Закон 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Академия

Закон 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве»

Обозначение: Закон 41
Название рус.: Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве
Статус: не действующий
Заменен: Закон 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 22.08.2003
Дата окончания срока действия: 08.08.2008
Утвержден: Московская городская Дума (11.06.2003)
Опубликован: газета "Тверская, 13" № 97 2003
Закон г. Москвы от11 июня 2003 г. N 41

Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности впериод строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонтаградостроительных объектов в городе Москве

 

Настоящий Законявляется частью законодательства города Москвы о градостроительстве ирегулирует отношения, возникающие в период строительства,реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве, в целяхобеспечения прав жителей города Москвы на благоприятнуюсреду жизнедеятельности и защиты прилегающих к участкам строительства территорийот неблагоприятных воздействий, а также устанавливает ответственность занарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности вуказанный период.

 

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом

Статья 3. Правовая основа обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 4. Требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 5. Выполнение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 6. Обеспечение прав граждан, их объединений и юридических лиц на информирование и участие в подготовке решений по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства

Статья 7. Требования, предъявляемые к строительным нормам и правилам города Москвы, направленным на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 8. Требования к градостроительной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 9. Требования к актам разрешенного использования земельных участков в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 10. Требования к проектной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 11. Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности при подготовке и выполнении работ по строительству

Статья 12. Обеспечение требований благоустройства участка строительства и прилегающих к нему территорий после завершения работ по строительству

Статья 13. Контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 14. Ответственность за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 15. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности, гражданам и юридическим лицам в период строительства

Статья 16. Заключительные положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются понятия,определенные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, законах городаМосквы о градостроительстве, а также следующие основные понятия:

1) градостроительный объект - отдельноездание, строение, сооружение, в том числе объект транспортной, инженернойинфраструктур, парк, сад, бульвар, сквер, а также градостроительный комплекс,включающий два и более компактно расположенных градостроительных объекта,объединенных общим архитектурно-градостроительным решением;

2) благоприятная среда жизнедеятельности -состояние территории и градостроительных объектов, отвечающее установленнымфедеральным законодательством и законами города Москвы требованиям защитытерритории и населения от опасных воздействий природного и техногенногохарактера, экологической безопасности и охраны окружающей среды,санитарно-эпидемиологического благополучия, беспрепятственного доступа гражданк объектам инфраструктуры, надежности инженерного обеспечения и бесперебойноготранспортного и коммунально-бытового обслуживания и благоустройства территории,а также иным требованиям, обеспечивающим безопасность и комфортностьжизнедеятельности;

3) строительство градостроительного объекта(далее - строительство) - комплекс работ по созданию нового градостроительногообъекта и соответствующему инженерному обеспечению и благоустройствутерритории;

4) реконструкция градостроительного объекта(далее - реконструкция) - комплекс работ по изменениюархитектурно-градостроительного решения существующего градостроительногообъекта путем создания капитальных пристроек, надстроек, мансард, изменениянесущих конструкций и систем инженерного оборудования объекта, а такжесоответствующего изменения инженерного обеспечения и благоустройстватерритории;

5) комплексный капитальный ремонт градостроительногообъекта (далее - комплексный капитальный ремонт) - комплекс работпо модернизации, частичной замене конструкций, систем инженерного оборудованиясуществующего здания (строения, сооружения), включающих строительно-монтажные,монтажные работы и (или) требующих выделения и обустройства участкастроительства;

6) участок строительства - земельныйучасток, выделенный в установленном федеральным законодательством и законамигорода Москвы порядке на период строительства, имеющий установленные всоответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы границы ипредназначенный для подготовки и выполнения работ по строительству,реконструкции, комплексному капитальному ремонту, в том числе для размещениявременных сооружений, механизмов и оборудования, складирования строительныхматериалов, изделий и конструкций;

7) территория, прилегающая к участку строительства(далее - прилегающая территория) - территория в границах, определенных вустановленном порядке на основе градостроительной документации, подлежащаязащите в период строительства отнеблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству,реконструкции, комплексному капитальному ремонту;

8) период строительства, реконструкции, комплексногокапитального ремонта (далее - период строительства) - периодвремени от получения разрешения на начало работ по подготовке и обустройствуучастка строительства до государственной приемки объекта в эксплуатацию,включающий выполнение и завершение всех необходимых работ по строительству,реконструкции, комплексному капитальному ремонту и благоустройству участкастроительства и прилегающей территории;

9) разрешение (ордер) на выполнение работ построительству - документ, являющийся основанием для начала ивыполнения исполнителем (подрядчиком) отдельных подготовительных, земляных,строительно-монтажных работ или этапов указанных работ в соответствии сутвержденной проектной документацией и выдаваемый на основании разрешения настроительство в порядке, установленном федеральным законодательством и законамигорода Москвы.

