На главную
На главную

ГОСТ Р 51601-2000* «Погрузчики строительные одноковшовые. Общие технические условия»

Стандарт распространяется на колесные и гусеничные строительные фронтальные одноковшовые погрузчики (далее - погрузчики) с двигателями мощностью не менее 15 кВт (20,4 л. с.) на специальных шасси и специальных погрузочных модификациях промышленных тракторов и тягачей, предназначенные для выполнения погрузоразгрузочных и землеройно-транспортных работ. Стандарт не распространяется на погрузчики: полуповоротные, перекидные, с телескопической стрелой, шахтные, трюмные, на базе сельскохозяйственных тракторов, тракторов общего назначения, автопогрузчики, малогабаритные погрузчики с бортовой системой поворота.

Обозначение: ГОСТ Р 51601-2000*
Название рус.: Погрузчики строительные одноковшовые. Общие технические условия
Статус: действующий (Введен впервые)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.2001
Разработан: ТК 295 "Машины землеройные"
Утвержден: Госстандарт России (26.04.2000)
Опубликован: ИПК Издательство стандартов № 2000

ГОСТ Р51601-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
ОДНОКОВШОВЫЕ

Общиетехнические условия

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ИВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 295 «Машины землеройные»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПостановлениемГосстандарта России от 26 апреля 2000 г. № 128-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОГРУЗЧИКИСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОДНОКОВШОВЫЕ

Общие технические условия

Building single-bucket loaders.
Specifications

Дата введения 2001-01-01

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

1 Область применения

Настоящийстандарт распространяется на колесные и гусеничные строительные одноковшовыепогрузчики (далее - погрузчики), предназначенные для выполненияпогрузоразгрузочных и землеройно-транспортных работ.

Стандартне распространяется на погрузчики: полуповоротные, перекидные, с телескопическойстрелой, шахтные, трюмные, автопогрузчики, малогабаритные погрузчики с бортовойсистемой поворота.

Требования 4.3, 5.1, 5.3 и раздела 6 настоящегостандарта являются обязательными, остальные - рекомендуемыми.

Раздел 1 (Измененнаяредакция. Изм. № 1).

2Нормативные ссылки

В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единаясистема конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временнаяпротивокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытиялакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытиялакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделияэлектротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ12.2.011-75 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные идорожные. Общие требования безопасности

ГОСТ17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымностиотработавших газов дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ17.2.2.05-97 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросоввредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходныхсельскохозяйственных машин

ГОСТ 7751-85Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения

ГОСТ 8769-75Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов,прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ12969-67 Таблички для машин и тракторов. Технические требования

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение дляразличных климатических районов. Категория, условия эксплуатации, хранения итранспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16514-96 Гидроприводы объемные. Гидроцилиндры.Общие технические требования

ГОСТ 17411-91Гидроприводы объемные. Общие технические требования

ГОСТ 19853-74Пресс-масленки. Технические условия

ГОСТ 23734-98Тракторы промышленные. Методы испытаний

ГОСТ25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов,сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

ГОСТ25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования

ГОСТ27252-87 (ИСО 6749-84) Машины землеройные. Консервация и хранение

ГОСТ27253-87 (ИСО 6012-82) Машины землеройные. Приборы для обслуживания

ГОСТ27254-87 (ИСО 5010-84) Машины землеройные. Система рулевого управленияколесных машин

ГОСТ27256-87 (ИСО 7128-83) Машины землеройные. Методы определения размеровмашин с рабочим оборудованием

ГОСТ27257-87 (ИСО 7457-83) Машины землеройные. Методы определения параметровповорота колесных машин

ГОСТ 27518-87Диагностирование изделий. Общие требования

ГОСТ27533-87 (ИСО 3541-85) Машины землеройные. Размеры наливных горловинтопливных баков

ГОСТ 27715-88(ИСО 5353-78) Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственныхработ и лесоводства. Контрольная точка сиденья

ГОСТ27718-88 (ИСО 4510-2-86) Машины землеройные. Инструмент для техническогообслуживания. Часть 2. Ремонтный инструмент. Механические съемники

ГОСТ27719-88 (ИСО 3449-84) Машины землеройные. Устройства защиты от падающихпредметов. Лабораторные испытания и технические требования

ГОСТ27720-88 (ИСО 6302-86) Машины землеройные. Спускные, наливные и контрольныепробки

