ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ
Р
52606-2006
|
Технические
средства организации
дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ
ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ

|
Москва
Стандартинформ
2007
|
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ
Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения
о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным
государственным унитарным предприятием ФГУП «РОСДОРНИИ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278
«Безопасность дорожного движения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 11 декабря 2006 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего
стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая
информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
ГОСТ
Р 52606-2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Технические
средства организации дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ
ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
Traffic control devices.
Classification of barriers
Дата введения - 2008-01-01
1
Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает классификационные признаки для разделения конструкций
дорожных ограждений на классы, группы, типы и виды.
Настоящий
стандарт предназначен для использования при разработке нормативных и
методических документов в области безопасности дорожного движения с целью
обеспечения единого понимания определений, названий и характеристик устройств,
относящихся к техническим средствам организации дорожного движения.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ
Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила
применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
направляющих устройств
ГОСТ
26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические
условия
Примечание - При пользовании
настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по
ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты»,
который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3
Термины и определения
В
настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 дорожные
ограждения: Устройства, относящиеся к техническим средствам организации
дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289.
3.2 дорожные удерживающие
ограждения: Устройства по 3.1,
предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного
полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.),
переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным
средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на
разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание
автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения
пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание
пешехода).
Примечание - Расположение
дорожных удерживающих ограждений приведено на рисунке 1.

1 - обочина; 2 - боковое одностороннее ограждение; 3 -
проезжая часть; 4 - направление потока;
5 - боковое двустороннее ограждение; 6 - фронтальное
одностороннее ограждение;
7 - фронтальное двустороннее ограждение
Рисунок 1 - Расположение односторонних и
двусторонних удерживающих ограждений
(боковых и фронтальных) для автомобилей
3.3 дорожные
ограничивающие ограждения: Устройства по 3.1,
предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение
для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу
отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).
3.4 классификация
(ограждений): Система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений,
используемая для установления связей между этими понятиями.
4 Разделение дорожных
ограждений по классификационным признакам
4.1 Основным
классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому
или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме
того, используют признаки:
-
расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);
-
принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
-
разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).
Настоящим
стандартом нормируют разделение конструкций по классам (подклассам) и группам
(подгруппам). Классификационная таблица приведена в приложении А.
4.2 По назначению
дорожные ограждения подразделяют на два класса - удерживающие (для автомобилей
и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
4.3 Дорожные
удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по
назначению - боковые и фронтальные.
Боковые
ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при
боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные
ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе
как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°.
4.4 По условиям
расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы).
Боковые
удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям их
расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
-
одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение
может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или
разделительной полосы;
-
двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение
может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.
4.5 Фронтальные
удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по
условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из
подгрупп:
-
одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по
полосам одного направления движения, устанавливают при разделении потока
автомобилей;
-
двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по
полосам различного направления движения, устанавливают в начале и конце
разделительной полосы.
4.6 Дорожные
удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их
расположения:
-
дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
-
мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения
для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону и быть
рассчитаны на воздействие, установленное ГОСТ
Р 52289.
4.7 Дорожные ограничивающие
ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре
группы:
-
группа 1 - располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
-
группа 2 - располагаемые у надземных или подземных переходов;
-
группа 3 - располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо
защитить от повреждений пешеходами;
-
группа 4 - располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных
знаков, а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания
человека в опасную зону.
4.8 Дорожные
ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположения
на две группы:
-
группа 1 - ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
-
группа 2 - ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах
для животных под дорогами (скотопрогонах).
4.9 По принципу работы
дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
-
для боковых ограждений для автомобилей:
барьерные
(энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала
элементов - стоек балок, консолей и др.),
бордюрные
(энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля,
обеспечивающего коррекцию траектории движения),
парапетные
(энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий
момент, и трения частей автомобиля об ограждение),
тросовые
(энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
комбинированные
конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов,
упомянутых выше,
-
иные типы конструкций с иными принципами гашения энергии;
-
фронтальные ограждения для автомобилей:
телескопические
(энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних
элементов конструкций в другие),
упругопластические
(энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и
упруго-пластических деформаций материала),
наливные
(энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким
либо вязким веществом),
комбинированные
конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше,
иные
типы конструкций;
-
удерживающие ограждения для пешеходов:
парапетные
перила (недеформируемые конструкции),
барьерные
перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов
конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),
стоечные
перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации
стоек),
комбинированные
конструкции,
иные
типы конструкций.
4.10 По принципу работы
дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:
-
ограничивающие ограждения для пешеходов:
направляющие,
указывающие направление движения пешеходов,
защитные,
защищающие территорию от повреждения пешеходами,
предупреждающие
пешеходов об опасности;
-
ограничивающие ограждения для животных:
отпугивающего
действия (световые, звуковые),
являющиеся
препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки,
заборы и другие преграды).
4.11 Классификация
дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду
конструкций) может быть приведена в иных документах [1] -
[3] либо в нормативных
документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий.
Например, некоторые из разновидностей конструкций барьерного типа (удерживающие
ограждения для автомобилей) приведены в ГОСТ 26804.
Ограничивающие
конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д.
Классификационная
схема

[1] СНиП
2.05.03-84
|
Мосты и трубы
|
[2] СНиП
2.05.02-85
|
Автомобильные дороги
|
[3] СНиП
2.07.01-89
|
Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений
|
Ключевые
слова: дорожные ограждения, классификация, расположение, принцип работы,
конструктивное исполнение, назначение