 

Статья 2. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом

Субъектами отношений,регулируемых настоящим Законом, являются:

1) физические июридические лица, являющиеся инвесторами, застройщиками (заказчиками),исполнителями (подрядчиками) работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции, комплексногокапитального ремонта градостроительногообъекта;

2) граждане,проживающие на прилегающих территориях, граждане и юридические лица, являющиесясобственниками, иными законными пользователями объектов недвижимости, в томчисле жилых и (или) нежилых помещений или осуществляющие хозяйственнуюдеятельность на прилегающих территориях;

3) органыисполнительной власти города Москвы;

4) органы местногосамоуправления в городе Москве;

5) уполномоченныегосударственные органы экспертизы, уполномоченные органы надзора, контроля завыполнением работ по строительству.

 

Статья 3. Правовая основа обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в периодстроительства

Правовой основойобеспечения благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта) являются Конституция Российской Федерации,гражданское законодательство, федеральное законодательство оградостроительстве, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха,об охране и использовании памятников истории и культуры, об особо охраняемыхприродных территориях, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, о санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения, о лицензировании отдельных видов деятельности, осертификации продукции и услуг, о стандартизации, земельное законодательство,водное законодательство, законодательство о недрах, а также Устав городаМосквы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

 

Статья 4. Требования по обеспечению благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства

1.Состояние среды жизнедеятельности на участках строительстваи прилегающих к ним территориях в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта) должно соответствовать требованиям:

1) безопасностипроизводства работ, строительной техники и оборудования и применяемыхматериалов, изделий, конструкций, требованиям защиты прилегающих территорий иобъектов недвижимости от воздействия чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, связанным с выполнением работ по строительству, реконструкциии комплексному капитальному ремонту градостроительных объектов;

2) охраны окружающейсреды, санитарного благополучия, защиты расположенных на участке строительстваи подлежащих сохранению объектов недвижимости, благоустройства, озеленения,технико-эксплуатационным и эстетическим условиям обустройства, содержания иограждения участков строительства, а также требованиям защиты прилегающихтерриторий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, ихтранспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовыхвоздействий, вибрации, загазованности и запыления атмосферного воздуха,загрязнения почвы и искусственных покрытий поверхности земли;

3) обеспечениябеспрепятственного безопасного доступа граждан к объектам социальной,транспортной и инженерной инфраструктур, отдыха и озеленения, а такжетребованиям комплексного благоустройства, инженерного обеспечения прилегающихтерриторий, бесперебойного транспортного и коммунально-бытового обслуживаниянаселения;

4) иным требованиям пообеспечению благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства, установленным федеральным законодательством, законами идругими нормативными правовыми актами города Москвы.

2.Требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства(реконструкции,комплексногокапитального ремонта) обязательны для застройщиков(заказчиков), разработчиков градостроительной и проектной документации,исполнителей работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции,комплексного капитального ремонта. Указанные лица несут ответственность занарушение требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности всоответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

 

Статья 5. Выполнение требований по обеспечению благоприятнойсреды жизнедеятельности в период строительства

Выполнение требованийпо обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительствадостигается:

1) обеспечением правграждан, их объединений и юридических лиц на информирование и участие вподготовке решений по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства;

2) государственнымнормированием проектирования, организации и выполнения работ по строительству,реконструкции и комплексному капитальному ремонту в части защиты,благоустройства и обслуживания территорий в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта);

3) обязательностьюгосударственной экспертизы положений градостроительной и проектной документациив части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в периодстроительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

4) исполнениемобязательств по договору (контракту) между городом Москвой и застройщиком(заказчиком);

