Стандарт устанавливает общие технические требования к содержанию идентификационного номера (кода) и таблички изготовителя транспортных средств (ТС) категорий M, N, O и L по ГОСТ Р 52051, а также к их расположению на ТС и методу нанесения знаков кода.
Обозначение: | ГОСТ Р 51980-2002 |
Название рус.: | Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования |
Статус: | действует |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата введения в действие: | 01.01.2004 |
Утвержден: | 15.12.2002 Госстандарт России (Russian Federation Gosstandart 469-ст) |
Опубликован: | ИПК Издательство стандартов (2003 г. ) Стандартинформ (2008 г. ) |
Ссылки для скачивания: |
ГОСТ Р 51980-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспортные средства
МАРКИРОВКА
Общие технические требования
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. № 469-ст
3 Разделы (подразделы, приложения) настоящего стандарта, за исключением раздела 1, пунктов 2.1 и 3.2.8, подраздела 3.3 и приложения В, представляют собой идентичный текст международных стандартов ИСО 3779-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Содержание и структура», ИСО 3780-83 «Транспорт дорожный. Международный идентификационный код изготовителей», ИСО 4030-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Расположение и установка»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 51980-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспортные средства
МАРКИРОВКА
Общие технические требования
Vehicles.
Marking.
General technical requirements
Дата введения 2004-01-01
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к содержанию идентификационного номера (кода) и таблички изготовителя транспортных средств (далее - ТС) категорий М, N, О и L по ГОСТ Р 52051, а также к их расположению на ТС и методу нанесения знаков кода.
(Поправка).
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.2 идентификационный номер (код) транспортного средства - Vehicle Identification Number, VIN (далее - код VIN): Структурная комбинация знаков, присваиваемая ТС для целей его идентификации.
2.3 международный идентификационный код изготовителя - World Manufacturer Identifier, WMI (далее - код WMI): Первый раздел кода VIN, обозначающий изготовителя ТС. Код WMI присваивают изготовителю ТС для целей идентификации данного изготовителя. Код WMI при использовании совместно с остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость последнего для всех произведенных в течение 30 лет ТС во всех государствах мира.
2.4 описательная часть кода VIN - Vehicle Descriptor Section, VDS: Второй раздел кода VIN. Содержит информацию, описывающую основные признаки ТС. В этом разделе кода VIN могут быть обозначены тип ТС, варианты типа и версии.
2.5 указательная часть кода VIN - Vehicle Indicator Section, VIS: Третий раздел кода VIN. Состоит из комбинации знаков, присваиваемых изготовителем для того, чтобы отличить одно ТС от другого. Этот раздел кода VIN совместно с VDS обеспечивает однозначную идентификацию всех ТС, произведенных каждым изготовителем за период 30 лет.
2.6 изготовитель: Лицо или организация, несущая ответственность за ТС, собранное до состояния готовности к эксплуатации. Изготовитель также несет ответственность за неповторяемость кода VIN.
2.7 разделитель: Символ, знак или другое обозначение границы, которое может быть использовано для разграничения разделов кода VIN или обозначения его начала и конца. Разделители должны быть такими, чтобы их нельзя было ошибочно принять за арабские цифры или латинские буквы.
2.8 год выпуска: Календарный год, в котором было произведено ТС.
2.9 модельный год: Условный год, указываемый изготовителем (как правило, следующий за фактическим годом выпуска ТС).
3.1.1 Код V1N состоит из трех разделов:
- международного идентификационного кода изготовителя (кода WMI);
- описательной части (VDS);
- указательной части (VIS).
Примечание - Примеры построения кодов V1N приведены в приложении А.
3.1.2 В качестве знаков, составляющих код VIN, используют:
- арабские цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0;
- латинские буквы - А, В, С, D, E, F, G, H, J, К, L, M, N, P, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z.
Примечание - Буквы I, О и Q не используют.
3.1.3 Коды WMI учитывает и контролирует Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ИСО).
Примечание - В настоящее время функции такого агентства возложены на Общество автомобильных инженеров - Society of Automotive Engineers (SAE), находящееся по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warrendale, PA 15096-0001, USA.
3.1.4 Коды WMI присваивает (по соглашению с Международным агентством) компетентный орган страны, в которой изготовитель имеет основные производственные мощности. Каждому изготовителю может быть присвоено несколько кодов WMI.
Примечание - В Российской Федерации таким органом является ФГУП НАМИ (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), находящееся по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.
3.1.5 Код WMI, присвоенный изготовителю, не должен быть повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован.
3.1.6 Код WMI состоит из трех знаков.
3.1.6.1 Первый знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает географическую зону. Одной и той же географической зоне могут соответствовать несколько знаков.
3.1.6.2 Второй знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает страну, находящуюся в вышеуказанной географической зоне. Одной и той же стране могут соответствовать несколько знаков. Для однозначной идентификации страны используют сочетание первого и второго знаков. Комбинацию (комбинации) первого и второго знаков каждой стране присваивает Международное агентство (3.1.3).