ГОСТ27721-88 (ИСО 7131-84) Машины землеройные. Погрузчики. Термины, определенияи техническая характеристика для коммерческой документации

ГОСТ27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин вцелом, рабочего оборудования и составных частей

ГОСТ27927-88 (ИСО 6014-86) Машины землеройные. Определение скорости движения

ГОСТ28634-90 (ИСО 6011-87) Машины землеройные. Приборы для эксплуатации

ГОСТ28635-90 (ИСО 5998-86) Машины землеройные. Номинальная грузоподъемностьгусеничных и колесных погрузчиков

ГОСТ28770-90 (ИСО 8313-89) Машины землеройные. Погрузчики. Методы измеренияусилий на рабочих органах и опрокидывающей нагрузки

ГОСТ28983-91 (ИСО 4510-1-87) Машины землеройные. Инструмент для техническогообслуживания. Часть 1. Инструмент для ухода и регулировки

ГОСТ 29290-92(ИСО 7546-83) Машины землеройные. Ковши погрузчиков и погрузочные ковшиэкскаваторов. Расчет вместимости

ГОСТ 29292-92(ИСО 9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего изаднего хода. Методы акустических испытаний

ГОСТР 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размерыи технические требования

ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР12-97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехииндустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателямивнутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО3450-99 Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования кэффективности и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО3457-99 Машины землеройные. Защитные устройства и ограждения. Определения итехнические характеристики

ГОСТ Р ИСО3471-99 Машины землеройные. Устройства защиты при опрокидывании. Техническиетребования и лабораторные испытания

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

3Определения

3.1 В настоящемстандарте применяют термины в соответствии с ГОСТ27721.

4 Типыи основные параметры

4.1 Погрузчикив зависимости от конструкции ходовой части подразделяют на типы:

ПК - погрузчикиколесные;

ПГ - погрузчикигусеничные.

4.2 Внормативном документе на погрузчики конкретных моделей рекомендуетсяустанавливать следующие показатели качества:

- типдвигателя;

-эксплуатационную мощность двигателя;

- типтрансмиссии;

- колеснуюформулу;

- тип системыповорота;

- минимальныйрадиус поворота с ковшом в транспортном положении;

- колею;

- колеснуюбазу;

- клиренс;

- максимальнуюскорость движения;

- часовойрасход топлива двигателем;

- размер шин(для ПК);

- удельноедавление на грунт (для ПГ);

- габаритныеразмеры при транспортном положении основного ковша;

-эксплуатационную массу;

- номинальнуюгрузоподъемность;

- номинальнуювместимость основного ковша;

- максимальнуювысоту разгрузки ковша при угле разгрузки 45°;

- максимальныйугол разгрузки ковша на максимальной высоте разгрузки;

- максимальныйугол запрокидывания ковша на уровне опорной поверхности;

- вылет намаксимальной высоте разгрузки при угле разгрузки ковша 45°;

- ширину ковша(по режущей кромке);

- максимальноевырывное усилие;

-опрокидывающую нагрузку;

-гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (пригамме 80 или 90 % соответственно) и критерии предельного состояния.

4.3Внормативном документе на погрузчики конкретных моделей должны быть установленыследующие показатели качества:

- уровень звукана рабочем месте оператора;

- уровеньвнешнего шума. В эксплуатационной документации на погрузчики конкретных моделейследует указывать расстояние (в метрах) от продольной оси симметрии машины дозоны, в которой излучаемый работающим погрузчиком внешний шум не превышает 85дБ;

- параметрывибрации на рабочих местах и органах управления;

- дымностьотработавших газов двигателя погрузчика в соответствии с ГОСТ 17.2.2.02 (подокументации на двигатель);

- выбросвредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя погрузчикав соответствии с ГОСТ17.2.2.05 (по документации на двигатель).

4.4 Порядокиндексации погрузчиков конкретных моделей (проектируемых после 01.01.2001 г.)приведен на схеме:

Пример индексации колесного погрузчика грузоподъемностью 2,5 т третьей моделивторой модификации:

ПК-25-03-02

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5Технические требования

5.1 Характеристики

5.1.1Погрузчики следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящегостандарта и нормативного документа на погрузчики конкретных моделей по рабочимчертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.1.2Климатическое исполнение и категория размещения погрузчиков - по ГОСТ15150.