5) включением в составтребований разрешенного использования земельного участка требований пообеспечению благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства(реконструкции, комплексного капитального ремонта);

6) выдачей разрешенийна выполнение работ по строительству;

7) государственным,муниципальным и общественным контролем за выполнением работ и приемкой вэксплуатацию законченных строительством объектов;

8) приостановлением,прекращением работ, ведущихся с нарушением требований обеспечения благоприятнойсреды жизнедеятельности;

9) привлечением кответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения благоприятнойсреды жизнедеятельности в период строительства;

10) возмещением вреда,причиненного среде жизнедеятельности, гражданам, юридическим лицам вследствиенарушения в период строительства (реконструкции, комплексного капитальногоремонта) требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.

 

Статья 6. Обеспечение прав граждан, их объединений июридических лиц на информирование и участие в подготовке решений по защите,благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства

1.Граждане, проживающие на прилегающей к участкам строительстватерритории, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками и инымизаконными пользователями объектов недвижимости на указанных выше территориях, атакже органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения,фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в областиохраны благоприятной среды жизнедеятельности, вправе получать информацию оградостроительной и проектной документации (ее подготовке) в части вопросовобеспечения в ней требований благоприятной среды жизнедеятельности в периодстроительства, направлять свои обращения в органы местного самоуправления, втерриториальные органы исполнительной власти города Москвы, проводитьнезависимую экспертизу указанной документации до ее утверждения в порядке,установленном нормативными правовыми актами города Москвы, а также осуществлятьиные действия, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства на прилегающих территориях, в соответствии с федеральнымзаконодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

2.Территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления всоответствии с их компетенцией рассматривают обращения граждан и юридическихлиц по указанным в части 1 настоящей статьи вопросам ипредоставляют гражданам и юридическим лицам обоснованные ответы в порядке,установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.

3.Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц впериод строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта)решаются путем согласительных процедур в порядке, установленном федеральнымзаконодательством, нормативными правовыми актами города Москвы, или судом.

4.Граждане и юридические лица вправе безотлагательно, но не позднее семи дней содня обращения получать информацию о наличии оформленных в установленном порядкеразрешенийна выполнение работ по строительствуградостроительныхобъектов в органе государственногоархитектурно-строительного надзора города Москвы, в уполномоченном органеисполнительной власти города Москвы в области административно-техническогонадзора, соответствующем территориальном органе исполнительной власти городаМосквы.

5.В случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления,предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии средыжизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях граждане и юридические лицаимеют право обращаться в суд.

 

Статья 7. Требования, предъявляемые к строительным нормам иправилам города Москвы, направленным на обеспечение благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства

1.Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на обеспечениеблагоприятной среды жизнедеятельности в период строительства,должны содержать положения, определяющие:

1) порядок и правилаустановления границ участков строительства;

2) порядок и правилаустановления границ прилегающих территорий;

3) нормы и правила,обеспечивающие защиту прилегающих территорий в период строительства(реконструкции, комплексного капитального ремонта) от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера и от неблагоприятных воздействий, связанныхс выполнением работ по строительству, в соответствии с требованиямибезопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающейсреды;

4) нормы и правилаинженерного обеспечения, организации транспортного, культурно-бытового икоммунально-бытового обслуживания, организации пешеходного движения наприлегающих территориях в периодстроительства (реконструкции, комплексного капитальногоремонта);

5) нормы и правилакомплексного благоустройства и озеленения, в том числе в случаях, установленныхзаконодательством, - компенсационного озеленения прилегающих территорий впериод строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

6) нормы и правилаустройства ограждений, обустройства, содержания, инженерного обеспечения итранспортного обслуживания участковстроительства;

7) нормы и правила,обеспечивающие безопасность работ по строительству и предотвращениевозникновения в период строительства (реконструкции, комплексного капитальногоремонта) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8) нормативные срокипродолжительности строительства (реконструкции, комплексного капитальногоремонта) и отдельных видов подготовительных, земляных и строительно-монтажныхработ и порядок их выполнения, в том числе в ночное время суток, в выходныедни, в дни государственных праздников;

9) порядок полученияразрешений на выполнение работ по строительству;

