Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Технические требования - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Технические требования

Стандарт устанавливает технические требования к коллективным средствам спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемым на акваториях (далее - КСС). Стандарт предназначен для организаций и учреждений, осуществляющих проектирование, изготовление и реализацию КСС.

Обозначение: ГОСТ Р 53451-2009
Название рус.: Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Технические требования
Статус: действует
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 01.07.2010
Утвержден: 07.12.2009 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (568-ст)
Опубликован: Стандартинформ (2010 г. )
Ссылки для скачивания:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
53451-
2009

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ
ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ
НА АКВАТОРИЯХ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ

Технические требования

Москва
Стандартинформ
2010

Предисловие

Цели и принципыстандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральнымгосударственным учреждением «40 Государственный научно-исследовательскийинститут Министерства обороны Российской Федерации»

2 ВНЕСЕНТехническим комитетом по стандартизации ТК 416 «Гипербарическая техника»

3 УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированиюи метрологии от 7 декабря 2009 г. № 568-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях кнастоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе«Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемыхинформационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будетопубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальныестандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АКВАТОРИЯХ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ

Технические требования

Collective saving means of crews of engineering installations operated in water areas.
Technical requirements

Дата введения - 2010-07-01

1 Область применения

Настоящий стандартустанавливает технические требования к коллективным средствам спасения экипажейинженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях (далее - КСС).

Стандарт предназначен дляорганизаций и учреждений, осуществляющих проектирование, изготовление иреализацию КСС.

2 Классификация

2.1 Основнымклассификационным признаком КСС является способ перемещения в воде.

2.2 КСС в зависимости отспособа перемещения в воде подразделяют на:

- дрейфующие, двигающиесяпо поверхности воды под влиянием ветра или течения;

- самоходные, имеющиедвижительную установку и способные самостоятельно двигаться и маневрировать наповерхности воды.

2.3 К дрейфующим КССотносят спасательные плоты.

2.4 К самоходным КССотносят спасательные шлюпки.

2.5 Спасательные плоты взависимости от конструктивного исполнения подразделяют на:

- спасательный плотнадувной сбрасываемый;

- спасательный плотнадувной спускаемый;

- спасательный плотнадувной двусторонний;

- спасательный плотнадувной самовосстанавливающийся;

- спасательный плотжесткий спускаемый.

2.6 Спасательные шлюпки взависимости от конструктивного исполнения подразделяют на:

- спасательную шлюпку, частичнозакрытую;

- спасательную шлюпку,полностью закрытую;

- спасательную шлюпкусвободнопадающую;

- спасательную шлюпку савтономной системой воздухоснабжения;

- спасательную шлюпкуогнезащитную.

3 Технические требования

3.1 Общие требования

3.1.1 КСС предназначеныдля коллективного (группового) спасения и сохранения жизни людей, терпящихбедствие на море.

3.1.2 КСС должныудовлетворять следующим требованиям:

а) не приходить внегодность при хранении их при температуре воздуха от минус 30°С до плюс 65°С;

б) сохранятьработоспособность при температуре воды от минус 1°С до плюс 30°С;

в) быть хорошо видимогоцвета (насыщенный оранжевый или желтый);

г) быть снабженнымисветовозвращающим материалом;

д) быть способнымиработать на волнении.

3.2 Конструктивные требования

3.2.1 Общие требования к спасательномуплоту

3.2.1.1 Конструкция плотадолжна обеспечивать его использование при любых морских условиях на плаву втечение не менее 30 сут.

3.2.1.2 Плавающий на водеплот в рабочем положении должен выдерживать многократные прыжки на него людеймассой от 60 до 90 кг каждый с высоты не менее 4,5 м от его днища как споднятым тентом, так и без него.

3.2.1.3 Конструкция плотаи его оборудование должны позволять буксировать его со скоростью 3 уз на тихойводе с полным комплектом людей и снабжения и с одним плавучим якорем,погруженным в воду.

3.2.1.4 Плот должен иметьтент для защиты находящихся в нем людей от внешней среды, который может бытьустановлен автоматически или вручную при приведении плота в рабочее состояние.Тент должен удовлетворять следующим требованиям:

а) обеспечивать защитуподтентового пространства от зноя и холода двумя слоями материала, разделеннымивоздушной прослойкой. В воздушной прослойке не должна скапливаться вода;

б) внутренняя поверхностьдолжна быть серого цвета;

в) вход в плот долженбыть четко обозначен и оборудован регулируемым закрытием, которое человек вгидротермокостюме спасательном может легко открыть изнутри и снаружи и закрытьизнутри плота. Закрытие должно обеспечивать вентиляцию, но исключатьпроникновение морской воды, ветра и холода;

г) на плотах вместимостьюболее восьми человек должно быть не менее двух диаметрально противоположныхдруг другу входов;

д) постоянно пропускатьдостаточное количество воздуха для находящихся на плоту людей даже при закрытыхвходах;

е) иметь не менее одногосмотрового окна;

ж) иметь устройства длясбора дождевой воды;

з) иметь средства дляустановки радиолокационного ответчика на высоте не менее 1 м над поверхностьюморя;

и) иметь достаточнуювысоту для размещения в любой части подтентового пространства людей в сидячемположении.

3.2.1.5 Вместимость плотадолжна быть не менее шести человек.

3.2.1.6 Общая массаплота, его снабжения и контейнера не должна превышать 185 кг, за исключением,когда плот предназначен для спуска с помощью спускового устройства.

3.2.1.7 Плот должен бытьснабжен надежно закрепленными спасательными леерами с провесами с внутренней инаружной сторон вокруг плота. Разрывное усилие леера и мест крепления его кплоту должно быть не менее 2 кН. Каждая петля леера должна отстоять не менеечем 75 мм от воды, когда плот полностью наполнен газом.

3.2.1.8 Плот должен иметьнадежный фалинь длиной не менее 36 м. Разрывное усилие фалиня и относящихся кнему приспособлений, включая средства крепления его к плоту, за исключениемслабого звена, должно быть: не менее 15 кН - для плотов вместимостью более 25человек; не менее 10 кН - для плотов вместимостью от 9 до 25 человек; не менее7,5 кН - для плотов вместимостью от 6 до 9 человек.

3.2.1.9 На верху тентаплота должен быть установлен огонь поиска с ручным выключателем. Огонь долженбыть белого цвета и работать непрерывно в течение не менее 12 ч с силой светане менее 4,3 Кд во всех направлениях верхней полусферы. Если огонь являетсяпроблесковым, он должен вспыхивать с частотой не менее 50 проблесков и не более70 проблесков в минуту в течение 12 ч с такой же силой света. Лампочка должназагораться автоматически, когда тент поднят. Батареи должны быть такого типа,чтобы они не приходили в негодность от влажности в уложенном плоту.

3.2.1.10 Внутри плотадолжен быть установлен осветительный огонь с ручным выключателем, способныйработать непрерывно в течение не менее 12 ч. Он должен загораться автоматически,когда тент находится в поднятом состоянии, и иметь силу света, достаточную длячтения инструкций по сохранению жизни на плоту и по его эксплуатации.

