Закон 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

Закон 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»

Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.

Обозначение: Закон 3
Название рус.: Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы
Статус: действующий (Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8. Статья 8 вводится в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 17.01.2001
Разработан: Правительство Москвы
Утвержден: Правительство Москвы (17.01.2001)
Опубликован: газета "Тверская, 13" № 9 2001<br>Ведомости Московской Городской Думы № 3 2001

Законг. Москвы от 17 января 2001 г. N 3

Об обеспечении беспрепятственного доступаинвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур городаМосквы

(сизменениями от 21 ноября 2007 г.)

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Основополагающие, нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, установленные настоящим Законом

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием

Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов инфраструктур города

Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных граждан

Статья 6. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления городской среды для инвалидов

Статья 7. Контроль за обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур

Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

 

Настоящий Закон всовокупности с мерами организационного, правового, экономического ивоспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободыпередвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданамивозможностей в реализации гражданских, экономических, политических и другихправ и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также всоответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон регулируетотношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения,доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной,транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции кинтеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействияархитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права исвободы маломобильных граждан.

Закон определяет общиетребования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения,доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии сфедеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами,строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за ихнарушение в городе Москве.

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия,используемые в настоящем Законе:

маломобильные граждане- инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровьясо стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности,и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста;граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другиелица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельнопередвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого иливременного физического недостатка использовать для своего передвижениянеобходимые средства, приспособления и собак-проводников;

инженерная,транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооруженийи коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектовсоциального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивоеразвитие и функционирование поселений и территорий;

государственныеградостроительные нормативы, строительные нормы и правила- нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральныморганом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры иградостроительства города Москвы и подлежащие обязательному исполнению приосуществлении градостроительной деятельности всех видов.

Статья 2. Основополагающие, нормативные правовые акты,регулирующие правовые отношения, установленные настоящим Законом

Правовые отношения, установленные настоящимЗаконом, регулируются нормативными правовыми актами и основополагающимидокументами, регламентирующими свободы и права инвалидов, а также требования пообеспечению свободного передвижения, доступа маломобильных граждан и ихпользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур,которыми являются:

- КонституцияРоссийской Федерации;

- Гражданский кодексРоссийской Федерации;

- Градостроительный кодекс РоссийскойФедерации;

- Федеральный закон "О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральный закон"Об обслуживании инвалидов";

- Декларация прав исвобод человека и гражданина;

- Декларация правинвалидов ООН;

- Стандартные правилаобеспечения равных возможностей для инвалидов ООН;

- постановление СоветаМинистров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 года N 1188"Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимымодификации средств транспорта, связи и информатики";

- постановлениеПравительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерахпо обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектамсоциальной инфраструктуры";

- Устав города Москвы;

- распоряжение МэраМосквы от 27 августа 1997 года N 684-РМ "О дополнительных мерах пообеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектамсоциальной инфраструктуры";

- Градостроительныенормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89,2.08.02-89, 2.09.02-85, 2.09.04-87; ВСН62-91; РДС 35-201-98; Рекомендации по проектированию окружающей среды,зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильныхгрупп населения, выпуски 1, 2,3,7,10,12,13,14, 19,20;Московские городские строительные нормы (МГСН); пособияи рекомендациипо комплексномупроектированию окружающей среды, зданий, сооружений и территорий для людейс физическими ограничениями, разработанные Москомархитектурой, утвержденные ивведенные в действие решениями Правительства Москвы и органов архитектуры).

Статья 3. Объекты социальной, транспортной иинженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями иоборудованием

К объектам, подлежащимоснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободногопередвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:

- жилые зданиягосударственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;

- административныездания и сооружения;

- объекты культуры икультурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправлениярелигиозных обрядов и т.д.);

- объекты и учрежденияобразования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

- объекты торговли,общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковскиеучреждения;

- гостиницы, отели,иные места временного проживания;

-физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха,парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты исооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходныедорожки;

- объекты и сооружениятранспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожныевокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного,железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;

- станции и остановкивсех видов городского и пригородного транспорта;

