Закон 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Академия

Закон 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве»

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере землепользования и застройки в городе Москве, устанавливает градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраны земель в городе Москве и контроля за их использованием, порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению находящимися в собственности города Москвы землями в городе Москве, а также устанавливает общие принципы платы за использование земель в городе Москве.

Обозначение: Закон 27
Название рус.: О землепользовании и застройке в городе Москве
Статус: не действующий
Заменен: Закон 48 «О землепользовании в городе Москве»
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 26.06.2003
Дата окончания срока действия: 19.12.2007
Разработан: Правительство Москвы
Утвержден: Правительство Москвы (14.05.2003)
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы № 34 2003

Законг. Москвы от 14 мая 2003 г. N 27

Оземлепользовании и застройке в городе Москве

(сизменениями от 14 апреля 2004 г., 7 июня 2006 г., 21 ноября 2007 г.)

 

Настоящий Законрегулирует отношения в сфере землепользования и застройки в городе Москве, устанавливаетградостроительные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраныземель в городе Москве и контроля за их использованием, порядок осуществлениягородом Москвой полномочий по управлению и распоряжению находящимися всобственности города Москвы землями в городе Москве, а также устанавливаетобщие принципы платы за использование земель в городе Москве.

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные положения

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в области регулирования землепользования и застройки в городе Москве

Статья 4. Полномочия исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки

Глава 2. Права на землю, возникновение и прекращение прав на землю в городе Москве

Статья 5. Собственность на землю в городе Москве

Статья 6. Отчуждение земельных участков из собственности города Москвы

Статья 7. Торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договора аренды таких земельных участков

Статья 8. Передача земельного участка по итогам выполнения контракта на реализацию инвестиционного проекта по строительству

Статья 9. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Статья 10. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Статья 11. Предоставление в частную собственность земельных участков с расположенными на них индивидуальными жилыми домами

Статья 12. Земельные участки в составе кондоминиумов

Статья 13. Аренда земельных участков

Статья 14. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности города Москвы

Статья 15. Срок договора аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы

Статья 16. Особенности предоставления прав на находящиеся в собственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями

Статья 17. Оформление права на земельный участок при переходе права собственности на расположенное на нем здание, строение или сооружение

Статья 18. Предоставление земельных участков для использования постоянными дипломатическими представительствами иностранных государств

Статья 19. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, находящихся в собственности города Москвы

Глава 3. Плата за землю в городе Москве

Статья 20. Плата за использование земель, находящихся в собственности города Москвы

Статья 21. Установление платы за землю

Статья 22. Земельный налог

Статья 23. Плата за право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы

Статья 24. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы

Статья 25. Плата за оформление правоустанавливающих документов на земельные участки

Глава 4. Градостроительные требования к землепользованию в городе Москве

Статья 26. Установление градостроительных требований к землепользованию в городе Москве

Статья 27. Разрешенное использование земельного участка

Статья 28. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при осуществлении на земельном участке строительства, реконструкции градостроительного объекта

Статья 29. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при изменении фактического использования земельного участка, не связанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта

Статья 30. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при приватизации земельного участка и оформлении иных прав на земельный участок

Статья 31. Приведение фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию

Статья 32. Резервирование земель для государственных нужд города Москвы

Глава 5. Охрана земель города Москвы

Статья 33. Цели и задачи охраны земель города Москвы

Статья 34. Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по охране земель города Москвы

Статья 35. Мероприятия по охране земель города Москвы

Глава 6. Контроль за использованием и охраной земель города Москвы. Ответственность за нарушение установленного порядка использования и охраны земель города Москвы

Статья 36. Осуществление контроля за использованием и охраной земель, соблюдением требований к землепользованию и застройке в городе Москве

Статья 37. Административная ответственность за нарушение установленного порядка использования и охраны земель города Москвы

Статья 38. Самовольное перемещение межевых знаков

Статья 39. Воспрепятствование законному пользованию земельным участком

Статья 40. Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования

Статья 41. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель

Статья 42. Длительное неосвоение земельного участка

Статья 44. Превышение сроков проектирования

Статья 45. Захламление земельных участков

Статья 46. Действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель

Глава 7. Переходные и заключительные положения

Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона

Статья 48. Приведение правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом и их применение

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные положения

1. Земля города Москвыиспользуется и охраняется как основа жизни и деятельности населения городаМосквы.

2. Земля города Москвыявляется землей поселения, отграниченной от земель иных категорий городскойчертой.

3. Использованиеземель Москвы должно осуществляться при условии соблюдения прав и законныхинтересов населения города Москвы.

4. Действие настоящегоЗакона распространяется на все земли, расположенные на территории города Москвы(далее - земли в городе Москве).

5. Нормы настоящегоЗакона, регулирующие осуществление городом Москвой полномочий собственниказемельных участков, применяются в отношении земель, находящихся в государственнойсобственности до ее разграничения, если иное не установлено федеральным законодательством.

6. Соблюдениеустановленных в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Закономи другими законами города Москвы градостроительных требований к использованиюземельных участков в городе Москве, того, что находится над и под ними,обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков в городе Москве.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законеиспользуются понятия, определенные в Земельном кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексеРоссийской Федерации, других федеральных законах и законах города Москвы, атакже следующие понятия:

а) землепользование - осуществление правомочияпользования земельным участком в соответствии с требованиями, установленнымиземельным законодательством, а также законодательством о градостроительстве, обособо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об объектахкультурного наследия (памятниках истории и культуры), о недрах, водным и леснымзаконодательством, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;

б) застройка- создание или реконструкция на земельном участке градостроительного объекта;

в) разрешенное использованиеземельного участка - использование земельного участка в соответствии собязательными требованиями и ограничениями к состоянию и допустимым изменениямсостояния земельного участка и расположенных на нем других объектовнедвижимости, установленными на основании градостроительной документации, сервитутов,других ограничений в соответствии с федеральным законодательством инормативными правовыми актами города Москвы;

г) освоение земельного участка -осуществление собственниками, землевладельцами, землепользователями,арендаторами земельных участков мероприятий по застройке или иных мероприятийна земельном участке в соответствии с разрешенным использованием земельногоучастка;

д) формирование земельного участка- установление границ земельного участка, определение разрешенногоиспользования, определение технических условий подключения объектов к сетяминженерно-технического обеспечения, определение предоставляемых прав наземельный участок и условий его предоставления либо оснований резервированияземельного участка для государственных нужд города Москвы;

е) резервирование земель длягосударственных нужд города Москвы - создание резерва городских земель вцелях сохранения и развития земель общего пользования, развития инженерной,транспортной и социальной инфраструктуры, реализации государственных целевыхпрограмм, выполнения городского государственного заказа и в других случаях,предусмотренных федеральным законодательством и законодательством городаМосквы, посредством введения временных ограничений на предоставление либопродажу определенных земельных участков;

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

ж) проектградостроительного межевания территории (проектмежевания) - градостроительное обоснование разделения структурныхэлементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и прочих),ограниченных красными линиями и иными линиями градостроительного регулирования,на земельные участки. Разработанные в рамках проекта межевания планы масштаба1:2000 являются основой для установления границ земельных участков наместности, закрепления их межевыми знаками и составления плана земельногоучастка;

з) капитальное здание, строение,сооружение - здание, строение, сооружение, при возведении которого былииспользованы специальные производственные и технологические операции иматериалы в соответствии с установленными нормами и правилами капитальногостроительства.

Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в областирегулирования землепользования и застройки в городе Москве

К полномочиямМосковской городской Думы в области регулирования землепользования и застройки в городе Москве относятся:

а) определение порядкауправления и распоряжения землей города Москвы;

б) согласование с законодательным(представительным) органом государственной власти Московской области проектовфедеральных законов об утверждении (изменении) черты города Москвы;

в) внесение вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации согласованныхпроектов федеральных законов об утверждении (изменении) черты города Москвы;

г) внесение вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектовфедеральных законов об утверждении (изменении) границ и правового режимапригородной зоны города Москвы;

д) установление ставокземельного налога в городе Москве в соответствии с федеральнымзаконодательством и индексация арендной платы за землю;

е) установление льготпо уплате земельного налога в городе Москве и порядка их предоставления всоответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

ж) установление нормпредоставления земельных участков в частную собственность в городе Москве;

з) утверждение иизменение правил землепользования и застройки города Москвы;

и) установлениепорядка передачи земельных участков из собственности города Москвы вмуниципальную собственность;

к) установление общихпринципов взимания платы за землю;

л) установлениепорядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения аренднойплаты за землю, находящуюся в собственности города Москвы;

м) иные вопросы,отнесенные федеральным законодательством к компетенции законодательного(представительного) органа государственной власти города Москвы.

Статья 4. Полномочия исполнительных органов государственной властигорода Москвы в области землепользования и застройки

1. Исполнительные органы государственной властигорода Москвы обеспечивают рациональное и социально ориентированноеиспользование земель города Москвы в соответствии с требованиями федерального законодательства,настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

2. К полномочиям исполнительных органовгосударственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве, в рамках ихкомпетенции, относятся:

а) управление ираспоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы;

б) разработка правил землепользованияи застройки города Москвы в составе градостроительной документации;

в) резервированиеземельных участков для государственных нужд города Москвы;

г) принятие решения обизъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы;

д) осуществлениевыбора земельных участков для застройки;

е) установлениетребований и ограничений к использованию земельных участков и осуществлениеконтроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками,землепользователями, землевладельцами и арендаторами;

ж) установление ставокарендной платы за землю, размеров единовременных земельных платежей,предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целяхоценки имущества и имущественных прав;

з) сбор арендной платыза землю и контроль за ее поступлением;

и) составление иведение земельного и градостроительного кадастров города Москвы в частиградостроительных регламентов и требований и ограничений к использованиюземельных участков, учета земель, находящихся в собственности города Москвы,земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а такжеустановленных обременений (сервитутов) и иной необходимой информации;

к) привлечение к административнойответственности за нарушение земельного законодательства в соответствии с Кодексомгорода Москвы об административных правонарушениях;

(Измененная редакция. Изм.№ 3).

л) (Исключен. Изм.№ 2).

м) передача свободных от обязательств земельныхучастков, находящихся в собственности города Москвы, а также права их аренды всобственность акционерных обществ в виде доли города Москвы в уставном капиталеданных акционерных обществ;

н) внесение земельныхучастков в состав инвестиционных фондов в соответствии с федеральнымзаконодательством;

н.1) передачаполномочий по управлению и распоряжению земельными участками в пределахтерритории особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы всоответствии с федеральным законодательством, на срок ее существованияфедеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функциипо управлению особыми экономическими зонами;

(Введен дополнительно.Изм.№ 2).

о) иные полномочия вобласти землепользования и застройки в соответствии с федеральными законами изаконами города Москвы.

3. Решения опредоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности городаМосквы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органомисполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформленияправоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельныхучастков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы иуполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии спорядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленнымфедеральным законодательством и законами города Москвы.

4. В случаях и впорядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РоссийскойФедерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, на основаниипереданного Российской Федерацией полномочия Правительство Москвы либоуполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы может от имениРоссийской Федерации осуществлять управление и распоряжение землями в городеМоскве, находящимися в собственности Российской Федерации.

Глава 2. Права на землю, возникновение ипрекращение прав на землю в городе Москве

Статья 5. Собственность на землю в городе Москве

1. В соответствии с федеральным законодательствомземли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежатразграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и наземли, находящиеся в собственности города Москвы, с учетом столичного статусагорода Москвы.

2. В собственностьмуниципальных образований в городе Москве земельные участки могут передаватьсяиз состава земель, находящихся в собственности города Москвы, в порядке,установленном законом города Москвы.

Статья 6. Отчуждение земельных участков из собственности городаМосквы

1. Отчуждениеземельных участков из собственности города Москвы осуществляется в случаях ипорядке, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом и иныминормативными правовыми актами города Москвы.

2. Собственники капитальныхзданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизациюземельных участков, занятых этими зданиями, строениями, сооружениями инеобходимых для их использования (эксплуатации).

3.Размеры платы за приобретение отчуждаемых из собственности города Москвыземельных участков устанавливаются Правительством Москвы с учетом ставокземельного налога, дифференцированных в соответствии с оценкой земель городаМосквы.

4. Планы, определяющиеплощадь и границы земельных участков, отчуждаемых в соответствии с настоящейстатьей, а также при приватизации зданий (строений или сооружений), приотсутствии сведений о них в государственном земельном кадастре города Москвыили изменении установленных требований и ограничений к использованию земельногоучастка разрабатываются с учетом проектов межевания территорий впорядке, устанавливаемом Правительством Москвы.