3.2.1.11 Плот должениметь световозвращающие материалы, установленные вокруг тента и днища снаружной стороны общей площадью не менее 1500 см2.

3.2.1.12Снабжение плота должно включать:

а) одно спасательноекольцо плавучее, прикрепленное к спасательному линю плавучему длиной не менее30 м;

б) один нескладной нож сручкой из плавучего материала, прикрепленный штертом и хранящийся в кармане снаружной стороны тента вблизи места крепления фалиня к плоту. Плот вместимостью13 человек и более должен быть снабжен вторым ножом, который может бытьскладным;

в) один черпак плавучийдля плота вместимостью не более 12 человек и два черпака плавучих для плотоввместимостью 13 человек и более;

г) две губки;

д) два якоря плавучих;

е) два весла плавучих;

ж) триконсервовскрывателя, если в снабжении есть консервные банки, и двое ножницбезопасного исполнения;

з) одну аптечку первойпомощи в водонепроницаемой упаковке, которая после пользования может быть сноваплотно закрыта;

и) один сигнальныйсвисток, обеспечивающий уровень звукового сигнала не менее 100 дБ на расстоянии1 м;

к)четыре красные парашютные ракеты. Парашютная ракета должна:

- быть заключена вводостойкий корпус;

- быть снабжена краткойинструкцией или рисунками, напечатанными на ее корпусе, четко иллюстрирующимиспособ использования ракеты;

- иметь конструкцию, невызывающую неудобства для держащего ее человека при использовании ракеты всоответствии с инструкцией или рисунком завода-изготовителя;

- иметь встроенноезапальное средство;

- достигать высоты неменее 300 м при запуске в вертикальном направлении;

- выпускать парашютныйсигнал по достижении верхней точки траектории или вблизи нее;

- гореть ярко-краснымогнем;

- гореть равномерно сосредней силой света не менее 30 000 Кд;

- гореть не менее 40 с;

- иметь скорость запускане более 5 м/с;

- не повреждать во времягорения свой парашют или его крепление;

л)шесть фальшфейеров. Фальшфейер должен:

- быть заключен вводостойкий корпус;

- быть снабжен краткойинструкцией или рисунками, напечатанными на его корпусе, четко иллюстрирующимиспособ использования фальшфейера;

- иметь конструкцию, невызывающую неудобства для держащего его человека, и не подвергать опасностиспасательный плот горящими или тлеющими остатками при использовании его всоответствии с инструкцией или рисунком завода-изготовителя;

- иметь собственноезапальное средство;

- гореть ярко-краснымогнем;

- гореть равномерно сосредней силой света не менее 15 000 Кд;

- гореть не менее 1 мин;

- продолжать гореть послепогружения его на 10 с в воду на глубину 100 мм;

м) двеплавучие дымовые шашки. Плавучая дымовая шашка должна:

- быть заключена вводостойкий корпус;

- быть снабжена краткойинструкцией или рисунками, напечатанными на ее корпусе, четко иллюстрирующимиспособ использования шашки;

- не гореть вспышками ине выбрасывать пламени в течение всего времени действия;

- выделять равномерно дыморанжевого или желтого цвета в течение не менее 3 мин, находясь на плаву натихой воде;

- не заливаться водой наволнении;

- продолжатьдымообразование при погружении в воду не менее чем на 10 с на глубину 100 мм;

н) один водонепроницаемыйэлектрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запаснымкомплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

о) один радиолокационныйотражатель, если на плоту не установлен радиолокационный ответчик;

п) одно сигнальноезеркало (гелиограф) с инструкцией по его использованию для подачи сигналов;

р) один экземпляр таблицыспасательных сигналов в водонепроницаемой упаковке или из водостойкогоматериала;

с) один комплектрыболовных принадлежностей;

т) пищевой рацион израсчета на 3 сут на каждого человека. Пищевой рацион должен быть ввоздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемом контейнере;

у) водонепроницаемыесосуды с питьевой водой по 1,5 л на каждого человека из числа людей, допускаемыхк размещению на плоту, из которых 0,5 л этой нормы может быть заменено водой,получаемой из опреснительного аппарата, способного производить общее количествопресной воды в течение двух дней, либо 1 л на человека может быть замененводой, получаемой от ручного вакуумного опреснителя, способного производитьтакое же количество пресной воды за два дня;

ф) один нержавеющийградуированный сосуд для питьевой воды;

х) медикаменты от морскойболезни в количестве, достаточном на 48 ч, и один гигиенический пакет длякаждого человека из числа людей, допускаемых к размещению на плоту;

ц) инструкцию посохранению жизни на плоту;

ч) инструкцию попервоочередным действиям;

ш) индивидуальныетеплозащитные средства в количестве не менее 50% числа людей, допускаемых кразмещению на плоту.

3.2.1.13 Предметыснабжения плота необходимо хранить в контейнере, закрепленном внутри плота.

3.2.1.14 Фалинь плота иотносящиеся к нему приспособления должны обеспечивать связь между судном иплотом и быть так выполнены, чтобы плот после отделения его от судна инадувания, если он является надувным, не затягивался в воду тонущим судном.

3.2.1.15 Средство,обеспечивающее свободное всплытие плота, имеющее слабое звено, должно:

а) не разрываться поддействием силы, необходимой для вытягивания фалиня из контейнера плота;

б) обладать прочностьюдля обеспечения надувания плота;

в) разрывное усилиеслабого звена должно быть равным (2,2 ±0,4) кН.

3.2.1.16 Средство,обеспечивающее свободное всплытие плота, имеющее гидростатическое разобщающееустройство, должно:

а) быть изготовлено изматериалов так, чтобы исключалось неправильное срабатывание. Гальванизация илидругие способы нанесения металлического покрытия на детали гидростатическогоразобщающего устройства не допускаются;

б) автоматически разобщатьплот от судна на глубине не более 4 м;

в) иметь средства дляосушения гидростатической камеры, предотвращающие скопление в ней воды принахождении устройства в нормальном положении;

г) иметь конструкцию, предотвращающуюразобщение плота от судна при заливании устройства волнами;

д) иметь снаружимаркировку, указывающую его тип и серийный номер;

е) иметь на корпусе илина табличке, прикрепленной к корпусу, маркировку, указывающую дату изготовленияили истечение срока службы, тип и серийный номер, а также годность устройствадля использования с плотами вместимостью более 25 человек;

ж) быть таким, чтобыкаждая его часть, соединяющаяся с фалинем и относящимися к немуприспособлениями, обладала прочностью не меньшей, чем прочность фалиня.

3.2.1.17 Срок службыплота, в течение которого должно быть обеспечено его применение по прямомуназначению, должен быть не менее 10 лет. Гарантийный срок хранения с моментаизготовления до начала эксплуатации - не менее 18 месяцев. Срокосвидетельствования - 12 месяцев.

