая с целью охраны природных иисторико-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения иливосстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельныхвидов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природныхтерриторий в пределах города.
Использованиетерриторий природных заказников допускается в культурно-просветительских,рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
2. В зависимости отобъекта особой охраны природные заказники могут подразделяться на комплексные,ландшафтные, ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические,гидрологические.
Комплексные заказникиобразуются на территориях природного комплекса Москвы, включающих памятникиистории и культуры, памятники садово-паркового искусства.
Ландшафтные заказникиобразуются на территориях природного комплекса Москвы, отличающихся высокимландшафтным разнообразием.
Ботанические,фаунистические, орнитологические, энтомологические заказники образуются натерриториях природного комплекса Москвы, являющихся местообитаниями редких,находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях города Москвывидов растений, животных нескольких групп, птиц или насекомых.
Гидрологическиезаказники образуются на территориях природного комплекса Москвы для сохраненияи восстановления ценных водных объектов и систем, являющихся местообитаниемредких, находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях городаМосквы видов растений и животных.
1. Памятник природы -особо охраняемая природная территория, на которой представлены объекты живойили неживой природы (уникальные, редкие, хорошо сохранившиеся типичные),имеющие повышенную природоохранную, познавательную и историко-культурнуюценность и значимость в масштабах всего города (памятник природы региональногозначения).
2. В зависимости отобъекта особой охраны памятники природы могут подразделяться на комплексные,геологические, гидрогеологические, геоморфологические, ботанические,дендрологические, зоологические.
3. Памятники природыобразуются на территориях, где располагаются уникальные, редкие и наиболеесохранившиеся природные объекты, а также могут учреждаться в границах особоохраняемых природных территорий иных категорий.
1. Заповедный участок- особо охраняемая природная территория, предназначенная для использования внаучных целях как объект биологического мониторинга или место постоянного иливременного обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видовживотных или растений.
2. Заповедные участкиподразделяются на лесные, луговые, орнитологические, энтомологические, иные.Для территорий, являющихся местом временного обитания редких и находящихся подугрозой исчезновения видов животных, могут устанавливаться заповедные участкивременного характера на период обитания названных видов животных.
3. Заповедные участкиявляются самостоятельной категорией особо охраняемых природных территорий, атакже могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иныхкатегорий.
1. Ботанический сад,дендрологический парк - особо охраняемые природные территории со специальнойколлекцией растений, создаваемой в целях сохранения разнообразия растительногомира и осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
2. Ботанические сады идендрологические парки используются в научных, просветительских и рекреационныхцелях.
1. Городской лес -особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса,расположенный в городской черте, и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие,санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительноевлияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условияотдыха людей в лесной обстановке.
2. Охрана ииспользование территории городских лесов осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и инымзаконодательством.
1. Водо-охранная зона- особо охраняемая природная территория, образуемая на территориях природногокомплекса города Москвы вдоль рек и (или) водоемов вне особо охраняемыхприродных территорий иных категорий в целях предотвращения загрязнения,засорения и истощения поверхностных вод, поддержания водных объектов вэкологически благополучном состоянии, а также для сохранения среды обитанияобъектов животного и растительного мира.
2. В пределахводо-охранных зон в соответствии с Воднымкодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовымиактами выделяются прибрежные защитные полосы с более строгим режимом, чем наиной части водо-охранных зон.
1. В целях обеспечениярежима особо охраняемой природной территории на прилегающих к ней территорияхустанавливается охранная зона.
2. На территорияхохранных зон устанавливаются ограничения хозяйственной и градостроительнойдеятельности, обеспечивающие снижение неблагоприятных воздействий на природныекомплексы и объекты особо охраняемых природных территорий.