5.1.3Конструкция погрузчика должна обеспечивать:

- устойчивуюработу на уклонах не менее 5 % и преодоление подъема (спуска) на твердом грунтене менее:

20 % - дляколесных погрузчиков;

30 % - длягусеничных погрузчиков;

-работоспособность со сменными рабочими органами (ковш двухчелюстной,увеличенный ковш для легких материалов, уменьшенный ковш для тяжелыхматериалов, грузовые вилы для штучных грузов, крановая безблочная стрела,бульдозерный отвал, челюстной захват, бадья для бетона);

- буксировку,строповку для подъема краном и закрепление на железнодорожном подвижномсоставе;

- возможностьзакрепления рабочего оборудования в транспортном положении;

- возможностьпередвижения колесных погрузчиков по всей сети автомобильных дорог;

- работу бездозаправки топливом не менее 10 моточасов;

- установкуприборов для эксплуатации по ГОСТ 28634;

- установкусчетчика моточасов;

- дистанционныйконтроль уровня топлива в баке;

- установкуустройства для запуска двигателя при отрицательных температурах;

- блокировкуповорота частей рамы относительно друг друга на погрузчиках сшарнирно-сочлененной рамой для проведения ремонта, обслуживания итранспортирования на транспортном средстве;

- техническоеобслуживание двигателя, шасси, трансмиссии без демонтажа кабины;

- возможностьагрегатного ремонта;

- возможностьустановки механического опорного устройства стрелы, если работы по техническомуобслуживанию и ремонту могут проводиться только при поднятой стреле. Опорноеустройство должно выдерживать статическую нагрузку, равную рабочему давлениюгидроконтура, создающего усилие опускания (или подъема) плюс масса подвижнойчасти погрузочного оборудования, увеличенная в 1,5 раза;

- применениесистем групповой и картерной смазок. Допускается применение индивидуальнойдолговременной смазки;

- ежесменноетехническое обслуживание одним оператором;

- диагностированиев соответствии с ГОСТ 27518 и ГОСТ25044. При этом конкретные требования по приспособленности кдиагностированию и уровню автоматизации процессов диагностирования должны бытьустановлены в нормативном документе на погрузчики конкретных моделей.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

5.1.4Конструкция гидросистемы должна обеспечивать:

- соответствиетребованиям ГОСТ 17411;

-герметичность;

- работу сосменными рабочими органами, имеющими гидравлический привод.

Гидроцилиндрыпо ГОСТ 16514.

5.1.5 Вконструкции погрузчика, по согласованию с заказчиком, рекомендуетсяпредусматривать оснащение автоматизированными средствами управления рабочимпроцессом погрузчика.

5.1.6 Размерыналивных горловин топливных баков по ГОСТ27533.

5.1.7 Спускные,наливные и контрольные пробки по ГОСТ 27720.

Примечание- Допускается применение на комплектующих изделиях, покупаемых в другихотраслях, пробок размерами, соответствующими отраслевому нормативномудокументу.

5.1.8 Смазочные масленки по ГОСТ 19853.

5.1.9 Окраскупогрузчиков осуществляют в соответствии со схемами окраски для погрузчиковконкретных моделей. Класс покрытия IV для внутренних поверхностейкабины и класс VI по ГОСТ9.032 для остальных поверхностей; группа условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104.

5.2 Комплектность

5.2.1В комплект погрузчика входят:

- основнойковш;

- запасныечасти, инструмент и материалы согласно ведомости ЗИП;

-эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601;

- ремонтнаядокументация по ГОСТ 2.602(через 18 мес после начала серийного производства на партию машин по заказамэксплуатирующих и ремонтных организаций).

5.2.2 Комплектпоставки по согласованию с заказчиком может быть дополнен другими рабочимиорганами за отдельную плату.

5.3 Маркировка

5.3.1 На каждомпогрузчике должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969,содержащая следующие данные:

- наименованиепредприятия-изготовителя или его товарный знак;

- индекспогрузчика;

- заводскойномер погрузчика;

- годизготовления;

- надпись суказанием страны изготовителя, например «Сделано в России».

На погрузчики,прошедшие сертификацию, наносят Знак соответствия по ГОСТР 50460.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

5.3.2 На каждоегрузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192.

5.4 Упаковка

5.4.1Требования к упаковке должны быть установлены в нормативном документе на погрузчикиконкретных моделей и должны соответствовать требованиям ГОСТ9.014 и ГОСТ 27252.

6Требования эргономики, безопасности и охраны окружающей среды

6.1 Требованияэргономики и безопасности по ГОСТ12.2.011.