3.2.2Спасательный плот надувной

3.2.2.1 Плот долженудовлетворять требованиям 3.2.1.

3.2.2.2 Главная камераплавучести должна быть разделена на два отдельных отсека, наполняемые каждыйчерез свой собственный невозвратный клапан. Камеры плавучести должны бытьрасположены так, чтобы при повреждении одного любого отсека или если какой-либоотсек не будет надут неповрежденные отсеки поддерживали плот на плаву сположительным надводным бортом по всему периметру плота, когда плот нагружендопускаемым к размещению числом людей массой 75 кг каждый, сидящих в нормальномположении.

3.2.2.3 Днище плотадолжно быть водонепроницаемым и обеспечивающим изоляцию от холода одним изследующих способов:

а) с помощью одного илинескольких отсеков, которые могут быть надуты автоматически или находящимися наплоту людьми, а затем могут быть спущены и надуты вновь;

б) с помощью другихобладающих равноценной эффективностью средств, не зависящих от надувания.

3.2.2.4 Плот должен бытьтаким, чтобы его надувание мог обеспечить один человек. Плот должен быть надутнетоксичным газом. Надувание должно быть закончено в течение 1 мин притемпературе окружающей среды от 18°С до 20°С и в течение 3 мин при температуреминус 30°С. После надувания плот с полным комплектом людей и снабжения долженсохранять форму. Сосуды под давлением, используемые в системе автоматическогогазонаполнения, должны быть допущены Российским морским регистром судоходства(далее - Регистр) или другим компетентным органом.

3.2.2.5 Каждый отсекплота должен выдерживать давление, в три раза превышающее рабочее, и долженбыть защищен от давления, в два раза превышающего рабочее, предохранительнымиклапанами или ограничением количества подаваемого газа. Для поддержания вотсеках рабочего давления должна быть предусмотрена подкачка их насосом илимехами.

3.2.2.6 Объем камерплавучести плота, приходящийся на одного человека, должен быть не менее 0,096 м3,минимальная площадь днища, приходящаяся на одного человека, - не менее 0,372 м2.

3.2.2.7 У одного из входов плота должна бытьоборудована одна полужесткая наклонная посадочная площадка, способнаяподдерживать человека массой 100 кг и позволяющая находящимся в воде людямподняться на плот, установленная так, чтобы предотвращать утечку газа из плотапри ее повреждении.

3.2.2.8 Входы плота, необорудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочный трап, нижняяступенька которого должна находиться,по меньшей мере, на 0,4 м ниже ватерлинии плота без людей и предметов снабжения.

3.2.2.9 Внутри плота должны предусматриватьсясредства, помогающие людям подняться на плот с посадочного трапа.

3.2.2.10 Конструкцияплота должна быть такой, чтобы он был остойчивым на волнении, когда полностьюнадут.

3.2.2.11 Остойчивостьплота в опрокинутом положении должна быть такой, чтобы и на волнении, ина спокойной воде его мог перевернуть один человек.

3.2.2.12 Остойчивостьплота, когда он полностью укомплектован людьми и снабжением, должна быть такой,чтобы его можно было буксировать со скоростью до 3 уз на тихой воде.

3.2.2.13 Плот должен бытьоборудован заполняемыми водой карманами, отвечающими следующим требованиям:

а) карманы должны бытьхорошо видимого цвета;

б) конструкция должнабыть такой, чтобы карманы после разворачивания заполнялись водой не менее чемна 60% своего объема за 25 с;

в) общий объем кармановдолжен быть не менее 220 л для плотов вместимостью до 10 человек;

г) общий объем кармановдля плотов вместимостью более 10 человек должен быть не менее 20Nл, где N - число людей, размещенных на плоту;

д) карманы должны бытьрасположены симметрично по периметру плота. Должны быть предусмотрены средствадля быстрого выхода воздуха из-под днища плота.

3.2.2.14 Плот должен бытьупакован в контейнер, отвечающий следующим требованиям:

а) быть такой конструкции,чтобы выдерживать любые условия эксплуатации в морской среде;

б) вместе с упакованным внего плотом со снабжением иметь собственную плавучесть, достаточную длявытягивания фалиня и приведения в действие системы газонаполнения плота припогружении тонущего судна в воду;

в) бытьводонепроницаемым, за исключением сливных отверстий в днище.

3.2.2.15 Плот необходимоупаковывать в контейнер таким образом, чтобы после попадания в воду иосвобождения от контейнера он надувался, находясь в прямом положении.

3.2.2.16Контейнер плота должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:

а) наименованиеизготовителя или торговую марку;

б) серийный номер;

в) наименование органа,одобрившего плот, и число людей, допускаемых к размещению;

г) тип комплекта аварийногоснабжения;

д) дату проведенияпоследнего освидетельствования;

е) длину фалиня;

ж) максимально допустимуювысоту установки над ватерлинией;

з) инструкцию по спуску;

и) тип системы слабогозвена, если оно имеется внутри контейнера плота, или указание о его отсутствии.

3.2.2.17Плот должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:

а) наименованиеизготовителя или торговую марку;

б) серийный номер;

в) дату изготовления(месяц, год);

г) наименование органа,одобрившего плот;

д) наименование и место нахождениястанции обслуживания, которая проводила последнее освидетельствование;

е) число людей,допускаемых к размещению, нанесенное над каждым входом шрифтом высотой не менее100 мм, цветом, контрастирующим с цветом плота.

3.2.2.18Плот должен иметь маркировку, указывающую название и порт приписки инженерногосооружения, на котором он должен быть установлен.

Способ выполнениямаркировки должен обеспечить замену информации о судне в любое время безвскрытия контейнера.

3.2.3Спасательный плот надувной сбрасываемый

3.2.3.1 Плот долженудовлетворять требованиям 3.2.1, 3.2.2.

3.2.3.2 Конструкция плотадолжна быть такой, чтобы при сбрасывании его на воду с высоты 18 м плот и егооборудование работали нормально. Если плот устанавливается на высоте более 18 мнад ватерлинией, он должен пройти с удовлетворительными результатами испытаниесбрасыванием с высоты, на которой должен быть установлен.

3.2.4Спасательный плот надувной спускаемый

3.2.4.1 Плот долженудовлетворять требованиям 3.2.1, 3.2.2.

3.2.4.2 Плот,предназначенный для использования со спусковым устройством, когда он подвешенна подъемном гаке или стропе, должен выдерживать нагрузку:

а) в четыре разапревышающую массу полного комплекта людей и снабжения, при температуреокружающей среды и установившейся температуре плота (20 ±3)°С с неработающимипредохранительными клапанами;

б) в 1,1 раза превышающуюмассу полного комплекта людей и снабжения, при температуре окружающей среды иустановившейся температуре плота минус 30°С с работающими предохранительнымиклапанами.

3.2.4.3Жесткий контейнер плота, спускаемый с помощью спускового устройства, долженбыть закреплен так, чтобы ни контейнер, ни его отдельные части не падали в водуво время и после надувания и спуска плота, который был уложен в него.