3. Границы охранныхзон особо охраняемых природных территорий и режимы ограничения хозяйственной иградостроительной деятельности в этих зонах утверждаются Правительством Москвыпри наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. При определенииграниц и размеров охранных зон особо охраняемых природных территорийучитываются функциональное назначение сопредельных с ними городских территорий,степень экологической опасности производственных и иных объектов на этихтерриториях, планы градостроительного развития и другая проектная документация,утвержденная в установленном порядке.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 в название и текст главы 3 настоящего Закона внесеныизменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
1. На особо охраняемыхприродных территориях в соответствии с зонированием выделяются участки, накоторых не допускается хозяйственная деятельность.
Законом г. Москвы от 4июля 2007 г. №32 в часть 2 статьи 30 настоящего Закона внесены изменения
Законом г. Москвы от 18января 2006 г. №5 в часть 2 статьи 30 настоящего Закона внесены изменения
2. На особо охраняемых природных территориях,категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществлениехозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природнымобъектам, в том числе:
- искаженияисторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- возведение объектовкапитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемойприродной территории, без положительного заключения государственной экспертизы;
- проведение работ,которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности,почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов,без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- применение солей вкачестве противогололедных средств без разрешения специально уполномоченногооргана Правительства Москвы;
- проведение рубок ввыводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- нарушениеместообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы илиявляющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории;
- разведение костров,сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
- заготовка и сборвсех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения,осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древеснойрастительностью);
- использование земельдля садоводства и огородничества;
- повреждение илисамовольные порубки деревьев и кустарников;
- самовольные посадкидеревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан,направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природнойтерритории;
- умышленноепричинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор дикихживотных;
- пребываниепосетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другимиорудиями отстрела или отлова животных;
- проведение массовыхспортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целеймест и без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- размещениенестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемойприродной территории без согласования со специально уполномоченным органомПравительства Москвы;
- выгул собак вграницах заповедных участков особо охраняемой природной территории;
- изменениефункционального назначения земельного участка или его части, если оно можетпривести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемойприродной территории.
- въезд, передвижениелибо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территориив нарушение порядка, установленного Правительством Москвы.
3. На особо охраняемойприродной территории в соответствии с ее зонированием разрешаются:
- строительство зданийи сооружений, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций, необходимыхдля обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемой природнойтерритории в соответствии с целями и задачами ее создания;
- ремонт,реконструкция объектов и сооружений (в соответствии с установленныминормативами), строительство дорог (в утвержденных красных линиях) иинженерно-технических коммуникаций (в существующих границах охранных зон) наземельных участках, на которых допускается ограниченная хозяйственнаядеятельность, в соответствии с установленными режимами регулированияградостроительной деятельности;
- проведение работ,связанных с устранением аварийных ситуаций и ликвидацией их последствий.
Территории и природныеобъекты, нарушенные при производстве работ, подлежат восстановлению.
4. Пользователиземельных участков особо охраняемых природных территорий обязаны допускать назанимаемые ими земельные участки лиц, осуществляющих охрану особо охраняемыхприродных территорий и контроль за соблюдением установленного режима их особойохраны и использования, а также лиц, выполняющих предпроектные изыскания,научно-исследовательские работы и проектные разработки по сохранению и развитиюособо охраняемых природных территорий, при наличии разрешения специальноуполномоченного органа Правительства Москвы.
5. В случае нарушенияустановленного режима использования земельного участка, а равно созданияпрепятствий для посещения занимаемых участков лицами, указанными в части 4настоящей статьи, граждане, должностные лица, юридические лица привлекаются кответственности в соответствии с настоящим Законом, федеральнымзаконодательством и законодательством города Москвы.
В случае грубого либоповторного нарушения гражданами и юридическими лицами режима охраны ииспользования земельного участка договор аренды земельного участка подлежитрасторжению, без права последующего его возобновления, в порядке, установленномзаконодательством.
При прекращениидоговора аренды пользователи освобождаемого земельного участка обязаны привестиего в состояние, пригодное для использования в соответствии с назначением особоохраняемой природной территории.