5.Отчуждению не подлежат находящиеся в собственности города Москвы земельныеучастки:

а) ограниченные вобороте по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заисключением установленных федеральным законом случаев;

б) зарезервированныедля государственных нужд в установленном законом порядке;

в) отнесенные к землямобщего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды,дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы всоответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемымМосковской городской Думой по представлению Мэра Москвы;

г) отнесенные к землямособо охраняемых природных территорий;

д) на которыхрасположены памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурногоназначения в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы,принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы;

е) на которыхрасположены объекты оздоровительного назначения в соответствии с перечнем,устанавливаемым законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думойпо представлению Мэра Москвы;

ж) на которыхрасположены объекты, подаренные городу Москве, построенные или созданные насобранные гражданами средства;

з) использованиекоторых, а также расположенных на них зданий, строений, сооружений или ихчастей, не соответствует требованиям и ограничениям к использованию этихземельных участков, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим,противопожарным и иным правилам и нормативам, кроме случаев, когда земельныеучастки отчуждаются для их приведения в соответствие с требованиями иограничениями к использованию этих земельных участков;

и) под которымипроходят магистральные подземные инженерные коммуникации.

6. При определениистоимости находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ,являющихся собственниками капитальных зданий, строений, сооружений, подлежитопределению и учету рыночная стоимость соответствующего земельного участка либоправа на заключение договора аренды.

Статья 7. Торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков,находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договорааренды таких земельных участков

1. Продажа земельныхучастков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключениедоговоров аренды таких земельных участков гражданам и юридическим лицамосуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением случаев,предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом.

2. Предметом торгов(конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с требованиями Земельного кодексаРоссийской Федерации земельный участок с установленными границами или право назаключение договора аренды такого земельного участка.

3. В качестве продавцаземельного участка или права на заключение договора аренды выступаетПравительство Москвы или орган исполнительной власти города Москвы,уполномоченный им на предоставление земельных участков.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

4. Продавец обязануказать о выставляемом на торги земельном участке сведения, установленныенормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 8. Передача земельного участка по итогам выполненияконтракта на реализацию инвестиционного проекта по строительству

1. Правительство Москвы вправе в контракте нареализацию инвестиционного проекта (инвестиционном контракте) по строительствуградостроительного объекта, за исключением строительства жилых зданий и иныхстроений, входящих в состав кондоминиума, предусмотреть передачу инвестору всобственность земельного участка, на котором реализован инвестиционный проект,по результатам выполнения инвестором инвестиционного контракта, на возмезднойоснове. Условия передачи земельного участка предусматриваются в инвестиционномконтракте.

2. Стоимость земельныхучастков, передаваемых на основании инвестиционного контракта, определяетсяПравительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством обоценочной деятельности и правовыми актами города Москвы с учетом ставокземельного налога дифференцированных в соответствии с оценкой земель городаМосквы.

Статья 9. Право пожизненного наследуемого владения земельнымучастком

1. В соответствии с Земельным кодексомРоссийской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельнымучастком, предоставленное гражданам на территории города Москвы до введения в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

2. За исключениемслучаев, предусмотренных настоящим Законом, гражданин имеет право однократнобесплатно получить в собственность земельный участок, находящийся в егопожизненном наследуемом владении. В заявлении о получении в собственностьтакого земельного участка гражданин обязан заявить об отсутствии в егособственности земельных участков на территории Российской Федерации, ранеенаходившихся в его пожизненном наследуемом владении и бесплатно полученных им всобственность. Предоставление гражданином недостоверной информации оботсутствии таких земельных участков влечет последствия, установленныефедеральным законодательством.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

Статья 10. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

1. Земельные участкина территории города Москвы предоставляются в постоянное (бессрочное)пользование органам государственной власти и органам местного самоуправления,государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казеннымпредприятиям.

2. В соответствии с Земельным кодексомРоссийской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования,предоставленное гражданам на территории города Москвы до введения в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации, сохраняется.

3. За исключениемслучаев, предусмотренных настоящим Законом, гражданин имеет право однократнобесплатно получить в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном(бессрочном) пользовании.

4. Граждане,индивидуально пользующиеся земельными участками на территории города Москвы,входящими в состав земель, предоставленных в постоянное (бессрочное)пользование садоводческим, огородническим или дачным некоммерческимобъединениям, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность этиземельные участки в порядке, установленном федеральным законодательством изаконодательством города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 6 настоящегоЗакона.

5. В заявлении ополучении в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьейгражданин обязан заявить об отсутствии в его собственности земельных участковна территории Российской Федерации, ранее находившихся в его постоянном(бессрочном) пользовании и бесплатно полученных им в собственность.Предоставление гражданином недостоверной информации об отсутствии такихземельных участков влечет последствия, установленные федеральнымзаконодательством.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

Статья 11. Предоставление в частную собственность земельныхучастков с расположенными на них индивидуальными жилыми домами

Граждане имеют правооднократно бесплатно приобрести в собственность земельные участки,предоставленные органами исполнительной власти взамен земельных участков,находившихся у граждан в пожизненном наследуемом владении или постоянномбессрочном пользовании, а также земельные участки, на которых находилисьразрушенные при пожаре, в результате стихийных бедствий, ветхости жилые домапри условии начала строительства на этих земельных участках новыхиндивидуальных жилых домов в течение трех лет с момента утраты прежних жилыхдомов.

Земельные участки,предоставленные для индивидуального жилищного строительства, являютсянеделимыми.

Статья 12. Земельные участки в составе кондоминиумов

1. Земельные участки всуществующей застройке,занимаемые сооружениями, вошедшими в состав кондоминиума, жилыми зданиями ииными строениями, и необходимые для их эксплуатации и обслуживания передаются вобщую долевую собственность домовладельцев бесплатно в соответствии сфедеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.В случаях, если переданный в долевую собственность земельный участок являетсяделимым, возможен выдел доли земельного участка домовладельца в натуре всоответствии с федеральным законодательством.

2. Проекты межеваниятерриторий разрабатываются для застроенных территорий уполномоченным органомисполнительной власти города Москвы на территорию не менее квартала или егопланировочно обособленной части за счет средств бюджета города Москвы в рамкахреализации программ по проведению земельной реформы или иных средств.

3. Размер и границыземельного участка устанавливаются уполномоченным органом исполнительной властигорода Москвы с учетом проектов межевания территории.

4. Нормы настоящейстатьи распространяются на отношения собственности в кондоминиумах, помещения вкоторых принадлежат не менее чем двум домовладельцам, на вновь создаваемыекондоминиумы в процессе строительства и реконструкции, а также на всетоварищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы,жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя быодним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере,создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользованияквартирами и общим имуществом жилого дома.

5. Собственникамнежилых частей жилых домов размер платы за приобретаемые в собственностьземельные участки либо долю в праве собственности на земельные участкиустанавливается в соответствии с частью3 статьи 6 настоящего Закона.