3.2.4.4Кроме снабжения, требуемого в 3.2.1.12, плот должен иметь:

а) один комплектремонтных принадлежностей для заделки проколов в камерах плавучести;

б) один насос или ручноймех для подкачки;

в) консервовскрыватели иножницы, требуемые в 3.2.1.12, перечислениеж), должны быть безопасного исполнения.

3.2.4.5 Конструкция плотадолжна удовлетворять следующим требованиям:

а) выдерживать с полнымкомплектом людей и снабжения удар о борт судна при скорости плота внаправлении, перпендикулярном к борту судна, не менее 3,5 м/с, а такжесбрасывание на воду с высоты не менее 3 м, не получая при этом повреждений;

б) плот должен бытьснабжен средствами для подтягивания его к борту судна у посадочной палубы иудержания во время посадки в него людей;

в) обеспечивать быструюпосадку в него всех приписанных людей в течение не более 3 мин с момента подачикоманды к посадке.

3.2.5 Спасательныйплот надувной двусторонний

3.2.5.1 Плот долженотвечать требованиям 3.2.1, 3.2.2,3.2.3.

3.2.5.2 Плот должен бытьоборудован самоосушающимися средствами. Плот должен быть таким, чтобы им моглипользоваться необученные люди.

3.2.5.3 Плот должен бытьбезопасным для использования независимо от его положения на воде. Плот должениметь тенты с обеих сторон конструкции, обеспечивающей его плавучесть, которыедолжны становиться на место, когда плот спущен на воду и находится на плаву.

3.2.5.4 Снабжение плотадолжно быть легкодоступно независимо от положения плота в воде. Это достигаетсялибо использованием контейнера со снабжением, который доступен с любой стороныплота, либо размещением снабжения на каждой стороне плота.

3.2.5.5 Полностьюоборудованный плот на плаву должен находиться всегда стабильно в прямомположении независимо от условий загрузки.

3.2.5.6 Масса плота можетбыть более 185 кг.

3.2.6 Спасательныйплот самовосстанавливающийся

3.2.6.1 Плот долженотвечать требованиям 3.2.1, надувной- требованиям 3.2.2, сбрасываемый -требованиям 3.2.3,спускаемый - требованиям 3.2.4, жесткий -требованиям 3.2.7.

3.2.6.2 Полностьюоборудованный плот должен на поверхности воды автоматически возвращаться изперевернутого положения в прямое независимо от того, надувается ли он вперевернутом положении на поверхности воды или под водой или опрокидывается полюбой причине после надувания.

3.2.6.3 Плот должен бытьоборудован самоосушающимися средствами. Плот должен быть безопасным дляиспользования необученными людьми.

3.2.6.4 Масса плота можетбыть более 185 кг.

3.2.7 Спасательныйплот жесткий

3.2.7.1 Плот долженудовлетворять требованиям 3.2.1, 3.2.4 (заисключением 3.2.4.3,3.2.4.4).

3.2.7.2 Плавучесть плотадолжна обеспечиваться одобренным плавучим материалом, расположенным как можноближе к краям плота.

3.2.7.3 Днище плота должнопрепятствовать проникновению воды и поддерживать людей вне воды.

3.2.7.4 Число людей,допускаемое к размещению на плоту, должно равняться меньшему из следующихчисел:

а) наибольшее целоечисло, полученное от деления объема материала плавучести (м3),умноженного на коэффициент, равный единице минус плотность этого материала, на0,096;

б) наибольшее целоечисло, полученное при делении внутренней горизонтальной площади (м2)поперечного сечения днища плота на 0,372;

в) число людей среднеймассой 75 кг с надетыми гидрокостюмами с теплоизоляцией и спасательнымижилетами, которые могут сидеть, не мешая пользованию снабжением плота.

3.2.7.5 У одного входаплота должна быть оборудована жесткая наклонная посадочная площадка,позволяющая находящимся в воде людям подняться на плот. На плоту спускаемом,имеющем более одного выхода, посадочная площадка должна быть оборудована увхода, противоположного подтягивающим тросам и посадочным приспособлениям.

3.2.7.6 Входы плота, необорудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочный трап, нижняяступенька которого должна находиться на 0,4 м ниже ватерлинии плота без людей ипредметов снабжения.

3.2.7.7 Внутри плотанеобходимо иметь средства, помогающие людям подняться на плот с посадочноготрапа.

3.2.7.8 За исключениемслучаев, когда плот могут эксплуатировать независимо от того, какой сторонойвверх он плавает, его прочность и остойчивость должны быть такими, чтобы он моглибо самовосстанавливаться, либо переворачиваться в рабочее положение однимчеловеком на волнении и на тихой воде.

3.2.7.9 Остойчивостьплота, когда он полностью укомплектован людьми и снабжением, должна быть такой,чтобы его можно было буксировать со скоростью до 3 уз на тихой воде.

3.2.7.10Плот должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:

а) название и портприписки судна;

б) наименованиеизготовителя или торговую марку;

в) серийный номер;

г) наименование органа,одобрившего плот;

д) число людей,допускаемых к размещению, нанесенное над каждым входом шрифтом высотой не менее100 мм, цветом, контрастирующим с цветом плота;

е) тип комплектааварийного снабжения;

ж) длину фалиня;

з) максимально допустимуювысоту установки над ватерлинией;

и) инструкцию по спуску.

3.2.7.11 Плот,предназначенный для использования со спусковым устройством, когда он подвешенна подъемном гаке или стропе, должен выдерживать нагрузку, в четыре разапревышающую массу полного комплекта людей и снабжения.

3.2.8Спасательная шлюпка

3.2.8.1 Шлюпка должнаиметь достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когдаона полностью укомплектована людьми и снабжением. Шлюпка должна сохранятьположительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда онанагружена полным комплектом людей и снабжения и имеет пробоину в любом местениже ватерлинии, при условии, что нет потери плавучего материала и другихповреждений.

3.2.8.2 Шлюпка должнаобладать достаточной прочностью, чтобы:

а) ее можно былобезопасно спускать на воду, когда она полностью укомплектована людьми иснабжением;

б) ее можно было спускатьна воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 уз на тихой воде.

3.2.8.3 Корпус и жесткоезакрытие шлюпки должны быть изготовлены из негорючего или медленнораспространяющего пламя материала.

3.2.8.4 Места для сидениядолжны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленныхсиденьях, которые сконструированы так, чтобы выдерживать:

а) статическую нагрузку,эквивалентную числу людей массой 100 кгкаждый, для которых оборудованы места для сидения;

б) нагрузку 100 кг наодно сиденье, расположенное в любом месте шлюпки, когда шлюпка, спускаемая спомощью лопарей, сбрасывается в воду с высоты не менее 3 м;

в) нагрузку 100 кг наодно сиденье, расположенное в любом месте шлюпки свободнопадающей, когда шлюпкасвободнопадающая сбрасывается с высоты, в 1,3 раза превышающей допустимуювысоту установки.