6. В случае вывода сособо охраняемой природной территории хозяйственного объекта, не связанного сее использованием, предоставление земельного участка в аренду иномупользователю допускается только для использования в соответствии с целями изадачами особо охраняемой природной территории.
Законом г. Москвы от 8 декабря 2004 г. №82 в часть 1 статьи 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие всилу с 1 января 2005 г.
1. Охрана особоохраняемых природных территорий осуществляется путем обеспечения соблюдениятребований Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особоохраняемых природных территориях", Федерального закона от 10 января 2002года № 7-ФЗ "Обохране окружающей среды", Лесного кодексаРоссийской Федерации и иных нормативных правовых актов в области охраныокружающей среды и природопользования, а также настоящего Закона.
Охрана особоохраняемых природных территорий включает:
- наблюдение засостоянием особо охраняемых природных территорий;
- осуществлениемероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территорий в состоянии,соответствующем их назначению;
- реализациюкомплексных программ, направленных на охрану особо охраняемых природныхтерриторий;
- экономическоестимулирование деятельности по охране особо охраняемых природных территорий, втом числе установление льгот по налогообложению;
- привлечение кответственности за несоблюдение режима охраны и использования особо охраняемыхприродных территорий;
- иные мероприятия.
2. Охрана зеленыхнасаждений и объектов животного мира на особо охраняемых природных территорияхв городе Москве осуществляется в соответствии с федеральным законодательством изаконодательством города Москвы.
Законом г. Москвы от 11 мая 2005 г. № 16 в статью 32 настоящего Закона внесены изменения
1. Организация охраныособо охраняемых природных территорий возлагается на пользователей территорий,а также на специальную службу охраны особо охраняемых природных территорий -структурное подразделение учреждения, организации, осуществляющих охрану,содержание и использование особо охраняемой природной территории (далее -служба охраны).
2. В состав службыохраны входят старшие государственные инспектора по охране особо охраняемыхприродных территорий и государственные инспектора по охране особо охраняемыхприродных территорий.
Директор учреждения,организации, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемойприродной территории, является главным государственным инспектором по охранеособо охраняемых природных территорий.
Заместители директора учреждения,организации, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемойприродной территории, являются заместителями главного государственногоинспектора по охране особо охраняемых природных территорий.
3. Полномочия службыохраны и соответствующих государственных инспекторов по охране особо охраняемыхприродных территорий определяются Правительством Москвы в соответствии сфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, атакже настоящим Законом.
Законом г. Москвы от 8 декабря 2004 г. №82 часть 1 статьи 33 настоящего Закона изложена в новой редакции,вступающей в силу с 1 января 2005 г.
1. Государственныйконтроль за состоянием особо охраняемых природных территорий регионального значения,а также за осуществлением всех видов деятельности, оказывающих или способныхоказать воздействие на природные объекты и комплексы особо охраняемых природныхтерриторий, осуществляют специально уполномоченный орган Правительства Москвы,орган исполнительной власти города Москвы в области градостроительства, органыгосударственной земельной инспекции, органы внутренних дел в пределах ихкомпетенции.
2. Государственныйконтроль за состоянием особо охраняемых природных территорий федеральногозначения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством инормативными правовыми актами города Москвы.
3. При передаче особоохраняемых природных территорий федерального значения в управление городаМосквы государственный контроль в области организации и функционированияосуществляется в установленном настоящим Законом порядке.
Нарушениезаконодательства города Москвы об особо охраняемых природных территориях влечетадминистративную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Законом г. Москвы от 4 июля2007 г. № 32 в главу 4 настоящего Закона внесены изменения
Законом г. Москвы от 18января 2006 г. № 5 глава 4 настоящего Закона изложена в новой редакции
Законом г. Москвы от 11 мая 2005 г. №16 часть 2 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции
Исключена с 1 января 2008г.
1. Настоящий Законвступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. Законы и иныенормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствии с настоящимЗаконом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва,
Московская городская Дума
26 сентября 2001 года
№ 48