10) порядокприостановления, прекращения работ по строительству в случаях возникновениянепредвиденных угроз безопасности или нарушений установленного порядкавыполнения работ, правила содержания участков строительства, прилегающихтерриторий после приостановления, прекращения работ;

11) нормы и правила,обеспечивающие комплексное благоустройство участков строительства и прилегающихтерриторий после завершения работ по строительству (реконструкции, комплексномукапитальному ремонту);

12) порядокгосударственной приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительствомобъектов;

13) особенностиобеспечения благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства на территориях, отнесенных к различным типамфункционального, строительного, ландшафтного назначения в соответствии сЗаконом города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительномзонировании территории города Москвы";

14) специальныеправила по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на особоохраняемых природных территориях и иных территориях природного комплекса;

15) специальныеправила по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на территорияхобъектов культурного наследия и зон их охраны;

16) состав и порядокразработки, согласования и утверждения разделов градостроительной документации,содержащих меры по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в периодстроительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

17) состав и порядокразработки, согласования и утверждения проектной документации, содержащей мерыпо обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта),включая проекты организации строительства и проекты производства работ.

2.Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на обеспечениеблагоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта), утверждаются и вводятся в действиенормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральнымзаконодательством и законами города Москвы.

3.Строительные нормы и правила города Москвы до их утверждения подлежатгосударственной экологической экспертизе, государственной вневедомственнойэкспертизе, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительнойвласти города Москвы в области административно-технического надзора встроительстве, уполномоченным органом государственногоархитектурно-строительного надзора города Москвы, органом архитектуры и градостроительствагорода Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы вобласти природопользования и охраны окружающей среды, органом государственногосанитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, уполномоченнымгосударственным органом по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайныхситуаций в городе Москве, уполномоченным органом государственнойпротивопожарной службы в городе Москве, уполномоченным органом государственнойинспекции безопасности дорожного движения в городе Москве, уполномоченнымиорганами исполнительной власти города Москвы в области жилищно-коммунальногохозяйства, благоустройства, топливно-энергетического хозяйства, транспорта исвязи, префектами административных округов города Москвы с учетом заключений главуправ районов и органов местного самоуправления.

4.Строительные нормы и правила города Москвы, содержащие положения, относящиеся ксовместному ведению Российской Федерации и города Москвы, должнысоответствовать федеральным строительным нормам и правилам, а также подлежатсогласованию в части указанных положений с федеральным органом исполнительнойвласти в области архитектуры и градостроительства. Правительство Москвы можетустанавливать дополнительные по сравнению с установленными федеральнымистроительными нормами и правилами требования по обеспечению благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства, учитывающие градостроительные и иныеособенности города Москвы.

5.Утвержденные Правительством Москвы строительные нормы и правила подлежатрегистрации в порядке, установленном законодательством, после чего подлежатопубликованию.

6.Нарушение при проектировании, строительстве, реконструкции, комплексномкапитальном ремонте строительных норм и правил города Москвы в части требованийобеспечения благоприятнойсреды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта) является основанием для привлечения виновныхв указанных нарушениях к административной ответственности, а также дляобращения в суд.

 

Статья 8. Требования к градостроительной документации в частиобеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Проекты планировки,градостроительные обоснования строительства, реконструкции, комплексногокапитального ремонта градостроительных объектовдолжны содержать оценки предполагаемого воздействия работ по строительству насостояние территории в периодстроительства, определять территории, подлежащие защите отнеблагоприятных воздействий в период строительства. Градостроительнаядокументация, содержащая указанные в настоящей статье положения, подлежитсогласованию с уполномоченными органами государственного надзора,соответствующими территориальными органами исполнительной власти города Москвыи органами местного самоуправления, уполномоченным органом исполнительнойвласти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды,подлежит государственной экологической экспертизе и государственнойвневедомственной экспертизе в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 9. Требования к актам разрешенного использованияземельных участков в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности впериод строительства

1.В актах разрешенного использования земельных участков в соответствии сградостроительной документацией должны быть указаны ограничения дляустановления границ участка строительства,прилегающиетерритории, подлежащие защите, благоустройству впериод строительства, требования к разработке в проектной документациимероприятий по защите прилегающей территории в период строительства(реконструкции, комплексного капитального ремонта), а при необходимости -требования к выполнению в целях обоснования проектных решений по обеспечениюблагоприятной среды жизнедеятельности в период строительства предпроектныхнаучно-исследовательских работ, изысканий, обследований территории, объектовнедвижимости, зеленых насаждений.