3.2.8.5 Шлюпка, заисключением шлюпки свободнопадающей, спускаемая с помощью лопарей, должнаобладать прочностью, чтобы выдерживать указанную ниже нагрузку без остаточнойдеформации после снятия:

а) для шлюпки сметаллическим корпусом - в 1,25 раза превышающую полную массу шлюпки, полностьюукомплектованной людьми и снабжением;

б) для других шлюпок - вдва раза превышающую общую массу шлюпки, полностью укомплектованной людьми иснабжением.

3.2.8.6 Шлюпка, заисключением шлюпки свободнопадающей, спускаемая с помощью лопарей, когда онаполностью укомплектована людьми и снабжением и оборудована в необходимыхслучаях салазками или привальными брусьями, должна иметь прочность, чтобывыдерживать удар о борт судна при скорости шлюпки в направлении,перпендикулярном к борту судна, не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание с высотыне менее 3 м.

3.2.8.7 Вертикальноерасстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента,простирающегося на 50% площади днища, должно быть:

а) не менее 1,3 м - дляшлюпки вместимостью 9 человек или менее;

б) не менее 1,7 м - дляшлюпки вместимостью 24 человека или более;

в) не менее расстояния,рассчитанного линейной интерполяцией между 1,3 м и 1,7 м, - для шлюпкивместимостью от 9 до 24 человек.

3.2.8.8 Вместимостьшлюпки должна быть не более 150 человек.

3.2.8.9 Число людей,допускаемых к размещению на шлюпке, спускаемой с помощью лопарей, должноравняться меньшему из следующих чисел:

а) число людей среднеймассой 75 кг в жилетах спасательных, которые могут сидеть в положении, не мешаяработе средств приведения шлюпки в движение или любого оборудования в шлюпке;

б) число мест длясидения, которые могут быть оборудованы на банках и сиденьях. Площади сидениймогут перекрываться при условии, что имеется пространство для ног и оборудованыподставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем неменее 350 мм.

3.2.8.10 Каждое место длясидения должно быть четко обозначено в шлюпке.

3.2.8.11 Шлюпка должнабыть устроена так, чтобы обеспечивалась посадка в шлюпку полного числа людей втечение не более 3 мин.

3.2.8.12 Шлюпка должнаиметь трап посадочный, позволяющий находящимся в воде людям подняться в шлюпкучерез любой входной люк. Нижняя ступенька трапа должна находиться, по меньшеймере, на 0,4 м ниже ватерлинии шлюпки без людей и предметов снабжения.

3.2.8.13 Шлюпка должнабыть устроена так, чтобы на борт шлюпки можно было поднимать потерявшихфизическую активность людей либо из воды, либо на носилках.

3.2.8.14 Все поверхностишлюпки, которые могут быть использованы для ходьбы, должны иметь нескользкоепокрытие.

3.2.8.15 Шлюпка должнаиметь собственную плавучесть или быть оборудована плавучим материалом, стойкимк воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов, достаточным дляподдержания на плаву шлюпки со всем ее снабжением, когда она полностью залитаводой.

Должен быть предусмотрендополнительный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести,равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допускаемых к размещению нашлюпке. Дополнительный плавучий материал не должен быть установлен снаружикорпуса шлюпки.

3.2.8.16 Шлюпка должнабыть остойчива и иметь положительную метацентрическую высоту, когда онанагружена 50% числа людей, допускаемых к размещению, сидящих в нормальномположении по одну сторону от диаметральной плоскости.

3.2.8.17 При состояниинагрузки, указанной в 3.2.8.16, шлюпка с бортовыми отверстиями, расположеннымивблизи планширя, должна иметь надводный борт, измеряемый от ватерлинии досамого нижнего отверстия, через которое может произойти ее затопление, не менее100 мм.

3.2.8.18 Шлюпка должнабыть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Недопускается использование двигателей, работающих на топливе с температуройвспышки ниже 43°С.

3.2.8.19 Двигатель долженбыть оборудован ручным пусковым устройством или пусковым устройством с приводомот двух независимых источников энергии. Должны быть предусмотрены необходимыедля пуска двигателя приспособления. Пусковые устройства и приспособления должныобеспечивать пуск двигателя при температуре окружающей среды минус 15°С втечение не более 2 мин с момента начала пуска. Работе пусковых устройств недолжны мешать кожух двигателя, банки или другие препятствия.

3.2.8.20 Усилие на одногочеловека на рукоятку ручного пускового устройства не должно превышать 160 Н.

3.2.8.21 Двигатель долженработать в течение не менее 5 мин после пуска из холодного состояния, когдашлюпка находится вне воды в положении, в котором она готова к спуску.

3.2.8.22 Двигатель долженработать при затоплении шлюпки до оси коленчатого вала.

3.2.8.23 Двигатель должениметь реверс-редуктор или другое устройство, разобщающее валопровод и гребнойвинт с двигателем. Должна быть обеспечена возможность движения шлюпки передними задним ходом.

3.2.8.24 Выхлопная трубадолжна быть такой конструкции, чтобы предотвращалось попадание воды в двигательпри нормальной работе.

3.2.8.25 Гребной винтдолжен быть расположен и огражден так, чтобы обеспечить безопасность людей,находящихся в воде, и предотвратить повреждение винта плавающими предметами.

3.2.8.26 Скорость шлюпкина переднем ходу на тихой воде, когда она полностью укомплектована людьми иснабжением, должна быть не менее 6 уз и не менее 2 уз при буксировке шлюпкойплота вместимостью 25 человек, полностью укомплектованного людьми и снабжением.Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения движения полностьюнагруженной шлюпки со скоростью 6 уз в течение не менее 24 ч.

3.2.8.27 Двигатель,реверс-редуктор и навешенные на двигатель механизмы должны быть защищеныкожухом.

Должна быть обеспеченазащита людей от случайного прикосновения к горячим или движущимся частям изащита двигателя от непогоды и воздействия моря. Должны быть предусмотренысредства для снижения шума двигателя.

Стартерные батареи должныбыть размещены в водонепроницаемых ящиках, имеющих вентиляцию.

3.2.8.28 Конструкция двигателяи относящихся к нему устройств должна предусматривать ограничениеэлектромагнитного излучения, с тем чтобы работа двигателя не мешала работерадиооборудования, используемого на шлюпке.

3.2.8.29 Должны бытьпредусмотрены средства подзарядки батарей стартера, радиостанции и прожектора.Батареи радиостанции не должны быть использованы для питания устройств пускадвигателя и прожектора. Должны быть предусмотрены средства для подзарядкибатарей, установленных в шлюпке, от судового источника энергии напряжением неболее 50 В, которые могутотключаться с места посадки в шлюпку.

3.2.8.30 Инструкция попуску и эксплуатации двигателя должна быть изготовлена в водостойком исполнениии вывешена вблизи органов управления двигателем.

3.2.8.31 Фундаментыдвигателя и реверс-редуктора должны быть прочными и устойчивыми к вибрации, аразмеры их элементов должны быть назначены с учетом мощности двигателя.