Статья 13. Аренда земельных участков

1. Земельные участки впределах территории города Москвы могут быть переданы в аренду ихсобственниками в соответствии с положениями Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, Земельнымкодексом Российской Федерации.

2. При предоставленииземельного участка в аренду фактическое использование этого земельного участкаможет быть изменено только в целях приведения его в соответствие с требованиямии ограничениями к его использованию.

Статья 14. Предоставление в аренду земельных участков, находящихсяв собственности города Москвы

1. В случаях, когда федеральнымизаконами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка изсобственности города Москвы, предоставление в аренду является основной(преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в собственностигорода Москвы.

2. Земельные участки,находящиеся в собственности города Москвы, могут быть предоставлены в арендуфизическим и юридическим лицам в соответствии с настоящим Законом и инымиправовыми актами города Москвы при условии соблюдения требований и ограниченийк использованию этих земельных участков.

3. Договор арендыземельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) попродаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этихторгов. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) является право на заключениедоговора аренды земельного участка, сформированного в соответствии стребованиями Земельногокодекса Российской Федерации.

4. Договор аренды заключаетсябез проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключениедоговора аренды при предоставлении земельных участков:

а) занятых капитальнымизданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования(эксплуатации) собственникам таких зданий, строений, сооружений. Площадь играницы земельных участков при отсутствии сведений о них в государственномземельном кадастре города Москвы или изменении установленного разрешенногоиспользования этих земельных участков устанавливаются на основании проектовградостроительного межевания территории, разрабатываемых на территорию не менееквартала или его планировочно обособленной части в порядке, устанавливаемом ПравительствомМосквы;

б) для целей,связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти РоссийскойФедерации, города Москвы и Московской области, выполнением городом Москвойфункций столицы Российской Федерации;

в) для целейреализации государственных целевых программ города Москвы;

г) при создании особосоциально значимых объектов по решению Правительства Москвы;

д) для строительства спредварительным согласованием места размещения объекта, выбор и формированиекоторого осуществлялись по инициативе и за счет инвестора, в соответствии срешением Правительства Москвы.

5. В решении опредоставлении земельного участка на условиях аренды должен быть указан срок, втечение которого арендатор обязан представить в орган по государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним все необходимые длярегистрации договора аренды документы. Нарушение этого срока по вине арендатораявляется основанием для отмены решения о предоставлении земельного участка наусловиях аренды.

См.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним"

6. При изъятииземельных участков для государственных нужд города Москвы у арендаторов,выкупивших право на заключение договора аренды, наряду с другими затратами,убытками возмещению подлежит внесенная за право на заключение договора арендысумма в части, приходящейся на неиспользованный срок договора.

7. Уполномоченныйорган исполнительной власти города Москвы имеет право на досрочное расторжениедоговора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном федеральнымзаконодательством.

(Введен дополнительно.Изм.№ 2).

Статья 15. Срок договора аренды земельных участков, находящихся всобственности города Москвы

1. Срок договорааренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы,устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактическогоиспользования, требований и ограничений к использованию земельного участка, атакже сроков освоения той территории, где расположен земельный участок.

2. Земельные участки,на которых расположены не являющиеся капитальными строения, сооружения,передаются исключительно в аренду на срок не более 5 лет.

3. Договор арендыземельного участка, находящегося в собственности города Москвы, занятогокапитальным зданием, строением, сооружением, в том числе объектомнезавершенного строительства, и необходимого для их использования, заключаетсяна срок до 49 лет, но не менее 25 лет. Меньший срок договора аренды земельногоучастка может быть установлен исключительно по соглашению сторон. ПравительствоМосквы имеет право по особо значимым для города объектам принимать решение опредоставлении земельных участков в аренду на срок до 99 лет.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

Статья 16. Особенности предоставления прав на находящиеся всобственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями,строениями, сооружениями

1. Права на находящиесяв собственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями,строениями, сооружениями, приобретаются в порядке, установленном Земельным кодексомРоссийской Федерации.

2.Лица, арендующие находящиеся в государственной собственности помещения вздании, расположенном на неделимом земельном участке, имеют право на заключениедоговора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора либо правовступления в ранее заключенный договор.

3. В случае отсутствиясовместного обращения граждан или юридических лиц с целью приобретения прав наземельный участок в соответствии с частью2 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти городаМосквы в рамках своей компетенции принимает решение о предоставлении земельногоучастка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора на основаниизаявления первого обратившегося из указанных в настоящей статье лиц. При этом вдоговоре аренды предусматривается условие сохранения иными правообладателямипомещений в этом здании права на безусловное вступление в этот договор.

4. Если все здание,строение, сооружение или отдельные его части (помещения) находятся впользовании лиц на основании договоров аренды, договор аренды земельногоучастка, занятого вышеуказанным зданием, строением, сооружением, заключается смножественностью лиц на стороне арендатора на срок, соответствующиймаксимальному сроку, установленному в договорах аренды данного здания,строения, сооружения или помещений в нем.

5. При наличии вздании, строении, сооружении собственников и арендаторов помещений на земельныйучасток, занимаемый зданием, строением, сооружением и необходимый для егоиспользования, заключается договор аренды с множественностью лиц на сторонеарендатора на срок не менее 25 лет. Меньший срок договора аренды может бытьустановлен исключительно по совместному заявлению собственников и арендаторовпомещений в здании, строении, сооружении.

В договоре аренды земельногоучастка устанавливается требование к арендатору помещений в здании, строении,сооружении о его выходе из договора аренды земельного участка при прекращениидействия договора аренды помещения в указанном здании.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

6. Договоры арендынеделимых земельных участков, заключенные с обладателями прав на здания,строения, сооружения, приводятся в соответствие с федеральным законодательствомпутем их переоформления на договоры аренды с множественностью лиц на сторонеарендатора. При этом условия действующих договоров аренды пересмотру неподлежат и воспроизводятся в договорах аренды с множественностью лиц на сторонеарендатора. Регистрация договоров аренды с множественностью лиц на сторонеарендатора осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.

(Введен дополнительно.Изм.№ 2).

Статья 17. Оформление права на земельный участок при переходе правасобственности на расположенное на нем здание, строение или сооружение

Подлежат учету в уполномоченноморгане исполнительной власти города Москвы размеры и границы земельногоучастка, занятого зданием, строением или сооружением и необходимого для ихиспользования, права на который переходят к новому собственнику здания,строения или сооружения и оформляются в порядке, установленном федеральнымзаконодательством и законодательством города Москвы.