6.2 Упогрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой при полном угле поворота полурамдолжно быть обеспечено свободное пространство не менее 150 мм для безопасногодоступа к местам обслуживания агрегатов погрузчика.

6.3 Конструкцияпогрузчиков должна обеспечивать защиту машиниста при опрокидывании (ROPS) всоответствии с ГОСТ Р ИСО 3471 и от падающих предметов (FOPS) всоответствии с ГОСТ27719.

Сиденья погрузчиковс ROPS м FOPS должны быть снабжены местами крепления ремнейбезопасности. Места крепления ремней безопасности - в соответствии с рисунком 1.

6.4 Конструкциякабины должна обеспечивать возможность установки (по согласованию с заказчиком)систем кондиционирования.

6.5 Погрузчикис максимальной скоростью передвижения более 30 км/ч должны быть оснащеныкрыльями по ГОСТ Р ИСО 3457.

6.6 Рулевоеуправление по ГОСТ27254.

Угол поворота(люфт) рулевого колеса до начала действия основной гидравлической системыуправления передвижением погрузчика не должен превышать 25°. Максимальный уголповорота погрузчика «из края в край» должен достигаться не более чем за шестьоборотов рулевого колеса.

6.7 Тормозныесистемы колесных погрузчиков, имеющих скорости более 25 км/ч, должнысоответствовать ГОСТ Р ИСО 3450.

Погрузчики соскоростью до 25 км/ч должны быть снабжены, как минимум, рабочей и стояночнойтормозными системами. Эти системы должны быть взаимно независимы: принеисправности одной из них тормоза должны действовать, как минимум, на одинмост (одну ось) машины.

Тормозныесистемы гусеничных погрузчиков - по нормативному документу на погрузчикиконкретных моделей.

6.8 Конструкцияпогрузчика должна обеспечивать видимость рабочих органов во всехтехнологических положениях.

1 - контрольная точка сиденья - по ГОСТ27715; 2 - ширина подушки

Рисунок1 - Места крепления ремней безопасности

6.9Номенклатура внешних световых приборов колесных погрузчиков, имеющих скоростьболее 25 км/ч, должна соответствовать ГОСТ 8769 и обеспечивать необходимуюосвещенность при движении по дороге, а также обеспечивать уровень освещенностирабочего органа в зоне его действия и окружающего пространства в зоне работымашины не менее 5 лк.

6.10 Звуковаясигнализация погрузчика по ГОСТ 29292.

При движениипогрузчика задним ходом должен автоматически включаться световой сигнал.

6.11 Длясохранения устойчивости погрузчика на всех видах работ и обеспечения наибольшейэффективности работы следует учитывать номинальную грузоподъемность приприменении различных типов рабочего оборудования в соответствии с приложением А.

7Правила приемки

7.1 Дляпроверки качества изготовления серийно выпускаемых погрузчиков рекомендуетсяпроводить приемосдаточные (ПС), периодические (П) и сертификационные (С)испытания.

7.2Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый погрузчик.

Периодическимиспытаниям подвергают один погрузчик не реже одного раза в три года.

Объемприемосдаточных и периодических испытаний устанавливают в нормативном документеизготовителя с учетом рекомендаций настоящего стандарта.

7.3 Сертификационныеиспытания организуют и проводят в соответствии с порядком, установленнымГосстандартом России.

7.4 Параметры,контролируемые при испытаниях, рекомендуется выбирать из таблицы 1.

Таблица 1

Проверяемый параметр и требование

Вид испытания

Номер пункта настоящего стандарта

ПС

П

С

Визуальный контроль

+

+

+

8.3.1

Проверка работы погрузчика на холостом ходу

+

+

+

8.3.2

Проверка работы погрузчика под нагрузкой

+

+

+

8.3.3

Проверка работоспособности погрузочного оборудования

+

+

+

8.3.4

Эксплуатационная мощность двигателя

-

+

(+)

8.3.6

Тип трансмиссии и системы управления поворотом

-

+

(+)

8.3.7

Минимальный радиус поворота

-

+

+

8.3.8

Геометрические размеры

-

+

(+)

8.3.9

Скорость движения

-

+

(+)

8.3.10

Часовой расход топлива

-

+

(+)

8.3.11

Размер шин

-

+

(+)

8.3.6

Удельное давление на грунт

-

+

(+)

8.3.12

Эксплуатационная масса

-

+

(+)

8.3.12

Номинальная грузоподъемность

-

+

(+)

8.3.13

Номинальная вместимость основного ковша

-

+

(+)

8.3.14

Геометрические параметры погрузочного оборудования

-

+

(+)

8.3.15

Максимальное вырывное усилие1)

-

+

+

8.3.16

Опрокидывающая нагрузка

-

+

+

8.3.16

Показатели надежности

-

+

(+)

8.3.17

Работоспособность на уклоне1)

-

+

+

8.3.18

Преодоление уклонов1)

-

+

+

8.3.19

Работоспособность и безопасность работы со сменными рабочими органами

-

+

+

8.3.20

Наличие устройства для транспортирования

-

+

+

8.3.7

Работа рулевого управления

-

+

+

8.3.2.3

Возможность передвижения по всем автодорогам

-

+

(+)

8.3.7

Время работы без дозаправки топливом

-

+

(+)

8.3.21

Наличие необходимых приборов и устройств для эксплуатации

-

+

+

8.3.7

Наличие блокировки частей складывающейся рамы

-

+

+

8.3.7

Возможность и безопасность технического обслуживания и ремонта1)

-

+

(+)

8.3.22

Прочность опорного устройства стрелы

-

+

+

8.3.23

Герметичность гидросистемы

-

+

+

8.3.5, 8.3.24

Окраска погрузчиков

+

+

(+)

8.3.1

Комплектность

+

+

(+)

8.3.1

Маркировка

+

+

(+)

8.3.1

Упаковка

+

+

(+)

8.3.1

Наличие и размеры свободного пространства при складывании полурам

-

+

+

8.3.9

Проверка требований эргономики и безопасности

-

+

+

8.3.25

Проверка ROPS и FOPS1)

-

+

+

8.3.25

Возможность крепления ремней безопасности

-

+

+

8.3.7

Проверка обзорности

-

+

+

8.3.26

Номенклатура внешних световых приборов

+

+

+

8.3.7

Проверка освещенности

-

+

+

8.3.27

Проверка электрооборудования

-

+

+

8.3.28

Проверка уровня радиопомех

-

+

+

8.3.29

1) Показатели по согласованию с организацией, проводящей испытания, могут не проверяться, если имеются протоколы их проверки во время приемочных испытаний.

Примечания

1 Знак «+» означает обязательность проверки параметра при проведении данного вида испытаний.

2 Знак «-» означает, что параметр при проведении данного вида испытаний не проверяют.

3 Знак «(+)» означает рекомендуемость проверки параметра при проведении данного вида испытаний.

4 В случае проверки параметров, отмеченных знаком «(+)», при проведении сертификационных испытаний периодические испытания в течение срока действия Сертификата соответствия не проводят.

8Методы испытаний

8.1 Требования к средствам испытаний

8.1.1 Переченьсредств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых дляпроведения испытаний, приводят в методике испытаний.

8.1.2Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии стребованиями [1]; нестандартизованные - аттестованы по [2].

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

8.1.3Погрешности средств измерений не должны быть более:

± 0,3 % -линейных размеров до 10000 мм;

± 0,5 % -линейных размеров св. 10000 мм;

± 0,02 рад (1°)- угловых величин;

± 2,5 % -массы;

± 1 % -времени;

± 1 °С -температуры;

± 2 % - площадиповерхности;

± 2 % - усилиядо 1000 Н;

± 2,5 % -усилий св. 1000 Н;

± 3 % - частотыколебаний.

8.2 Подготовка к испытаниям

8.2.1 Спогрузчиком, предъявляемым к испытаниям, в зависимости от вида испытаний,представляют комплект документации из перечня, приведенного ниже:

- программу иметодику испытаний;

-эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601;

- нормативныйдокумент на серийно выпускаемую машину;

- актприемосдаточных испытаний и протокол предшествующих периодических испытаний(для периодических испытаний);

- комплектрабочих чертежей серийного производства.

8.3 Проведение проверок и испытаний

8.3.1Визуальный контроль погрузчиков и их составных частей проводят без снятия иразборки агрегатов. При этом проверяют:

-комплектность, в том числе сопроводительной документации;

- отсутствиевидимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий,сварных швов и крепежных соединений;

- состояниеуплотнений, отсутствие течи масла и других жидкостей;

- заправкутопливом, рабочими и охлаждающими жидкостями, смазочными материалами внеобходимых количествах;

- качество сборкии монтажа узлов и агрегатов;

- наличие пломби маркировки;

- правильностьупаковки.