3.2.8.32 Трубопроводытоплива и смазки должны быть надежно защищены от механических повреждений ииметь легкодоступный запорный клапан у цистерны. Система приема воздуха иотвода выхлопных газов должна исключать проникновение воды в двигатель.Выпускной трубопровод должен иметь надежную изоляцию.

3.2.8.33 Шлюпка, заисключением шлюпки свободнопадающей, должна быть оборудована не менее чем однимспускным клапаном, расположенным вблизи самой нижней точки корпуса, которыйдолжен автоматически открываться для выпуска воды из шлюпки, когда онанаходится вне воды, и автоматически закрываться, когда шлюпка находится наводе. Спускной клапан должен иметь легкий доступ изнутри шлюпки, а егорасположение должно быть четко обозначено. Клапан должен быть снабжен колпачкомили пробкой для его закрывания, прикрепленными к шлюпке штертом или цепочкой.

3.2.8.34 Шлюпка должнаиметь руль и румпель.

Если предусматриваетсяштурвал или другое средство дистанционного управления рулем, при выходе их изстроя должна быть возможность управления шлюпкой с помощью румпеля.

Румпель должен бытьпостоянно установлен на баллере руля илисоединен с ним. Если шлюпка оборудована средством дистанционного управлениярулем, румпель может быть съемным и храниться закрепленным вблизи баллера руля.Руль и румпель должны быть устроены так, чтобы они не могли быть повреждены приработе подъемно-спускового приспособления или гребного винта.

3.2.8.35 С наружнойстороны вокруг шлюпки над ее ватерлинией, за исключением района вблизи руля игребного винта, должны быть предусмотрены поручни или плавучий спасательныйлеер с провесами, закрепленные так, чтобы находящийся в воде человек могдержаться за них.

3.2.8.36 Шлюпка, неявляющаяся самовосстанавливающейся, должна иметь средство в виде боковых килейили кильпоручней, дающее возможность людям держаться за перевернутую шлюпку.Крепление их к шлюпке должно быть таким, чтобы при ударе их отрыв происходилбез повреждения корпуса шлюпки.

3.2.8.37 Шлюпка должнабыть оборудована водонепроницаемыми ящиками и отсеками для хранения мелкихпредметов снабжения, воды и пищевых запасов. Должны быть предусмотрены средствадля хранения собранной дождевой воды.

Шлюпка должна бытьоборудована приспособлением для сбора дождевой воды или опреснителем дляполучения питьевой воды из морской. Опреснитель не должен зависеть отсолнечного тепла, химических препаратов, кроме морской воды.

3.2.8.38 Шлюпка,предназначенная для спуска с помощью лопаря или лопарей, за исключением шлюпкисвободнопадающей, должна быть оборудована подъемно-спусковым приспособлением.

3.2.8.39 Шлюпка должнабыть оборудована в носовой части устройством для закрепления фалиня. Устройстводолжно быть таким, чтобы во время буксировки судном на переднем ходу соскоростью не менее 5 уз на тихой воде шлюпка не проявляла характеристик,влияющих на ее безопасность или остойчивость. За исключением шлюпкисвободнопадающей, устройство для закрепления фалиня должно иметь разобщающиймеханизм, позволяющий отдавать фалинь изнутри шлюпки, когда ее буксирует суднона переднем ходу со скоростью не менее 5 уз на тихой воде.

3.2.8.40 На шлюпке,оборудованной стационарной УКВ-аппаратурой двусторонней радиотелефонной связи сантенной, устанавливаемой раздельно от нее, должны быть предусмотрены средствадля установки и крепления антенны в рабочем положении.

3.2.8.41 Шлюпка,предназначенная для спуска по борту судна, должна иметь спусковые салазки и привальныебрусья, необходимые для облегчения спуска и предотвращения повреждения шлюпки.

3.2.8.42 Снаружи вверхней части закрытия шлюпки должен быть установлен огонь поиска с ручнымвыключателем. Огонь должен быть белого цвета и обеспечивать работу постоянно втечение не менее 12 ч с силой света не менее 4,3 Кд во всех направленияхверхней полусферы. Если огонь является проблесковым, то он должен вспыхивать счастотой не менее 50 проблесков и не более 70 проблесков в минуту в течение 12ч с такой же силой света.

3.2.8.43 Внутри шлюпкидолжен быть установлен осветительный огонь, обеспечивающий освещение в ночноевремя в течение не менее 12 ч, достаточное для чтения инструкции по сохранениюжизни и информации по размещению снабжения. Использование для этих целеймасляных фонарей не допускается.

3.2.8.44 Шлюпка должнабыть устроена так, чтобы с места управления шлюпкой имелся обзор по носу, кормеи обоим бортам в целях обеспечения безопасного спуска и маневрирования шлюпки.

3.2.8.45 Предметыснабжения шлюпки должны быть закреплены внутри шлюпки найтовами, храниться вящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах или подобных приспособленияхлибо должны быть закреплены другим подходящим способом. Предметы снабжениядолжны быть закреплены так, чтобы не создавалось препятствий при операциях пооставлению судна.

3.2.8.46Снабжение шлюпки должно включать:

а) за исключением шлюпкисвободнопадающей, плавучие весла на каждую банку для обеспечения движенияшлюпки на тихой воде. Для каждого весла должны быть предусмотрены уключины типа«кочет», поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключинынеобходимо крепить к шлюпке штертами или цепочками;

б) два отпорных крюка,один черпак и два ведра;

в) инструкцию посохранению жизни;

г) путевой компас со светящейсякартушкой или снабженный средствами освещения. В шлюпках полностью закрытыхкомпас должен быть стационарно установлен у поста управления рулем, на другихшлюпках компас должен быть снабжен нактоузом;

д) плавучий якорь сдректовом длиной, равной трем длинам шлюпки, и ниралом;

е) два фалиня диаметромне менее 14 мм, с разрывным усилием не менее чем 0,35 массы шлюпки с полнымчислом людей, снабжением и двигателем, длиной не менее 15 м. На шлюпкесвободнопадающей оба фалиня должны быть уложены вблизи носовой части шлюпки ибыть готовыми к использованию. На других шлюпках один фалинь, прикрепленный кразобщающему устройству, должен находиться в носовой оконечности шлюпки, адругой - должен крепиться к форштевню шлюпки или вблизи него и быть готовым киспользованию;

ж) два топора, по одномув каждой оконечности шлюпки;

з) водонепроницаемыесосуды с питьевой водой по 3 л на каждого человека из числа людей, допускаемыхк размещению на шлюпке, из которых 1 л этой нормы может быть заменен водой,получаемой из опреснительного аппарата, способного производить общее количествопресной воды в течение двух суток, либо 2 л на человека могут быть замененыводой, получаемой от опреснителя, способного производить такое же количествопресной воды за двое суток;

и) один нержавеющий ковшсо штертом и один нержавеющий градуированный сосуд для питьевой воды;

