Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в городе Москве.
Обозначение: | Закон 11 |
Название рус.: | Об охране труда в городе Москве |
Статус: | действующий |
Заменяет собой: | Закон 7 «Об охране труда в городе Москве» (от 14 марта 2001 г.) |
Дата актуализации текста: | 01.01.2009 |
Дата добавления в базу: | 29.04.2009 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (12.03.2008) |
Опубликован: | Вестник Мэра и Правительства Москвы № 18 2008 |
Закон г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11
Об охранетруда в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в городеМоскве (далее - охрана труда).
Законодательство города Москвы об охране труда основывается на КонституцииРоссийской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актахРоссийской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона,других законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории городаМосквы (далее - работодатели);
2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее- работники);
3) лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя (привыполнении ими какой-либо работы по поручению работодателя или егопредставителя либо осуществлении иных правомерных действий, совершаемых винтересах работодателя), к которым относятся:
а) работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение илипереобучение в соответствии с ученическим договором;
б) студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов,проходящие производственную практику;
в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие впроизводительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядкетрудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
д) лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественнополезных работ;
е) члены производственных кооперативов, принимающие личное трудовоеучастие в их деятельности.
1. На территории города Москвы действуют государственные нормативныетребования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другимизаконами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и содержащиеправила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровьяработников в процессе их трудовой деятельности.
2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны дляисполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видовдеятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) иэксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другогооборудования, разработке технологических процессов, организации производства итруда.
3. Разработка нормативных правовых актов города Москвы об охране трудаосуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального партнерствагорода Москвы.
4. Требования охраны труда, установленные локальными нормативнымиактами организаций, расположенных на территории города Москвы, не должны противоречитьфедеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации,законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.
1. Государственная политика города Москвы в области охраны трудаосновывается на принципах:
1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровьяработников по отношению к результатам производственной деятельности;
2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной властигорода Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами иих объединениями и иными представительными органами, уполномоченнымиработниками.
2. Основными направлениями государственной политики города Москвы вобласти охраны труда являются:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, способствующихдостижению безопасных условий труда и предотвращению несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний;
2) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;
3) принятие и реализация городских целевых программ улучшения условий иохраны труда с участием в этой работе профессиональных союзов;
4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законныхинтересов работников в области охраны труда;
5) содействие заключению коллективных договоров, соглашений, содержащихобязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охранытруда;
6) разработка и осуществление мер экономической заинтересованностиработодателей в обеспечении безопасных условий труда;
7) защита прав и законных интересов работников, пострадавших отнесчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания,а также членов их семей на основе обязательного социального страхованияработников от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
8) установление порядка обеспечения работников средствамииндивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями иустройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
9) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;
11) организация проведения государственной экспертизы условий трудаработников, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующейсертификацией организации работ по охране труда;
12) расследование и учет несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
13) правовое просвещение работодателей, работников и жителей городаМосквы в области охраны труда;
14) распространение передового отечественного и зарубежного опытаработы в области охраны труда;
15) организация подготовки специалистов по охране труда и повышения ихквалификации.
1. В городе Москве должно быть гарантировано и обеспечено правоработника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда,предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами городаМосквы, коллективными договорами и соглашениями.
2. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие вреализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охранытруда, коллективным договорам и соглашениям.
Работодатель обязан обеспечить:
1) выполнение требований охраны труда;
2) рассмотрение возможности применения дисциплинарного взыскания кработнику, не соблюдающему требования охраны труда;
3) выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав изаконных интересов работников в области охраны труда, содержащихся впредставлениях соответствующего органа профессионального союза;
4) разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников,положений и других организационно-методических документов, связанных с охранойтруда, с учетом мнения профессионального союза или иного уполномоченного работникамиоргана и в соответствии с требованиями охраны труда;
5) соответствующую численность службы охраны труда без дальнейшего еенеобоснованного сокращения или ликвидации.
Государственное управление охраной труда на территории города Москвыосуществляют федеральные органы исполнительной власти, Правительство Москвы,орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охранытруда, а также иные отраслевые, функциональные и территориальные органыисполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий.
1. Правительство Москвы осуществляет следующие полномочия в областиохраны труда:
1) проводит государственную политику в области охраны труда;
2) осуществляет государственное управление охраной труда;
3) принимает нормативные правовые акты города Москвы в области охранытруда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, законами города Москвы;
4) утверждает, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы,представляет на рассмотрение Московской городской Думы городские целевыепрограммы улучшения условий и охраны труда;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами города Москвы.
2. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в области охранытруда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателямии их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и инымипредставительными органами, уполномоченными работниками.
Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в областиохраны труда, осуществляет следующие полномочия:
1) организует реализацию государственной политики в области охранытруда;
2) обеспечивает взаимодействие органов государственной власти городаМосквы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и ихобъединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками,в реализации государственной политики в области охраны труда;
3) разрабатывает нормативные правовые акты города Москвы об охранетруда;
4) организует обеспечение работодателей средствами индивидуальной иколлективной защиты и средствами контроля производственной среды;
5) организует систему обучения руководителей и специалистов организацийнезависимо от организационно-правовых форм и форм собственности по охране трудаи проверку их знаний требований охраны труда, выдает обучающим организациямразрешения на право проведения обучения по охране труда и проверки знанийтребований охраны труда;
6) организует и осуществляет государственную экспертизу условий труда;
7) организует участие в установленном порядке представителей органовисполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев напроизводстве;
8) организует создание банка данных существующих условий труда;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами города Москвы.
Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы осуществляютследующие полномочия в области охраны труда:
1) проводят государственную политику в области охраны труда всоответствующей отрасли;
2) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры,направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживанияработников, снижение производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости в организациях соответствующей отрасли;
3) участвуют в разработке и реализации нормативных правовых актовгорода Москвы об охране труда;
4) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповыхнесчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве,несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в организацияхсоответствующей отрасли;
5) создают отраслевые комиссии по охране труда и организуют их работу;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами города Москвы.
Функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляютследующие полномочия в области охраны труда:
1) участвуют в проведении государственной политики в области охранытруда;
2) участвуют в разработке и реализации правовых актов города Москвы обохране труда;
3) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповыхнесчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве,несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в подведомственныхорганизациях;
4) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры,направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживанияработников, снижение производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости в подведомственных организациях;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами города Москвы.
Территориальные органы исполнительной власти города Москвы осуществляютследующие полномочия в области охраны труда:
1) осуществляют координацию деятельности организаций и общественныхобъединений по охране труда;
2) разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры,направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживанияработников, снижение производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости;
3) принимают участие в установленном порядке в расследовании групповыхнесчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве,несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
4) создают межведомственные комиссии по охране труда и организуют ихработу;
5) участвуют в разработке и реализации городских целевых программулучшения условий и охраны труда;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами города Москвы.
1. Обеспечение охраны труда осуществляется в соответствии стребованиями охраны труда.
2. Для сотрудничества работодателей и работников в решении вопросовохраны труда в организациях создаются и действуют в порядке, установленномфедеральным законодательством и законодательством города Москвы, комитеты(комиссии) по охране труда.
3. Организации и специалисты, оказывающие услуги в области охраны трудана территории города Москвы, проходят добровольную уведомительную регистрацию впорядке, установленном Правительством Москвы.
1. Финансирование городских, отраслевых, территориальных мероприятий поулучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств бюджета городаМосквы, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами города Москвы.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда можетосуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны трудаосуществляется работодателями в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда вбюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на ихсодержание.
5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда ворганизациях в расчете на одного работника осуществляется в размерах,устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении, соглашениях иколлективных договорах, но не ниже предусмотренных Генеральным соглашениеммежду общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениямиработодателей и Правительством Российской Федерации, межрегиональнымисоглашениями с участием города Москвы, федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В городе Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствиис федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативныхтребований охраны труда осуществляются в соответствии с федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке,установленном федеральным законодательством, иными нормативными правовымиактами Российской Федерации.
2. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеютправо беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образцапосещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо отих организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей -физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые дляосуществления данной экспертизы документы и другие материалы, а также обладаютиными правами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересовработников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иныеуполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать вэтих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных)лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.
2. Лица, уполномоченные на проведение общественного контроля засоблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда,действуют в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актамигорода Москвы.
3. В городе Москве профессиональные союзы в лице их соответствующихорганов имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащихобязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав изаконных интересов работников в области охраны труда.
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несутответственность в соответствии с федеральным законодательством изаконодательством города Москвы.
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официальногоопубликования, за исключением пункта 8 статьи 9 настоящего Закона.
2. Пункт 8 статьи 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2008года.
3. Признать утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда вгороде Москве»;
2) Закон города Москвы от 26 декабря 2001 года № 74 «О внесенииизменений в статьи 5, 7, 9, 11, 12, 13, 21 Закона города Москвы от 14 марта2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве»;
3) Закон города Москвы от 11 февраля 2004 года № 6 «О внесенииизменений и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Обохране труда в городе Москве»;
4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года № 80 «О внесенииизменений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 «Об охране труда вгороде Москве».
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва,
Московская городская Дума
12 марта 2008 г.
№ 11