8.3.2Проверку машины на холостом ходу проводят путем запуска двигателя, включениярычагов управления трансмиссией, рабочим оборудованием, поворота рулевогоколеса. Всю проверку проводят не менее трех раз.

8.3.2.1Трансмиссию включают на всех передачах. Время движения на каждой передаче неменее 1 мин.

8.3.2.2 Привключении рычагов управления рабочим оборудованием все элементы рабочегооборудования перемещаются в крайние положения с выдержкой в каждом положении неменее 30 с.

8.3.2.3Работу рулевого механизма проверяют при движении на второй передаче поворотомруля до конца вправо и влево с выдержкой руля в крайних положениях, чтобымашина описала полный круг.

8.3.3Работу машины под нагрузкой проверяют при:

- транспортномпробеге с максимальной скоростью продолжительностью не менее 10 мин;

- упоре режущейкромки ковша погрузочного оборудования в непреодолимое препятствие не менеетрех раз с доведением движителя до буксования (коэффициент сцепления не менее0,5) продолжительностью 30 с.

8.3.4Работоспособность погрузочного оборудования проверяют динамической нагрузкой.При этом ковш с номинальным грузом поднимают на максимальную высоту, затемопускают вниз с резким торможением на уровне максимального вылета, достигаемымустановкой рукояти распределителя в нейтральное положение (кратность не менее5).

8.3.5 Вовремя проводимых проверок оценивают отсутствие течи рабочей жидкости в гидрораспределителях, уплотнениях гидроцилиндров, резьбовыхсоединениях. Также проверяют давление срабатывания предохранительного клапанапри помощи манометра во время крайних положений ковша и стрелы.

8.3.6Эксплуатационную мощность двигателя и размеры шин проверяют по записи всопроводительной документации и по имеющимся маркировкам на машине.

8.3.7Конструктивные параметры и наличие необходимых комплектующих изделий (напримертип трансмиссии, наличие приборов освещения и т.п.) проверяют по нормативнымдокументам на погрузчики конкретных моделей, а также визуально.

8.3.8Параметры управления и поворота колесных погрузчиков проверяют по ГОСТ 27254 и ГОСТ 27257 .

Системууправления гусеничным погрузчиком проверяют на машине с порожним ковшом,находящимся в транспортном положении. Погрузчик должен быть полностьюукомплектован и заправлен. Испытания проводят на горизонтальной площадке ствердым покрытием. При испытаниях поочередно включают привод каждой гусеницы наразличных скоростях при остановке или противовращении противоположной гусеницы,а также при одновременном включении хода обеих гусениц вперед и назад.

Проводят неменее трех заездов на прямом пути длиной не менее 100 м и шириной, равной 1,25ширины машины. Результаты считают положительными, если не произошло нарушенияграниц испытательного коридора гусеницами без вмешательства водителя на участкепути, равном 20 м.

Погрузчики,имеющие противовращение гусениц, должны разворачиваться на месте.

8.3.9Геометрические размеры погрузчиков проверяют по ГОСТ 23734 , ГОСТ 27256 , ГОСТ 27721 .

8.3.10Фактическую скорость движения погрузчика проверяют с порожним ковшом всоответствии с ГОСТ 27927 . При этом скорости движения определяют:

для колесныхпогрузчиков - на всех передачах рабочего и транспортного диапазонов придвижении вперед и только на рабочем диапазоне при движении назад;

для гусеничныхпогрузчиков - на всех передачах переднего и заднего хода.

В случаебесступенчатой трансмиссии проверяют максимально возможную скорость придвижении вперед и назад.

8.3.11Часовой расход топлива определяют с помощью тарированной емкости иградуированного щупа или с помощью расходомера, или взвешиванием. Приопределении расхода топлива взвешиванием топливный бак перед началом опытадолжен быть полностью заправлен. После окончания опыта топливный бак следуетдолить и определить массу доливаемого топлива.

Допускаетсяприменять и другие методы проверок расходов топлива, если они обеспечиваютполучение достоверных данных.

8.3.12Эксплуатационную массу и удельное давление на грунт гусеничных погрузчиковопределяют по ГОСТ 23734 и ГОСТ 27922 .

8.3.13Номинальная грузоподъемность по ГОСТ 28635 .

8.3.14Номинальная вместимость основного ковша по ГОСТ 29290.