к) пищевой рацион израсчета не менее 10 000 кДж на каждого человека из числа людей, допускаемых кразмещению на шлюпке. Рацион должен быть пригодным к употреблению в течениеуказанного срока, быстро разъединяться и легко открываться. Пищевой рациондолжен быть в воздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемомконтейнере;

л) четыре парашютныеракеты, отвечающие требованиям 3.2.1.12, перечисление к);

м) шесть фальшфейеров,отвечающих требованиям 3.2.1.12, перечисление л);

н) две плавучие дымовыешашки, отвечающие требованиям 3.2.1.12, перечисление м);

о) один водонепроницаемыйэлектрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запаснымкомплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

п) один радиолокационныйотражатель, если в шлюпке не установлен радиолокационный ответчик;

р) одно сигнальноезеркало (гелиограф) с инструкцией по его использованию для подачи сигналов;

с) один экземпляр таблицыспасательных сигналов в водонепроницаемой упаковке или из водостойкогоматериала;

т) аптечка первой помощив водонепроницаемой упаковке, которая после пользования может быть снова плотнозакрыта;

у) медикаменты от морскойболезни в количестве, достаточном на 48 ч, и один гигиенический пакет накаждого человека из числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке;

ф) один комплектрыболовных принадлежностей;

х) два спасательныхкольца плавучих с плавучими линями длиной не менее 30 м;

ц) один складной нож, прикрепленныйштертом к шлюпке, и три консервовскрывателя;

ч) один сигнальныйсвисток или равноценное звукосигнальное средство, обеспечивающее уровень звукового давления не менее 100 дБ нарасстоянии 1 м;

ш) один ручнойосушительный насос, если шлюпка не является самоосушающейся;

щ) один комплектинструментов и запасных частей для двигателя;

э) переноснойогнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти;

ю) прожектор с секторомпо горизонтали и вертикали не менее 6° и с силой света 2500 Кд, который может работать непрерывно в течение не менее 3 ч;

я) индивидуальныетеплозащитные средства в количестве не менее 50% числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке.

3.2.8.47 Число людей,допускаемых к размещению на шлюпке, должно быть нанесено на обоих бортах в носовой части шлюпки четким шрифтомнесмываемой краской.

3.2.8.48 Названиекорабля, которому принадлежит шлюпка, должно быть нанесено на обоих бортах в носовой части шлюпкипечатными буквами.

3.2.8.49Световозвращающие материалы должны быть установлены на верхней части планширя, а также на бортушлюпки, ближе к планширю. Общая площадь световозвращающего материала должна быть не менее 1500 см2.

3.2.8.50 Срок службышлюпки, в течение которого должно быть обеспечено ее применение по прямому назначению, должен быть не менее 15 лет.Гарантийный срок хранения с моментаизготовления до начала эксплуатации - не менее 1,5 лет.

3.2.9 Спасательнаяшлюпка частично закрытая

3.2.9.1 Шлюпка должнаудовлетворять требованиям 3.2.13.

3.2.9.2 Шлюпка должнаиметь водонепроницаемые закрытия, простирающиеся не менее чем на 20% длины шлюпки от форштевня и кормовой оконечности.

3.2.9.3 Шлюпка должнаиметь постоянно закрепленный складывающийся тент, который совместно с закрытиями полностью закрывает находящихся вшлюпке людей, защищая их от воздействиявнешней среды.

Шлюпка должна иметь входыв носовой и кормовой оконечностях и с каждого борта. Входы в жестких закрытиях должны быть водонепроницаемыми,когда они закрыты.

3.2.9.4 Тент долженотвечать следующим требованиям:

а) иметь жесткие секцииили опоры для его установки;

б) легко устанавливатьсяне более чем двумя человеками за время не более 2 мин;

в) обеспечиватьтермоизоляцию подтентового пространства не менее чем двумя слоями материала, разделеннымивоздушной прослойкой;

г) наружная поверхностьтента должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя - серого цвета;

д) иметь входы,оборудованные регулируемыми закрытиями, которые могут открываться и закрыватьсяизнутри и снаружи, обеспечивая вентиляцию, но исключая проникновение в шлюпку морской воды, ветра и холода.Должны быть предусмотрены надежные средства, позволяющие держать входы воткрытом и закрытом положениях;

е) при закрытых входахпостоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся вспасательной шлюпке людей;

ж) иметь приспособлениедля сбора дождевой воды;

з) при опрокидываниишлюпки спасательной находящиеся в ней люди должны иметь возможность покинуть ее.

3.2.10Спасательная шлюпка полностью закрытая

3.2.10.1 Шлюпка должнаотвечать требованиям 3.2.8.

3.2.10.2 Шлюпка должнаиметь жесткое водонепроницаемое закрытие, полностью закрывающее шлюпку. Закрытиедолжно отвечать следующим требованиям:

а) доступ в шлюпку долженбыть обеспечен через люки, которые могут герметически закрываться;

б) за исключением шлюпкисвободнопадающей, входные люки должны быть расположены так, чтобы можно быловыполнять операции, связанные со спуском и подъемом шлюпки, не прибегая приэтом к выходу из нее людей;

в) обеспечиватьбезотказное открывание и закрывание крышек выходных люков снаружи и изнутри.Крышки люков должны надежно удерживаться в открытом положении;

г) за исключением шлюпкисвободнопадающей, обеспечивать возможность грести;

д) при закрытых люках ибез значительных протечек воды поддерживать на плаву шлюпку с полным комплектомлюдей, снабжения и механизмов, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;

е) иметь иллюминаторы илиокна, пропускающие внутрь дневной свет при закрытых люках;

ж) наружная поверхностьзакрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя - цвета, невызывающего раздражения у людей, находящихся в шлюпке;

з) иметь поручни, закоторые могут держаться люди, передвигающиеся снаружи шлюпки, и которые могутбыть использованы при их посадке и высадке;

и) люди должны иметьвозможность проходить от входа к своим местам, не перелезая через поперечныебанки или другие препятствия;

к) давление воздухавнутри шлюпки во время работы двигателя при закрытых входах не должно быть вышеили ниже атмосферного давления более чем на 20 гПа.

3.2.10.3 За исключениемшлюпки свободнопадающей, для каждого обозначенного места сидения должны бытьпредусмотрены ремни безопасности. Конструкция ремней безопасности должна бытьтакой, чтобы они надежно удерживали на месте человека массой 100 кг, когдашлюпка находится в опрокинутом положении.

Комплект ремнейбезопасности для места сидения должен быть цвета, контрастирующего с ремнямибезопасности соседних мест сидения. Каждое место сидения шлюпкисвободнопадающей должно быть оборудовано ремнями безопасности контрастногоцвета, удерживающими на месте человека массой 100 кг во время спуска шлюпкисвободным падением и при нахождении шлюпки в опрокинутом положении.

3.2.10.4 Остойчивостьшлюпки должна быть такой, чтобы она сама по себе или автоматически возвращаласьв прямое положение, когда она полностью или частично укомплектована людьми иснабжением, все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а людипристегнуты ремнями безопасности.