2.Требования обеспечения благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства, содержащиеся в актах разрешенного использованияземельных участков, подлежат обязательному включению в условия конкурсов настроительство, реконструкцию, комплексный капитальный ремонт градостроительныхобъектов.

3.Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы должны включать всостав договоров (контрактов) с застройщиками (заказчиками) взаимныеобязательства города Москвы и застройщиков (заказчиков) по обеспечениюблагоприятной среды жизнедеятельности в период строительства в соответствии сактом разрешенного использования земельного участка.

 

Статья 10. Требования к проектной документации в частиобеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1.Проект организации строительства, разрабатываемый в составе проектнойдокументации, должен в соответствии с актом разрешенного использованияземельного участка, градостроительными, строительными исанитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать границы участка строительства,определять проектные решения на участке строительства и прилегающей территориипо предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечениюсанитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды,благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного движения,размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок общественноготранспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания населения впериод строительства, а также определять сроки и очередность выполнения работ.Указанные в настоящей части проектные решения подлежат в течение 30 днейсогласованию с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы игородскими организациями, государственной экспертизе градостроительной ипроектной документации, а также подлежат государственной экологическойэкспертизе в порядке и в сроки, установленные законодательством.

2.В случаях, когда требования законодательства по обеспечению благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексногокапитального ремонта) могут быть выполнены только путем осуществленияконструктивных, инженерно-технических и иных мероприятий в отношении непринадлежащих застройщику (заказчику) объектов недвижимости на прилегающей кучастку строительства территории, такие мероприятия должны предусматриватьсяпроектной документацией при условии письменного согласия собственниковуказанных объектов недвижимости (или управомоченных ими лиц) и осуществленияуказанных мероприятий за счет средств застройщика (заказчика).

 

Статья 11. Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности приподготовке и выполнении работ по строительству

1.Подготовка и выполнение работ по строительству(реконструкции,комплексномукапитальному ремонту) осуществляются в соответствии сградостроительными, строительными, санитарными нормами и правилами иутвержденной в установленном порядке проектной документацией при наличии узастройщика (заказчика) разрешения на строительство.

2.Основанием для выполнения исполнителем (подрядчиком) подготовительных,земляных, строительно-монтажных работ, работ по благоустройству на участкестроительства и прилегающей территории являются разрешение на производствостроительно-монтажных работ, выдаваемое органом государственногоархитектурно-строительного надзора города Москвы, и ордер на производствоподготовительных, земляных и строительных работ, выдаваемый уполномоченныморганом исполнительной власти города Москвы в областиадминистративно-технического надзора.

Формы, порядок выдачи,порядок продления сроков действия, порядок прекращения действия указанных вышеразрешений, ордеров, а также перечень видов работ, для выполнения которых нетребуется получение разрешений, ордеров, устанавливаются нормативными правовымиактами Правительства Москвы в соответствии с законодательством.

3.Производство подготовительных, земляных и строительных работ всех видов и навсех этапах разрешается только после выполнения соответствующих мер пообеспечению безопасности, благоустройства, обслуживания прилегающей территориив периодстроительства (реконструкции, комплексногокапитального ремонта), предусмотренных утвержденным проектом организациистроительства.

4.Даты начала и завершения работ по строительству устанавливаются ордером напроизводство подготовительных, земляных и строительных работ в соответствии сутвержденным проектом организации строительства.

5.Не позднее чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительстваи прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить награнице участки строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей кучастку строительства территории и содержащий информацию о проектестроительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживаниюприлегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство,о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполненияработ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросамстроительства, реконструкции. Требования к размещению указанных информационныхстендов, их составу и оформлению устанавливаются органом архитектуры иградостроительства города Москвы.

 

Статья 12. Обеспечение требований благоустройства участкастроительства и прилегающих к нему территорий после завершения работ построительству

1.Приемка в эксплуатацию завершенного строительством объекта осуществляетсятолько при условии выполнения в полном объеме работ по благоустройству участкастроительства и прилегающей к нему территории всоответствии с проектной документацией, градостроительными, строительными исанитарными нормами и правилами в части комплексного благоустройстватерритории.