Статья 18. Предоставление земельных участков для использованияпостоянными дипломатическими представительствами иностранных государств

1. Выбор земельногоучастка для использования постоянным дипломатическим представительствоминостранного государства на территории города Москвы осуществляется посоглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.

2. Земельные участкипредоставляются иностранным государствам в пользование в соответствии сфедеральным законодательством и законами города Москвы.

Статья 19. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных сними объектов, находящихся в собственности города Москвы

1. В соответствии с принципом земельногозаконодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с нимиобъектов недвижимости передача прав на находящиеся в собственности городаМосквы здания, строения, сооружения, помещения в них осуществляется исключительнос одновременной передачей прав на земельные участки, занимаемые ими инеобходимые для их использования.

2. Стоимость земельныхучастков или права на заключение договоров аренды земельных участковопределяется исходя из рыночной стоимости соответствующих земельных участков впорядке, предусмотренном федеральным законодательством об оценочнойдеятельности и нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 3. Плата за землю в городе Москве

Статья 20. Плата за использование земель, находящихся в собственностигорода Москвы

1. Использованиеземель, находящихся в собственности города Москвы, является платным, исключаяслучаи, установленные федеральными законами и законами города Москвы.

2. Собственникиземельных участков в городе Москве уплачивают земельный налог в соответствии сфедеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Формами платы заиспользование земель, находящихся в собственности города Москвы, являютсяземельный налог и арендная плата за землю. Объектом для исчисления арендной платыза землю являются земельные участки, права на которые оформлены в установленномпорядке, а также иные земельные участки в случаях, установленных настоящимЗаконом. Учетным документом, содержащим основные сведения о земельном участке,является учтенный в государственном земельном кадастре план границ земельногоучастка.

4. Единовременныеземельные платежи взимаются при продаже земельного участка и продаже права назаключение договора аренды земельного участка.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

Статья 21. Установление платы за землю

1. Основой дляопределения размеров платы за землю является кадастровая стоимость земельгорода, утверждаемая в установленном порядке по результатам оценки земельгорода, при осуществлении которой учитываются данные о рыночной стоимостиземельных участков и иной недвижимости в городе Москве.

2. Отсутствие у лица,правомерно использующего земельный участок, документа о праве пользованияземлей не может служить основанием для освобождения его от внесения платы заиспользование земельного участка. При обнаружении факта отсутствия указанногодокумента у лица, правомерно использующего земельный участок, уполномоченныйорган исполнительной власти города Москвы или специально уполномоченный органисполнительной власти города Москвы, осуществляющий контроль за использованиеми охраной земель, направляют такому лицу требование об оформлении документов втечение срока, установленного нормативными правовыми актами города Москвы. Вслучае неисполнения этого требования уполномоченный орган исполнительной властигорода Москвы формирует земельный участок в соответствии с требованиямифедерального законодательства и законодательства города Москвы и принимаетнеобходимые меры по взиманию платы за использование земельного участка. Вотношении лиц, обязанных уплачивать земельный налог, соответствующие документынаправляются в территориальный орган Министерства Российской Федерации поналогам и сборам по городу Москве.

3. Финансированиеработ по формированию земельного участка,выполняемых уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы,осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализациипрограмм по проведению земельной реформы.

Статья 22. Земельный налог

Законом города Москвыв соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории городаМосквы определяются ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, атакже порядок и сроки представления налогоплательщиками документов,подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

(Новая редакция. Изм.№ 2).

Статья 23. Плата за право на заключение договора аренды земельногоучастка, находящегося в собственности города Москвы

1. За право назаключение договора аренды земельного участка взимается плата в размере и наусловиях, определенных Правительством Москвы на основании установленного импорядка либо установленных в результате проведения торгов, за исключениемслучаев, когда по результатам проведения торгов по продаже права на заключениедоговоров аренды находящихся в собственности города Москвы земельных участковопределяется размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за землю.

2. Покупатель,полностью внесший плату за право на заключение договора аренды, кроме этогоправа, имеет с момента государственной регистрации договора право на совершениесделок с правами аренды земельного участка, если условиями договора неустановлено иное.

3. Условиями торгов либов случаях, когда торги не проводятся, по решению Правительства Москвы илиуполномоченного им органа исполнительной власти города Москвы, может бытьпредусмотрена рассрочка (отсрочка) платы за право на заключение договора арендыземельного участка в соответствии с нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации и города Москвы.

4. Плата за право назаключение договора аренды земельного участка не взимается:

а) при предоставлениисобственникам капитальныхзданий, строений, сооружений земельных участков, занятых этими зданиями,строениями, сооружениями и необходимых для их использования (эксплуатации);

б) при предоставленииземельных участков для целей, связанных с обеспечением деятельности органовгосударственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московскойобласти, выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;

в) при предоставленииземельных участков для целей реализации государственных целевых программ городаМосквы;

г) при продлении срокадоговора аренды (заключении договора аренды на новый срок) на земельный участокв случае, если по окончании срока действия договора не проводятся торги попродаже права на заключение договора аренды соответствующего земельного участкалибо указанные торги не состоялись;

д) при продлениидобросовестному арендатору срока договора аренды земельного участка в случае,если земельный участок (его часть) находятся в границах красных линий, в связис чем на участок (его часть) при заключении договора аренды установлен срокаренды меньший, чем на находящиеся рядом участки (оставшуюся часть участка);

е) при заключениидоговора аренды на части земельных участков, предоставленных землепользователямдо даты вступления в силу Закона города Москвы "Об основах платногоземлепользования в городе Москве" и (или) предоставленных им взаменрешениями органов власти (управления) после указанной даты, используемые впроизводственно-технологическом цикле предприятия.

Статья 24. Арендная плата за земельные участки, находящиеся всобственности города Москвы

1. ПравительствоМосквы устанавливает базовые ставки годовой арендной платы за землю покатегориям арендаторов и видам использования земель в рублях, дифференцирует ихпо территории города в соответствии с результатами оценки земель города иутверждает временные корректирующие (повышающие и понижающие) коэффициенты кставкам, подлежащие применению на основании федеральных законов и законовгорода Москвы.

2. Временныепонижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю применяются приустановлении размера арендной платы категориям арендаторов либо отдельнымарендаторам в качестве меры реализации установленных законами города Москвыцелей политики города Москвы по стимулированию и поддержке определенныхотраслей городского хозяйства, а также в рамках исполнения соответствующихгосударственных целевых программ города Москвы.

3. Временныеповышающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю применяются приустановлении размера арендной платы категориям арендаторов либо отдельнымарендаторам в качестве меры реализации установленных законами города Москвыцелей политики города Москвы по повышению эффективности использования земельгорода Москвы, а также в рамках исполнения соответствующих государственныхцелевых программ города Москвы.

