ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|

|
национальный СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52657-2006
|
Информационно-коммуникационные
технологии
в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Рубрикация информационных
ресурсов

Москва
Стандартинформ
2007
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №
184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004
«Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН
Государственным образовательным учреждением высшего профессионального
образования Московский государственный технологический университет «Станкин»
(Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и
сертификации информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании»
3 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 423-ст
4 В настоящем
стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской федерации от 10 июля
1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13
января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30
декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10
января, 7 июля, 8,23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29
декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3
ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5,9 февраля, 20 апреля 2007 г.)
5 ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
Введение
Применение
информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию
образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и
средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к
электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.
Настоящий стандарт
входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании» и устанавливает принципы рубрикации электронных образовательных
ресурсов, электронных документов и других сведений, размещенных в
образовательных Интернет-порталах федерального уровня, что обеспечивает
повышение качества и эффективности процессов создания и эксплуатации
образовательных Интернет-порталов.
ГОСТ Р
52657-2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Рубрикация информационных ресурсов
Information and
communication technologies in education. Federal level educational
internet-portals. Information
resources system of heading
|
Дата введения - 2008-07-01
(Поправка)
1 Область применения
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к составу и виду рубрик информационных ресурсов
образовательных Интернет-порталов федерального уровня.
2 Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и
классификаторы.
ГОСТ
Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения
ГОСТ
Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие требования
ГОСТ
7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
ОК 009-2003
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
ОК 017-94
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
ОК 023-95 Общероссийский
классификатор начального специального образования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно
проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной
системе общего пользования - на официальном сайте национального органа
Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно
издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим
ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на
него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем
стандарте применены термины по ГОСТ
Р 52653, ГОСТ
Р 52656, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 идентификация
электронных образовательных ресурсов: Установление тождества
образовательных контентов на основе совпадения их признаков, представленных в
метаданных.
3.2 рубрикация
электронного образовательного ресурса: Информационный анализ электронного
образовательного ресурса с целью определения его принадлежности к определенному
подмножеству по сходству или различию в соответствии с принятыми
классификационными признаками.
4 Рубрикация информационных
ресурсов
4.1 Рубрикацию
электронных образовательных ресурсов выполняют в соответствии с их
классификационными признаками, указанными в настоящем стандарте.
4.2 При
формировании метаданных образовательного контента рубрикацию выполняет
разработчик образовательного ресурса либо оператор образовательного
Интернет-портала федерального уровня.
4.3 Формирование
метаданных образовательного контента осуществляют на этапе его создания и, при
необходимости, дополняют и корректируют на следующих этапах жизненного цикла.
4.4 Электронный
образовательный ресурс (ЭОР) классифицируют по следующим признакам:
- целевому уровню
и ступени образования;
- форме обучения;
- тематике;
- целевой
аудитории;
- типу ЭОР;
- целевому
назначению;
- функции,
выполняемой в образовательном процессе;
- степени
дидактического обеспечения специальности;
- виду
образовательной деятельности;
- характеру
представления информации;
- степени
интерактивности;
- степени
соответствия действующим государственным образовательным стандартам.
4.4.1 По целевому
уровню образования ЭОР может быть классифицирован как:
-
общеобразовательный: дошкольное образование, начальное общее образование,
основное общее образование, среднее(полное)общее образование;
-
профессиональный:
профессиональная
подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования),
начальное
профессиональное образование,
среднее
профессиональное образование,
высшее
профессиональное образование,
послевузовское
профессиональное образование.
Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько
уровней образования.
4.4.2 По форме
обучения ЭОР может быть классифицирован как:
- очный;
- очно-заочный;
- заочный;
- семейное
образование;
- самообразование;
- экстернат.
Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько
форм обучения.