2.В период, когда по климатическим условиям (с ноября по апрель) не могут бытьпроведены работы по благоустройству и озеленению, объект может быть принят вэксплуатацию с не завершенными в полном объеме работами по благоустройству иозеленению. В этом случае к акту приемки объекта в эксплуатацию должна бытьприложена письменная гарантия застройщика (заказчика) и исполнителя(подрядчика) работ завершить работы по благоустройству и озеленению в разумныесроки.

3.Порядок приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов, порядокобжалования решений о приемке (об отказе в приемке) в эксплуатацию объектовустанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органовисполнительной власти и нормативными правовыми актами Правительства Москвы всоответствии с действующим законодательством.

4.Комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектовсоздаются (кроме предусмотренных законодательством случаев созданияведомственных комиссий) префектами соответствующих административных округов.Должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы вобласти административно-технического надзора, должностные лица соответствующихуправ районов, органов местного самоуправления участвуют в работе указанныхкомиссий, подписывают акты приемки объектов в эксплуатацию. Акты приемкиобъектов в эксплуатацию утверждаются префектами административных округов.

5.Префекты административных округов, должностные лица уполномоченного органаисполнительной власти города Москвы в области административно-техническогонадзора, управ районов, а также должностные лица органов местного самоуправленияучаствуют в работе ведомственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию всоответствии с действующим законодательством.

 

Статья 13. Контроль за обеспечением благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства

1.Состояние среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта) подлежит государственному, муниципальному иобщественному контролю.

2.Государственный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства(реконструкции,комплексногокапитального ремонта) осуществляют: орган государственногоархитектурно-строительного надзора в городе Москве, иные специальноуполномоченные органы государственного надзора в соответствии с ихкомпетенцией, установленной федеральным законодательством, уполномоченныеорганы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией,установленной законами города Москвы, нормативными правовыми актамиПравительства Москвы.

3.Мероприятия по контролю за состоянием среды жизнедеятельности в периодстроительства осуществляются только на основании соответствующих распоряжений(приказов) уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в областиконтроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства.

4.Уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области контроляза состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта) на участках строительства и прилегающихтерриториях являются:

1) уполномоченныйорган исполнительной власти города Москвы в области административно-техническогонадзора;

2) уполномоченныйорган исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраныокружающей среды;

3) территориальныеорганы исполнительной власти города Москвы.

5.Обязательному государственному контролю за состоянием среды жизнедеятельности впериодстроительства (реконструкции, комплексногокапитального ремонта) на участках строительства и прилегающих территорияхподлежат:

1) соответствиевыполняемых работ, состояния участкастроительства, прилегающей к нему территории и объектастроительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта утвержденнойпроектной документации, включая проект организации строительства;

2) соответствие выполняемыхработ, состояния участка строительства, прилегающей к нему территории, объектастроительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта и используемойтехники действующим нормативным правовым актам в области строительства,безопасности территории, санитарно-эпидемиологического благополучия,природопользования и охраны окружающей среды, территорий природного комплекса изеленых насаждений, охраны памятников истории и культуры, использования иохраны земель, благоустройства территории, иным требованиям законодательства;

3) наличие разрешенийна производство строительно-монтажных работ, ордеров на производствоподготовительных, земляных и строительных работ, рабочей документации,соответствующей требованиям строительных норм и правил, лицензий на выполнениеподлежащих лицензированию работ, сертификатов подлежащей обязательнойсертификации продукции (строительных материалов, изделий, конструкций,оборудования);

4) соблюдениеустановленных сроков выполнения подготовительных, земляных и строительных работ,работ по благоустройству и озеленению территории;

5) своевременность инадлежащее устранение выявленных нарушений требований обеспечения благоприятнойсреды жизнедеятельности в период строительства.

