Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.
Обозначение: | Закон 3 |
Название рус.: | Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы |
Статус: | действующий (Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8. Статья 8 вводится в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.) |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 17.01.2001 |
Разработан: | Правительство Москвы |
Утвержден: | Правительство Москвы (17.01.2001) |
Опубликован: | газета "Тверская, 13" № 9 2001<br>Ведомости Московской Городской Думы № 3 2001 |
Законг. Москвы от 17 января 2001 г. N 3
Об обеспечении беспрепятственного доступаинвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур городаМосквы
(сизменениями от 21 ноября 2007 г.)
Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных граждан Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу
|
Настоящий Закон всовокупности с мерами организационного, правового, экономического ивоспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободыпередвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданамивозможностей в реализации гражданских, экономических, политических и другихправ и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также всоответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Закон регулируетотношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения,доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной,транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции кинтеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействияархитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права исвободы маломобильных граждан.
Закон определяет общиетребования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения,доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии сфедеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами,строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за ихнарушение в городе Москве.
Основные понятия,используемые в настоящем Законе:
маломобильные граждане- инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровьясо стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности,и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста;граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другиелица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельнопередвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого иливременного физического недостатка использовать для своего передвижениянеобходимые средства, приспособления и собак-проводников;
инженерная,транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооруженийи коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектовсоциального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивоеразвитие и функционирование поселений и территорий;
государственныеградостроительные нормативы, строительные нормы и правила- нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральныморганом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры иградостроительства города Москвы и подлежащие обязательному исполнению приосуществлении градостроительной деятельности всех видов.
Правовые отношения, установленные настоящимЗаконом, регулируются нормативными правовыми актами и основополагающимидокументами, регламентирующими свободы и права инвалидов, а также требования пообеспечению свободного передвижения, доступа маломобильных граждан и ихпользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур,которыми являются:
- КонституцияРоссийской Федерации;
- Гражданский кодексРоссийской Федерации;
- Градостроительный кодекс РоссийскойФедерации;
- Федеральный закон "О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон"Об обслуживании инвалидов";
- Декларация прав исвобод человека и гражданина;
- Декларация правинвалидов ООН;
- Стандартные правилаобеспечения равных возможностей для инвалидов ООН;
- постановление СоветаМинистров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 года N 1188"Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимымодификации средств транспорта, связи и информатики";
- постановлениеПравительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерахпо обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектамсоциальной инфраструктуры";
- Устав города Москвы;
- распоряжение МэраМосквы от 27 августа 1997 года N 684-РМ "О дополнительных мерах пообеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектамсоциальной инфраструктуры";
- Градостроительныенормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89,2.08.02-89, 2.09.02-85, 2.09.04-87; ВСН62-91; РДС 35-201-98; Рекомендации по проектированию окружающей среды,зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильныхгрупп населения, выпуски 1, 2,3,7,10,12,13,14, 19,20;Московские городские строительные нормы (МГСН); пособияи рекомендациипо комплексномупроектированию окружающей среды, зданий, сооружений и территорий для людейс физическими ограничениями, разработанные Москомархитектурой, утвержденные ивведенные в действие решениями Правительства Москвы и органов архитектуры).
К объектам, подлежащимоснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободногопередвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:
- жилые зданиягосударственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
- административныездания и сооружения;
- объекты культуры икультурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправлениярелигиозных обрядов и т.д.);
- объекты и учрежденияобразования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
- объекты торговли,общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковскиеучреждения;
- гостиницы, отели,иные места временного проживания;
-физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха,парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты исооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходныедорожки;
- объекты и сооружениятранспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожныевокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного,железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
- станции и остановкивсех видов городского и пригородного транспорта;
- почтово-телеграфныеи другие здания и сооружения связи и информации;
- производственныеобъекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
- тротуары, переходыулиц, дорог и магистралей;
- прилегающие квышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной,транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства,реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующимиспециальными приспособлениями и оборудованием:
- визуальной извуковой информацией;
- специальнымиуказателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
- звуковой сигнализациейу светофоров;
-телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
-санитарно-гигиеническими помещениями;
- пандусами ипоручнями у лестниц при входах в здания;
- пологими спусками утротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановокгородского транспорта общего пользования;
- специальнымиуказателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городскихпарков и других рекреационных зон;
- пандусами ипоручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутныхтранспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
- пандусами при входахв здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовыхплощадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог имагистралей.
На автостоянках и вместах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок,должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболееудобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средствинвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, атакже лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеютпротивопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковкиспециальных автотранспортных средств бесплатно.
Органы исполнительнойвласти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организациинезависимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условиядля доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственногоих передвижения в городе.
Планировка и застройкановых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработкапроектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонтзданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации безприспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан недопускаются.
В состав основныхвидов и стадий разработки проектной документации на строительство новыхобъектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта спояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условийжизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан".
Оснащение специальнымиприспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользованиямаломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции ипланово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить этиработы.
В случаяхневозможности выполнения в полном объеме требований нормативно-техническихдокументов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов,собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органамиисполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществлятьсявсе мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.
Окончательное решениео невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидовбез посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено толькосудом.
Органы исполнительнойвласти Москвы, административных округов и местного самоуправления, принеобходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программыпо созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов кдействующим объектам.
Финансовые затраты,связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступностивновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженернойинфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники ибалансодержатели указанных объектов.
Общественныеобъединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полнуюинформацию о степени доступности объектов инфраструктур города для пользованияинвалидами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности.
Общественныеобъединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительнойвласти города, органы власти районов с предложениями по улучшению доступностиобъектов инфраструктур города для пользования инвалидами.
Органы исполнительнойвласти Москвы, организации и предприятия независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочныхпредставителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятиярешений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижениюи адаптации в городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могутбыть признаны недействительными в судебном порядке.
Представителиобщественных объединений инвалидов, при необходимости, включаются в составкомиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений с правами и полномочиями,равными правам и полномочиям любого другого члена этих комиссий.
Контроль за выполнением требований нормативныхправовых актов, градостроительных нормативов, норм и правил в части созданияусловий для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам ибеспрепятственного их передвижения в городе при разработке документации на всехстадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонтеи переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, благоустройстветерриторий и пешеходно-транспортной сети осуществляется должностными лицамиорганов исполнительной власти Москвы, органов местного самоуправления,государственных инспекций и органов архитектуры и градостроительства,уполномоченных на то законодательными актами Российской Федерации, в пределахих компетенции.
Действия и решенияуказанных должностных лиц, осуществляющих контроль, могут быть обжалованы в судв установленном порядке.
Закономг. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья3 настоящего Закона изложена в новой редакции
За невыполнениетребований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иныхмаломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженернойинфраструктур должностные и юридические лица несут административнуюответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административныхправонарушениях.
Неоднократноенарушение норм настоящего Закона в период строительства и проведения ремонтныхработ объектов и территорий юридическим лицом, а также нарушение, совершенное втечение одного года с момента наложения штрафа, может явиться основаниемликвидации юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 Гражданскогокодекса Российской Федерации.
Настоящий Законвступает в силу, в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 годаN 22 "О законодательных актах города Москвы", со дня его официальногоопубликования, за исключением статьи 8.
Статью 8 ввести вдействие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва,
Московская городскаяДума
17 января 2001 года N3