4. Законом городаМосквы о бюджете в целях учета инфляции может устанавливаться коэффициентиндексации арендной платы за землю, обязательный для определения размероварендной платы. Увеличение арендной платы за землю может производиться не чащеодного раза в год, а коэффициент индексации арендной платы за землю не можетбыть более 2. Изменение ставок арендной платы в сторону их увеличения не можетиметь обратной силы.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

5. Арендная плата заземлю юридическими и физическими лицами вносится поквартально равными долями непозднее 5 числа первого месяца квартала, если договором не установлено иное.

6. Арендная плата заземельные участки с юридических и физических лиц взимается со дня, следующегоза днем государственной регистрации договора аренды земельного участка.

7. Размер, порядок,условия и сроки внесения арендной платы могут быть определены по результатампроведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды находящихся всобственности города Москвы земельных участков. В этом случае начальный размерарендной платы определяется по рыночным ставкам и исходя из рыночной стоимостисоответствующих земельных участков в порядке, предусмотренном федеральнымзаконодательством и законодательством города Москвы об оценочной деятельности.

8. В договорах арендыземельных участков, находящихся в собственности города Москвы, размер пени,начисляемой в случае нарушения арендатором сроков внесения арендной платы заземлю, определяется в размере не более 1/300 ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа.

(Введен дополнительно.Изм.№ 2).

Статья 25. Плата за оформление правоустанавливающих документов наземельные участки

1. Оформление правоустанавливающихдокументов на земельные участки и изменений к ним, а также подготовка плановземельных участков являются платными.

2. Плата за оформлениеправоустанавливающих документов на земельные участки не взимается:

а) при заключениидоговоров аренды или безвозмездного срочного пользования земельными участками,которые ранее были предоставлены в установленном порядке в пожизненноенаследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование;

б) при оформленииправа собственности граждан на земельные участки, которые ранее были импредоставлены в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение илибессрочное (постоянное) пользование;

в) при оформлении правна земельные участки, занимаемые государственными учреждениями.

3. Финансированиеработ, указанных в части 2настоящей статьи, выполняемых уполномоченным органом исполнительной властигорода Москвы, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в рамкахреализации программ по проведению земельной реформы.

4. Взимание платы заоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, находящиеся вгосударственной собственности, осуществляется в соответствии с бюджетнымзаконодательством.

Глава 4. Градостроительные требования к землепользованиюв городе Москве

Статья 26. Установление градостроительных требований кземлепользованию в городе Москве

1. Градостроительныетребования к землепользованиюв городе Москве включают в себя:

а) градостроительныерегламенты общего вида;

б) градостроительныерегламенты особого вида;

в) требованиягосударственных градостроительных нормативов и правил;

г) сервитуты и иныеограничения землепользования, установленные в соответствии с федеральнымзаконодательством и правовыми актами города Москвы.

2. Градостроительныерегламенты общего вида, устанавливаемые Генеральным планом развития городаМосквы, другой градостроительной документацией, разрабатываемой и утверждаемойв соответствии с земельным законодательством, законодательством города Москвы оградостроительстве, включают в себя требования к функциональному использованию,высоте застройки иплотности застройки, иным параметрам освоения, использования земельных участкови других расположенных на них объектов недвижимости.

3. На землях особоохраняемых территорий города Москвы, включающих земельные участки, имеющиеособое природоохранное, научное, историко-архитектурное, эстетическое,рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, а также на землях,подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера, и иныхтерриториях с особым режимом регулирования градостроительной деятельности всоответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвыустанавливаются дополнительные требования к землепользованию (градостроительныерегламенты особого вида).

Границы территорийгорода Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности идополнительные требования к землепользованию на этих территориях утверждаютсянормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с федеральнымзаконодательством и законодательством города Москвы.

4. Градостроительныерегламенты общего вида и градостроительные регламенты особого видарегистрируются в государственном градостроительном кадастре города Москвы иобязательны к соблюдению всеми собственниками земельных участков,землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

5. Уполномоченныйорган исполнительной власти города Москвы формирует и поддерживает в актуальномсостоянии сводный план градостроительных регламентов города Москвы, включающийв себя все действующие градостроительные регламенты общего вида иградостроительные регламенты особого вида.

6. Сводный планградостроительных регламентов города Москвы содержит:

а) графическийматериал - границы территорий действия градостроительных регламентов общего иособого вида;

б) текстовый материал- содержание градостроительных регламентов общего и особого вида.

7. Формирование ипредоставление земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации,должны осуществляться в городе Москве для целей, соответствующих требованиям иограничениям к использованию этого земельного участка, установленным наосновании градостроительных требований к землепользованию.

Статья 27. Разрешенное использование земельного участка

1. Разрешенноеиспользование земельного участка подтверждается в форме акта разрешенногоиспользования земельного участка или градостроительного плана земельногоучастка, разрабатываемого и оформляемого уполномоченным органом исполнительнойвласти города Москвы.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

2. Акт разрешенногоиспользования земельного участка должен содержать:

а) требования иограничения к использованию земельного участка:

разрешенные видыфункционального использования земельного участка;

ограничения высоты застройки, плотностизастройки, иные требования и ограничения к использованию земельного участка ирасположенных на нем других объектов недвижимости;

ограничения прав наиспользование земельного участка, в том числе публичные сервитуты,установленные в соответствии с законодательством, для земельного участка ирасположенных на нем других объектов недвижимости;

б) переченьнормативных правовых актов, зарегистрированных или учтенных в государственномградостроительном кадастре города Москвы, определяющих разрешенноеиспользование земельного участка;

в) сведения опредполагаемом или фактическом использовании земельного участка;

г) заключение осоответствии или несоответствии предполагаемого или фактического использованияземельного участка требованиям и ограничениям к его использованию.

3. При формированииземельного участка для продажи его (или права на заключение договора егоаренды) на торгах (конкурсах, аукционах), условиями которых предусматриваетсясвободный выбор цели использования земельного участка в пределах требований иограничений к его использованию, сведения о предполагаемом или фактическомиспользовании земельного участка и заключение о соответствии или несоответствиипредполагаемого или фактического использования земельного участка требованиям иограничениям к его использованию в состав акта разрешенного использованияземельного участка не включаются.

4. Акт разрешенногоиспользования земельного участка является одним из основных документов,необходимых для осуществления уполномоченными органами государственногоконтроля за использованием и охраной земель.

5. Порядок разработки,оформления и предоставления акта разрешенного использования земельного участкаустанавливается Правительством Москвы.