4.4.3 В
соответствии с тематикой ЭОР может быть классифицирован по ОК 009, ОК 017 и ОК
023 по следующим видам науки и искусства:
-
физико-математические науки;
- химия;
- биология;
-
геолого-минералогия;
- техника;
- сельское
хозяйство;
- история;
- экономика;
- философия;
- филология;
- география;
- юриспруденция;
- педагогика;
- медицина;
- фармацевтика;
- ветеринария;
-
искусствоведение;
- архитектура;
- психология;
- военное дело;
- социология;
- политика;
- культурология.
4.4.4 Целевую
аудиторию ЭОР классифицируют по следующим категориям пользователей:
- абитуриент;
- обучаемый;
- педагогический
работник;
- менеджер;
- методист;
- научный
работник;
- технический
специалист.
4.4.5 В
соответствии с типом ресурса ЭОР может быть представлен в виде:
- учебного
материала:
задачник,
лабораторный
практикум,
учебник, учебное
пособие,
конспект лекций,
тест, контрольные
вопросы,
электронный
учебный курс;
-
учебно-методического материала:
методическое
указание,
учебная программа,
учебный план,
план занятий;
- справочного
материала:
геоинформационная/картографическая
система,
база данных,
словарь,
справочник,
энциклопедия;
- иллюстративного
и демонстрационного материала:
атлас,
карта,
альбом,
иллюстрация,
наглядное пособие;
- дополнительного
информационного материала:
хрестоматия,
публикация
научно-популярного характера,
печатное издание
(книга),
рекламно-информационная
публикация,
библиография;
- нормативного
документа:
национальный
стандарт,
образовательный
стандарт,
инструкция,
нормативный акт;
- научного
материала:
автореферат
диссертации,
диссертация,
статья,
монография,
обзор;
- электронного
периодического издания:
полнотекстовое
издание,
оглавление
печатных изданий;
- электронной
библиотеки;
- образовательного
сайта;
- программного
продукта:
программного
комплекса для образовательных учреждений,
инструментального
средства для создания компьютерных средств обучения.
4.4.6 По целевому
назначению ЭОР классифицируют по ГОСТ
7.83 на:
- научный;
-
научно-популярный;
-
производственно-практический;
- нормативный
производственно-практический;
- учебный;
-
массово-политический;
- справочный;
- для досуга;
- художественный.
4.4.7 По функции,
выполняемой в образовательном процессе, ЭОР классифицируют на:
-
учебно-методический комплекс по дисциплине;
- учебную программу;
- конспект лекций;
- хрестоматию;
- словарь;
- справочник;
- практикум
(комплект практических заданий, сборник задач, лабораторную работу, виртуальный
практикум, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской
работы, деловые игры);
- тест, комплект
тестовых заданий;
- иллюстративный
материал (набор слайдов, анимационные и видеофрагменты, аудио сопровождение);
- методические
указания, методики изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных
работ, решения задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских
работ, организации и проведения деловых игр и т. д.);
-
учебно-методическое пособие (различные комбинации методических указаний с
другими видами учебных пособий);
-
научно-популярная публикация;
- научная
публикация;
4.4.8 По степени
дидактического обеспечения специальности ЭОР может быть классифицирован по:
- специальности;
- дисциплине;
- теме
(разделу)дисциплины;
- части темы,
дисциплины.
4.4.9 По виду образовательной
деятельности, в которой используется ЭОР, их подразделяют на:
- лекционное
сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудиосопровождение);
- сопровождение
практикумов;
- самостоятельная
работа;
- для системы
дистанционного обучения;
- для системы
электронного обучения;
- для
самообразования;
- для
краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.
4.4.10 По
характеру представления информации ЭОР разделяют на:
- мультимедийные;
- программные
продукты;
- изобразительные;
- аудио;
- текстовые;
- электронные
аналоги печатных изданий.
4.4.11 По степени
интерактивности ЭОР разделяют на:
- активные;
- описательные;
- смешанные;
- неопределенные.
4.4.12 По степени
соответствия действующим государственным образовательным стандартам ЭОР
классифицируют на:
- полностью
соответствующие;
- соответствующие
частично;
-
несоответствующие.
Ключевые слова:
образовательный портал федерального уровня, электронный образовательный ресурс,
классификатор, рубрикация