8.3.15Геометрические параметры погрузочного оборудования по ГОСТ 27721 .

8.3.16Вырывное усилие и опрокидывающую нагрузку определяют по ГОСТ 28770 .

8.3.17Проверку показателей надежности (80 %-ный ресурс) проводят на основе анализаданных подконтрольной эксплуатации.

8.3.18Проверка работоспособности погрузчика на уклоне предусматривает:

- оценкустатической устойчивости;

- оценкуспособности жидкостных систем (двигателя, трансмиссии, топливной системы,гидросистемы и т.д.) к устойчивой работе на уклоне.

Для проведенияиспытаний по оценке статической устойчивости машину устанавливают нанаклоняемую платформу таким образом, чтобы ось опрокидывания или проекция этойоси на опорную поверхность была параллельна к оси поворота платформы ввертикальной плоскости. Платформу с установленной на ней машиной медленнонаклоняют до тех пор, пока одно из колес (часть гусеничного хода) не потеряетконтакт с опорной поверхностью наклоняемой платформы, что определяетсяпоявлением минимального зазора между опорным элементом машины и настиломплатформы. Угол, при котором появляется этот зазор, принимают за уголстатической устойчивости.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

Для проведенияиспытаний жидкостных систем машину устанавливают на наклонную платформу или наподготовленный склон. Допускается также проверка комплектных жидкостных системна стенде.

Испытуемуюмашину устанавливают на склоне с продольной и поперечной ориентацией. Двигательи все системы доводят до нормального температурного режима, а затем каждые 5мин проводят измерения давления и температуры в жидкостных системах до тех пор,пока:

- давление вкакой-либо системе упадет ниже уровня, составляющего 90 % указанногоизготовителем машины;

- появятсяутечки, возникнет шум, выйдут за пределы нормы температурные показателижидкостных систем либо их рабочие параметры.

8.3.19Проверку выполнения преодоления уклона твердого сухого пути проводят припередвижении погрузчика в транспортном положении с порожним ковшом по участкудороги с твердым ровным покрытием длиной не менее трехкратной длины погрузчикас постоянным углом подъема (20 % - для ПК и 30 % - для ПГ).

При испытаниипогрузчик должен преодолеть половину пути, заглушить двигатель, остановиться изатем продолжить движение на подъем (самопроизвольный съезд с горки привключенных тормозах не допускается). Маневр остановки повторить и при движениипогрузчика вниз.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1).

8.3.20Работоспособность со сменными рабочими органами проверяют трехкратнымвключением-выключением рычагов управления рабочими органами, поставляемыми вкомплектности с погрузчиком, а также проверкой конструкторской документации ипроведением испытаний по специальной методике на рабочие органы, поставляемыепо отдельному заказу.

В процессеиспытаний также оценивают удобство и безопасность работы со сменными рабочимиорганами как для машиниста, так и для людей, находящихся на строительнойплощадке.

8.3.21Проверку времени работы машины без дозаправки топливом проводят при выполненииосновных погрузочных работ (не менее 80 % общего времени) и транспортномпробеге с коэффициентом технического использования не менее 0,85.

8.3.22Проверку возможности технического обслуживания одним оператором проводятимитацией выполнения каждой операции всех видов технического обслуживания схронометрированием времени обслуживания.

Примечание- Указанную проверку проводят в случае, если после предшествующих испытаний вконструкцию были внесены изменения, влияющие на трудоемкость техническихобслуживаний.

8.3.23 Для оценки прочностиопорного устройства стрелы проводят испытания физико-механических свойствкаждого узла опорного устройства. Опорное устройство должно выдерживатьиспытание без остаточной деформации или повреждения конструкции.

8.3.24Герметичность гидросистемы оценивают по 8.3.5.

Предотвращениесамопроизвольного опускания рабочего оборудования под действием силы тяжестипроверяют на неподвижной машине с номинальным грузом в ковше. Ковш сноминальным грузом поднимают на максимальную высоту. Золотник распределителяустанавливают в нейтральное (запертое) положение. Результат испытания считаютположительным, если опускание рабочего органа не превысило 100 мм за 10 мин ине обнаружено утечек и отрывающихся капель масла в местах соединений илиуплотнений. Небольшие отпотевания допускаются.

8.3.25Требования эргономики и безопасности по ГОСТ 12.2.011.

Устройства ROPS и FOPSпроверяют соответственно по ГОСТ Р ИСО 3471 и ГОСТ27719.