6.Организация государственного контроля должна обеспечивать своевременное,комплексное и полное выявление и устранение нарушений требований обеспеченияблагоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта), исключая при этом неоправданное нарушениепорядка и графиков выполнения работ. В этих целях уполномоченный органисполнительной власти города Москвы в области административно-техническогонадзора осуществляет координацию контрольной деятельности уполномоченныхорганов исполнительной власти города Москвы, а также (если иное не установленозаконодательством) координацию контрольной деятельности специальноуполномоченных органов государственного надзора, обеспечивает взаимодействие сорганами местного самоуправления. Порядок осуществления органами исполнительнойвласти города Москвы контроля за состоянием среды жизнедеятельности в периодстроительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта)устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Москвы всоответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Порядоквзаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со специальноуполномоченными органами государственного надзора устанавливаетсяПравительством Москвы совместно с указанными специально уполномоченнымиорганами, если иное не установлено законодательством.

7.Должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы вобласти контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства(реконструкции,комплексногокапитального ремонта) имеют в пределах своих полномочий и вустановленном порядке право:

1) участвовать впроверках, осуществляемых специально уполномоченными органами государственногонадзора, получать информацию о результатах проверок, проводимых специальноуполномоченными органами государственного надзора;

2) привлекать кпроверкам представителей специально уполномоченных органов государственногонадзора;

3) беспрепятственнонаходиться и исполнять свои обязанности на территории участка строительства и прилегающей территории;

4) требовать отзастройщиков (заказчиков), исполнителей (подрядчиков) работ предъявления разрешений на строительство,разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на производствоподготовительных, земляных и строительных работ, утвержденной проектнойдокументации, рабочей документации, а в случаях, установленныхзаконодательством, - соответствующих лицензий, сертификатов;

5) направлять вфедеральные органы исполнительной власти, в Правительство Москвы, впрокуратуру, в суд материалы проверок для решения вопроса о привлечении виновныхлиц к ответственности за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в периодстроительства;

6) предоставлять всредства массовой информации данные о результатах проверок и мерах по устранениюнарушений.

8.По результатам контроля должностным лицом (лицами) уполномоченного органаисполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием средыжизнедеятельности в период строительства, осуществляющим проверку, составляетсяакт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления по результатамконтроля административного правонарушения должностным лицом (лицами)уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области контроляза состоянием среды жизнедеятельности в период строительства составляетсяпротокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленныхнарушений. Протокол подписывается уполномоченным должностным лицом (лицами),установившим нарушения, регистрируется в установленном порядке. Копии протоколапередаются под расписку ответственным представителям застройщика (заказчика) иисполнителя (подрядчика) работ. Протокол является основанием для привлечения к ответственностивиновных в нарушении требований по обеспечению благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства. Предписанием является письменныйдокумент, содержащий указание уполномоченного органа исполнительной властигорода Москвы (должностного лица) в области контроля за состоянием средыжизнедеятельности в период строительства о необходимости совершения действий,направленных на устранение выявленных правонарушений в указанный в предписаниисрок.

9.Муниципальный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности впериод строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) натерриториях муниципальных образований осуществляют во взаимодействии сгосударственными органами соответствующие органы местного самоуправления впределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством изаконами города Москвы.

10.Органы местного самоуправления имеют право:

1) самостоятельнопроверять в период строительства (реконструкции, комплексного капитальногоремонта) состояние прилегающих территорийи внешний вид участков строительства, требовать от исполнителей (подрядчиков)работ предъявления ордеров на выполнение работ на прилегающих территориях,копий разрешений на строительство, материалов проектной документации в частизащиты и благоустройства прилегающих территорий, внешнего вида участкастроительства;

2) требовать порезультатам самостоятельных проверок или на основании обращения гражданпроведения проверок состояния среды жизнедеятельности в период строительстваорганами государственного контроля;

3) участвовать, еслииное не установлено законодательством, в проверках, осуществляемых органамигосударственного контроля;

4) требовать порезультатам проверок принятия органами государственного контроля решений обустранении выявленных нарушений, о прекращении работ, ведущихся с нарушениями;

5) получать от органовгосударственного контроля своевременную информацию о принятых ими мерах поустранению нарушений требований обеспечения благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства(реконструкции, комплексного капитального ремонта).

11.Требования, предъявляемые в пределах их полномочий органами и должностнымилицами, осуществляющими контроль за обеспечением благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитальногоремонта), обязательны для застройщиков (заказчиков), исполнителей (подрядчиков)работ независимо от форм собственности организаций, являющихся застройщиками(заказчиками), исполнителями (подрядчиками) работ.