6. Акт разрешенногоиспользования земельного участка может быть оспорен в судебном порядке.

7. В случаях, когдаизменение назначения земельного участка, отведенного под социально значимыеобъекты, приводит к нарушению установленных градостроительных нормативов,одновременно с изменением назначения земельного участка предоставляетсяравноценный земельный участок в том же районе города Москвы.

Статья 28. Обеспечение соблюдения градостроительных требований кземлепользованию при осуществлении на земельном участке строительства,реконструкции градостроительного объекта

1. Застройка земельного участка должнаосуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями к егоиспользованию, содержащимися в акте разрешенного использования земельногоучастка.

2. Акт разрешенногоиспользования земельного участка оформляется уполномоченным органомисполнительной власти города Москвы по заявке и за счет средств лица,намеревающегося осуществить застройку земельного участка.

3. При продажеземельного участка для строительства или права на заключение договора егоаренды на торгах оформленный в установленном порядке акт разрешенногоиспользования или градостроительный план земельного участка является необходимойсоставной частью материалов, характеризующих предмет торгов.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

4. Выбор земельногоучастка для строительства осуществляется уполномоченным органом исполнительнойвласти города Москвы в соответствии с градостроительными регламентами общего иособого вида.

Принятие решения овозможности осуществить строительство, реконструкцию градостроительного объектана земельном участке, принятие решения о строительстве, реконструкцииградостроительного объекта на земельном участке, оформление разрешения настроительство, реконструкцию осуществляются исключительно в соответствии стребованиями и ограничениями к использованию земельного участка в порядке,установленном законамигорода Москвы о градостроительстве.

5. В случаеневыполнения норматива по обеспеченности машиноместами в микрорайоне при выбореземельного участка для строительства нового градостроительного объекта вобязательном порядке должна быть предусмотрена возможность сооруженияподземного гаража, места в котором могут приобретаться жителямисоответствующего микрорайона на договорных условиях.

6. Здание, строение,сооружение, построенное без получения на это необходимых разрешений, подлежитсносу осуществившим строительство лицом либо за его счет, за исключениемслучаев последующего получения необходимых разрешений в установленном порядкелибо передачи постройки в собственность города Москвы.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

Статья 29. Обеспечение соблюдения градостроительных требований кземлепользованию при изменении фактического использования земельного участка,не связанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта

1. Любое изменениевида и параметров фактического использования земельного участка, не связанноесо строительством, реконструкцией градостроительного объекта, допускаетсяисключительно при условии соответствия этого изменения требованиям иограничениям, содержащимся в градостроительном плане земельного участка.

2. Разработка градостроительногоплана земельного участка при изменении его фактического использования, несвязанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта,осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы позаявке и за счет средств лица, намеревающегося осуществить изменениефактического использования земельного участка.

(Измененная редакция. Изм.№ 2).

Статья 30. Обеспечение соблюденияградостроительных требований к землепользованию при приватизации земельногоучастка и оформлении иных прав на земельный участок

1. Приватизация иоформление иных прав на земельный участок осуществляются после формированияэтого земельного участка в порядке, установленном федеральнымзаконодательством, на основании градостроительного плана земельного участка сустановлением вида использования из числа разрешенных и соответствующего видафункционального использования.

2. Изменениеустановленного вида разрешенного использования земельных участков, на которыхразмещены градостроительные объекты для проведения научных исследований иразработок, функционирования обрабатывающего производства, хранения искладирования пищевых продуктов, составляющих резервный продовольственный фондгорода Москвы, организации дошкольного образования, начального, основного исреднего (полного) общего образования, а также дополнительного образованиядетей, осуществляет Правительство Москвы.

(Новая редакция. Изм.№ 2).

Статья 31. Приведение фактического использования земельного участкав соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию

1. Подтверждениесоответствия либо несоответствия фактического использования (состояния) земельногоучастка, других расположенных на нем объектов недвижимости требованиям иограничениям к использованию земельного участка осуществляется актомразрешенного использования земельного участка.

Разработка акта разрешенногоиспользования земельного участка осуществляется в этом случае по инициативеуполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, иного органаисполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления за счетсредств бюджета города Москвы, бюджета муниципального образования в городеМоскве либо по заявке и за счет средств собственника, землепользователя,землевладельца, арендатора земельного участка.

2. В случае еслифактическое использование земельного участка, не соответствующее требованиям иограничениям к его использованию, опасно для жизни и здоровья населения городаМосквы, способно причинить вред окружающей среде, объектамкультурно-исторического наследия, Правительство Москвы принимает решение онеобходимости и сроках приведения вида и параметров использования такогоземельного участка в соответствие с требованиями и ограничениями к егоиспользованию.

3. Изменение вида ипараметров фактического использования земельного участка, не соответствующихтребованиям и ограничениям к использованию земельного участка, допускаетсяисключительно в направлении приведения фактического использования земельногоучастка в соответствие с требованиями и ограничениями к его использованию.

4. Для приведения фактическогоиспользования земельных участков в соответствие с требованиями и ограничениямик их использованию Правительство Москвы вправе в соответствии с федеральнымзаконодательством и законодательством города Москвы применять к собственникам,землепользователям, землевладельцам, арендаторам таких земельных участковследующие меры стимулирования и принуждения:

а) меры стимулированиятребуемых изменений фактического использования земельных участков:

установление временныхпонижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимоеимущество;

предоставлениегарантий под поручительство города Москвы для исполнения обязательств передтретьими лицами;

б) меры принуждения ктребуемому изменению фактического использования земельных участков:

установлениеповышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимоеимущество;

установлениеобязательства по отношению к лицу, являющемуся собственником земельногоучастка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участкаили расположенного на нем градостроительного объекта, осуществить меры поприведению использования такого земельного участка в соответствие стребованиями и ограничениями к его использованию.

Статья 32. Резервирование земель для государственных нужд городаМосквы

1. В городе Москве длягосударственных нужд города Москвы резервируются:

а) земельные участкиобщего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильнымидорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другимиобъектами, не подлежащими приватизации;

б) территории,предназначенные для развития инженерной, транспортной, социальнойинфраструктуры города Москвы в соответствии с Генеральным планом развитиягорода Москвы, другой градостроительной документацией;

в) территории,относящиеся к природному комплексу города Москвы;

г) земельные участки,занятые государственными и муниципальными унитарными предприятиями городаМосквы, предназначенными к ликвидации;

д) земельные участкидля последующего размещения перебазируемых предприятий промышленности,подлежащих сохранению;

е) иные территории вгороде Москве, в том числе изъятые в установленном порядке для государственныхнужд города Москвы земельные участки, необходимые для реализации государственныхцелевых программ города Москвы, а также других мероприятий, являющихсягородским государственным заказом.