8.3.26Обзорность проверяют путем оценки возможности наблюдения с рабочего местамашиниста ковша погрузчика в его основных технологических положениях, а такженаблюдения за дорогой при передвижении.

Испытанияпроводят на ровной твердой горизонтальной площадке на неподвижной машине прирабочем и транспортном положении ковша.

8.3.27Проверку освещенности проводят оценкой освещенности собственными осветительнымисредствами погрузчика ковша в зоне его действия и окружающего пространства взоне работы машины.

Испытаниявключают в себя измерение уровня освещенности рабочего органа во всехтехнологических положениях, места работы, а также участка дороги на 20 мвпереди машины, находящейся в транспортном положении. Испытания проводят втемное время суток на неподвижной машине при работе двигателя на номинальныхоборотах и при полном включении всех осветительных устройств. Прибор дляизмерения освещенности устанавливают на поверхности ковша, наиболее близкой кисточнику света, и периодически перемещают ковш из одного крайнего положения вдругое.

При оценкеосвещенности дороги прибор устанавливают на 20 м впереди машины.

8.3.28Проверка электрооборудования по ГОСТ 12.2.007.0 .

8.3.29Проверку уровня радиопомех проводят по ГОСТ Р 51318.12, если при приемочныхиспытаниях погрузчика уровень радиопомех был более 1/3 установленного ГОСТ Р 51318.12.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

9Транспортирование и хранение

9.1Транспортирование погрузчика осуществляют любым видом транспорта в соответствиис правилами, действующими на данном виде транспорта, и требованиями ГОСТ 27252.

9.2 Требованияк хранению погрузчиков устанавливают в нормативном документе на погрузчикиконкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 7751 и ГОСТ 27252.

9.3 Требованияк консервации погрузчиков устанавливают в нормативном документе на погрузчикконкретной модели в соответствии с ГОСТ 27252 и ГОСТ9.014.

10Указания по эксплуатации

10.1 Требованияк эксплуатации погрузчиков по ГОСТ 25646.

10.2 Вэксплуатационной документации должен быть приведен перечень инструментов иприборов для обслуживания по ГОСТ28983 и ГОСТ 27253, а такжеперечень приспособлений для ремонтов по ГОСТ27718.

11 Гарантии изготовителя

11.1Изготовитель должен гарантировать соответствие погрузчиков обязательнымтребованиям настоящего стандарта и нормативного документа на погрузчикиконкретных моделей при соблюдении условий эксплуатации, хранения и монтажа.

11.2Гарантийный срок эксплуатации погрузчиков - 12 мес со дня ввода в эксплуатацию,но не более 15 мес со дня отгрузки предприятием-изготовителем.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Определение номинальной грузоподъемности погрузчикас различными типами рабочего оборудования

А.1 При определенииноминальной грузоподъемности следует учитывать массу навешиваемого оборудованияи массу устройства для быстрой смены оборудования (при его наличии).

А.2 Номинальнаягрузоподъемность погрузчика с основным ковшом по ГОСТ28635.

А.3 Заноминальную грузоподъемность погрузчика со всеми видами рабочего оборудования(кроме основного ковша) принимают меньшее из двух значений: допустимойгрузоподъемности и подъемного усилия, которое может развить погрузчик при всехположениях рабочего оборудования.

А.3.1Допустимая грузоподъемность погрузчика с различными видами рабочегооборудования в процентах к опрокидывающей нагрузке по ГОСТ 28770 составляет, %:

60 - приприменении грузовых вил на неровной поверхности;

80 - приприменении грузовых вил на ровной твердой поверхности;

50 - приприменении грузового крюка;

75 - дляколесных погрузчиков и 50 - для гусеничных погрузчиков при применениичелюстного захвата на неровной поверхности;

80 - дляколесных погрузчиков и 60 - для гусеничных погрузчиков при применениичелюстного захвата на твердой ровной поверхности.

А.3.2 Дляопределения допустимой грузоподъемности при применении других видовоборудования следует руководствоваться наиболее близкими по конструкции изуказанных в А.3.1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Библиография

[1] ПР 50.02.006-94 Государственная система обеспечения единстваизмерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2] ПР 50.02.009-94 Государственная система обеспеченияединства измерений. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средствизмерений.

Приложение Б (Введенодополнительно. Изм. № 1).

 

Ключевые слова: погрузчик,шасси, ковш, вместимость, устойчивость, грузоподъемность

20
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.