3.1.6.3 Третий знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Каждому конкретному изготовителю его присваивает компетентный орган страны (3.1.4). Однозначную идентификацию конкретного изготовителя обеспечивают комбинацией первого, второго и третьего знаков кода WMI. Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 ТС в год, в качестве третьего знака кода WMI используют цифру 9. Для такого изготовителя комбинацию знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях VIS. Эту комбинацию присваивает компетентный орган страны.
3.1.7 Описательная часть VDS кода VIN состоит из знаков (букв или цифр), размещаемых на шести позициях. Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяются изготовителем.
Если для кодирования VDS не используют одну или более позиций, на их место помещают буквы или цифры по выбору изготовителя.
3.1.8 Указательная часть VIS кода VIN состоит из восьми знаков, последние четыре из них должны быть цифрами. На всех неиспользуемых позициях должны быть проставлены нули.
Допускается обозначать в этом разделе кода VIN год выпуска (модельный год) и (или) сборочный завод. При этом рекомендуется код года выпуска (модельного года) размещать на первой позиции раздела, а код сборочного завода - на второй позиции. Если в VIS обозначен код модельного года, то в документах, содержащих описание кода VIN, это следует указывать.
Коды для обозначения года выпуска (модельного года) приведены в приложении Б.
3.1.9 Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN (3.1.2), а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Разделители применяют на границах каждой строки кода VIN, наносимого по 3.2.3. Допускается также применять разделители для разграничения разделов идентификационного номера. В документах разделители не используют.
3.2.1 Одному транспортному средству может быть присвоен только один код VIN.
3.2.2 Код VIN, указываемый в документах, должен быть расположен в одной строке без пробелов (см. также 3.1.9).
3.2.3 Код VIN наносят на табличку изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов.
3.2.4 Код VIN, наносимый на ТС, располагают в правой стороне ТС, по возможности в передней его половине, в легкодоступном для считывания месте.
3.2.5 Знаки кода VIN должны быть четкими, долговечными и защищенными от легкого их изменения.
3.2.6 Код VIN, наносимый на ТС, располагают на раме, шасси или части кузова, не являющейся легкосъемной.
3.2.7 Высота букв и цифр кода VIN следующая:
- для ТС категорий М, N и О: не менее 7 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 4 мм для таблички изготовителя;
- для ТС категории L: не менее 4 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 3 мм для таблички изготовителя.
(Поправка).
3.2.8 Допускается дополнительно наносить на ТС видимую и (или) невидимую маркировку, содержащую либо код VIN, либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части.
- наименование изготовителя;
- номер «одобрения типа» ТС, присвоенный в установленном порядке;
- код VIN;
- максимально допустимая масса ТС;
- максимально допустимая масса автопоезда, если ТС используют для буксировки прицепа (полуприцепа);
- максимально допустимые нагрузки на оси, начиная с передней оси;
- максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство (в случае полуприцепа).
Примечание - Для ТС иностранного производства допускается в качестве номера «одобрения типа» указывать номер «общего европейского одобрения типа» - Whole Vehicle Type Approval, WVTA. В этом случае ТС дополнительно маркируют Знаком соответствия и номером «одобрения типа» в соответствии с установленным порядком по [1] и [2].
3.3.2 Изготовитель может поместить на табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе надписи, перечисленные в 3.3.1.
Примеры построения идентификационного номера (кода) VIN
Рисунок А.1
Рисунок А.2
Коды для обозначения года выпуска (модельного года)
Таблица Б.1
Год выпуска (модельный год) |
Код года выпуска (модельного года) |
Год выпуска (модельный год) |
Код года выпуска (модельного года) |
Год выпуска (модельный год) |
Код года выпуска (модельного года) |
Год выпуска (модельный год) |
Код года выпуска (модельного года) |
1971 |
1 |
1981 |
В |
1991 |
М |
2001 |
1 |
1972 |
2 |
1982 |
С |
1992 |
N |
2002 |
2 |
1973 |
3 |
1983 |
D |
1993 |
Р |
2003 |
3 |
1974 |
4 |
1984 |
Е |
1994 |
R |
2004 |
4 |
1975 |
5 |
1985 |
F |
1995 |
S |
2005 |
5 |
1976 |
6 |
1986 |
G |
1996 |
Т |
2006 |
6 |
1977 |
7 |
1987 |
Н |
1997 |
V |
2007 |
7 |
1978 |
8 |
1988 |
J |
1998 |
W |
2008 |
8 |
1979 |
9 |
1989 |
К |
1999 |
X |
2009 |
9 |
1980 |
А |
1990 |
L |
2000 |
Y |
2010 |
А |
Примечание - Коды обозначения года выпуска (модельного года) повторяются каждые 30 лет.
(Поправка).
Ключевые слова: транспортные средства, маркировка, идентификационный номер, VIN