12.Действия или бездействие органов и должностных лиц, осуществляющих контроль заобеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства(реконструкции, комплексного капитального ремонта), могут быть обжалованы всуде.

13.Общественный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности впериод строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта)осуществляют уполномоченные представители граждан, являющихся законнымипользователями объектов недвижимости, расположенных на прилегающих к участкамстроительства территориях, а также уполномоченные представители органовтерриториального общественного самоуправления и иных объединений указанных вышеграждан, уполномоченные представители общественных объединений, фондов и иныхнекоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения благоприятной средыжизнедеятельности. Общественный контроль проводится всоответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Лица,осуществляющие общественный контроль, имеют право:

1) участвовать впроверках, проводимых органами государственного контроля, органами местногосамоуправления, если иное не установлено законодательством;

2) получать в органахгосударственного контроля информацию о наличии разрешений на строительство, ордеров на выполнениеработ на прилегающих территориях;

3) получать черезорганы государственного контроля доступ к проектной документации в части ееположений по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;

4) требовать оторганов государственного контроля, органов местного самоуправления проведенияпроверок состояния среды жизнедеятельности в период строительства;

5) получать от органовгосударственного контроля, органов местного самоуправления информацию орезультатах проверок и мерах по устранению выявленных нарушений.

 

Статья 14. Ответственность за нарушение требований пообеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1.Ответственность за нарушение требований по обеспечению благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексногокапитального ремонта) устанавливается федеральным законодательством, настоящимЗаконом и иными законами города Москвы.

2.Выполнение работ, требующих разрешений на производство строительно-монтажныхработ, ордеров на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ,без получения указанных разрешений, ордеров или по истечении сроков их действиявлечет за собой ответственность, установленную законодательством обадминистративных правонарушениях.

3.Выполнение работ с нарушением строительных норм и правил города Москвы,указанных в статье6 настоящего Закона, с нарушениемутвержденной проектной документации, включая проект организации строительства,влечет за собой ответственность, установленную законодательством обадминистративных правонарушениях.

4.Приостановление основных подготовительных, земляных, строительных работ, работпо благоустройству прилегающей территории, ведущихся с оформленнымисоответствующим протоколом нарушениями, на срок более десяти дней влечет засобой приостановление действия разрешения на строительство.

5.Неисполнение, ненадлежащее, несвоевременное исполнение оформленныхсоответствующим протоколом (предписанием) требований уполномоченных органовгосударственного контроля за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельностив период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта)влечет за собой ответственность, установленную законодательством обадминистративных правонарушениях, а также приостановление действия разрешенияна строительство в порядке, установленном законом города Москвы.

6.Существенные нарушения требований обеспечения благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексногокапитального ремонта), создающие угрозу безопасности населения и территории,нарушающие установленный проектом организации строительства режимбесперебойного инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытовогообслуживания прилегающихтерриторий в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта), влекут за собой прекращение действияразрешения на строительство в порядке, установленном законом города Москвы, а вслучаях, установленных законодательством, - лишение исполнителя (подрядчика) лицензийна выполнение работ, подлежащих лицензированию.

7.Работы, ведущиеся с нарушениями требований обеспечения благоприятной средыжизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта), приостанавливают: уполномоченный органисполнительной власти города Москвы в области административно-техническогонадзора, Правительство Москвы, а в случаях, установленных законодательством, -специально уполномоченные органы государственного надзора.

8.Должностные лица, ответственные за соблюдение требований обеспеченияблагоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,комплексного капитального ремонта), несут ответственность за неисполнение, ненадлежащееисполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством.

 

Статья 15. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности, гражданам и юридическимлицам в период строительства

Вред, причиненныйсреде жизнедеятельности, гражданам и юридическим лицам вследствие нарушениятребований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, подлежит возмещениюв полном объеме в соответствии с законодательством.

 

Статья 16. Заключительные положения

1.Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официальногоопубликования.

2. ПравительствуМосквы привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течениешести месяцев после вступления его в силу, а также разработать и утвердить вустановленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для реализациинорм настоящего Закона, в течение девяти месяцев после вступления его в силу.

 

Мэр Москвы                                                                                                             Ю.М.Лужков

 

Москва,

Московская городскаяДума

11 июня 2003 года

N 41