- почтово-телеграфныеи другие здания и сооружения связи и информации;

- производственныеобъекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;

- тротуары, переходыулиц, дорог и магистралей;

- прилегающие квышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Статья 4. Перечень специальных приспособлений иоборудования для оснащения объектов инфраструктур города

Объекты социальной,транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства,реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующимиспециальными приспособлениями и оборудованием:

- визуальной извуковой информацией;

- специальнымиуказателями около строящихся и ремонтируемых объектов;

- звуковой сигнализациейу светофоров;

-телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;

-санитарно-гигиеническими помещениями;

- пандусами ипоручнями у лестниц при входах в здания;

- пологими спусками утротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановокгородского транспорта общего пользования;

- специальнымиуказателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городскихпарков и других рекреационных зон;

- пандусами ипоручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутныхтранспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;

- пандусами при входахв здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовыхплощадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог имагистралей.

На автостоянках и вместах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок,должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболееудобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средствинвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, атакже лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеютпротивопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковкиспециальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 5. Организация общедоступности объектовинфраструктур города для маломобильных граждан

Органы исполнительнойвласти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организациинезависимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условиядля доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственногоих передвижения в городе.

Планировка и застройкановых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработкапроектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонтзданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации безприспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан недопускаются.

В состав основныхвидов и стадий разработки проектной документации на строительство новыхобъектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта спояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условийжизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан".

Оснащение специальнымиприспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользованиямаломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции ипланово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить этиработы.

В случаяхневозможности выполнения в полном объеме требований нормативно-техническихдокументов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов,собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органамиисполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществлятьсявсе мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.

Окончательное решениео невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидовбез посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено толькосудом.

Органы исполнительнойвласти Москвы, административных округов и местного самоуправления, принеобходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программыпо созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов кдействующим объектам.

Финансовые затраты,связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступностивновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженернойинфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники ибалансодержатели указанных объектов.

Статья 6. Участие общественных объединенийинвалидов в решении вопросов приспособления городской среды для инвалидов

Общественныеобъединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полнуюинформацию о степени доступности объектов инфраструктур города для пользованияинвалидами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности.

Общественныеобъединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительнойвласти города, органы власти районов с предложениями по улучшению доступностиобъектов инфраструктур города для пользования инвалидами.

Органы исполнительнойвласти Москвы, организации и предприятия независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочныхпредставителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятиярешений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижениюи адаптации в городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могутбыть признаны недействительными в судебном порядке.

Представителиобщественных объединений инвалидов, при необходимости, включаются в составкомиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений с правами и полномочиями,равными правам и полномочиям любого другого члена этих комиссий.

Статья 7. Контроль за обеспечением доступаинвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур

Контроль за выполнением требований нормативныхправовых актов, градостроительных нормативов, норм и правил в части созданияусловий для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам ибеспрепятственного их передвижения в городе при разработке документации на всехстадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонтеи переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, благоустройстветерриторий и пешеходно-транспортной сети осуществляется должностными лицамиорганов исполнительной власти Москвы, органов местного самоуправления,государственных инспекций и органов архитектуры и градостроительства,уполномоченных на то законодательными актами Российской Федерации, в пределахих компетенции.

Действия и решенияуказанных должностных лиц, осуществляющих контроль, могут быть обжалованы в судв установленном порядке.

Закономг. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья3 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За невыполнениетребований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иныхмаломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженернойинфраструктур должностные и юридические лица несут административнуюответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административныхправонарушениях.

Неоднократноенарушение норм настоящего Закона в период строительства и проведения ремонтныхработ объектов и территорий юридическим лицом, а также нарушение, совершенное втечение одного года с момента наложения штрафа, может явиться основаниемликвидации юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 Гражданскогокодекса Российской Федерации.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Законвступает в силу, в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 годаN 22 "О законодательных актах города Москвы", со дня его официальногоопубликования, за исключением статьи 8.

Статью 8 ввести вдействие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

 

Мэр Москвы                                         Ю.М.Лужков

 

Москва,

Московская городскаяДума

17 января 2001 года N3