3.2.10.5 После полученияповреждений шлюпка должна поддерживать на плаву полное число людей и комплектснабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидыванияона автоматически занимала положение, позволяющее находящимся в шлюпке людямпокинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.

3.2.10.6 Выхлопные трубыдвигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобыпри опрокидывании шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключаласьвозможность попадания воды в двигатель.

3.2.10.7 Управлениедвигателем и его передачей необходимо производить с места управления шлюпкой.

3.2.10.8 Двигатель иотносящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положенииво время опрокидывания шлюпки и продолжать работать после возвращения ее впрямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затемвновь запускаться после возвращения шлюпки в прямое положение.

Конструкция топливнойсистемы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателятоплива и утечки более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания шлюпки.

3.2.10.9 Двигатель своздушным охлаждением должен иметь систему воздухопроводов для забора охлаждающеговоздуха и выброса его за пределы шлюпки. Должны быть предусмотрены заслонки сручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри шлюпки ивыбрасывать его также внутрь шлюпки.

3.2.10.10 Шлюпка должнаиметь конструкцию и наружные привальные брусья, обеспечивающие прочностькорпуса при ударе полностью укомплектованной людьми и снабжением шлюпки о бортсудна со скоростью не менее 3,5 м/с.

3.2.11 Спасательнаяшлюпка свободнопадающая

3.2.11.1 Шлюпка должнаудовлетворять требованиям 3.2.10.

3.2.11.2 Вместимостьшлюпки определяют исходя из числа людей, для которых предусмотрены кресла шириной не менее 430 мм. Кресла недолжны мешать работе средств приведения шлюпки в движение и другогооборудования. Свободное пространство передспинкой кресла должно быть не менее635 мм, а высота спинки над сиденьем - не менее 1000 мм.

3.2.11.3 Шлюпка должнаудаляться от судна сразу после вхождения ее в воду и не соприкасаться с судном после спуска свободным падением при дифференте судна на нос до 10° и крене до 20° на любой борт сдопустимой высоты установки, когда она полностью оборудована и нагружена:

а) полным числом людей;

б) людьми, которыерасполагаются таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее носу;

в) людьми, которыерасполагаются таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее корме;

г) только спусковойкомандой.

3.2.11.4 Шлюпка должнабыть прочной, чтобы выдерживать спуск свободным падением с высоты, в 1,3 раза превышающей допустимую высотуустановки, когда она полностью укомплектованалюдьми и снабжением.

3.2.11.5 Шлюпка должнабыть сконструирована так, чтобы обеспечивалась защита людей и оборудования от опасных ускорений, возникающих приспуске с допустимой высоты установки вспокойную воду при дифференте до 10° и крене до 20° на любой борт, когдаона полностью оборудована инагружена:

а) полным числом людей;

б) людьми, которыерасполагаются таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее носу;

в) людьми, которыерасполагаются таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее корме;

г) только спусковойкомандой.

3.2.11.6 Шлюпка должнабыть оборудована разобщающей системой, которая должна:

а) состоять из двухнезависимых систем, которые могли бы приводиться в действие только изнутри шлюпки и которые окрашены в контрастныецвета;

б) быть устроена так,чтобы разобщать шлюпку при любых состояниях ее нагрузки от состояния без нагрузки до состояния нагрузки неменее 200% нагрузки, равной массе полностью оборудованной шлюпки с числом людей, для размещения которых онаодобрена;

в) быть защищенной отслучайного или преждевременного использования;

г) быть сконструированатак, чтобы испытание разобщающей системы можно было проводить без спуска шлюпки.

3.2.12 Спасательнаяшлюпка с автономной системой воздухоснабжения

3.2.12.1 Шлюпка должнаотвечать требованиям 3.2.10 и бытьоборудована системой сжатого воздуха.

3.2.12.2 Объем баллоновсо сжатым воздухом системы должен быть достаточным для обеспечения безопасности людей и бесперебойной работыдвигателя в течение не менее 10 мин,когда все входы закрыты.

3.2.12.3 Дозированиевоздуха необходимо производить таким образом, чтобы давление внутри шлюпки было не ниже атмосферного и не превышалоего более чем на 20 гПа. Эта системадолжна быть оборудована индикаторами, постоянно показывающими давлениеподаваемого воздуха.

3.2.13Спасательная шлюпка огнезащитная

3.2.13.1 Шлюпка должнаотвечать требованиям 3.2.12 и обеспечивать защиту допускаемого к размещению наней числа людей, находясь на воде в зоне непрерывно горящей нефти, окружающейшлюпку со всех сторон, в течение не менее 8 мин.

3.2.13.2 Шлюпка должнабыть снабжена подробными инструкциями по эксплуатации в огневых условиях, атакже комплектом медикаментов от ожогов и отравления окисью углерода.

3.2.13.3 В условиях,указанных в 3.2.13.1, концентрация окиси углерода внутри шлюпки не должнапревышать 0,2 мг/л, двуокиси углерода - 3 % по объему.

3.2.13.4 Шлюпка, накоторой в качестве средства защиты от огня используется система водяногоорошения, должна отвечать следующим требованиям:

а) система должнапитаться забортной водой, подаваемой самовсасывающим насосом, при этом должнабыть предусмотрена возможность включать и выключать подачу воды для орошениянаружной поверхности шлюпки;

б) водозаборноеустройство должно быть устроено так, чтобы предотвращать попадание горючихжидкостей в систему с поверхности воды;

в) система должнапредусматривать промывку ее пресной водой и полное осушение.

3.2.13.5 Система орошенияили термоизоляция корпуса должна обеспечивать температуру воздуха внутри шлюпкина уровне головы сидящего человека не более 60°С в условиях, указанных в3.2.13.1.

4 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

4.1 КСС изготавливают изматериалов, одобренных Регистром.

4.2 Материалы, из которыхизготовлены КСС, должны:

а) быть стойкими кгниению, коррозии и выдерживать воздействие морской воды, нефти и грибков;

б) быть стойкими кдлительному воздействию солнечных лучей (не терять своих качеств).

4.3 Должен бытьустановлен срок службы и освидетельствования КСС, которые указывают вмаркировке. Электрические батареи, не имеющие маркировки с датой окончаниясрока службы, могут быть использованы, если их заменяют ежегодно.

5 Комплектность

5.1 Комплектностьспасательных плотов должна соответствовать 3.2.1.12.

5.2 Комплектностьспасательных шлюпок должна соответствовать 3.2.8.46.

6 Маркировка

6.1 Маркировкаспасательных плотов должна соответствовать 3.2.2.16,3.2.2.17,3.2.2.18,3.2.7.10.

6.2 Требования кмаркировке спасательных шлюпок устанавливают в технических условиях наконкретные изделия.

7 Упаковка

Требованияк упаковке КСС устанавливают в технических условиях на конкретные изделия.

Ключевые слова:коллективные средства спасения, технические требования, плот, шлюпка

 

365
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки