ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52656-2006
|
Информационно-коммуникационные
технологии
в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Общие требования

|
Москва
Стандартинформ
2007
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а
правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ
Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский
государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой
специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации
информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
27 декабря 2006 г. № 422-ст
4 В настоящем стандарте
реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. №
149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,
Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. №
94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты»,
а текст изменений и поправок- в ежемесячно издаваемых информационных
указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
Содержание
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере
образования способствует совершенствованию образовательных технологий,
появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки
для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с
использованием сети Интернет.
Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и
развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки
настоящего стандарта, который входит в комплекс стандартов
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в
образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Общие требования
Information
and communication technologies in education.
Federal level educational internet-portals. General requirements
|
Дата введения - 2008-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к
образовательным Интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их
функциональному назначению в системе образования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия.
Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ
Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения
ГОСТ
Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных
ресурсов
ГОСТ
7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и
правила составления
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в
сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю
«Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего
года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям,
опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то
при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим
(измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то
положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей
эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ
Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 образовательный Интернет-портал федерального уровня: Информационная
система, предназначенная для доступа широкого круга пользователей к
информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Примечания
1 Образовательный Интернет-портал
федерального уровня является основой для развития открытого образования и
применения новых форм электронного обучения.
2 Образовательный Интернет-портал федерального уровня может
обеспечивать доступ к информационным ресурсам, содержащимся в базах данных
других информационных систем, связанных с ним с помощью
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3 Информация, размещенная в Интернет-портале федерального
уровня, может содержать систематизированные электронные образовательные
ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и методического
характера и другие сведения.
3.2 жизненный
цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и
заканчивая снятием с эксплуатации.
4 Общие положения
4.1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня
относится к категории государственных информационных систем и должен
разрабатываться с учетом действующих федеральных законов и правовых актов
государственных органов.
4.2 Информация, содержащаяся в образовательном Интернет-портале
федерального уровня, является государственным информационным ресурсом. Основным
наполнением образовательных Интернет-порталов федерального уровня являются
электронные образовательные ресурсы и/или их метаданные.
4.3 Технические средства, предназначенные для обработки
информации, содержащиеся в образовательном Интернет-портале федерального
уровня, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации в
области технического регулирования.
4.4 До начала эксплуатации образовательного Интернет-портала
федерального уровня должны быть надлежащим образом оформлены права на
использование его компонентов, являющихся объектами интеллектуальной
собственности.
4.5 Требования к процессам жизненного цикла образовательного
Интернет-портала федерального уровня должны соответствовать ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288.
4.6 При использовании в образовательных Интернет-порталах
федерального уровня электронных образовательных ресурсов или метаданных
электронных образовательных ресурсов должна обеспечиваться их актуализация в
течение всего жизненного цикла.
4.7 Функции оператора образовательного Интернет-портала
федерального уровня выполняет заказчик, заключивший государственный контракт на
его создание, если иное не установлено в решении о создании данной
государственной информационной системы.
4.8 Защита общедоступной информации, содержащейся в
образовательном Интернет-портале федерального уровня, может осуществляться
только в целях обеспечения защиты информации от неправомерного доступа,
уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления,
распространения, а также реализации права на доступ к информации.
4.9 Основной функцией образовательного Интернет-портала
федерального уровня является обеспечение различных пользователей
информационными ресурсами и услугами образовательного характера в соответствии
с их индивидуальными потребностями с помощью системы сервисов.
4.10 Для выполнения основной функции образовательный
Интернет-портал федерального уровня должен содержать следующие типы сервисов:
- сервисы управления электронными образовательными
ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла электронных образовательных
ресурсов;
- сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие
между Интернет-порталом и другими информационными системами;
- информационные сервисы, предназначенные для оповещения
пользователей об изменениях и событиях в предметной области или области
интересов пользователя как в содержимом Интернет-портала, так и в окружающей
среде.
Пример - Информационный сервис «Новости»;
- коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена
информацией и совместной работы пользователей и обслуживающего персонала
Интернет-портала.
Пример - коммуникационные сервисы «Форум»,
«Электронная почта»;
- персонификационные (идентификационные) сервисы,
обеспечивающие функции, необходимые для идентификации и/или, при необходимости,
авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в
соответствии с потребностями пользователя портала;
- навигационные сервисы, предназначенные для поиска и/или
повышения эффективности поиска информации.
Пример - навигационный сервис «Каталог»;
- статистические сервисы, реализующие функции сбора и
анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации
Интернет-портала и электронных образовательных ресурсов;
- лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации
визуального оформления и информационного представления образовательного
контента Интернет-портала к естественному языку пользователя.
4.11 Навигационные сервисы образовательного Интернет-портала
федерального уровня должны функционировать с использованием метаданных
электронных образовательных ресурсов.
4.12 Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на
образовательном Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать
требованиям ГОСТ
Р 52657 и ГОСТ
7.82.
Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня,
информационная система, образовательное пространство, система образования,
электронный образовательный ресурс