(Измененная редакция, Изм.№ 1).

2. Решение о резервированииземель для государственных нужд города Москвы принимается ПравительствомМосквы в виде акта резервирования земель для государственных нужд городаМосквы.

Форма актарезервирования земель для государственных нужд города Москвы устанавливаетсяПравительством Москвы, если федеральным законом не установлено иное.

3. Формированиеземельных участков и определение территорий, резервируемых длягосударственных нужд города Москвы, осуществляются за счет средств бюджетагорода Москвы.

Глава 5. Охрана земель города Москвы

Статья 33. Цели и задачи охраны земель города Москвы

1. Охрана земельгорода Москвы как одного из важнейших природных ресурсов и объектов окружающейприродной среды, основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельностиосуществляется в соответствии с целями и задачами, установленными земельным иприродоохранным законодательством.

2. Использованиеземель города Москвы должно осуществляться способами, обеспечивающимисохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциаласоответствующих территорий, способность этих земель быть основой осуществленияхозяйственной и иных видов деятельности.

3. Целями охраныземель города Москвы являются:

а) обеспечение правграждан на благоприятную окружающую среду;

б) предотвращениезагрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных)воздействий хозяйственной деятельности;

в) предотвращениеразвития природных процессов, оказывающих негативное воздействие на состояниеземель (карстовые явления, подтопление, оползневые явления);

г) обеспечениеулучшения и восстановления земель, подвергшихся негативному (вредному)воздействию хозяйственной деятельности и природных процессов;

д) обеспечениеустановленного режима использования земель особо охраняемых территорий городаМосквы;

е) предотвращениезагрязнения окружающей среды в результате ведения хозяйственной и инойдеятельности на земельных участках.

Статья 34. Обязанности собственников земельных участков,землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по охранеземель города Москвы

Собственники земельныхучастков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участковобязаны:

а) проводитьмероприятия, в том числе с привлечением специализированных организаций, попредотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения,захламления земельных участков, другого негативного воздействия хозяйственнойдеятельности;

б) проводить мероприятия по предотвращению порчиземель и развития природных процессов, оказывающих негативное влияние насостояние земельных участков;

в) обеспечиватьустановленный режим использования земель особо охраняемых территорий городаМосквы;

г) осуществлять другиемероприятия по охране земель, предусмотренные федеральным законодательством изаконодательством города Москвы.

Статья 35. Мероприятия по охране земель города Москвы

В целях охраны земель города Москвы разрабатываются,утверждаются и реализуются за счет средств бюджета города Москвыгосударственные городские целевые программы охраны отдельных видов земельгорода Москвы, в том числе земель особо охраняемых территорий города Москвы,предусматривающие общегородские мероприятия по предотвращению и ликвидациирадиоактивного и химического загрязнения земель, другого негативноговоздействия хозяйственной деятельности на земли города Москвы, предотвращениювоздействия на земли города Москвы негативных природных процессов, мероприятия,направленные на поддержание в надлежащем состоянии и сохранение земель особоохраняемых территорий города Москвы, другие мероприятия по охране земель городаМосквы.

Глава 6. Контроль за использованием иохраной земель города Москвы. Ответственность за нарушение установленногопорядка использования и охраны земель города Москвы

Статья 36. Осуществление контроля за использованием и охранойземель, соблюдением требований к землепользованию и застройке в городе Москве

1. Контроль заиспользованием и охраной земель города Москвы осуществляют уполномоченные органыисполнительной власти города Москвы в соответствии с компетенцией,установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами городаМосквы, органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы, органытерриториального общественного самоуправления, общественные организации(объединения), граждане.

2. Государственныйземельный контроль осуществляется в соответствии с федеральнымзаконодательством и законодательством города Москвы.

3. Контроль засоблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе Москвеосуществляет уполномоченный орган Правительства Москвы.

4. Основными задачами,выполняемыми органами контроля за использованием и охраной земель, соблюдениемградостроительных требований к землепользованию в городе Москве, являются:

а) контроль засоблюдением требований и ограничений к использованию земельных участков вгороде Москве;

б) контроль засоблюдением сроков строительства на земельных участках;

в) выявление основанийдля принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду егоненадлежащего использования;

г) пресечениесамовольного занятия земель в городе Москве;

д) пресечениезахламления земельных участков;

е) выявление ипресечение фактов радиоактивного и химического загрязнения, уничтоженияплодородного слоя, порчи, других видов негативного изменения качественногосостояния земельных участков по причине их ненадлежащего использования;

ж) обеспечениевозмещения убытков, причиненных городу Москве в результате противоправныхдействий землепользователей.

5. По фактувыявленного административного правонарушения должностные лица уполномоченныхорганов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль заиспользованием и охраной земель города Москвы, составляют протокол обадминистративном правонарушении и выдают нарушителю обязательное для исполненияпредписание по устранению правонарушения.

Статья 37. Административнаяответственность за нарушение установленного порядка использования и охраныземель города Москвы

Нарушениеустановленного порядка использования и охраны земель города Москвы влечетадминистративную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы обадминистративных правонарушениях.

(Измененная редакция. Изм.№ 3).

Статья 38. Самовольное перемещение межевых знаков

(Исключена. Изм.№ 3).

Статья 39. Воспрепятствование законному пользованию земельнымучастком

(Исключена. Изм.№ 3 ).

Статья 40. Самовольное ограничение доступа на земельные участкиобщего пользования

(Исключена. Изм.№ 3 ).

Статья 41. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель

(Исключена. Изм.№ 3 ).

Статья 42. Длительное неосвоение земельного участка

(Исключена. Изм.№ 3 ).

Статья 44. Превышение сроков проектирования

(Исключена. Изм.№ 3 ).

Статья 45. Захламление земельных участков

(Исключена. Изм.№ 3).

Статья 46. Действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель

(Исключена. Изм.№ 3).

Глава 7. Переходные и заключительныеположения

Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Законвступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Статья 48. Приведение правовых актов города Москвы в соответствие снастоящим Законом и их применение

1. Правовые актыорганов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления,их должностных лиц приводятся в соответствие с настоящим Законом в течениешести месяцев со дня его вступления в силу.

2. Принятые довступления в силу настоящего Закона правовые акты города Москвы применяются вчасти, не противоречащей настоящему Закону.

 

Мэр Москвы                                         Ю.М.Лужков

 

Москва, Московская

городская Дума

14 мая 2003 года

N 27